27 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли службы понедельника первой седмицы Великого поста. В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп.
Первая неделя Великого поста: советы пастырей
Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы. Этот день в календаре (страница). Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы. В первый день Великого поста начинают читать Покаянный канон Андрея Критского.
Навигация по записям
- Расписание служб Великого поста в Нижнем Новгороде – 2023: в какие дни посещать храм
- Устав-схема служб Великого поста
- Начался Великий пост: особенности богослужения | Православный журнал "Нескучный сад"
- В чём смысл Страстной недели
- Начинаются самые строгие 7 дней.
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
Великопостное богослужение в первый день Великого поста (фоторепортаж)
Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия Брянчанинова есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» — о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин — это не тот, кто обособлен.
Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый — в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.
Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму — построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» 1 Кор. У гордости две крайности: либо все — либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться.
Это главный принцип. Возвращаемся к первому нашему положению — ко вниманию. Сверх сил в эту — первую — неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения?
Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой. Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского , то этот канон она может и дома прочесть сейчас книжек хватает , даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. И самое главное во время поста — не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь.
А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы — чада Отца нашего Небесного. Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы: — Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа Матюшина. Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые.
Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день. Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность — проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души. Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной.
Природа освобождается от снега и холода, расцветает. И душа наша должна цвести постом. Так что пост — время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост. Великий учитель поста преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме канон преподобного Андрея Критского , молясь за вечерним богослужением! Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями.
Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках. Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон — это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию. Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях.
Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама. Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном. Получается лицемерие — внешняя форма без содержания.
Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел. Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице. Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт.
Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию. Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами. Будем поститься «постом приятным»! Иерей Димитрий Шишкин , клирик храма Трех святителей г. Симферополя: — Пост — это время сознательных усилий, которые помогают нам приобрести иное видение мира — то, что Господь называет Царствием Божиим внутри нас.
Известно, что греческое слово «метанойя» — «покаяние», буквально означает «изменение сознания». Человек призван к преображению собственной жизни, не случайно евангельская проповедь Иисуса Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф.
Сейчас не так.
Время покаяния. Служба заканчивается в первом часу дня, начавшись в половине восьмого утра. В какой-то момент, еще во время службы, вдруг приходит провокационная мысль о еде.
Отгоняешь ее, пытаешься молиться. Господи, помоги мне! Легкий завтрак.
Нет, поститься до захода солнца — не по силам. Наступает вечер. В храм собирается много людей.
Свечи в руках — с бумажными «юбочками», чтобы воск не капал на пол. Строгий мужской хор. Сегодня первый день читается Великий Покаянный Канон.
После короткого начала звучит первый ирмос канона — «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися», потом особым, постовым напевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И священник начинает чтение Канона. По всему храму мерцают огоньки свечей.
Входите в эти открытые церковные двери и становитесь среди тех, чей дух бодрствует и радуется живительной святой четыредесятнице! Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета: — Великий пост — это великий дар Божий для спасения наших душ. Первая его неделя — сеяние добродетелей, весь пост — терпеливое и бережное их взращивание. Последняя неделя — собирание плодов, а праздник Пасхи Христовой — время вкушения плодов от телесных и духовных трудов, понесенных в пост. Нельзя стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая — для мирян. Умение поститься приходит со временем от поста к посту. Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает.
Пост должен принести радость, а не печаль. Молитва во время поста, соединенная с кротостью и терпением, может поднять супружеские отношения на качественно новый уровень. Посещение великопостных богослужений, столь трогательных и умилительных, является не столько долгом, сколько потребностью кающейся души. Но, конечно же, не должно быть из-за этого никаких конфликтов ни на работе, ни дома. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное. В чем современные особенности постного подвига? Первое, что бросается в глаза, это время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать привычные и длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег.
В самом лучшем случае на работу — час, с работы в храм — час, со службы домой — час. Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил. Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания — рукой подать, а от места послушания до храма — пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А мирской богомолец чаще — женщина вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев.
Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Нужны терпение и снисхождение. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней — усталость.
И человеку приходится, быть может, учить наизусть молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться по памяти. Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее, наоборот, стоит подбодрить и утешить. Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями — это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек — это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня.
Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома. Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах — это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения. Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях. Но нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский, превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый — в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время». Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».
Итак, нельзя набрасывать на всех один аршин, но разбираться с каждым человеком как с «отдельным случаем». Нельзя не учитывать фактическую суетность городов с их расстояниями, перемещением, усталостью. И нельзя не помнить, что пост и молитва есть умный труд внутреннего человека, а значит, врагом этого труда избыток информации является даже в большей степени, чем избыток пищевых килокалорий. Дальнейшее же подскажет опыт, ибо дорогу осиливает идущий, а не изучающий карту маршрута. Ответ, по опыту — церковному и своему, должен быть в «относительных» терминах, а не в абсолютных. Не требовать от человека: ешьте то-то, читайте такие-то молитвы, ходите в церковь тогда-то, но предложить следующее: — всей семьей если таковая имеется определить порядок питания для детей и взрослых на все время поста например, сладости только по субботам и воскресеньям и т. Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую Пасху как свинья. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием.
И воздержание в пище, и молитва — только условия, при которых наша цель — очищение души — достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо послушать канон преподобного Андрея Критского, который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо. Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста — это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека.
Поэтому внимание трезвение — это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что Великий пост — не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни — так учили святые отцы. Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву. С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки.
Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого.
И прав был отец Николай — Бог даёт особенную благодать в эти дни. Причём практически сразу. Вначале «намерение целуя», а потом укрепляя и ободряя на завершение намеченного.
И, что самое удивительное — даже исполняя отчасти забытые молитвенные просьбы к Нему. Зная всё это, я, конечно же, решил не упускать такой возможности использовать эти дни поста с максимальной пользой — поставил богослужения на каждый день утро-вечер и предупредил клирос. На естественные переживания «как это будет, кто будет столько читать? Давайте просто начнём и посмотрим. Потому что по опыту знал, что Бог всё устроит, лишь бы было намерение.
Так и произошло, и даже больше. Кроме певцов, чтецов, у нас в храме вовремя оказались замечательные скамейки, которые к масленице привезли для нужд воскресной школы. Обе Литургии, в среду и пятницу сопровождались красивейшими проникновенными песнопениями — ниже можно послушать некоторые из них. Запись сделана прихожанами случайно, по зову сердца, с желанием поделиться переполняющимися чувствами. А коливо из пшеницы по старинному рецепту разошлось «в два счета» со словами «никогда вкуснее этого не ели».
Соборование в воскресный вечер завершило череду богослужений. Было три священника и около 50-ти прихожан. Традицию собороваться в этот день я привнёс из монастыря, где служил до этого. Помню, в первый год служения там сослужащий священник поделился: «Я всегда сам соборуюсь в этот день и всегда в монастыре».
Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста
Богослужебный церковный Устав в великопостное время также имеет свои исключительные особенности. В домашней молитве повседневная малая павечерница заменяется великой. И на павечернице, и на полунощнице читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Прочие поклоны всю седмицу, кроме субботних и воскресных дней, также земные. Богослужение Великого поста Великопостное богослужение имеет целью пробудить в верующих чувство молитвенного сокрушения и раскаяния во грехах. Церковное богослужение в дни Великого поста значительно более продолжительное за счет земных поклонов и дополнительного чтения кафизм. Уменьшаются всякая пышность и торжественность, священнослужители облачаются в темные, траурные ризы, Царские врата открываются реже, освещение ослабляется. Литургия по будням не служится, великопостная утреня вместе с полунощницей занимают по времени не менее пяти-шести часов. В содержании богослужения господствуют покаянные воспоминания и покаянные молитвы. Вечером на первой седмице читается Великий покаянный канон Андрея Критского , который замечателен тем, что является самым объемным из всех существующих канонов и состоит из 266 тропарей. Этот канон раскрывает нам библейскую историю Ветхого и Нового Завета, рассказывает как о грешниках, так и о праведниках, через страх Божий и покаяние удостоившихся райского блаженства.
В пятницу первой седмицы после заамвонной молитвы совершается молебен с освящением колива кутьи в память о чуде святого великомученика Феодора Тирона. Он явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию с предупреждением о злокозненном намерении царя Юлиана-отступника, пожелавшего насмеяться над христианами и повелевшего окропить идоложертвенною кровью все съестные припасы на рынках Константинополя. По совету святого великомученика христиане отказались от покупок на торге и довольствовались в этот день коливом, то есть вареным зерном из прежних своих запасов. Святые воины Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания, гонимого иконоборцами. Икона «Торжество Православия». Византия, Константинополь, 14 в. Во второе воскресенье Великого поста совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля. Третья неделя Великого поста — крестопоклонная. Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста.
Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг. В четвертое воскресенье Великого поста прославляется преподобный Иоанн Лествичник , который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути.
В этот день необходимо придерживаться особо строгого поста: необходимо воздержаться от еды до выноса плащаницы в храме.
После этого разрешается употреблять только хлеб и пить воду согласно церковному уставу. Что нельзя делать в Страстную пятницу 3 мая? Церковь запрещает в этот день выполнять домашние дела, петь, танцевать, радоваться, слушать музыку, ругаться, богохульствовать или проклинать кого-то. Нельзя шить, стирать, резать или вязать.
Использовать топор и другие сельскохозяйственные инструменты также запрещено. В 2024 году Страстная суббота приходится на 4 мая. В этот день освящают пасхальные куличи, крашеные яйца и другие угощения. Хозяйки готовят пасхальные блюда и красят яйца.
Великая суббота — время тишины, в этот день служба в церкви посвящена погребению Иисуса Христа. После распятия Иисуса первосвященники попросили Пилата поставить стражу у пещеры, где был погребён Иисус. Пилат поставил людей и закрыл пещеру печатью. После исчезновения тела Иисуса стража подтвердила, что никто не входил и не выходил из пещеры.
Душа Иисуса спустилась в ад, где он возвестил победу жизни над смертью и обещал вывести праведников в Царствие Небесное. После этого Иисус вышел из ада, забрав с собой все праведные души. Так завершились искупительные мучения Мессии. Подготовка к Вербному воскресенью 28 апреля: Откуда брать вербу, как её правильно освящать и украшать В Страстную субботу совершают литургию Василия Великого утром и читают Деяния святых апостолов вечером.
Перед полуночью проводится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня, а церковные служители меняют свою одежду с тёмной на светлую. Что разрешено делать в Страстную субботу? Необходимо помириться с теми, с кем вы в ссоре, попросить прощения, покаяться и сознаться в грехах.
В этот день разрешается сухоядение, но нельзя пить алкоголь. Что нельзя делать в Великую субботу? Убираться, работать физически, веселиться, охотиться, ругаться, ссориться, заниматься любовью, отмечать дни рождения или свадьбу, отдавать что-то из дома.
Совет: Если вы хотите понять смысл Покаянного канона и читать про библейских героев как про старых знакомых, без знания Священной истории не обойтись.
Ее краткий, но полноценный вариант с картинками можно найти в книге прот. Серафима Слободского «Закон Божий». Андрей Критский работал директором сиротского дома 20 лет Св. Андрей Критский.
Современная фреска Автора Великого покаянного канона, преподобного Андрея, архиепископа Критского VII до семи лет считали немым — до этого возраста он не произнес ни слова. Когда же в семь лет святой Андрей впервые принял причастие, немота прошла. В 14 лет святой Андрей поступает в монастырь и вскоре становится известен своей ученостью. Но богословие не мешает практическому милосердию: 20 лет святой Андрей возглавляет Дом для сирот в Константинополе.
Здесь же он начинает заниматься церковной поэзией. Святого Андрея рукополагают в епископы и назначают на самую далекую кафедру империи — остров Крит.
Алексия, человека Божия.
Престольный праздник придела собора Рождества Пресвятой Богородицы. На утрене пятой седмицы — читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского и Житие прп.
Марии Египетской. Эта одна из самых длинных и сложных служб Великого поста носит название «Стояние Марии Египетской». Накануне, в пятницу вечером 31 марта служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице.
В этот день празднуется также преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России 1925. Блаженная кончина патриарха Тихона произошла в лечебнице Бакуниных, неподалеку от Зачатьевского монастыря и поэтому насельницы обители считают святителя своим особым покровителем. В завершение светлого праздника Благовещения в монастыре соблюдается древняя традиция выпускать голубей, как символ благой вести от Бога о рождении Спасителя, которую архангел Гавриил принес Богородице.
На трапезе разрешается рыба. В этот день в Зачатьевском монастыре совершается сугубое торжество: праздничное богослужение накануне и в день праздника, крестный ход в Надвратный храм с благодарственным молением, а затем и молебен с акафистом перед образом святого и частицей мощей в ковчеге. Такое торжество связано с тем, что в 1993 году, в Лазареву субботу, в Надвратном храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя была совершена первая Божественная Литургия после семидесяти лет закрытия обители.
На трапезе разрешается вкушение рыбной икры. Вербное воскресение. Неделя Шестая Великого поста.
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа.
Как подготовиться к Причастию в Великий пост
- Службы первых четырех дней Великого поста
- Как проводили первую неделю Великого поста на Старом Валааме
- Содержание
- О службах первой недели Великого поста
- 24 марта: Первое воскресенье Великого поста — Торжество Православия
Полиелейные праздники в дни Великого Поста
Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Вечером 2 марта 2023 года, в четверг первой седмицы Великого поста, глава Омской митрополии митрополит Омский и Таврический Владимир совершил Великое. Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Вечером 1 марта 2023 года, в среду первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Храме. Самое заметное богослужение первых дней Великого поста – это Повечерие с каноном преподобного Андрея Критского, которое совершается в понедельник, вторник, среду и четверг.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- В Духовной Академии прошли богослужения первого дня Великого поста
- Всенощное бдение в канун Недели 6-й Великого поста (ваий)
- WebTypikon — полный текст службы на любой день года
- Всенощное бдение в канун Недели 6-й Великого поста (ваий)
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи
Пред нами дни Страстной седмицы. Седмицу эту называют «Пасхой Страстной». Это тоже праздник, на котором мы вспоминаем, в отличие от Пасхи Красной, страдания Иисуса Христа. Ту великую жертву, Которую Он принес по любви Своей к роду человеческому. За что казнили? А просто из-за зависти. Вот мы говорим о справедливости, а справедливо ли отнеслись к Иисусу Христу? Ответ очевидный. В том обществе, где присутствует любовь, к которой нас призывает Христос, — нет необходимости в справедливости, потому что все люди друг друга любят. Каждый облагодетельствован вниманием к себе.
Это идеальное общество. Но мы с вами не волшебники; мы только учимся быть чище и лучше. Учимся любить, и это для нас порой очень сложно: насколько мы с вами горделивы, обидчивы. Поздравляя вас сегодня с замечательным праздником Входа Господня в Иерусалим, хотел бы пожелать всем нам: пусть наша любовь к Иисусу Христу остается всегда постоянной, несмотря ни на какое общественное мнение. За богослужением были вознесены молитвы за архипастырей и пастырей гонимой Украинской Православной Церкви. Также были прочитаны особые прошения о крепости сил воинов и всех защитников Отечества нашего.
Начавшись с императоров Византии, эта ересь господствовала в империи более столетия, пока, наконец, в 787 г. Однако, и после этого еще около 80 лет продолжалось противостояние еретиков и православных, пока в 843 г. Смысл празднования в Великий пост Так как соборное решение было принято в первый воскресный день Великого Поста 843 г. Несмотря на Великий пост, цвет облачения священнослужителей в День Торжества Православия может быть не только фиолетовым, но и желтым.
Золотой цвет — символ Церкви, Торжества Православия, которое утверждалось трудами святых епископов. Сейчас актуальность празднования определяется этим лишь отчасти: конечно, и сегодня существуют отвергающие «идолов» протестантские деноминации, и воскресный день становится для многих православных задуматься о значении иконы, может быть, взять в руки книги церковных историков, русских философов, посвященные им; вместе с тем, многие современные пастыри говорят, что смысловое содержание дня — намного шире; речь идет об утверждении истины христианской веры в противовес всем заблуждениям и ересям вообще — от первых веков Церкви даже до наших дней. Вот как говорит об этом митрополит Антоний Сурожский: «Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими». Интересные факты из истории Первым, кто совершил особый чин торжественного восстановления иконопочитания, стал Патриарх Мефодий Константинопольский. Вот как описывает его известный церковный историк начала XX в. Карташев: «Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста. И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых.
Среди анафематствованных в разное время можно было услышать имена Степана Разина, Григория Отрепьева, протопопа Аввакума, многих других.
Наконец, в 1869 г. До 1917 г. А завершало анафематствование отлучение отвергающих иконы. Существенные изменения претерпел чин в советские и последующие годы: после 1917 г. Как проходит служба в храме Таким образом, в настоящее время Чин в приходских храмах если это не архиерейское богослужение выглядит так: по окончании литургии воскресного дня духовенство выходит на средину храма; после молитв Св. Троице, которые именуются «обычным началом» всякого чина, диакон произносит ектению о мире и благополучии Христовой Церкви; затем читаются Апостол и Евангелие этого дня, посвященные утверждению веры; по их окончании звучит особая иерейская молитва; затем, во время еще одной ектении, возглашается «Вечная память» всем отцам Вселенских Соборов и поборникам православия, в том числе — на Руси; наконец, возглашается многолетие действующему церковному священноначалию, поставленному блюсти православную веру. Чин Торжества Православия в храме. Фото: Покровская епархия А завершается песнью, создание которой приписывают свт. Амвросию Медиоланскому: «Тебе Бога хвалим…».
Так Церковь благодарит Христа — своего Главу, за возможность хранить истинную веру, преданную отцами. Евангельские чтения Во время Чина читаются: отрывок из Послания к Римлянам Апостола Павла; ученик Христов просит своих духовных детей остерегаться «производящих разделения и соблазны»; фрагмент из Евангелия св.
Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не пеняя тем, кто в эти святые дни ведет себя иначе. Тогда вдруг понятными станут слова песнопений и молитв, обращаемых к нам. Почувствовать себя человеком духовным можно, ополчаясь и воинствуя против праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Против лености и вялости души.
Против дебелости и расслабленности духа. Это пассионарное действие, и на него решаются только те, кто хочет не по имени, а по делам быть христианином. Тут нам нужно все наше христианское мужество и наша воля. И если это не так, то, значит, мы миримся с нашим порабощением привычками, наклонностями и страстями и не осмеливаемся бросить им вызов. Пост сегодня — это открытый вызов гедонистической морали, потребленчеству, духовному индифферентизму, эгоизму. Это брань, борьба, испытание крепости нашей веры, твердости нашего упования, силы нашей любви.
Кто из нас хочет быть борцом и добрым воином Христовым? Входите в эти открытые церковные двери и становитесь среди тех, чей дух бодрствует и радуется живительной святой четыредесятнице! Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета: — Великий пост — это великий дар Божий для спасения наших душ. Первая его неделя — сеяние добродетелей, весь пост — терпеливое и бережное их взращивание. Последняя неделя — собирание плодов, а праздник Пасхи Христовой — время вкушения плодов от телесных и духовных трудов, понесенных в пост.
Нельзя стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая — для мирян. Умение поститься приходит со временем от поста к посту. Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Пост должен принести радость, а не печаль.
Молитва во время поста, соединенная с кротостью и терпением, может поднять супружеские отношения на качественно новый уровень. Посещение великопостных богослужений , столь трогательных и умилительных, является не столько долгом, сколько потребностью кающейся души. Но, конечно же, не должно быть из-за этого никаких конфликтов ни на работе, ни дома. Протоиерей Андрей Ткачев , настоятель храма преподобного Агапита Печерского в Киеве: — Все верующие люди, сколько их ни есть, не могут поститься совершенно одинаково — в силу их различий в возрасте, здоровье, образе жизни, степени воцерковленности. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное. В чем современные особенности постного подвига?
Первое, что бросается в глаза, это время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать привычные и длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем случае на работу — час, с работы в храм — час, со службы домой — час. Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил. Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан.
Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания — рукой подать, а от места послушания до храма — пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А мирской богомолец чаще — женщина вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев.
Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает.
Нужны терпение и снисхождение. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней — усталость. И человеку приходится, быть может, учить наизусть молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться по памяти. Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее, наоборот, стоит подбодрить и утешить. Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями — это смещение акцентов с пищи на информацию.
Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек — это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня.
Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома. Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах — это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения. Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях.
Но нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский , превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый — в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время». Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте». Итак, нельзя набрасывать на всех один аршин, но разбираться с каждым человеком как с «отдельным случаем». Нельзя не учитывать фактическую суетность городов с их расстояниями, перемещением, усталостью. И нельзя не помнить, что пост и молитва есть умный труд внутреннего человека, а значит, врагом этого труда избыток информации является даже в большей степени, чем избыток пищевых килокалорий.
Дальнейшее же подскажет опыт, ибо дорогу осиливает идущий, а не изучающий карту маршрута. Иеромонах Макарий Маркиш , руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии: — Что должно стать главным в дни поста? Ответ, по опыту — церковному и своему, должен быть в «относительных» терминах, а не в абсолютных. Не требовать от человека: ешьте то-то, читайте такие-то молитвы, ходите в церковь тогда-то, но предложить следующее: — всей семьей если таковая имеется определить порядок питания для детей и взрослых на все время поста например, сладости только по субботам и воскресеньям и т. Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда.
Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста
С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня. Вечером полиелейную службу Сорока мученикам, в Севастийском озере мучившимся, возглавил архимандрит Филарет (Кольцов). В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Сегодня вечером за великим повечерием будет прочитана первая часть покаянного канона преподобного Андрея Критского, который будет читаться в храмах четыре дня первой недели Великого поста. 28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Спасском кафедральном соборе г. Пензы.