Столкновения между индийскими и китайскими военнослужащими произошли на приграничных территориях. Индия пыталась отвечать Китаю зеркально: индийцы помогали тибетским партизанам-кхамам, но к середине 1970-х партизанское движение на Тибете было подавлено. Но именно она лежит в когнитивной основе всех последующих конфликтов «неприсоединившейся» Индии и «коммунистического» Китая.
Правила комментирования
- Tencent: Путин не стерпел демарша Индии, Моди поплатился за шантаж России - АБН 24
- Обострение конфликта между Индией и Пакистаном
- Ситуация накаляется: три конфликта, которые могут перерасти в полноценную войну
- Правила комментирования
- Наши проекты
Конфликт на границе Индии и Китая с участием военных
Он мог бы быть решён в один момент, если бы не соперничество и недоверие, которые проявляют обе страны, и которые осложняют нормальное их взаимодействие. Совершенно очевидно, что Китай и Индия, обладая самыми быстрорастущими экономиками в мире, борются за то, чтобы стать бесспорной сверхдержавой в Азии, и поэтому они с подозрением относятся к намерениям друг друга. Взять, к примеру, развитие военно-морских сил КНР. Они рассматриваются Пекином, как это подчёркивается в доктрине «Нить жемчуга», прежде всего, как главное средство обеспечения безопасности жизненно важных морских коммуникаций, по которым энергоресурсы поступают в Поднебесную из Персидского залива. Уже в настоящее время Китай способен развернуть от 3 до 6 корабельных ударных групп в течение нескольких недель на расстоянии от 2500 до 3000 морских миль от материковой части страны по всему Индийскому океану. При этом Пекин ускоренными темпами создаёт за пределами Китая базы для обеспечения действий своих ВМС. В Дели же считают, что этими действиями Китай намерен потеснить страну в Индийском океане, который всегда относился к традиционной сфере её влияния, и добиться своего доминирования в регионе. Поэтому Индия предпринимает огромные усилия по наращиванию своего военно-морского потенциала, а также осуществляет другие меры, которые, по её мнению, не должны позволить Китаю добиться своих целей. Пекин, со своей стороны, рассматривает углубление связей Дели с членами этого блока как угрозу национальной безопасности. Тем более что QUAD не только значительно оживил в последние годы свою деятельность, но и расширяет сотрудничество с Североатлантическим альянсом, в котором открыто называют Китай своим противником. Точки соприкосновения И таких примеров много, причём практически во всех сферах.
Однако при всём многообразии проблемных точек в отношениях Китая и Индии, нельзя не видеть, что они не носят антагонистический характер. И прежде всего потому, что у них отсутствует идеологическая компонента. Да, построение социализма с китайской спецификой и демократическая модель Индии, казалось бы, коренным образом отличаются друг от друга. Однако в их толковании Пекином и Дели довольно много общих черт, что позволяет двум странам активно конкурировать между собой, но не враждовать. Во-вторых, в Индии и Китае, в этих двух ядерных державах, хорошо понимают, что если довести отношения друг с другом до полномасштабной войны, то это перечеркнёт все усилия, которые они предпринимали на протяжении последних лет по развитию своих стран. И, возможно, тогда им уже не на что будет претендовать, кроме как на гималайские ледники. Наконец, в-третьих, при всех противоречиях у Китая и Индии гораздо больше схожих позиций, особенно на международной арене. Они не собираются довольствоваться статусом региональных держав и видят себя в числе ведущих стран мира. Поэтому на данном этапе Пекин и Дели скорее выступают в роли естественных союзников, заинтересованных в пересмотре существующего международного порядка и создании многополярного мироустройства. Их взгляды совпадают и по вопросам борьбы с климатическими изменениями, обеспечения энергетической безопасности, приоритетности норм международного права, а также по многим другим глобальным проблемам.
При этом лидеры Китая и Индии в последнее время неоднократно подчёркивали, что необходимо «работать совместно, поддерживать друг друга, добиваться взаимной выгоды и общего выигрыша, планировать будущее». А также продолжать всестороннее сотрудничество, в том числе и по линии вооружённых сил. Вашингтон с клином тук как тук Так что общий потенциал Китая и Индии продолжает нарастать, что, конечно же, не устраивает тот же коллективный Запад во главе с США, стремящийся сохранить мировую гегемонию, заставить человечество жить по правилам, которые они придумывают и меняют, когда им вздумается. А посему США и их союзники пытаются вставлять палки в колёса китайско-индийских отношений, провоцировать недоверие и вражду между народами двух стран.
Бой произошёл на спорной приграничной местности. Индия потеряла 20 военных, в первых публичных комментариях по поводу спора премьер-министр Нарендра Моди почтил память убитых двухминутным молчанием и сказал, что его страна "будет защищать каждый камень, каждый дюйм своей территории". Конфликт был вызван тем, что патруль индийских солдат натолкнулся на китайские войска в одном из районов горного хребта. Индийское правительство заявило, что произошла "преднамеренная" засада. Спутниковое изображение, сделанное 16 июня, на котором изображены китайские военные в долине Галван.
Затем индейский командир был вытеснен с узкого хребта и разбился насмерть в ущелье внизу.
В связи с экономическими рисками Пекин не остался в стороне, не только призывая к диалогу, но и непосредственно содействуя перемирию. Например, в январе при посредничестве Пекина удалось добиться временного прекращения огня. Однако вскоре договоренности были нарушены. Повстанческие армии обвинили в этом правительственные войска. Более того, сложные и конкурирующие внутренние интересы региональных повстанческих сил представляют собой серьезное препятствие для переговорного процесса, — обратил внимание исследователь Немецко-Юго-Восточноазиатского центра передового опыта в области государственной политики и управления Вай Ян Пхе Наинг.
Стоит отметить, что противостояние в Мьянме — это самая долгоиграющая война в современной истории, которая по сути началась еще в 1948 году, то есть практически сразу же после предоставления независимости Бирме от Великобритании, подчеркнул в беседе с «Известиями» руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков. При этом надо понимать, что при всех недостатках военного правления, армия — это то, что скрепляет страну. Но пока правительство не способно предложить такую модель мирного сосуществования, которая устроит всех, и помноженную на привлекательную модель социально-экономического развития, эта война будет продолжаться бесконечно, — подытожил эксперт. В связи с этим граничащим с Мьянмой странам придется активизировать свои усилия по поиску решения конфликта. В противном случае, между Индией, Китаем и Таиландом образуется гигантская зона племен, что не отвечает ничьим интересам.
Обе стороны будут агрессивно патрулировать спорную границу. Любой маленький инцидент может выйти из-под контроля и привести к непредвиденным последствиям», — рассказал он. Эксперты отмечают, что наращивание военной мощи в Ладакхе также может означать смену геополитических приоритетов Индии: в Нью-Дели начинают понимать, что в будущем их главным стратегическим вызовом может оказаться именно Китай, а не Пакистан.
Вооруженный конфликт на границе Индии и Китая: возможна ли полномасштабная война
Тогда после объявления Тибетом независимости его граница с Британской Индией была отодвинута в пользу последней. Пекин такое решение не признал и после того, как в 1951 году взял Тибет под свой контроль, стал выражать территориальные претензии на эту территорию. Первый вооруженный конфликт возник в 1962 году. Столкновения продолжались около месяца. Китай временно занял Таванг, однако затем отступил и стороны заключили перемирие.
Несмотря на заморозку конфликта, в последние десятилетия на линии фактического контроля еще несколько раз обострялась.
Если учесть, что линия границы на этом участке условна, то каждая из сторон оценивает ситуацию на глаз. Новым поводом для обострения отношений Индии и Китая могут стать запланированные на 15-16 декабря испытания индийской баллистической ракеты Agni-V в Бенгальском заливе.
По этой причине индийские власти объявили территорию залива запретной для полетов зоной. Однако Пекин направил в данный регион свой разведывательный корабль Yuan Wang 5, вошедший в акваторию Индийского океана. Однако на этом противостояния стран не завершилось, они решили поконфликтовать и в киберпространстве.
По данным портала, 27 апреля в Нью-Дели состоялась встреча министров обороны Китая и Индии, главной темой обсуждения стала обстановка в северо-восточном штате Аруначал-Прадеш, а также на участке горной территории на севере Кашмира. На встрече со своим индийским коллегой Раджнатхом Сингхом министр обороны КНР Ли Шанфу заявил, что Китай намерен нормализовать обстановку на линии фактического контроля. В свою очередь министр обороны Индии заявил, что все пограничные вопросы между Индией и Китаем должны быть решены в соответствии с существующими двусторонними соглашениями и обязательствами на фоне нарастающей напряженности из-за пограничного спора в Гималаях.
Стороны обвиняют друг друга в пересечении пограничной линии и нарушении договоренностей.
В настоящее время две самые населенные страны мира — Индию и Китай — разделяет условная линия, получившая название «линия Макмагона» по имени секретаря по иностранным делам Британской Индии, который предложил эту границу в 1914 году. Индия и правительство Далай-ламы фактического руководителя государства Тибет признали существующую границу, а Китай — нет, о чем было сообщено в официальной дипломатической ноте в 1959 году.
Суть конфликта Индии и Китая
Эксперты опасаются начала войны на границе Индии и Китая | Приграничный конфликт между Китаем и Индией перерос в новую, технологичную фазу — войну приложений для смартфонов. |
Конфликт на границе Индии и Китая с участием военных | И в случае начала полномасштабного конфликта китайские войска смогут буквально за несколько часов отрезать этот регион от Индии. |
Схватка военных на границе. В ход пошли палки. Конфликт Индии и Китая не утихает | Отношения Китая и Индии характеризуются совокупностью определенных экономических и политических факторов, которые отражают, с одной стороны, наличие положительной динамики в торговых вопросах и взаимодействии по проблемам глобального развития и международного. |
ВЗГЛЯД / Может ли Россия разрешить конфликт Индии и Китая :: Автор Владимир Можегов | На сегодняшний день ни у Индии, ни у Китая нет никаких причин стремиться к полноценному горячему конфликту. |
Индия отворачивается от БРИКС из-за Китая и объединяется с ВИИФ
Эксперты опасаются, что в индийской горной провинции Ладакх может начаться полноценный военный конфликт с Китаем. Конфликт Индии и Китая не утихает. На данный момент пограничный конфликт Индии и Китая поставлен на некую «паузу», поскольку территориальный вопрос окончательно так и не был решен. Индия пыталась отвечать Китаю зеркально: индийцы помогали тибетским партизанам-кхамам, но к середине 1970-х партизанское движение на Тибете было подавлено. Позже командующий ВМС Индии адмирал Карамбир Сингх раскритиковал Китай за развёртывание восьми боевых кораблей в Индийском океане. В конце июля Индия осудила Китай, который по-прежнему выдает специальные визы жителям северо-восточного индийского штата Аруначал-Прадеш, образованного после китайско-индийского пограничного конфликта в 1962 году.
На границе Индии и Китая впервые почти за полвека погибли военные
Страны не могут поделить между собой морские экономические зоны. В Афинах считают, что часть этого района принадлежит так называемому континентальному шельфу Кастелоризо. В свою очередь в Анталье настаивают, что остров слишком мал и весьма далек от материковой Греции. К тому же открытые залежи нефти и газа обостряют ситуацию и делают вероятность начала эскалации более реалистичной, заметил собеседник «ВМ».
Это тоже очень нежелательно. Россия предпринимала немало дипломатических попыток сблизить Индию и Китай, но они все провалились — конфликт между странами имеет слишком сильные объективные причины, чтобы просто усадить их за стол переговоров. От российской дипломатии потребуется экстраординарные умения, чтобы и дальше балансировать на лезвии бритвы между Индией и Китаем. Крен в любую сторону нанесёт нам мощный удар и усилит наших врагов. Конфликт номер 2: Китай — Вьетнам Индия активно сотрудничает с Вьетнамом — соседом Китая, имеющим нерешённый территориальный спор в Южно-Китайском море. Как и в случае с индийско-китайским противостоянием, китайско-вьетнамское тоже способно пошатнуть даже имеющиеся слабые позиции России в регионе.
Но с Вьетнамом имеются некоторые нюансы. Вьетнам выбрал СССР. Результатом стали захват ряда островов архипелага Спратли Китаем в 1978 году, война с Китаем 1979 года, пограничный конфликт 1984 года и бои за ряд островов архипелага Спратли в 1988 году. До этого, ещё в пору существования южновьетнамского режима в 1974 году, Китай отбил несколько островов и у него. Сегодня китайские и вьетнамские позиции в Южно-Китайском море похожи на слоёный пирог из взаимопроникающих в боевые порядки друг друга опорных пунктов на воде. На кону противостояния — нефть и газ Южно-Китайского моря, они крайне нужны и Вьетнаму, и Китаю. Обстановка очень напряжённая. Под давлением Китая Вьетнам потихоньку прогибается, время от времени прекращая геологоразведку и бурение в том или ином районе. За этой уступчивостью стоит, однако, далеко не только сила Китая. Дело в том, что внутри Вьетнама имеет место скрытый раскол по поводу взаимоотношений с Китаем.
С одной стороны, вьетнамцы категорически не хотят подчиняться диктату Китая — если дело дойдёт до войны, готовятся воевать, хотя силы уж очень неравны. Но, с другой стороны, у Китая высочайшая степень проникновения во вьетнамскую экономику, а часть вьетнамских элит может быть просто им подкуплена по крайней мере, если верить вьетнамской патриотической общественности. Это порождает двойственную политику — пока власти Вьетнама, под напором китайской экспансии и, возможно, с подачи китайских агентов влияния внутри страны, потихоньку прогибаются под Китай в политике и экономике, военные готовятся воевать с Китаем с максимальным напряжением всех сил, а народ зачастую относится к политическому руководству как к предателям, сдающим страну китайцам. В целом политику Вьетнама по отношению к Китаю можно охарактеризовать так: избегать прямого конфликта даже ценой уступок, но быть готовым взять с китайцев несоразмерно высокую цену за силовые действия. Вьетнамцы понимают, что в войне Китай их сомнёт, и готовятся к тому, чтобы любые его приобретения по итогам конфликта были несоразмерны понесённым потерям. Неустойчивое положение Вьетнама вынуждает его идти на сближение с врагами Китая, в том числе и США, которым вьетнамцы ничего не забыли и ничего не простили, но вынуждены поддерживать связи на случай удара со стороны китайцев. Это очень сложная и тонкая политика — политика «на грани». Ситуацию осложняет то, что и с другими соседями у Вьетнама отношения не особо дружеские.
Большинство погибших потеряли опору и сорвались в пропасть с узкого Гималайского хребта. Бой произошёл на спорной приграничной местности. Индия потеряла 20 военных, в первых публичных комментариях по поводу спора премьер-министр Нарендра Моди почтил память убитых двухминутным молчанием и сказал, что его страна "будет защищать каждый камень, каждый дюйм своей территории". Конфликт был вызван тем, что патруль индийских солдат натолкнулся на китайские войска в одном из районов горного хребта. Индийское правительство заявило, что произошла "преднамеренная" засада. Спутниковое изображение, сделанное 16 июня, на котором изображены китайские военные в долине Галван.
За 20 лет было построено всего 40 самолетов. То есть заменить в индийских ВВС самый массовый истребитель МиГ-21 — а планы были именно такие — Tejas не сможет никогда. Обострение отношений Индии и Китая ставит Нью-Дели в трудное положение. Возможность продолжать военно-техническое сотрудничество с Россией под вопросом — как из-за санкций Запада, так и из-за все более тесных отношений Москвы с Пекином последний не очень приветствует передачу российских вооружений и технологий Индии. С другой стороны, сближение с Западом имеет для Индии целый рад ограничений. В Индии к Западу отношение неоднозначное — прежде всего из-за травматической исторической памяти о временах британского владычества. Это тем более важно, учитывая, что у власти находится националистическая Бхаратия джаната парти. При ее правлении английский язык перестал быть государственным, а англизированные названия таких городов, как Бомбей и Калькутта, изменились на национальные Мумбаи и Каликут. Индийцев всегда возмущало отношение США и Великобритании к Пакистану как к союзнику, а оно в целом таковым остается до сих пор, хотя союзничество это весьма противоречивое. Индийское общество может согласиться на стратегический союз с Западом только в качестве даже не равноправного, а равновеликого партнера США, Великобритании и Японии. Но этого будет сложно добиться, а еще сложнее убедить индийское общество в равенстве сторон. Индия может отказаться от военно-технического сотрудничества с Россией только в одном случае — если оно станет технически невозможным, например из-за санкций. Российское вооружение для индийских военных привычно, и по крайней мере до украинского кризиса российскую военную технику Индия могла закупать в больших объемах и по умеренным ценам. Переход на западную технику для Индии безумно дорог, психологически труден и будет если будет очень длительным. Таким образом, Индии придется не мериться силами с Китаем — этих сил у нее недостаточно, — а пытаться избежать конфронтации. Напряженность на индийско-китайской границе зависит от позиции Китая — насколько он заинтересован в обострении. А он, по-видимому, не заинтересован: напряженность вокруг Тайваня и вообще между Китаем и Западом слишком серьезна, чтобы увеличивать ее еще и противостоянием с Индией. Ведь переход Индии в западный лагерь — это последнее, чего хочет Пекин. Ему выгодно, чтобы Нью-Дели продолжал проводить политику нейтралитета и равноудаленности по отношению к мировым центрам силы. В силу всего этого можно предположить, что бряцание оружием в Гималаях таковым и останется — обострение не нужно ни одной из сторон. Другое дело, что и Нью-Дели, и Пекин должны время от времени демонстрировать общественности своих стран брутальность и готовность к бою.
"ВЗГЛЯД": Может ли Россия разрешить конфликт Индии и Китая
Несмотря на естественную тенденцию к тому, что территориальные споры провоцируют конфликты между соперниками, Китай и Индия сохраняли стабильность на своих спорных границах с конца 1970-х до начала 2010-х годов по двум причинам. Китайско-индийский пограничный конфликт в 1962 году. Несмотря на естественную тенденцию к тому, что территориальные споры провоцируют конфликты между соперниками, Китай и Индия сохраняли стабильность на своих спорных границах с конца 1970-х до начала 2010-х годов по двум причинам. Именно поэтому Россия выступила с инициативой провести видеоконференцию руководителей МИД РФ, Индии и Китая, чтобы наметить пути разрешения конфликта. Последние новости и материалы об обострении конфликта между Индией и Пакистаном. На переговорах было решено: Индия и Китай отводят войска из зоны конфликта.
Россия в глобальной политике
Вооруженный конфликт между Индией и Китаем переносит конфликтный потенциал в Шанхайскую организацию сотрудничества. На границе Индии и Китая произошел конфликт с участием военных с обеих сторон. Официальный представитель Западной зоны боевого командования Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Лун Шаохуа заявил, что Вооруженные силы КНР и Индии осуществили взаимный отвод войск из пограничного района в месте конфликта. В Китае данный факт отрицают Рядом с индийским штатом Аруначал-Прадеш военные Китая и Индии столкнулись впервые с мая 2020 года. Но именно она лежит в когнитивной основе всех последующих конфликтов «неприсоединившейся» Индии и «коммунистического» Китая.
Может ли Россия разрешить конфликт Индии и Китая
Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний. Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом. Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества.
Начиная с создания в 2003 году JSG обе страны двигались в сторону большей экономической открытости. В 2005 году JSG подготовила отчет о китайско-индийском торгово-экономическом сотрудничестве29, в котором содержались рекомендации о целесообразности заключения торгового соглашения между Китаем и Индией, охватывающего инвестиционное сотрудничество и торговлю товарами и услугами30. Однако, как отмечают некоторые исследователи, продолжающаяся в течение длительного времени публичная дискуссия о растущем дефиците торгового баланса Индии с Китаем замедлила продвижение двустороннего соглашения о свободной торговле31. Как раз в период активной фазы переговоров о заключении регионального торгового соглашения 2005-2007 гг. В случае заключения торгового соглашения Индия могла бы значительно нарастить объемы экспорта в Китай. Для этого есть определенная экономически обусловленная целесообразность.
Стороны пытались подойти к проблеме несбалансированной структуры торговли за счет возможности увеличения импорта со стороны Китая индийских товаров и услуг в фармацевтической и ИТ-отраслях. Что касается фармацевтического сектора, то длительный и сложный процесс лицензирования в Китае не позволяет индийским компаниям в полной мере закрепиться на его рынке. Однако в зависимости от изменения вектора двустороннего сотрудничества в сторону большей кооперации данная тенденция может измениться в будущем33. Так, в 2018 году после успешных встреч лидеров двух государств - Си Цзиньпина и Нарендры Моди - для преодоления взаимной враждебности, усиленной пограничным конфликтом на плато Доклам летом 2017 года, начались переговоры об освобождении от тарифного регулирования 28 видов индийских медицинских препаратов34. На 11-м заседании Совместной индийско-китайской группы по экономическим отношениям, торговле, науке и технологиям 26 марта 2018 года в Нью-Дели обе стороны подтвердили позитивные результаты предыдущих переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли35. Однако в 2020 году произошло резкое изменение вектора переговоров, и в ответ на события в Ладакхе Индия стала заявлять о планах серьезно ужесточить регулирование импорта некоторых товарных позиций, включая активные медицинские компоненты, необходимые в том числе и для производства дженериков.
Кроме того, в том же году премьер-министр страны Н. Моди заявил о планах сделать индийскую экономику полностью самодостаточной «Atmanirbhar Bharat Abhiyan» self-reliant India campaign , не только в производственном плане, но и «громко заявлять о местной продукции» «local mein vocal» vocal about local для стимулирования потребительского спроса. Премьер-министр Индии также запустил совместную с Японией и Австралией Инициативу по обеспечению надежности цепочки поставок Supply Chain Reliance Initiative , с тем чтобы увеличить экспорт Индии в эти страны. Это фактически является отражением более глобальных попыток Индии переориентировать свой экспорт в долгосрочной перспективе для снижения чрезмерной зависимости от Китая36. Сохранение политического недоверия между Китаем и Индией Очевидно, что внушительный торговый оборот и экономическая целесообразность должны подталкивать Пекин и Нью-Дели к сохранению стабильности их отношений, несмотря на периодическую эскалацию пограничных споров. Одно из наиболее интенсивных начиная с войны 1962 года вооруженных столкновений между двумя странами произошло в июне 2020 года в районе Ладакха северная часть Гималаев.
Кризис на линии фактического контроля ЛФК , которая заменяет отсутствие юридической демаркации и делимитации границы, привел к гибели 20 индийских солдат и не менее четырех китайских военнослужащих. С тех пор отношения остаются напряженными, несмотря на попытки политического и военного руководства нивелировать последствия обострения. Инцидент удалось быстро урегулировать благодаря оперативному задействованию механизмов экстренного взаимодействия по дипломатическим и военным каналам. Еще большему недоверию в китайско-индийских отношениях добавляют взаимные претензии двух стран к их региональной политике. Индия, в частности, опасается экспоненциального роста китайской военной и экономической мощи и постоянного расширения его влияния в Индийском океане и странах Южной Азии37 за счет углубления всесторонних партнерских отношений в том числе с Пакистаном и Шри-Ланкой. Нью-Дели также обращает внимание и на растущее военно-стратегическое присутствие Пекина в зоне ее интересов: Китай строил и впоследствии получил в аренду глубоководный порт Гвадар в Пакистане, расположение которого позволяет Пекину отслеживать военно-морскую деятельность Индии в Аравийском море, а также наблюдать за американо-индийскими маневрами в Индийском океане38.
С настороженностью Индия подходит и к концепции «нить жемчуга» по цепи военно-морских объектов КНР по ее периметру. В этой связи введение в эксплуатацию в 2017 году и последующее расширение в 2020 г. Китай воспринимает оборонное и стратегическое партнерство Индии с США особенно в рамках Четырехсторонней группы по безопасности с участием Австралии и Японии QUAD как военный союз, направленный на сдерживание его интересов в регионе и за его пределами, а также как явную угрозу китайским геополитическим интересам в Южной и Юго-Восточной Азии, а также акватории Южно-Китайского моря. Активизация китайско-индийской конкуренции в ИТР заставляет Китай и Индию усиливать международные и региональные позиции, в связи с чем обе стороны стали еще более активно продвигать свои экономические интересы и модернизировать вооруженные силы, что вызывает рост взаимного недоверия40. В 2022 году Индия поддержала Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру ИТЭС под эгидой США, которая, согласно своим официальным целям, призвана содействовать многостороннему экономическому сотрудничеству в регионе. Индия, опасаясь дальнейшего ухудшения отношений с Китаем, начала усиливать процесс секьюритизации своих торговых связей с ним.
Это вылилось как в ужесточении контроля за внешними инвестициями и увеличении количества импортных барьеров, так и негативно сказалось на желании страны участвовать в региональных интеграционных объединениях. И хотя мотивы в основном сводились к опасениям увеличения конкуренции для индийских производителей со стороны потенциальных партнеров по ВРЭП, одной из наиболее весомых причин был ожидаемый рост уязвимости индийского рынка перед наплывом более дешевых китайских товаров. Таким образом, представляется, что Индия планомерно идет на усиление контроля за китайскими инвестициями в качестве меры по снижению зависимости своего рынка от экономики КНР. Хотя при этом экономический разворот Индии от Китая к Западу сталкивается с различными препятствиями. В настоящее время Китай занимает центральное место в азиатских цепочках поставок, а расширение ограничений на импорт из Китая и отказ от участия во ВРЭП делают экономику Индии менее привлекательной для встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости.
В свою очередь министр обороны Индии заявил, что все пограничные вопросы между Индией и Китаем должны быть решены в соответствии с существующими двусторонними соглашениями и обязательствами на фоне нарастающей напряженности из-за пограничного спора в Гималаях. Отмечается, что это первый раз, когда министр обороны Китая посещает Индию после столкновения между индийскими и китайскими солдатами в долине Галван в пограничной зоне вдоль их горной границы в 2020 году, в результате которого погибли 20 индийских и четыре китайских солдата. Два министра провели "откровенные дискуссии" о событиях в приграничных районах, а также о двусторонних отношениях.
Главный вопрос, интересующий всех - что будет дальше. Формально мирная договоренность между Индией и Китаем от 1962 года не нарушена: она запрещает применение огнестрельного оружия. Поэтому в ход пошли камни и палки, а не артиллерийское орудие. Нью-Дели готовит ракеты и корабли в Бенгальском заливе. Некоторые эксперты считают, что это является четким сигналом того, что Индия готова к любым сценариям развития ситуации в регионе.
Индия посчитала, что они пересекли ее границу и вторглись на ее территорию. В Китае данный факт отрицают Рядом с индийским штатом Аруначал-Прадеш военные Китая и Индии столкнулись впервые с мая 2020 года. Конфликт удалось локализовать, но страны продолжили демонстрировать друг другу силу в воздухе, на море, в горах и киберпространстве. Об этом сообщает издание " Коммерсантъ ". В Китае данный факт отрицают.
Россия в глобальной политике
Минобороны КНР опубликовало в соцсетях информацию о том, что 19-й раунд переговоров между командующими проходил в «конструктивной атмосфере». Но, как передало АР, стороны не дали и намека на готовность к уступкам. Линия контроля в 3488 км, как говорят в Дели, протянулась от района Ладакх на западе до индийского штата Аруначал Прадеш на востоке. КНР считает этот штат своей землей. Индия и Китай сражались друг с другом в 1962 году. В 1967 и 1975 годах завязывались перестрелки. Потери понесли и индийцы, и китайцы. После этого был подписан протокол о том, что огнестрельное оружие не будет больше применяться. Тем не менее в 2020-м произошла стычка в горах. Хотя стрельбы не было, погибли 20 индийских и четверо китайских солдат. После этого началось долгое противостояние, во время которого стороны перебросили в горы десятки тысяч солдат, артиллерию, танки.
А в воздухе их прикрывали истребители.
Аналитики указывают, что у Индии 25 подобных объектов, тогда как Китай располагает только 11 аэродромами. В расчёт берутся только аэродромы в близи государственной границы. Стоит понимать, что речь идёт о странах, располагающих значительными запасами ядерного оружия, а также колоссальным человеческим ресурсом для ведения военных действий. Некоторые аналитики полагают, что происходящее срежиссировано гостями из-за океана, ну а политики не хотят и не могут остановиться. Пока обе стороны находят консенсус, но исключать вооружённого конфликта не стоит. Китай и Индия считают действия другой стороны неприемлемыми, ну а у всего остального мира есть слишком много важных дел, поэтому подобные действия пока остаются в тени. Будем надеяться, что разум возобладает и до открытой войны не дойдёт.
Если у вас остались вопросы, изучите историю взаимоотношений Китая и Индии в ракурсе регионов Аксайчин и Ладакх.
Затем стороны отвели военных. Линия фактического контроля — условная демаркационная линия на приграничной территории, которую оспаривают Индия и Китай в Южном Тибете. В частности, Индия претендует на регион Аксайчин, который является частью Тибетского нагорья и находится под контролем Пекина. Китайские претензии в свою очередь касаются территории Аруначал-Прадеш, которую контролирует Нью-Дели. Тогда после объявления Тибетом независимости его граница с Британской Индией была отодвинута в пользу последней. Пекин такое решение не признал и после того, как в 1951 году взял Тибет под свой контроль, стал выражать территориальные претензии на эту территорию.
Правда, Китай проложил по нему дорогу, связывающую Синьцзян-Уйгурский автономный район с Тибетом, которая стала играть определённую роль в военном плане. Что касается штата Аруначал-Прадеш, большую часть территории которого Китай считает своей, то он с площадью около 84 тыс. Взаимные претензии на эти области вылились в 1962 году в кровопролитную китайско-индийскую пограничную войну.
Несмотря на поставки советского вооружения, индийская армия оказалась гораздо слабее НОАК. По итогам войны Аксайчин был занят китайскими войсками, а Аруначал-Прадеш остался за Индией. Однако сам территориальный спор так и не был решён. Более того, он значительно осложнился после того, когда Пакистан в 1963 году заключил с Китаем соглашение о границе, по которому уступил ему часть территории Кашмира, включая Ладакх. Этот шаг вызвал возмущение в Индии, поскольку Пакистан не только отдал Китаю часть Кашмира, на всю территорию которого всегда претендовала Индия, но и формально узаконил пребывание на ней китайских солдат. Принимая такое решение, Пакистан, очевидно, рассчитывал, что Индия автоматически признает его суверенитет над частью Кашмира. Однако расчёты Исламабада не оправдались, так как Дели вряд ли когда-нибудь откажется от Кашмира. Пограничный вопрос с трудом, но решаем Отношения же между Китаем и Индией значительно ухудшились. И с того времени вооружённые столкновения на линии фактического контроля возникали с завидным постоянством. Последнее значимое из них произошло в июне 2020 года в Ладакхе, в ходе которого погибли 20 индийских солдат и четверо китайцев.
Конфликт превратился в затяжное противостояние в труднопроходимой горной местности, где каждая из сторон разместила десятки тысяч военнослужащих при поддержке артиллерии, танков и истребителей. И хотя затем Индия и Китай вывели войска из некоторых районов на северном и южном берегах Пангонг-Цо, Гогры и долины Галван, тем не менее они продолжают сохранять значительные силы в рамках многоуровневого развёртывания. Нельзя сказать, что обе страны не принимают меры, чтобы разрешить пограничные споры. Так, в 1993 и 1996 годах были подписаны соглашения, призванные обеспечить мир и стабильность в приграничных районах двух стран. В 2003 году произошли взаимные территориальные признания: правительство Индии признало Тибет неотъемлемой частью китайской территории, а Китай признал Сикким частью Индии. В 2005 году во время визита премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Индию обе страны подписали соглашение о руководящих политических принципах решения пограничного вопроса. Сейчас действуют двусторонние механизмы по разрешению пограничных инцидентов. Кстати, за несколько дней до встречи в Дели министров обороны Китая и Индии, о которой речь шла выше, был проведён 18-й раунд переговоров на уровне командиров армейских корпусов вооружённых сил двух стран. По оценке сторон, он был весьма плодотворным, поскольку показал, что обе стороны готовы к дальнейшему ослаблению пограничной ситуации и нормализации двусторонних отношений в условиях текущей международной и региональной ситуации. Было заявлено, что вопрос о границе между Китаем и Индией в настоящее время постепенно переходит от конфликта и противостояния к фазе нормализованного управления.
А посему ситуация на границе в будущем станет более стабильной. Тем не менее «пограничный вопрос остаётся сложным, и поэтому он по-прежнему требует от обеих сторон дальнейшего внедрения механизмов на всех уровнях и по различным каналам, чтобы как можно чаще идти навстречу друг другу, чтобы найти справедливое и разумное решение», - подчеркнула китайская газета «Глобал таймс».