"Служебный роман" (1977) стал второй частью трилогии о любви, в которую входят "Ирония судьбы, или С легким паром!". великолепная массовка, толчея, коллектив. И - Москва, являющаяся одним из полноправных персонажей действа.
Служебный роман! Киношедевр: История в лицах!
В фильме «Служебный роман» сюжет развивается неспешно, но позволяет погрузиться в эпоху конца 1970-ых годов. В ролях: Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Светлана Немоляева и др. Ровно 40 лет назад на экраны вышел легендарный фильм «Служебный роман», занимающий отдельное место в сердце каждого любителя Москвы. История и сложности создания, съемок фильма Детально о кинофильме «Служебный роман.
Первая версия «Служебного романа» — фильм «Сослуживцы» (полное видео)
"Служебный роман", снятый в 1977 году, стал экранизацией пьесы "Сослуживцы", написанной самим Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским несколькими годами ранее. Ровно 40 лет назад на экраны вышел легендарный фильм «Служебный роман», занимающий отдельное место в сердце каждого любителя Москвы. Точный возраст всех ключевых персонажей «Служебного романа» в картине не упоминается, известно лишь, что Людмиле Прокофьевне Калугиной 36 лет, а Анатолию Новосельцеву – около 40.
Баровских-основная фигура и "серый кардинал" "Служебного романа"
Хомяков заломил астрономическую цену, а когда понял, что покупать за такие деньги его «собственность» не собираются, то вскопал землю и посадил тополя, ветлу и осину В. Москва и москвичи. После того, как был достроен дом, встала проблема входа с переулка — пришлось сделать тротуар между домом и зелеными насаждениями. Рощу от тротуара отгородили железным забором, в результате чего образовался неправильной формы треугольник, который и получил название Хомяковской рощи. Хомяковская роща просуществовала больше 12 лет, после чего была срублена хозяином. В 1930-х годах дом Хомякова слегка подрос: были надстроены пятый и шестой этажи. Надо заметить, что все было сделано довольно грамотно и внешний вид здания, на мой взгляд, не пострадал. Со времен «Служебного романа» здание мало изменилось, только плафоны светильников заменили на новые.
Сегодня в здании находится Федеральное агентство морского и речного флота. Вот это здание сегодня и 100 лет назад А вот вход в учреждение. Сравните плафоны 17. Крыша статистического учреждения — вовсе не крыша дома Хомякова, а крыша тоже очень известного дома, крыша дома Нирнзее Большой Гнездниковский пер. Про дом написано столько, что даже как-то неинтересно про него писать. Если кратко… В 1912 году Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке существующих строений выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир с жилым полуподвалом... Отделочные работы были завершены в 1914 году.
Дом сразу стал известен — во-первых, как самое высокое здание столицы только в 1925 году его «обошло» 11-этажное здание Моссельпрома в Малом Кисловском переулке , а во-вторых, благодаря своей плоской «обитаемой» крыше. С самого начала дом оказался прочно связан с кинематографом. В 1915 году Владимир Гардин режиссер первых фильмов «Анна Каренина», «Дворянское гнездо» вместе с предпринимателем Венгеровым создали собственную кинофирму «Товарищество Венгеров и Гардин» позднее «Киночайка», эмблемой товарищества была летящая чайка. Разместилось товарищество в доме Нирнзее, а на крыше же был устроен съемочный павильон. Вскоре на крыше дома начал работу и ресторан, а при нем — кинотеатр. Сейчас выход на крышу официально закрыт в качестве причины называют то, что во время реконструкции было заменено покрытие, и ходить там небезопасно — то ли для людей, то ли для самой крыши , но кое-кому удается туда забраться.
Сюжет ленты достаточно незатейлив, понятен и близок зрителю: на экране разворачивается история отца-одиночки Новосельцева, мечтающего подняться по карьерной лестнице в одном из типичных советских учреждений, возглавляемом «мымрой»-директрисой. По совету нового зама руководительницы, Самохвалова, главный герой решает за ней приударить, но в результате влюбляется по-настоящему. Ну а развивается любовная история на фоне жизни и работы других сотрудников учреждения — с его интригами, бюрократией и прочими нюансами. Без проб и сомнений Руководство киностудии «Мосфильм» было настолько уверено в режиссёре, что дало ему полный карт-бланш на набор актёрского состава — немыслимая свобода по тем временам. Но у Эльдара Александровича в то время была такая слава, так он был любим и зрителями, и руководством, что ему пошли навстречу», — цитирует актрису Светлану Немоляеву КП. Сценарий изначально писался под конкретных артистов, даже роль Калугиной была придумана под Фрейндлих, несмотря на то что актриса жила в Ленинграде и служила в театре Ленсовета. Режиссёру пришлось уговаривать супруга артистки — худрука театра Игоря Владимирова. И его согласие на участие Фрейндлих в съёмках было получено при условии, что она не пропустит ни одного спектакля. Все два с лишним месяца работы над фильмом актриса фактически жила на два города. Яркие персонажи и песня о погоде Рассказывая о съёмках «Служебного романа», актёры не раз упоминали о совершенно непередаваемой и лёгкой атмосфере, которую режиссёр создал на площадке. Он прекрасно знал, что ему надо, у него не было никаких метаний «может, так… может, сяк… может, эдак». Он совершенно точно знал, что играть и как работать — группе, операторам, кому угодно. И потом он сам всегда был с огромным чувством юмора, которое безумно помогает в работе. Мне кажется, что именно поэтому складывалась такая чудесная атмосфера. И потом мы все, вся основная группа актёров, которая играла, мы все были в очень дружеском состоянии. Нам было как-то хорошо и комфортно друг с другом, что тоже немаловажно для совместной работы. Потому что бывает иногда как-то индивидуально, что артисты друг друга с трудом переносят или им как-то не очень комфортно», — рассказала Немоляева. Впоследствии, уже якобы в процессе работы над картиной, Басилашвили признал правоту Рязанова при распределении персонажей. Но в 2013 году актёр в одном из интервью заявил, что это чья-то выдумка и в реальности такого никогда не было. Не все знают, что у Басилашвили в фильме есть ещё одна «роль» — но уже за кадром. Он «играет» супруга секретарши Верочки, с которым та постоянно ругается по телефону. Дело в том, что изначально эту роль исполнял Александр Фатюшин.
Верочка — 23-летняя «вертихвостка» Фото: кадр из фильма «Служебный роман» Актрисы, исполняющие в фильме роли Оленьки Рыжовой и Верочки, выглядят примерно на один возраст. Поэтому всякий раз, когда Верочка осуждающе произносит в адрес влюбившейся Рыжовой: «Пенсия на горизонте — и она туда же», зрители удивленно переглядываются. Верочка — приблизительно ровесница Оленьки — спокойно устраивает свою личную жизнь, а Оленьке, значит, нельзя? Все становится на свои места, если заглянуть в текст пьесы: секретарше Верочке там — 23 года! В фильме сильно сократили сцену, в которой Верочка дает «уроки красоты» Калугиной. А ведь там были забавные моменты. Например, вместо «Сейчас парики не носят» она говорила прямо противоположное: «Самое модное теперь парики. Только их невозможно достать». А потом добавляла: «Цвет волос в ходу — с серебряным отливом. Поэтому многие протирают волосы мукой!
Эльдар Рязанов Фото: Кадр из фильма Остальные артисты, кроме разве что Людмилы Ивановой, которая исполнила активистку Шуру, были утверждены без проб. Правда, Олег Басилашвили выпрашивал для себя роль Новосельцева, — почему-то ему казалось, что она буквально создана для него. Но в итоге и он признал, что распределение оказалось более чем удачным. А что касается музыки, что к фильмам Рязанов ее традиционно писал композитор Андрей Петров. Эльдар Рязанов Фото: Кадр из фильма Чтобы ни у кого не возникло параллелей с неудавшимся телеспектаклем по «Сослуживцам», Рязанов разбавлял студийные сцены пейзажами и панорамами Москвы. Он специально «расселил» героев по разным концам уже тогда довольно крупного мегаполиса, — начальников поселил в центре, рядовых служащих — по окраинам, а Олю Рыжову и вовсе «заслал» в Подмосковье. На фасаде, правда, висели «фейковые» таблички, — каждая была своего рода отсылкой к литературным источникам. Основные сцены внутри снимались в павильонах Мосфильма. Эльдар Рязанов Фото: Кадр из фильма Известно, что Рязанов всецело доверял своим артистам и позволял им сколько угодно импровизировать. Как рассказывала Фрейндлих, будучи сам сценаристом, он позволял им в кадре все что угодно, а когда сцена хорошо получалась, то даже похрюкивал за камерой. Удачных моментов было много. Так, сцена ужина Калугиной и Новосельцева — чистой воды экспромт. Разговор обоих на вечеринке у Самохвалова, — тоже не по сценарию. Даже снегопад оказался в картине случайно, — это была настоящая природная аномалия. В столице в 1976 году снег выпал неожиданно рано, — 25 сентября. Режиссер решил использовать момент и даже придумал слова к песне, которая должна была сопровождать картинку.
Актеры фильма «Служебный роман»
Лирическая трагикомедия «Служебный роман» вышла на экраны 45 лет назад и по сей день считается одним из лучших фильмов Эльдара Рязанова. Точный возраст всех ключевых персонажей «Служебного романа» в картине не упоминается, известно лишь, что Людмиле Прокофьевне Калугиной 36 лет, а Анатолию Новосельцеву – около 40. Лирическая трагикомедия «Служебный роман» вышла на экраны 45 лет назад и по сей день считается одним из лучших фильмов Эльдара Рязанова.
Как снимали "Служебный роман" и что из него вырезали
В одном московском статистическом учреждении освобождается место начальника отдела легкой промышленности. Занять его мечтает старший статистик Анатолий Новосельцев — трудолюбивый, ответственный, но очень скромный. Директор учреждения Людмила Калугина не торопится повышать Новосельцева. Тот ее немного побаивается: она чересчур строгая. По совету замдиректора Юрия Самохвалова Новосельцев начинает ухаживать за Калугиной, чтобы получить вожделенную должность. Постепенно притворство перерастает в любовь, но на пути у героев — служебные сплетни, недопонимания и конфликты. На работу над текстом драматургам потребовалось всего 22 дня. Рязанов позже говорил, что их с Брагинским герои буквально вели за ручки — так их увлекла история любви Новосельцева и Калугиной. Хотя за сочинение производственной мелодрамы они взялись с прозаической целью — немного подзаработать на незатейливом комедийном сюжете.
Они не подозревали, что совсем скоро он получит всесоюзную славу. Странная интерпретация Московские и региональные театры с большим удовольствием брали пьесу в свой репертуар. Спектакли шли более чем в 100 театрах, но авторам нравились далеко не все. Например, однажды Рязанов и Брагинский побывали на «Сослуживцах» Псковского театра драмы, который приехал на гастроли в Ригу. Драматурги находились в этом городе по делам. Увидев на афише знакомое название, они заинтересовались. В своей книге «Неподведенные итоги» Эльдар Александрович рассказал, что они купили билеты в кассе, а не обратились напрямую к администрации. В противном случае им бы, несомненно, дали лучшие места, а после спектакля предупрежденные актеры начали бы аплодировать, указывая на сочинителей.
Также полной импровизацией была сцена «подката» Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной, на торжестве у Самохвалова [3]. Снег на деревьях с ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Первоначально подобной сцены в фильме не планировалось, но режиссёр решил не упустить такой красивый каприз природы и удлинил фильм на три с половиной минуты [3]. Чтобы не превращать фильм в телеспектакль, с действием исключительно в помещениях как, например, следующий фильм Рязанова «Гараж» Эльдар Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также её красивыми пейзажами и тут выпавший в сентябре снег пришёлся как нельзя кстати [3]. Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения.
Примечательно, что три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы: Вход в учреждение, его фасад — это вход в бывший торговый дом Хомякова по адресу ул. Кузнецкий Мост, д. Петровка , в котором находится нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта. Все внутренние помещения включая кабинеты Калугиной, Самохвалова, и рабочий зал учреждения были сооружены в павильонах Мосфильма. Крыша с растениями — это крыша дома, находящегося по адресу Большой Гнездниковский переулок , 10.
Создатели фильма намеренно «поселили» героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус : Людмилу Калугину — в «элитный» дом по адресу: улица Большая Никитская, 43а [4] , фасад дома выходит на Скатертный переулок. Юрия Самохвалова — на улицу Горького , в дом по соседству с Центральным телеграфом центр Москвы.
Значит, хорошие сапоги, надо брать. Вы мне льстите, Вера. У Маши Селезневой пополнение семейства! Я не отдавала такого распоряжения... Идите вы… в бухгалтерию!
Я так и знала, что вы — бывший двоечник! Ничего с ней не сделается. Фото: rg. В 1973 году на телеэкраны вышел фильм-спектакль "Сослуживцы", поставленный Борисом Кондратьевым и Инной Герасимовой с актерами Театра имени Маяковского. Эльдару Рязанову не понравилась телеверсия, возникла идея снять фильм самому.
Психоразбор Новосельцева Все начинается со сцены в квартире Самохвалова: по его совету он пытается завести разговор с Калугиной, понравиться ей, и это ему не удается. Он выглядит неуклюжим и неловким, но продолжает попытки такое упорство не характерно слабохарактерному человеку, которым он мог показаться раньше. Позже он раскрепощается, читает стихи Пастернака, выдавая их за свои, поет, пробует разнообразные креативные способы обратить на себя внимание хоть как-то. И в этом он становится очень напорист, даже агрессивен, что, очевидно, совсем не соответствует его привычному образу. Такое поведение очень удивляет Людмилу Прокофьевну, даже шокирует, ведь она тоже думала о нем как о ничем не выдающемся, безынициативным и в целом «никаком». В этом общении Новосельцев далеко не такой мягкий, как нам показывается раньше. В нем нарастает мужественность, напористость, целеустремленность. И дальше по сюжету мы тоже можем увидеть, как он меняется рядом с Людмилой Прокофьевной: становится более маскулинным мужественным , решительным, смелым, инициативным. Людмила Прокофьевна Людмила Прокофьевна психологический разбор Людмила Прокофьевна — суровая женщина средних лет, начальница статистического бюро. В начале фильма нам показывают ее как женщину, которая совсем не похожа на женщину: она носит короткую стрижку, одевается неприметно, проявляет железный характер и никогда не улыбается. Слова Новосельцева про то, что она сухая, черствая, и у нее нет сердца, цепляет ее до глубины души и становится первым стимулом, пробуждающим ее женские качества. В Людмиле Прокофьевне появляется женственность, заботливость, эмоциональность, она перестает быть той же «железной леди», что и раньше. В общении с Новосельцевым она долгое время его отвергает, но на самом деле у нее заметна глубокая потребность во внимании и в том, чтобы быть любимой. С ним на ужине она становится нежной, трогательной, смущенной.