В конце августа 1939 года все советские газеты опубликовали поистине сенсационную новость о подписании советско-германского договора о ненападении.
Женщины в тылу
Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота.
В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота.
Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10.
Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д.
Марченков вспоминал: «... В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла.
Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным.
И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81.
А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г. Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны.
Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К.
Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е. Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т.
И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды. В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К.
Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд. Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы. Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах. В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В.
Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В. Молодьков, И. Раковский, А.
Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить. Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз».
Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода. Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии. И все это в день-два, под вражескими обстрелами и бомбежкой. По данным Наркомата путей сообщения и военного командования, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 года в среднем совершала по 33 налета ежесуточно!
На Белорусской железной дороге, например, с 24 июня по 25 августа движение прерывалось 49 раз. По мере приближения врага железнодорожники приступали к эвакуации своего путевого хозяйства. Работу ряда узлов пришлось свернуть прямо в первые дни войны: Осиповичи — с 24 июня; Могилев — с 27 июня, Жлобин — с 1 июля. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью.
Всего из Беларуси в советский тыл было эвакуировано 1,5 млн населения, более 17. Гитлеровцы не менее ожесточенно бомбили не только железные дороги, но и транспортные речные трассы. Большая часть барж в мирное время предназначалась для перевозки навалочных грузов песка, зерна, соли, угля. Их палубные крепления были недостаточно прочны для размещения воинских орудий, танков, грузовых машин, тракторов и станков.
Баржи надо было срочно переоборудовать. Команды судов «Бригадир», «Юный ленинец», «Марат» и других перевозили боеприпасы и продовольствие, раненых и мирное население исключительно в ночное время при полном отсутствии звуковых и световых сигналов — на всем длинном пути до Херсона, Запорожья и других мест назначения! В самом начале военных действий на участках Брест — Пинск, Пинск — Домантово только благодаря личному мужеству судовых команд были погружены и вывезены в советский тыл 11. Настоящее мужество и невероятную находчивость проявили в те дни кадровые речники — капитан судна «Бригадир» В.
Мельников, механик Г. Медин; капитан судна «Орел» Т. Викторчик, механик В. Во время бомбежек транспортные средства то и дело получали серьезные пробоины.
Экипаж ценою жизни трех своих товарищей практически на ходу сумел задраить эти отверстия и доставил весь груз в Днепропетровск. А также 60 научно-исследовательских институтов, 20 вузов, 6 театров, 121 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберкасс и 568 млн денежного фонда республики. Размещение на новых базах Эвакуированные предприятия и население размещались в разных уголках Союза — в Поволжье, нечерноземной полосе России, на Урале, в Западной Сибири, в республиках Средней Азии. По неполным данным, на февраль 1942 года в Куйбышевской области проживало 18.
За считаные недели городское население в тылу выросло в разы — численность, например, Казани увеличилась в 1,5 раза, Саратова — в 1,3 раза. Основную массу эвакуированных заселяли в квартиры к местному населению. Общее горе сблизило. Хозяева даже плату за квартиру ее давали по линии райсовета брать отказались.
А вернувшись после освобождения, мы еще много лет не теряли связи, и даже их сын приезжал к нам в Витебск в гости…» Бывший начальник пошивочного цеха фабрики «Знамя индустриализации» М. Фридман также вспоминал: «…На первых порах нас разместили в здании средней школы города Вольска на Волге. Но потом всех устроили на частные квартиры. Выехали мы без ничего — ни обуви, ни одежды теплой, никаких запасов, в чем стояли.
Помогали нам все — материально и морально». Ульяновск, 1943 г. В конце октября в Саратове по инициативе местных жителей развернулось мощное массовое движение «Создадим фонд помощи эвакуированным! В сельской местности эвакуированным выделяли участки земли в личное пользование.
Особое внимание было детям. Их вывезли прямо из летних лагерей, санаториев, дачных мест. И они сразу осиротели, потеряв всякую связь с родителями, даже не зная, где они. В ноябре 1942 года в тыловых районах было размещено 153 детских учреждения из Беларуси с общим числом более 30.
ЦК Компартии Беларуси и белорусское правительство в годы войны находились в Москве. Их представители практически не покидали области, где была наибольшая концентрация белорусского населения. Они приезжали с проверками, различными поручениями, контролируя жизнь и условия своего населения. За годы эвакуации в Куйбышевской области побывало с такой инспекцией 17 уполномоченных, в Татарстане — 15, в Саратовской области — 13… Бывший бригадир тракторной бригады совхоза «Путь к социализму» Гомельского района, впоследствии депутат Верховного Совета БССР М.
Мормукова, работавшая в годы войны в Пензенской области, вспоминала: «…Паек выделили скудный — 8 кг хлеба на месяц, 2 куска мыла, соль, спички — и живи как знаешь, ни топлива, ни одежды, ни жилья. Мы, белорусские девчата, трактористки, выехали, в чем стояли — много ли возьмешь с собой в эвакуацию? Работали круглые сутки, часто спали прямо за рулем… И вдруг узнаем, что приехал уполномоченный от нашего белорусского правительства, товарищ Приставка. Созвал он нас, выслушал, все записал, а потом такой нагоняй дал — председателю и сельсовета, и колхоза.
И в районе шум поднял.
Центральными органами снабжения стали приказы провиантский , военный , пушкарский , в составе полевого управления действующей армии образован комиссариат , ведавший всеми видами снабжения [2]. Начало созданию провиантских органов в русской армии положил указ Петра I от 18 февраля 1700 года 28 марта по новому стилю - разница юлианского и григорианского каленюарей для дат 15 октября 1582 по 28 февраля 1700 составляет 10 суток [Каменцева Е. Этим указом генерал-провианту повелевалось «…ведать все хлебные запасы на дачу ратным людям, а также сбором их и дачею, на Москве и в других городах…». Таким образом, был учреждён новый приказ, который в соответствии с титулом его начальника стал именоваться Провиантским, положено начало централизованному обеспечению войск продовольствием. В этот же день царским указом был образован «Особый приказ» впоследствии получивший название Военного иногда его называют ещё «Комиссариатским» , на который было возложено снабжение войск обмундированием, снаряжением и жалованием, а также оружием и лошадьми. В 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В её полевом управлении был создан комиссариат, ведавший всеми видами снабжения. В дивизиях организация снабжения была возложена на обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров, а в полках, соответственно, на комиссаров и провиантмейстеров. Причём полки обзаводились собственным войсковым хозяйством.
Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией генерал-фельдмаршала , а непосредственное руководство её снабжением — на генерал-кригскомиссара , в обязанности которого, в частности, входило снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Медицинское обеспечение осуществляли: в армии — доктор при высших генералах, в дивизиях — доктор и штаб-лекарь, в полках — лекарь , в роте — цирюльник фельдшер. Получил развитие транспорт подвоза, разработана система эшелонирования запасов, создана единая интендантская служба.
Атоян строил для рабочих дома, заводские садики, пионерские лагеря, Дворец культуры — все заводское было самым лучшим в городе, а в рабочей столовой готовили обеды из свежих продуктов с собственного подхоза. Атоян и сам обедал в этой столовой, и думаю, каждый раз вспоминал о том хлебном пайке, который получали в войну его рабочие. Петр Александрович приехал в Уральск вместе с заводом и первые годы работал начальником цеха.
Помню, рассказывал, как во время эвакуации чуть не потерял одного из маленьких сыновей — было не до семьи. С 1947 года он был бессменным директором, вплоть до 90-х годов. Трагедия уникального завода и его кадров, когда военное производство было свернуто, стало его личной трагедией. Но сделанного им для завода и города хватило бы на десяток жизней. И это только один наш завод, а всего до октября 1941 года было эвакуировано в тыл 505! Заводы словно перелетали с места на место по мановению волшебной палочки.
Но не было никакой палочки. Были люди — удивительные люди. Такие как Петр Александрович Атоян и сотни других. Сталинская репрессивная машина была, конечно, хорошим «машинным маслом» для производственников. Но на одном страхе такого великого дела, как создание мощного тыла для армии, не сделаешь. Маршал авиации Голованов в своих воспоминаниях приводит один разговор Сталина с наркомом станкостроения Ефремовым, который просил увеличить управленческий аппарат своего ведомства до 800 человек.
Никто этого не знал. Бугров был известным на всю Волгу мукомолом. Все мельницы принадлежали ему. Лишь его мука продавалась в Поволожье. Ему принадлежал огромный флот. Оборот его торговли определялся многими миллионами рублей.
Как вы думаете, каким штатом располагал Бугров для управления всем своим хозяйством? Никто не знал и этого. Вот и весь штат. А ведь капиталист Бугров мог набрать и больше работников. Сталин никогда не носил всех своих орденов. Те, что на его портретах — пририсованные.
Единственная награда, которую он никогда не снимал — звезда Героя Социалистического Труда.
Я занимаюсь авиапромышленностью. Авиапромышленность была. За остальное я не отвечаю. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, прошу вас. Булат Нигматулин: Ведь время было — 10 лет.
Здесь правильно коллега сказал — 10 лет. И конечно, предвидение руководства страны и Сталина, что за 10 лет надо пройти этот шаг — это было абсолютно правильно. Мы можем говорить много о тогдашнем руководителе, о вожде советского народа. Разные оценки. И очень негативные — и это тоже правильно. Но есть и позитивные — и тоже правильно.
И здесь я бы хотел сказать, что, с точки зрения эвакуации, эвакуацию начали сразу. Совет по эвакуации начал… Дмитрий Лысков: Подождите, подождите, подождите! Мы подойдем сейчас к Совету по эвакуации. Вы мне скажите, были ли планы эвакуации, разработанные до войны? Евгений Спицын: Нет, были. Конечно, были.
Дмитрий Лысков: Они существовали? Булат Нигматулин: Понимаете, были планы по эвакуации, но они абсолютно не соответствовали тому состоянию, которое произошло буквально в первые, я бы сказал, две недели войны. Две недели. И каждый день, каждую неделю ситуация на фронтах ухудшалась: мы теряли и теряли области, города, предприятия. И то, что сразу начали думать об эвакуации — это было правильно. Конечно, не предполагалось, что через два месяца, то есть июль, август — и уже в сентябре немцы окажутся под Москвой.
Уже в сентябре началась блокада Ленинграда. Вообще даже не могли представить! Я хочу вспомнить здесь слова, которые, я помню, мне мама рассказывала. Было как раз начало войны, только что родился старший брат мой, он 41-го года. Ей — 27, отцу — 33. Вот правильно вы сказали — полгода.
Вот удержались, потому что были на грани. Мы были на грани серьезного… То есть потери, поражения, сильная ограниченность, потеря своей территории, отсутствие… Конечно, был бы мирный договор, но мы бы выбыли из войны, и мы были бы не государством-победителем. Евгений Спицын: Там мирного договора не было. Булат Нигматулин: Ну, может быть, и по-другому сложилось бы. Но все наши основные территории… Дмитрий Лысков: Весь промышленный потенциал. Евгений Спицын: Никакого мирного договора там, конечно, не было бы.
Булат Нигматулин: Весь промышленный потенциал, да. Дмитрий Лысков: 70 миллионов населения оказалось на оккупированных территориях. Булат Нигматулин: 70 миллионов населения. А если бы дальше шли поражения, то потеряли бы и все свои столицы. И конечно, потеря российской цивилизации, своей цивилизации. Дмитрий Лысков: Задача была — выстоять эти полгода.
Алексей Ханютин: Никаких планов разработанных и всеобъемлющих по эвакуации, конечно, не было. В архивах есть… Ну, например, конкретно я могу привести коротенький очень документ. Вскоре после первомайского парада 41-го года московские власти решили создать комиссию по эвакуации на случай войны и вывезти примерно миллион москвичей за пределы Москвы. Немедленно последовала верховная очень жесткая реакция, цитирую: "Предложение о частичной эвакуации населения Москвы в военное время считаю несвоевременным. Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об эвакуации прекратить". Михаил Мухин: Товарищ Сталин.
Алексей Ханютин: Да. Обращаю внимание, дата — 3 июня 1941 года, 19 дней до начала войны. Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, я слышал о эвакуаплане 37-го года, 39-го года. По-моему, больше таких эвакуапланов действительно не составлялось. Михаил Мухин: Этот вопрос достаточно хорошо был рассмотрен, если не изменяет память, еще в 90-е годы. Мобилизационное планирование в СССР как таковое прекратилось в 1933 году.
Вплоть до 1937 года советское руководство просто перекладывало план предыдущего года в новую папочку и писало на ней: "план 34-го года", "план 35-го года", "план 36-го года". При этом, как вы все понимаете, количество заводов менялось, количество станков менялось. Это не учитывалось. Вот после 37-го года, по словам Алексея Мелия, даже этот процесс перекладывания в папочки прекратился, поэтому на 1941 год это опять-таки не мое мнение, а это мнение академика Куманева никакого утвержденного плана мобилизации… ой, извините, плана эвакуации не существовало. У меня нет с собой, я буду цитировать близко к тексту воспоминания Дубровина, который в тот момент был заместителем наркома путей сообщения. В первые дни войны, как он пишет в своих воспоминаниях, он бросился в библиотеку, в "Ленинку", для того чтобы хотя бы в литературе найти, как проводилась эвакуация в годы Первой мировой войны, потому что у него вообще никакого опыта не было.
Как вы понимаете, если советский чиновник такого ранга бросился искать планы в библиотеку — это значит, что у него плана не было точно. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, но Совет по эвакуации был создан на третий день войны — раньше, чем Государственный комитет обороны, на секундочку. О чем это говорит? Булат Нигматулин: Первое. То, что 24 июня был сразу создан Совет по эвакуации, то есть 22-го началась, и 24 июня — это было совершенно оправдано. И даже не могли представить, я не могу представить, чтобы командование, руководство страны думало, что через два месяца немцы окажутся под Москвой.
Это было правильное решение. Это абсолютно правильное решение. Конечно, была определенная растерянность, но потом уже, когда Минск потеряли. Алексей Ханютин: За четыре дня после начала войны. Булат Нигматулин: Но то, что 30 июня Государственный комитет обороны был создан, кстати, по инициативе сначала Берии… А до этого же у нас был Комитет обороны, который примерно за 20 дней до этого, до войны его расформировали. И вот этот Государственный комитет обороны, и вся полнота власти, и все это подчинение.
И всего пять человек, и огромная власть у этих людей. И то, что начали работать. И то, что была плановая система экономики, что была партийная организация, насквозь в стране управление было, скелет этой организации, фундамент, что была ответственность, огромнейшая ответственность за порученные дела. Посмотрите постановления Государственного комитета обороны, связанные, кстати, с эвакуацией. Они же очень лаконичные, очень жесткие. Соответственно, там все четко прописано.
Это, кстати, пример сегодняшнему управлению. Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, а как люди воспринимали эвакуацию в первые дни войны? Вот вы проводили интервью. Среди них были воспоминания именно о первых днях войны, о первых распоряжениях об эвакуации? Как она проходила? Как люди принимали вообще?
Ведь считали, что будем воевать малой кровью на чужой территории. Как люди воспринимали в западных регионах распоряжение эвакуировать свои предприятия на восток? Алексей Ханютин: В западных регионах воспринимать времени не было. Вот пришел на завод, сказали: "Завтра выезжаем. Или даже сегодня выезжаем. Берем с собой 20 килограммов вещей".
То есть люди хватали, ехали и действительно думали, что едут на несколько месяцев, на полгода. Один говорит: "Я правый ботинок взял, а левый тут оставил". Взяли с собой все, что грязное, в чем на завод ходили, а чистое оставили здесь — в Москве, в Питере. Евгений Спицын: Да не было такого хаоса в эвакуации! Не надо обобщать. Был сначала действительно создан Совет по эвакуации.
Затем, после создания ГКО Государственного комитета обороны 30-го числа, 30 июня, этот совет 3 июля был переподчинен Государственному комитету обороны. Его председателем действительно стал Шверник, с двумя замами, первыми замами, зампред руководителя советского правительства, это Косыгин и Первухин. А потом, в октябре, был создан еще один комитет — уже Комитет по эвакуации, который возглавил Анастас Иванович Микоян, зампред Совета народных комиссар и член Политбюро ЦК. И он саккумулировал вот эти структуры, которые потом полностью отвечали за эвакуацию промышленности. У нас очень часто забывают вот о чем, когда говорят о партийных комитетах: реальной эвакуацией на восток занимались не партийные комитеты, а управления внутренних дел НКВД СССР на местах под руководством Лаврентия Павлович Берии. Михаил Мухин: Вы знаете, мне бы хотелось обратить внимание на два момента… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, паника, наверное, все-таки была вначале?
А когда удалось установить порядок? Михаил Мухин: Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие понимали, в каких условиях это проводилось. Я приведу, но я хорошо понимаю, что это, как говорил Ленин, "игра фактов". Можно приводить и такие факты, и такие факты. Ну, вот такой наглядный пример… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, мы как раз собрались, чтобы разобраться. И факты, я думаю, здесь абсолютно не лишние.
Так совпало, что хронологически начало эвакуации совпало с прорывом в западные предместья города авангарда группы армий "Юг". То есть с первого дня эвакуации производственная площадка оказалась в зоне досягаемости не только артиллерийского, но и минометного огня неприятеля. Поэтому часть рабочих с кувалдами наперевес, извините, демонтировали станки и волокли их на вокзал, а другая часть рабочих расхватала винтовки и побежала в предместье останавливать немецких мотоциклистов. И в этой ситуации я не удивлюсь, что они там забыли не только левый сапог, но там много чего можно было забыть. А вообще, когда мы говорим… Понимаете, здесь очень трудно сказать "да" или сказать "нет". Здесь было и то, и другое.
Если мы скажем, что управление без системы партийных органов было бы потеряно — это правда, оно было бы потеряно, потому что партийная система являлась главной системой управления Советским Союзом. Он был так устроен. Все вопросы решались не в исполкоме, а в обкоме. Но в то же время, когда мы говорим, что у нас была гениальная система управления, надо учитывать, что она работала очень по-разному. Я приведу конкретный факт. В материалах Куйбышевского обкома партии до 19 июля вообще не встречается слово "война".
Поэтому 19 июля ЦК ВКП б издает специальное постановление, в котором он говорит, что отдельные, скажем так, обкомы до сих пор не осознали, что страна находится в состоянии войны, что над страной нависла угроза, поэтому ведут себя как-то, скажем так, неправильно. То есть этот вопрос решался на уровне ЦК. Скажем так, руководил ли процессом эвакуации и вообще управлением советской промышленностью аппарат партийного управления? Да, руководил. Работал ли он, как часы? Нет, не работал.
Это был очень сложный, очень непростой процесс. Но в целом, подводя итог, надо сказать, что, в общем-то, результат был скорее положительный. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, вот чтобы было понятно. Мы сейчас слышали, как эвакуировался запорожский завод: действительно, часть рабочих с винтовками отбивается, а часть кувалдами разбирает станки. Но ведь, понимаете, многие… Булат Нигматулин: Даже фильм был на основе этих материалов. Евгений Спицын: Да, Матвеев снял фильм "Особо важное задание".
Булат Нигматулин: "Особо важное задание", Матвеев. Там генерал-майор. Был главный инженер, а потом директор этого завода. Дмитрий Лысков: Может быть, вы попробуете дать представление и мне, и нашим зрителям, что это с точки зрения технической? Как это? Вот есть завод, к которому подведены все коммуникации, в котором налажено производство.
Хроника Великой войны.
Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. Фашистская Германия высоко оценила трудовой подвиг советского народа в тылу, написав в своих газетах о причинах поражения своих войск в конце 1941 года. Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Учебное пособие по истории СССР для студентов вузов, обучающихся по специальности История С.А. Байбаков, Н.А. Кирсанов.
Читайте также:
- Советский тыл в годы Великой Отечественной войны – роль тыла и фронта кратко
- СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
- Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре
- Советский тыл в годы ВОВ. Эвакуация промышленности | Программы | Общественное Телевидение России
- Тыл Вооруженных Сил в документах. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
"Тыл - фронту: вчера и сегодня"
В адрес юбиляра звучали слова благодарности и пожелания здоровья на долгие лета от Президента Российской Федерации Владимира Путина и Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Натальи Комаровой. Желаем Назибе крепкого здоровья и бодрости духа. Пусть рядом всегда будут близкие люди. Низкий Вам поклон за трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны!
В ходе мероприятия ученики узнали о вкладе югорчан и жителей Березовского района в трудовой фронт. Также познакомились с биографией и документами Кузаковой Евдокии Александровны — исследователя фольклора и языка манси, кандидата филологических наук, краеведа, учителя, ветерана труда и труженицы тыла.
Так, заместитель председателя правительства Забайкальского края Николай Захаров, принимавший участие в специальной военной операции, поблагодарил «Народный фронт», руководство ЗабЖД и волонтёров, деятельно участвующих в приближении победы. Забайкальская железная дорога более двух лет с самого начала специальной военной операции активно участвует в формировании и отправке гуманитарных грузов, подготовке автомобильной техники. Наши добровольцы занимаются изготовлением палаток, тактических носилок, окопных свечей, маскировочных сетей, шьют вещи для бойцов.
И эта работа будет продолжаться.
Крутиков, контролер И. Худой, осунувшийся, с покрасневшими от бессонницы глазами, он казался мне в те дни отлитым из железа — так велика была воля этого человека. Подойдешь, бывало, к нему, хлопнешь по плечу: «Иди, отец, поспи хоть часок…», а он только отмахнется в ответ, словно от назойливой мухи, дескать, уйди, не мешай». Вместе с оборудованием завода «Гомсельмаш» прибыло 290 кадровых рабочих, 135 инженерно-технических работников и 43 служащих. Заводы объединены в одно предприятие «Уралсельмаш». Завод получил задание организовать выпуск мин и минометов.
Фронт и тыл едины В невероятно тяжелых условиях была смонтирована и запущена Витебская оптическая фабрика. Это огромное предприятие, на 90 процентов оснащенное импортным оборудованием, прибыло в уральский поселок Суксун Кировская область в конце июля. Уже к началу октября, несмотря на тяжелейшие условия для монтажа окна были забиты фанерой, пол земляной, отопление печное , основные работы были завершены. В декабре фабрика, переименованная в оборонный оптико-механический завод Наркомата здравоохранения СССР, приступила к круглосуточному выпуску оптических линз для фронта. Морозы доходили до минус 50 градусов. Но люди по 12 — 13 часов не отходили от станков — слесари-инструментальщики братья Иван и Сергей Зуевы, токари Ильин, Каган, работницы Давыдова, Ладысова, Богомолова и другие. По рассказам местных жителей, до войны при таком морозе и снежных заносах работа в поселке Суксун вообще отменялась.
Настоящий трудовой героизм проявили в тылу и коллективы 50 белорусских предприятий легкой промышленности. Мобилизация на фронт огромного количества мужского населения сразу создала патовую ситуацию — надо было в разы увеличить выпуск воинского обмундирования, обуви, теплого белья, сухих пайков, армейских аптечек, полевых кухонь. Своевременное и бесперебойное снабжение этой продукцией имело огромное политическое значение для армии, поскольку поднимало моральный дух бойцов. Это хорошо понимали в советском тылу. Смекалке и многим инициативам не было счета в те дни. Люди умудрялись находить выход из самых невероятных условий. Помню, на одном участке даже висела цепь из батарейных лампочек и при таком освещении женщины шили гимнастерки!
Нет ножниц — сами напаивали пластинки, затачивали их и снова работали. Даже ремни для швейных машин шили сами — из остатков бязи, из разных отходов…» В конце сентября 1941 года, в самый разгар тяжелых боев, когда фашисты уже стояли под Москвой, коллективы 35 белорусских предприятий наладили выпуск продукции для фронта; к началу ноября к их числу прибавилось 27 предприятий, а в марте 1942 года — еще 19. Специализация их резко изменилась с переходом на выпуск оборонной продукции. Машино- и станкостроительные заводы освоили производство вооружения и боеприпасов танки, минометы, артиллерийские снаряды, гранаты, мины и т. Предприятия местной промышленности перешли на выпуск лыж, ранцевых огнеметов, противотанковых мин, санитарных повозок, патронташей, носилок, саперных лопаток, колючей проволоки, «ежей» и т. Предприятия легкой промышленности выпускали шинельное сукно, брючные, гимнастерочные и парашютные ткани, мужское белье, телогрейки, патронные сумки, сапоги, утепленные ботинки и др. Режимы на станках надо было выдерживать очень высокие.
Иначе не могло быть и речи о такой производительности, какую требовал фронт. И люди работали, выжимая из себя просто немыслимое — не только силы и волю, но свой ум, сноровку, знания, смекалку — токари Трапезников, Дивень, Жаровня; мастера Коссовой, Шиндлович и др. Голодные, плохо одетые, а ведь творили чудеса, честное слово! В 1943 году наш коллектив уже обрабатывал корпуса «катюш» примерно в 3 раза быстрее фирменного…». К началу 1942 года витебские станкостроители, эвакуированные в Саратов, где они слились с местным заводом, внесли более 20 организационно-технических новаторских предложений на самых решающих участках производства, благодаря которым выпуск 45-миллиметровых осколочных артиллерийских снарядов вырос в 7 раз! Железнодорожники 4-й паровозной колонны особого резерва НКПС 5-я группа водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой. Чертежи были только приблизительные, нужно было самим доводить каждую деталь.
Но слов «не могу», «не умею» в те годы для нас просто не существовало. Надо — значит, будет! К станкам стали все — начальники участков, цехов, весь состав мастеров, все технологи и т. Почти месяц никто из нас не выходил из цеха. Но задание мы освоили в срок…» Оперативные задачи резко повышали требования к оборонной и машиностроительной промышленности. В рекордно короткий срок на востоке страны выросли 3500 больших промышленных объектов металлургии, энергетики, машиностроения, десятки оборонных заводов. Посильный вклад в это гигантское промышленное строительство внесли белорусские строители.
На Урале, в Каменск-Уральском трудилась большая около 100 человек группа инженеров, техников и рабочих «Белпромстроя», руководимая одним из крупнейших строителей Беларуси инженером Александром Васильевичем Маркиным. Ему было поручено строительство металлургического завода. Белорусским строителям впервые пришлось разрабатывать технологию земляных работ в условиях уральской зимы, когда морозы доходили до минус 40 градусов, а грунт промерзал на 1,5 — 2 метра. Чтобы заложить фундамент прокатного цеха, требовалось вынуть 5000 куб. По предложению механика Русаковского с помощью специального электробура, подогревавшего грунт, строители приступили к бурению скважин. В результате фундамент был заложен в течение 500 рабочих часов и без большого количества рабочих рук. К лету 1943-го каркасы основных цехов огромного завода были возведены.
Теперь требовался битум. Но его поставщики — Майкоп и Грозный — были захвачены врагом. По предложению Маркина была построена окислительная установка, на которой из обыкновенного мазута и нефти можно было получить битумы необходимых марок. Темп строительства был спасен. В результате самоотверженного труда первая очередь завода была сдана госкомиссии досрочно. Большая группа рабочих, инженеров и служащих, основной костяк которой составляли белорусы, была награждена орденами, медалями и почетными грамотами Верховного Совета БССР. Героизм белорусских железнодорожников Война невероятно осложнила работу всего железнодорожного транспорта.
Оккупация Донбасса, который поставлял на железные дороги Союза более 51 процента всего потребляемого угля, гигантские перегрузки магистралей, нехватка паровозов и запасных частей к ним. По этим причинам в первую военную зиму 1941 — 1942 годов катастрофически сократился объем перевозок. В частности, Северная железная дорога была близка к параличу. Движение от Вологды до Архангельска практически остановилось. Это наносило ущерб не только снабжению фронта, но связывало по рукам и ногам работу всего советского тыла, его промышленность. К началу весны 1942 года при Государственном комитете обороны был создан специальный Транспортный комитет, который срочно принял экстренные меры — изменилась система погрузочно-разгрузочных работ, повсеместно внедрялась техника вождения составов на дровяном отоплении, была резко повышена зарплата машинистам, кочегарам, кондукторам, вагонным мастерам, составителям эшелонов и поездов. В период великой битвы на Волге были созданы специальные паровозные колонны особого резерва Наркомата путей сообщения как военизированные соединения.
В каждую колонну включали 30 паровозов и 3 — 5 вагонов к каждому из них. Это были быстрые, сверхоперативные «боелетучки». Их личный состав формировался главным образом из числа эвакуированных железнодорожников. Вся колонна делилась на 5 рот, командирами которых были И. Бредихин, А. Дубоделов, И. Лыков, В.
Рыбкин, С. Они водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой. Вот как вспоминал о той работе белорусский машинист Герой Социалистического Труда Василий Иванович Мурзич: «Представьте себе поезд без единого огонька. Паровоз с плотной сеткой на трубе, не пропускающей искр, с закрытым поддувалом — во избежание огненного следа… Машиниста, работающего без свистка; движение состава, маневрирующего в полной темноте, когда запрещено громко разговаривать, когда сложные маневры проходят безошибочно и быстро, только в силу необычайно слаженной работы и трудового порыва каждого из нас…» Сутками не сходили с паровозов, совершая фронтовые рейсы, машинисты У. Прокопчик, Г. Андриевский, П. Шац, В.
Громов, Е. Елкин, С. Будников и др. Фашистские самолеты на бреющем полете охотились за каждым эшелоном, который прорывался к передовой. В августе 1942 года, по неполным данным, фашисты произвели более 2000 налетов на 22 объекта Сталинградского отделения железной дороги и сбросили на них более 10. В отдельные дни фашистская авиация по 17 раз за день бомбила железнодорожные участки этого узла. Я говорю «почти», потому что мы прорывались.
С каким-то нечеловеческим упорством водили мы составы через эту степь. Водили мимо станций, полностью стертых с лица земли, мимо изуродованных горящих составов и паровозов, сваленных под откос. А сколько раз во время этих поездок нам приходилось отцеплять на ходу горящие вагоны, сбивать пламя пожарными приспособлениями, хотя взрыв грозил быть буквально каждую секунду! Часто пробоины в котле паровоза заделывали металлическими пробками тут же, среди бушующего огня…» Не дрогнула эта мужественная женщина и тогда, когда на станции Петров Вал, расположенной недалеко от Сталинграда, был разбит прямым попаданием бомбы тендер ее паровоза и, умело маневрируя, они втроем — помощник Татьяна Латышева и кочегар Василий Галего — сумели освободить состав от горящих вагонов. Чухнюк получила задание привести тяжелый состав с танками на участок, куда глубоко вклинились немецкие механизированные части. На весь рейс ей отводился всего час! В пути ее состав семь раз!
И все же она привела состав в целости к месту назначения. Зимой 1943 года бригада Е. Чухнюк получила приказ прибыть на Северо-Печорскую железную дорогу. Стояли лютые морозы — до 55 — 60 градусов. Рельсы цепко схватывали сталь колес, замерзала смазка в буксах. Мощные локомотивы нередко были бессильны сдвинуть с места тяжелые составы с печорским углем, который ждали промышленность и транспорт советского тыла. Бригада основательно подготовилась к пробегам — утеплили все части паровоза, прощупали каждую деталь — от войлока на маслопроводных трубках до брезента в будке.
Чухнюк провела свой тяжеловесный состав с углем за 11 часов, поставив рекорд по времени доставки почти в 3 раза! За мужество и находчивость при исполнении своего воинского и трудового долга ей было сразу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Макаров, В. Мурзич, А. Янковский, вагонный мастер А. Глебова и др. За высочайший профессионализм, отчаянную смелость и скорость вождения им также было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
В 1942 году по решению Госкомитета обороны были созданы специальные воинские железнодорожные формирования, на которые возлагались функции восстановления. Одно из таких формирований, а именно 26-я гвардейская восстановительная бригада, прошло свой фронтовой путь с частями Западного и 3-го Белорусского фронтов.
Советский тыл в годы войны
Крайне важным представляется формирование группы управления тыла Советской Армии в составе Главного командования советских войск на Дальнем Востоке. «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство. 7 мая, в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, прошло открытое мероприятие в дистанционной форме на тему: «Советский тыл в. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Учащиеся пришли к выводу, что победа Красной армии была бы невозможна без самоотверженного труда советских людей в тылу. В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции.
Советский тыл в Великой Отечественной войне
В фильме речь идет о деятельности добровольческих организаций, работающих в тылу для поддержки бойцов на передовой. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла. Какие дополнительные факторы, кроме героизма советского народа в тылу, сыграли роль в быстром переводе экономики на военные рельсы? Советский тыл охватывал огромную территорию, от прифронтовых районов Кольского полуострова до побережья Тихого океана на востоке.
Как ковали Великую Победу в глубоком советском тылу
Советский тыл в годы войны | Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. |
Женщины в тылу | Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. |
Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны | Советский тыл охватывал огромную территорию, от прифронтовых районов Кольского полуострова до побережья Тихого океана на востоке. |
11.3. Советский тыл в годы войны
Иллюстрация к новости: Алан Баренберг «От далекой окраины к оплоту советского тыла: Воркута в годы Второй мировой войны». Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. Учащиеся познакомились с особенностями перевода экономики СССР на военное положение, с деятельностью белорусских учреждений и организаций в советском тылу. Советский тыл во время войны". Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %.
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»
К ним присоединились десятки эвакуированных. Большинство предприятий с тех пор сменило названия, но в их историю навечно вписаны страницы, связанные с Великой Отечественной войной. Вот только некоторые факты. В годы войны авиазавод имени Чкалова построил почти 16 тысяч самолетов, "Электросигнал" произвел 168 тысяч радиотехнических аппаратов, "Электроагрегат" обеспечивал армию и флот крупными прожекторами. Приборостроительный завод стал основным поставщиком фронту оптических прицелов и наблюдательных приборов. Кроме того, "Комета" поставляла взрыватели и корпуса снарядов, "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" - радиостанции, "Союз" выпускал стабилизаторы для реактивных снарядов, а радиосвязь Красной армии и флота более чем на семьдесят процентов снабжались производимыми им лампами.
Александр Кузьмин, труженик тыла: - В 1943 году мне исполнилось четырнадцать лет, и я вместе с другими мальчишками и девчонками из сельских районов области был мобилизован для работы на предприятиях Новосибирска. Он выпускал гильзы для артиллерийских снарядов. Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Если надо было, оставались в цехах во вторую смену. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести".
Тема информационного часа — «Советский тыл в годы войны». Важную роль в борьбе с германскими захватчиками играли не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым. Учащиеся познакомились с особенностями перевода экономики СССР на военное положение, с деятельностью белорусских учреждений и организаций в советском тылу, культурной и духовной жизнью тыловиков.
Почти целиком достались противнику и некоторые заводы. Часть ценного оборудования была утрачена. Однако, невзирая на чрезвычайно сложную обстановку, в которой приходилось проводить эвакуацию, из прифронтовой зоны во второй половине 1941 г. Наряду с перемещением на Восток промышленных предприятий, оборудования, рабочей силы с первых дней войны шла перестройка предприятий, выпускавших до 1941 г. На производство танков, например, были переведены заводы тяжелого машиностроения, тракторные, автомобильные и судостроительные предприятия, в том числе эвакуированные из прифронтовой зоны. Так, при слияния трех предприятий — базового Челябинского тракторного, ленинградского Кировского и Харьковского дизельного был создан крупнейший танкостроительный завод — «Танкоград» в Челябинске. Уже в июне 1941 г. Из всех отраслей индустрии самый тяжелый урон понесла в начале войны металлургия. Выплавка стали и чугуна, выпуск проката черных металлов сократились более чем в три раза. Была резко ослаблена сырьевая база отрасли: около 70 процентов добычи железной руды приходилось на долю оккупированных врагом юго-западных районов страны. В апреле 1942 г. Столь же сложная ситуация сложилась в угольной отрасли. В декабре 1941 г. Основными производителями угля в стране должны были стать Урал, Кузбасс, Караганда. Возрастало значение месторождений Дальнего Востока и Печорского угольного бассейна. В целом по угольной отрасли спад производства был остановлен в марте 1942 г. Немаловажную роль сыграли восстановительные работы в начале 1942 г. Чрезвычайные условия начального этапа войны не могли не сказаться на объемах военной продукции. Заметно возросшие в первые недели войны, они затем стали снижаться, и лишь в декабре 1941 г. В 1942 г. Со второй половины 1942 г. К концу 1942 г. Основная часть вооружения была изготовлена на предприятиях Востока страны, превращенного в главный арсенал СССР. Удельный вес оборонных заводов, расположенных в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане и Средней Азии, повысился с 18,5 процентов в июне 1941 г.
В будущем на звание «Город трудовой доблести» смогут претендовать около 70 российских городов, добавила она. Каушанов ВЭБ. РФ запустил проект, посвященный истории восстановления разрушенных войной российских городов Присвоение этого звания очень важное событие, поскольку многие города Урала, Сибири или средней полосы России, до которых не дошла война, совершали настоящие трудовые подвиги, помогая Красной Армии победить врага, подчеркнул в беседе с «Известиями» эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов. Несмотря на то что СССР мог рассчитывать на большую помощь по программе ленд-лиза или по советско-британскому соглашению, экономически Советский Союз нес основную тяжесть войны на себе. И это не пустой звук, — уверен он. Если бы не было тыла, не было бы и победы над гитлеровской Германией, напоминает научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. По его словам, эти города сыграли огромную роль в годы войны, поскольку все заводы с оккупационных территорий перевели именно сюда. Только благодаря этому удалось добиться преимущества в самолетах или танках, — пояснил он. Уникальные письма, документы и фотографии — в спецпроекте «Известий» к 75-летию разгрома нацистской Германии Кроме того, действия жителей этих городов — реальный пример героизма. Поэтому женщины были вынуждены замещать мужчин. Это был настоящий подвиг, — рассказал Александр Чубарьян.
Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре
На этот раз совместными усилиями забайкальцы собрали десять автомобилей: от Нивы до машины скорой медицинской помощи. От краевой общественной организации «Десантное братство» проводить груз в дорогу пришёл руководитель Родион Краснокутский. Он представил директора ООО «Каскад-Плюс» Николая Арапова, который вместе с рабочими оснастил один из автомобилей, переданный «Народному фронту», специальной сеткой-мангалом в виде батута для защиты от ударов дронов и сбрасываемых с воздуха боеприпасов. Патриотическим настроем собравшихся земляков зарядили представители власти региона и Забайкальской дороги.
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг. Организаторами круглого стола выступили Академия физической культуры, Гродековский музей и Российское историческое общество РИО. Белкиным была проведена экскурсия по выставке «Шкулин. Маньчжурская операция».
Каушанов ВЭБ. РФ запустил проект, посвященный истории восстановления разрушенных войной российских городов Присвоение этого звания очень важное событие, поскольку многие города Урала, Сибири или средней полосы России, до которых не дошла война, совершали настоящие трудовые подвиги, помогая Красной Армии победить врага, подчеркнул в беседе с «Известиями» эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов. Несмотря на то что СССР мог рассчитывать на большую помощь по программе ленд-лиза или по советско-британскому соглашению, экономически Советский Союз нес основную тяжесть войны на себе. И это не пустой звук, — уверен он. Если бы не было тыла, не было бы и победы над гитлеровской Германией, напоминает научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. По его словам, эти города сыграли огромную роль в годы войны, поскольку все заводы с оккупационных территорий перевели именно сюда. Только благодаря этому удалось добиться преимущества в самолетах или танках, — пояснил он. Уникальные письма, документы и фотографии — в спецпроекте «Известий» к 75-летию разгрома нацистской Германии Кроме того, действия жителей этих городов — реальный пример героизма. Поэтому женщины были вынуждены замещать мужчин. Это был настоящий подвиг, — рассказал Александр Чубарьян. Мне было 12 лет, и я прекрасно помню, как моя мама, которая имела библиотечное образование и была пианисткой, работала учетчицей на Челябинском тракторном заводе.
В те годы это был не просто лозунг, придуманный властью, а настоящий закон жизни для большинства рабочих и служащих. Советский тыл в годы Отечественной войны представлен был в основном женщинами и подростками, которые становились к станку вместо мужчин, а в 1943 году широко развернулось движение молодежи за выполнение и перевыполнение плана. Социальная и национальная политика Мобилизацию подлежали миллионы советских граждан, а в тылу развернулось масштабное обучение военному и медицинскому делу. Все предприятия были переведены на военное положение. Установлен одиннадцатичасовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя, отпуска отменялись, а сверхурочные работы стали обязательными. В годы войны продолжались аресты и репрессии. Солдаты и офицеры, попавшие в плен, объявлялись изменниками, а их семьи лишались гос. В самом начале немецкого наступления подозреваемые в контрреволюционной деятельности или осужденные подлежали расстрелу на месте. С началом войны значительно оживились и национальные движения, которые добивались независимости республик. Подобная антисоветская деятельность некоторых граждан стала причиной ужесточения национальной политики. Репрессированы были немцы Поволжья, крымские татары, чеченцы, балкарцы, понтийские греки. В Сибирь сослали более 50 тыс. Партизанское и подпольное движение Роль советского тыла в годы войны не ограничивается обеспечением фронта всем необходимым. В первые недели немецкого наступления возникло подпольное движение, а на оккупированных территориях функционировали нелегальные подразделения компартии и антифашистские организации, развернулось активное партизанское движение. Советский тыл в годы войны поддерживали подпольные организации, например, «Молодая гвардия» в Луганской области. Члены этого объединения проводили диверсии, организовали поджог биржи труда, где хранились списки людей, которых немцы планировали вывезти в Германию. Оккупанты схватили молодогвардейцев и сбросили в шахту.
100-летний юбилей отпраздновала труженица тыла Советского района
- 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
- Советский тыл в годы ВОВ. Эвакуация промышленности | Программы | Общественное Телевидение России
- Российские военные нанесли высокоточные удары по объектам в тылу противника
- Читайте также:
- Решение продовольственной проблемы в Красной Армии
- Своих не бросаем! Тюменский тыл в Великую Отечественную войну
В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу
Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %. 1 Историография советского тыла периода Великой Отечественной Войны: Сборник статей. 25 июня 1941 г., уже на третий день начавшейся Великой Отечественной войны, Советом Народных Комиссаров в целях «охраны войсковых тылов и наведении там строжайшего. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл.
Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную
Он представил директора ООО «Каскад-Плюс» Николая Арапова, который вместе с рабочими оснастил один из автомобилей, переданный «Народному фронту», специальной сеткой-мангалом в виде батута для защиты от ударов дронов и сбрасываемых с воздуха боеприпасов. Патриотическим настроем собравшихся земляков зарядили представители власти региона и Забайкальской дороги. Так, заместитель председателя правительства Забайкальского края Николай Захаров, принимавший участие в специальной военной операции, поблагодарил «Народный фронт», руководство ЗабЖД и волонтёров, деятельно участвующих в приближении победы. Забайкальская железная дорога более двух лет с самого начала специальной военной операции активно участвует в формировании и отправке гуманитарных грузов, подготовке автомобильной техники.
В марте началась на дорогах распутица, а основная масса войск все еще находилась под Сталинградом.
Но, несмотря на это, в марте он получил приказ вывезти войска Рокоссовского из-под Сталинграда в район Курска. Он же разгреб все заторы на железных дорогах. Огромную роль в этом сыграли ранее придуманные и созданные паровозные колонны. Вовремя 75 тыс.
Они своевременно создали глубокоэшелонированную оборону. Не случайно писатель Владимир Карпов в своей книге задает вопрос, что если бы тыловики Хрулева не успели обеспечить это сосредоточение? Ответ нетрудно найти. По малочисленным советским войскам ударили бы изготовившиеся, полностью отмобилизованные немецкие дивизии, оснащенные новейшими танками.
В этом случае наша страна вполне могла оказаться в положении 1941 г. Так что генерал Хрулев принял самое непосредственное участие в создании эффективной обороны на Курской дуге, где наши войска выиграли одну из величайших и решающих битв Второй мировой войны. БЕЗ НАГРАД А потом были другие бои и сражения, в которых тыловики всесторонне обеспечивали войска - поставляли миллионы тонн боеприпасов, возвращали в строй миллионы раненных, наводили переправы на большие и малые реки и при этом сами гибли от фашистских пуль и снарядов. Ну, а их начальник генерал армии Хрулев, это звание ему было присвоено в 1943 г.
Для сравнения: Жуков там за всю войну побывал 127 раз, а Хрулев - 113 раз. И это не считая многочисленных телефонных разговоров и указаний с разносами. Однако у наших прославленных полководцев нет счета самых высших орденов, а у Хрулева лишь несколько. Два ордена Ленина и два ордена Суворова 1-й степени.
Остальные за выслугу лет, или еще с Гражданской войны. Вполне справедливо восклицает писатель Владимир Карпов, что "жаден оказался Верховный по отношению к своему интенданту". А ведь наверняка без этого военачальника и мудрого государственного деятеля совсем бы другим оказался путь к победе над фашисткой Германией. Во время войны Сталин опирался на Хрулева, доверял ему, жаль, что не награждал по заслугам.
Но отгремели сражения и мирной жизнью стали править совершенно другие законы. В 1947 г. Разве могли эти деятели забыть разносы, которые учинял им сам Сталин, после справедливых докладов Хрулева. Первый удар был нанесен Хрулеву в 1948 г.
Среди бела дня в центральном здании военторга возле Кремля исчезла супруга генерала армии Эсфирь. Начальнику Тыла Вооруженных сил даже не сообщили за какие грехи ее осудили на 10 лет лагерей. Только в 1957 г. Только после кончины Хрулева ему действительно были в нашей стране возданы самые высшие почести.
Как указывает писатель Владимир Карпов, по требования Анастаса Микояна генерал был захоронен не как ранее предполагалось - на Новодевичьем кладбище столицы, а на Красной площади у Кремлевской стены. На плечи генерала Хрулева легли во время Великой Отечественной войны величайшие трудности. И он их с честью решил. Наверное, не случайно генерал армии Исаков на вопрос "НВО" ответил, что считает Хрулева основателем Тыла наших Вооруженных сил, в том числе и современного.
Правда, был период, когда в 1951-1956 гг. Но в 1956 г. Сегодня совершенствуется тыловая организация. До 2005 г.
Для всех силовых ведомств будет один Тыл. Это даст существенную экономию государственных средств. В рыночных условиях уже сейчас устанавливаются единые закупочные цены на военную продукцию, вооружения. Прозрачность цен, контроль, конкурсные торги ликвидируют мздоимство, перерасходы денег.
На развитии сельского хозяйства, как и на развитии других отраслей, сказались тяжелые последствия вражеского нашествия, и прежде всего тяжелый урон, нанесенный гитлеровцами сельскохозяйственным районам европейской части страны. В разоренных, сожженных, разграбленных деревнях повсеместно не хватало рабочих рук, особенно механизаторов, а также машин, техники, скота, семян, удобрений. Восстановление сельского хозяйства на освобожденной от врага территории проходило с огромными трудностями. Однако благодаря колоссальному труду в основном женщин, стариков и подростков , активной помощи рабочих сельское хозяйство постепенно набирало силу. Успехи в восстановлении народного хозяйства страны позволили Советскому государству уже в 1945 году увеличить производство машин, горючего и минеральных удобрений для сельского хозяйства. Несмотря на позднюю весну, труженики села организованно провели посевную компанию.
При этом впервые за годы войны колхозники сумели выполнить государственный план сева яровых, а работники совхозов даже перевыполнить его. Самоотверженный труд советского крестьянства, усилие механизации в сельском хозяйстве позволили довести посевные площади в последний военный год до 113,8 млн. Сергей Гаврилович Тюленин родился 12 августа 1925 года в селе Киселёво Новосильского района Орловской области. В 1926 году семья Тюлениных переехала на Украину в посёлок Сорокино с 1938 — город Краснодон Ворошиловградской ныне Луганской области. С июня 1941 года Сергей Тюленин работал на шахте, затем на строительстве оборонительных рубежей. Молодая гвардия С начала немецкой оккупации Краснодона сентябрь 1942 года Тюленин член штаба и начальник боевой группы созданной патриотической организации, которая по его предложению получила название «Молодая гвардия».
Успешно выполнял боевые задания штаба организации: участвовал в распространении листовок, сборе оружия, боеприпасов, взрывчатки. В ночь на 6 декабря 1942 года участвовал в поджоге биржи труда 2 тысячи молодых краснодонцев были избавлены от угона в Германию. Похоронен в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона, где сооружён мемориальный комплекс «Молодая гвардия». В честь Сергея Тюленина во многих городах бывшего Советского Союза были названы улицы, пионерские дружины, теплоходы, рабочие коллективы, установлены памятники. О жизни и подвиге Героя рассказывают материалы музея «Молодая гвардия». Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени — фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв.
Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. Симонов, А. Многие погибли: А. Гайдар, Е.
Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова 1915—1979 «Жди меня». Огромную популярность приобрел Василий Теркин — герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского 1910—1971 , простой боец, заводила и балагур.
Многие стихи были положены на музыку и стали песнями например, «Землянка» А. В прозе создавались произведения, посвященные войне К. Симонов «Дни и ночи»,А. Фадеев «Молодая гвардия». На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики «Секретарь райкома» реж.
Пырьев, «Нашествие» реж. Роом, «Два бойца» реж. Луков и др. Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» реж. Эйзенштейн , вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты.
В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет! Много работали в жанре плаката Кукрыниксы М. Куприянов, П. Крылов, Н. Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А.
Дейнеки «Оборона Севастополя» 1942 г. Пластова «Фашист пролетел» 1942 г. Герасимова «Мать партизана» 1943 г. В симфонической музыке событием стала премьера героическойСедьмой симфонии Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде. Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования.
Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. Из бюджета на образование выделялись большие средства больше, чем до войны: 2,3 млрд. К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т.
И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат чиновников-непрофессионалов.
Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи. По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований.
В 1938 г. Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. Это означало полное прекращение исследований в этой области.
О ситуации на фронте советские люди узнавали из сообщений Совинформбюро, которые зачитывал Юрий Левитан, эвакуированный осенью 1941 года из Москвы в Свердловск теперь Екатеринбург. Тыл в годы ВОВ. Промышленность в годы Великой Отечественной войны Как тыл был задействован в производстве?
Многие предприятия в годы войны были переведены на производство, оружия, боеприпасов и всего необходимого для армии. Основными центрами добычами угля стали Воркута, Кузбасс и месторождения Урала и Казахстана. Главными центрами добычи нефти в годы войны были Баку, Грозный и месторождения Башкирии. Автомобили: Ульяновск, Миасс, Нижний Новгород.
Как труженики советского тыла приближали победу (фото)
Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную | Подводя итог рассуждениям о роли общества и тыла в Победе, нужно отметить выдающийся трудовой подвиг советского народа, который выразился в многократном увеличении объёмов. |
Женщины в тылу | Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Исследования о характере и эволюции мобилизационной системы. |
Российская история, 2022, № 3, стр. 122-134 | Иллюстрация к новости: Алан Баренберг «От далекой окраины к оплоту советского тыла: Воркута в годы Второй мировой войны». |
первые лица
- Тыл в годы войны -
- Решение продовольственной проблемы в Красной Армии
- Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941–1945
- Российские военные нанесли высокоточные удары по объектам в тылу противника
- Советский тыл в годы Великой Отечественной войны