Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Так что, то, что лезгины трусливые, придумали просто те, кто их не долюбливает! Тот, кто сообщал лезгину новость о рождении сына, получал от счастливого отца подарок. Многочисленные лезгины, кто уезжают на заработки, в основном на север России, редко возвращаются обратно, они забирают свои семьи и оседают на чужбине. Лезгины действуют, они самым активным образом борются с алиевской клептократией!
История народов России: лезгины
Вы как аксакалы и историки от лезгин являетесь основными виновниками незнания нашим народом своей подлинной истории, своих обычаев. Народ же, который не знает своей истории, как известно, со временем исчезает. Хотелось бы, чтобы вы, господа учёные, ответили на несколько вопросов. Итак, почему вы не отвечаете тем, кто делает нападки на «ваш» народ, если он ещё ваш? Тем, кто уже присвоил или хочет присвоить наши земли, переписать или приписать себе нашу историю? Кого и чего вы боитесь? Жизнь свою вы прожили, получили то, что можно было получить. Ведь ваша молодая коллега Байзат Гусейнова написала книгу «История расселения аварцев в Азербайджане», тем самым заработала любовь и уважение своего народа. Может быть, вы, господа, и вовсе не лезгины, а представители других народов?
Попов, на «съедение» т. Так хотелось бы народу знать, кто вы, господин Аквердиев, лезгин по национальности или коммунист? Госпожа Сария Агаширинова невольно оказалась в стане «националистов», которые претендуют, по мнению азербайджанских коллег, на исторические земли азербайджанских тюрков. Вас они ставят в один ряд с такими настоящими патриотами своих народов, как Забит Ризванов и Тимур Айтберов, но считают не специалистом Хаджар Вердиева, Рауф Гусейн-заде «Родословная армян и их миграция на Кавказ с Балкан». Разве не лучше было бы, если вы взяли бы пример с той же Вердиевой, которая считает вас не специалистом, и написали бы книгу, и доказали, кто и на чьи земли претендует. Будучи лидером НД «Садвал», Гаджи Абдурагимов неоднократно выезжал в Кусары, где призывал активистов движения сменить умеренного лидера Национального Совета Наримана Рамазанова на «генерала» Мухи-дина Кахриманова, называя первого трусом, который тормозит реализацию идеи воссоединения лезгин. Абдурагимов и другие призывали к митингам, к блокаде дорог, одним словом, к активным действиям митинги в городах Махачкала, Дербент, Кусары, блокада Золотого моста. Сами же под разными предлогами не участвовали в них и с треском провалили идею.
Почувствовав слабость, трусость и подкупность лезгинских «лидеров», в Азербайджане начали аресты активистов. Тем самым, ослабив «Садвал», в конце концов наше национальное движение в АР было полностью разгромлено. А «патриот» Абдурагимов стал преуспевающим писателем-бизнесменом, который «посетил загробную жизнь». Единственное, что он сделал для своего народа, так это написал книгу «Кавказская Албания — Лезгистан». За это ему, конечно, спасибо. Теперь о позиции Акимова и Кенберова вечный помощник антилезгински настроенных депутатов , которым тоже не нравились шаги прежнего руководства НД «Садвал».
Кроме того, учёные склоняются к тому, что термин «лезгины» мог быть определением по отношению не к одному, а к нескольким кавказским племенам.
В таком случае говорить о конкретном одном народе некорректно. Вероятно, со временем все лезгины смешались, образовав современный этнос, знакомый всем нам. Историк А. Сегодня подавляющее большинство лезгин проживает в Дагестане. Как и прежде, этот народ состоит из больших семей. Под одной крышей может жить три или четыре поколения родственников, причём каждому отводится своё место — и в доме, и в семейной иерархии. Самыми почитаемыми считаются старшие члены семьи.
Молодёжь должна беспрекословно слушаться родителей, бабушек и дедушек. Со своими родственниками, даже если те живут достаточно далеко, лезгины стараются поддерживать отношения. У этого народа есть прекрасная черта: если кто-то из родных попал в беду и нуждается в помощи, ему всегда придут на выручку. Особенности внешности Если говорить об одежде лезгин, то она мало отличается от наряда других народов Кавказа. Мужчины носят традиционную черкеску. Женщины — длинную рубаху в виде туники и штаны, низ которых украшается вышивкой. Издавна представители этого народа считали, что идеал женщины — стройная черноволосая красавица с выразительным взглядом.
Примечательно, что даже память об этом времени - времени наибольшей политической активности лезгинского народа в отстаивании своих национальных прав - считается весьма опасным для соседнего государства. Память опасна тем, что старшее поколение способно рассказывать младшему поколению всё то, что оно само знало и помнило, тем самым сохранить национальную идеологию и передать национальные ценности новым поколениям. Старшее поколение ещё помнило и советские принципы национального равноправия и справедливости в национальном вопросе советской системы, помнило данные лезгинскому народу в СССР обещания «прозрачности» границ, помнило, что лезгины так или иначе могли обращаться в Москву, если в своей республике их проблемы игнорировались, что всегда был шанс обратиться к кому-то, кто был выше той власти, что сидит в республике. СССР давало лезгинам ощущение возможности справедливости к себе. Пусть путь к справедливости тернист и сложен, и не всегда получалось, но шанс на справедливость всё же всегда был. Это давало лезгинскому народу внутреннее успокоение в СССР, что оказалось, в итоге, обманчивым успокоением. После развала СССР такой шанс исчез. Теперь мы понимаем, что именно в СССР, несмотря на все сложности, у лезгин был самый серьёзный шанс воссоединится мирным путём и создать свою республику в братском советском обществе. Но шансы были упущены. В современное время лезгинском народу в данном государстве не дают возможности сформировать новую национальную идеологию.
Контроль на интернетом и социальными сетями настолько жёсткий, что многие лезгины бояться выражать своё мнение открыто даже в лезгинских группах. Публикации, комментарии такого характера моментально блокируют, удаляют. Отсутствие идейной конкретики и национальной программы, приводит лезгин в лоно абстрактного патриотизма, которое при всех своих громких лозунгах и творческом выражении, абсолютно пуст. Абстрактный патриотизм не приводит ни к чему, не решает ничего и не способен консолидировать народ. Для национальной консолидации нужен конкретный идеологический компонент, конкретная оформленная национальная идеология, конкретная общенациональная цель. Проблемы усугубляются. Продолжается ассимиляция. Особенность текущей ассимиляции лезгинского населения в соседнем государстве в незаметности смены менталитета, языка, культуры. Перехода из лезгин в нелезгин быстр и плавен. Лезгины сами не замечают, как меняются.
Стратегический вектора курса ассимиляции тот же, что и 100 лет назад. Цель очевидна - в будущем государстве должна быть только одна нация, один язык, одна культура. И кто вспомнит потом, кто там на самом деле жил. Вспоминают ли сейчас в мире какие коренные народы на самом деле жили в современной Турции до захвата Византии турками? Параллельно ассимиляции действует государственный репрессивный аппарат, направленный на подавление любого национал-патриотизма проявления лезгин. Существует целая сеть соглядатаев, в жизни и в социальных сетях, которые следят за лезгинами и передают определённым репрессивным органам любые подозрительные высказывания. Моральное давление на лезгин огромно. Если подозреваемый находится в зоне физической досягаемости, то в его жизни начинается настоящий кошмар. Всегда найдётся повод арестовать невинного человека, предъявить обвинение в чём-либо криминальном. Все лезгины знают, как их соплеменникам подбрасываются запрещённые вещества.
Людей сажают в тюрьмы за несовершённые ими преступления, изолируют от общества и народа, ломают и уничтожают, в первую очередь, морально. Выявить преследование на этнической почве, замаскированное под сфабрикованное уголовное дело, практически невозможно. Невинные люди навсегда лишаются права на правосудие и хоть какую-то справедливость. И так пострадало огромное количество лезгин. Кануло в неизвестность в тюрьмах. И нет конца и края этому поистине Аду для коренного народа. Казалось бы, почему такая слежка именно за лезгинской этнической средой? Во-первых, лезгинские территории являются наиболее стратегически значимыми, через них проходят жизненно важные артерии, связывающие остальную страну с Россией и Европой. Поэтому сюда усиленно переселяют представителей титульной нации, а самих лезгин всячески вытесняют. Лезгинская зона наиболее жёстко контролируется.
Вся государственная мощь, без всякого преувеличения, направлена на подавление любого проявления недовольства или национал-патриотизма лезгин. Чтобы у лезгин не было лица. Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины — это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого. А раз у них нет прошлого, у них нет и настоящего. Это очень опасно. Сейчас там идут процессы, которые нас очень настораживают» - пишет Самур Шахдагви. Но они предпочитают карательные методы, насилие. Потому что не способны к диалогу, боятся лезгин. Народ же все это видит. Молодое поколение с этим никак не может смириться.
Когда-нибудь наступит день, когда люди очнутся, опомнятся и спросят: а почему мы так живем? Почему мы не можем выразить свое мнение? Посмотрите телевидение … название государства. Ни одной программы для лезгин. Огромный издательский комплекс — нет ни одной газеты, журнала, книги, которая выходит на лезгинском языке. Как будто лезгинского народа на территории … название государства не существует! Исторические памятники лезгинского народа уничтожают, кладбища уничтожают, язык уничтожают. Сегодня у … название государства замашки региональной державы. Он хочет не только у себя наводить порядок, но и на сопредельных территориях … название государства. И если … название государства действительно обретет статус региональной державы, это будет концом лезгинского народа» Самур Шахдагви К этому могу добавить следующее.
Соседнее государство является собственником Турции, управляется Турцией и без Турции нежизнеспособно. Политики прекрасно понимают это. Турция - региональная держава. Поэтому конец любого нетюркского народа в данном пантюркистском форпосте очевиден. У лезгинского народа нет никакого национального будущего в его составе. Будущее всех коренных кавказских народов в нём обречено. Поэтому надежда лезгин в настоящее время это только Россия. Россия наш единственный шанс на самосохранение, развитие и будущее. Россия наш единственный шанс на возможность иметь свою республику в будущем. Поэтому всем настоящим лезгинам, у которых ещё течёт в жилах кровь своих гордых предков, нужно объединяться вокруг России!
Нужно создавать такие условия, чтобы появились возможности собрать идеологически воедино свой народ, консолидировать его на позитивные национальные цели. Начать надо с создания экономического фундамента в Южном Дагестане. Мы можем пока развивать те лезгинские районы, которые находятся в составе Российской Федерации и юридически принадлежат лезгинскому народу как его собственная этническая зона. Не надеяться больше ни на каких «олигархов», коммерсантов и финансовую элиту, которые никогда ничего для народа не сделают. Выше я подробно написала, когда им нужна народная тема. Народ должен сам поднимать себя. Раз и навсегда забыть о том, что кто-то придёт извне и поможет. Не придёт и не поможет нам никто, кроме нас самих! Нужно возрождать покинутые сёла, это самое важное. Нужно возвращаться в горы.
Поднимать аграрную экономику, ковроделие, садоводство, пчеловодство, земледелие, животноводства, создавать экологически чистые производства. Вернуться ко всему тому, что производили наши предки ещё 100 лет назад, не имея и одной четверти тех социальных благ и технических возможностей, что мы имеем ныне. Лезгинский народ производил практически всё и обеспечивал сам себя всем! Если оценивать уровень экономического развития Самурского округа в начале XIX века даже по количеству крупных животноводческих хозяйств здесь, то разница колоссальная. Если изучать хозяйственно-экономическую составляющую лезгинских земель в Дагестанской области, и в двух губерниях его проживания — Бакинской и Елизаветпольской — то можно понять насколько серьёзный экономический фундамент был тогда у лезгинского народа, какой был масштаб экспорта продукции животноводства сырая и обработанная шерсть, шкуры, овчина, продукция молочного производства и тд. Становится очевидным, что именно создание соседней республики и разрушило экономический фундамент лезгинского народа и все внутренние хозяйственные связи. Я воздержусь сейчас от каких-то призывов относительно того, что лезгинами делать относительно своих территорий в соседнем государстве. Это покажет время. Сейчас лезгинам нужно прекратить давать собой манипулировать и затаскивать себя в абсолютно себе ненужную русофобию. Я привела столько фактов в данной статье о том, что никакой нормальной жизни в том государстве для лезгинского народа нет и не предвидится.
Кто не согласен, пусть точно также на фактах приведут примеры аналогичного нарушения национальных прав лезгин в России. Если же он этого не сможет сделать, то пусть задумается о том, что расхваливать Ад могут только шайтаны. Если кого-то устраивает этническая клетка в соседнем государстве это его выбор. Но все мы должны понять, что всё познаётся в сравнение. Берите последние 100 или 103 года и сравнивайте по факту. Что есть в плане национальных прав у лезгин в России, и что есть в соседнем государстве. Я могу сказать, что самое главное для любого этноса его земля, юридически закреплённая за народом, история и конституционный статус. В России у лезгин есть своя этническая земля юридически закреплённая за лезгинским народом в границах 5 лезгинских районов , история и конституционный статус титульной нации в Республике Дагестан. Все три положения отсутствуют у лезгин в соседнем государстве. К этому можно приложить огромный список фактов этнической дискриминации, геноцида и вычёркивания лезгинского народа из своей истории.
Нам нужно осознать, что никаких шансов в соседнем государстве у лезгин не было с первого же года его создания. Это не то, что какие-то ошибки были допущены в отношении лезгин или случайно так вышло. Не было никаких ошибок или случайности. Геноцид коренных народов был уже задуман с самого начала, как только была создана эта республика в 1918 году. Дискриминация лезгинского народа была запущена сразу же с первых годов создания этой союзной республики. О чём ясно свидетельствует сравнение двух переписей населения: в 1897 году в Бакинской губернии была проведена перепись населения, по которому лезгин насчитали 66 тысяч человек, а в 1926 году, согласно первой советской переписи лезгин в уже новой союзной республике насчитывали менее 38 тысяч. Обратите внимание какая разница в цифре! Такая убыль лезгинского населения просто невозможна! И это только в первые годы создания этой союзной республики, чьё руководство сразу же запустило деструктивную программу уничтожения коренных народов. Уменьшение численности в два раз и перепись разницы в 32 тысяч лезгин в «тюрки» ясно говорит о том, что сразу же после создания данной союзной республики была запущена программа ассимиляции лезгин!
В Нухинском уезде все лезгинские сёла записали как «тюркские». Шокирует именно то, что в первые же годы новой союзной республики была запущена программа ассимиляции лезгин и максимального занижения их численности в переписях. Стоит ли удивляться всему тому, что она сделал в последующем. Это государство одно из редких в мире, которое не ратифицировало Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств ни в 1992 году п. Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств важнейший правовой международный документ, гарантирующий языковые права в конкретизированной форме и дающее нетитульным нациям широкие права на использование родного языка в рамках совместного общежития с титульными нациями государства. Это то малое, что обязано делать любое государство мира, если оно считает себя цивилизованным. Но даже такую малость соседнее государство не пожелало дать коренным народам, по полному праву проживающим на своих же собственных территориях с V века до н. Сравните теперь с Российской Федерацией, которая ратифицировала Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств и дала всем без исключения этносам полный набор национальных прав вплоть до самоопределения в составе федерации. Колоссальное отличие от соседнего государства, в котором существует и дышит только одна единственная титульная нация, всё делается только для её процветания и укрепления, а древнейшие коренные этносы превращены, образно говоря, в «удобрение», для обогащения и роста этой самой титульной нации. Шаг в сторону, попытка сказать правду, ты сразу армянский агент, сепаратист, враг, подрывающий основу этого государства и потому подлежащий полному уничтожению.
Не стоит заблуждаться насчёт добрых и ни в чём не повинных представителей титульной нации. Сама титульная нация согласна с этим всем несправедливым отношением государства к коренным народам, и само чутко следит, чтобы представители коренных народов не вспомнили что-то о себе, не возмутились, не потребовали. Потому все представители титульной нации, которые следят, доносят, поддерживают преступное отношение государства к коренным народам страны, являются соучастниками данного преступления. И это современная реальность лезгинского народа в той среде. Прочитав это всё, манкурт также заклеймит автора статьи сепаратистом, которые подрывает основы государственности его «Родины», а лезгин поймёт абсолютно всё. Поэтому моя статья только для лезгин, а не для 5-й колонны и манкуртов. Русофобия это инструмент врагов лезгин подорвать последний шанс лезгин на историческую справедливость в составе Российской федерации. Уважаемые жуванбур, не позволяйте себя ввергать в антироссийскую риторику и использовать в русофобии во вред своим национальным интересам теми, кто сами являются врагами лезгинского народа, кто сами лишают в своём государстве лезгинский народ всех своих национальных прав, прав на полноценное развитие и будущее. Завершаю статью постановкой национальной цели на ближайшее будущее. Эта цель достижима, если мы все приложим к этому усилия.
В 2009 году в интервью газете «Независимая» от 28. Считаю, что мы все, весь наш народ должен ставить такую цель, как единственно правильную и обоснованную, стремиться к этому всеми возможными средствами. Приведу отрывок из интервью М. Садыки: «Любой народ стремится к постоянному развитию не просто культуры, а национального самосознания, экономики, научно-образовательной инфраструктуры, всего того, что обеспечивает самодостаточность народа, его способность на равных сотрудничать и конкурировать с другими народами. Однако без соответствующей экономической базы невозможно ни политическое, ни национально-культурное развитие. Если народ не может сам решать свои жизненно важные социальные, экономические, бытовые и иные проблемы, то невозможно говорить и о его самоопределении. Об этом свидетельствует хотя бы факт неудачи предпринятых после Первой мировой войны во многих многонациональных государствах попыток решить важнейшие межнациональные проблемы с помощью национально-культурной автономии. Недаром почти все национально-культурные автономии прекратили свое существование вместе с исчезновением Лиги Наций, под эгидой которой они были созданы в качестве системы защиты национальных меньшинств. Все это особенно верно для Республики Дагестан, где национально-культурная автономия действительно может стать инструментом разрешения национального вопроса лишь в том случае, если дополнить ее элементами территориальной автономии. Как представляется, оптимальный путь решения важнейших проблем, стоящих перед народами республики, — это предоставление им той или иной формы национально-территориальной автономии.
Хотя Мухаммед-Ариф Садыки также предложил программу создания такой же территориальной автономии лезгин на севере соседнего государства. Специальная межрегиональная комиссия при Совете безопасности Российской Федерации предложила концепцию поэтапного решения проблемы разделенного лезгинского народа». Согласно концепции, М. Садыки «необходимо начать переговоры с … название государства о подготовке и заключении двустороннего договора о двойном гражданстве, а также подготовить условия для образования на территории проживания лезгин автономного округа, предпринять усилия для создания на основе обоих национальных образований на территории России и … название государства международной культурной автономии по типу международно-культурной автономии на территории Бельгии и Голландии ». Судя по отношению к лезгинскому народу за 103 года в соседней республике, никогда территориальной автономии лезгинами не дадут. А вот в Российской федерации, где всем народам даны возможности национального развития, такое вполне осуществимо. Считаю наиболее подходящим для лезгинского народа территориальная автономия лезгин Лезгинская республика вне РД в составе Российской Федерации. Как писал М. Садыки самодостаточность народа, его способность на равных сотрудничать и конкурировать с другими народами невозможна без соответствующей экономической базы, как невозможно и его политическое, национально-культурное развитие. Поэтому существующая федеральная НКА не даёт лезгинскому народу абсолютно ничего, а даже вводит все вопросы в тупик, не умея их решать и не имея необходимого профессионализма для их решений.
Садыки 12-летней давности может стать фундаментом национальной программы лезгинского народа на ближайшее будущее. Здесь весьма здравый посыл. Он вполне реализуем и всё зависит от нас и в наших руках. Главное, не давать 5-й колонне лезгин все начинания сливать в трубу, перехватывать любые живые правильные идеи с тем, чтобы не дать им заниматься другим, обмануть всех, что якобы они, «авторитеты», «достойные люди» из лезгин станут сами заниматься этим, а на самом деле, всё глушится и уничтожается. Мы много раз с этим уже сталкивались и наблюдали. Таким лицам надо давать жёсткий отпор. И нужно всем вместе заниматься одной целью, а не так, что единицы занимаются народными вопросами, отдают свои силы и энергию, их потом убирают, а народ остаётся опять ни с чем. К сожалению, ситуация сейчас такова, что на поверхность выходят деструктивные силы, которые служат интересам соседнего государства и собственным интересам. Сам народ должен консолидироваться и пойти в правильном направлении.
Услар, основатель научного кавказоведения, в своей книге «Кюринский язык» [Услар 1896]: «Правое прибрежье Самура, по самым условиям географического положения своего, всегда входило в состав Кубинского ханства. Под именем Кубинского ханства подразумеваем мы страну, находящуюся между нижним Самуром и главным Кавказским хребтом, который на этом протяжении все более и более понижается, становится удобопереходимым и, наконец, исчезает на Апшеронском полуострове. Впрочем, Куба, в виде центрально-административного пункта, сообщившего название свое целой стране, появляется не ранее середины прошлого века. Страна эта в прежние времена управлялась наследственными правителями, более или менее признававшими над собою власть правительства персидского. Резиденцией их было селение Худат; родоначальником династии некто Лезги-Ахмед. По преданию, он был из фамилии уцмиев, переселился в Карчаг, и, потом, в Персию, откуда возвратился в звании правителя края в Худат. В настоящее время бывшее Кубинское ханство составляет Кубинский уезд Бакинской губернии, который административно отделен от Дагестана. В полосе страны, сопровождающей справа течение Самура, шириною почти до самого города Кубы, господствующее народонаселение есть кюринское, говорящее тем самым языком, которым говорят в бывшем Кюринском ханстве. Зейдлиц, составивший весьма веское в этнографии Кавказа описание Бакинской губернии, насчитал в Кубинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорят по-кюрински т. Установление точного списка селений, в которых проживают азербайджанские лезгины, остается пока нерешенной задачей. Один из наиболее полных списков был опубликован в [Clifton 2002: 24]. Он включает в себя 30 сел Кусарского района, 11 сел Кубинского района, 10 сел Хачмазского района, 3 села Исмаиллинского района, 5 сел Габалинского района, по одному населенному пункту Огузского и Шекинского районов. Более полный список приведен в Приложении к этой книге. Однако, как отмечает один из современных азербайджанских исследователей, вряд ли эти данные реально отражают численность народа: «Наши исследования, проведенные в 1994—1998 годах в северо-восточных районах страны, показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250—260 тысяч человек... Средний возраст лезгин — 29 лет» [Юнусов 2001]. Речь азербайджанских лезгин квалифицируется учеными как кубинский диалект кубинское наречие , в котором выделяется несколько говоров. В связи с соотношением кубинского диалекта и лезгинского литературного языка специалистами было высказано следующее мнение: «Современный лезгинский язык в силу ряда социально-политических условий жизни его носителей имеет два литературных варианта: один функционирует на территории южных районов Ахтынского, Курахского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, частично Дербентского, Хивского и городов Республики Дагестан, а другой — в некоторых северных районах Азербайджанской Республики и в ее городах Баку, Сумгаите, Кубе» [Гюльмагомедов 1998: 35]. Характеризуя азербайджанский вариант лезгинского языка, А. Гюльмагомедов пишет: «Несколько иной функциональный статус имеет лезгинский язык в Азербайджанской Республике. Лишь в середине 60-х годов после неоднократных обращений лезгинской интеллигенции в центральные партийные и советские органы Союза ССР и Азербайджанской ССР с требованием восстановить изучение родного языка хотя бы в начальных классах было указание издать учебную и художественную литературу на лезгинском языке. Был издан небольшим тиражом учебникШ. Саадиева и А. Естественно, вскоре изучение лезгинского языка лезгинами прекратилось: не было учителей, специалистов, отсутствовала учебно-методическая литература. Однако широк спектр финансируемой спонсорами печатной продукции: произведения молодых поэтов, писателей — представителей кубинского наречия, буклеты, газетные публикации и др. Издаваемая на лезгинском языке в Азербайджане литература на лексико-фонетическом, морфолого-синтаксическом уровнях образует новый, отличный от дагестанского вариант литературного языка. Правильнее было бы назвать его не вариантом литературного языка, а конгломератом речевого материала различных говоров кубинского наречия лезгинского языка и индивидуальных речевых особенностей пишущего.
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты
Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу | Разберем кто же такие лезгины и что у них за народ. |
Лезги из Тагирджала | самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями. |
Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу | Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. |
ЛЕЗГИНЫ — История России до 1917 года | Лезгины – древнейший коренной народ Дагестанской Республики, чья территория являлась частью восточно-кавказской этнокультурной общности 5 века до нашей эры. |
Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин | Один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. |
Языковые сложности
- Лезгинский культурный журнал
- Смотрите так же
- Значение слова «лезгины»
- История лезгин
- Будущее лезгинского народа в Российской Федерации
- Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин?
Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Эти и другие исторические события оказали значительное влияние на формирование и развитие лезгинского народа. Они помогают нам лучше понять и оценить их культуру и идентичность. Современное положение и сохранение идентичности лезгин В современном обществе лезгины сталкиваются с различными вызовами и проблемами, но они активно работают над сохранением своей идентичности и культуры. Язык и образование Одной из важных составляющих идентичности лезгин является их язык. Лезгинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков и имеет свою уникальную грамматику и лексику.
Однако, с течением времени, использование лезгинского языка снизилось, особенно среди молодежи. Для сохранения и развития языка проводятся различные мероприятия, такие как создание лезгинских языковых школ и классов, организация курсов и уроков по лезгинскому языку. Также проводятся культурные мероприятия, на которых активно используется лезгинский язык. Традиции и культура Лезгины гордятся своей культурой и традициями, и стараются сохранить их на протяжении поколений.
Они активно участвуют в национальных праздниках, танцах, песнях и ритуалах. Традиционные костюмы, музыкальные инструменты и ремесла также играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия лезгин. Организации и сообщества лезгин проводят различные мероприятия, такие как фестивали, выставки и концерты, чтобы показать богатство и красоту своей культуры. Также проводятся мастер-классы и тренинги по традиционным ремеслам и искусству.
Политическое и общественное участие Лезгины активно участвуют в политической и общественной жизни, борются за свои права и национальное самоопределение. Они создают свои организации и сообщества, которые занимаются защитой интересов лезгинского народа и развитием региона. Они создают туристические маршруты, где можно познакомиться с историей и культурой лезгин, посетить национальные парки и заповедники. В целом, лезгины активно работают над сохранением своей идентичности и культуры, их усилия направлены на то, чтобы передать свои традиции и ценности следующим поколениям.
Таблица: История народов России — лезгины Тема Описание Происхождение и распространение лезгин Лезгины — народ, проживающий в горных районах Дагестана и Азербайджана. Их происхождение связано с древними иранскими племенами. Они говорят на лезгинском языке и имеют свою уникальную культуру и традиции. Культура и традиции лезгин Лезгинская культура богата народными танцами, музыкой и ремеслами.
Они известны своими яркими национальными костюмами и украшениями. Традиционные праздники и обряды играют важную роль в их жизни. Взаимодействие лезгин с другими народами России Лезгины имеют долгую историю взаимодействия с другими народами России. Они торговали и обменивались культурными влияниями с соседними народами, такими как русские, чеченцы и другие народы Кавказа.
Важные исторические события, связанные с лезгинами Лезгины принимали участие в различных исторических событиях, таких как Кавказская война, Великая Отечественная война и другие. Они проявляли силу и мужество в борьбе за свою свободу и независимость.
Хотя многие постепенно покупают городскую одежду и обувь, по-прежнему строго соблюдается обычай, запрещающий появляться на публике с непокрытой головой. Женский головной убор — чутха, это шапка, которая надевается на голову с вшитой сумкой для волос. Носили лезгинку и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и женатые люди носили вуаль, чтобы прикрыть часть лица и рта. Это было необходимо. Женщины носили множество украшений, колец, серег, браслетов. Одежду украшали серебряными монетами. Считалось, что звук этих монет пугает плохих парней и привлекает хороших.
Серебряные лезгины считаются особым металлом, который собирает плохую энергию и очищает себя от нее. Красоту женщины этого народа определяли стройная фигура, черные брови и глаза, волосы. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не было принято заплетать только одну косу, считалось, что если девушка выйдет в такой прическе, она останется одна навсегда. В частности, такая прическа была запрещена женщинам, имевшим братьев и отцов. Часто, когда лезгинки ссорились друг с другом, они произносили фразу: «Чтоб ты оставался с косой». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монеты и бусы. Лезгины считали, что обладают магическими способностями и защищены от сглаза и болезней. Поверх детских курток надевали нагрудник из хиригана. На спине пиджаков и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цук, который состоял из 12 лепестков разного цвета на количество месяцев в году.
Считалось, что цветок защищает ребенка от несчастий на протяжении всего года. Религия Верующие лезгины исповедуют суннитский ислам мазхаба шафиитов, меньшинство мазхаба ханафи. Исключение составляют жители села Мискинджа Докузпаринского района Республики Дагестан, являющиеся шиитами джафаритский мазхаб. Жизнь У лезгин большая семья, состоящая не только из мужа, жены и детей. Включает родителей, сестер и младших братьев обоих супругов, овдовевших невесток. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость. Долгое время основным занятием населения было сельское хозяйство. Они выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, жившие в низинах, в основном занимались выпасом скота. В горах животноводство было отгонным пастбищем.
В основном выращиваются овцы, козы и крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционные ремесла — прядение, изготовление тканей, войлока, ковров, ткачество, кузнечное дело, обработка кожи, ювелирных изделий и оружия. Жилище Основной вид поселения лезгин называется «хуйр». Поселки, расположенные в горах, в основном расположены на склонах, недалеко от источников питьевой воды. Дома расположены близко друг к другу. Село разделено на микрорайоны, которые иногда по одному могут образовывать большие территориально связанные поселения «тухум». В каждом селе есть мечеть и деревенская площадь «ким». На нем местные жители, то есть мужчины, собираются в селе, чтобы обсудить и решить важнейшие вопросы сельской общественной жизни. Самый старый район расположен в верхней части города и состоит из старинных каменных домов.
Это настоящие крепости с закрытым двором, бойницами и несколькими внешними цепями. Здесь обычно нет растительности. Центральная часть горного поселка расположена на менее крутом склоне. Новые микрорайоны расположены на ровной местности, состоят из более протяженных дворов, отгороженных от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени двора — одноэтажный дом, построенный из камня или сырцового кирпича. В современных нижних районах есть школы, клубы и больницы. В горном поселке Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем микрорайонах, с садом. Зимой они живут наверху, а летом переезжают вниз. Дома лезгин имеют П-образную и Г-образную форму, либо построены в форме замкнутого квадрата. Чтобы попасть в двухэтажный корпус с улицы, необходимо пройти в небольшой двор через арочные ворота.
В углу двора стоит печь, в которой пекут пироги чуреки. Каменная или деревянная лестница со двора ведет на галерею, на которую открываются двери всех комнат дома. Стены и пол в доме лезгиных всегда покрыты коврами и коврами. В одной из комнат есть камин, где готовят еду. До середины 19 века вместо окон в домах просверливали отверстия в плоских крышах. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже просверлены в стенах. Их тоже делают в старых домах. С середины XIX века в домах стали строить балконы с видом на улицу. В некоторых горных деревнях соседние семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. Хозяйство Становление аграрно-животноводческого хозяйства у лесгиных, как и во всем Дагестане, происходило в эпоху неолита конец VII-VI вв.
Бронзовый век ознаменовался резким подъемом сельского хозяйства и животноводства, ростом террасного земледелия, внедрением основных зерновых культур, садоводством, виноградарством и завершением приручения животных. Прекращение давления кочевников способствовало возникновению в шестнадцатом и девятнадцатом веках естественной экономической специализации в географических природных зонах с наложением экономических и природных зон и основных хозяйственно-культурных территорий: 1 низменность — нижняя часть Пьемонта. Постоянные пашни и постоянные животноводы; 2 среднегорная зона оседлых земледельцев террасные поля и отгонных пастбищ в виде трансчеловеческих ; 3 высокогорный район оседлых мобильных пастухов и земледельцев пологие поля. Все три области образуют единое целое с общими территориями Дагестана, которые образуют единый комплекс экономических и культурных территорий историко-культурного региона Дагестан. Традиционные занятия — земледелие зерновые, бобовые, огороды, дыни и тыквы , виноградарство, садоводство, а также животноводство, на равнинах — в основном выпас скота, в горах — отдаленные и мобильные в основном овцы. Традиционные ремесла и ремесла — производство ковров, джураба, сукна, войлока, обработка дерева, металла оружие и украшения , кожи, керамики. До Октябрьской революции многие легианцы работали сезонно с фермерами и на нефтяных месторождениях Азербайджана. Гендерное разделение труда также определялось возрастом. Реализация во многом зависела от экономической деятельности. В сельском хозяйстве преобладал мужской труд, в животноводстве — женский.
Труд мужчин: вспашка, посев, полив, сбор урожая и уход за деревьями, работа со скотом и упряжи, транспортировка, выпас скота, изготовление инструментов, оружия и деревянных инструментов, выезд на чужую землю на заработки, на покупки, бартер и т. Женщины: прополка, уход за скотом и птицей, сбор фруктов, хранение продуктов питания для будущего использования, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспечение водой семьи, приготовление пищи, уборка, уборка, стирка и т. Общие: сбор хлеба, сена, завоз сена, обмолот, заготовка дров и т. В настоящее время кардинальные изменения произошли в экономике и культуре. Создано механизированное земледелие, выращены новые технические культуры табак , проведены масштабные ирригационные работы, садоводство, виноградарство, шелководство особенно у лезгин Азербайджана , птицеводство и пчеловодство. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция. Еда Основная традиционная еда лезгин — это бобовые, крупы, молочные и мясные продукты.
Считалось, что после этого болезни обойдут скотный двор стороной. Но приносить в жертву козлов не разрешалось. Боги не обрадовались бы такому подарку, а только разозлились бы на людей. Связана эта немилость с тем, что у козлов, по мнению лезгинов, губы холодные. Соль Медикам известны исцеляющие свойства каменной соли, однако и раньше люди использовали её для того, чтобы облегчить участь болеющего. Например, в традициях лезгинского народа есть необычный ритуал — сыпать соль на голову больному. Правда, при этом надежда была не на реальные свойства этого природного вещества, а на его способность снимать порчу и сглаз. Обычная кухонная соль для этого не подошла бы. Её предварительно подготавливали особым образом: долго читали над ней молитвы, затем прокаливали на огне, и только потом высыпали на голову. Считалось, что тому, кто наложил проклятие на больного, после такого ритуала станет плохо. Беды и несчастья посыплются на этого человека, а после смерти обидчик попадёт в ад. Защита от потусторонних сил Многие традиции и обычаи лезгинов связаны с оберегами. У этого народа сильна вера в то, что они могут защитить от злых духов и потусторонних сил. Очень важна защита своего дома. Чтобы в новом жилище всегда было комфортно и не происходили беды, при новоселье нужно было развесить посуду на стенах. Чем богаче эта посуда, тем выше будет благосостояние семьи. Ещё одни защитники дома от потусторонних сил — колючие комнатные растения. Нечистых тянет к окнам, и там они уколются шипами, после чего быстро выветрятся из дома. Колючки не обязательно должны быть цветами на подоконнике, часто развешивали высушенный чертополох прямо на стенах и под потолком. Даже сейчас лезгины нередко цепляют на зеркало заднего вида в автомобилях такие обереги в виде брелоков. Кроме колючих растений жилище могут охранять от злых духод камни необычной формы и цвета, причудливые ветви, рога крупных животных, ножи, сабли и другие колюще-режущие предметы. Святые места В язычничестве особое значение имела живая и неживая природа, поэтому у лезгинов существовали интересные традиции, связанные с местами силы. Они располагались у деревьев с необычной формой или вблизи огромных одиноких камней. Такие места являлись святынями, и назывались они «лезги пирар». Чаще всего они находились у текущих водоёмов или в ущельях гор. В таких местах набираются силы, приносят там жертвы, ищут защиты и молят об удаче. Кроме даров, там развешивают кусочки ткани со своей одежды. Если хотят попросить за близкого человека, то нужно привязать к ветке кусок с его одежды. Свадьба Целый пласт обычаев и традиций лезгинского народа связан со свадьбой. Обручение Обручение часто происходило ещё в тот момент, когда жених и невеста лежали в люльках. Конечно, родители оценивали благосостояние другой семьи, их репутацию. Каждому хотелось связать жизнь ребёнка с уважаемым родом.
Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами [5] преимущественно аварцев. Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова « лезга » хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. Основная статья: лезгинский язык Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков.
Значение слова «лезгины»
Андо-цезские народы или андо-дидойские народы — группа народностей нахско-дагестанской языковой семьи в России, в основном на юго-западе Дагестана. Входят в аваро-андо-цезскую группу и подразделяются на две подгруппы: цезскую и аваро-андийскую, в том числе собственно аварцы и андийская большая подгруппа. Общая численность по переписи 2002 года вместе с цезскими народностями составляет в России 57 498 чел. Собственно андийские народы составляют соответственно 34 387 и 33 707 чел.
Зажиточные семьи на новый год готовили семь блюд из семи компонентов: пшеницы, молока, аджики, воды, соли, сушёных ножек и головы барана. Одно из блюд, гитI, было обязательным к приготовлению. Крутили раскрашенные куриные яйца: побеждал тот, у кого яйцо крутилось дольше. Бытовало поверье, что Яр может ударить, убить, если не исполнить некоторые действия. Поэтому было принято обвязывать свои руки, а также шеи детей и скота красными шерстяными нитками. Обязательным было надеть новую одежду или, если такой возможности не было, нашить новую заплату на старую. С первыми днями Яра совпадал второй весенний праздник Кьуьгъверин сувар, или праздник пахоты. Только добропорядочному и трудолюбивому человеку позволялось в это время провести первую борозду.
В случае, если год выходил урожайным, ему давали имя этого человека. Источники: nazaccent. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты.
Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши. Традиции В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие.
Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи. Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика.
В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья. Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.
Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты.
Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма.
С этой поры невеста и жених не должны были встречаться. Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись.
Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены. Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине. Важное место в жизни народа занимает воспитание детей.
Покажу 8 сочетаний, которые они носят чаще всего Нет, это не тельняшка с беретом, которые уже давно набили оскомину и абсолютно не вписываются в российские реалии. Есть формулы стиля гораздо интереснее, а что еще более важно — актуальнее. Если посмотреть на образ современной парижанки, то она выглядит собранно и стильно, но при этом излучает беззаботность. Хотя беззаботной их жизнь не назовешь, потому что каждая из них погружена в работу, ведет блог и собственные проекты. А помимо этого есть еще и семья с ребенком, которым тоже нужно внимание... Вопреки стереотипам, Монголия - в первую очередь горнодобывающая страна. Столица монгольских рудников - Эрдэнэт, 2-й по величине 107 тыс.
Тем не менее, большинство исследователей выводит этноним «лезгин» из античного «леги» и раннесредневекового «лакзи», от которых впоследствии, — предполагают некоторые исследователи, — произошёл современный этноним «лезги». Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племён, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы — «лекзами». Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в. В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. Урусских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами преимущественно аварцев. После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы. Анализируя исторические связи народов и языковые соответствия, исследователь древности А. Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова «лезга» хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. Представители кавказских народностей зачастую были казаками — в качестве наёмных военных царской армии, которые славились и славятся до сих пор своей агрессивностью и вспыльчивостью характера. Значение в название «лезгияр», состоящего из двух славяно-русских слов — ярый или вспылчивый лезга. Арабское наименование лезгин — «лекзам», можно также сравнить со значением в словах «древнего происхождения», где «эл ек» — давно, а «зам» — времена. Лезгинский язык Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на югеРеспублики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Лезгины храбры, ловки и упорны История насосы cnp каталог. Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры конец 4 тысячелетия до н.
Будущее лезгинского народа в Российской Федерации
Многих лезгин вынудили покинуть родные места», — утверждают лезгинские активисты. Они говорят, что азербайджанские власти аналогично поступали с русскими, талышами, татами, аварцами и другими народами. В исследовании говорится, что после передачи Россией Азербайджану двух лезгинских сёл Храх-Уба и Урьян-Уба первое получило тюрское название Палыдлы. И есть много других примеров переделки топонимики. А лезгинские активисты также сетуют и на то, что лезгин специально записывают азербайджанцами. И ещё один факт: в 2016 году в Махачкале убили председателя «Садвала» лидера лезгинского движения Назима Гаджиева. Многие лезгины считают мотивом убийства его общественную работу.
После в районах Азербайджана, населенных лезгинами, прошли акции протеста, так как у разводивших овец фермеров стали отбирать пастбища, скот стало негде пасти и нечем кормить.
Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.
В XIII в. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».
В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана. Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев.
Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.
Не судите о нас по тем лезгинам, которые рядом с вами находятся. Они все молодцы и не бросают Родину. Они правильно поступят, если вместе с вами обвинят нас в экстремизме.
Это их иммунитет от вашего гнета. Но мы с ними одной крови, придет час, и она себя покажет, вот тогда каждый вспомнит о своем истинном происхождении. Вы отлично знаете, сколько нас там в действительности.
Вот, собственно, где размещены лезгины и другие коренные народы, горцы. Это просто напоминание, где можно провести легкий опрос. Результаты уничтожат все официальные заявления о численности коренных народов.
Турки наоборот окажутся в меньшинстве. Не забудьте, как вы выгоняли армян, а потом искали смешанных армян, а потом искали армянскую кровь в удинах, а потом совершали попытки обвинить лезгин в предательстве. Я это все видел, видел как вы нападали на роддом, и нам лезгинам пришлось защищать от нападок молодую мать при родах.
Армяне ушли. Вы остались со своей натурой. Кто следующий, лезгины?
Мы все это слышали и видели, кто вы такие, и вы не поменяетесь. Мы молчим, но помним, кто вы. Вы взяли курс на моноэтническое государство, да, но спасение ли это?
Думаете, отбирая язык, культуру, историю у лезгин и у удин, вы воплотите ваши пантюркистские идеалы? Мы все равно это вернем обратно, на свои места! Америка ищет борцов за свободу, не слышали?
Прошли времена истребления индейцев. Если у вас до этого не получилось, значит опоздали. Теперь наш черед.
Армяне, на самом деле, вас серьезно и надолго тормознули. Лезгины отдают себе отчет в том, что фиаско будет компенсировано, в том числе за счет них. Вы, азербайджанцы, ответьте на вопрос: «Почему в Карабахе так много лезгин погибло?
Ведь в соотношении с вами, по численности, это в несколько десятков раз больше. Почему вы молчите об этом? Когда вы говорите: «неблагодарные лезгины» или «предатели», вы задумываетесь над тем, кому вы это говорите?
Почему у вас в армии только дети бедных лезгин служат? Не потому ли, что лезгины далеки от нефтеприбылей и не могут откупиться? Почему офицеры-лезгины в армии АР не могут продвигаться по служебной карьере?
А что, одного Сафара Абиева, который себя никогда лезгином не считал, всем напоказ выставили? На вашем телевизионном канале «Az. Ведущие, известные в вашей среде ученые-языковеды, в один голос утверждают: «Не владеющий и не говорящий на азербайджанском родном языке не может считаться турком.
Не знающие лезгинский язык и не говорящие на лезгинском языке министр обороны или глава администрации почему-то считаются лезгинами и выставляются как аргумент о равноправии и об отсутствии такой проблемы? Десятки таких вопросов. Вам бы армян ругать, показуху устраивать, на это ума не требуется.
Ни одно письмо я еще от азербайджанцев без ругательств не получил, но также не было и случая, чтобы кто-то из них прямо в глаза сказал мне плохие слова. Если буквально вещи называть своими именами, полемика с вами на расстоянии — дело абсолютно никчемное. Вы очень хорошо ругаетесь.
Я, допустим, таких слов не могу находить и ответить вам. Один выход у вас — мирный путь, как в России — Федерация, и снова подружиться с армянами. Вот спасение вашей души.
Деньги, которые вы тратите на ракеты, тратьте на учебники и преподавателей лезгинского, талышского, аварского языков. Эта нефть не только ваша. Да, армяне — наши адвокаты!
У вас же есть адвокаты — Израиль. Ахты — «АХЦАХ» и почему больше тысячи слов, означающие имена предметов древнего быта, у нас и у армян одинаковые, и такие моменты приблизят снова наши народы.
Язык лезгинский нахско-дагестанской группы кавказской семьи.
Мусульмане-сунниты, есть шииты. Традиционные занятия - пашенное земледелие ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые и скотоводство, на равнинах - преимущественно выгонно-стойловое, в горах - отгонное главным образом овцы, а также козы, крупный рогатый скот и др. Лезгинские традиционные промыслы и ремёсла - прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное село Ахты , оружейное и ювелирное дело село Икра и др.
Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком. Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. Сразу десять народов — лезгины, табасараны, рутульцы, агулы, цахуры, аргинцы, удины, крызы, будухцы, хеналыкцы — стали советскими лезгинами, все на одно лицо, вернее, без оного — некими «лицами кавказской национальности», прочими среди прочих. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Лезгинский культурный журнал
- История народов России: лезгины
- Массовые аресты талышей в Ленкорани
- Лица России. Кумыки и лезгины
- Лезгистан – миф или реальность?
- Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу
История Лезгин
Исторически лезгины заселили Кавказские горы между Черным и Каспийским морями. НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд. Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Полагают, что лезгины частично происходят от людей, населявших регион южной Дагестан в эпоху бронзы. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция.
Наивные лезгины, очнитесь!
Лезгины - актуальные новости и важная информация на русском языке - Вестник Кавказа | Лезгины – древнейший коренной народ Дагестанской Республики, чья территория являлась частью восточно-кавказской этнокультурной общности 5 века до нашей эры. |
Лезгины. История происхождения. Часть I | народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана. |
лезгины - Новости Дагестана | Новости ЛезгиЯр,Лезгины, история лезгин, кавказские песни, скачать лезгинские песни, дагестанские песни, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке. |
Интересные факты о лезгинке
В российском кавказоведении до революции исследователи в этноним «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Причиной такого ошибочного названия послужила древняя Персия, войска которой при экспансии в Дагестан всегда, в первую очередь, сталкивались с лезгинами.
Поселения в горах были максимально приспособлены к рельефу, недоступны, ориентированы на солнце, имели четырехугольные и круглые каменные сторожевые и оборонительные башни с бойницами. Преобладали поселения уличной планировки. Каждое селение имело мечеть, сельскую площадь — ким, где собирались жители мужская его часть на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села. В больших селениях были и квартальные кимы, квартальные пятничные мечети. Характерная особенность современных домов — их многокамерность и многофункциональность гостиная, спальня, детская, кухня и т. Планировка жилища подчиняется структуре семьи, ее культурно-бытовым запросам. Особенность современных домов — наличие застекленной веранды, больших дверей и окон, балконов.
Земляной пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей. В убранстве присутствует современная мебель. В интерьере отражается процесс взаимовлияния культур других дагестанских народов. Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. На ногах мужчины и женщины носили башмаки и шерстяные носки с цветным орнаментом. Специальной ритуальной одежды лезгины не имели. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была ее уменьшенной копией.
Традиционный лезгинский костюм сегодня вышел из употребления. Современная одежда у подавляющего большинства мало отличается от общепринятого европейского стандарта. Но в одежде представителей старшего поколения особенно в горной части сохранились некоторые элементы национального костюма папаха, овчинная шуба, платки, шерстяные узорчатые носки. Сохранились и традиционные украшения. Пища лезгин отличалась в прошлом и отличается сегодня большим разнообразием блюд. Основа традиционной пищи — растительная зерно, бобы и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хъаре, тондыре, садже. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги афарар с начинкой из съедобных трав, мяса, творога.
Популярны хинкал, суп с мясом шурпа , голубцы, шашлык. Излюбленными блюдами являлись откидной плов с мясом или кишмишем, дюшбере мясные пельмени с бульоном , пельмени, каши из пшеничной крупы с курятиной. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач — слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки , исида халва из пшеничной муки , хашил мучная каша. Современная кухня лезгин сохранила почти все традиционные блюда. В то же время она обогатилась блюдами русских, украинцев, азербайджанцев, грузин, армян и других народов Дагестана, России. Процесс взаимовлияния культур происходит не только в культуре питания, но и в целом в материальной культуре. Семейный и общественный быт В XIX в.
Но полунатуральное земледельческо-скотоводческое хозяйство, сочетающееся с домашними промыслами, требовавшее усилий большого числа рабочих рук, способствовало частичному сохранению до начала XX в. Большие неразделенные семьи в свою очередь входили в более широкие семейно-родственные группы — тухумы, которые объединяли всех родственников, происходящих от одного предка. Тухумные связи в жизни лезгин и сегодня играют значительную роль. Обязанности членов тухума по отношению друг к другу заключаются в нравственной и моральной поддержке, в помощи обедневшим или попавшим в беду членам тухума. Семья складывалась на основе брака. Традиционные формы заключения брака были разнообразны брак по сватовству — самая распространенная форма; обменные браки; левиратный и сороратный браки; брак похищением увод без согласия девушки ; уход с обоюдного согласия; колыбельное обручение и т. Следует отметить, что при выборе брачного партнера лезгины в пределах селения не придерживались строгой эндогамии, т. Редко учитывался и социальный статус вступающих в брак. Это скорее было связано с тем, что лезгины в подавляющем большинстве были социально однородны.
Не допускались браки с представителями иной конфессии. Калыма в его классической форме у лезгин не существовало, но за невесту давали определенную плату, известную под названием иоль-пули дорожные деньги. У лезгин Самурского округа эта плата как и у всех мусульман называлась кебин гьакъ и выражалась в закреплении за женщиной части имущества, а также кебинных денег. Сегодня из всей системы семейных обрядов лезгин больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды. Крайне редки такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, умыкание и т. В остальном в сельской местности современные свадебные обряды в целом сохраняют традиционность. Общинное управление и сельское судопроизводство у лезгин, как и у других народов Дагестана, были основаны на адате и шариате. Адатом решались уголовные и гражданские вопросы имущественные, преступления, связанные с воровством и др. По шариату решались главным образом все вопросы, касающиеся религии, семьи и брака, завещаний, наследования.
Существовал еще третейский суд, к которому прибегали очень часто. По общесельским вопросам созывался общий сход мужчин. В общественном быту большую роль играли различные календарные и религиозные праздники: Яран сувар Навруз-байрам , праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни ПIинирин сувар, религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и др. Однако в верованиях народа до наших дней можно проследить реликты ранних форм верований. На довольно высоком уровне находилась народная медицина, которая была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными познаниями в лечении членов семьи народными средствами, и «профессиональной», представленной джаррахами — лекарями. В своей лечебной практике джаррахи применяли разные методы: хирургию, терапию, психотерапию. Широко были известны имена народных лекарей Мирзы Али из с. Ахты, Шахбаза из с. Испик, Табиба Магомы из с.
Немаловажную роль играла гидротерапия. Широкой известностью пользовались лечебные свойства ахтынских серных источников, каракюринского озера для лечения суставных заболеваний и т. К концу XIX в. В настоящее время почти во всех населенных пунктах лезгин имеются медицинские учреждения. По некоторым данным, лезгины пользовались письменностью со времен Кавказской Албании. В результате экспансии Сасанидского Ирана в Южном Дагестане появляется так называемая пехлевийская письменность. С проникновением в Дагестан ислама на территории лезгин, как и во всем Дагестане, широко распространяется арабская письменность. В дальнейшем на основе арабской графики, путем приспособления с помощью системы дополнительных знаков к фонетическим особенностям местных языков у лезгин, как и у других народов Дагестана, создается так называемая аджамская письменность. Народное образование лезгин вплоть до конца XIX в.
Центрами религиозного образования являлись «миски» мечети , которые имелись почти в каждом селении, а в центрах союзов обществ их могло быть несколько. Только в с. Ахты насчитывалось 16 мечетей. С включением Дагестана в состав России начинается новый этап в истории просвещения лезгин. Он характеризуется появлением светских учебных заведений.
Вы как аксакалы и историки от лезгин являетесь основными виновниками незнания нашим народом своей подлинной истории, своих обычаев. Народ же, который не знает своей истории, как известно, со временем исчезает. Хотелось бы, чтобы вы, господа учёные, ответили на несколько вопросов. Итак, почему вы не отвечаете тем, кто делает нападки на «ваш» народ, если он ещё ваш? Тем, кто уже присвоил или хочет присвоить наши земли, переписать или приписать себе нашу историю? Кого и чего вы боитесь? Жизнь свою вы прожили, получили то, что можно было получить. Ведь ваша молодая коллега Байзат Гусейнова написала книгу «История расселения аварцев в Азербайджане», тем самым заработала любовь и уважение своего народа. Может быть, вы, господа, и вовсе не лезгины, а представители других народов? Попов, на «съедение» т. Так хотелось бы народу знать, кто вы, господин Аквердиев, лезгин по национальности или коммунист? Госпожа Сария Агаширинова невольно оказалась в стане «националистов», которые претендуют, по мнению азербайджанских коллег, на исторические земли азербайджанских тюрков. Вас они ставят в один ряд с такими настоящими патриотами своих народов, как Забит Ризванов и Тимур Айтберов, но считают не специалистом Хаджар Вердиева, Рауф Гусейн-заде «Родословная армян и их миграция на Кавказ с Балкан». Разве не лучше было бы, если вы взяли бы пример с той же Вердиевой, которая считает вас не специалистом, и написали бы книгу, и доказали, кто и на чьи земли претендует. Будучи лидером НД «Садвал», Гаджи Абдурагимов неоднократно выезжал в Кусары, где призывал активистов движения сменить умеренного лидера Национального Совета Наримана Рамазанова на «генерала» Мухи-дина Кахриманова, называя первого трусом, который тормозит реализацию идеи воссоединения лезгин. Абдурагимов и другие призывали к митингам, к блокаде дорог, одним словом, к активным действиям митинги в городах Махачкала, Дербент, Кусары, блокада Золотого моста. Сами же под разными предлогами не участвовали в них и с треском провалили идею. Почувствовав слабость, трусость и подкупность лезгинских «лидеров», в Азербайджане начали аресты активистов. Тем самым, ослабив «Садвал», в конце концов наше национальное движение в АР было полностью разгромлено. А «патриот» Абдурагимов стал преуспевающим писателем-бизнесменом, который «посетил загробную жизнь». Единственное, что он сделал для своего народа, так это написал книгу «Кавказская Албания — Лезгистан». За это ему, конечно, спасибо. Теперь о позиции Акимова и Кенберова вечный помощник антилезгински настроенных депутатов , которым тоже не нравились шаги прежнего руководства НД «Садвал».
Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную общую комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов. В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать. Поселения Поселения представлены тремя основными видами: 1 селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения один квартал — один тухум ; 2 хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3 отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями малодворные. Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце юг-запад , имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения. В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки. Жилище Традиционное жилище — каменное на равнине также саманное , наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики. Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода. Одежда Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба; у женщин — рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, чухта, головные платки. Из украшений — мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца и т. На ногах мужчины и женщины носили башмаки — сыромятную обувь типа поршней и шерстяные носки с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вышел из употребления.
Лезгины: происхождение и этническая принадлежность
- Обычаи и традиции лезгинского народа - единство поколений
- Лезгины: история и культура
- Мобильное приложение
- Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин?
- Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин?
- LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги?
Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин
Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Лезгины, как мы знаем, этническая группа, которая разделена между Россией (южный Дагестан) и Азербайджаном. Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Лезгины очень гордятся своим национальным эпосом "Шарвили" про легендарного богатыря из крупного селения Ахты.
Будущее лезгинского народа в Российской Федерации
Лезгины являются четвёртым по численности народом Дагестана и первым по численности народом на его южной половине. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание — лезгияр), народ в Дагестане (204 тыс. человек) и Азербайджане. Гистограмма просмотров видео «Лезгины, И Кто Они Такие! Часть-1» в сравнении с последними загруженными видео. Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. Этот человек действительно один из величайших лезгин, с которым мне довелось общаться, и к сожалению он был единственным таким великим для меня. Часто под лезгинами понимают и соседние близкородственные малочисленные народы Южного Дагестана — рутульцев, цахуров, агулов и других.
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты
Некоторое предубеждение у лезгина осталось только против торговцев армян, а особенно евреев. Лезгины очень гордятся своим национальным эпосом "Шарвили" про легендарного богатыря из крупного селения Ахты. Лезгины — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане.
Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Традиции лезгинского народа | Сразу десять народов — лезгины, табасараны, рутульцы, агулы, цахуры, аргинцы, удины, крызы, будухцы, хеналыкцы — стали советскими лезгинами, все на одно лицо, вернее, без оного — некими «лицами кавказской национальности», прочими среди прочих. |
Лица России. Кумыки и лезгины: yarodom — LiveJournal | Один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. |