В главных ролях: Маргарита Терехова (княжна Тараканова), Леонид Марков (граф Алексей Орлов). Провалив экзамены во ВГИК, Маргарита Терехова поступила в школу-студию при театре Моссовета, где в то время служили такие звёзды, как Любовь Орлова, Фаина Раневская, Ростислав Плятт. Первый раз Маргарита Терехова вышла замуж в 22 года.
Терехова, Маргарита Борисовна
Состояние 76-летней актрисы Маргариты Тереховой, страдающей от болезни Альцгеймера, ухудшается. Актриса Маргарита Терехова быстро угасает. 10 лет назад Маргарите Тереховой поставили страшный диагноз — болезнь Альцгеймера. Актриса стала отличаться забывчивостью, рассеянностью, перестала показываться на людях. Когда-то Маргарита Терехова слыла роковой женщиной советского кино. В 2005 году фильмом «Чайка» Маргарита Терехова дебютировала как режиссер.
Народная артистка России Маргарита Терехова сегодня отмечает юбилей
Дочь актрисы Маргариты Тереховой Анна рассказала подробности длительной болезни матери. 25 августа исполняется 80 лет талантливой актрисе Маргарите Тереховой, пишет «». Режиссер Михаил Косырев-Нестеров заявил, что Маргарита Терехова стала неузнаваемой.
ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ
- Маргарита Терехова - биография, личная жизнь и болезнь, фото
- Стало известно, как сейчас себя чувствует Маргарита Терехова —
- Огромный талант и ранняя болезнь Маргариты Тереховой: "В 60 лет мы ее потеряли"
- Муза гения
Папа ещё пожалеет
- Напишите коментарий к материалу
- Терехова, Маргарита Борисовна - ПЕРСОНА ТАСС
- Маргарита Терехова празднует 80-летие
- Курсы валюты:
- Маргарита Терехова — биография
Маргарите Тереховой — 80 лет: жизненный путь актрисы и что с ней происходит сейчас
Главной драмой любимого режиссера Гитлера стала ее собственная жизнь Блики и тени В «Зеркале» именно Терехова служит своеобразным «рефлектором», психологическим отражением комплексов автора по поводу его отношений с матерью и бывшей женой. Две женщины, по-своему обиженные на героя, который «ни с кем не может жить нормально» и «разговаривать по-человечески», в его восприятии то и дело сливаются в единое целое. Обе роли играет Терехова, и рядом с ней в кадре практически всегда — зеркало, к которому она обращается, ведя бесконечный диалог с остающимся за кадром автором-рассказчиком. В первых кадрах фильма Терехова еще выглядит как обычная деревенская жительница — сидящая на заборе блондинка с сигаретой, с которой кокетничает попытавшийся пристроиться рядом прохожий, обрушивающий забор вместе с героиней: «Всегда приятно упасть с интересной женщиной». Однако по мере погружения режиссера в воспоминания, интроспекцию и попытки реконструировать свой образ в восприятии самых близких женщин, у которых накопилось к нему немало претензий, Терехова трансформируется, становясь всё более сложным и точным инструментом, отражающим тонкие нюансы настроений автора, его подсознательные страхи и иллюзии, его жалость к самым любимым людям и чувство вины.
В этом браке, который продлился несколько лет, детей не было. Маргарита Терехова и Савва Хашимов в фильме «Бегущая по волнам» В 1966-м году молодой режиссер Павел Любимов приступил к съемкам драмы «Бегущая по волнам». На главную роль пригласили начинающую актрису Маргариту Терехову.
А вот её партнером должен был стать Станислав Любшин. Но по ряду причин не смог сниматься. Тогда кто-то посоветовал сделать пробы с болгарским актером Саввой Хашимовым. Большая любовь не выдержала испытание На тот момент Хашимов состоял в браке, но не смог устоять перед красотой Тереховой. Актриса тоже влюбилась в обворожительного брюнета. После съемок она вернулась в Россию, а когда узнала, что беременна, сообщила об этом Савве. Маргарита Терехова, Савва Хашимов и их дочь Аня По официальным данным Хашимов расстался с женой и предложил Маргарите выйти за него замуж.
У них родилась дочка Аня. Несмотря на то, что семья жила в театральном общежитии, это было счастливое, романтическое время. И все же, Савва скучал по родной стране, своему театру и хотел вернуться домой в Болгарию. Терехова уезжать отказывалась, так как не мыслила свою жизнь на чужбине. Не найдя компромисс, супруги расстались. Вернее, Хашимов сбежал, и вот это Терехова простить ему не смогла. Советуем прочесть: Ольга Понизова: Триумфальные роли, недолгий брак и утрата единственного сына в судьбе звезды 90-х Аня поддерживала отношения с отцом, приезжала к нему в гости.
У актера давно была другая семья, много детей, но за жизнью Маргариты Борисовны он следил в январе 2012 года его не стало. Говорят, что актриса, оставшись с малолетней дочкой на руках, очень переживала разлуку. И именно этот неудачный брак сделал её характер более суровый. Долгое время актриса оставалась одна, и добиться её женского внимания было очень сложно. Все, кто сталкивался с режиссером, знали, перечить ему нельзя. Особенно на съемочной площадке.
Я была на его могиле в Париже на Сен-Женевьев де Буа. После этих фильмов за Маргаритой Тереховой закрепился статус одного из советских секс-символов. Кроме упомянутых, успешными работами были ее съемки в таких лентах как «Синяя птица», «Монолог», «Моя жизнь», «Давай поженимся», «Дневной поезд», «Расписание на послезавтра». С 1983 по 1987 годы игралa в организованном eю и Игорем Тальковым театральном коллективе «Балаганчик». За участие в фильме «Только для сумасшедших или Сестра милосердия» 1990 актриса удостоилась Гран-при Международного кинофестиваля за лучшую женскую роль в Сан-Ремо-91, Руане-92, Норд-Плайде-93 Бельгия , Брюгге-93 Бельгия. С того же года она перестала сниматься. В 2005 году дебютировала в качестве режиссёра, сняв фильм «Чайка» по произведению А. Рост Маргариты Тереховой: 170 сантиметров. Личная жизнь Маргариты Тереховой: В 1964-1967 годах была замужем за заслуженным артистом России Вячеславом Бутенко , они были однокурсниками. Второй муж, с которым она прожила с 1967-го по 1969-й, - болгарский актёр Савва Кириллович Хашимов 5 марта 1940 - 11 января 2012. Они познакомились в Болгарии на съемках картины «Бегущая по волнам». Савва в то время был женат, но ради красавицы-актрисы бросил семью и переехал жить в Москву. Также бросила ради Саввы своего первого мужа и Маргарита. Однако брак быстро распался. От него актриса родила дочь Анну , которая стала актрисой. Анна Терехова имеет сына - Михаила Добрынина 1988 г. Когда началась травля режиссера, Терехова помогла ему выстоять. Маргарита Борисовна была посвящена во многие тайны Тарковского. Так, режиссер рассказал ей о спиритическом сеансе, в момент которого к нему явился дух Пастернака и предсказал, что Тарковскому суждено снять ровно семь с половиной фильмов. Как рассказывала Терехова, она уговаривала его забыть об этом, но сам Тарковский в это верил и предсказание оказалось пророческим.
Все у нас было ненормально, в нарушение всех законов, рамок и приличий». Поскольку их свадьба состоялась, когда актриса уже была беременна, многие считали Гаврилова отцом ее сына Александра, а сама она по этому поводу традиционно отмалчивалась. Когда ей задали вопрос о ее одиночестве, она ответила: «Почему вы думаете, что я одинока? Я просто как летучий голландец или перелетная птица. На мое счастье, нашлись двое мужчин, которые стали отцами моих детей». Наверное, ее загадку никто так и не смог разгадать — даже те, кому она отдавала свое сердце, так и не узнали ее до конца. Ее дочь Анна говорила: «Я чувствовала: маме всегда хотелось, чтобы рядом был мужчина, способный защитить, утешить, помочь. Я видела, как горели ее глаза, когда мама влюблялась. И как потом затухали, когда отношения заканчивались. Думаю, ей просто не повезло найти своего мужчину. Мне кажется, она ощущала и тяжело переживала свое одиночество». К детям нельзя слишком приближаться, иначе они потом вас возненавидят. Аня и Саша выбрали нашу профессию совершенно самостоятельно», — говорила Терехова. Актриса с дочерью Анной Фото: aif. Ей намекали на то, что в своих ролях она словно сводит счеты со всеми мужчинами, с которыми не сложились отношения в реальной жизни.
Маргарита Борисовна Терехова
Маргарита Терехова - биография, личная жизнь и болезнь, фото | Однако Маргарита Терехова держится уже почти 15. |
Биография и личная жизнь Маргариты Тереховой | В торжественный день друг Тереховой, режиссер Михаил Косырев-Нестеров признался, что Маргарита сильно изменилась из-за болезни. |
Маргарита Борисовна Терехова | Маргарита Терехова работала и дружила с Игорем Тальковым. |
Три мужа, две тайны и борьба с болезнью «Миледи»: как живёт Маргарита Терехова сейчас | 25 августа свой юбилей отметила Маргарита Терехова — женщина блистательной красоты и неподражаемого таланта. |
Как сейчас выглядит Маргарита Терехова, которая не встает с кровати и никого не узнает
Три мужа, две тайны и борьба с болезнью «Миледи»: как живёт Маргарита Терехова сейчас | 10 лет назад Маргарите Тереховой поставили страшный диагноз — болезнь Альцгеймера. Актриса стала отличаться забывчивостью, рассеянностью, перестала показываться на людях. |
«Убегающая в темноту» — к юбилею Маргариты Тереховой | Режиссер Михаил Косырев-Нестеров заявил, что Маргарита Терехова стала неузнаваемой. |
«Убегающая в темноту» — к юбилею Маргариты Тереховой | Народная артистка России Маргарита Терехова отмечает юбилей. Сегодня ей исполнилось 80 лет. |
Терехова, Маргарита Борисовна | В кино Маргарита Терехова дебютировала в 1965 году в фильме "Здравствуй, это я!". |
Ушла в космос при жизни: как себя чувствует актриса Маргарита Терехова . Metro | В 1959 году Маргарита Терехова поступила в Ташкентский госуниверситет на физико-математический факультет, но бросила его, чтобы уехать в Москву. |
Актриса Маргарита Терехова отмечает юбилей
Однако ходят слухи, что его настоящим отцом является предприниматель и политик Сайфиддин Тураев. Он отцовство отрицает. При этом в фильме «Чайка» Александр снимался под фамилией «Тураев». Позже дочь Тереховой подтвердила, что биологический отец Александра — бизнесмен. Однако тот не общался с сыном, потому что так решила сама Маргарита Борисовна. Его биологический отец — актер Валерий Боровинских. Однако в детстве наследника знаменитости усыновил второй муж Анны Тереховой — актер Николай Добрынин, который воспитывал мальчика до 16 лет.
Михаил до сих пор называет его папой. Сын актрисы, Александр Терехов, женат на певице Татьяне Найник. В 2015 году у пары родилась дочь Вера.
Родилась Терехова в 1942 году в Свердловской области. Была очень болезненной в детстве, в связи с чем мама решилась на переезд в Ташкент, где дочка стала поправляться. Маргарита с раннего детства была уверена, что будет актрисой. Вся ее жизнь и творческий путь были посвящены театру и кино. Первая большая популярность к ней пришла после роли в фильме «Белорусский вокзал», после которой ее стали активно приглашать на роли в кино. Терехова сыграла во множестве фильмов, среди которых «Д Артаньян и три мушкетера», «Собака на сене», «Расписание на послезавтра» и многие другие. Маргарита Терехова в роли Миледи. Фото: кадр из фильма В театре карьера складывалась несколько иначе. Дело в том, что характер у Маргариты Борисовны был тогда «не подарок». Она могла бесцеремонно вмешиваться в постановочный и репетиторский процессы, что разумеется, не нравилось режиссерам.
Интересных предложений не было, отечественная киноиндустрия развалилась. Невероятно, но факт: в 1992 году «актриса Тарковского» снималась в массовке! Чехова «В овраге» режиссер Артур Войтецкий. Трудно сказать, что подвигло актрису на такой шаг: любовь к Чехову и ярко выраженная православная направленность картины Маргарита Борисовна — человек глубоко верующий или необходимость зарабатывать на хлеб? В 1991-м она снялась в эпизоде в пятисерийной телеверсии претенциозного исторического фильма «Иван Федоров» «Откровения Иоанна Первопечатника», режиссеры Юрий Сорокин, Юрий Швырев — в киноверсию эпизод не вошел. В 1996-м сыграла и замечательно! Кошко , но фильм быстро исчез с экранов. А потом была только «Чайка», многими не понятая и не принятая, режиссерский дебют актрисы Тереховой. Для всех истинных актрис «Чайка» — пик профессии и возможность исповеди. Фильм Тереховой, которая не столько Аркадина роль предназначалась другой актрисе , сколько Заречная, говорит о несложившейся актерской судьбе и несостоявшемся материнстве, о хрупкости таланта. Аркадина, провинциальная знаменитость, не уберегла талантливого сына, а Нина отчасти повторила ее судьбу. Терехова намеренно выбрала на роль Заречной свою дочь Анну. Вместе с ней в фильм вошел излюбленный мотив Тарковского — двойничество, зеркальность. И — многоточие… В театре примерно то же самое. После смерти Завадского у Тереховой были только три главные роли на сцене родного театра в конце 70-х. Долго просуществовали лишь «Царская охота» дожила до конца 1990-х и «Тема с вариациями». Были неосуществленные проекты Р. Виктюка, антрепризные проекты, «Трактирщица» В. Беляковича по пьесе К. Гольдони на сцене Театра на Юго-Западе, собственная режиссерская работа «Когда пройдет пять лет» на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета спектакль шел три сезона. В 1997-м появился «Милый друг» А. Житинкина по Мопассану и роль Виржини Вальтер, ставшая последней ролью актрисы на театральной сцене. Спектакль закрыли в начале 2004-го. Дальше — тишина. В 1990 году, еще до выхода фильма Арво Ихо, киновед Ирина Шилова завершила свой очерк о Тереховой тревожными раздумьями: вспомнит ли кино о Тереховой или «кинематограф и актриса пойдут своими дорогами, к общей беде и их, невстретившихся, и нас, зрителей»? И «может ли творческая личность оказаться не ко времени, быть лишь частично, в меру надобности, востребованной искусством? Прошло больше двадцати лет, и можно сказать, что вопрос оказался риторическим. Уже в текстах той поры о Маргарите Тереховой встречаются формулировки: «актриса, ни в одной роли вровень себе не вставшая», использовавшая «лишь малый процент своих возможностей». А между тем ей по плечу было бы сыграть и у Занусси, и у Кесьлёвского, и даже у Альмодовара какая была бы мать из «Возвращения»! Одаренная эротизмом и интеллектуализмом, она могла бы вписаться в кино «новой волны» недаром ее сравнивали с Жанной Моро , а классическая внешность, внутренняя глубина и надлом посильнее, чем у Роми Шнайдер послужили бы ей пропуском в мировые экранизации классики и в костюмно-психологические драмы позднего Висконти. В фильме «Только для сумасшедших» Терехова создала образ, отчасти предсказавший юродивую Бесс из фильма Ларса фон Триера «Рассекая волны». Хотя смыкается он и с другим образом — уже из массового кино 60-х — знаменитой Колдуньей Марины Влади кстати, пробовавшейся позднее на роль Матери в «Зеркале» , — с той лишь разницей, что героиня Тереховой старше, горше и безнадежнее, но при этом сильнее и крепче в ситуации более безысходной. С ее характерностью, двойственностью, яркостью вполне бы справилась с репертуаром Бетт Дэвис, с которой ее также сравнивали. А благодаря прекрасному и выразительному своему лицу, передающему напряжение насыщенной внутренней жизни, могла бы блистать в «новом немом кино»... Авербах, Г. Юнгвальд-Хилькевич, М. Косырев-Нестеров , мы знаем о том, как сопротивлялась она гриму возрастному или передающему усталость; как пыталась добиться физического состояния через состояние внутреннее. В «Монологе» тридцатилетняя Терехова сначала играет семнадцатилетнюю Тася Сретенская в юности. В середине фильма Тасе лет двадцать пять, а в конце это уставшая сорокалетняя женщина со следами былой красоты. На предложение режиссера Михаила Косырева-Нестерова в конце 1980-х загримироваться под старуху Терехова ответила: «Старость не играется гримом, она идет через глаза и через руки». Тут же молодой режиссер стал изумленным свидетелем метаморфозы: у актрисы «стали глаза старого человека, они не то что погасли… белки поменялись, руки набухли, вены какие-то появились». Виктюка «Мне от любви покоя не найти» в исполнении Тереховой восходят не к трагедии, а к трагифарсу. И последняя театральная роль актрисы, Виржини Вальтер в «Милом друге», решена ею в трагифарсовом ключе, тогда как в романе это персонаж трагический. Сыграть чистую трагедию для актрисы школы переживания — значит обнажить самые глубины своего страдания, раскрыться на все сто. Но если раскрыть всю себя, то не останется тайны, нечем будет завораживать и удивлять. Все ее героини — либо возлюбленные, либо матери, наделенные всепоглощающим чувством любви. Ни одной «производственной» роли во всем «послужном списке» и только одна «идеологическая» — зато какая! В «Зеркало» Терехова пришла прямиком из самой «материнской» своей роли — Натальи Николаевны из телеспектакля П. Фоменко «Исповедь и мечтания Николая Иртеньева» по трилогии Л. Сурковой с А. Тарковским: Суркова О. Исключение было сделано, вероятно, потому, что Терехова играет здесь отрицательную роль — беспринципной и порочной медсестры Исабель. Стилистика фильма подражательна, навеяна мотивами С. Параджанова и А. Тарковского, Э. Лотяну и отчасти М. В те годы такие фильмы были редкостью — на Тарковского смотрели косо, Параджанов был под запретом. В целом, даже несмотря на эклектичность, «Аист» и сегодня интересен как документ эпохи и фильм, в основе которого лежит человеческая история. По словам режиссера Валериу Жереги в интервью автору статьи , решение снять М. Терехову в роли Дорины созрело в нем после премьеры «Зеркала» в Доме кино.
В общей сложности она снялась в более чем 40 фильмах. Член Союза кинематографистов РФ. Книга В 2013 г. Из первых уст... Это издание, подготовленное по материалам интервью актрисы, повествует о ее жизненном и профессиональном пути. Звания, награды Народная артистка РФ 1996. Маргарита Терехова награждена орденом Почета 2013. За роль медсестры Риты в драме "Только для сумасшедших" награждена Гран-при Международного кинофестиваля авторских фильмов в Сан-Ремо Италия, 1991 , призом Международного кинофестиваля в Руане Франция, 1992 и призом Международного кинофестиваля в Брюгге Бельгия, 1993. Отмечена почетным призом "За вклад в кинематограф" фестиваля отечественного кино "Московская премьера" 2012 и специальным призом "За выдающийся артистический вклад в российский кинематограф и в художественный мир Тарковского" Международного кинофестиваля им.
Как сейчас выглядит Маргарита Терехова, которая не встает с кровати и никого не узнает
Когда Маргарите Тереховой только вынесли приговор, она не могла в него поверить, ведь тогда она еще вполне нормально себя чувствовала, общалась и была самостоятельной. Маргарита Терехова длительный период времени, несмотря на свою огромную популярность, не получала звания народной артистки РСФСР. Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 года в городе Туринск Свердловской области. Маргарита Терехова обладала магическим обаянием и редким талантом, который помог ей стать настоящей звездой советского кино.
Маргарита Терехова - скромный гений
Терехова, Маргарита Борисовна — Википедия | Маргарита Борисовна Терехова родилась 25 августа 1942 года в городе Туринске Свердловской области, в актерской семье. |
Семья прячет умирающую Маргариту Терехову // Новости НТВ | 25 августа отмечает свой юбилей актриса Маргарита Терехова. |
НА НОВОДЕВИЧЬЕМ ЗАВЕРШИЛИСЬ ПОХОРОНЫ АКТРИСЫ МАРГАРИТЫ ТЕРЕХОВОЙ
Он сказал о том, что физически актриса «ещё с нами», но ментально давно ушла в свой мир. Ушла в космос при жизни. Хотя физически она здесь, с нами», — сказал Житинкин. Рядом с Тереховой круглосуточно находятся сиделки, которые за ней присматривают.
Артистка забывала имена коллег, путала реплики в сценах, затем она начала теряться в пространстве: выходила из дома и не могла вспомнить дорогу обратно. С тех пор Терехова редко появлялась на публике и перестала узнавать родных. Исключением стала лишь внучка — ее лицо артистка сохранила в памяти. Недавно дочь Тереховой Анна показала , как выглядит ее мать. Судя по фото, ухоженная артистка слабо напоминает прежнюю яркую кинозвезду с крутым характером, но ее фирменная улыбка узнается без труда.
Самвел живет и зарабатывает как может: не во... Кто вы чтобы судить Светлану. Человек, женщина, сама занимается восстановлением старого дома. Сколько она вкладывает труда и ще будет. Вам действительно -Жаба душит?
Маргарита Борисовна родилась в 1942 году в городе Туринске Свердловской области в семье актеров областного драмтеатра Бориса Терехова и Галины Томашевич. В юном возрасте она вместе с семьей переехала жить в Ташкент, где и прошло ее детство. С ранних лет красивая девочка обращала на себя внимание мальчишек. Школу Маргарита окончила с золотой медалью. Проучившись два года в Ташкентском университете, девушка решилась отправиться покорять Москву. Поначалу ей не везло. Оказалось, что приехала она поздно - большинство вузов уже завершили прием абитуриентов. Оставался шанс пробиться во ВГИК, но там педагоги не разглядели в юной провинциалке будущую звезду. Маргарита не отчаялась, и ее упорство было вознаграждено. Девушку приняли в Школу-студию при Академическом театре имени Моссовета. Талант Тереховой быстро проявился, она заняла лидирующее положение в труппе.
Маргарите Тереховой — 80 лет: жизненный путь актрисы и что с ней происходит сейчас
Маргарита Терехова работала и дружила с Игорем Тальковым. Дочь Маргариты Тереховой Анна решила рассказать о том, как живет ее тяжелобольная мать. Провалив экзамены во ВГИК, Маргарита Терехова поступила в школу-студию при театре Моссовета, где в то время служили такие звёзды, как Любовь Орлова, Фаина Раневская, Ростислав Плятт. Маргарита Терехова в гримерной театра имени Моссовета перед спектаклем «Цезарь и Клеопатра» по пьесе Бернарда Шоу, 1968 год.
Три мужа, две тайны и борьба с болезнью «Миледи»: как живёт Маргарита Терехова сейчас
Многие коллеги отмечали тяжелый характер актрисы, а также привычку вмешиваться в замысел режиссера. Исключением не был и Андрей Тарковский, которого она считала великим. Поскольку он взял меня на роль матери, то доверял моей интуиции. Личная жизнь Актриса была замужем три раза. Первый ее супруг — актер Вячеслав Бутенко. От второго брака с болгарским актером Савой Хашимовым на свет у Маргариты Тереховой появилась дочь Анна. Ее отца артистка называла самой большой любовью. Они познакомились на съемках фильма «Бегущая по волнам» в Болгарии. Тогда Хашимов был женат, но ради новой возлюбленной развелся и переехал в Москву. Пара жила в театральном общежитии.
Вся семья режиссера ее обожала и считала, что она скоро станет супругой Алексея.
Казалось, что в этот раз Маргарита Борисовна нашла свое женское счастье, но оно было совсем не долгим. Не пропустите Николай Рыбников и Алла Ларионова: история любви красивой пары советского кино Однажды Габрилович поднял на нее руку, и актриса посреди ночи убежала из дома к подруге. Он желал ее вернуть, но Терехова была неприступна и отказывалась прощать своего обидчика. Позже в одном из фильмов ее героиня говорила, что она неисправимая идеалистка, которая верит, что найдет человека, необходимого ей. Главную роль в картине исполнял болгарский актер Сава Хашимов, который сразу влюбился в очаровательную партнершу. Мужчина оставил семью, позвал Терехову замуж и переехал вместе с ней в Москву. И уже понял, что в Болгарии лучше. Но это ничего страшного, у нас не было проблем. А то, что Анечка родилась, — это замечательно», — говорила актриса. В Москве у Савы не было выгодных предложений: пока его жена снималась в главных ролях, ему приходилось довольствоваться лишь второстепенными.
Зато на родине он был настоящей звездой, поэтому вскоре принял решение вернуться в Болгарию. Развод был неизбежен, ведь Маргарита Борисовна отказывалась следовать вслед за мужем, зная, что там ее ждет та же участь, что и его в Москве. Они ничего не могли с собой поделать», — рассказывала Анна Терехова, дочь актрисы. Терехова выбрала карьеру и не пожалела, ведь она после развода сыграла еще в стольких замечательных картинах. Просто она говорила, что вот так сложились обстоятельства, не получилось. Но любовь, по-моему, была невероятная», — говорит дочь актрисы. Хотя известная актриса Моссовета Фаина Раневская предостерегала ее, что после появления ребенка многие артистки теряли свою популярность и были невостребованными.
Не терпит в кино неестественности, настаивает на искренности переживаний на экране, на документальной правде образа. Тарковский восхищался ее работой на площадке, как-то раз полушутя-полусерьезно назвал «обыкновенной гениальной актрисой». И это при том, что «увидел» ее не сразу — ранее Терехова пробовалась к нему на «Солярис». Для «Зеркала» искал актрису, похожую на мать, а после проб Тереховой порекомендовал ее Георгий Рерберг, посмотрев телеспектакль Петра Фоменко «Семейное счастье» утвердил ее, несмотря на несхожесть с Марией Ивановной. Взаимопонимание на съемках установилось между ними не сразу. Поначалу Терехова стремилась сама выстроить драматургию роли, а режиссер, чтобы предотвратить это «выстраивание», не давал ей читать сценарий. Но в какой-то момент актриса поняла, что перед нею режиссер с определенным видением, и доверилась ему, а он в свою очередь доверился ее интуиции, из-за чего даже поменял финалы нескольких сцен. Тарковскому был чужд кинематограф театральных мизансцен и открытых страстей. Ему нужна была тонкость передачи психологических состояний, документальность «жить, а не играть». Терехова с ее глубиной сценического переживания, способностью передавать душевные и даже физические состояния[1] минимальными внешними средствами, почти не прибегая к гриму, как нельзя лучше вписывалась в такую модель режиссерско-актерского взаимодействия. Эти же ее свойства надолго сделали Терехову одной из самых «телевизионных» актрис в золотую эпоху отечественного ТВ. Именно документальность и достоверность отмечали рецензенты работ актрисы в кино «Здравствуй, это я! В образах героинь прошлого Терехова искала то, что близко ей сегодняшней, и это не понравилось хранительнице мхатовских традиций Ангелине Степановой, поставившей актрисе в упрек «осовременивание» образа в телефильме «Собака на сене». Зрителя это не смущает до сих пор, фильм смотрят с завидным постоянством, потому что Терехова интересна как личность — своей притягательностью и искренностью, что делает даже бессловесное ее существование в кадре завораживающим. Первым это ее свойство разглядел Тарковский, позже его использовали и другие режиссеры, но до обидного мало. Наиболее удачен, пожалуй, опыт Романа Виктюка, телеспектакль «Игроки» 1978 , где Терехова без слов и почти без жестов, одной мимикой, блистательно сыграла… колоду карт! Природу ее актерской уникальности Тарковский определял как двойственность, способность быть «обаятельной и отталкивающей одновременно». Отрицательное обаяние, присущее женским портретам Леонардо да Винчи, с одним из которых «Портрет Джиневры деи Бенчи» он сопоставил крупный план Тереховой в «Зеркале». Загадочность, непредсказуемость, двойственность… Об этих свойствах М. Тереховой говорил еще Ю. Завадский, ее учитель в школе-студии при Театре имени Моссовета. Он называл ее «черным ящичком с секретами, от которого не знаешь, чего ждать в следующую минуту». Их же критики находили уже в первой ее киногероине Тане из фильма Ф. Довлатяна «Здравствуй, это я! Любимова , Тася «Монолог» И. Авербаха: по сути, два разных образа в одной героине , Фаина телефильм П. Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» — тоже два разных образа в одной роли , Диана «Собака на сене» Я. Фрида — образ поистине и обаятельный, и отталкивающий, как и последовавшая вскорости Миледи из «народного» телефильма Г. Орлова — в последних двух работах героини Тереховой сами играют роли. Не говоря уже о работах в картинах, снятых режиссерами из круга Тарковского: В. Ихо «Только для сумасшедших, или Сестра милосердия», где образ, воплощенный Тереховой, двойствен уже на уровне сценария. В театре же эти ее свойства использовали Р. Юрский «Тема с вариациями». Вообще почти каждая ее театральная героиня — от самой первой в спектакле «Два вечера в мае» и до последней в «Милом друге» А. Житинкина по роману Мопассана — либо изначально двойственны, либо переживают перелом и внезапно меняются, переходя в иное качество. Возможная причина этой двойственности в экзальтации, «трагической эмоциональности» актрисы по выражению Р. Виктюка , страстности ее натуры в сочетании с непосредственностью и ранимостью, которые давали повышенный градус реакции. Здесь же, видимо, кроется исток и другого ее актерского свойства — чувственности, «эротического аристократизма» по определению театроведа Л. Об «эротизме» в советское время не писали. Обходились косвенными определениями: «женственность», «притягательность», «завораживающая магия»… Открыто заговорили позднее. Но проявлялись эти свойства уже в ранних ролях актрисы: на сцене — Клеопатры в пьесе Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра»; в кино — все той же Тани из фильма Ф. Довлатяна чего только стоит не раз цитированная сцена безудержного, раскованного танца, так поразившего героя Ролана Быкова! Рецензенты тех лет так формулировали актерскую тему Тереховой: «счастье жить», «бьющий горячий ток жизни». Терехова, изначально воплощавшая образы светлые и светящиеся даже если героиня была «отрицательной» , примерно с середины 70-х добавляет в свою палитру трагические краски, с годами все более заметные. Но актриса, тяготеющая, по ее словам, к смешению жанров, никогда не писала свои образы исключительно трагическими красками как и исключительно комическими[2]. Просто и неуемная радость жизни, и трагические переживания — стороны одной медали, разные проявления чувственности и страстности натуры. Актерской темой Тереховой стала любовь: к мужчине, к ребенку, к слабому и нуждающемуся в защите… Тема Женщины, Матери, Любимой импонировала Тарковскому, ведь идея «социальной ориентации» женщины так претила ему, что его суждения по «женскому вопросу» подчас шокировали западных собеседниц. Тарковский угадал, насколько сильно в актрисе двуединое мать и возлюбленная женское начало, и оба эти проявления были им использованы сполна: материнское — в Матери и Наталье в «Зеркале» Наталья — не только мать Игната: ее отношение к бывшему мужу, Алексею, тоже скорее материнское ; чувственно-эротическое — в Гертруде и Офелии в «Гамлете»[3]. Традиционное прочтение великой пьесы исключало эротизм, но для Тарковского он был важен[4]. Если роль Офелии предназначалась Инне Чуриковой воплотившей ее блестяще , то в Гертруде режиссер видел только Терехову. Он был готов отказаться от постановки, когда Марк Захаров потребовал от режиссера заменить Маргариту Борисовну актрисой Театра Ленинского комсомола. Тарковский вывел Терехову на тему, давшую выход глубинным свойствам ее темперамента, мало востребованным тогдашним нашим кино и театром, — тему Испании. Те, кто хоть раз посмотрел «Зеркало», помнят сцену с повзрослевшими «испанскими детьми», вывезенными в СССР в конце 1930-х. Вместе с М. Вскоре после съемок «Зеркала» он вернулся на родину и создал там Камерный театр имени А. Впоследствии Анхель помогал Маргарите Борисовне в работе над спектаклем по пьесе Ф. Гарсиа Лорки «Когда пройдет пять лет». А тогда, в 1970-е, она увлеклась чувственной стихией испанской поэзии, песни и танца — прежде всего поэзией Лорки. Начался период «испанских» ролей — Диана де Бельфлор в «Собаке на сене» Я.
По его словам, даже школьницей Рита Терехова была очень красивой: яркая, активная, своенравная, со стройными ногами и красивой грудью. Толпы кавалеров ходили за ней по пятам. Но детство Риты трудно назвать счастливым. Мать девочки Галина Станиславовна в какой-то момент выяснила, что у мужа Бориса Ивановича параллельно было… три семьи. В каждой росли дети, и все девочки. В итоге Борис ушел от Галины и Риты, когда будущая известная актриса была еще совсем маленькой. Впоследствии Терехова никогда не общалась со сводными сестрами. Обе они занимаются наукой. Старшая — профессор, живет в Кемерове, младшая — научный сотрудник, живет, как и Маргарита, в Москве. Надо сказать, что изначально Маргарита тоже собиралась посвятить себя науке и в 1959 году даже поступила на физико-математический факультет Ташкентского университета. Но, проучившись два курса, поняла, что формулы — это не ее идеал светлого будущего. Маргарита отправилась в Москву «поступать на актрису». Оказалось, что приехала поздно: вузы уже завершили прием абитуриентов. Оставался шанс пробиться во ВГИК, но тамошние педагоги не увидели в отчаянной девушке будущую звезду; Рита так расстроилась, что, выйдя из института, чуть не попала под самосвал. Но уже на следующий день Терехова ринулась на штурм небольшой студии при Театре Моссовета. Здесь она быстро «набрала высоту», за что ее дружно возненавидела женская половина труппы. А я не обращала внимания, потому что была наивна и независима. Жить было негде, даже косу длиннющую вынуждена была отрезать — некогда было расчесывать, — вспоминала то лихое время Терехова. В кино, как и в учебе, Маргарите всегда сопутствовал успех. С первых же ролей эту необычную актрису с мистическими глазами запомнили зрители. В картине 1965 года «Здравствуй, это я! После этой роли в нее влюбился сокурсник Вячеслав Бутенко. Страстный роман закончился свадьбой, но всего через несколько месяцев молодые люди поняли, что поторопились, и развелись сразу после выпускного. Театралы связывают этот разрыв как раз с дипломной работой: молодые люди играли разводящихся мужа и жену. Забегая вперед, расскажем еще один мистический факт, связанный с именем Маргариты Тереховой, который произошел на съемках «Трех мушкетеров».