Ответ на вопрос "Короткий кафтан ", 7 (семь) букв: архалук. лучший источник, который предоставляет вам WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы и некоторую дополнительную информацию, такую как пошаговые руководства и советы. короткий татарский кафтан, застегивающейся на крючки. род короткого кафтана, употреб. у татар.
Другие онлайн кроссворды
- Мужской кафтан в старину
- Русский костюм. Словарь старинных понятий.
- старинная русская одежда, род короткого кафтана 7 букв
- Кафтан татарина
- В старину: род короткого кафтана:
- Кафтан - парадная одежда Дружинника. Опыт компиляции и реконструкции, 9-11 век. - YouTube
Короткий кафтан.
Суть этой игры проста и понятна абсолютно любому. В ней вам нужно будет искать и собирать слова из букв свайпом по экрану. Однако вы можете застрять на любом уровне. Все, кто не может справиться с возрастающей сложностью этой игры, могут использовать эту страницу, которую мы любезно предоставляем.
Ферязь 17 века. Ферязь одежда на Руси.
Ферязь одежда в древней Руси. Кафтан в старину. Старинная одежда зипун. Кафтан на Руси в старину. Одежда Порты и кафтан.
Становой кафтан-зипун. Камзол мужской при Петре 1. Кафтан и камзол при Петре 1. Камзолы 18 века мужские Петр 1. Камзол это в древней Руси.
Зипун одежда древней Руси. Зипун крестьянина 19 века. Русская зимняя одежда мужская. Зимняя одежда на Руси. Полукафтан 19 век.
Кафтан 17 век. Парчевой кафтан. Кафтан русский мужской 18 века. Кафтан Русь 17 век. Кафтан 16 века Русь.
Армяк одежда в древней Руси. Кафтан Гнездово. Русский национальный костюм зипун и кафтан. Рубаха косоворотка 16 век. Рубаха косоворотка 17 век.
Рубаха косоворотка 19 века. Рубаха косоворотка донских Казаков. Бешмет татарский мужской. Бешмет 17 век Северный Кавказ. Казакин татарский.
Кафтан бешмет. Боярский кафтан 17 века России. Зипун у бояр. Кафтан боярина 17 века. Кафтан 17 века Московская Русь.
Сермяга зипун 19 века. Казакин одежда мужская 19 век. Армяк кафтан камзол. Зипун и армяк. Армяк зипун кафтан.
Армяк, зипун, ферязь, опашень.. Боярский кафтан. Боярский кафтан 17 век 17 век. Кафтан на Руси 16 век.
Одежда на Руси в старину. Проект одежда на Руси. Русский народный костюм мужской. Донские казаки Ригельман. Александр Иванович Ригельман. Одежда донских Казаков Ригельман. Кафтан на Руси. Кафтан 19 век Россия. Зипун казака. Зипун донских Казаков. Мужская одежда до Петра 1 и при Петре 1. Одежда дворян до Петра 1 и при. Одежда дворян до Петра 1 и после Петра 1. Одежда дворян до и после Петра 1. Кафтан картинка для детей. Рисунок без фона кафтан. Зипун картинка. Кафтан PNG на белом фоне. Устаревшие названия одежды. Старинная одежда названия и картинки. Старинная одежда кафтан. Парадный костюм Петра 1 : кафтан, камзол. Кафтан и камзол при Петре 1. Кафтан камзол Петр 2. Дворянский камзол 17 века. Русский народный костюм зипун. Камзол Англия 18 век. Камзол мужской 19 век Англия. Камзол на пуговицах мужской 18 век. Камзол мужской 18 век Германия. Камзол мужской 17 век. Камзол Франция 17 век. Жюстокор 17 века. Одежда бояр, царей 16-17. Одежда бояр Московской Руси 16 века. Одежда русских бояр 16 века. Жупан зипун. Крестьянский зипун 17 век. Казацкий зипун. Камзол Петра 1. Камзол эпохи Петра 1. Мужская мода при Петре 1 камзол. Польский кунтуш 17 век. Жупан и кунтуш. Шляхтич кунтуш 17 век. Польский кафтан кунтуш. Русский мужской костюм 17 века Боярин. Одежда бояр 17 века. Боярская одежда в 17 веке. Русские бояре 16 века. Старинная одежда описание. Сообщение на тему старинная одежда. Кафтан описание. Кафтан описание одежды.
Это прозвище за жителями села Максимовка сохраняется до настоящего времени. Тамбовский шушпан не похож ни на мордовский балахон, ни на рязанское холщовое полукафтанье, это короткая суконная одежда вроде кофты, с перехватом и пестрой отделкой. Нагибин, «Сирень», 1972—1979 г. Есенин, «Яр», 1915 г. Эртель, «Записки Степняка», 1883 г. Гоголь, «Записная книжка 1842—1844 гг. Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии. Оренбург, ул. Пролетарская, д. Сведения об объекте полное описание : Шушпан — шерстяная теплая верхняя одежда в виде пиджака. Изготовлен из пряжи. На изготовление пряжи для шушпана шла второсортная шерсть.
Значение слова АРХАЛУК в Энциклопедическом словаре
Армяк, епанча и охабень. Верхняя одежда древней Руси Армяк, епанча и охабень Верхняя одежда древней Руси Русь допетровская В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк… Армяк первоначально «ормяк» Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком. В 15-16 веке армяк носили, в основном, крестьяне Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков. В качестве аксессуаров к армяку выступала шапка-«гречник», широкий кушак и лапти-берестянки По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз» — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.
Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча. Епанча она же «япанча», «япончица» Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном. Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»… Епанча была настолько популярна на Руси, что даже попала на герб Рязани Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.
Кроме того, оно означает саван для усопших, а также рубище кающихся грешников и осужденных. Для традиционного русского костюма характерна прямокройная, со свободно падающими линиями одежда. Модулем ее кроя является ширина полотнища домотканой ткани. В этом специфика кроя традиционных видов русской одежды, его архаичность.
К типичным чертам можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах. Общее проявляется и в расположении декора, в способе ношения одежды, создающий "многослойный" костюмный ансамбль, когда одновременно надеваются одна поверх другой несколько одежд.
Для традиционного русского костюма характерна прямокройная, со свободно падающими линиями одежда. Модулем ее кроя является ширина полотнища домотканой ткани. В этом специфика кроя традиционных видов русской одежды, его архаичность.
К типичным чертам можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах. Общее проявляется и в расположении декора, в способе ношения одежды, создающий "многослойный" костюмный ансамбль, когда одновременно надеваются одна поверх другой несколько одежд. Все эти особенности крестьянского костюма отражают самобытный характер одежды, сохранившей черты костюма Древней Руси.
Этнографический словарь архалук от тюрк.
О словаре Этнографический словарь — справочный словарь, посвященный народам мира, их вероучениям и культуре. Словарные статьи содержат подробные определения большинства применяемых в этнографии терминов и определений, а также сведения о мифологии и религии народов мира, отражают формирования народов, народностей и наций в контексте мировой истории. Статьи этнографического словаря содержат ссылки на понятия, в той или иной мере связанные с главным термином. Аналогично устроены ссылки на более узкоспециализированные термины — с их помощью можно перейти к более общему понятию.
Словарь будет полезен студентам вузов, специалистам и всем, интересующимся этнографией. Стеганный на вате короткий кафтан. Сам хозяин отправлялся в коротеньком сюртучке, или архалуке, искать какого-нибудь приятеля, чтобы попользоваться его экипажем. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст.
В словарных статьях приведена информация о происхождении выражения, а также — цитаты из художественной литературы, в которой это выражение употреблялось. Словарь адресован широкому кругу читателей, интересующихся русской классической литературой. Тюркизмы в русском языке архалук архалуг м устар. Радлов архалых аз.
Слова на букву "Ч" из 5 букв из сканворда или кроссворда
- Words Of Wonders Guru : В старину: род короткого кафтана | Все уровни
- Как одевались на Руси
- Короткий кафтан
- архалук - опрелеления слова для кроссворда
Старинная русская одежда
старинная русская одежда, род короткого кафтана. Вопрос: В старину: род короткого кафтана. АРХАЛУК, -а, м. В старину: род короткого кафтана.
Кафтан :: Общие сведения
Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв | В старину: род короткого кафтана: Ответ на этот вопрос. |
В старину род короткого кафтана | Род короткого кафтана. Мужской кафтан древней Руси. |
Шушпан Старинная русская верхняя одежда | В старину: род короткого кафтана. ответ:Нажмите здесь, чтобы увидеть его. |
Русский кафтан: история и традиции
старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. старинная русская одежда, род короткого кафтана. архалук — АРХАЛУК, а, м. В старину: род короткого кафтана. В старину: род короткого кафтана. WOW Guru Ответы» Мееру» Уровень 6590» В старину: род короткого кафтана. старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. старинная русская одежда, род короткого кафтана.
В старину род короткого кафтана
В старину род короткого кафтана. Что такое зипун в древней Руси. В старину: род короткого кафтана Ответы на кроссворды и сканворды 7 букв. старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. старинная русская одежда, род короткого кафтана. Кафтаны в старину носили все, начиная от царя и кончая простым крестьянином. терлик — Короткий приталенный мужской кафтан с короткими рукавами. Все, что можно вывести из сбивчивых описаний других авторов по ферязи, это то, что ферязь был более комнатный род кафтана.
Русский костюм. Словарь старинных понятий.
Род кафтана, 7 букв, первая буква А — ответы на кроссворды и сканворды | пережиток старины. |
«Что такое жубан?» — Яндекс Кью | Д. Ушаков объясняет так же, добавляя сведения о материале, из которого в старину шили одежду, называя его толстым сермяжным сукном. |
Русский кафтан: история и традиции | Новости Названы опасные последствия ежедневного употребления макарон. |
Верхняя мужская одежда у русских - кафтан, зипун и другие | Род короткого кафтана в старину. |
Поиск по вопросам | А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит. |
Words Of Wonders: Guru В старину: род короткого кафтана
В разных областях Украины имеются отличия в отделке и элементах одежды, но общий ансамбль украинского костюма хорошо просматривается на всей ее территории. Стоит отметить, что традиционный украинский наряд отличается многогранностью и сложностью. Вышивки и декоративные элементы, используемые в оформлении, демонстрируют сильный и богатый дух страны и населения. При просмотре нарядов можно заметить, что в дизайне используются яркие палитры. Такие детали сформировались под влиянием различных культур и событий. Каждый цвет является символом определенного чувства или момента. Для каждого района Украины придуманы различные костюмы, которые могут отличаться между собой не только кроем, но и декоративными вставками.
С помощью этого, население пытается показать этнические оттенки, отличия и особенности. Украинцы располагали тремя разновидностями такой одежды: - Повседневные без рисунков — запаски; - Дерги — три сшитые длинные полотнища, образующие собой полосу трехметровой ткани в ширину и до трех четвертей в длину. Они охватывали корпусы женщин сзади и подвязывались поясом. Так как дерги считались повседневной одеждой, их шили из черных или неокрашенных тканей, без украшений; - Праздничные наряды с крупными клетками — плахты. Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов.
Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей. Они были синими, зелеными, а также красными. Плахты в качестве праздничной одежды изготавливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты.
В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи. Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки. Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами — андараки. В любой обрядовой символике костюмов отражались духовные традиции народа, а также его мировоззрение и обрядовые нормы. К таким обрядовым символам относились некоторые элементы одежды. Это могли быть платки или полотенца в процессе сватовства, белые или черные платки и пр.
Им отводилась роль защитников людей от темных сил и способ привлечения благополучия, здоровья и любви. Каждый цвет, используемый в оформлении украинского костюма, является определенным символом. Черный обозначал землю-кормилицу, которая имеет особое значение в культуре этого народа. Красный цвет является символом радости, любви и страсти, он преобладает в дизайне украинских нарядов. Белый применяется для создания мережек. Этот цвет обозначал святость и чистоту.
В украинской культуре белый имел особую ценность, так как даже для создания обручальных колец использовалось светлое серебро. Синий цвет является символом свободы и очищения, напоминает о душевном спокойствии. Зеленый цвет — весна, характеризуется с молодостью, свежестью и растениями, которые дозревают под теплыми солнечными лучами. Желтый цвет является символом звезд и месяца, но нередко у украинцев такой оттенок характеризуется с разлукой. Для создания украинского национального костюма использовались натуральные материалы. Предпочтением отличался лен, так как он обладает легкостью, и на нем можно создавать различные узоры.
Не уступали своих позиций хлопок и шерсть, которые обеспечивали комфорт и практичность. К еще одному популярному варианту относится батист. Для каждого региона свойствен индивидуальный крой. Для создания декоративных элементов использовались разнообразные вышивки. Они создавались вручную, в чем и заключается их главная ценность. Украинская культура неразрывно связана с природой, что отразилось на традиционных нарядах.
Украинский стиль в одежде, мужской костюм или женский, — это правильная расстановка этнических акцентов, нарядность и гармоничность, что рождает ощущение торжественности и яркого праздника. Одним из предметов гордости в народном искусстве считается украинская вышивка. Ее часто использовали как в народных костюмах, так и в повседневной жизни. Орнаменты, композиционные мотивы, расцветки, традиции передавались по наследству. В орнаментах преобладали геометрические фигуры типа ромбов, розеток, звезд, а также растения. Технологий по вышиванию вместе с их разновидностями имелось много.
Древнейших видов в народной вышивке было также немало. Одной из вариаций в таких техниках является довольно популярная вышивка гладью. Цветовая гамма вышивки украинских сорочек относились к исполненным в одном цвете, двухцветным, а также к полихромным. Первые такие сорочки были характерны для поляков, а также населения Черниговского и Полтавского регионов. Двухцветными главным образом пользовались жители Киевского региона и в Подолье. Полихромными пользовались украинцы в Западном Подолье, а также в Карпатах.
В вышивках северных регионов Украины наблюдалось преобладание красного цвета. В центральных регионах Украины, кроме красного цвета, можно было встретить черные расцветки. Южные регионы к этим повсеместно популярным цветам добавляли еще и желтые. В вышивках Подолья нередко встречались красно-черные комбинации. В регионах, которые граничили с Бессарабией и Буковиной, можно было повстречать вышивку, обогащенную бисером с металлическими украшениями, что сближало ее с молдавскими и южнославянскими. Мужская одежда Традиционные украинские мужские костюмы обладают немалым сходством с иной восточнославянской одеждой.
В их основу входят рубахи, сшитые из конопляных либо льняных полотен, а также шерстяные или суконные штаны. Рубахи, надеваемые на тело, нередко служили в качестве верхней одежды. Украинские мужчины из различных регионов носили рубахи заправленными в штаны, именно это отличало их от россиян и белорусов, которые предпочитают их не вправлять. Отличительными особенностями мужских украинских рубах является наличие переднего разреза пазушки , украшенного вышивкой. Конструкционно вороты рубах могут быть стоячими, с отложными воротниками либо без воротников. Рубахи в таких случаях собираются в сборках, обшиваются с помощью тесьмы или узких полосок материи.
Таким образом получаются низкие стоячие воротники, которые пришиваются к воротам рубах снизу. Были у украинской мужской одежды и широкие отложные воротники. Рубахи застегиваются или завязываются у ворот пуговицами или тесемками. Мужчины носят рубахи, заправленные в штаны. В покроях рубах все восточнославянские народы делали вставки в области подмышек трех - четырехугольными кусками материи. Плечи украинских рубах украшали нашивками типа погон или вышитых вставок — «уставок».
Штаны закреплялись на теле при помощи шнурков или ремней, которые носились с пряжками. Казацкие штаны были очень широкими. Между штанинами вшивали прямоугольные куски ткани с пришитым снизу ромбоидом, они были так широки, что получалось сходство с формой мешка. Материалом для штанов служил холст или сукно. Пояса украинцы украшали на концах узорами, бахромой, кистями или помпонами. Казаки щеголяли шелковыми «турецкими» кушаками.
Гуцульский черес представлял собой широкую полосу толстой кожи, сложенную вдоль, сгибом вниз, а сверху зашитую, но не целиком: незашитые промежутки служили карманами. Кроме того, к чересу подвешивали кошелек, трубку-люльку, кисет, кремень, нож и т. На плечах черес придерживали ремешки — ланцюжки, а украшали его тиснением и металлическими накладками. Казаки носили черес как патронташ, через плечо. Казаки носили серьгу в форме полумесяца в одном ухе. А у гуцулов были в моде серебряные или бронзовые браслеты и перстни.
Кроме того, ворот своих рубах они скрепляли металлической запонкой шпонкой. Аксессуаром праздничного костюма казаков была палица, а гуцулов — топорик. Распространенными головными уборами украинцев были высокая белая, серая или черная смушковая т. Характерной для жителей восточной и центральной частей Украины была прическа с оселедцем, т. Усы носили соответствующие — такой длины особенно у казаков , что приходилось закладывать их за ухо. Крестьяне стриглись под макитру, т.
В отличие от женских, мужские элементы народного костюма с возрастом становились более проще. Уменьшалось количество ярких цветов, аксессуаров и т. Кроме этого менялась прическа, форма усов и борода. Женская одежда Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев.
Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки. В основе украинских женских костюмов были рубашки — кошули, сорочки. Они были длиннее мужских рубах и включали в себя две части, причем нижнюю шили из более грубых тканей. Цельные рубахи были для женщин в качестве нарядных и праздничных. Исходя из покроя, рубахи были туникообразными, поликовыми, а также на кокетке. Рубахи могли шиться с воротами, а также без них.
Такие типы рубах считались более древними. Их вороты обыкновенно собирались в мелкие сборки, а порой обшивались сверху. Рубахи с воротниками назывались польскими. По территории Украины была проведена так называемая условная черта между двумя видами рубах. Так, в восточных районах они были без воротников, а в западных — с воротниками, чаще — отложными. Отличительной особенностью украинских женских рубах было украшение подола, каймы рубашек вышивками, видневшимися под верхней одеждой.
Кроме того, украшения были и на рукавах рубах, в особенности там, где рукав соединялся с плечом. У широких рукавов рубашек окончания были в виде манжет на запястьях. Согласно древним обычаям у восточнославянских девушек до пятнадцати лет или до свадьбы должны были быть подпоясанные рубашки. Ритуал надевания поясных одежд понев связывали с замужеством, после чего девушки становились женщинами. Поневы были общеславянскими элементами в традиционных одеждах, которые прикрывали тело сзади и закреплялись в районе талий. В дополнение к женским костюмам шли нагрудные украшения.
Материалом для них могли служить драгоценные камни, стекло, бусы, а также монеты типа «мониста» или «дукачей». Обувь Обувь украинского народа для обоих полов делали из кожи. Ее сначала не сшивали, а складывали, пытались морщить, после чего привязывали к ногам длинными веревками. Отсюда их название — морщуны, морщенцы, постолы, ходаки. В кожаной обуви с высоким голенищем отсутствовали каблуки. Порой каблуки заменялись небольшими железными подковками на пятках.
С середины XIX столетия преобладали особые сапоги, так называемая выворотная обувь. Подметки пришивались к сапогам изнутри, а сапоги целиком смачивались водой и выворачивались. Армяне Армянский национальный костюм, тараз, - отражение менталитета, традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров армянского народа, сложившийся на протяжении веков и используемый армянами в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола мужской и женский , назначения праздничный, свадебный и повседневный и возраста детский, девичий, замужней женщины, старухи , социальной значимость человека. Традиционный костюм отражает культурную самобытность этноса и особенности национального характера. Он не только выражал самобытность армян, но и был одним из факторов сохранения идентичности нации.
Тараз имеет многовековую историю, национальный костюм также богат и разнообразен, как и язык. На протяжении различных исторических эпох армянская народная одежда претерпела значительные изменения. Географическое положение и особенности исторического развития оказали решающее воздействие на эволюцию армянского национального костюма. Армянская народная одежда занимает особое место в системе национальных костюмов Ближнего востока. Каждому региону исторической Армении был присущ свой особенный костюм, каждый район, поселение, семья, даже девушки в одной семье отличались уникальностью одежды. Традиционно, комплекс армянской одежды включает в себе бельё, верхнюю одежду, головные уборы, украшения, обувь.
Различия выражались в стиле, покрое, в образе ношения, в основных формах, в сочетаниях цветов, украшений. В соответствии с типом, армянский традиционный костюм широкий, открытый, одежда имеет прорезы спереди и сбоку. Эстетические и эротические функции играли большую роль в комплексе одежды, в основном, чтобы привлечь внимание противоположного пола. Жители обращали особое внимание на одежду определённой возрастной группы, в основном заботясь об одежде незамужних девушек и парней, невест. Праздничная одежда имела привлекающую и оберегающую функцию, защищая от злых духов того, кто носил эту одежду. Одной из определяющих характеристик народной одежды являлся орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда.
Цветовая гамма в целом, а также определённые цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. Абрикосовый является символом мудрости и благоразумия, красный - мужества и мученичества, синий — небесной справедливости. Красный цвет в сочетании с зелёным в первую очередь связывается со свадебной символикой. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости. Чёрный — самый распространенный цвет траура. Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении.
В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании жёлтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Жёлтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику. Он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным. Наличие широкой жёлтой полосы в палитре радуги трактовалось как дурное предзнаменование. Согласно армянскому историку и философу Григору Татеваци XIV в доминирующие цвета в костюмах отражают цвета четырёх элементов бытия — чернота земли, белизна воды, краснота воздуха, желтизна огня.
Каждый орнамент на костюме имеет свою символичность и смысл, ритуально — магическое значение, делится на три основные группы — растительный, зооморфный орнитоморфный и геометрический. Орнамент мужской и женской народной армянской одежды чаще всего располагался вокруг так называемых входов шейный вырез, рукава, запястье, боковые прорехи, подол , т. Охранно-магическое сакральное значение имели также мужские пояса, женские передники, нагрудники, традиционные вязаные узорчатые носки. Орнамент выполнялся техникой набойки, вышивки, аппликации, художественного шва и вязкой. В армянской традиции вязка, как и вышивка, в том числе и сетчатый орнамент, имели и охрaнно-магическое значение защиты от зла и нечисти, а иголка булавка выполняла роль оберега от сглаза и порчи. Пояса были неотъемлемой деталью и мужских, и женских костюмов.
Тонкая ювелирная работа отличала серебряные наборные пояса с массивными пряжками. Их носили горожане и богатые крестьяне Восточной Армении. Жители Западной Армении дополняли свои и без того живописные и многослойные наряды длинными пестрыми шарфами, обматывая их несколько раз вокруг талии. Мужская одежда В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Рубахи имели низкий воротник-стойку и разрез, застегивающийся спереди или справа.
Особенно красивые из шерсти ангорских коз шили в Западной Армении. Помимо богато орнаментированной нагрудной части их рукава украшали длинными хвостами — полосками ткани с бахромой, также вышитыми цветными нитями. Архалух, национальный вид одежды армян, бытовал среди жителей городов и зажиточного крестьянства Восточной и Северной Армении. Этот кафтан типа бешмета, который надевали поверх рубах, отличался в различных областях страны цветом и длиной. Поясной одеждой были широкие и длинные штаны — шаровары темных цветов, сделанные из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал.
В Западной Армении носили штаны с широкой мотней, которые собирали на поясе шнурком. Чаще они были коричневого цвета, в некоторых областях — белого. В Васпуракане и Сасуне длинные шаровары, стянутые у лодыжек, шили из ткани белого или другого светлого цвета и покрывали их цветной вышивкой. Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили.
Вместо него надевали жилет — «елак». Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась «бачкон». Вся одежда имела очень красивую вышивку. Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины.
Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха. Верхней одеждой армянских мужчин была чуха — распашной кафтан, аналогичный черкеске, распространенной и у других народов Кавказа. Его носили в любое время года, даже летом — по традиции этого требовали правила приличия. Бурка — валяная накидка из шерсти овец была популярна среди всех кавказских горцев — всадников и пастухов; ее носили, набросив на плечи. Головные уборы. В комплексе с чухой армяне носили шапки типа папахи.
В Западной Армении были распространены узорчатые шапочки: войлочные или тканые, которые обматывали пестрыми шарфами или платками с бахромой, наподобие восточных тюрбанов. Женская одежда Женский костюм выглядел довольно-таки разнообразно: платья, жилеты, безрукавки. Нательной одеждой служила хлопчатобумажная рубаха в Восточной Армении предпочитали красный цвет, считавшийся женским оберегом, в Западной — белый и шаровары, стянутые по низу штанин шнурком. Их сшивали из двух видов ткани: верхнюю часть — из дешевой, так как ее скрывала верхняя одежда, а нижнюю — из более дорогой, которую украшали вышивкой. Платья шили из сатина, шелка, бархата. Верхней одеждой были различные виды архалухов и платьев, распашных и нераспашных.
Их также шили из различных тканей: повседневные — из дешевого сатина, праздничные — из шелка, парчи, бархата или плюша. Традиционной одеждой армянок были короткие бархатные кафтанчики, расшитые золотым шитьем. Богатые армянки свои кафтанчики отделывали мехом куницы. На западе страны носили безрукавки. Передникам в нарядах армянок всех областей и сословий отводилось очень важное место. В каждой местности существовали древние традиции их украшения.
Передники шили из сатина, ситца, сукна, бархата. Поражают богатством цвета «ковровые» тканые фартуки мастериц из Вана историческая область Васпуракан в Турецкой Армении , а по изяществу рисунка и тонкости исполнения «золотых» вышивок по красному бархату не было равных жительницам Карина окрестности Эрзурума. Женская одежда украшалась вышивкой, а представительницы высших слоев общества украшали свои наряды золотыми и серебряными нитями. Основой многих женских головных уборов были поши — маленькие шапочки из бархата, расшитые золотом и бисером. Девушки Сасуна на западе Армении украшали свои длинные косы кистями и пропускали их на спине под поясной шарф. Поверх этой прически надевали шапочку и обматывали ее шелковым платком, подобно мужчинам.
В юго-восточных областях Васпуракан, Сюник сложный головной убор состоял из украшений с подвесками, свисающими на лоб и виски. Носили там и платки, причем в некоторых областях Карабах , видимо по восточным обычаям, прикрывали ими не только голову, но и нижнюю часть лица. Важную роль играли также украшения. Золотые изделия хранили бережно и передавали из поколения в поколение. Все армянки очень любили ожерелья с подвесками, а также ручные и ножные браслеты.
Паленица — богатырь, наездник; женщина — воительница, богатырша. Панагия — нагрудное украшение с изображением Богородицы. Парапет — прикрытие, защищающее от поражения пулями, бруствер.
Пароль — секретное, условленное слово или фраза; применяется для опознавания своих людей на военной службе или в конспиративных организациях. Паска — пасха, христианский весенний праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Пасма — моток льняных или пеньковых ниток. Паспорт пашпорт — свидетельство, письменный вид документ для свободного прохода или проезда. Пастырь — пастух; священник, руководитель паствы. Патока белая — самотеком стекающая с медовых сотов «медовая слеза» — чистый свежий мед. Пахва — седельный ремень с кольцом, в которое продевается хвост лошади, чтобы седло не сползало на шею. Паче — усилительное слово; тем паче — тем более.
Пачеленки — суставы. Пенковая трубка — трубка, сделанная из пенки, особого легкого огнестойкого минерала. Пенья — пеня, выговор, упрек, пенять — сетовать, укорять. Перевара сыченая — пиво и мед домашнего изготовления. Перевык — отставанье от прежних привычек, приобретение новых. Перевясло — сказка, пучок, жгут из крученной соломы для перевязки снопов. Перелог — запущенное пахотное место. Перемена — смена блюд в обед или на пиру.
Перепечи — ритуальные угощения на свадьбе — всякого рода печение. Перси — грудь. Персона — особа, лицо; изображение особы. Персты — пальцы. Пест — толкач для растирания чего-либо в ступе. Пестрец — род гриба; рыба. Пестун — лицо, заботящееся о ком-нибудь, опекающее кого-нибудь, заботливый воспитатель. Петр — христианский апостол, дни его отмечали 21 декабря и 16 января по ст.
Петровки, Петров день, Петр и Павел — христианский праздник в честь апостолов Петра и Павла 29 июня по ст. Пищаль — старинное огневое оружие: пушка, длинное тяжелое ружье. Пласти — пластовые куски рыбы, вычищенные и высушенные. Платать одежду — чинить, латать, класть заплатки. Плоть — тело. Плюсеное — грязное, заброшенное, всякая «дрянь».
Верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку у некоторых народов Кавказа. Азиатское короткое мужское платье, заменяющее халат. В старину: род короткого кафтана. У некоторых народов Кавказа: верхняя распашная одежда в виде короткого кафтана, поддёвки. Академический словарь -а, м.
У некоторых народов Кавказа: верхняя распашная одежда в виде короткого кафтана, поддёвки. В старину: род короткого кафтана. Даль Ответ на сканворд или кроссворд: Кафтан татарина Ответ на вопрос: Кафтан татарина, слово состоит из 7 букв. Что такое Кафтан татарина?