Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о новых проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки.
Япония включила формулировку об «оккупации» Курил в «Синюю книгу по дипломатии»
Является абсолютно непростительным тот факт, что 77 лет назад Советский Союз незаконно оккупировал четыре острова северных территорий. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "МИД Японии снова обвинил Россию в «незаконной оккупации» Южных Курил" в ленте новостей на сайте. Последние новости. последние известия.
Сахалинский депутат назвал Японию оккупированной
МИД Японии употребил термин "оккупация" в отношении Южных Курил | В Японии состоялся "Общенациональный митинг за возвращение северных территорий", на котором власти страны призвали к возвращению Курильских островов. |
Япония: свежие новости, последние события на сегодня - Новости | Оккупированная Япония. 1 — японская метрополия, оккупирована США. |
ФСБ рассекретила документы о планах Японии по оккупации СССР
Как повод это используют различные движения для антироссийских выступлений. Фото: Elmor, Общественное достояние, wikimedia. Дело в том, что Симодский трактат, упомянутый выше, не урегулировал вопрос о статусе Сахалина, что вызывало споры между русскими и японскими купцами и моряками. В 1875 году был заключен и подписан Петербургский договор. По нему Японии отходили права на все Курильские острова, а России доставалась японская часть Сахалина. Следующим договором стал Портсмутский мирный договор, заключенный по итогам Русско-японской войны. По нему Россия уступала Японии южную часть Сахалина. В 1920-1925 годах Японская империя оккупировала северную часть Сахалина.
В 1925 году территория Северного Сахалина была деоккупирована, японцы вывели свои войска. Последствия оккупации оказались серьезными: за 5 лет с острова вывезли от 20 до 25 тысяч тонн нефти были полностью истреблены ценные пушные животные — соболь, выдра, лисица, значительно сократилось поголовье белки. Кроме того, были утеряны ценнейшие коллекции Сахалинского краеведческого музея.
По итогам Синдзо Абэ, занимавший в то время пост премьера, заявил, что стороны договорились ускорить переговорный процесс по мирному договору на основе Совместной декларации 1956 года, в которой Советский Союз соглашался рассмотреть возможность передачи Токио Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась.
Впоследствии в качестве ответной меры на санкции Японии из-за спецоперации на Украине Россия отказалась от ведения переговоров с Токио по мирному договору, а также прекратила безвизовые поездки граждан Японии на южные Курилы. Кроме того Москва выходит из диалога с Токио о налаживании совместной хозяйственной деятельности на этих островах.
В документе также подчеркивается стремление Японии к возобновлению гуманитарных связей с этими территориями, особенно в части посещений захоронений предков бывшими японскими гражданами. ТАСС отмечает, что при руководстве бывшего премьер-министра Страны восходящего солнца Синдзо Абэ, термин «незаконная оккупация» в контексте Южных Курил не использовался ни в устной речи, ни в официальных дипломатических текстах. Ранее Sakh.
Трумэном состоялся обмен письмами по поводу определения районов сдачи японских войск, соответственно, советским и американским вооруженным силам, а также по вопросам, связанным с последующей оккупацией японской территории. В своем письме от 16 августа Сталин заметил, что поскольку «японцы в 1919—1921 гг. Однако в условиях уже явно наметившегося противоборства между СССР и западными союзниками в вопросе о послевоенном мировом устройстве правительство США стремилось осуществить оккупацию Японии только своими силами. В своем ответе Сталину от 18 августа Трумэн отклонил предложение Советского Союза об участии его войск в оккупации северной части Хоккайдо?
Макартур в тот момент — командующий вооруженными силами США на Тихом океане будет использовать «символические союзные вооруженные силы, которые, конечно, будут включать и советские вооруженные силы» для «временной оккупации» «части собственно Японии». Такой вариант не устроил Сталина, и вопрос об участии советских войск в оккупации Японии был закрыт. Накануне подписания акта о капитуляции главнокомандующим союзными оккупационными войсками в них, помимо американцев, реально входил лишь небольшой британский контингент был назначен генерал Макартур. Штаб главнокомандующего, учрежденный 28 августа 1945 г. Трумэн одобрил разработанные совместно госдепартаментом, военным и морским министерствами «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации». Этот документ был направлен Макартуру в виде директивы в Японии опубликован 22 сентября. В нем были указаны конечные цели оккупации: во-первых, «обеспечить, чтобы Япония не стала вновь угрозой для Соединенных Штатов или для мира и безопасности во всем мире»; во-вторых, «создать миролюбивое и ответственное правительство, которое уважало бы права других государств и поддерживало бы американские цели, отраженные в идеалах и принципах хартии Объединенных наций». Гарри Трумэн и Дуглас Макартур Главнокомандующего оккупационными войсками ориентировали действовать «через японское правительство, включая императора и другие органы». За японским народом признавалась «свобода перемены формы правления в Японии, если подобная перемена не будет противоречить безопасности американской армии и осуществлению целей оккупации». Стремление Вашингтона обеспечить приоритет национальных интересов США нашло отражение в указании главнокомандующему «следовать американской политике» в тех случаях, когда «между главными союзными державами возникнут разногласия».
При Рузвельте в зону оккупации Японии советской армией выделялся Хоккайдо
В 1925 году территория Северного Сахалина была деоккупирована, японцы вывели свои войска. Последствия оккупации оказались серьезными: за 5 лет с острова вывезли от 20 до 25 тысяч тонн нефти были полностью истреблены ценные пушные животные — соболь, выдра, лисица, значительно сократилось поголовье белки. Кроме того, были утеряны ценнейшие коллекции Сахалинского краеведческого музея. Новые коррективы внесли последствия Второй мировой войны. В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года указано, что суверенитет Японии ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, которые укажут союзники — без упоминания островов Курильской гряды. В результате войны СССР, выполнив условия соглашений Ялтинской конференции 1945 года, официально вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империи по окончании русско-японской войны 1904—1905 годов по итогам Портсмутского мира южный Сахалин и, временно, Квантунскую область с Порт-Артуром и Дальним , а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и закреплённую за Японией Симодским договором 1855 года южную часть Курил. Последняя территориальная потеря Японией не признана до сих пор. При этом согласно Сан-Францисскому мирному договору между Японией и союзниками Япония отказалась от любых притязаний на Сахалин и Курилы. Дипломатические отношения между странами были восстановлены в 1956 году.
Тогда же СССР предварительно договорился передать Шикотан и острова группы Хабомаи Японии — но после формального заключения мирного договора. Но он так и не был заключен, а Советский Союз впоследствии отказался от обязательств из-за заключения договора о безопасности между Японией и США, так как по этому документу американцы могли строить свои военные базы в любой части Японии, в том числе и на Курилах.
Огромное количество военных материалов было уничтожено, зарезервировано оборудование для военного производства, предназначавшееся для будущих репараций.
Макартур публично объявил, что японские вооруженные силы "отныне полностью уничтожены.... Приблизительно семь миллионов вооруженных людей... При осуществлении капитуляции в Японии...
Проведение столь масштабной и безболезненной демобилизации и разоружения японских войск всего за два месяца явилось огромным достижением оккупационных властей и свидетельством готовности Японии выполнять условия капитуляции. Всякая опасность вооруженного сопротивления отныне исчезла. Демобилизованные японские войска начали возвращаться на родину с заморских территорий.
Вся оккупационная политика представляла собой сплошной океан приказов, направляемых для исполнения японскому правительству. За 80 месяцев своей работы в Японии верховные командующие союзных держав Макартур, а затем с апреля 1951 г. Риджуэй выпустили около 6 тыс.
Львиная доля приходится на первые месяцы. Макартур создал отлаженную и эффективную систему управления оккупационной политикой. При нем находился головной руководящий орган - штаб Верховного командующего, который в пору расцвета состоял из 15 секций.
Каждая из них курировала свои вопросы: политические, экономические, научные, образование, религию, информацию, цензуру и др. Максимально в штабе работало около 5 тыс. Кроме того, Макартур возглавлял командование американских войск на Дальнем Востоке.
На первом этапе ему подчинялись 8-я и 6-я американские армии в Японии, каждая из которых насчитывала около 230 тыс. В конце 1945 г. К концу 1948 г.
Других иностранных оккупационных войск в Японии не было. СССР отказался послать свои части, поскольку они должны были подчиняться Верховному командующему союзников. Хотя Трумэн в августе 1945 г.
Хоккайдо, Москва продолжала настаивать на этом уже через своего представителя в Японии генерала К. Деревянко, но Макартур решительно отверг эти требования. Деревянко был оскорблен и угрожал Макартуру, что Советский Союз будет добиваться его смещения.
Он также заявил ему, что независимо от его согласия советские войска высадятся на Хоккайдо. В ответ Макартур пригрозил, что если хоть один советский солдат вступит в Японию без его разрешения, он бросит в тюрьму всю миссию СССР в Токио, включая и Деревянко. Советский генерал был ошеломлен услышанным, но затем произнес: ""О, боже, я верю: вы сделаете это".
Повернулся и вышел"31. Больше эту тему советские представители не затрагивали. Это было оформлено императорским указом от 20 сентября 1945 г.
После вступления в силу новой японской конституции в 1947 г. Давление, оказываемое оккупационными властями на японское правительство, привело к отставке 5 октября 1945 г. Сидэхарой, который в 20-е - начале 30-х годов занимал пост министра иностранных дел.
Спустя два дня Макартур поручил Сидэхаре как можно быстрее провести следующие реформы в общественном устройстве страны: 1. Предоставить избирательные права женщинам. Поощрять создание профсоюзов, которые могли бы иметь влиятельный голос в защите прав трудящегося человека от эксплуатации и плохого обращения и в подъеме его жизненного уровня.
Принять необходимые меры для устранения злоупотреблений при использовании детского труда. Ввести в школах более либеральную систему образования, которая исходит из понимания того, что правительство является "слугой, нежели господином народа". Ликвидировать систему "тайной инквизиции и сыска", держащей людей в постоянном страхе, заменив ее такой, которая гарантирует людям защиту от деспотизма, произвола и несправедливости и обеспечит свободу мыслей, слова, религии.
Демократизировать японские экономические институты в целях устранения монополистического контроля в промышленности посредством "широкого распределения доходов и собственности на средства производства и торговли". Кроме того, Верховный командующий приказал премьеру принять незамедлительные и серьезные меры в административной сфере по линии обеспечения населения жильем, продовольствием, одеждой, чтобы предотвратить эпидемии, болезни и голод перед лицом надвигающейся зимы32. Отбор указанных мер был произведен лично Макартуром и его штабом и за исключением шестого пункта не был прямо связан с инструкциями, полученными из Вашингтона.
Некоторые из них, правда, вытекали из этих директив, но были им трансформированы и расширены. Избирательные права женщин и детский труд вообще никак не фигурировали в вашингтонских указаниях. Премьер-министр заявил Макартуру, что его правительство постарается осуществить предложенную политику.
Уже предпринимались шаги по включению избирательных прав женщин в новый закон о выборах и некоторые другие меры, упомянутые генералом. Вопрос о поощрении профсоюзов и антитрестовских мероприятий вызвал некоторое беспокойство у премьера, но он пообещал изучить его вместе со своим правительством33. Эта мера более чем удвоила электорат, который ранее был ограничен мужчинами старше 25 лет34.
Были произведены и некоторые другие изменения. Макартур и его штаб решили не вмешиваться в японский избирательный процесс, 32 Ibid. Athens, 1979, p.
Осенью 1945 г. Первой возникшей после капитуляции партией явилась социалистическая, созданная 2 ноября, предпочитавшая, чтобы по-английски ее называли социал-демократической, поскольку это было приятнее для американского уха. Ее лидером стал Т.
Катаяма, бывший депутат парламента и известный юрист. Впервые в японской истории легальную партию образовали коммунисты, хотя свой отсчет она вела еще с 1922 г. Она стала восстанавливаться после того, как в начале октября ее лидеры были выпущены из тюрем.
Ее руководителями были К. Токуда и С. Носака, вернувшийся из Китая в начале 1946 г.
Две крупные консервативные партии - либеральная и прогрессивная - имели едва заметные различия в своих доктринах. Лидером Либеральной партии, обладавшей 50 голосами в парламенте в период войны, являлся опытнейший политик и будущий премьер И. Прогрессивная партия с 249 местами была крупнейшей в парламенте времен войны.
В Токио продолжают заявлять, что острова принадлежат им, а также использовать термин «незаконная оккупация». Япония выразила сожаление, что Москва прекратила диалог по Курилам. Однако Токио надеется на разрешение «проблемы» и последующее восстановление сотрудничества с Россией. Напомним, что формулировка о «незаконной оккупации» Курил вернулась в «Синюю книгу по дипломатии» в 2022 году после перерыва в почти 20 лет.
В нем южная часть Курильских островов называется «исконной японской территорией», находящейся под «незаконной оккупацией России». Впрочем, такая формулировка, введенная в японские официальные документы вскоре после начала конфликта на Украине, оказалась вполне ожидаемой. Довольно предсказуемым с учетом прежних заявлений японских официальных лиц стал и пассаж о беспокойстве Токио крепнущими связями России с Китаем и КНДР. Отвечать на эти вызовы Япония, как следует из документа, намерена через создание «многоуровневых сетей» на базе японо-американского альянса, в частности, с участием Австралии, Индии и членов НАТО. Япония намерена сохранять долю в проектах по разработке нефти и газа в РФ, так как считает их важными для энергетической безопасности, говорится в ежегодном докладе МИД страны «Синяя книга по дипломатии».
Япония заявила об оккупации Россией Курильских островов
Скорее он использует шанс, чтобы захватить Хоккайдо. Oph Сейчас у Японии нет возможности инвестировать и развивать новые территории - Южные Курилы. Даже если северные территории вернут, от них толк только один - рыбная промышленность. Если она так нужна, достаточно соответствующего соглашения с Россией. Больше выражать уважение к России под видом диалога не стоит. У жителей Курил свое мнение о принадлежности островов. Когда нам вернут родину - неизвестно.
Это печально. Японцы не забудут деяния России. Молюсь о скорейшем возврате территорий. Tho Раньше речь шла о возврате островов Хабомаи и Шикотан, но из-за давления США этим планам не суждено было свершиться. Прошло столько времени, поэтому получить острова все сложнее. К тому же Россия построила на Шикотане современную клинику.
Ict Синдзо Абэ может в 25-й раз продемонстрировать Путину радушную дипломатию, но тот не отдаст четыре острова. Даже если Путина сменит другой, острова не вернут. Да, остается только война. Если СМИ слышат слово «война», тут же поднимают шум, но я хочу спросить у них - разве есть другой способ возврата? Монета привела в бешенство Фото: Wikipedia. Ее тираж - 2 млн экз.
На обороте изображена памятная стела советским воинам - освободителям Курил, которая установлена в Петропавловске-Камчатском. Читатели на сайте издания предлагают «запретить» русским выпускать такие монеты и требуют выпустить свою, с надписью, что Курильские острова - их исконная территория. Последний бой - он трудный самый Фото: Wikipedia. На берег высадился советский десант. Ему пришлось прыгать в воду в 200 метрах от суши, многих отнесло в океан, и они утонули. Против наших бойцов были брошены танки.
Полковник Икеда Суэо, командующий танковыми частями, был застрелен, когда высунулся из люка с саблей в одной руке и знаменем в другой. Жертвенный героизм проявили 26-летний старшина 1-й статьи Николай Вилков и 18-летний матрос Петр Ильичев. Они закрыли своими телами амбразуры дотов, повторив бессмертный подвиг Александра Матросова. Через пять дней ожесточенных боев остров был взят.
В дипломатической книге Японии также отмечается намерение придерживаться курса по установлению мирного договора с Россией после «разрешения территориальной проблемы».
Ранее премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил , что позиция японского руководства в отношении островов, входящих в южную часть Курил, в будущем не изменится. В январе пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил об отсутствии пока перспектив для переговоров России и Японии по мирному договору.
Директива расширяла перечень мер, направленных на демократизацию экономических институтов Японии. Японские власти должны были как можно скорее отменить контроль за рабочими, который был установлен в военное время и создать законодательство, защищающее их интересы. Должны были быть устранены все юридические препятствия к возникновению организаций наемных работников на демократических основах, свободных от милитаристского влияния. Директива не запрещала забастовки, за исключением случаев, когда Верховный командующий полагал, что они мешают проведению военных мероприятий или прямо угрожают безопасности оккупационных войск. Жесткий контроль устанавливался за всей внешней торговлей Японии. Не разрешался экспорт таких товаров, которые были необходимы для удовлетворения минимальных потребностей внутри страны, а также экспорт заводов и оборудования до выяснения возможностей передачи их по линии репараций и реституции.
Никакой импорт или экспорт не должны были служить оправданием для восстановления военного потенциала Японии. Японские власти не имели право вступать ни в какие экономические соглашения с иностранными правительствами или гражданами без предварительного одобрения Верховного командующего24. Специальный параграф был посвящен снабжению необходимыми товарами и помощи японскому населению. Макартуру поручалось принять все возможные экономические и полицейские меры для максимального использования японских ресурсов, чтобы строго ограничить импорт в Японию. Эти меры включали контроль за производством, ценами и черным рынком, за налогами и финансами, нормирование. Импорт ограничивался и предназначался только для предотвращения массовых заболеваний и гражданских беспорядков, которые угрожали оккупационным силам и военным мероприятиям. Он мог состоять лишь из минимального количества продовольствия, топлива, медикаментов и других необходимых предметов. Макартур был обязан обеспечить честное и справедливое распределение запасов в соответствии с единообразными нормами.
Распределение должно было осуществляться через соответствующие японские государственные агентства или коммерческие организации под его непосредственным контролем. Им же устанавливались и цены25. Финансовые вопросы оккупационной политики в новой директиве занимали одно из ключевых мест. В этой области Верховный командующий должен был действовать через японское правительство, но создать при этом независимый от него административный механизм. Директива предполагала, что финансовая система Японии будет функционировать на основе собственных ресурсов. Японские уполномоченные банки имели право выпускать денежные знаки только с разрешения Макартура. Японские власти обязаны были предоставлять Верховному командующему денежные средства и бесплатные кредиты в количествах, достаточных для покрытия всех оккупационных расходов. В случае нехватки денег в официальных иенах Макартур получал право по специальному распоряжению использовать дополнительно так называемые военные иены, которые имели ту же законную силу.
Японские военные иены, имевшие хождение на оккупированных Японией территориях, прекращали свое действие. До особого распоряжения из Вашингтона Макартур не должен был устанавливать обменный курс между иеной и иностранной валютой. Обменный курс иены к доллару, распространявшийся исключительно на американский военно-морской персонал и военные цели, устанавливался в соотношении 15 к 1. Закрывались все банки и другие финансовые учреждения, основной целью которых было финансирование военного производства, мобилизация или контроль финансовых ресурсов колониальных и оккупированных Японией территорий. Макартуру надлежало конфисковать или блокировать: а все драгоценные металлы, деньги, ценные бумаги и другие активы, являвшиеся собственностью национального правительства и местных органов власти; правительств и граждан европейских стран - членов фашистского блока; императорской семьи; националистических, патриотических и террористических организаций; лиц, подлежавших аресту по подозрению в военных преступлениях; б всю японскую государственную и частную иностранную валюту и внешние активы внутри страны и за границей; в награбленную и насильственно вывезенную собственность; г произведения искусства, имеющие большую культурную и материальную ценность26. Хотя "Основная директива... Самым известным здесь стало положение об отказе США брать на себя ответственность за экономическое восстановление Японии и усиление ее экономики, что должны были осуществлять сами японцы. Другим важным положением явилось право Верховного командующего запрещать забастовки только в крайних случаях, что давало демократическим силам большую свободу действий.
Макартуру за время своей работы в Японии пришлось запретить ряд известных забастовок, когда он действовал согласно данной директиве. Наконец еще одной жесткой мерой стало ограничение импорта в Японию с разрешением ввоза только наиболее необходимых товаров, что ставило японское население и экономику, сильно зависимые от иностранного продовольствия и сырья, в трудное положение. На наш взгляд, вполне справедливы сравнения программы реформирования Японии с "новым курсом" Рузвельта 30-х годов, высказываемые американскими авторами, например Т. Коэном, непосредственно причастным к проведению оккупационной политики27. Также справедливы утверждения о том, что в некоторых областях ее радикализм даже выходил за рамки "нового курса", например, в части кардинального переустройства политических и социальных институтов, не говоря уже о жестком требовании наказания военных преступников и чистки националистических элементов. Подобной точки зрения придерживается другой сотрудник американской оккупационной администрации Р. Эта программа, отмечает он, основывалась на серьезной юридической базе самих США, которая включала в себя американский "билль о правах", законодательство о банкротстве трестов, социальную программу "нового курса", конституции некоторых штатов. Кроме того, американские стратеги учли международный опыт обращения с побежденными государствами, когда победители старались ослабить их военный потенциал, взять репарации, наказать военных преступников, отстранить неугодных политических лидеров29.
Однако, несмотря на большой размах, программа не отвечала на ряд важных вопросов, с которыми вскоре пришлось столкнуться американской администрации: Насколько широкой должна быть чистка государственных чиновников? Какие изменения следует внести в японскую конституцию? Должна ли Япония быть разоружена 26 Ibid. Remaking Japan. New York, 1987, p. Какие компании попадут под определение крупных промышленных и банковских конгломератов, подлежащих разукрупнению? Ничего не говорилось об избирательных правах женщин и земельной реформе. Уже по получении первой директивы от 29 августа Макартур энергично приступил к ее выполнению.
Его первейшей задачей стало максимально быстрое проведение разоружения и демобилизации японских вооруженных сил. Он хотел установить контроль над Японией за 30 дней, чтобы предотвратить партизанские действия со стороны отдельных японских вооруженных групп. Не желая предпринимать дестабилизирующие действия, он временно отложил чистку руководителей военного времени. Макартур предоставил право самим японским властям провести демобилизацию своих вооруженных сил, хотя первоначально этому противился. Огромное количество военных материалов было уничтожено, зарезервировано оборудование для военного производства, предназначавшееся для будущих репараций. Макартур публично объявил, что японские вооруженные силы "отныне полностью уничтожены.... Приблизительно семь миллионов вооруженных людей... При осуществлении капитуляции в Японии...
Проведение столь масштабной и безболезненной демобилизации и разоружения японских войск всего за два месяца явилось огромным достижением оккупационных властей и свидетельством готовности Японии выполнять условия капитуляции. Всякая опасность вооруженного сопротивления отныне исчезла. Демобилизованные японские войска начали возвращаться на родину с заморских территорий. Вся оккупационная политика представляла собой сплошной океан приказов, направляемых для исполнения японскому правительству. За 80 месяцев своей работы в Японии верховные командующие союзных держав Макартур, а затем с апреля 1951 г. Риджуэй выпустили около 6 тыс. Львиная доля приходится на первые месяцы. Макартур создал отлаженную и эффективную систему управления оккупационной политикой.
При нем находился головной руководящий орган - штаб Верховного командующего, который в пору расцвета состоял из 15 секций. Каждая из них курировала свои вопросы: политические, экономические, научные, образование, религию, информацию, цензуру и др.
В «Синей книге» снова утверждается, что у Японии якобы есть права на Курильские острова, которые сейчас «оказались под контролем России без законных оснований». Однако, несмотря на это, японский внешнеполитический департамент выразил намерение искать пути разрешения спора о «северных территориях» и подписания мирного договора с Россией. В документе также подчеркивается стремление Японии к возобновлению гуманитарных связей с этими территориями, особенно в части посещений захоронений предков бывшими японскими гражданами.
Алексей Пастухов. История Тайваня. Часть 5. Японская оккупация или «Остров непокорных»
В МИД РФ назвали ничтожными упоминания Южных Курил в «Синей книге дипломатии» Японии, острова являются неотъемлемой частью России, передает РИА Новости. Новости Власть и политика Япония вновь обвинила Россию в оккупации Курил. последние известия. Вскоре после капитуляции Германии проблемами оккупации Японии стал заниматься американский Объединенный комитет начальников штабов.
Токио: Оккупация Россией северных территорий непростительна
Следующим договором стал Портсмутский мирный договор, заключенный по итогам Русско-японской войны. По нему Россия уступала Японии южную часть Сахалина. В 1920-1925 годах Японская империя оккупировала северную часть Сахалина. В 1925 году территория Северного Сахалина была деоккупирована, японцы вывели свои войска. Последствия оккупации оказались серьезными: за 5 лет с острова вывезли от 20 до 25 тысяч тонн нефти были полностью истреблены ценные пушные животные — соболь, выдра, лисица, значительно сократилось поголовье белки. Кроме того, были утеряны ценнейшие коллекции Сахалинского краеведческого музея. Новые коррективы внесли последствия Второй мировой войны. В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года указано, что суверенитет Японии ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, которые укажут союзники — без упоминания островов Курильской гряды. В результате войны СССР, выполнив условия соглашений Ялтинской конференции 1945 года, официально вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империи по окончании русско-японской войны 1904—1905 годов по итогам Портсмутского мира южный Сахалин и, временно, Квантунскую область с Порт-Артуром и Дальним , а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и закреплённую за Японией Симодским договором 1855 года южную часть Курил.
Последняя территориальная потеря Японией не признана до сих пор. При этом согласно Сан-Францисскому мирному договору между Японией и союзниками Япония отказалась от любых притязаний на Сахалин и Курилы.
Таким образом, созданная Ли Сын Маном, которого в окружении Юна активно чествуют, РК-1948 не является ни правопреемником РК-1919, ни её идеологическим наследником. Но, несмотря на число исторических ошибок, Юн заявляет, что «никому не позволено монополизировать историю». Похоже, нас ждёт новый виток её переписывания в духе исторической политики людей из окружения Юн Сок Ёля. Ибо когда речь зашла о «провидцах», это был ясный намек на Ли Сын Мана, вызывающего в РК споры из-за его 12-летнего диктаторского правления в качестве первого президента Южной Кореи и его жестких антикоммунистических взглядов, если не сказать больше. Но окружение Юна прилагает усилия, чтобы привлечь внимание к достижениям бывшего президента, в том числе, поддерживая строительство мемориала Ли. Не будучи специалистом по истории или внешней политике, он переложил разработку соответствующих концепций на плечи представителей консервативного лагеря, многие из которых занимались этим делом как раз при президенте Ли. При этом, русофобские настроения в обществе в какой-то степени есть. В конце февраля в «Korea Times» вышла полная русофобии и исторических натяжек статья, где к первомартовскому движению пытались приравнять волнения в Баку 20 января 1990 г.
Интересно, что автором оказался не представитель «белой Европы», а некто Чхве Чон Дэ, приглашенный обозреватель Korea Times и директор Корейско-шведской ассоциации. Да, данная газета является голосом не столько Юн Сок Еля, сколько Ли Чжун Сока, но появление таких текстов — плюс полградуса к охлаждению отношений Сеула и Москвы. Второй блок снова был посвящен корейско-японской дружбе. Далее Юн отмечает, что Корея и Япония снова работают вместе, чтобы преодолеть болезненное прошлое: «Разделяя ценности свободы, прав человека и верховенства закона, две страны стали партнёрами в достижении общих интересов глобального мира и процветания… Сотрудничество в области безопасности между двумя странами против ядерных и ракетных угроз Северной Кореи стало более прочным… Я надеюсь, что в следующем году 60-я годовщина нормализации дипломатических отношений между Кореей и Японией послужит возможностью вывести отношения на более продуктивный и конструктивный уровень». Таким образом, президент, по сути, повторил тезис о том, что сотрудничество в настоящем важнее споров прошлого, и если Сеул и Токио будут работать вместе для решения сложных проблем, они смогут открыть «новое светлое будущее для двусторонних отношений». С точки зрения конкретики Юн указал на сотрудничество в области безопасности для борьбы с ядерными и ракетными угрозами КНДР, туристический поток между странами, составивший в 2023 году 9,28 миллиона человек, и взаимопомощь в спасении граждан во время конфликтов на ближнем востоке и в Африке. Проблемные темы в этот раз не были затронуты вообще. Не случайно оппозиционные Юну СМИ типа «Korea Times» тотчас отметили, что «в его речи мало что говорилось об уроках, которые нация должна извлечь из своего травмирующего прошлого » и «Юн был осторожен в прямом упоминании Японии как государства, ответственного за трагическое прошлое Южной Кореи». Однако в той же статье указывалось, что «Южная Корея ничего не выиграет, если ее связи с Японией снова испортятся в этот критический момент. Это может дорого обойтись на фронте безопасности из-за серьезных геополитических обстоятельств.
В Восточной Азии нарастает напряженность, которую некоторые эксперты сравнили с новым противостоянием, похожим на холодную войну, между двумя блоками, каждый из которых состоит из трех стран — один представляет собой коалицию «демократических» стран, а именно Соединенных Штатов, Южной Кореи и Японии, а другой — автократическое партнерство, установившееся между Китаем, Россией и КНДР.
Они представляют реальную опасность для мировой власти финансовой олигархии. Поэтому, должны умереть. Если японцы поймут это не слишком поздно, у них будет шанс выжить. Дорогу к освобождению им показал их национальный герой Юкио Мисима.
Вернемся ли мы когда-нибудь к его обсуждению? Мир прежним уже не будет. А то, что будет — увидим по окончанию, позже. Кроме того, это очередной сигнал внутренней аудитории в том числе, для наиболее тревожной части консервативно-патриотической общественности , что уступок в сторону Японии не последует. Так ли ей нужен этот договор?
Читайте также Российско-монгольская граница: «Трусов и беглецов из РФ мы сами перевоспитаем, пусть едут, у нас есть тысячелетний опыт» Потомки Чингисхана натурализуют наших уклонистов своими способами — Как показывает международный опыт, от территориальных претензий государства, в большинстве случаев, отказываться не спешат, делая это либо под давлением очень значимых обстоятельств, либо в обмен на серьезные ответные уступки. При этом, даже идя на заявления об отсутствии территориальных претензий к соседу, лидеры государств далеко не всегда спешат закрепить это на уровне официальных документов. Если попытаться чисто теоретически представить ситуацию, при которой Япония могла бы отказаться от территориальных претензий к России — это мог бы быть сценарий, при котором для Токио был бы жизненно важна поддержка или нейтралитет Москвы в ходе или в ожидании какого-то крупного военного конфликта например, с КНР.
Японские пехотинцы в ходе наступления на Гонконг, декабрь 1941 года. Армия, традиционно нацеленная на Советский Союз, настаивала на одном из тысячи шансов, как она это называла, — воспользоваться советско-германской войной для того, чтобы добиться своих целей в отношении СССР.
Почему не смогли? Все уже было подготовлено. Квантунская армия, которая располагалась на границе с Советским Союзом, была усилена, доведена до 750 тысяч. Был составлен график ведения войны, была определена дата — 29 августа 1941 года, когда Япония должна была вероломно ударить в спину СССР. Но, как говорится, не случилось.
Сами японцы признают это. Помешали два фактора… Да! Почему день 29 августа был определен как крайний срок? Потому что потом осень, распутица. У Японии был опыт ведения боевых действий зимой, который окончился для нее крайне неблагоприятно.
Блицкриг Гитлера: провал стратегии Итак, первое — Гитлер не выполнил свое обещание осуществить блицкриг и захватить Москву через 2 — 3 месяца, как планировалось. То есть «хурма не созрела». И второе, главное, — это то, что Сталин все-таки проявил выдержку и не сократил число войск на Дальнем Востоке и в Сибири настолько, как хотели японцы. Лидеры «Большой тройки» антигитлеровской коалиции. Когда Мацуоко, министр иностранных дел Японии, еще в апреле 1941 года посетил Берлин, Гитлер считал, что он легко справится с Советским Союзом и ему не потребуется помощь японцев.
Он направлял японцев на юг, на Сингапур, на Малайю. Для чего?
ФСБ сообщила о планах Японии оккупировать СССР
Они находятся под наблюдением, а не под командованием- так, по мнению автора, может заявить японское правительство. Или же, к примеру, власти могут пояснить, что находиться под командованием вовсе не означает, что вами кто-то командует. Эта обеспокоенность японцев вовсе не беспочвенна, ведь подобное в истории страны уже происходило. В 1951 года, перед окончанием американской оккупации Японских островов, Вашингтон потребовал от Токио передачи под командование назначенному США главнокомандующему всех организаций Японии, обладающих военным потенциалом.
Распространение идей синтоизма в учебных заведениях попадало под запрет, а синтоистские алтари были убраны из всех школ. Вместе с тем увеличивалось влияние христианства : под эгидой американских властей в Японии активизировали свою деятельность миссионеры. Католики и представители других конфессий создали в стране большую сеть школ, семинарий и университетов [4]. Оживление культурной жизни, начавшееся с окончанием Второй мировой войны, коснулось и живописи. В то время как в годы войны в соответствии с политикой «японского духа» насаждалось направление традиционной японской живописи нихонга , и опиравшиеся на европейские традиции художники были вынуждены практически прекратить деятельность, после войны появилось сразу несколько организаций работавших в жанре европейской масляной живописи — «Докурицу бидзюцу кёкай» «Ассоциация независимого искусства» , «Иссуй кай» и др. С июня 1949 года по февраль 1950 года прошла первая волна «чистки красных»: репрессии, направленные против работников просвещения, встречали сопротивление со стороны учащихся и их родителей; бывали случаи, когда целые школьные классы, протестуя против увольнения учителя, уходили в горы, отказываясь вернуться [6]. В то же время, как реакция на американизацию культуры и политику «обратного курса» в Японии повысился интерес к культурному наследию страны: классической литературе, традиционному театру, бытовой культуре чайной церемонии , искусству икебана. Например, большой резонанс получил выход в 1952 году полного перевода на современный японский язык классического романа Мурасаки Сикибу « Гэндзи-моногатари », выполненного Дзюнъитиро Танидзаки [7]. Театр [ править править код ] В годы Второй мировой войны тех актёров, что не были мобилизованы в армию, заставляли участвовать в представлениях для солдат [8]. По распоряжению Отдела информации был создан Японский союз передвижных театров, коллективы которых разъехались по Японии и демонстрировали программы, призванные мобилизовать население [9].
В результате бомбардировок была уничтожена значительная часть театральных помещений, а немногие из уцелевших зданий были преобразованы оккупационными властями в кинотеатры и клубы для военных [5] [10]. В сентябре 1945 года Управлением гражданской информацией и просвещения была издана директива «О направлении творческой деятельности в кино и театре», в которой определялось каким принципам следовало придерживаться деятелям этих искусств. Традиционный театр Японии — кабуки , но , нингё-дзёрури — был объявлен антидемократическим [11]. По свидетельству американского театроведа Эрла Эрнста, назначенного сразу после войны экспертом по театру при Штабе оккупационных войск, работниками театральной секции Управления «был просмотрен весь репертуар японских театров, особенно традиционный театр дзёрури и кабуки», и после консультации с японскими учёными «секция пришла к заключению, что большинство наиболее популярных пьес традиционного театра основано на феодальной идеологии и не подходит для народа, который намерен навсегда отказаться от войны и встать на путь демократии» [8]. Допущенные к постановке пьесы были включены в особый список. Театрам было предписано ежегодно обновлять репертуар минимум на одну треть, причём английский перевод новых пьес было необходимо предоставлять в Отдел гражданской цензуры при Управлении за неделю до предполагаемой премьеры [12] [11]. Такое отношение к театру вызывало у общественности недовольство, и в газетах стали появляться заметки, авторы которых выражали сомнения, что традиционный театр сможет выжить в таких условиях [13]. Тем не менее, на сцену стали возвращаться артисты, находившиеся в эвакуации, работавшие в бригадах Японского союза передвижных театров и репрессированные во время войны [5]. Развитию театра в первое время мешали высокие налоги и отсутствие материальной базы [5]. В наиболее трудном положении находился театр но.
В августе, незадолго до конца войны, была создана ассоциация актёров и музыкантов но «Ногаку кёкай» [14] , которую, объединившую около тысячи человек, возглавил Кита Минору. Целью организации стало спасение но от деградации и уничтожения [15]. Ассоциация занималась снабжением трупп реквизитом и вела переговоры с оккупационными властями о намечавшихся постановках; создавались частные и общественные школы для обучения актёров и музыкантов — «Ногакудзюку» и «Ногаку ёсэйкай», издавался журнал «Но» с 1946 по 1953 год [16]. Первым послевоенным представлением стал показанный в театре «Дзэнсиндза» в сентябре 1945 года спектакль « Сукэроку » Дзихэя Цуути , один из самых популярных классического репертуара кабуки [5]. В декабре усилиями трёх трупп театра сингэки «Бунгакудза», «Хайюдза» и «Токё гэйдзюцу гэкидзё» был поставлен « Вишнёвый сад » А. Чехова , что ознаменовало возвращение на японскую сцену и русской драматургии [17].
Подлежали немедленному упразднению колониальное министерство Великой Восточной Азии, а также министерства военное, военно-морское и вооружений. Высшие должности в правительстве, включая премьер-министра и министров, могли занимать только лица, пользующиеся доверием оккупационных властей. Комитет начальников штабов США разрешал функционирование под контролем Верховного командующего местных и центральных органов власти, уголовных и гражданских судов, органов полиции. При этом из них в обязательном порядке изгонялись все ненадежные и реакционные кадры, связанные с прежним режимом и политикой. По всей стране распускались мощные государственные политические организации, в течение долгого времени являвшиеся опорой прежней власти, такие как Политическая ассоциация Великой Японии, Ассоциация помощи имперской власти, Политическое общество помощи имперской власти. Японское правительство обязано было отозвать из-за границы тех своих дипломатов и агентов, на которых могли указать американские власти, а также передать союзникам архивы и собственность своих дипломатических представительств19. В области демилитаризации Макартур должен был обеспечить быстрое разоружение японских вооруженных сил, включая жандармерию но не гражданскую полицию , гражданский корпус добровольцев и все полувоенные организации, а их личный состав не удерживать в качестве военнопленных, а демобилизовать. Подлежали роспуску все военные и полувоенные организации, включая Высший военный совет, Совет фельдмаршалов и адмиралов, императорская Ставка, генеральные штабы армии и военно-морского флота, армейский, морской и гражданский корпуса добровольцев, жандармерия. В директиве конкретно уточнялись категории лиц, подлежавших немедленному аресту по подозрению в военных преступлениях до последующего распоряжения. Это не только высшие должностные лица, как в прежней директиве, а все члены Высшего военного совета, Совета фельдмаршалов и адмиралов, императорской Ставки, генштабов армии и флота, а также все офицеры жандармерии и все армейские и морские офицеры, являвшиеся видными проводниками воинствующего национализма и агрессии; все важные фигуры ультранационалистических, террористических и секретных патриотических обществ20. В сфере политической деятельности Макартуру предписывалось запретить распространение японской милитаристской и ультранационалистической идеологии и пропаганды в любой форме, в том числе финансирование и поддержку со стороны японского 18 Ibid. Он обязан был установить минимально необходимые контроль и цензуру за гражданскими средствами связи, включая почту, радио, телефон, телеграф, кино и прессу, в целях обеспечения задач оккупации. Через имеющиеся средства массовой информации надлежало пропагандировать демократические идеалы и принципы. Все существующие политические партии, организации и общества брались под контроль. Те из них, чья деятельность согласовывалась с требованиями и целями оккупации, поощрялись. В противном случае они запрещались. Всячески приветствовались демократические политические партии. В кратчайший срок должны были быть проведены выборы в представительные органы местной власти, а на региональном и национальном уровне - после соответствующего указания Комитета начальников штабов США. Огромное значение американские власти придавали кардинальному изменению в системе образования Японии, которое должно было решительно трансформировать менталитет японского народа в мирном направлении. Макартуру предписывалось как можно быстрее возобновить работу учебных заведений. Все преподаватели, запятнавшие себя активной защитой воинственного милитаризма и агрессии, подлежали немедленному увольнению и замене приемлемыми и квалифицированными кадрами. Военное и полувоенное обучение в школах запрещалось. Школьные программы должны были включать концепции обучения, ориентированные на построение мирного и демократического японского общества. Все исторические, культурные и религиозные объекты надлежало защитить от разрушения и разорения21. Экономическая часть директивы Комитета начальников штабов значительно расширяла и уточняла содержание предыдущего документа. Она распространяла власть Верховного командующего на всю экономическую сферу Японии, позволяла ему вносить любые необходимые изменения в управление экономикой. При этом он мог действовать либо напрямую, либо через императора и японское правительство. Однако в директиве прямо подчеркивалось, что он "не должен брать на себя какую-либо ответственность за экономическое восстановление Японии или укрепление японской экономики". Это японцам предлагалось сделать самим путем отказа от милитаристских амбиций и налаживания мирной жизни. Значительные уточнения были внесены в программу экономического разоружения. Макартура ставили в известность, что она будет включать в себя сокращение или ликвидацию некоторых отраслей японской экономики, связанных с военным делом, таких, как производство чугуна, стали, цветных металлов, алюминия, магния, химикатов, синтетического каучука, синтетического топлива, радио- и электрооборудования, автоматических механизмов, торговых судов, тяжелых машин. Разрешалась также конверсия этих производств в целях выпуска исключительно потребительских товаров22. Указания, посвященные функционированию японской экономики, предусматривали принятие японским правительством эффективных мер, которые позволили бы ему, опираясь на собственные силы и ресурсы, избежать острого экономического бедствия; обеспечить справедливое распределение имеющихся запасов; удовлетворить оккупационные нужды и будущие репарационные требования. При этом потребности оккупационных сил не должны были ставить японское население на грань голода, массовых заболеваний и материальной нужды. Японским властям нужно было предпринять все усилия для максимального увеличения производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, угля, стройматериалов, одежды и др. Серьезную опасность для целей оккупации вашингтонские стратеги видели в инфляции. Макартуру поручалось проследить, чтобы японские власти приняли все возможные меры ради ее предотвращения. Директива конкретизировала, в какие отрасли экономики был закрыт доступ активным сторонникам воинствующего национализма и агрессии. Им запрещалось находить- 21 Ibid. Это касалось, в том числе, всех, кто занимал ключевые позиции в этих отраслях начиная с 1937 г. Макартуру предписывалось обеспечить защиту от уничтожения и сохранность всех заводов, оборудования, документации крупных японских промышленных и финансовых компаний, игравших важную роль в японской военной экономике23. Директива расширяла перечень мер, направленных на демократизацию экономических институтов Японии. Японские власти должны были как можно скорее отменить контроль за рабочими, который был установлен в военное время и создать законодательство, защищающее их интересы. Должны были быть устранены все юридические препятствия к возникновению организаций наемных работников на демократических основах, свободных от милитаристского влияния. Директива не запрещала забастовки, за исключением случаев, когда Верховный командующий полагал, что они мешают проведению военных мероприятий или прямо угрожают безопасности оккупационных войск. Жесткий контроль устанавливался за всей внешней торговлей Японии. Не разрешался экспорт таких товаров, которые были необходимы для удовлетворения минимальных потребностей внутри страны, а также экспорт заводов и оборудования до выяснения возможностей передачи их по линии репараций и реституции. Никакой импорт или экспорт не должны были служить оправданием для восстановления военного потенциала Японии. Японские власти не имели право вступать ни в какие экономические соглашения с иностранными правительствами или гражданами без предварительного одобрения Верховного командующего24. Специальный параграф был посвящен снабжению необходимыми товарами и помощи японскому населению. Макартуру поручалось принять все возможные экономические и полицейские меры для максимального использования японских ресурсов, чтобы строго ограничить импорт в Японию. Эти меры включали контроль за производством, ценами и черным рынком, за налогами и финансами, нормирование. Импорт ограничивался и предназначался только для предотвращения массовых заболеваний и гражданских беспорядков, которые угрожали оккупационным силам и военным мероприятиям. Он мог состоять лишь из минимального количества продовольствия, топлива, медикаментов и других необходимых предметов. Макартур был обязан обеспечить честное и справедливое распределение запасов в соответствии с единообразными нормами. Распределение должно было осуществляться через соответствующие японские государственные агентства или коммерческие организации под его непосредственным контролем. Им же устанавливались и цены25. Финансовые вопросы оккупационной политики в новой директиве занимали одно из ключевых мест. В этой области Верховный командующий должен был действовать через японское правительство, но создать при этом независимый от него административный механизм. Директива предполагала, что финансовая система Японии будет функционировать на основе собственных ресурсов. Японские уполномоченные банки имели право выпускать денежные знаки только с разрешения Макартура. Японские власти обязаны были предоставлять Верховному командующему денежные средства и бесплатные кредиты в количествах, достаточных для покрытия всех оккупационных расходов. В случае нехватки денег в официальных иенах Макартур получал право по специальному распоряжению использовать дополнительно так называемые военные иены, которые имели ту же законную силу. Японские военные иены, имевшие хождение на оккупированных Японией территориях, прекращали свое действие.
Как отмечает RT , глава правительства Японии Синдзо Абэ в своём выступлении заявил, что Токио рассчитывает продолжить переговоры по заключению мирного договора с Москвой. Он также подтвердил, что пригласил президента РФ Владимира Путина на саммит Большой двадцатки, который пройдет в Осаке в июне нынешнего года. Абэ хочет тогда провести переговоры с Путиным.
Американская оккупация Японии и ее последствия.
В «Синей книге по дипломатии» Японии за 2023 год использовали формулировку о «незаконной оккупации северных территорий» (Курильских островов. «Японские руководители считали захват советских территорий в такой степени осуществимым, что в Генеральном штабе и в штабе Квантунской армии были выработаны конкретные планы по. Оккупация: репортаж Оккупация: репортаж. «Израилю можно оккупировать Палестину, а нам нельзя даже наш же университет» Кто-то из протестующих. С подачи американцев в Японии была введена новая денежная система, а право эмитировать национальную валюту — иену — получили частные банки. В Японии состоялся "Общенациональный митинг за возвращение северных территорий", на котором власти страны призвали к возвращению Курильских островов. В докладе ведомства говорится, что «северные территории — неотъемлемая часть Японии, но в настоящее время незаконно оккупированы Россией».