Новости великоморавская держава

в. на территории их проживания было создано государство Великая Моравия (Великоморавская держава). Телеграм-канал @news_1tv. Великоморавская держава (далее сокращённо ВМД) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с родом Моймировичей. Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках на территории современной Чехии, Словакии, Австрии и Венгрии, является одной из самых значимых. Великоморавская держава располагалась в Центральной Европе и занимала значительную часть современной Словакии, Чехии, Моравии и Австрии.

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество)

Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822— 907 годах на Среднем Дунае. В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы. Предпосылками возникновения Великоморавской державы явились усиливавшийся процесс феодализации и необходимость обороны от германской экспансии. Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.

Что значит Великоморавская держава?

Новая опасность возникла, когда в конце IX века пришли венгры мадьяры. Моймир II помирился с братом Святополком II, в 902—906 годах они вместе несколько раз отбивали нападки венгров. Оба брата предположительно погибли в 906 году или в битве при Пресбурге в 907 году. После их смерти ВМД, которая по сути была объединением разных земель и княжеств распалась под влиянием венгерской агрессии. Великая Моравия — первое крупное славянское государство. История его интересна и поучительна. За несколько десятилетий Великая Моравия захватила четверть Европы, и потом также быстро распалась.

Но оставила важный след в истории - вряд ли славянский мир был бы сейчас таким, каким мы его знаем. Именно Великая Моравия стала родиной всей славянской культуры, преемником которой стала Киевская Русь. Столицей Великой Моравии был Велеград — ныне это чешский город Старе-Место, совсем маленький — в нем проживает всего 7 тыс человек. Значение Великой Моравии для всего славянского мира было огромным. Хоть она и просуществовала недолго, но именно она дала славянам особую культуру, которая и объединила все славянские народы. Кирилл и Мефодий — граждане Великой Моравии — создали славянскую письменность.

С тех пор православные богослужения в славянских странах ведутся на родном языке. В то время это был важный признак самостоятельности и признания. Славяне получили общеевропейское признание. Славяне пришли на территорию современной Чехии в V веке. Городов, как таковых, не было — славяне вели сельскую жизнь: разводили крупный рогатый скот и сеяли злаки. По сути, Чехия была территорией деревень, по 50-100 человек в каждой.

И, как это часто бывает в истории, чтобы собрать в государство разрозненные поселения нужен был общий враг. Купец со звучным именем Само объединил славян против общего врага как часто именно купцы возглавляют сопротивление! Вспомните опыт Минина и Пожарского. Выбив врага, славяне поняли — без укрепленных городов и регулярной армии житья им не будет. Купца Само признали главой, и он за 35 лет своего правления до неузнаваемости изменил страну. В стране стали появляться города, возникла линия обороны из крепостей.

Начали процветать ремесла, началась выплавка стали. Страна расширяла свои границы и в 822 году появилась Великая Моравия. Отсчет идет с этой даты, когда впервые послы этой страны встретились с императором франков Людовиком I. Государство набрало силу и успешно отражало атаки окрестных королей. Когда в страну вторгся Людовик II Немецкий, славяне не только успешно отбили атаку, но и в ответ захватили у короля часть Баварии, расширив границы своей страны. Во второй половине IX века Великая Моравия принимает христианство.

Это было необходимым условием интеграции в европейский мир. Через 100 лет аналогичный выбор ждет Киевскую Русь. Религия в те времена была важным политическим фактором. Пока ты не определился с религией — ты враг всем своим определившимся соседям. Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла. Нужно было выступить в коалицию с одной из основных религий того времени.

С западным христианством не сложилось. Во-первых, его до этого слишком агрессивно пытались насадить немцы. Во-вторых, послы, отправленные славянами в Рим также не достигли успеха в переговорах с Папой. После этого обратились в Византию, которая охотно откликнулась и отправила в Великую Моравию двух просветителей славянского происхождения — Кирилла и Мефодия. Именно они помогли славянам создать письменность и распространить православие по территории страны. Великая Моравия достигла зенита славы при воцарении местного князя Святополка.

Он нанес поражения немцам, франкам и болгарам, максимально расширил территории страны. При нем страна присоединила земли современной Хорватии, Польши и часть Венгрии. Страна расширяла границы и копила богатство слишком быстро. Меньше чем за 100 лет страна вышла за пределы Чехии и поглотила большую часть территории современной Восточной Европы, а также частично захватила Австрию, Германию и Украину. Конец первого государства славян Хорошая пьеса заканчивается сразу после кульминации. Так и в нашей истории.

В результате этих и других факторов, великоморавская держава рухнула и была заменена рядом малых и независимых княжеств. Распад великоморавской державы стал важным этапом в истории региона, оставив значительное наследие и воздействие на последующие политические и социальные процессы. Внутренние противоречия Распад великоморавской державы был обусловлен множеством внутренних противоречий, которые накопились со временем и подорвали единство государства. Национальные разногласия: Великоморавская держава была создана на основе объединения различных племен и народов, каждое из которых имело свою культуру, язык и интересы. Национальные разногласия и конфликты между различными этническими группами стали одной из основных причин распада государства. Религиозные различия: Великоморавская держава объединяла различные религиозные группы, включая христианство и язычество. Религиозные различия привели к конфликтам и непримиримости между различными вероисповеданиями, что ослабило единство государства. Конфликты внутри элиты: Великоморавская держава имела сложную систему элитных структур, включающих военных, семью правителя и высших чиновников.

Внутренние конфликты и борьба за власть внутри элиты ослабили правительство и усилили политическую нестабильность. Экономические противоречия: Великоморавская держава имела развитую экономику, основанную на сельском хозяйстве, ремеслах и торговле. Однако, неравномерное распределение богатства, экономические различия между разными регионами и социальными группами способствовали социальным напряжениям и конфликтам. Внутренние противоречия постепенно разрушали единство великоморавской державы и способствовали ее распаду. Это был сложный период в истории государства, который оставил глубокий след на историческом и культурном развитии региона. Внешние воздействия Одной из основных причин распада великоморавской державы были внешние воздействия, которые начали оказывать соседние государства. В течение своего существования великоморавская держава несколько раз сталкивалась с агрессивными вторжениями со стороны Восточной Франции и Венгрии, стремившихся расширить свои владения и установить контроль над важными торговыми путями, проходившими через территорию державы. Особое влияние на распад имело вторжение венгров в 907 году.

Великоморавская армия не смогла справиться с этой угрозой и была разгромлена. Многие территории были захвачены венграми, что привело к ослаблению и дальнейшему распаду державы.

Ассимилируемый народ постепенно перенимает культуру другого народа, растворяется в нём. Соседство с Византией привело к распространению византийского христианства среди населения Болгарского царства.

Отдельные представители болгарской знати попытались сохранить язычество и организовали восстание против правителя-христианина. Но Борис I подавил восстание и сделал христианство государственной религией. Принятие христианства позволило улучшить отношения Болгарии с соседними христианскими странами и оказало положительное влияние на развитие болгарской культуры. Правитель Болгарии теперь стал именоваться не ханом, а по-славянски князем.

Павлович Организованная в болгарских землях церковь формально подчинялась константинопольскому патриарху, но на практике во всех внутренних делах пользовалась большой свободой. Богослужение в Болгарии велось не на греческом, а на славянском языке. Во многих болгарских монастырях открылись скриптории, где изготовлялись книги на славянском языке. В раннее Средневековье Болгария стала главным центром книжности и культуры для славянского мира.

Он одержал ряд побед над Византией, неоднократно подходил с войском к Константинополю и присоединил к своему государству македонские земли империи. Территория Болгарии расширилась также за счёт завоевания Сербского княжества и побед над венграми. В 918 г. Карта Первого Болгарского царства Потомки Симеона I Великого не имели успеха в противостоянии с воинственными соседями: венграми, печенегами, византийцами и славянами.

Он жёг и разорял поселения болгар, уводил множество пленников, выселял жителей с занимаемых ими земель. Внутренние раздоры среди болгарской знати не позволили организовать отпор византийским войскам. В 1018 г. Первое Болгарское царство оказалось полностью завоёвано и более чем на полтора века стало провинцией Византии.

Образованное в 1185 г. Второе Болгарское царство уже не обладало могуществом Первого царства. Великая Моравия У восточных границ Франкской империи на р. Мораве — притоке Дуная — в начале IX в.

Они платили дань императору франков Карлу Великому и постепенно начинали перенимать христианство от франкских миссионеров. В первой половине IX в. Государство получило название Великая Моравия или Великоморавская держава. Карта Великой Моравии.

Ромашов Правители франков стремились подчинить Великоморавскую державу. Они совершали военные походы с целью получения дани и отправляли своих епископов в моравские земли, чтобы обратить мораван в христианство. В 846 г. В ответ моравский князь Ростислав 846—870 заключил военные союзы с Болгарским царством и с Византией, а также решил покончить с церковной зависимостью от Восточно-Франкского королевства.

Он отправил послов в Византию с просьбой прислать священников для распространения в Великой Моравии христианства и организации независимой церкви. Византийский император откликнулся на просьбу Ростислава, отправив к нему в 863 г. Обучать славян христианской вере оказалось сложно: почти все церковные книги в то время существовали на греческом и латинском языках, которых славяне не понимали. Своей письменности у населения Великой Моравии не было.

Кирилл и Мефодий, чтобы познакомить славян с Библией, создали азбуку для славянского языка. Это была первая славянская азбука, которая называлась глаголица. Так появилась возможность писать церковные книги для славян на их родном языке с использованием славянского алфавита. Происхождением букв глаголица связана с греческим алфавитом.

В связи с этим на территории Чехословакии были проведены в течение последнего десятилетия большие исследования остатков культуры великоморавского времени и смежных столетий. Результатам этих исследований посвящена обширная литература6. Свои последние открытия в данной области чехословацкие археологи продемонстрировали на сессии Международного славянского археологического семинара, состоявшегося в Чехословакии в октябре 1960 года.

Начнем с истории моравских городов. В исторических источниках о них не имеется никаких сведений, за исключением упоминания о княжеской резиденции Велеграде. Оставалось неизвестным, однако, шла ли здесь речь о городе или о замке Велеград, являлось ли это слово собственным именем населенного пункта или на языке того времени оно соответствовало слову "столица".

Заслугой чехословацкой археологии является открытие руин великоморавских городов. Оказалось, что в IX в. Исследование всех этих остатков дает богатый материал для характеристики не только экономики и быта, но и социально-политического строя Великоморавской державы.

Еще в конце 40-х годов чехословацким археологом В. Грубым были начаты исследования остатков обширного великоморавского города, находившегося на правом берегу Моравы, на месте современного Старого 5 H. Die vor-und fruhgeschichtliche Besiedlung Bohmens und Mahrens.

Grafelfing bei Munchen. Stare Mesto - velkomoravske pohrebiste "Na valach". Zaklady kostela na staroslovanskem pohrebisti ve Starem Meste "Na valach".

XLVI, 1955, c. Nilez kostela z dobi rise Velkomoravske v trati "Spitalky" ve Starem Meste. Vysledky vyzkumu na velkomoravskem hradisti "Valy" u Mikulcic.

Praha, 1959; F. Die grossmahrische Burgwallstadt Breclav-Pohansko. Угорске Градиште.

Там были обнаружены руины фундамент тов двух отстоящих друг от друга на значительном расстоянии каменных церквей IX в. Вокруг церквей располагались обширные кладбища, на которых исследовано в общей сложности свыше 2 тысяч могил; однако эти исследования далеко не охватывали всей площади кладбищ. Среди погребенных отчетливо выделяется группа явно знатных лиц: в погребении обнаружены меч, шпоры, дорогие пояса, украшения из золота и серебра.

Большинство таких погребений расположено около церковных стен или внутри церквей, что еще более подчеркивает особое социальное положение этой группы лиц. Подобные погребения археологи обычно называют "дружинными" то есть погребениями членов княжеской дружины. В России подобные погребения хорошо известны по киевским, черниговским и гнездовскому некрополям X в.

Найденные при раскопках различные изделия, в частности из драгоценных металлов, отличаются не только техническим совершенством, но и выдержанностью форм, как бы "стандартностью". Многие изделия представлены большими однообразными сериями, что свидетельствует о наличии массового ремесленного производства. Позднее В.

Грубым был раскопан участок городской территории с остатками нескольких построек, принадлежавших некогда простому городскому люду, в том числе ремесленникам: резчику по кости, кузнецу, ювелиру. О международной торговле свидетельствуют найденные в богатых могилах остатки дорогих шелковых и шерстяных тканей сложного плетения, возможно, византийского происхождения. Руины двух каменных церквей, обширность древней городской территории, погребения знати с драгоценными украшениями - все это позволило В.

Грубому высказать предположение, что именно здесь находился Велеград - главный город Великоморавского государства. Косвенным свидетельством в пользу этого предположения является и то, что в нескольких километрах от Старого Места имеется поныне небольшое селение, носящее имя Велеград. В 1954 г.

Микульчицы вблизи г. В отличие от предыдущего пункта, где территория древнего городища, занятая современным городом, имеющим длительную строительную историю, сохранилась очень плохо, что неизбежно порождало у исследователей различные вопросы и сомнения, городище Микульчицы отличается превосходной сохранностью. Его территория свободна от построек и не запахивалась; такой она оставалась в течение всего того длительного времени, которое отделяет нас от эпохи Великоморавского государства.

Великоморавский город в местности Валы состоит из двух неравных частей. Примыкая к правому берегу Моравы, располагался обширный "град"-детинец, окруженный укреплениями в виде вала с деревянными и частично каменными стенами. В плане он имел форму неправильного многоугольника: его длина вдоль реки составляла более 400 м, ширина - около 250 м, площадь - 6 гектаров.

К "граду" примыкала вторая часть - огромное "предградье" посад , превышающее "град" во много раз. Его размеры составляли более 50 гектаров. Это был, следовательно, весьма крупный город.

Раскопки, производимые на городище археологом-славистом Й. Поуликом, до последнего времени сосредоточивались преимущественно в пределах "града", где уже исследовано в общей сложности около одного гектара. В наиболее возвышенной, центральной части "града" стр.

Другого такого комплекса раннероманской архитектуры в Средней Европе указать нельзя. Одна из церквей, находившаяся около дворца, являлась большим трехнефным храмом с двойным притвором длина - 35 м, ширина - 10 м ; остальные имели сравнительно небольшие размеры, напоминая первую церковь из Старого Места. В руинах обнаружены остатки штукатурки со следами многоцветных росписей, некогда покрывавших стены этих каменных зданий.

Около большой церкви было открыто свыше 400 могил, а в ее нефах и притворе оказались каменные гробницы с богатыми погребениями. В шести погребениях были обнаружены мечи, серебряные и золотые украшения, в большинстве своем тех же самых типов, что и на Старом Месте. В одном из погребений лежала золотая византийская монета времен Михаила III, относящаяся к 856 - 866 годам.

В одной из маленьких церквей, также находившейся вблизи дворца, открыты остатки двух больших каменных гробниц, оштукатуренные стены которых были покрыты некогда росписями.

ВЕЛИКОМОРА́ВСКАЯ ДЕРЖА́ВА

В Праге было создано чешское епископство. Чехия была самостоятельным государством, зависимость ее от Германского королевства носила номинальный характер. Древнепольске государство. Задолго до объединения в единое государство польские племена занимались пашенным земледелием, животноводством, огородничеством и садоводством. Люди жили в селищах — неукрепленных поселениях. Но сооружались уже и обнесенные рвами и частоколом укрепления — гроды, бывшие военно-административными и религиозными центрами, а во время войн служившие убежищами. Большие успехи были в кузнечном деле, производстве сельскохозяйственных орудий и вооружения, а также гончарном деле, где получил распространение ножной гончарный круг.

Первостепенное значение для Польши имели торговые связи с Русью, а через нее с Арабским халифатом. Польша торговала со Скандинавскими странами, Чехией, Германией, Византией. Крупным центром транзитной торговли стал Краков, через который проходили пути в Прагу, Киев, а также к побережью Балтики. Рабство у польских племен не получило широкого распространения. Рабов сажали на землю, и со временем они стали обычными холопами. Их облагали многочисленными повинностями в пользу феодалов и князя.

Они платили натуральные оброки и подати на содержание княжеского двора и войска, отбывали извозную повинность, строили укрепления, дороги и мосты. С введением христианства крестьян заставляли платить церковную десятину и «грош св. К концу Х в. Образовалось относительно единое Польское раннефеодальное государство. Первым достоверно известным польским князем был Мешко I 960—992. Создание единого государства сыграло большую прогрессивную роль в консолидации населения польских земель в единую народность и защите от чужеземного порабощения.

Польскому государству приходилось отстаивать свою самостоятельность от посягательств германских королей, пытавшихся превратить польского князя в своего вассала. В течение нескольких десятилетий новая религия распространилась по всей Польше. Это способствовало утверждению феодальных отношений и укреплению княжеской власти. В стране распространилась письменность на латинском языке. В конце Х-начале XI в. Польша превратилась в одно из крупных государств Восточной Европы.

Кракова и Краковской земли процесс объединения польских земель завершился. В 1000 г. В начале XI в.

Кроме того, в религиозных диспутах Мефодий и Кирилл, хорошо владеющие риторикой и знанием христианских догматов, смогли доказать безосновательность тезиса о трёхъязычии.

Климент — четвёртый епископ Папа Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни Крым , где проповедовал. Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Встретил мученическую смерть в Херсонесе.

Для Рима мощи святого Климента играли особо важную роль в связи с тем, что Церковь не располагала мощами ни одного из первых пятнадцати римских пап. Святой Климент широко почитался во всём славянском мире, особенно в Древней Руси. В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента. Kириллица и глаголица Вначале обе азбуки использовались наравне, затем глаголица вышла из обихода, вероятно, как более сложная при написании.

Кириллица же, наоборот, получила широкое распространение. Алфавиты на основе кириллицы стали письменностью для десятков языков, в том числе русского, украинского, белорусского, болгарского, македонского, сербского, черногорского, русинского. Алфавит для чешского языка создан на основе латиницы. Алфавит для словацкого языка до XIII века использовал глаголицу, затем — латиницу.

Смерть Ростислава В 870 году Ростислав был смещён с княжеского престола ВМД в результате измены племянника Святополка I, которого ранее сделал князем Нитранского княжества второго по значению после Моравского. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника. В ответ Святополку I удалось взять Ростислава в плен и передать его восточным франкам. Ростислав был ослеплён, его содержали в заточении, где он и умер.

Дата смерти неизвестна. Таким образом на территории ВМД возникла первая славянская архиепархия. Князем стал Святополк I, который подчинился восточно—франкскому политическому влиянию. Несмотря на основание архиепархии, деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях.

Латинское восточно—франкское духовенство всячески мешало распространению старославянского языка в качестве церковного языка. В 872 году Мефодий на три года попал в заключение и содержался в восточно—франкском монастыре Райхенау. Правда, папа запретил богослужение на старославянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, будучи восстановленным в правах архиепископа, несмотря на запрет, продолжил богослужение на старославянском языке.

В 879 году восточно—франкские епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на старославянском языке. После смерти Мефодия 885 год новый Папа Римский ещё раз запретил богослужение на старославянском языке. Многие ученики Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию.

Последствия миссии Мефодия и Кирилла В чешских землях наследие Мефодия и Кирилла постепенно было уничтожено. Служба проводилась по западному латинскому обряду, основой для чешского языка стала латиница. Однако восточное византийское христианское учение, заложенное братьями, и распространяемое их учениками, имело далеко идущие последствия для Болгарии, Хорватии, Сербии и Руси. Неотъемлемой частью процесса христианизации этих земель было распространение письменности и создание собственных азбук на основе кириллицы.

Широкое почитание Мефодия и Кирилла начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов. Князь Святополк I. Последовало несколько военных походов франков, после которых Святополк I признал авторитет короля и начал выплачивать дань. Мир с франками позволил Святополку I заняться подчинением более слабых соседей.

Он захватил Силезию, Лужицу и Паннонию. Великоморавская держава при Святополке I Святополк I добился, чтобы в состав ВМД вошли славянские племена Богемии, с которыми последние несколько десятков лет ВМД находилась в союзных отношениях возникли на основе общей защиты от восточных франков. Своим ставленником в Богемии Святополк I избрал молодого князя Борживоя I по разным источникам ему было 15—20 лет из рода Пржемысловичей. Причины, по которым Святополк I выбрал столь юного представителя, к тому же не из самого влиятельного рода, также неизвестны.

Вероятно, Святополк I и Борживой I приходились близкими родственниками. Борживой I — первый достоверно известный князь чехов. По инициативе Святополка I для распространения христианства в землях чехов архиепископ Мефодий крестил Борживоя I, его супругу Людмилу и некоторых приближённых. Дата крещения также остаётся неизвестной, временные рамки этого события — между 872 и 882 годами.

В связи с этим в своём стольном городе Леви-Градец 3 км на северо—восток от Праги Борживой I построил первую церковь в Богемии — Церковь святого Климента. Многие славяне Богемии были недовольны политикой христианизации Борживоя I. Против князя поднялось восстание, которое возглавил его родственник Строймир. Борживой I бежал к князю Святополку I и с его помощью подавил восстание.

В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам. Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка I. Но тот разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа. При Святополке в орбиту Великой Моравии вошла часть хорватских княжеств до реки Стрый [22] [23]. В 886 году ученики Кирилла и Мефодия были изгнаны из Великой Моравии Святополком I, переориентировавшим страну на западное христианство. К началу 890 годов в состав Великой Моравии входила большая часть современной Словакии, средняя часть Потисья с центром в Бихаре, северная территория восточной половины современной Венгрии от Южного Гонта до Южного Земплина и северо-восточная часть Задунавья [24]. Святополк I умер в 894 году.

Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями. Начавшийся конфликт ослабил Великую Моравию, и от неё стали отлагаться пограничные территории. Сюзеренитет Арнульфа признали Богемия и Лузация. Моймир II сумел консолидировать силы. В 898 году он попросил римского папу прислать в Моравию новых священнослужителей, чтобы уменьшить влияние священнослужителей из Баварии. Баварцы, недовольные этим требованием, послали в Великую Моравию войска. Моймир II разбил их и, более того, сумел изловить бунтующего брата.

Впрочем, баварцы выручили Святополка II и забрали с собой. Новая опасность возникла, когда пришли венгры. В 896 году они расселились на малонаселённых землях Великой Моравии вдоль верхнего и среднего течения Тисы , а в 900—901 годах стали переходить Дунай и селиться на правой его стороне. Когда в 901 году венгры стали совершать набеги на земли Восточно-франкского королевства, германская знать заключила мир с Великой Моравией, а Моймир II помирился с братом, который вернулся на родину. Этот мирный договор также положил конец войне между Великой Моравией и франкским вассалом Богемией, шедшей с 895 года. В период с 902 по 906 годы Моймир II несколько раз отбивал нападения венгров иногда с помощью баварских войск. Военное поражение моравского войска привело, видимо, к народному восстанию, сопровождавшемуся языческой реакцией, о чём свидетельствуют археологические находки [24].

Найденные в курганах Гнёздова и на городище Монастырёк луннические височные кольца «нитранского типа» свидетельствуют о знакомстве днепровских мастеров с великоморавской ювелирной традицией [27] [28]. Находки в Гнёздове лучевых височных колец рубеж IX—X веков , колец с гроздевидной подвеской, литейной формочки из кремнистого камня для изготовления колец «нитранского типа» и ранней гончарной керамики 20—30-е годы X века свидетельствуют о миграции в Верхнее Поднепровье групп славянского населения из Дунайских земель Моравии [27] [29] [30]. Центральные великоморавские предгородские агломерации- эмпории [31] — Микульчице , Старе-Место близ Угерске-Градиште , Поганьско в Бржецлаве, процветавшие на обслуживании Империи каролингов в IX—X веках, практически мгновенно исчезли после изменения экономической ситуации, вызванного вторжением венгров в X веке, хотя сами они и не были затронуты боевыми действиями. Штефан объяснял запустение агломераций, разрушением инфраструктуры дальней торговли, имевшей жизненное значение для моравской политии [32] [33]. По характеру и деталям погребальной обрядности ориентированные на запад древнейшие труположения в Киеве и на Среднем Поднепровье имеют прямые аналогии в раннехристианских памятниках на территории Великой Моравии в Скалице , Старом месте , Микульчице , Поганьско , Стара-Коуржим , Колине [cs] и Желенках [34]. Ширинский , отмечая сходство инвентаря, писал о полной идентичности дружинных могил Киева и Чернигова погребениям в Великой Моравии [35]. Серебряные оковки турьих рогов из Чёрной могилы и оковки рукояти меча из дружинной могилы близ Золотых ворот в Киеве имеют такие же орнаментальные мотивы как на «некоторых поясных бляхах и наконечниках из Микульчиц , Поганьско в Бржецлаве, Старого Места , Желенок и, особенно, на типичных великоморавских украшениях-пуговицах — гомбиках , находки которых сосредоточиваются в области трёх крупных южноморавских центров и далее в Средней Чехии и Юго-Западной Словакии».

И моравско-чешские, и древнерусские группы находок этого стиля возникли на основе одинакового причерноморского и иранского происхождения, которое нашло отражение в орнаментации золотых сосудов из Надьсентмиклошского клада [36]. Зал с раннесредневековым захоронением двойной могилой княжны из Колина [cs] , 850—900 гг. Выставка «Между племенами и государством» Блатницкие находки [hu]. Великоморавский меч из Блатницы датируется периодом между 825 и 850 годами На период с 875 года по 950 год, по данным археологии, приходится расцвет моравских поселений. Ни один могильник не перестал использоваться до 950 года. Убыль населения в Моравии наблюдается лишь во второй половине X века [37].

Моравские войска обнаружили, что Брно фактически освободили сами местные партизаны, организовав масштабное восстание и прогнав венгров из города. Но и возвращаться обратно в Моравию они не желали. В Брно и окрестностях была провозглашена Южно-Моравская Социалистическая Республика, но вскоре войска Королевства упразднили её, вернув город под свой контроль. Правительство Великоморавской Державы более не могло игнорировать настроения народа. Большинство организаторов восстания в Брно было помиловано, а часть из тех, кто не боролся против моравских войск, была представлена к наградам.

Великая Моравия - первая в истории держава славян

Великоморавская держава была одной из первых славянских государств и имела большое влияние на формирование национальной идентичности этих народов. Великоморавская держава была сформирована в IX веке в районе современной Чехии, Словакии и Южной Польши. Объединение славянских племен Великоморавская держава была создана в конце VIII века как результат объединения нескольких славянских племен.

KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов

Обучался живописи в Смоленске у местного иконописца Тита Андроновича. На талант юноши обратил внимание местный помещик Александр Александрович Вонлярлярский. Позже он уговорил отца Микешина отпустить сына учиться в Санкт-Петербург. На свои средства Вонлярлярский организовал в 1852 году поступление Михаила Осиповича в Императорскую Академию художеств. Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника Тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе 1859 и был принят к исполнению. Бронзовый памятник был торжественно открыт в сентябре 1862 года в Новгороде в присутствии императора Александра II. В Суздале художник-скульптор выполнил двери к гробнице князя Д.

За этот монумент Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени, а также пожизненным пенсионом 1200 рублей в год. В 1869 году Микешин получил высокое звание академика.

Впрочем, главный вопрос, стоящий сегодня перед учёными и политиками, сводится даже не к численности русинов, а к тому, кем их следует считать в принципе. Если на территории бывшей Югославии, в Польше, Чехии, Словакии и даже в комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации русинов признают национальным меньшинством, то в Киеве их называют этнографической группой украинцев, а за попытки доказать обратное возбуждают уголовные дела. И это несмотря на то, что 5-16 мая 2008 года на сессии Генеральной ассамблеи ООН, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации рекомендовал Украине рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства.

О том, что русины были, есть и, надеюсь, всегда будут, говорит их древняя история. В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. В 896 году на Средне-Дунайскую равнину вторглись венгры. В борьбе с ними Великоморавское государство погибло.

Решающая битва произошла в 907 году у Братиславы. Славяне потерпели поражение. Это событие стало концом Великой Моравии. Большая часть Великой Моравии вошла в состав Венгерского королевства. На меньшей части чуть позже возникло Чешское княжество..

Значительная часть населения Великой Моравии, как показывают археологические находки, отхлынула на восток, в будущую Русь. Весьма вероятно, что именно моравские эмигранты впервые познакомили восточных славян с христианством и славянской азбукой». Если вы внимательно всмотритесь в карту, то увидите, что первое славянское государство включало и территории нынешней Незалежной. Русины — отдельный славянский этнос, правда, права как у представителей самобытной и древней общности восточных славян у русинов только в Словакии 50 тысяч граждан Словакии считают себя русинами … один из их этнонимов — карпатороссы — связан именно с Карпатами. В наши дни русинами считают себя преимущественно жители земель, оказавшихся по итогам Первой мировой войны за пределами СССР и Польши.

Речь идёт в первую очередь о Закарпатье и прилегающих к нему территориях, ставших в 1918 году частью Чехословакии и Румынии. Местная интеллигенция склонна возводить родословную русинов напрямую к древним русичам, а то и вовсе к славянским племенам белых или чёрных хорватов. Эта теория отстаивается теми русинами, которые считают, что они произошли от древнерусской нации. Второй, самой часто оспариваемой, версией является происхождение от венгров. Согласно такой теории, венгры переселились на территорию Киевского княжества и постепенно ассимилировались.

В поддержку версии присутствует факт включения части будущей Западной Украины в состав средневекового Венгерского королевства. Другой занимательный факт обращает внимание на употребление названия «русин» по отношению к венграм, сохранившим православие. Согласитесь, что вера до недавнего времени значила больше, чем кровь или язык, поэтому я уверен, что эта группа венгров явно происходит от мадьяризированных славян. Главным оспариваемым моментом русофобами всех мастей в истории и древних, и современных русинов является самоназвание. В единственном числе они действительно называют себя русинами, а во множественном — русскими.

Даже свой родной язык они считают русским. Христианство у русинов появилось ещё во время Великоморавского государства. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве.

Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным. Вероятно Великоморавские — светло-зелёным.

Святополк I же, правивший в восточной части, претендовал на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом. За это немцы заточили Святополка I. Вместо Святополка I князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев. При этом он освободил Святополка I, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии. Святополк I пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско.

Однако, Славомир признал Святополка I законным князем, и как только немцы дошли до Великой Моравии, Святополк I перешёл на сторону восставших. Немецкое войско снова было разгромлено. В итоге, Святополк I смог стать князем всей Великой Моравии. И, как гласит «Житие Мефодия»: «…князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань. Замирение с немцами позволило Святополку I заняться расширением своих владений. В 874 году он захватил Блатенское княжество, земли в верхнем течении Висоы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам.

Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка I. Святополк I разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа. Святополк I умер в 894 году. Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. Возможно, что у Святополка I был ещё один сын — Предслав. Венгерское нашествие и упадок Великой Моравии Уже в следующем 895 году Святополк II, поддерживаемый Арнульфом Каринтийским, восстал против своего старшего брата. Начавшийся конфликт ослабил Великую Моравию, и от неё стали отлагаться пограничные территории.

Сюзеренитет Арнульфа признали Богемия и Лузация. Моймир II сумел консолидировать силы. В 898 году он попросил римского папу прислать в Моравию новых священнослужителей, чтобы уменьшить влияние священнослужителей из Баварии.

Главной фигурой, игравшей ключевую роль в объединении славянских племен, был князь Моимир I. Он смог создать мощное государство, которое включало в себя большую часть современной Словакии, Чехии и Венгрии. Формирование Великоморавской державы сопровождалось культурным расцветом. Это период, когда славянские племена обрели свою политическую и культурную идентичность. Они создали собственное письменное языческое словесное наследие и научились адаптировать христианские ценности и технологии, проникавшие с Запада. Формирование Великоморавской державы связано с приходом славянских племен на эти земли. Главной фигурой в объединении славянских племен был князь Моимир I. Формирование сопровождалось культурным расцветом. Таким образом, происхождение и формирование Великоморавской державы отражает важный этап в истории Средней Европы, когда славянские племена смогли создать сильное государство и развить собственную культуру и идентичность. Территория и границы Великоморавская держава располагалась в Центральной Европе и занимала значительную часть современной Словакии, Чехии, Моравии и Австрии. Ее границы были сложной и неоднозначной темой в исторических исследованиях и могли меняться в зависимости от политической ситуации. В начале своего существования Великоморавская держава включала в себя большую часть Моравии и Словакии, а также некоторые территории на севере Венгрии и Чехии. Были предприняты попытки расширить границы державы за счет окраинных славянских племен, однако эти попытки в итоге оказались неуспешными. Соседние государства, такие как Венгрия, Чехия и Польша, тоже имели свои интересы и претензии на эти территории, что приводило к конфликтам и войнам. Испанская корона претендовала на территорию современной Словакии, что привело к ослаблению государства и его окончательному подавлению. Таким образом, границы Великоморавской державы были изменчивы и зависели от множества факторов, включая политическую ситуацию, конкурирующие интересы соседних государств и внешние влияния. Она представляла собой важный культурный и политический центр славянской цивилизации и оставила значительный след в истории региона. Политическая система и правление Великоморавская держава имела сложную политическую систему, которая включала в себя несколько уровней власти. На вершине пирамиды стоял князь, который был главой государства и обладал полной властью. Князь был выбираем народным собранием — вече, и его власть передавалась по наследству внутри династии. Княжеская власть была ограничена советом ветров — совещательным органом, в который входили представители различных областей и сословий при дворе князя. Чтобы облегчить управление государством, Великоморавская держава была разделена на административно-территориальные единицы — краи. Каждый край был управляем маршалком, который был назначен князем. Маршалки были ответственны за сбор налогов, поддержание порядка и решение споров внутри края. Значительную роль в политической системе играли виты — высшие служащие двора, назначаемые князем. Они выполняли роль советников, а также занимались административными и судебными функциями. Виты назначались из представителей различных сословий, что позволяло сбалансировать власть и представить интересы разных групп населения. Наряду с управленческими структурами, в Великоморавской державе существовала иерархическая система церкви. Католическая церковь была слишком сильна и влиятельна в государстве и влияла на политические решения и религиозную жизнь. Князь и его советники тесно взаимодействовали с духовенством и осуществляли контроль над церковью. В целом, политическая система Великоморавской державы была достаточно комплексной и структурированной.

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество)

В целом, Великоморавская держава была многонациональным государством, объединяющим различные племенные группы и культуры. Объединение славянских племен Великоморавская держава была создана в конце VIII века как результат объединения нескольких славянских племен. Российские подразделения отразили атаки ВСУ на Ореховском направлении и в результате контратак продвинулись вперед у Работино и Вербового, сообщил председатель движения.

Возникновение великоморавской державы: исторический обзор

Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным. Вероятно Великоморавские — светло-зелёным. Святополк I же, правивший в восточной части, претендовал на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом.

За это немцы заточили Святополка I. Вместо Святополка I князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев.

При этом он освободил Святополка I, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии. Святополк I пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско. Однако, Славомир признал Святополка I законным князем, и как только немцы дошли до Великой Моравии, Святополк I перешёл на сторону восставших. Немецкое войско снова было разгромлено. В итоге, Святополк I смог стать князем всей Великой Моравии.

И, как гласит «Житие Мефодия»: «…князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань. Замирение с немцами позволило Святополку I заняться расширением своих владений. В 874 году он захватил Блатенское княжество, земли в верхнем течении Висоы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам.

Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка I. Святополк I разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа. Святополк I умер в 894 году. Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество.

Возможно, что у Святополка I был ещё один сын — Предслав. Венгерское нашествие и упадок Великой Моравии Уже в следующем 895 году Святополк II, поддерживаемый Арнульфом Каринтийским, восстал против своего старшего брата. Начавшийся конфликт ослабил Великую Моравию, и от неё стали отлагаться пограничные территории. Сюзеренитет Арнульфа признали Богемия и Лузация. Моймир II сумел консолидировать силы.

В 898 году он попросил римского папу прислать в Моравию новых священнослужителей, чтобы уменьшить влияние священнослужителей из Баварии.

Це видумка в Карпатах», говорить же об автономии автохтонной территории проживания русинов является государственным преступлением против «недоторканности» failed state — несостоявшегося государства… Низззя и усё! Кто такие «украински вчёные», знает уже весь научный мир, поэтому обратимся к вменяемым специалистам. Плеханова Андрей Кошкин. Правительства стран официально признают русинский народ и утверждают южно-русинский язык. Область, в которой сосредоточены русины, называется Паннонией. Здесь живут более 14 тысяч русинов, которые исповедуют грекокатолицизм. В школах Сербии и Паннонии разрешается преподавание на русинском языке. Чехия, Польша, Венгрия и Словакия тоже официально признают русинов. Вопросом о жизни и официальном признании народа занимается ООН.

В ООН считают отсутствие официальных признаний русинского меньшинства расовой дискриминацией, идею о существовании отдельного русинского народа чаще всего высказывают иммигранты, проживающие в Соединенных Штатах и Канаде». Сегодня учёные затрудняются сказать, сколько в мире людей, считающих себя русинами. Если формально суммировать результаты переписей населения, проведённых в последние десятилетия на территории Украины, Словакии, Сербии, Хорватии, Польши, Венгрии и Румынии, то речь идёт примерно о 55 тыс. Однако активисты некоторых русинских организаций настаивают, что на самом деле к русинам себя причисляют от 1,5 до 5 млн. В доказательство они приводят цифры тогдашнего времени: в 1921 году население региона составило 604,6 тыс. Петр Гецко В настоящее время существует неофициальная организация — Правительство Республики Подкарпатская Русь, воссозданное в 2008 году, во главе с Петром Гецко. В 2019 году Пётр Гецко был заочно осуждён на 12 лет лишения свободы за подрыв территориальной целостности Украины: Мукачевский городской районный суд постановил, что в 2014 году Гецко обращался к президенту России Владимиру Путину с просьбой ввести части ВС Российской Федерации на территорию Закарпатья и «восстановить государственность Подкарпатской Руси». Впрочем, главный вопрос, стоящий сегодня перед учёными и политиками, сводится даже не к численности русинов, а к тому, кем их следует считать в принципе. Если на территории бывшей Югославии, в Польше, Чехии, Словакии и даже в комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации русинов признают национальным меньшинством, то в Киеве их называют этнографической группой украинцев, а за попытки доказать обратное возбуждают уголовные дела. И это несмотря на то, что 5-16 мая 2008 года на сессии Генеральной ассамблеи ООН, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации рекомендовал Украине рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства.

О том, что русины были, есть и, надеюсь, всегда будут, говорит их древняя история. В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. В 896 году на Средне-Дунайскую равнину вторглись венгры. В борьбе с ними Великоморавское государство погибло. Решающая битва произошла в 907 году у Братиславы. Славяне потерпели поражение. Это событие стало концом Великой Моравии. Большая часть Великой Моравии вошла в состав Венгерского королевства. На меньшей части чуть позже возникло Чешское княжество..

Значительная часть населения Великой Моравии, как показывают археологические находки, отхлынула на восток, в будущую Русь. Весьма вероятно, что именно моравские эмигранты впервые познакомили восточных славян с христианством и славянской азбукой».

Это прям мешало. С разных сторон мы к нему подходили. Сейчас на данный момент он контролируется нашими подразделениями», — подчеркнул Пушилин в эфире программы «Соловьев Live».

Однако Папа даже не принял послов. Тогда в 862 году Ростислав отправил новых послов с аналогичным предложением, на сей раз в Константинополь Византийская империя. Великоморавская держава при Ростиславе Мефодий и Кирилл. Обретение письменности Миссионерская деятельность Мефодия и Кирилла имела основополагающее значение для культурного развития не только ВМД , но и всего славянского мира. Осознавая, что распространение христианства среди местного населения будет напрямую зависеть от понимания языка богослужения, братья решили сделать переводы церковных книг, но столкнулись с отсутствием у славян письменности. Поэтому они создали азбуку алфавит для солунского диалекта праславянского языка. Количество букв — по разным источникам от 42 до 48. Солунский диалект — говор южных славян, распространённый в городе Солуни ныне Салоники и его окрестностях. Этим диалектом хорошо владели Мефодий и Кирилл, так как сами были родом из Солуни. Важно отметить, что в это время все славяне хорошо понимали друг друга и считали, что они говорят на едином языке, с чем согласны и многие современные лингвисты, утверждающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века. Однако годом позже Ростислав вновь восстал и миссия братьев продолжилась. Занимаясь переводами церковных книг на солунский диалект Мефодий и Кирилл использовали греческие слова в тех случаях, когда не находили славянских аналогов. Братья существенно обогатили словарный запас солунского диалекта, создав тем самым литературный язык, который в наше время известен как старославянский язык. Старославянский язык, основанный лишь на солунском, одном из диалектов южных славян, не следует путать с праславянским языком, более древним языком, ставшим основой для всех современных славянских языков. Важно отметить, что с самого начала старославянский был языком книжным литературным и церковным, но никогда не использовался в качестве средства бытового общения. К концу X века, под влиянием других славянских диалектов, он претерпел изменения, поэтому рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке. Главная сложность в создании азбуки Мефодия и Кирилла — работа по вычленению звуков праславянского языка. Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев. Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному византийскому обряду, набрали учеников и занимались их обучением. Также братья организовали независимую от восточно—франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД. Мощи святого Климента После пяти лет результативной работы 863—867 годы Мефодия и Кирилла вызвали в Рим. Официальный повод — богослужения на варварском языке, что считалось святотатством. На самом деле, вероятно, Западная Церковь осознала, сколь существенный вред наносит деятельность братьев для всего региона. В то время среди римских богословов доминировала так называемая трёхъязычная ересь — точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем — еврейском, греческом и латинском. Братья привезли в Рим и передали Папе мощи святого Климента, которые обрели в Крыму во время хазарской миссии 860—862 годов. Сакральная важность этого события была колоссальной. Братья были удостоены роскошных чествований, их авторитет серьёзно вырос. Кроме того, в религиозных диспутах Мефодий и Кирилл, хорошо владеющие риторикой и знанием христианских догматов, смогли доказать безосновательность тезиса о трёхъязычии. Климент — четвёртый епископ Папа Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни Крым , где проповедовал. Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Для Рима мощи святого Климента играли особо важную роль в связи с тем, что Церковь не располагала мощами ни одного из первых пятнадцати римских пап. Святой Климент широко почитался во всём славянском мире, особенно в Древней Руси. В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента.

Возникновение великоморавской державы: исторический обзор

Великоморавская держава — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. Великоморавская держава была одной из первых славянских государств и имела большое влияние на формирование национальной идентичности этих народов. Великоморавская держава сформировалась в 1-й трети 9 в. после распада контролировавшего б. ч. Центр. Российские подразделения отразили атаки ВСУ на Ореховском направлении и в результате контратак продвинулись вперед у Работино и Вербового, сообщил председатель движения. Velká Morava) (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1264 дня] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности Среднего Дуная.

Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение

собирание русских земель и народов, заявил лидер "Справедливой. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1231 день] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности. Великоморавская держава располагалась в Центральной Европе и занимала значительную часть современной Словакии, Чехии, Моравии и Австрии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий