10 декабря 2004) - советский и российский актер театра и кино татарской национальности. Раднэр Муратов. Актер, Актер дубляжа. Популярные работы: Джентльмены удачи (1971), Звероловы (1959). Советский актёр Раднэр Муратов прославился за свою роль в комедии Александра Серого «Джентльмены удачи». Муратов Раднэр Зинятович родился 21 октября 1928, Ленинград — 10 декабря 2004, Москва. Полная фильмография Раднэра Муратова, все фильмы с его участием с описанием ролей.
Татарское Дворянское Собрание Санкт-Петербурга
Раднэр Муратов, известный по роли в фильме «Джентльмены удачи», был настоящей звездой Советского Союза. рассказывал о съемках в фильме Раднэр Муратов. Самой известной ролью Раднэра Муратова стал Василий Алибабаевич из знаменитой ленты «Джентльмены удачи».
Причина, почему Раднэр Муратов стал нищим и умер в психушке
Раднэр Муратов (Василий Алибабаевич). Актер театра и кино Раднэр Муратов, получивший всесоюзную известность после роли Василия Алибабаевича в комедии "Джентльмены удачи", закончил свою жизнь в полной нищете, пишут "Аргументы и Факты" в статье о легендарных артистах и режиссерах. Для Раднэра Муратова роль в фильме "Джентльмены удачи" осталась самым ярким впечатлением в его жизни. (1965) с участием Раднэра Муратова, 1 серия Фильм «Время, вперед!».
Детство и юность Раднэра Муратова
- Раднэр Муратов - лучшие фильмы и сериалы
- "Звезды советского экрана": Раднэр Муратов и два фильма Татьяны Дорониной
- Раднэр Муратов (Radner Muratov) - актер: фильмография - НТВ-ПЛЮС Онлайн ТВ
- Почему звезда «Джентльменов удачи» Раднэр Муратов не справился с зависимостью
- Жизнь и судьба актёра Раднэра Муратова из «Джентльменов удачи» — Москва Доверие
Раднэр Муратов: единственная "звездная" роль, пагубное пристрастие и два брака
А в те времена надо было выдавать на-гора метраж - государство требовало отчета за каждый съемочный день. Несколько дней группа находилась в простое, и тогдашний директор "Мосфильма" Сизов пригрозил закрыть картину. Режиссер Серый в панике бросился на поиски и нечаянно наткнулся на Радика, который просто шел по студии. Его быстро загримировали и буквально тут же утвердили. Я ему всегда говорил: "Радик, ты вытащил счастливый лотерейный билет! Так он и сыграл в картине, хотя мне кажется, что Мкртчян мог бы сделать это лучше. У Радика образ был чисто комедийным, а Фрунзик мог бы сделать его трагикомическим. Почему как собака? Замечательные комедийные актеры, которые там снимались, подшучивали друг над другом даже тогда, когда звучала команда: "Стоп! А уж в кадре и подавно.
Чего стоил только один эпизод поездки в цистерне с цементом. Это была закваска, из которой делают квас. Вицин, когда узнал, что она настояна на 16 травах, которые очень полезны для организма, начал нырять туда в два раза чаще. А вообще, эта субстанция была очень вкусной и сладкой, так что они с удовольствием там плескались. Это так? И Радик такой был. Вицин, например, не любил всяких сборищ и тусовок, совершенно не публичный был человек, жил замкнуто. Даже собственный юбилей праздновать отказался. А еще актеры-комики, как правило, трагически заканчивают свою жизнь - в нищете, в одиночестве.
Когда умер мой очень хороший друг, Борис Кузьмич Новиков знаменитый "купи-продай" , у его семьи не было денег даже на гроб. Когда его жена позвонила в Союз кинематографистов и попросила о помощи, ей ответили, что средств нет. И в этот же день как раз проходил Московский международный кинофестиваль в кинотеатре "Россия" вручили по 100 тысяч долларов Софи Лорен и Джине Лоллобриджиде. В нищете умер и Сергей Филиппов исполнитель роли Кисы Воробьянинова в "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая , да еще и пролежал две недели после смерти в своей квартире. У него была опухоль мозга... В бедности закончил свои дни и Фрунзик Мкртчян. Не миновала эта участь и Радика. Мы долго его отговаривали, но он стоял на своем: "Я дал себе слово, что уйду, как только заработаю пенсию! Лет 10-12 он нигде не работал.
А потом, когда началась перестройка и выживать на пенсию стало невозможно, вынужден был попроситься обратно. Мы с директором посовещались и взяли его. Но если раньше он был штатным актером, то теперь находился на договоре. Он не участвовал ни в одном спектакле, просто получал зарплату. Мы старались поддерживать его материально. Очень много помогала Гильдия киноактеров России, там ему выписывали деньги, давали продовольственные наборы. Так он и жил. Ему едва доставало сил, чтобы прийти за зарплатой. Он все время находился в состоянии прострации, не узнавал людей, с которыми проработал не один десяток лет.
Когда к нему обращались, ничего не отвечал, только растерянно улыбался в ответ. И все время говорил: "Я, наверное, скоро умру... Такая у него была присказка. И вот однажды Радик вышел на сцену, пару слов сказал, а дальше все - провал текста! Он еще обычно пел песню "Давай, чайханщик, чаю! А тут что-то нечленораздельно промычал, ушел за кулисы и сказал: "Все, больше я на сцену не выхожу! Мы тогда и не поняли, насколько страшно все, что с ним происходит. А ведь это человек очень ясного, аналитического ума! Удивительным образом умел просчитывать лотерейные выигрыши и действительно часто выигрывал - и в лотерею, и на скачках.
А как он играл в шахматы! Часто его партнером был чемпион мира по шахматам Смыслов. И Радик выигрывал у него! Одно время они даже вели на телевидении "Шахматную школу". Но это было давно, лет 25 назад, когда Радик еще был, что называется, в соку. Кстати, однажды он из-за своего шахматного таланта пострадал. Как-то он мне рассказывал, как снимался у казахского режиссера Шакена Айманова. И вот в один из дней забарахлила камера. И Айманов, который считал себя непревзойденным шахматистом в актерской среде, предложил: "Ну, кто тут шахматист?
Несмотря на то что роль в «Джентльменах удачи» так и не сделала из эпизодника Муратова актера пусть не первого, но хотя бы второго плана, он по этому поводу особо не переживал, поскольку на жизнь ему, в общем-то, хватало. Ведь даже актеры-эпизодники, если у них есть работа, по части заработка не были обделены. Не шиковали, конечно, как актеры первого плана, но и не бедствовали.
Например, за скромный эпизод в «Не может быть! А за роль Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи» Муратов и вовсе удостоился самого высокого в своей киношной карьере гонорара — 1912 рублей. Пусть и меньшего в два-три раза, чем гонорары его партнеров по фильму Леонов, к примеру, получил 5600 рублей , однако и этих денег Муратову, который жил один, вполне могло хватить даже не на месяцы, а на годы вперед.
К тому же, он все еще состоял в штате Театра киноактера, где ему каждый месяц выплачивалась зарплата, и периодически выступал с концертами по линии Бюро кинопропаганды. Все это и позволяло Муратову не чувствовать себя обделенным по части заработка. Однако было одно обстоятельство, которое все же сильно влияло на материальное положение актера в худшую сторону: он продолжал просаживать большие суммы на ипподроме.
И он это прекрасно знал, однако остановиться не мог, являя собой типичный пример больного человека из разряда тех, что описал в своем «Игроке» Федор Михайлович Достоевский. Как вспоминает его близкий приятель Владимир Протасенко он играл эпизодическую роль детдомовского друга героя Савелия Крамарова в фильме «Джентльмены удачи» : «Муратов всегда осуждал меня за нелюбовь к азартным играм. Я сразу понял: отговаривать его от этой страсти бессмысленно.
Вся его жизнь была в игре. Это большая беда. Кстати, сам он понимал, что так жить невозможно, но ничего не мог с собой поделать…» Муратов проводил на скачках все свое свободное время, которого у него с каждым годом становилось все больше и больше — с середины 70-х в кино его приглашали сниматься все реже и реже.
Иной раз, проигравшись в пух и прах, он не уезжал домой, поскольку денег не оставалось даже на метро, а устраивался спать прямо на ипподромовской скамеечке. Сторожа его не прогоняли — Муратова там все хорошо знали. Тем более что он был человеком незлобивым и абсолютно не пьющим.
Среди ипподромщиков последнее качество было настоящей редкостью. В киношной среде с Муратовым практически никто не дружил, поскольку он сам всех распугал своим пагубным пристрастием: он систематически клянчил у друзей деньги на скачки. Единственный, кто долгое время был с ним дружен и выручал деньгами, был Георгий Вицин, с которым они вместе ездили выступать с творческими концертами в глубинку.
На рубеже 80-х Муратов сменил место жительства — переехал из центра в однокомнатную квартиру в районе Нагатинской набережной. Но поскольку хозяйку к тому времени так и не завел, поэтому его новое жилье представляло из себя ужасное зрелище: кучи старых газет в коридоре, разбросанные по полу вещи, мебель, покрытая толстым слоем пыли. Но обращать на это внимание у Муратова не было ни желания, ни времени: дом продолжал служить ему только местом для ночлега, а все основное время он проводил на ипподроме.
В 80-е годы Муратов снялся всего лишь в четырех фильмах, причем все были сняты на «Мосфильме», поскольку далеко уезжать из столицы Муратову не позволяло здоровье. Его последней ролью стал крохотный эпизод в фильме режиссера Михаила Швейцера «Крейцерова соната» 1987. После этого карьера Муратова в кино закончилась, хотя до его ухода из жизни было еще далеко — целых 18 лет.
В 1986 году, после 35 лет работы в кинематографе, Муратов наконец-то дождался официального звания заслуженного артиста РСФСР. Это давало пусть небольшую, но прибавку к заработной плате. Однако вскоре Советский Союз развалился, и эту прибавку съела инфляция.
Тогда же прекратил свое существование и Театр киноактера, в результате чего его актеры оказались на улице. Выживали кто как мог: кто-то перебивался эпизодами, кто-то концертными выступлениями. Муратову было тяжелее всех, поскольку к тому времени у него начала отказывать память.
Он жил на скудную пенсию в той же квартирке на Нагатинской набережной, которая напоминала больше захламленный склад, чем жилье человека. Сын Муратова предлагал отцу свою помощь — хотел нанять дворничиху, чтобы та прибралась в доме актера — но тот отказался: он не хотел ничего менять. Из домашней еды он предпочитал только хлеб, плавленный сырок и минеральную воду.
Но чаще всего он питался в столовой для неимущих на Люблинской улице, где его знал весь персонал и с удовольствием принимал в любое время. Причем даже в эти тяжелые годы Муратов не изменял своим привычкам: никогда не просил помощи. Однажды пришел в столовую, а про то, что денег у него нет, забыл.
Повара хотели накормить его бесплатно, но он наотрез отказался. В результате он дождался закрытия столовой, после чего одна повариха вынесла ему на служебный вход остатки еды, да еще дала ему с собой целую авоську. За это благодарный Муратов потом долгое время приносил той поварихе в подарок полевые цветы.
В 2000 году Муратов перенес инсульт, после чего врачи признали у него болезнь Альцгеймера. Муратов часто терял ориентацию, плутал по столице. Были случаи, когда его вдруг находили в центре Москвы на Арбате, а он не мог сориентироваться и найти, где метро.
От помощи сына и бывшей жены он категорически отказывался. Он не хотел, чтобы его считали немощным или нищим. Как бомж Осенью 2004 года Муратов вышел из дома. В тот день дверь за ним захлопнулась навсегда. Назад он не вернулся. Спустя время кто-то привез его в одну из столичных больниц. Но актер был так плох, что ничего не смог о себе сообщить. Неизвестного, похожего на бомжа гражданина поместили в психиатрическую лечебницу. Однако другу Муратова Владимиру Протасенко удалось его найти.
Раднэра Зинятовича положили в обычную больницу. Но там его настиг инсульт. Он впал в кому, а 10 декабря его не стало.
Мебель из его квартиры забрали, и он спал на полу, на газетах. Единственное, что осталось у "Василия Алибабаевича", — это книги. Книги были неприкосновенными для него, его с детства учили, что книги — это святое. У Муратова возникли проблемы со здоровьем, и однажды он оказался в больнице после инсульта. Последствия инсульта оказались серьезными: у него начала развиваться болезнь Альцгеймера.
Он часто терялся и не мог найти дорогу домой, забывал слова своих выступлений и даже о своей работе в кино и театре. В октябре 2004 года он снова исчез из дома, что вызвало беспокойство у его друзей и соседей. Через два месяца его обнаружили в психиатрической больнице, где его привезли после того, как его бездомного и заблудившегося состояния заметила полиция. Его состояние продолжало ухудшаться, и 10 декабря он скончался. Для Раднэра Муратова роль в фильме "Джентльмены удачи" осталась самым ярким впечатлением в его жизни.
Трагедия актёра Раднэра Муратова
Раднэр Муратов родился 21 октября 1928 года (этой осенью ему могло бы исполниться 93 года). Раднэр Муратов снялся более чем в 80 фильмах, но запомнился зрителям по роли Василия Алибабаевича в комедии «Джентльмены удачи» (1971). Самой известной ролью Раднэра Муратова стал Василий Алибабаевич из знаменитой ленты «Джентльмены удачи». При этом сам Раднэр Муратов считал себя человеком, от которого фортуна отвернулась.
Раднэр Муратов — жизнь актера после «Джентльменов»
Почему Раднэр Муратов считал себя обязанным за роль в "Джентльменах удачи" Фрунзику Мкртчану? Раднэр Муратов родился 21 октября 1928 года (этой осенью ему могло бы исполниться 93 года). Раднэра Муратова узнала и полюбила вся огромная страна после выхода фильма "Джентльмены удачи" в 1971 году, где он сыграл совестливого жулика Василия Алибаба. умер 10 декабря 2004 г. Принимал участие в съемках и озвучивании фильмов: Золотой теленок (1968), Отец солдата (1964). Раднэр Муратов появляется в кино и тв-шоу в качестве актера, начиная с 1952 по 2005 годы.
Раднэр Муратов: последние дни жизни
Читать: Георгий Бурков: карьера и любовь всей жизни Через два года Раднэр Зинятович на пробах к фильму «Шарф любимой» познакомился с актрисой Еленой Довлатбековой. Мы с ним познакомились, и он стал ко мне очень внимателен. Я на него тоже обратила внимание, потому он не очень был похож на остальных актеров. В нем была какая-то детскость, наив и чистота», — делилась Елена в интервью. Для начинающей актрисы главная роль в этом фильме стала дебютной в карьере, а Раднэра не утвердили и он вернулся в Москву. Однако время от времени актер приезжал в Нальчик к Елене и через какое-то время они поженились. Елена Муратова В 1956 году у пары родился сын Леонид, который также стал актером. Прожив вместе несколько лет, супруги расстались. А причиной расставания стал азартный характер актера и его страсть к скачкам.
Много времени Муратов проводил на скачках, проигрывая все, что мог. Актер понимал беду своей зависимости, но ничего не мог изменить. Сначала семья оказалась в долгах, а затем в начале 1960-х просто распалась. Елена потом во второй раз вышла замуж, а Раднэр так и остался один до конца жизни. Чтобы как-то прожить на небольшую пенсию актер стал принимать участие в концертах и проводить творческие вечера. Когда стало совсем тяжело он вернулся в театр, но поскольку не играл в спектаклях получал какие-то копейки. Тем не менее актер и этому был очень рад.
Лучшие От красного диплома до ночлега на жёлтых газетах Раднэр Муратов много снимался, на счету актера больше 80 работ в кино, но умер он в нищете и одиночестве в своей квартире, где даже кровати не было, поэтому спал 76-летний актер на полу, постелив несколько желтых газет. И ведь речь не о «лихих 90-х», свою незавидную старость знаменитый Василий Алибабаевич доживал в стабильные «нулевые». Как дошел актер до такого состояния — читайте далее.
Правда, когда будущий актер подрос, то признавался, что данное ему имя его совсем не радует. Какое-то оно неблагозвучное. Отца в 1930 году по партийной линии отправили в Татарию, куда он перебрался со всей семьей. Здесь Раднэр после школы поступил в школу ВВС и окончил ее в 1946 году, но вот боевых вылетов совершить ему не дали. Стать актером Муратов решил случайно — в 1947 году он отправился в отпуск в Москву, и там увидел объявление о наборе во ВГИК. Удивительно, но у него получилось поступить с первого раза, хотя Раднэр практически не готовился к экзаменам. Позже кто-то из коллег сказал, что парню повезло, потому что в те времена было распределение квот между советскими республиками — оттуда нужно было кого-то взять, вот и подвернулся Муратов. Но это, по всей видимости, не так: парень был талантлив, и вуз он окончил с отличием в 1951 году. Сразу после получения диплома актер поступил на службу в Государственный театр киноактера, и стал сниматься в массовке. Позже были второстепенные роли, например, Таскиров — однополчанин главного героя в фильме «Максим Перепелица».
Именно в этой картине актер сказал свою знаменитую фразу «Никакой ты не командир! Однако первая узнаваемая роль Раднэру Муратову досталась лишь через десять лет — в 1965 году он сыграл Загирова в фильме «Время, вперед!
В 2001 году ленту показали на Международном кинофестивале в Сан-Франциско.
Критики называли его «шедевром пессимизма» и «социальным диагнозом». Фильм состоит из двух киноновелл — черно-белой и цветной. Каждую часть фильма можно считать самостоятельным произведением.
Несмотря на ограниченный показ ленты в Советском Союзе из-за нецензурной лексики в фильме , картина взяла «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале 1990 года. В этом же году «Астенический синдром» получил премию «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм». Я смотрела его снова недавно, с любопытством смотрела.
Забыла уже: боже, вот это да, сколько же там всего, сколько мелочей! Он снимался как мозаика, я вообще люблю этот способ.
Личная жизнь В жизни Раднэра Зинятовича было две любимые женщины, но лишь 1 брак. Пара прожила под одной крышей 3 года и рассталась по причине неверности Изольды Васильевны.
С Еленой Довлатбековой он встретился на сцене родного театра. Служебный роман перерос в настоящую семью. Вскоре после свадьбы у супругов родился сын Леонид, так же как и родители выбравший со временем актёрскую стезю. Раднэр и Елена Муратовы Сперва всё шло хорошо, но постепенно семейная жизнь начала давать трещину.
Раднэр круглый год пропадал в творческих командировках. Но если с долгими отлучками мужа Елена мирилась как с издержками профессии, то на его азартность закрыть глаза она не смогла. Раднэр до страсти обожал скачки. На ипподроме он забывал обо всём, бесконечно делал ставки и проигрывал крупные суммы.
В конце концов семья оказалась по уши в долгах. Не выдержав, Елена Петровна подала на развод. Последние годы и уход из жизни Выйдя на пенсию Раднэр Зинятович своего увлечения не оставил. Скачки по-прежнему оставались для него смыслом жизни.
Бывшая жена и сын пытались помириться с Муратовым и как-то поддержать его, но гордость и застарелые обиды не позволяли артисту пойти на мировую. Здоровье мужчины стремительно ухудшалось: в 2000-м году он перенёс инсульт. Вскоре как последствие кровоизлияния в мозг возникла болезнь Альцгеймера. Артист забывал буквально всё — имена близких и знакомых, собственный адрес, простейшие бытовые вещи.
В октябре 2004-го Муратов пропал. Артиста случайно обнаружили работники милиции. Поскольку найденный старик не помнил кто он и откуда, патруль сопроводил незнакомца в одну из московских больниц.