И поговорим сейчас, конечно же, о свадьбе, а точнее – о необычных русских свадебных традициях, некоторые живы до сих пор.
Традиции и обычаи русского народа – свадебные обряды
Каждый этап требовал не только определенных слов и действий, но и некоторых обязательных атрибутов — костюмов , подарков, украшения помещений. Свадебные костюмы Важная роль отводилась одежде всех участников церемоний. Главные цвета — красный и белый. Красный символизировал мужскую силу и богатство, а белый — женскую чистоту, непорочность и красоту. Одежда украшалась красивой вышивкой с символическими узорами.
На Руси красная краска изготавливалась из кармина — вещества, добываемого из насекомых кошенили. Поэтому русская невеста, даже если ее семья была небогатой, могла позволить себе красивейший наряд темно-красного цвета. Наряд невесты Девушка обувала сандалии, лапти или шерстяные валенки. Ближе к началу ХХ века использовались и сапожки из натуральной кожи.
Под одежду обязательно надевалась рубаха из домотканого полотна. Свадебная рубаха была очень красивой, из мягкой ткани. Невеста начинала украшать свои наряды еще до того, как точно определялась дата венчания. Чаще всего использовали нитки красного и желтого цветов.
На рубаху надевался сарафан — платье с лямками. Портные в те времена не уделяли внимания женской талии, поэтому наиболее узкое место сарафана располагалось сверху, в области груди. Цвет почти всегда был красным, в редких случаях — белый или черный с яркой вышивкой. Поверх сарафана надевали передник — это считалось «визиткой» девушки, поскольку на его украшение тратились годы.
Весь костюм стягивали одним или несколькими поясами. Отдельно стоит отметить головной убор — обычно девушки надевали кокошники, которые могли отличаться по форме, количеству декоративных деталей. Девушки снимали кокошники лишь перед будущим мужем, в процессе церемонии венчания. Священник возлагал на склоненные головы молодых венцы, после чего начинал обряд.
В разных губерниях кокошник мог называться по-разному: например, сорокой, кичкой, повойником. Однако суть его всегда была одинаковой — твердый околыш и яркая ткань, которая украшалась различными деталями. Наряд жениха Если в других странах жених, как правило, надевал неприметный костюм и мог «затеряться» в пестрой толпе, то на русской свадьбе он, напротив, сильно выделялся среди других. Главным элементом была красная рубаха, или косоворотка.
Зимой или холодной осенью ее мог заменить кафтан, а для пошива костюма чаще всего использовали тонкую льняную ткань, которая выглядела очень красиво, утонченно. Рубаха обязательно украшалась вышивкой, но ее было меньше, чем у невесты. Богатые люди зимой на свадьбу надевали шубы. На ноги жених надевал штаны, или, как они назывались, портки.
Обычно они было черного цвета, однако особого значения нижняя часть костюма не имела. Головной убор — это всегда шапка, даже в теплое время года. Меха всегда стоили дорого и считались признаком богатства человека. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, которая была украшена жемчугом или бархатом, и летом.
Простые же крестьяне носили шапки из войлока.
Парень который, словит подвязку первый среди всех холостых женится. Благодарность родителям Благодарность родителям — традиция, которую молодожены исполняют под завершение банкета, как правило, перед разрезанием. По традиции молодой муж произносит слова благодарности родителям избранницы за ее красоту, воспитание и мудрость, обещает быть заботливым, любящим мужем. Молодая жена выражает благодарность родителям избранника, что они воспитали достойного мужчину, обещает быть ему хорошей женой и оберегать семейный очаг. Молодожены преподносят подарки родителям, это могут быть небольшие деревянные доски со словами благодарности или же постер… Бонбоньерки гостям В последние года очень часто встречается на свадьбах традиция — дарить небольшие подарки в виде комплемента на память всем гостям. Такие небольшие приятные подарки называются — бонбоньерки. В принципе подарить гостям можно все что угодно, главное от чистого сердца и желательно чтоб сочеталось с цветовой гаммой и тематикой свадьбы. Чаще всего в качестве бонбоньерок молодожены дарят гостям такие позиции: Мед или варенье; Чай или кофе в зернах; Драже или конфетки; Мыло ручной работы или бомбочки для ванны; Орешки.
Винная церемония. Винная церемония — достаточно популярная традиция на свадьбе, ведь считается, что вино с годами становится лучше, а семья — крепче. Как правило, молодожены прячут в коробочку или запечатывают бутылку с вином до определенной годовщины свадьбы или до рождения первенца… Повод или дату когда именно открыть вино решают сами молодожены. Есть несколько вариантов проведения данной традиции, один из самых популярных состоит из такого плана: Влюбленные на листках бумаги пишут друг другу пожелания в виде письма, помещают в конверт и заклеивают. Бутылку вина вместе с письмами помещают в деревянную коробку и обвязывают веревками.
Свашки, свахи — в старину тётки и крёстные матери обоих новобрачных, реже — дочери крёстных, замужние сёстры новобрачных. Свашки со стороны невесты всегда были при ней, поддерживали её за руку, сидели рядом за столом.
Посаженные родители обязательно присутствовали на свадьбе, если настоящие уже умерли или не могли посетить торжество, и выполняли все их функции. Даже если с родными отцом и матерью было всё в порядке, на некоторые домашние обряды первую часть «княжьего» стола и венчание, присутствовать на котором родителям запрещалось всё равно приглашали посаженных родителей. Часто на эту роль звали крёстных. Посаженная чета — это ритуальная пара, магический заместитель новобрачных. На эту должность обычно назначали настоящую супружескую пару. Часто «по совместительству» эту роль выполняли: тысяцкий и его жена, либо дружко и его жена, либо посаженные родители. В обязанности посаженной четы входило «показывать дорожку» первыми целоваться при возгласе «горько» , выполнять некоторые обряды перед и после брачной ночи этому будет посвящён отдельный раздел , устраивать послесвадебную баню для новобрачных.
Так же, как жених и невеста, они воздерживались от пищи на свадьбе, и для них устраивалась их собственная «брачная ночь». Как двойники новобрачных, они должны были запутать злые силы, а также по принципу подобия зародить у новобрачных такие же благополучные супружеские отношения, что и у посаженной четы. Ритуальные муж и жена не проводили весь свадебный день рука об руку. Этот свадебный чин известен с XII века и до наших дней. Сторож — часто это была женщина, которая сидела возле невесты в начале выкупа, а далее разметала дорогу молодым наряженным веником или метлой листовой, а не голой. Глядельщики, зрители — лица, которые не были приглашены на свадьбу, но приходили «поглядеть». По неписаному закону, они никогда не присоединялись к песням, пляскам, не переступали порог, а наблюдали, стоя за дверьми, глядя в окна.
В прошлом такие зрители обязательно должны были присутствовать на свадьбе — таким образом достигалась «всенародность» и санкционированность обществом брачного торжества. Музыканты, певцы, певцехорки — приглашённые за вознаграждение исполнители. Обычно не должны были являться родственниками новобрачных. В старину они пели, стоя рядом с порогом т. Глава 2. От сватовства до помолвки Как в старину договаривались о будущем бракосочетании жениха и невесты и породнении двух родов? С помощью досвадебных обычаев, главные из которых мы сейчас рассмотрим.
Пойди за меня — я тебя хочу [в жёны], а ты меня [в мужья]; а на то свидетель Игнат Моисеев». Значит, ещё 800 лет назад было допустимо сделать предложение девушке напрямую, в простой письменной форме, заручившись лишь поддержкой свидетеля, не обставляя это действо никакими обрядами. Спрашивать согласие на брак у самой девушки, а не у родителей, могло быть частым делом и у древних славян. По сведениям «Повести временных лет» и другим летописям, парень нередко делал предложение девушке на народном празднике, во время массовых молодёжных игр и гуляний. В чём заключался обряд, летописи подробно не рассказывают. Однако самым распространённым вариантом на Руси было сватовство, которое инициировали родители. Из новгородских берестяных грамот следует, что родители часто вели переговоры и принимали решение о свадьбе, не прибегая к обрядам.
Однако потом всё равно играли сватовство. Зачем это было нужно? Так приносили дань уважения не только родителям невесты, но и уже ушедшим предкам, которые незримо приглядывали за жизнью потомков и могли либо помогать живущим, либо расстраивать их планы. Отец и мать невесты, озвучивая решение о переходе дочери в другую семью, говорили от лица всего рода, надеясь на покровительство умерших предков. Уважение к ним выказывали и сваты: входя в дом, грели руки у печи — ведь именно очаг связан с духами предков. Когда смысл этого обряда стал забываться, свахи не утратили этот обычай, но придумали ему другое объяснение: якобы, от этого «дело выгорит», и сватовство будет удачным. Его называли сватом.
Обычно это был дядя жениха который нередко потом становился «тысяцким» , реже назначали родственницу. Этот человек и вёл переговоры. Он брал с собой 1—2 сватов. Все они должны были быть хорошими, счастливыми семьянинами. Никогда на должность сватов не выбирали бездетных и вдовых. В большинстве случаев ни жених, ни его родители не приходили в дом невесты, пока сватами не была получена предварительная договоренность о браке. Неблагоприятными днями для сватовства считались среда и пятница есть мнение, что в эти дни запрещалась львиная доля всех дел, которым покровительствовало женское божество, например, ткачество, прядение.
А также понедельник — так же, как и в нынешнее время, он звался тяжёлым днём. Сватать обычно приходили после захода солнца. Приносили с собой круглый хлеб, по желанию — горячительный напиток. Сваты заходили в дом, не дожидаясь приглашения, переступали порог правой ногой, грели руки у печи и сразу садились под матицу или возле неё — потолочную балку, отделяющую в гостиной зону «для гостей» от личного пространства семьи, входить в которое было не принято. Таким образом, сваты устраивались как раз на границе. Во многих регионах хозяева не угощали сватов, а если эти особенные гости попадали в дом во время семейной трапезы, всю еду спешно убирали. Разговор сваты вели иносказательно, вроде того что «у вас в саду цветочек, можно ли его пересадить в наш садочек?
А вот как об этом рассказывает народная песня: «Так уж мы летали, летали Да на сине море плавали». Пимоненко, 1896 г. Невеста либо не присутствовала на сватовстве, либо её усаживали возле печки которая оберегала её , откуда она молча наблюдала за происходящим, одетая в так называемое «печальное» платье. Когда согласие было достигнуто, родители впервые отламывали принесённый сватами хлеб. Часто отец невесты разламывал его на две или четыре части. Одну половину хлеба отдавали родственникам невесты, другую — родственникам жениха. Они разделяли его между всеми присутствующими.
Петров, 1861 г. Фрагмент Но это было не окончательное решение о свадьбе, обязательно назначался осмотр хозяйства потенциального мужа, а в некоторых случаях устраивали и смотрины невесты. Кроме того, во время помолвки которая также называлась сговором стороны жениха и невесты договаривались о том, в какой срок они сыграют свадьбу и породнятся, распределяли свадебные чины, оговаривали вопросы приданого, условия проживания невесты и так далее. Переговоры заканчивались подписанием документа, отдалённо напоминающего брачный контракт — так называемой рядной записи. После этого начинался настоящий праздник в честь помолвки. Согласно чину «Домостроя», организовывалось лёгкое угощение. В первую очередь поздравляли будущую тёщу.
Как правило, каравай подаёт свекровь. По традиции молодожены должны откусить первый кусок от каравая: чей из них окажется больше, тот и будет хозяином в семье. Свадебная традиция - первый танец молодоженов Ещё во времена Петра Первого молодые открывали свадебный бал. Свадебная традиция - танец отца и дочери Последний раз её держит в своих руках отец. Теперь она ему не принадлежит. Он передаёт своё сокровище - мужу. Таким образом, это последнее единение отца и дочери.
Свадебная традиция - семейный очаг Родители молодых зажигают свечи и передают их жениху и невесте вместе со своей житейской мудростью, любовью и семейным теплом. Свадебная традиция - разрезание свадебного торта Ранее подобная традиция трактовалось как символ хозяйственности невесты, которая угощала гостей. Сейчас это торжественный момент, когда все гости смотрят, как молодые будут разрезать торт на свадьбу.
8 современных свадебных традиций
что следует знать молодоженам: какие свадебные обычаи были на Руси и что они символизируют в России; свадебные приметы для родителей жениха и невесты; чем можно заменить классические традиции оригинально и стильно! Приметы и обычаи свадьбы. За свадебным столом молодожены должны были переплести ноги или поставить нога на ногу, чтобы между ними не пробежала черная кошка. 04 Если проанализировать источники, описывающие свадебные обычаи русского народа, можно выделить несколько важных этапов создания новой семьи, каждому из которых соответствовал свой обряд. Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно – торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре. «В России в каждой деревне есть свои обычаи, но в целом можно провести линию между севером и югом.
Свадебные традиции и обычаи в России
Сегодня же туфельку крадут мужчины со стороны невесты, а вот «переговорщиком» выступает свидетельница. Молодого мужа ещё раз после выкупа невесты ожидают каверзные конкурсы и задания. После того, как туфелька «отбита» у коварных похитителей, жених в неё ставит бокал и выпивает. В конце вечера уже состоявшаяся свекровь снимает фату с головы невесты, повязывая вместо неё платок. Это символизирует принятие девушки в новую семью, ведь в старину невеста не просто выходила замуж — она уезжала из отчего дома в дом суженого, становилась частью его семьи. Менее распространённая традиция, которая сегодня имеет хождение лишь в некоторых районах и сугубо в деревнях — обряд выкупа косы.
Молодежь из рабочей и крестьянской среды знакомилась самостоятельно во время гулянок или в церкви. Основополагающую роль при сватовстве играло приданое девушки, учитывая, что всем сословиям без исключения вторую половинку активнее всех искали родители, в этом нет ничего удивительного. Приданое — это не про любовь Приемка приданого по описи. Несмотря на то, что приданое существует и сейчас, в ту пору отношение к нему было весьма скрупулёзным и прагматичным.
Невеста могла быть хороша, но вот если подкачало приданое, то ждать ей жениха пришлось бы долго. Муж или его семья должны были полностью содержать будущую жену, даже если в последующем они бы разошлись. Некоторые семьи, отдающие невест, требовали в качестве подтверждения состоятельности жениха некую сумму, у мусульман это называют калымом. Но это не было распространено повсеместно, достаточно было и того, что жена поступала на полное обеспечение мужа. Поэтому, к стороне супруга вопросов было меньше, а вот с приданым, с которым невеста входила в дом будущего мужа, разбирались более детально. Покупка приданого. Юные девушки часто коротали вечера за шитьем собственного приданого. Приданое полностью зависело от финансовых возможностей семьи невесты, если семья была богатой, то с собой девушка могла привнести в семью мужа и семейные наделы, и скот, и драгоценности, и столовое серебро, и векселя, и наряды, и белье, и целые деревни. Если семья была богатой, то отец мог отписать дочери приданое уже при рождении.
Если же семья не имела возможности выделить богатое приданое, то чаще всего в него входили «женские» инструменты для работы, например, прялка. Считалось нормой, чтобы к приданому полагалась опись хорошо, что не акт приема-передачи. Впрочем, договорные отношения никого не смущали, ведь брачная сделка осуществлялась на основании описи приданого и перехода права собственности. Приданое навсегда оставалось имуществом женщины и ее супруг, и его родители не могли распоряжаться им без ее согласия. Если приданое приносило доход, то он делился равномерно между супругами, причем доходы жены или ее приданое, в случае банкротства мужа, не могли быть списаны в счет долгов. Пора и за свадебку! Свадьба в деревне была большим событием. После того как были улажены все финансовые вопросы, приступали непосредственно к свадьбе. С этого времени жених уже мог навещать дом невесты по поводу и без, правда, приходить с пустыми руками были не принято, обычно он приносил цветы, сладости.
Дворянская свадьба. Приглашения гостям рассылались от имени родителей за 7-10 дней до торжества. Жених готовил специальную шкатулку со свечами, кольцами и гребнем. Кроме того, жених приезжал в церковь раньше и оттуда оповещал невесту о том, что прибыл букетом белых цветов — их передавал через дружка.
Но даже здесь допустимы различные варианты. Ведь кому-то хочется, чтобы она была необычной и уникальной, в то время, как другие придерживаются традиций и не принимают никаких отступлений от правил.
Губернатор поблагодарил Исторический музей за идею провести такую выставку и в целом за реализацию масштабных проектов на Тульской земле. Уверен, что в этом году в музее будет еще немало интересных событий», — сказал Алексей Дюмин. Русский свадебный обряд — важнейшая часть бытовой и духовной культуры народа. При большом разнообразии местных вариантов и деталей в крестьянской культуре он сохранялся вплоть до начала XX века. Отдельные элементы свадебной традиции, старинные слова и фразы, обозначающие традиционные действия, используются и в современном свадебном обряде.
Посетители увидят уникальные памятники из собрания Государственного исторического музея, в их числе иллюстрированная миниатюрами рукопись с описанием свадьбы царя Михаила Федоровича в 1626 году. В мультимедийной части выставки представлены фрагменты этнографических записей на пленку старинных свадебных обрядов первой половины и середины XX века, старые фотографии, видеорассказы хранителей о предметах, представленных в экспозиции, игровая программа.
Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники
Та, которой подойдет обувь, требовала выкуп от будущего мужа. Этот обычай России также позволял определить благосостояние жениха, оценить его щедрость. Рушник Самостоятельно вышитый невестой рушник считался одним из главных атрибутов свадебного торжества, он навсегда оставался с супругами после свадьбы, являлся частью приданого девушки. При венчании супруги становятся на один рушник, а вторым обвязывают руки новоиспеченных супругов, навсегда скрепляя их вместе. Этот атрибут по сей день используют и при благословении и подношении праздничного каравая в России.
По русскому обычаю считалось, что сорочка жениха также должна была быть вышита невестой. Раньше он подразумевал своего рода гадание — какого пола будет младенец, куда направятся расходы семьи. Однако современные молодожены гадают, кто будет «ведущим» в семье, а кто «ведомым» в зависимости от того, чей кусок больше. На Руси такое гадание было немыслимым, ведь единственным возможным главой семьи, по традиции, являлся мужчина.
Это важное событие для невинной девушки. Супруг вносит невесту через порог на руках, чтобы злые демоны думали, что это младенец, а не чужой человек. Нередко молодожены выбирали для первой брачной ночи необычное место, чтобы «духи их не нашли» — сеновал, сарай, опочивальня знакомой пары. Даже современные люди стремятся провести ее не дома — в шикарном номере отеля, съемной квартире.
В последние годы, когда внимание к традициям снова сделало их популярным, свадьба в деревенском стиле подразумевает первую брачную ночь в стогу ароматного сена, и от этого не отказываются любители романтики. После этого события может происходить второй день празднования свадьбы, однако это зависит от финансовой состоятельности организаторов свадебного торжества. Обычно, по традиции, оно заканчивается медовым месяцем — путешествием супругов. А вот раньше медовый месяц подразумевал легкий алкогольный напиток, который готовили к свадьбе и пили не только в процессе торжества, но и целый месяц после него.
Интересно, что вес бочонка составлял никак не меньше 10 килограмм, а пить что-либо кроме этого бодрящего сладкого напитка воспрещалось.
Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым, разве только болезнь или обещание вступить в монастырь. При женитьбе жених и невеста часто не знали друг друга и под влиянием родителей играли страдательную роль. Нравственные понятия того времени не позволяли соблазняться молодым людям обоего пола, и даже жених не имел права сказать о том, что он хочет жениться, находясь в полном повиновении родителя. Только тот мог вполне распоряжаться по собственному соображению, когда был в зрелом возрасте, вступал во второй брак или вовсе не имел родителей. Иногда браки начинались по воле высших особ; так цари и великие князья женили своих бояр и ближних людей и сами выбирали им невест, а господа совершали браки между своими слугами, также не испрашивая их согласия. При царе Алексее Михайловиче правительство, желая умножить народонаселение в Сибири, хотело непременно, чтобы пашенные крестьяне, там поселенные, отдавали дочерей своих за ссыльных; но как честные поселяне не хотели брать себе в зятья мошенников и воров, то их принуждали к тому силою и брали за ослушание большую пеню.
В старину брак совершался так: родители, предприняв намерение женить своего сына, советовались со своими ближайшими родственниками и часто не говорили об этом жениху; избравши семейство, с которым не стыдно было завести родственную связь, они посылали к родителям невесты свата или сваху для предварительного объявления. Если родители невесты не желали вовсе отдать дочь свою за предлагаемого жениха, то имели ту же, как и ныне, отговорку на молодость дочери. При согласии же заявляли тотчас, но все-таки не спешили, по-видимому, ссылаясь на то, что они будут советоваться с родственниками, и назначали день решительного ответа. Николай Пимоненко. Сваты Когда, наконец, давалось согласие, сват или посредник просил дозволения видеть невесту. Случалось и так, что дозволения этого не давалось, иногда из кичливости, а иногда по безобразию невесты. Но чаще случалось, что родители соглашались показать невесту, и тогда приезжала мать жениха или посылалась женщина, называемая смотрительницею, но все-таки смотрел невесту не жених.
Показ невесты происходил различным образом. Иногда смотрительницу вводили в убранную комнату, где невеста стояла в лучшем своем наряде, с лицом, закрытым покрывалом; иногда же невеста сидела за занавесом, и занавес отдергивался, когда приближалась смотрительница. Смотрительница прохаживалась по комнате, заговаривала с нею, стараясь выпытать, умна ли она, хороша ли, не безъязычна ли, и речью во всем исправлена ли. Бывало, у родителей дочь-невеста урод, то показывали младшую дочь, а то и служанку показывали смотрительнице. Так как жених не имел права видеть невесту до брака, а потому должен был довольствоваться теми сведениями, которые сообщала смотрительница. Он узнавал обман только после венчания. Обманутый жених мог жаловаться духовным властям; производился розыск, допрашивали соседей, знакомых и дворовых людей, и если обман открывался, то виновного наказывали кнутом и брак расторгали; но это случалось очень редко, чаще подводили дело так, что жених должен был жить со своей новобрачной, и ему тогда говорили позднее нравоучение: «Не проведав доподлинно, не женись».
Зато муж в утешение себе колотил свою жену, принуждал ее постричься, а иногда тайно умерщвлял; поэтому некоторые женихи, чувствуя в себе довольно силы и значения перед семьею невесты, настаивали, чтобы ему дозволили самому видеть невесту, и родители позволяли, если дорожили женихом. Но тогда этому жениху было трудно отделаться. Видеть невесту и отказаться от нее считалось бесчестием, и родители невесты могли напутать на жениха духовным властям много такого, что и не снилось жениху, и вовлечь его в беду и ответственность. Костомаров приводит такой пример. Один молодой человек, вероятно не имевший родителей, задумал жениться и поручил свату найти ему невесту. Приятель условился с одним посадским обмануть его. У этого посадского была кривая дочка.
Родитель этой красавицы обещал приятелю щедрую награду, если он сбудет ее за охотника. Сват отправляется к жениху и говорит, что он может видеть из окна невесту, когда она пройдет по улице. Девицу провели во всем убранстве, и жених смотрел на нее из окна. Девица, идя, держалась так, что жених видел только ее здоровый глаз и, не заметив другого, решился на ней жениться. Плохое житье было как мужу, так и жене; выиграл в этом только один сват. И ныне есть в обычае в старинных русских семействах и особенно между провинциалами-староверами, что родители, не спрашивая согласия своих детей, соглашаются между собою и насильно совершают брак ради своих дружеских отношений, коммерческих выгод или хорошего собутыльничества. Брачный сговор После смотра происходил сговор, первая часть брачного праздника, или вступление к торжеству.
Сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Это случалось иногда до обеда, иногда после обеда, вечером, смотря по тому, как угодно было это назначить родителям невесты. Тут родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почетных местах в переднем углу под божницей, а сами садились возле них. Несколько времени проходило в молчании, глядя друг на друга. Этого требовало приличие того времени. Михаил Шибанов.
Потом или отец жениха, или родственник жениха, человек близкий, говорил речь такого смысла, где высказывалась причина приезда и доброе его назначение. Родители невесты необходимо должны были отвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны постановляли: в такое время жених обязывался взять себе в жены такую-то, а родственники ее должны были выдать и дать за нее такое-то приданое. Сроки были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьбы совершались и чрез неделю после сговора, а иногда между сговором и венчанием проходило несколько месяцев. Приданое, как и теперь, всегда было важным условием русской свадьбы и состояло в постели, платьях, домашней утвари и украшениях, в рабах и деньгах, и недвижимых имениях, если девица принадлежала к дворянскому происхождению. Обыкновенно приданое доставлялось в дом новобрачных после свадьбы; но недоверчивость родителей жениха нередко достигала того, что вызывала немедленное исполнение обещанного по пословице: «Денежки на стол, девушку за стол». Роспись приданого в прежнее время называлась рядною записью, где писалось подробно все, что давалось за невестою; причем в противном случае договаривалась неустойка или попятное.
Та сторона, которая отступала, обязывалась платить известную сумму. Такие суммы были велики, смотря по состоянию, и всегда таковы, что могли быть отягощением для нарушителя своего обязательства. Рядную запись писал подьячий, которого нарочно для того приглашали. Случалось, что в той же рядной записи прибавлялось в виду условия, чтобы мужу не бить своей жены; чтобы при случае можно было взыскать обиду судом. Эта мера считалась необходимою, потому что, в противном случае, новобрачный мог в полной мере выражать свою лютость и досаду безнаказанно над супругою. При сговоре невесты в то время не было. Но по окончании условий одна из женщин, принадлежащих к членам семейства или состоя в близкой родне невесты, приносила жениху и сопровождающим его родственникам от имени невесты — подарки.
Сговор вообще представлял собою характер укрепляющий для будущей цели брачного союза, нарушить который со стороны жениха значило оскорбить семью невесты. Как бы то ни было, но, начиная от сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок, жених не видит своей будущей невесты. Но вот наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делаются приготовления; собирали поезжан, снаряжали разные свадебные чины, которые по духу времени составляли необходимость брачного торжества; замечание профессора Костомарова чрезвычайно удачно, когда он говорит, что вступление в новую жизнь жениха и невесты имело подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста — княгини. Здесь подразумевается и то еще, по нашему мнению, что каждый отец и каждая мать обещает новое потомство, которое во всяком случае своего родоначальника или родоначальницу может почтить высоким достоинством и очень почтенным. Свадебные чины Главный чин со стороны жениха был тысяцкий, точно так же, как такие чины существовали во времена удельно-вечевые. Должность тысяцкого была сопровождать повсюду жениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать по порядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на свадебном пиру, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту. Затем следовали посаженные отцы и матери, если не было родных; в более благоприятном случае эту должность исполняли самые родители.
Отец и мать жениха благословляли его на брак; отец и мать выдавали невесту. С обеих сторон выбирались старшие и меньшие дружки и две свахи из замужних женщин; одна сваха была со стороны жениха, а другая — со стороны невесты; с обеих сторон выбирались сидячие бояре и боярыни, которые должны были образовать почетный совет; также с обеих сторон назначались свадебные дети боярские, или поезжане, сопровождавшие шествие жениха и невесты и во время церемонии составлявшие второй класс гостей после бояр. Наконец, к свадебному чину принадлежали лица, выбранные из прислуги: свечники, коровайники и фонарщики. Сверх всех свадебных чинов, был один очень важный, которого должность была оберегать свадьбу от всякого лиха и предохранять ее от колдовства и порчи, ибо свадебное дело в старину считалось особенно удобным для порч и колдовских лиходейств.
Не венчали в субботу, вторник и четверг, поскольку брачная ночь приходилась бы на канун постных дней среда и пятница и воскресный праздничный день. Лучшим днем для венчания была первая половина дня Светлого христова Воскресенья. Не проводили венчание также все дни многодневных постов и двунадесятых и престольных праздников, праздников были запретными для венчания. Регистрировались не только браки, но и рождение детей, а также смерти прихожан. Родословная семьи может стать прекрасным подарком на свадьбу и стать семейной реликвией, которая передается следующим поколениям. В 19 веке в начале обряда проходило обручение — жених и невеста давали свое согласие на брак и обменивались кольцами. После чего священник благословлял новобрачных, а на их головы надевали венцы. В заключении обряда молодые выпивали вино из одной чаши и троекратно обходили аналой. Таинство венчания в Православной Церкви и сегодня сегодня проводится по этим канонам. Принять таинство венчания могут христиане, зарегистрировавшие брак официально, и только по взаимному согласию. Все о таинстве венчания и подготовке к нему можно прочитать на официальных сайтах Русской православной церкви. Свадебный пир и «Горько! После каравай бережно делили за столом. Свадьба в Ярославле. Каравай ВАЖНО: Сейчас зачастую родители ждут молодых с иконой и караваем перед банкетом, возникла традиция «кто откусит больший кусок, тот и будет хозяином в семье». Следует подумать, уместно ли такое состязание с использованием священного хлеба, которым только что благословляли молодых. Руководил свадебным пиром дружка. Новобрачные не могли прикасаться к еде и питью, им не полагалось плясать и даже разговаривать между собой. Во время свадебного застолья новобрачные должны были целоваться. Это происходило в игровой форме. Гости кричали «горько! Свадьба в Удмуртии «Из девицы в молодицу! Во время ритуала звучала повивальная песня. Свадебное застолье СОВЕТ Вы можете вспомнить эту интересную традицию и во время банкета поменять не только платье, как сейчас модно, но и головной убор. Раньше заплетали две косы и прятали их под кокошник, сороку или повойник. Завершался свадебный пир проводами молодых на брачную постель. Застолье продолжалось и на следующий день. Третий день свадьбы включал в себя взаимные визиты родственников новобрачных. В этот день проходили игры, пляски, устраивались пирушки. Многоукладность или микс культурных традиций Почему в своих глубинных воспоминаниях о том, что такое свадьба, и в размышлениях, как сегодня организовать современный свадебный ритуал, мы в большинстве своем вспоминаем именно эти ритуалы и традиции? Как отмечают исследователи — антропологи, культурологи, филологи фольклористы , безусловно, все эти обряды пришли к нам из крестьянской свадьбы. К концу 20-х годов 20 века крестьянская свадебная традиция была практически полностью уничтожена в результате коллективизации, раскулачивания и введения нового законодательства о семье и браке.
А может заказать лимузин? Если тебе это кажется крутой идеей, то у нас проблемы. Нет, возможно у вас куча лишних денег и времени, которые хочется выкинуть, но если нет, то отбрасываем эти затеи. Опять же время — приехал ли транспорт вовремя, кто где отстал, вождение овер супер дрифт! Оно вам надо? Сейчас очень многие пары используют такси, свою машину или находят доверенное лицо, которое поможет в нестандартных перемещениях, но если ничего особенного, то такси вообще топ! Какого-нибудь лухари класса — доступно заказать даже с непредвиденными обстоятельствами, личный водитель, нет заморочки с парковкой, сидишь и отвечаешь себе на поздравления или просто отдыхаешь в пути. Бросание лепестков после росписи в Загсе Сделаем позитивный перерыв! Выстроиться у ЗАГСа после церемонии, бросать лепестки и кричать приятности молодоженам это кайф! Фотки огонь, настроение заряженное, оставляем! Непонятная вещь, которая зачастую портит день. Кого-то забрызгали, запачкали, кто-то голодный уже перебрал, таскание всего в пакетах и поиски места, где этот кипиш можно реализовать, потому что в ЗАГСе нельзя. Лучше дождаться банкета или посиделок, которые вы в этот день организовали. В дополнение хочется сказать, что выездная регистрация смотрится и ощущается в разы круче, чем поход в ЗАГСе. Если есть возможность, обязательно ее организуйте! И все чаще пары выбирают сходить расписаться в отдельный день без фотографа, что совершенно не критично, зато по времени это сильно разгружает праздничный день. Алкоголь на свадьбе Свадебный каравай Что происходит чаще всего, когда гости встречают молодожёнов перед банкетом? Конечно же каравай! Который потом грустно черствеет за ненадобностью. А какие прекрасные фотографии получаются, когда жених с невестой пытаются откусить свой кусок! Макияж невесты? Подумаешь вся помада осталась на каравае с начала праздника. Свадебный макияж у хорошего мастера ведь такой дешевый.
Как выходили замуж на Руси: 10 традиций, которые вызовут у вас улыбку
русские свадебные традиции и обычаи 3 Самый главный свадебный обряд в русских традициях – сватовство. В разных регионах России существовали свои традиции и особенности сватовства. Традиции и обряды», которая готовится к открытию в филиале ГИМ в Туле, вошли 283 экспоната. Традиции свадебного дня. О новых и старых обычаях в стране, особенностях их соблюдения в России — в материале РИА е традиции и обычаиРусские традиции формировались и видоизменялись на протяжении многих веков. Свадебные традиции в России — это не только выкуп и каравай.
Традиции и обычаи на свадьбе
Ныне существующие свадебные традиции в России, в своём большинстве, основаны на обычаях предков. Некоторые сведения о дохристианских свадебных обрядах и обычаях можно почерпнуть из церковных поучений против язычества. Мы привыкли уже к нашим свадебным традициям и порою не отдаём отчёта в их самобытности и неповторимости.
Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники
Если ваши предки были счастливы в браке, то для вас будет большой честью надеть и пронести через всю жизнь реликвию своих родителей, дедов и прадедов. Если же у кого-то из вашей семейной цепочки в браке случались несчастья, либо один из супругов умирал не своей смертью, то лучше не стоит брать на себя энергию колец той супружеской пары. Выкуп невесты Выкуп — это один из русских свадебных обрядов, отличающий ритуал создания новой семьи у нас от празднования в других странах. Но стоит отметить что сам процесс выкупа невесты немного изменился: если раньше он проводился с целью того, чтобы невеста покинула родительский дом, то сегодня он устраивается для развлечения гостей. Свадебный выкуп худ. Трутовский Свадебный выкуп сегодня Ранее выкуп проводился для того, чтобы жених мог доказать всем свою состоятельность и то, что он сможет содержать семью.
То есть этот обычай носил финансовый характер. Можно также сказать и о сговоре, который был популярен в прошлом веке. Он проходил после сватовства и заключался в распределении трат и подарков с обоих сторон. Венчание Таинство венчания многие пары совершают и сегодня, но ранее это было просто обязательно. Так молодожены заверяют свои отношения перед богом, и если им позже приходится расстаться, то это считается большим грехом.
Поэтому, если вы не уверены в своей любви, которую сможете пронести много лет, то не стоит венчаться и брать грех на душу. В пролом столетие венчание на русской народной свадьбе было обязательным. Новобрачные долго выбирали храм, в котором произойдет таинство венчания, а также свои наряды. Рушник Одним из главных атрибутов русской свадьбы можно считать собственноручно вышитый невестой рушник. Это часть приданного, которое вручалось девушке.
Рушник оставался в доме молодоженов навсегда после проведения свадьбы. Рушники использовались при венчании, их должно было быть два: на одном молодожены стоят, а вторым связываются их руки. Сегодня же на рушнике подается хлеб-соль молодым. Невеста должна была вышить не только рушник, но и рубашку жениха в преддверии праздника. Букет и бутоньерка Если говорить о традициях русской свадьбы, то много лет назад букет для невесты составлял ее суженый.
Для этого он мог просить у соседей цветы, растущие в их садах, и они не могли ему отказать. Также он мог рвать цветы и на поле. Цветы жених должен вручать невесте после того, как прошел все испытания «выкупа». Если же невеста берет в руки букет, то это говорит о том, что она согласна связать с мужчиной свою жизнь. После этого один из цветков невеста должна приколоть на груди жениха.
Но сегодня вряд ли невеста позволит своему супругу купить букет, так как он должен сочетаться с ее платьем и стилем торжества. А ведь, согласно традициям, жених не должен видеть невесту в свадебном платье до вступления в брак. Обычай бросать букет в толпу незамужних девушек пришел в Россию из Европы. Но, как показывает статистика, подобная примета сбывается не так часто. Раньше же вокруг невесты собирали хоровод, а та с закрытыми глазами дарила букет одной из подружек.
Колдун На свадьбу молодых приглашался колдун, который проводил свои обряды и защищал дом от неприятностей, а молодоженов —от сглаза. Если говорить о современности, то никто не проводит никаких обрядов, а в роли колдуна выступает тамада, который веселит публику и проводит некие обряды со свечой и хлеб-солью. Осыпание зерном и гадание Сегодня вряд ли кто-то вспомнит старую добрую традицию русской свадьбы — осыпание молодоженов зерном. После выхода из церкви гости с обеих сторон должны осыпать мужа и жену зерном. Во время этого супруг должен нести невесту на руках.
Но сегодня, если и используют эту традицию, то вместо зерна бросают монеты, рис или лепестки роз. Еще одной традицией русской свадьбы можно назвать гадание на пол будущего ребенка. После выхода из ЗАГСа молодые должны привязать к лапкам голубей две ленточки — розовую и голубую — и выпустить птиц из рук. Какая из птиц взлетит выше, такого пола и будет первенец: с розовой лентой — девочка, с голубой — мальчик. Семейный очаг На русской свадьбе много внимания уделялось созданию семейного очага.
Это один из красивых и волнительных обрядов как для новобрачных, так и для их родителей. Оказывается, еще на Руси изготавливали семейный очаг, который потом долгое время служил символом и оберегом семьи. Ранее суть обряда заключалась в следующем: родители обеих сторон зажигали свечи и передавали их молодым, произнося слова напутствия и советы молодой хозяйке. Сегодня же подобный обычай проявляется несколько иначе, но его суть сохраняется.
Однако уже во второй половине века традицию, согласно которой родители решали судьбу детей, начали считать пережитком прошлого. Мальчишники и девичники Перед свадьбой традиционно закатывали мальчишники и девичники. Мужчины ходили по кабакам, к цыганам, пели песни под гитару и веселились. Девушки собирались в банях, а после также ели, пили, пели и плясали. Фото: А. Согласно поверью, в туфли невесте клали золотые монетки под пятки — это сулило семье богатство.
Женихи наряжались в праздничный костюм. Представители светского общества облачались в черные фраки, повязывали белые галстуки, на руки надевали перчатки, военные были в парадной униформе. Фото: К. Маковский, «Под венец», 1884 год День свадьбы Праздничный день состоял из двух важных этапов. Венчание Венчание проводилось в храме в присутствии свидетелей и гостей, оно закрепляло союз юридически.
В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств. Подготовка Подготовка невесты к свадьбе Дальнейшие действия в русской свадебной традиции сильно менялись, в зависимости от эпохи и региона. В целом, их суть сводилась к подготовке торжественной церемонии венчания. Будущая невеста носила уже другую одежду чем сообщала окружающим о предстоящем событии.
Иногда проводился девичник, только суть его отличалась от современных гуляний женской компании. Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданное. Жених тоже не бил баклуши. Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира. А уже перед самой церемонией венчания, молодой вместе с друзьями шел в баню, чтобы очиститься от всех грехов холостяцкой жизни. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения. Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами. В некоторых селах символическую плату брали даже со сватов, которые только шли с предложением.
В большинстве случаев размер платы был символичным или взимался в виде совершения какого-то действия. Иногда предметом выкупа могла быть не сама невеста, а что-то из ее вещей или часть свадебных угощений. Эта часть церемонии во все времена была самой веселой и интересной.
Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку. Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда. Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили с поздравлениями. Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться. Тогда веселье часто переходило в оргию и нередко забывались всякие приличия. Музыки не было; только трубили в сурьмы, били в бубны и накромы. Второй день свадьбы На другой день новобрачных вели при звуке сурьм и литавр и пении песен в отдельные мыльни. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства; с нее снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом. По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди их сваха несла горшочек или два горшочка, поставленные на одном блюде и обвернутые соболями; в этих горшках была каша; сваха кормила ею и мужа, и жену; перед мужем держал горшочек дружка, перед женою — сама сваха; этот обычай наблюдался и у царей, и у крестьян. После кормления кашею жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты. Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских княжим. Это название и посейчас существует у крестьян, которые никогда не равнялись князьям, и у царей, которые были всегда выше всех князей. Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями; все ели, пили в изобилии и веселились. Борис Кустодиев. Свадебный пир Но если бы невеста не сохранила своего девства, то общее веселье омрачалось и посрамление ожидало ее бедных родителей. Отец мужа подавал им кубок, проверченный снизу. Когда сват брал кубок, отец жениха отнимал палец от отверстия в кубке, и вино лилось при общем поругании и насмешках, и жизнь молодой с этого времени подчинялась вечным попрекам в среде чужой семьи. Впрочем, Котошихин говорит, что в подобных случаях сам новобрачный, скрывая проступок жены от прочих, пенял только тестю и теще, и затем все проходило бесследно. Посещение царского двора В этот день новобрачный, если он имел к царю доступ, после посещения родителей невесты являлся во дворец со всем поездом, состоявшим тоже из лиц, имевших приезд ко двору. Государь принимал их, сидя в шапке. Все кланялись в землю. Государь милостиво спрашивал их о здоровье такой вопрос считался большою милостью , поздравлял жениха с законным браком, благословлял его с женою образами и жаловал подарками, состоявшими обыкновенно в соболях и разных материях или в серебряных сосудах.