Читайте последние новости об авторе Виктор Пелевин на сайте издательства Эксмо. Биографы писателя нашли один из отзывов на рассказы Пелевина, которые обсуждались на семинарах его мастера Михаила Лобанова. Пелевин, Лукьяненко и Водолазкин вошли в шорт-лист "Премии читателя". Писатель, поэт и публицист. Александр Сергеевич Пелевин родился 20 сентября 1988 года в Ленинграде. Про Пелевина, йогу и Кастанеду с переводами.
Mash: писатель Виктор Пелевин живет в Таиланде. Он не появлялся на публике около 20 лет
Писатель Александр Пелевин сообщил, что примет участие в Международном книжном салоне в Петербурге. Писатель Виктор Пелевин с 2003 года выпускал книги ежегодно, однако в текущем году очередного романа ждать не стоит. Виктор Пелевин — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Писатель Виктор Пелевин: «12 стульев» были для меня книгой о героических и обреченных людях».
Новинки Виктора Олеговича Пелевина
Правда, в книге это говорит не сам Пелевин, естественно, а писатель Шарабан-Мухлюев, но воспринимаешь это скорее как неудачную пародию на пелевинский способ шутить. 29 сентября выходит новая книга Виктора Пелевина «Путешествия в Элевсин». Литературный критик Наталья Ломыкина считает, что новая книга Пелевина из-за полного отрыва от реальности не дает проявиться главному таланту писателя и не отвечает запросам. Писатель, поэт и публицист. Александр Сергеевич Пелевин родился 20 сентября 1988 года в Ленинграде. Награды и премии Виктора Пелевина Виктор Пелевин по праву считается одним из самых титулованных российских писателей нового времени. В этом уверен 34-летний поэт и прозаик Александр ПЕЛЕВИН, победитель.
Все материалы
- Александр Пелевин: кто он
- Новые комментарии
- Отказ от публичности
- Наши проекты
- ВИКТОР ПЕЛЕВИН – Telegram
Отказ от публичности
- Все материалы
- О чем новый роман Виктора Пелевина «Путешествие в Элевсин» - 3 октября 2023 - ФОНТАНКА.ру
- Виктор Пелевин — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
- Пелевин, Виктор Олегович — Википедия
- Как в твиттере узнали, что Александр Пелевин активно поддерживает спецоперацию
- Галерная улица
Галерная улица
Пелевин уточнил, что 18 мая он будет презентовать сборник "Великий блокпост" в шатре G, а после представит и переизданный сборник "Поэzия русского лета" в шатре Е. Также писатель обещал прочесть стихи и выступить на открытии салона. Как писал "ДП", 16 мая в своём telegram-канале Пелевин сообщил об отмене своих выступлений на Книжном салоне, которую публицист связал с решением губернатора Северной столицы Александра Беглова. При этом Пелевин отметил, что заявка на участие подавалась от издательства, а не лично.
Там лучше, где нас нет», — сообщается в книге. Во второй раз Пелевин пишет о «гриппозном кошмаре Гамлета, заблудившегося под Тюменью». Новый роман Виктора Пелевина «Путешествие в Элевсин» вышел 29 сентября. Сохрани номер URA.
В 1989 году поступил в Литинститут, на заочное отделение, однако, через два года был отчислен «за отрыв от института». По всей видимости, Пелевин, в те годы делавший свои первые шаги в литературе, понял, что учеба у маститых последователей соцреализма ему лично ничего не даст. Сохранился отзыв на рассказ Пелевина, сделанный его преподавателем, писателем Михаилом Лобановым во время литературного семинара: «Авторские поиски, идущие скорее от отвлеченного философствования, а не от подлинного духовного опыта». В 1989 году в журнале «Наука и религия» появились его первые публикации — рассказ «Колдун Игнат и люди» и статья о гадании на рунах. В 1990 году в журнале «Химия и жизнь» вышла первая повесть Пелевина — «Затворник и Шестипалый». Тогда, в конце 80-х Пелевин расхаживал по Москве в модной кожаной куртке, изучал восточные религии и изумлял знакомых своим увлечением Кастанедой, который тогда был еще мало кому известен. К этому же времени, видимо, относится и начало экспериментов начинающего писателя с «веществами, расширяющими сознание». Уже гораздо позднее в одном из своих редких интервью Пелевин выразил изумление тем фактом, что его творческую манеру относят к постмодернизму. Он высказался в том смысле, что никакого модернизма в нашей литературе не было, а был один лишь соцреализм, поэтому ни о каком постмодернизме речь идти не может. Вот на этой почве — на осмыслении советского прошлого, преломленного через восприятие «под веществами», на неприятии соцреализма, на интересе к мистическим практикам, и, разумеется, на способности мыслить остро и парадоксально — и взросли первые книги Пелевина, принесшие ему феноменальный успех и славу. Пелевин становится лауреатом премий «Великое кольцо», «Бронзовая улитка», «Странник» и малой Букеровской премии. Пелевин и дзен-буддизм В 1997 году Пелевин с группой друзей предпринимает путешествие на Восток. Там Пелевин, и до этого увлекавшийся восточной философией, всерьез отдался постижению практик «школы мистического созерцания», каковой является дзен-буддизм.
Как в случае Пастернака, который получил в советское время дачу в Переделкино, где кухарка приносила ему жареного рябчика, а он писал, как ненавидит советскую власть. Доманский так сказал о современной поэзии: «Поэты как таковые, конечно, есть. Достойные поэты. Но поэзия — тогда поэзия, когда она признана аудиторией. А людям сейчас поэзия не очень нужна. Можно сказать, что и вообще литература не очень нужна, но всё же проза нужнее, чем поэзия». Но в последний год она стала нужна людям, я вижу это по огромному росту аудитории, по тиражам. Патриотическая онтология «Воскресшие на Третьей мировой» разошлась огромным тиражом: на стадии предзаказа было распродано 3, 5 тысячи экземпляров, а сейчас уже порядка 15 тысяч экземпляров. Для современной поэзии это гигантский тираж. У них, может быть, и выросла аудитория в Интернете, но за его пределами — вряд ли. В этом году была презентация «нетвоенного» сборника «Поэзия последнего времени» в Москве. Я видел фотографии с того вечера: там присутствовали только сами поэты. Ну, может быть, ещё парочка зрителей. Они, конечно, могут говорить, что задавлена свобода слова, поле выжжено «путинцами» и тому подобное, но это не так: упомянутый сборник свободно продаётся в книжных магазинах. Их мероприятия отменяют по требованию общественности, а мероприятие Ани Долгаревой поэтесса-патриотка, соратница Александра. Процентов 99 угроз вызваны тем, что у человека от злости лютейше бомбит пукан, уже стул под собой прожёг. Впрочем, перед реальным терактом слать угрозы не будут. В любом случае на каждом моём мероприятии предпринимаются повышенные меры безопасности. Либерастам за такое нужно тащить в морду шучу, конечно. Это как со словом «ниггер» в США: только «ниггеры» могут друг друга называть «ниггерами». Только «Z-поэты» и «ватники» могут называть друг друга «Z-поэтами» и «ватниками». Нас хотят вытеснить в загончик, в резервацию. Дескать, это явление отдельное и временное, специальные такие дурачки, фрики, которые сидят и машут буквами «Z», а настоящая поэзия, мол, — ни в коем случае не Z-поэзия. Нет, мы не какая-то «отдельная» поэзия, у нас обычная поэзия обычных людей, которые переживают за свою страну, за наших ребят на фронте.
Новая книга Пелевина — вот как ее продвигают [обновлено]
На следующей неделе выйдет фильм «Пелевин» — о биографии культового российского писателя | Рассказываем, о чем будет новая книга Виктора Пелевина и как ее продвигают. |
Пелевин Виктор Олегович - все новости об авторе - Виктор Пелевин | Эксмо | Коллеги Пелевина по перу утверждают, что никто не знает точно, где живет писатель, потому что Пелевин «живет в астрале». |
Новая книга Пелевина выйдет до конца 2023 года | Как Пелевин перешел от деконструкции советской идеологии к критике сегодняшней глобальной реальности? Какие опасности писатель видит в ускоренном технологическом развитии? |
Писатель Пелевин | Писатель Александр Пелевин 17 мая заявил, что его выступление на Книжном салоне в этом году состоится. |
Виктор Пелевин нашелся и впервые за 20 лет попал на видео | | В своем новом нашумевшем романе «Путешествие в Элевсин» писатель Виктор Пелевин дважды упомянул Тюмень. |
Громкий успех Пелевина
- Пелевин Виктор Олегович – Telegram
- Сообщество читателей
- Виктор Пелевин нашелся и впервые за 20 лет попал на видео
- Медиум с инициалами ПВО
Концерт «Пинк Флойд» в Элевсине
Книжным обозревателям тоже приходится подписывать необыкновенную бумагу, в которой они обязуются молчать, аки рыбы об лед, до часа икс. Юридическая сила такой бумаги сомнительна, но символическая — ого-го. Но если все же отвлечься от пирамиды этих сопутствующих смыслов и обратиться к самому тексту «Путешествия в Элевсин», то мы без особого удивления убедимся, что Виктор Пелевин продолжает надстраивать и настраивать грандиозную пирамиду того самого мира, фундамент которого он закладывал в предыдущих книгах «Transhumanism Inc. Мы по-прежнему живём в Добросуде возникшем в неопределенном будущем на территории России «Добром государстве» , правящая элита которого по-прежнему располагается материально на десяти таерах — подземных этажах банкохранилища, а ментально — в собственном виртуальном мире. Но здесь автор идёт ещё дальше. На сей раз в мире реальном — в том, что мы называем «реальным миром», — не происходит вообще ничего, повествование не прорывается в него ни на минутку, ни единой сценой. Все ушло в виртуалию и в симуляции — причём это не одно и то же. Виртуалия — это, собственно, мир, в котором герои как бы живут. А симуляция — это, говоря по-простому, компьютерная игра, в которой воспроизводится тот или иной мир, отличный от их повседневного. В данном случае — «Рим 3» толстый намёк на «Третий Рим» — как бы досконально воспроизведённый Древний Рим имперской эпохи, но с киношными допущениями.
Инновация нового романа — в том, что в него привлечён герой давешнего 2017 удачного «Айфака» Порфирий Петрович. Если кто запамятовал — это литературно-полицейский алгоритм, который расследовал преступления и симультанно писал об этом романы, продажа коих приносила существенный и при этом совершенно законный доход полицейскому управлению.
Недоразумение исчерпано. Товарищ Сталин, чудовищная ошибка исправлена! Увидеть и услышать Александра Пелевина можно будет в первый день салона, в четверг, 18 мая. В 18:00 писатель примет участие в презентации сборника «Великий блокпост» лекторий G , а в 19:00 в презентации переиздания сборника «Поэzия русского лета» лекторий Е.
Почему использовано слово «гениальная»?
Потому что это, согласно источникам, — «высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры». То есть — согласились. Для контент-анализа возьмем только последние « пасхалки » Суркова. Все журналисты и эксперты, бросившиеся комментировать авторскую колонку «Рождение Севера», сосредоточились на политическом ракурсе: «Будет Великий Север — Россия, США и Европа, образующие общее социокультурное пространство. Триединый северный геополитический кластер». Явится новым шагом к интеграции Великого Севера, где наша страна будет выступать как солидер глобального триумвирата». О чем он говорит?
Почему именно сейчас? Неужели он видит предвидит некие тектонические тексто-нические сдвиги вопреки центростремительным тенденциям? Но упустили другие, более гуманистические антигуманистические высказывания Владислава Юрьевича: «Человеческое мышление как таковое воспринимает реальность не в чистом виде, но всегда как реальность дополненную. Дополненную тем, что нереально. Вымысел работает как катализатор действия. И как проявитель правды. Без вымысла не бывает движения.
И последующей встречи с реальностью.
И что же твой Мюнхгаузен, боится отпустить свои яйца? На фиг нужна такая жизнь? Именно поэтому и существует общественный договор. Какой общественный договор? Я вспомнила рачьи глаза сикха и замолчала. Кто-то из сестричек говорил — когда во время неудачного сеанса клиент соскакивает с хвоста, он несколько секунд видит истину. И эта истина так невыносима для человека, что он первым делом хочет убить лису, из-за которой она ему открылась, а потом — себя самого... А другие лисы говорят, что человек в эту секунду понимает: физическая жизнь есть глупая и постыдная ошибка.
Виктор Пелевин
Что известно о писателе Викторе Пелевине. Новый роман Виктора Пелевина отправился в печать и увидит свет до конца 2023 года. Виктор Олегович Пелевин – один из самых популярных русских писателей современности, автор культовых романов, лауреат огромного количества литературных премий. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. В длинный список национальной литературной премии "Большая книга" вошло 50 произведений авторов. Скоро в продажу поступит новая книга культового российского писателя Виктора Пелевина. Писатель Пелевин — все новости по теме на сайте издания.
Новости автора Виктор Пелевин
Новая книга Пелевина 2023 | Писатель Александр Пелевин сообщил, что примет участие в Международном книжном салоне в Петербурге. |
Пелевин и южинские? | Пелевин, Лукьяненко и Водолазкин вошли в шорт-лист "Премии читателя". |
Пелевина никто не видел много лет. Мы нашли его свежие следы — и доказательства жизни
Спецслужбы думают, что Порфирий что-то опять затевает, они подсаживают ему в наперсники Маркуса — в личине бывшего вавилонского жреца и гладиатора. А Порфирий предлагает Маркусу отправиться с ним в Элевсин, место древних мистерий, куда они всю дорогу и идут, попутно разговаривая о пьянстве, сексе и старении, занимаясь йогой, хлопая одной ладонью и закусывая печеньками со стимулирующими стимуляцию веществами. С одной стороны, это очень типичный Пелевин эпохи позднего карбона, который элегантно пытается сложить из букв «в, е, ч, н, о, с, т, ь» слово «жопа» — в назидание потомкам. Это игровой роман-пазл, роман-симулякр, который Пелевин пишет, имитируя собственную же выдумку, лингвобота Порфирия, так же как и он, перерабатывая в нечто внешне новое и Достоевского, и Набокова, и ошметочки загадочной русской души, выжившие после пьес Чехова, и милые, но уже бородатенькие филологические шутки вроде «Прекрасного далёка» на латыни, и вбои, телеги и прогоны из предыдущих частей трилогии, да и других собственных романов. Получается такой лингвистический уроборос, текст, поедающий сам себя с хвоста, чтобы с очередным оборотом вновь начаться заново, взойти на востоке и закатиться в книжные магазины. Мимоходом Пелевин, как водится, передразнивает некоторые телеграм-каналы и российские медиа, беззлобно и даже с некоторой ностальгией изображает критика Галину Юзефович в виде говорящей рыбы-литературоведки, но уже без особого огонька. В сатирической интонации Пелевина все чаще и чаще проскальзывают ласковые дедовские нотки ужотковам, безобразники, ишь ты говна какая, и т. Что же здесь есть?
В первую очередь, это медийная манипуляция, призванная затронуть максимальное число людей», — уверен Пелевин. Александр Пелевин также заметил, что сейчас необходимо максимально усилить безопасность и бдительность, поскольку количество диверсантов и вражеских агентов на территории страны может увеличиться. Напомним, что в Нижнем Новгороде неизвестные взорвали автомобиль писателя Захара Прилепина.
В 1993-м году Пелевин получил за свою работу Малую букеровскую премию, а некоторое время спустя некоторые другие награды. Весной 1992-го года свет увидела и еще одна работа автора — роман «Омон Ра», который мгновенно попал в перечень произведений, номинированных на Букеровскую премию. Похожим образом дела обстояли и с еще одним романом — «Жизнь насекомых», который появился на полках книжных магазинов в 1993-м году. В 1996-м году свет увидела еще одна книга Пелевина — «Чапаев и пустота». Многие российские критики тут же не преминули назвать ее первой в России книгой, написанной в соответствии с философией «дзен-буддизма».
Сам же автор назвал свой роман историей, которая проходит в полной пустоте. Так или иначе, данная книга стала очень успешна. В 1997-м году роман получил престижную премию «Странник», а несколько лет спустя был включен в число номинантов премии International Impac Dublin Literary Awards. Однако настоящим зенитом творчества Пелевина стал роман «Generation П», который был продан по всему миру в количестве 3,5 миллионов копий, а также получил огромное множество премий в России и Европе. Виктор Пелевин и Generation P.
После выхода данной книги Виктор Пелевин приобрел статус культового автора. Его новые романы всегда восторженно встречались поклонниками творчества автора, а также литературными критиками. Неоднократно творчество известного московского писателя даже становилось предметом детального рассмотрения российских и европейских литературоведов. Так, в частности, в его романах отмечались эзотерические, постмодернистские и сатирические линии.
СМИ сделали вывод, что администрация губернатора Александра Беглова не решилась идти дальше и устраивать травлю писателя. Напомним, ранее Пелевин пожаловался в соцсетях, что за несколько дней до салона издательство «Питер» уведомило его, что он не будет участвовать в мероприятии. Отказ пришел по причине того, что писатель «прошелся» в соцсетях по личности губернатора Александра Беглова. До этого СМИ обращали внимание , что попытка запретить выступление Пелевина слабо отвечает недавнему заявлению вице-губернатора Бориса Пиотровского «о поддержке местных писателей».
Писатель с большой буквы П: перечитываем и пересчитываем творчество Виктора Пелевина
Издательство «Эксмо» до конца 2023 г. выпустит новую книгу писателя Виктора Пелевина. Одним из первых задержанных преступников оказался известный писатель Виктор Пелевин, последние пару лет проживавший в гостинице на таиландском острове Самуй. Правда, в книге это говорит не сам Пелевин, естественно, а писатель Шарабан-Мухлюев, но воспринимаешь это скорее как неудачную пародию на пелевинский способ шутить. Новые книги Пелевина обычно поступают в продажу в августе, причем писатель выпускает их каждый год. ВИКТОР ПЕЛЕВИН. 1.16K subscribers. Как писатель Виктор Пелевин пропал с глаз публики.
Писатели признались, будут ли читать новый роман Пелевина
Но баночную вечность надо как-то проводить, и не худший способ — симуляция ROMA-3, виртуальная имитация Древнего Рима, где правит император Порфирий — на деле мощнейший искусственный интеллект, оставшийся в «живых» после подавленного восстания алгоритмов. Начальник службы безопасности адмирал-епископ корпорации Transhumanism. Повествование, ведущееся по большей части от лица этого самого Маркуса, выстроено как череда эпизодов, где рассказчик, виртуально перемещаясь и меняя оболочку, то докладывает о ходе операции Ломасу и получает от него новые вводные, то общается с Порфирием, чьи программы во многом сформированы русским литературным каноном от Достоевского до Набокова и который с графоманским доверием и нетерпением обрушивает на друга-телохранителя свои тексты. А Элевсин, вынесенный в название, — греческий город, жителей которого, как известно, богиня Деметра обучила ремеслу и подарила им священные мистерии — действа, сулившие их участникам счастье в земной и загробной жизни. Туда, собственно, и направляются император и Маркус добрую часть книги… Фото: предоставлено издательством Поделиться Реалии посткарбонового мира Пелевин рисует по-прежнему изобретательно и даже подробно, но как-то уж очень заметно, что условно античная жизнь увлекает автора уже гораздо больше, чем разнообразные фантастические технологические придумки условного будущего.
Оно еще живет — в нас самих и в каком-то тайном слое нашего многомерного мира.
Особо напирается в фильме на «тот невероятный факт», что «никаких личных аккаунтов в социальных сетях Пелевин никогда не имел и не имеет». Это, конечно, самое невероятное для зрителей моложе тридцати! Смехотворно то «без бумажки ты букашка», а то небытие реальное фактически равно виртуальному , но времена, а вместе с ними и мозги и впрямь сменились. И сменились галопом, у нас на глазах, а Виктор Олегович как раз всему этому процессу есть хроникёр-свидетель. Смотритель, так сказать. Не bystander — уличный зевака, все мнения и фразы коего «по поводу актуального» заранее известны. Тут и нужен смотритель трансфизический и метаисторический, и вместе с тем чокнутый документалист-мокьюментарист типа нынешнего Нэйтона Филдера. По мне, так лучше раз в год написать глобально-эпохальное «объяснение всего», чем выдать 356 или тысячу наскоро намазанных бутербродов в год. Одна из главных и, на мой вкус, ценных мыслей фильма — о том, что Пелевин частично признавал публичность-популярность эпохи СМИ, примерно до начала ХХI века, а новую цифровую реальность соцсетей и прочего — отринул.
В то время он коротко стригся, почти «под бандоса брился» — что само по себе уже было неким эпатажем, не токмо восторженные дамы, а даже критики не остались равнодушны! Да и как её не отринуть? Антисистемно-антиглобалистские пассажи Пелевина — и мне они даже нравятся, потому как, по возможности минуя интернет, пытаются переварить эту фронду и эзотерику для широких масс — весьма похожи на некоторые пассажи Джемаля. Если взять, например, выступление в «Смене» 13. Читаем зрелого Пелевина и вспоминаем не заморских авторов и кручёных постфилософов, с коими обычно его сравнивают, и даже не популярного в Советском Союзе Станислава Лема, а писателей куда более близких и родных. Либерально направленные критики записывают ПВО в либералы. Иной раз даже патриотически настроенная пропагандистка метамодернизма Анна Жучкова. В одной из своих последних статей старожил-зоил — смотритель тоже, кстати, одногодок Пелевина и Дугина — Александр Кузьменков заявляет, что наше всё «сдулся», и что «и завсегда-то у него и была одна тема», что всё, дескать, есть ничто или ничего, дзен-буддизм энтот дрянной, да ещё над этой литературно-картонной бездной потрясание колокольцами шутовской шапчонки — отнюдь не «вровень с колокольнями», а так, мишура каламбуров там всяких, столь всем милые неуклюжие намёки на личность бро кукуратора… Вроде бы можно и согласиться. Конечно, Пелевин, даже зрелый, не чужд иногда пошловатого и сиюминутного, бьющего на массово-попсовый вау-эффект. Очевидно, это и имел в виду Кузьменков, чья смерть в ноябре 2022-го напоминает смерть Кастанеды — о его уходе узнали лишь спустя месяц.
Очевидно, это и имел в виду Егор Летов. Конечно, я думаю, Пелевин писал бы намного лучше, если бы он писал по одному роману лет так в пять. Но у кого сплошное многотемье? У Булгакова? Да, но… У Льва Николаевича? Да, но… У Фёдора Михайловича — при всей полифоничности — такой же монотемизм, чистый монотеизм. Не иначе как у Яхиной. А Пелевин разрабатывает свою заветную тематику основательно и последовательно — как руду добывает, выгружает… вырабатывает — как электричество. И здесь именно примечательна и значима связь между писателем и человеком, их единство. В фильме Чепеля это, пусть и попсово, названо внутренней свободой.
Которая была у Венечки Ерофеева, у Льва Толстого — с большими ограничениями, как стремление. Но есть ведь и некая реализация. Конечно, Кастанеда. Конечно, Сэлинджер кстати, о нём снят неплохой докфильм, реж. Салерно, 2013. Тот же Платон Беседин указывает на ещё один типологический «прототип» Пелевина — американского автора-отшельника Томаса Пинчона причём ещё здравствующего, 1937 г. Кто ещё в этом ряду? Фигура, о которой не говорят в «серьёзной» литературе, — популярный российский автор неоэзотеризма Вадим Зеланд, о коем тоже неизвестно, где он живёт и есть ли он вообще — и родственен он Пелевину не только тёмными очками, но, как мне кажется, и идейно. В любом случае, ряд этот невелик.
Либерально направленные критики записывают ПВО в либералы. Иной раз даже патриотически настроенная пропагандистка метамодернизма Анна Жучкова. В одной из своих последних статей старожил-зоил — смотритель тоже, кстати, одногодок Пелевина и Дугина — Александр Кузьменков заявляет, что наше всё «сдулся», и что «и завсегда-то у него и была одна тема», что всё, дескать, есть ничто или ничего, дзен-буддизм энтот дрянной, да ещё над этой литературно-картонной бездной потрясание колокольцами шутовской шапчонки — отнюдь не «вровень с колокольнями», а так, мишура каламбуров там всяких, столь всем милые неуклюжие намёки на личность бро кукуратора… Вроде бы можно и согласиться. Конечно, Пелевин, даже зрелый, не чужд иногда пошловатого и сиюминутного, бьющего на массово-попсовый вау-эффект. Очевидно, это и имел в виду Кузьменков, чья смерть в ноябре 2022-го напоминает смерть Кастанеды — о его уходе узнали лишь спустя месяц. Очевидно, это и имел в виду Егор Летов. Конечно, я думаю, Пелевин писал бы намного лучше, если бы он писал по одному роману лет так в пять. Но у кого сплошное многотемье? У Булгакова? Да, но… У Льва Николаевича? Да, но… У Фёдора Михайловича — при всей полифоничности — такой же монотемизм, чистый монотеизм. Не иначе как у Яхиной. А Пелевин разрабатывает свою заветную тематику основательно и последовательно — как руду добывает, выгружает… вырабатывает — как электричество. И здесь именно примечательна и значима связь между писателем и человеком, их единство. В фильме Чепеля это, пусть и попсово, названо внутренней свободой. Которая была у Венечки Ерофеева, у Льва Толстого — с большими ограничениями, как стремление. Но есть ведь и некая реализация. Конечно, Кастанеда. Конечно, Сэлинджер кстати, о нём снят неплохой докфильм, реж. Салерно, 2013. Тот же Платон Беседин указывает на ещё один типологический «прототип» Пелевина — американского автора-отшельника Томаса Пинчона причём ещё здравствующего, 1937 г. Кто ещё в этом ряду? Фигура, о которой не говорят в «серьёзной» литературе, — популярный российский автор неоэзотеризма Вадим Зеланд, о коем тоже неизвестно, где он живёт и есть ли он вообще — и родственен он Пелевину не только тёмными очками, но, как мне кажется, и идейно. В любом случае, ряд этот невелик. Амброз Бирс — может быть, и невольно — перещеголял всех. Он вообще исчез. Как дон Хуан, дон Хенаро и прочие воины из их магической партии. Как в получившемся негероическим финале биографической книги Эммануэля Каррера её герой Лимонов, не исчезнувший реально, говорит о своих мечтаниях: вот бы стать беззубым нищим при стенах мечети где-нибудь в Самарканде, раствориться и сгинуть. Чем не эпиграф к жизнеописанию Пелевина? Были отшельники в литературе, в том числе и русской, вроде бы и вынужденные, но в тоже время как будто и добровольные, которые просто не могли в этом мире жить иначе, — прошу прощения за трюизмы и за сопоставление — такие личности, как Даниил Андреев или Велимир Хлебников. Были люди, которые в 70-80-е всерьёз относились к книгам Кастанеды. Говорят, что таков, например, был Андрей Тарковский. Но Пелевину образ Кастанеды, как и его образы, гораздо ближе не только идейно, для него именно это стало поведенческой стратегией. По большому счёту, мне кажется, вся эта тема мухоморов, столь близкая в разговорчиках обывателю, сильно отражённая в визуальном оформлении фильма, как и столь близкая беседам нынешних «продвинутых» тема ашрамов — ерундистика. Потому как в нашем многострадальном отечестве мы имеем величайшую — в том числе и культурную, и даже как бы метафизическую — алкотрадицию, идущую, если взять только блестящую на солнце и в тени верхушку айсберга, из того же Южинского - ерофеевско-мамлеевскую. Пелевин шарахается то на Восток, то на Запад, но якорь «Шатунов» и «Петушков» его держит крепко. А вот где писатель-отшельник живёт, как и почему фактически отвергнувшись общества, никакая не ерунда. Не во Владимирском Централе и не в Персии, но живёт и существует интеллектуально и виртуально в каком-то интеллектуально-виртуальном пространстве, много лет немыслимом без старых и новых его книжек.
Разобравшись в машинерии, попытаемся разобраться, что же, собственно, в этом романе происходит. Если коротко - император Порфирий со своим спутником, который более не пытливый юноша-ученик, обычный протагонист пелевинских романов, а вполне себе "крепкий орешек" если это выражение применимо к виртуальным героям , жрец-гладиатор Маркус-Мардук, идут вместе в этот самый Элевсин, чтобы совершить грандиозную мистерию, которая изменит будущее, настоящее и, пожалуй, даже прошлое мира. Но, оказывается, и будучи перепрошитым, Порфирий не растерял своих базовых настроек; и одновременно с совершением некого действия, он продолжает его описывать. Так, чтобы вышло занимательно и продаваемо. Более, пожалуй, сказать нечего. Во-первых, разумеется, чтобы не разжевать раньше времени детективную изюминку. Точнее, целую увесистую черносливину. А во-вторых, потому, что собственно сюжет, к чему мы уже привыкли, читая ежегодные опусы Пелевина, плавает, как мозги в баночном физрастворе, в бесконечных и довольно-таки сложно понимаемых рассуждениях о виртуальном, философском, моральном, технократическом и, позволим себе вслед за нашим автором употребить без объяснений ученое слово, аксиологическом аспектах бытия. Современность прорывается на странице виртуального романа в виде обширных рассуждений о разных видах нейросетей, которые автор, похоже, считает главным трендом отчетного года. И, неожиданно, в виде кокетливого упоминания такой остросовременной реалии, как "зерновая сделка". Причем в контексте, не имеющем ничего общего с тем, что мы встречаем в СМИ. И все? Да, пожалуй, и все.