О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Таким образом, удалось выяснить, что эпопея челюскинцев является важнейшей вехой в процессе формирования «полярного» мифа в идеологии и культуре СССР 1930-х годов. Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. 1 сентября 1933 года по судовой трансляции "Челюскина" неожиданно прозвучало объявление: "Товарищи! Темой урока была «История «челюскинской эпопеи» и учреждение высшего звания Союза Советских Социалистических Республик «за коллективный подвиг проявленный при спасении людей, терпящих бедствие» — звания «Героя Советского Союза».
Эпопея парохода «Челюскин»
Итогом этой эпопеи стало спасение челюскинцев и... Первыми советскими официальными Героями как раз и стали полярные летчики, которые впервые в мире спасли на самолетах в таких высоких широтах терпящих бедствие членов экспедиции на «Челюскине». Но сам опыт по проходу по трассе Севморпути на одну навигацию начался годом раньше, причем из нашего Архангельска. Именно в 1932 году Отто Шмидт принимает решение пройти кратчайшим расстоянием между Атлантическим и Тихим океаном у берегов Евразии. Шмидт решил идти высокими широтами в обход Северной Земли, как никто никогда не плавал. В Чукотском море экспедиции встретились тяжелые льды. На корабле даже сшили из брезента и поставили паруса. Применили и буксировку другим судном. Ледокол вошел в Берингов пролив, впервые в истории пройдя за одну навигацию этот путь. Успех воодушевил советских руководителей, которые по итогам плавания приняли решение создать Главное управление Северного морского пути. В задачу управления входила окончательная подготовка и обустройство СМП для его промышленной эксплуатации.
Начальником Главсевморпути стал Отто Шмидт. И то, что экспедиция на «Челюскине» в 1933 году вышла не из Архангельска, а из Мурманска, по мнению историков — только случайность. Просто новенькому пароходу «Лена» таково первоначальное название «Челюскина» , нужно было несколько больше времени, чтобы прийти из Ленинграда в Архангельск, а время подгоняло, молодой СССР хотел удивить мир поскорее. Потому-то и остановились на Мурманске как на точке старта экспедиции. Планировалось, что на трудных участках пути «Челюскину» будут помогать ледоколы. Но все оказалось очень не просто... Про «Челюскина» написано достаточно много и подробно. Мы же остановимся на самой эпопее только коротко, чтобы освежить в памяти те события и добавить кое-что малоизвестное. Военно-морской историк из Северодвинска Олег Химаныч в своих работах отмечал, что неприспособленность «Челюскина» к ледовому плаванию была очевидна профессионалам, когда судно еще стояло в датских доках. Сомнения возникали даже у чиновников высокого уровня — зампреда СНК Валериана Куйбышева, замнаркома по морским делам Сергея Каменева, первого секретаря Ленинградского обкома Сергея Кирова.
И опытный мореход Воронин, осмотрев судно, сразу сказал Шмидту: «Не годится он для ледового плавания.
В Карском море произошло важное событие — у Доротеи Ивановны Васильевой, жены геодезиста Василия Гавриловича Васильева, родилась дочь, о чем капитан Воронин сделал запись в судовом журнале «Челюскина»: «31 августа. Девочку нарекли соответствующим образом — Кариной. Море Лаптевых судно пересекло благополучно и через пролив Санникова вошло в Восточно-Сибирское море. Здесь все чаще стали встречаться тяжелые льды.
Надо сказать, даже принимая во внимание далекую от совершенства конструкцию «Челюскина», что его судоводители в критический момент оказались на высоте — в тех «заколдованных» местах, где «Сибиряков» в свое время лишился винта, состояние «Челюскина» не казалось безнадежным. Основные испытания судно ждали в Чукотском море, куда оно вошло через пролив Лонга в середине сентября. Летчик Бабушкин и капитан Воронин провели ледовую авиаразведку, которая показала, что за ледовой перемычкой находится чистая вода, по которой полным ходом можно было идти к Берингову проливу. Однако, несмотря на все усилия экипажа, пробить или взорвать эту перемычку не удалось, и к концу сентября пароход оказался заблокирован льдом. Воздушная разведка подтвердила очевидную невозможность посещения острова Врангеля.
На остров Врангеля самолетом был отправлен уменьшенный состав смены зимовщиков для полярной станции. С берега к судну на собачьих упряжках добрались чукчи, с ними Шмидт 3 октября отправил на материк 8 человек, что он объяснил следующим образом: «Я решил отправить больного кочегара Данилкина, а с ним врача и еще шесть человек. Последних приходилось выбирать не из больных, а наоборот — из наиболее выносливых людей, так как им предстояло идти пешком. Я выбрал тех из наших работников, которые были связаны службой с Москвой или Ленинградом. Преодолев трудный путь, они благополучно достигли Уэлена» [15].
Затем он, поврежденный, в течение месяца проталкивался от мыса Сердце-Камень сквозь льды, порой дрейфуя вместе с ними. Судно настолько приблизилось к Берингову проливу, что капитан Воронин, по его словам, «был уверен, что между мысом Дежнева и островом Диомида нас выжмет в Берингово море» [16]. Пароходы Ленско-Колымской экспедиции «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», за несколько дней до этого находившиеся гораздо дальше «Челюскина» от Берингова пролива, 1 ноября благополучно его миновали по вскрывшейся прибрежной полынье. Такая перспектива выглядела вполне реальной и для «Челюскина». Спустя три дня, 4 ноября 1933 г.
В тот же день на «Челюскине» получили радиограмму от командования Северо-Восточной полярной экспедиции на ледорезе «Литке», которое предлагало помощь. Но Воронин, зная крепость окружающих льдов, тогдашнее состояние «Литке» он ежесуточно принимал внутрь корпуса до двухсот тонн воды, с откачкой которой едва справлялись его водоотливные средства , от помощи отказался [14, т. Это решение стало роковым для «Челюскина». Дрейф быстро увеличивался. Спустя 10 дней «Челюскин» оказался уже у мыса Хоп на Аляске, откуда на борт «Литке» была передана запоздалая просьба о помощи.
Моряки ледореза предприняли все возможное — вдоль ледовой кромки они подошли к «Челюскину» на 25 миль, но были остановлены непроходимым многолетним льдом. Шмидту и Воронину ничего не оставалось, как решать, что делать в случае гибели спасателя, и отпустили «Литке». Теперь участь «Челюскина» целиком зависела от поведения льда. В ночь с 12 на 13 февраля 1934 г. Одновременно лопнули трубы паропровода.
Пароход начал быстро погружаться под воду носовой частью и затонул в течение двух часов. Опасаясь подобного исхода, экипаж заранее подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили О. Шмидт и В. Единственной жертвой стал завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич, который погиб, будучи придавлен сместившимся палубным грузом во время затопления судна [14].
В результате катастрофы на льду оказались 104 человека. Шмидт с Ворониным не представляли, что за этим последует. Воронин еще на что-то надеялся, а Шмидт прямо говорил — расстреляют... Но судьбе было угодно распорядиться иначе. Связь с Большой землей радист Э.
Кренкель установил на следующий день. Была отправлена знаменитая радиограмма О. Вскоре из Москвы по радио поступило сообщение: «Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой... Сталин, Молотов, Ворошилов» [17].
В первые же дни после гибели «Челюскина» в ледовом лагере Шмидта вспыхнул своеобразный бунт — часть членов экспедиции стала настаивать на походе на материк. В основном это были люди из бригады строителей, которых должны были оставить на острове Врангеля, все из крестьян средней полосы России, люди физически крепкие, но абсолютно незнакомые с Арктикой. Против этого выступили опытные полярники из научной группы экспедиции и большинство команды, состоявшей из архангельских поморов. Они утверждали, что из мужчин, может быть, кто-то и дойдет до суши, но большинство, а прежде всего женщины, обречены на гибель. Дело зашло так далеко, что О.
Шмидт, взяв винчестер, пригрозил застрелить любого, кто сделает попытку пойти к материку: ростки паники и сомнений необходимо было подавить сразу и ждать помощи с материка. Сначала на челюскинской льдине был разбит палаточный лагерь. Когда первые, самые тяжелые дни миновали, суровый полярный быт наладился. Плотники соорудили из спасенных материалов барак, переселив туда половину «челюскинцев», выстроили камбуз под крышей и сигнальную вышку. Много работы предстояло выполнить на ледовом аэродроме, который постоянно разрушали подвижки льда.
Участники экспедиции построили свою пекарню и выпускали стенгазету под названием «Не сдаемся! Шмидт стал душой лагеря, каждый вечер устраивал собрания, на которых информировал о том, что предпринимается на Большой земле для их спасения, читал лекции по истории, философии и психоанализу, которым увлекался с юности, о музыке и поэзии. В течение всего времени пребывания на льдах челюскинцы не прекращали научных наблюдений. Особенно интересны полученные ими данные о поведении льдов в зависимости от ветра, морских течений и приливов. Кренкелем и другим коллегой по плаванию на «Сибирякове», гидробиологом П.
Ширшовым, Шмидт обсуждал идею создания дрейфующей станции на Северном полюсе, считая, что дрейф надо рассматривать как репетицию, пусть невольную, но полезную [18]. Операция по спасению полярной экспедиции Тем временем вся страна следила за судьбой полярной экспедиции. Сообщение о том, что на льду оказались более 100 человек, в считанные часы облетело и потрясло мир. Куйбышева собрали совещание у С. Каменева, где наметили первые шаги по организации спасения челюскинцев.
Совещание еще не закончилось, еще редактировался проект постановления о намечаемых мероприятиях, как стало известно, что по инициативе И. Сталина создана правительственная комиссия по оказанию помощи челюскинцам. Через несколько часов она приступила к работе. Операция по спасению разрабатывалась с поистине глобальным размахом. По железной дороге во Владивосток были отправлены разобранные дирижабли, которые предполагалось перебросить на Чукотку морем.
Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы «Смоленск», «Сталинград» и «Совет». В конце марта из Ленинграда на запад и далее через Панамский канал вышел ледокол «Красин» [19]. При этом в возможность спасения верили далеко не все специалисты. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Северного Ледовитого океана, тогда еще не было.
Поэтому основные надежды возлагались на авиацию, и именно полярная авиация сыграла главную роль в спасении полярников. В это время на Чукотке находился экипаж А. Ляпидевского с самолетом АНТ-4. Первую посадку в лагере челюскинцев он совершил 5 марта 1934 г. До этого экипаж совершил 28 вылетов, удачным оказался только 29-й: найти дрейфующий полярный лагерь в периодически опускающемся тумане было нелегко.
При этом А. Первым же рейсом самолет АНТ-4 вывез из лагеря 10 женщин и двоих детей, однако в следующий раз у самолета отказал двигатель, и его экипаж вынужден был присоединиться к челюскинцам [20]. Правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов. Первая группа летчиков — М. Слепнев и С.
Леваневский — была отправлена из Москвы через Европу, Атлантику, Соединенные Штаты на Аляску, где их ждали закупленные советским правительством у компании «Pan American» два самолета «Флейстер». Слепнев был опытным полярником. Северный же опыт Леваневского составлял около года. От Москвы до Аляски летчики добирались на поездах и пароходах, но заключительный этап с Аляски до Чукотки был самым трудным: из-за непогоды С.
Шмидт, будучи высокообразованным человеком, понимал, что в критических ситуациях нервы людей могут не выдержать, всех нужно мобилизовать и занять полезным для их же судьбы делом — строились аэродромы, читались лекции по наукам, проводились партсобрания и т.
Все стойко преодолевали трудности и испытания, давая понять, что они верят в спасение - начали строить посадочную полосу для самолетов. И помощь пришла! Правительство сформировало «Комиссию» по спасению «челюкинцев» — руководитель В. Страна обратилась к летчикам, и летчики приняли вызов Арктики! Стали поступать обращения полярных летчиков и других отважных пилотов со всей страны!
Так получилось, что ближе всех к месту трагедии оказался экипаж А. Погода не позволяла наладить методические поиски — пурга, на упряжках с собаками ездить опасно, не то, чтобы — летать! И все же Ляпидевский сделал 29 вылетов! А 5 марта 1934 г. Потом за Ляпидевским последовали и другие полярные летчики — Н.
Каманин, В. Молоков, М. Слепнев, М.
С кормы на лед прыгать ему было высоко, он побежал по палубе к носу, но был задавлен сорвавшимися с кормы бочками. Завхоз и оказался единственной жертвой высадки. Между тем весть о разразившейся драме облетела весь мир. Многие стали опасаться, что вскоре во льдах погибнут и все остальные «челюскинцы». Понимали такую опасность и в Москве. А потому уже 14 февраля вышло постановление Совнаркома СССР, в котором говорилось: «Для организации помощи участникам экспедиции т. Шмидта О.
В сложившейся обстановке надежда была лишь на авиацию. Они стали слетаться и съезжаться на побережье Ледовитого океана со всех сторон в дополнение к уже находившимся в Заполярье летчикам Куканову и Ляпидевскому. Сам А. А потому в первом же полете, сидя в открытой кабине, он обморозил лицо. Так и летал потом с забинтованным лицом. Потом научились: вставали затемно, грели воду и масло для моторов, прогревали их и… наползал туман либо начиналась пурга. Пока ждешь, угасает короткий полярный день…» Зато иной раз стартовали по 2—3 раза в день. Наконец 5 марта в ясную погоду штурман Петров заметил на льду амфибию Бабушкина, а рядом черными точечками — три фигурки. С огромным трудом самолет сел. Расчищенная «челюскинцами» площадка была мала, а по краям ропаки высотой с 4-этажный дом.
Тем не менее экипаж забрал и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и двух детей. А на следующий день у самолета Ляпидевского вышел из строя мотор, и месяц в лагерь никто не прилетал. Лишь после того, как на пароходе «Смоленск» на Камчатку прибыла группа военлетов Каманина с бипланами Р-5 — Демиров, Бастанжиев, Пивенштейн и прикомандированные к ним полярные авиаторы Молоков и Фарих, — спасательная операция продолжилась. Однако вскоре из-за поломок выбыли самолеты Демирова и Бастанжиева. Каманин при посадке повредил шасси и забрал Р-5 своего подчиненного Пивенштейна. Он вывез из «лагеря Шмидта» 34 человека, заслужив свою награду, но тот поступок авиаторы ему так и не простили. В марте в 5850-километровый полет по неизведанному тогда маршруту на Чукотку, откуда можно было добраться до «лагеря Шмидта», отправились Галышев, Доронин и Водопьянов. Не повезло старшему в группе Галышеву, он потерпел тоже аварию, но не в пример Каманину остался чинить свой самолет. Первый дождался хорошей погоды и благополучно достиг места назначения, второй же поспешил, в районе Колючинской губы попал в буран, возвращаться не стал и разбил машину. Пришлось спасать и его.
В итоге второй этап спасательной операции начался лишь 7 апреля. В ледовом лагере побывали самолеты B.
История спасения «Челюскина»
4 ноября 1933 года дрейфующие льды вынесли «Челюскин» в северную часть Берингова пролива. Интерес к Челюскинской эпопее не угасает до сих пор еще и потому, что актуальным остается целый ряд вопросов: был ли поход «Челюскина» авантюрой начальника Главсевморпути O.Ю. Шмидта или закономерным событием в освоении Арктики. 13 февраля 1934 года в Чукотском море произошла трагедия: огромный сухогруз "Челюскин" под руководством знаменитого арктического исследователя Отто Юльевича Шмидта, совершавший очередной рейс по прокладыванию северного морского пути. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов.
Челюскинцы: два маленьких эпизода большой героической эпопеи
Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости.
Искать их лагерь предстояло с воздуха. А найдя, было проще придумать, как посадить на лед самолеты, чем заставлять людей ждать нарты, которые могли бы и не пробиться через торосы. А первым из всех летчиков, участвовавших в спасательной операции, до лагеря челюскинцев добрался 5 апреля 1934 года пилот Анатолий Ляпидевский. В этом не было ничего удивительного: если всем остальным пришлось добираться до Ванкарема издалека, преодолевая расстояния на пароходах или по воздуху, то его АНТ-4 — гражданский вариант бомбардировщика ТБ-1 — оказался в чукотском поселке Уэллен еще в конце декабря.
Он прилетел сюда, чтобы быть наготове к эвакуации заболевших с «Челюскина» и других зазимовавших во льдах пароходов, а в итоге стал первым из всех, кому удалось не только найти лагерь невольных зимовщиков, но и совершить в нем посадку. Правда, для этого ему пришлось совершить в общей сложности тридцать с лишним полетов. Как вспоминал позднее сам летчик, вылеты на поиски лагеря челюскинцев то срывались из-за непогоды и отказывавшей на морозе техники, то оканчивались неудачей, и «5 марта я рассвирепел окончательно». Но именно в этот раз удача улыбнулась экипажу Анатолия Ляпидевского: вскоре после вылета из поселка Уэллен его летчик-наблюдатель сумел заметить стоящие на льду палатки и дощатые бараки. Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться. И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб. Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек.
В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев.
Мария Терехова Пароход «Челюскин» в Кольском заливе. Фото 1933 года Пароход «Челюскин», первоначально названный в честь сибирской реки Лены, был построен в Дании по советскому заказу в начале 1933 года. На судно под командованием капитана В. Воронина и начальника экспедиции О. Шмидта возлагалась ответственная задача — отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию.
Вместе со льдами «Челюскин» дрейфовал по Чукотскому морю почти пять месяцев, пока не был раздавлен напирающими торосами 13 февраля. Предусмотрительно выгруженное продовольствие, горючее и строительные материалы позволили челюскинцам разбить ледяной лагерь. Была установлена радиосвязь и начата спасательная операция: челюскинцев эвакуировали по воздуху. В течение трёх месяцев было совершено 24 авиарейса, последний человек покинул льдину 13 апреля 1934 года. Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение.
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить
Успех «Александра Сибирякова» вдохновил О. Шмидта взяться за организацию новой экспедиции. Его выбор пал на только что построенный в Копенгагене грузопассажирский пароход ледокольного типа. Советское правительство заказало его для плавания между устьем Лены и Владивостоком, потому и нарекло сначала «Леной». Под таким названием он прибыл 3 июня 1933 года в Ленинград, где его перекрестили в честь знаменитого русского полярника в «Челюскина». Здесь на борт был погружен дополнительный уголь, и 10 августа началась эпопея «Челюскина». В 1934 году редакция газеты «Правда» издала двухтомник «Поход «Челюскина».
В нём — написанные, как говорится, по горячим следам свидетельства 64 челюскинцев — участников Великого северного похода. Волнующие душу воспоминания, исторически достоверные факты! В «лихие 90-е» на «Челюскина» было вылито много грязи. Борзописцы-антисоветчики упрекали власть СССР: мол, необдуманно бросила людей на гибель. Как же всё было на самом деле? Цели полярного похода В самом начале первого тома — статья Отто Шмидта о задачах полярного похода парохода «Челюскин»: «Эта экспедиция — одно из звеньев большой работы по изучению и освоению советской Арктики — далёкого севера нашей страны.
В общий грандиозный план великих работ первой пятилетки была включена и Арктика. С 1929 года начинается систематическое использование ледокольного флота. В 1933 году было решено повторить поход «Сибирякова»: вновь выйти для сквозного прохода Северным морским путём». Совокупность нескольких причин привела к этому решению, пишет Отто Юльевич. Надо было сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию за последние годы попытки достигнуть острова с востока не давали успеха. Также следовало укрепить и продолжить опыт плавания «Сибирякова», изучив ряд ещё не известных участков моря.
Наконец, необходимо было проверить, в каких пределах возможно плавание на севере грузовых пароходов — не ледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всём пути. Но они не были предназначены для дальнего плавания: брали на борт малый запас топлива и совсем не могли принять добавочный груз. А тут требовалось завезти на остров Врангеля для полярников несколько деревянных построек, большой запас угля, продовольствия, снаряжения: палатки, спальные мешки, несколько комплектов рабочей одежды, лёгкой и тёплой… Топливом планировалось обеспечить и ледокол, если возникнет необходимость в его помощи. В общем нужно не ледокольное, а, что называется, полуледокольное судно. В июне «Челюскин» прибыл из Дании в Ленинград. Поэтому был разработан вариант похода, при котором «Челюскин» идёт, насколько возможно, своим ходом, а в случае больших ледовых препятствий призывает на помощь ледокол «Красин», — пишет Отто Юльевич.
Штурман В. Павлов в книге «Поход «Челюскина» пишет: «10 августа в 4 часа 30 минут отошли от мурманской пристани. На борту судна 112 человек: 53 — экипаж, 29 — состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. Запасы: угля 2995 тонн, воды 500 тонн, продовольствия на 18 месяцев и трёхгодичное снабжение для острова Врангеля». Кроме собственных экспедиционных грузов и угля, «Челюскин» взял на борт два разобранных дома для полярников острова Врангеля. Много места заняли бочки с горючим как для самолёта Ш-2, размещённого на корабле, так и для радиостанции на острове Врангеля.
Позаботились и о том, чтобы у полярников было в пути свежее мясо: на борт погрузили 26 коров, четырёх поросят. Баренцево море «Челюскин» прошёл, не встретив льдов. Вошли в Карское море. Тяжёлые льды ранили судно Отто Шмидт: «При первых же встречах со льдом в Карском море «Челюскин» получил повреждение в носовой части лопнул шпангоут, погнулась стрингера и т.
Об этом мы можем судить только по архивным фотографиям. Зато в музее имени Эрнста Кренкеля интересный экспонат — радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. Без навигационных карт, в сложнейших условиях на поиск лагеря челюскинцев лучшие полярные летчики потратили месяц.
Первым рейсом из лагеря Шмидта вывезли женщин и детей. А когда уже прилетели, они стали раздеваться, столько шуб на них было надето, казалось, что очень-очень большие. А такие нормальные, симпатичные женщины", — говорит Ирина Климова, внучка советского летчика Маврикия Слепнева, участника операции по спасению экспедиции парохода "Челюскин". Спасти со льдины всех участников челюскинской эпопеи удалось в апреле 1934 года. Это был последний рейс советских летчиков в лагерь Шмидта. Вот мне кажется, вот это последние сутки, часы были, наверное, самые тяжелые, самые напряженные психологически, что вот в любой момент ломается льдина, они не могут восстановить аэродром, им это просто непосильно физически, портится погода", — рассказывает Светлана Болдырева, правнучка советского летчика Михаила Водопьянова, участника операции по спасению экспедиции парохода "Челюскин". Операция по спасению жителей "ледяного лагеря" потрясла весь мир.
В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза", пишет Скляренко. Таким образом, экипаж парохода "Челюскин" провел на льдине с 13 февраля по 13 апреля. Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Жизнь Найти затонувший пароход пытались десятки лет. Во время первой экспедиции в 1974 году определили координаты парохода. В 1989 году состоялась гидрографическая экспедиция на судне «Дмитрий Лаптев» с участием журналиста и аквалангиста Сергея Мельникова.
После погружение он утверждал, что на дне видел «Челюскина» и сделал снимок, на котором было сложно разобрать название судна, говорится в книге "ТАСС уполномочен… промолчать" Николая Николаева. В 2006 году участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они обнаружили затонувший пароход. Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в судостроительную компанию. В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря, это фрагменты легендарного парохода «Челюскин», пишет wiki. Самое важное - в нашем Telegram-канале.
Хотя 13 апреля и считается датой окончания эпопеи, на самом деле многим челюскинцам пришлось еще много чего вынести, прежде чем по твердой земле добрались они пешком до места, где их ожидали суда, чтобы вывезти на «большую землю». Спустя годы энтузиасты занялись поисками затонувшего «Челюскина». Несмотря на то, что место катастрофы было зафиксировано еще челюскинцами, оказалось, что координаты указаны не слишком точно, что вполне объяснимо уровнем развития техники и сложившейся ситуацией. Координаты удалось уточнить в 1974 году. Первое погружение к судну водолазов, по-видимому, состоялось в 1979, а затем в 1989.
Очередная подводная археологическая экспедиция Челюскин -70 вышла к месту аварии в 2004 году, ее приурочили к 70-летию гибели «Челюскина». Но судно не нашли, хотя поначалу и объявили о находке. Окончательную точку в поисках места гибели «Челюскина» и самого судна поставили лишь в 2006 году, когда подняли со дна фрагменты конструкции, подлинность которых подтвердила экспертиза, проведенная датчанами.
Вы точно человек?
Мичман Челюскин фактически сам взял командование на себя, проявил дерзость и невиданною силу воли и духа. Собственно, именно Семен Челюскин «закрепил» наличие у России Северного морского пути, хотя и до него, сказывают, ходили смельчаки вдоль кромки северных берегов Руси-матушки… Конечно, не за одну арктическую навигацию, а с зимовками —порой даже и не с одной, в приполярных российских укрепленных пунктах. В память об этом человеке осталось название самой северной материковой оконечности Евразии — мыс Челюскин на Таймыре. Ни чинов, ни наград, ни денег. Еле-еле дослужившись до капитана 3-го ранга, Семен Иванович вышел в отставку. А когда уже в XIX веке о нем наконец-то вспомнили и решили воздать посмертные почести, то выяснилось, что… Что ничего не выяснилось. Даже могилки Семена Ивановича не нашли. При каких обстоятельствах он отдал Богу душу, как и кем был похоронен?
Одни только слухи и домыслы. И вот, если размышлять о гибели парохода «Челюскин» с этой точки зрения, то поневоле мерещится некое «проклятие веков». Безвестная могила человека, давшего имя пароходу, обиженный и обделенный мореплаватель давно минувших дней… Что ж, раз мерещится — перекрестимся, да и постараемся непредвзято изложить версии того, что произошло с пароходом «Челюскин». Причем ни одна из версий не может считаться окончательной, ибо архивные данные о тех далеких событиях по сей хранятся под грифом «секретно», а многое —попросту утеряно для нас, людей XXI века. Для обеспечения доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путем нужно было вновь попытаться пройти весь маршрут от Мурманска до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию. Напомним, что первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». На «родной» верфи устранили замеченные дефекты.
Затем - переход в Мурманск с дополнительной погрузкой. Это было роковое опоздание. Ледокол «Георгий Седов» отправился в путь из Архангельска 15 июня, и все равно не успел проделать путь до «больших» льдов! А тут — из гораздо более отдаленной от цели плавания точки, из Мурманска! О чем, спрашивается, думали такие опытные полярники, как Шмидт и Воронин? Известно, о чем: о жизни и свободе… Сказать вслух о потерянном времени и поставить под сомнение экспедицию, отложив ее тем самым на год никто не осмелился. Всем было ясно: слишком многие ответственные люди, и в первую очередь — О.
Шмидт, будут объявлены врагами народа, саботирующими крупнейший народнохозяйственный проект. Плавание шло успешно по графику вплоть до Новой Земли. В Карском море «Челюскин» получил серьезные повреждения корпуса, образовалась течь. Возвращаться назад? О, нет! Это — приговор… Капитан Воронин и полярник Шмидт принимают решение: вперед, и будь что будет! Что было дальше — известно.
Течь удалось «залатать», тем более, что экипаж находился в приподнятом настроении. У Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, исследователей, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь.
В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов, улиц, парков.
Многие специалисты не верили в возможность спасения. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежду на спасение негуманно, так как это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые могли бы плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не было. Надежда была только на летчиков тогда еще зарождавшейся полярной авиации" Первый самолет прилетел через три недели и забрал только детей и женщин, пишет w. Активная спасательная операция началась в апреле, когда за участниками экспедиции "Челюскина" отправили 24 самолета. Без сомнения, операция, которую осуществили пилоты советской полярной авиации, была проведена блестяще. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза", пишет Скляренко. Таким образом, экипаж парохода "Челюскин" провел на льдине с 13 февраля по 13 апреля. Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Жизнь Найти затонувший пароход пытались десятки лет. Во время первой экспедиции в 1974 году определили координаты парохода.
Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости. Показать больше.
Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев
Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений. Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики затонул 86 лет назад, 13 февраля 1934 года. Недавно исполнилось 90 лет со дня отправления в первое и единственное плавание полуледокольного грузового парохода «Челюскин». Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть авиация в освоении высоких широт. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
Читайте также
- Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»
- Сомнения капитана Воронина
- Эпопея парохода «Челюскин»
- Героическая эпопея «Челюскина»
Челюскинская эпопея
Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений. В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов в Карском море и 13 февраля его раздавила ледяная гряда. 90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры.
Подвиг челюскинцев
Однако главную роль в спасении полярников сыграли самолёты под управлением лётчиков А. Ляпидевского, С. Леваневского, В. Молокова, Н. Каманина, М. Слепнёва, М. Водопьянова и И. Первое приземление на льдину совершил 5 марта Анатолий Ляпидевский. Он вывез со льда всех женщин и детей.
После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трёх направлений.
Воронину , который был на судне пассажиром. Тем не менее в Мурманске Биезайс сошёл с корабля, и Воронин вступил в обязанности капитана «Челюскина» [4]. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода « Александр Сибиряков ». До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды.
На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин ; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина [6] [7] ; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом.
История исследования Северного морского пути Голландец Вильям Баренц в ходе трёх экспедиций, осуществленных в 1594-97 годах, открыл архипелаг Шпицберген и исследовал западное побережье Новой Земли Первые попытки исследования Северного морского пути приходятся на XVI век. Их целью было найти морской проход в страны Азии.
Так, в 1553-54 годах, в царствование в России Ивана Грозного, англичанин Хью Уиллоби, обогнув мыс Нордкап, направился на восток, намереваясь найти северо-восточный проход в Китай. Однако его амбициозным планам не суждено было сбыться: корабль путешественника был затёрт льдами к северу от Кольского полуострова, а сам он погиб. Спустя почти полвека аналогичную попытку предпринял знаменитый голландский исследователь Вильям Баренц. В ходе трёх экспедиций, осуществлённых в 1594-97 годах, он открыл архипелаг Шпицберген и исследовал западное побережье Новой Земли, однако в ходе последнего путешествия его корабль тоже был затёрт во льдах, и Баренц скончался от цинги в лагере, разбитом командой на берегу Новой Земли. В 1648 году произошло важное событие, не замеченное современниками.
Казак Семён Дежнев на своём коче русское мореходное парусное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное, промысловое, парусно-гребное , обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки. Большой вклад в исследование заполярных территорий России внесла Великая Северная экспедиция 1733-43 годах в ходе которой было изучено и закартографировано северное побережье России от устья Печоры до Чукотки. Также Витусом Берингом был повторно открыт пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный его именем. Казак Семён Дежнев на своём коче, обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки В последней четверти XIX века исследования Северного морского пути активизируются, и в 1878-79 годах экспедиция шведского географа Норденшельда, в которой участвовал русский предприниматель и исследователь Севера Александр Сибиряков, прошла на парусно-паровом китобойном барке «Вега» от Норвегии до восточного побережья Чукотки, и после зимовки через Берингов пролив вышла в Тихий океан. Это стало сенсационным успехом.
До сих пор еще никому не удавалось пройти весь Северный морской путь. В 1914-15 годах, в разгар Первой мировой войны, экспедиция под руководством первооткрывателя Северной Земли Бориса Вилькицкого, выйдя из Владивостока на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», совершила первое в истории сквозное плавание по Севморпути с востока на запад, дойдя до Архангельска.
А также о лётчиках, совершивших несколько рейсов, чтобы спасти челюскинцев, и в честь которых была учреждена высшая степень отличия в СССР — Герой Советского Союза. В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов, улиц, парков.
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить
10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска. В сентябре 2006 года на траулере "Рогачево" на место гибели "Челюскина" вышла экспедиция, руководителем которой стал Олег Кожемяко, тогда губернатор Корякского автономного округа, а начальником — директор Русского подводного музея Алексей Михайлов. 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива. Таким образом, удалось выяснить, что эпопея челюскинцев является важнейшей вехой в процессе формирования «полярного» мифа в идеологии и культуре СССР 1930-х годов. Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений.
Сомнения капитана Воронина
- 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году
- Московские новости
- 90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
- Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути