ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ — ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ, принятие башкирами рус. подданства на основе соглашения с царским пр-вом (см. Жалованная грамота). Россия стала федеративным государством 450 лет назад, когда Башкирия присоединилась к ней на основе договора. До вхождения Башкортостана в состав России их было три. Уже 465 лет Башкирия и Россия связаны в неразрывное целое. Проект посвящен истории присоединения Республики Башкортостан к России, начиная с 1557 года и вплоть до периода Гражданской войны в России.
Report Page
- Присоединение Башкирии к Русскому государству: значение и оценки
- К 465-летию присоединения Башкортостана к России
- Республика Башкортостан: история, география, туризм — Ураловед
- Что представляла собой созданная автономия?
- В огне православной инквизиции. Как Башкирия становилась частью России | Пикабу
- День рождения Третьей республики: как Башкортостан завоевывал суверенитет
Башкирия - забытая история
Глава Башкирии дал интервью журналистам о присоединении к России новых субъектов В частности, Радий Хабиров отмечает, что сегодня, 30 сентября, произошло яркое историческое событие в истории страны, причем территории боролись за эту возможность. Теперь это часть великой державы. Глава региона заметил, что Башкирия поддерживает Донбасс с 2014 года, хорошие отношения сложились с руководителями этих территорий.
Табын , уран, затем центральной — мин, юрматы, юго-вост. В 1557 баш. Часть зауральских башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими. Грамоты царя являлись договором между Рос. В баш. Пр-во Ивана IV гарантировало спокойную жизнь, воен.
Башкиры признали себя подданными Рос. В результате П. В то же время башкиры потеряли возможность для создания национального гос-ва. Позднее властями были нарушены нек-рые условия соглашения захвачены баш. Башкирские восстания 17—18 вв. Вхождение в состав Рос. Для России мирное присоединение огромной терр. В историографии сложилось 3 т.
Богатая природа нашего края всегда привлекала разного рода захватчиков. Башкирам приходилось вести непрерывные войны то против одного, то против другого из них, не говоря уже об отражении бесчисленных набегов на наши земли. Нападения успешно отражались только благодаря личным качествам башкирских воинов. Но, намного уступая в численности, вести войны с каждым разом становились все труднее. Вот тогда-то и возникла идея присоединения к Русскому государству.
Необходимо отметить одну очень важную деталь: первыми прибыли посланники от Ивана грозного. Этот факт мы должны помнить всегда. Иначе, укоренилось мнение, что первый шаг был сделан башкирами. Как видите, все происходило несколько иначе. Они объяснили нашим предкам условия объединения.
Условия были мягкими, взаимоприемлемыми для обеих сторон, изнемогающих в войнах с сильными и коварными врагами. Надо отметить, что русские воеводы, видевшие башкир в бою, были поражены их «ратной доблестью». Об этом пишется во многих исторических книгах. Московских гостей башкиры приняли радушно, внимательно выслушали их, одарили подарками. После их отъезда по всей Башкирии начали собираться народные собрания — йыйыны.
Из Астрахани ко мне присылали просить царя, и я собираюсь скоро послать его им; Пока я и в Казань пришлю царя, ты, Измаил, оказал бы мне большое одолжение, если б на помощь Казани послал своих людей". Особые надежды турецкие султаны возлагали на Казанское ханство, находившееся в непосредственном соседстве с Россией. Казанское ханство представляло серьезное препятствие на пути дальнейшего развития Русского государства, не давая ему возможности вести активную внешнюю политику на западе. Кроме того, набеги на русские земли с востока и юга, опустошение деревень и городов, массовый увод в плен населения приносили огромный ущерб русскому народу. В 1571 году в Казанском ханстве было более 100 тысяч русских пленных. Угнанных людей продавали в рабство на рынках Крыма, Средней Азии, Северной Африки, заставляли переходить в мусульманскую веру. Военный конфликт с Казанью становился неизбежным и потому, что Казанское ханство было ключевым пунктом на жизненно важном для России волжском торговом пути со странами Средней Азии, Кавказа, Передней Азии. Это борьба обличалась тем, что среди многих народностей Среднего Поволжья началось движение за освобождение из-под власти хана и присоединении к России. В конце 1546 г.
Движение горных марийцев и чувашей за присоединение к России нашло отклик среди жителей Арской стороны, которые восстали против крымцев, властвовавших в Казани и потребовали, чтобы они подчинились Московскому царю Ивану IV. Попытка московского правительства разрешить казанский вопрос мирным путем не дали положительных результатов. Тем не менее, в процессе присоединения Казани к России наметились вполне реальные сдвиги. Основание в 1551 г. Свияжска, переход населения правобережья Волги на сторону Москвы среди казанских феодалов, вступивших в борьбу со сторонниками ориентации на Крым. Все это значительно облегчило задачу окончательной ликвидации Казанского ханства. В июле 1552 года во главе 150-тысячной армии со 150 пушками и инженерными приспособлениями Иван IV вступил в поход. Однако в этот момент Русскому государству предстояла борьба не только с Казанью, но и с целой антирусской коалицией, возглавляемой Турцией. У крымского хана была предварительная договоренность с казанским ханом и ногайским князем, о нападении с двух сторон, но русские войска начали наступление, 16-18 августа они перебрались через Волгу и двинулись на Казань.
Прежде чем начать войну Иван IV предложил казанцам сдаться, но хан Ядигар ответил категорическим отказом. К 25 августа Казань была окружена кольцом осады. Ожесточенная война продолжалась до октября. Казань штурмом была взята русскими войсками. С этого момента самостоятельное существование Казанского ханства прекратилось, народы Поволжья, в том числе татары, вошли в состав русско государства. Падение казанского ханства предопределило судьбу и Астраханского ханства. В августе 1556 г. Россия стала господствовать на всем протяжении волжского торгового пути. Завоевание Казанского и Астраханского ханств ускорило переход Ногайской орды в вассальную зависимость от Москвы.
Свое подчинение Русскому государству ногайцы объясняли так: "чья будет Астрахань, Волга и Яик, - того будет вся ногайская орда". В результате усиленной внешней политике русского правительства на Востоке, падение казанского и Астраханского ханства и признание Ногайской орды своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России. После взятия Казанского и Астраханского ханства Башкиры воочию могли убедиться в могуществе Русского государства. Часть башкир уже с XII в. В начале XII в. В последней четверти XV в. Это вело к установлению непосредственных контактов между башкирами русскими. Башкирам было известно, что именно народ был ведущий и решающей силой в борьбе порабощенных народов против ордынского ига. Поэтому вполне поняло тяготение башкир, подвергающихся жестокой эксплуатации и опустошительным набегам со стороны казанских, ногайских и сибирских феодалов, к русскому народу стремления получить покровительство могущественного Русского государства.
Несмотря на все уговоры бояр, чтобы Иван IV остался зимовать в Казани и "до конца" выгубил бы воинство басурманское, но царь уехал, рассчитывая, что башкиры и другие народы мордва, чуваши, марийцы, удмурты изнуренные своими властителями и разоренные бесконечными феодальными распрями, сами придут к нему. Прежде чем отправятся в Москву царь разослал, по всем улусом черным людям ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю, не бояся ничего; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним казанским царям. Народы Поволжья, привлеченные обещаниями царских грамот, увидели выход из создаваемого положения в присоединении к Русскому государству. Однако процесс присоединения народов Поволжья к России затянулся на несколько лет. Зимой 1552 г. Это движение продолжалось до весны 1557 г. О непосредственном участии башкир в восстании никаких сведений в источниках нет. Район восстания ограничивался правым берегом Камы и не затрагивал территорию западных башкир. Поэтому царские войска, посланные на подавление движения, доходили до пределов Башкирии, но не вторгались на земли башкирских племен.
Русские войска действовали на территории Казанского края, не переходя башкирской границы. Вместо войск к башкирам, были направлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи.
Вхождение Башкортостана в состав Русского государства
Карамзин в «Истории государства Российского» дополняет Никоновскую летопись интересной деталью дипломатических усилий Ивана IV по мирному привлечению восточных народов под крыло России: «Иоанн в сию несчастную землю — Казанское ханство и его владения, — наполненную пеплами и могилами, послал стряпчего Ярцева с объявлением, что ужасы рати миновали, что народы её могут благоденствовать в тишине, как верные подданные белого царя» 3, с. Сибирские башкиры, включая курганских, вошли в состав России в 1580—1590-х годах после разгрома Сибирского ханства. При оформлении принятия башкирами русского подданства с обеих сторон были выставлены определённые условия. Башкиры обязались платить ясак, «чем богата башкирская земля: пушниной и мёдом. Ясак натурой мог быть заменён денежным платежом. Некоторые должны были служить в войсках» 6, с. Со стороны Русского государства башкирам гарантировались мир и защита от вторжения врагов.
Царь признал за башкирами вотчинное право на землю. Также он обещал не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкир, не трогать религию, не применять насильственной христианизации населения. К чести Ивана Грозного надо сказать, что он не только сам выполнял все принятые обязательства, но и завещал своим венценосным потомкам не трогать и не обижать башкир. И его заветы строго выполнялись первые 100—150 лет после добровольного вхождения Башкирии в состав России. Например, глава 8 Соборного уложения царя Алексея Михайловича вновь подтвердила вотчинное право башкир на свои земли и запретила боярам, дворянам и другим «всяких чинов русским людям» покупать земли башкир. Соборное уложение, выпущенное на Московском печатном дворе в 1649 году, хранится в Российском государственном архиве древних актов.
Оно было представлено в 2007 году на уникальной выставке архивных документов в честь 450-летия присоединения Башкирии в выставочном зале Федеральных государственных архивов. По утверждению сотрудников Федерального архивного агентства, эта выставка, посвящённая только одному субъекту Российской Федерации, проводилась у них впервые. Напрашивается вывод о том, что мы мало уделяем внимания родной истории, особенно после окончания средней школы. Негативную роль играет и труднодоступность исторических документов в архивах страны, особенно центральных. Пользуясь президентской программой, надо сделать так, чтобы все документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, Российском государственном военно-историческом архиве, Госархиве Российской Федерации и исторических архивах субъектов Российской Федерации, имелись в российском сегменте Интернета. Что же обрела Россия в результате добровольного присоединения Башкирии?
Президент М. Рахимов в выступлении на торжествах, посвящённых 450-летию этого события в Уфимском конгресс-холле 11 октября 2007 года, подчеркнул: «Прежде всего — новую территорию от Камы до Тобола, равную Великому Московскому княжеству. Обрела край, богатый корабельными лесами, бескрайними степями, нефтью, цветными и чёрными металлами, другими ценными ресурсами. Этот край стал впоследствии опорным бастионом державы во многих исторических испытаниях.
Известно, что первыми приняли русское подданство западные и северо—западные башкиры, как раз подвластные ранее Казанскому ханству, и, в общем-то, давние насельники края.
Озвучим к последнему абзацу, даже не вопрос, а просто некоторое размышление, опять же, как в арифметике, чтобы «на ум пошло». Может быть, для этих башкир, ранее подвластных Казанскому ханству, это всё было не столько, или не только принятие русского подданства, а и нечто другое, объяснимое общностью их истории с родственными насельниками этого ханства, вначале в Булгарском государстве, и даже в более ранние времена, ну и в последующие тоже. Знак вопроса и здесь всё же не станем ставить, и последуем далее. На постсоветском пространстве, во всяком случае, в России, кроме, пожалуй, русских, мало народов, а то, и вовсе нет таковых, чьей исторической демографии было бы уделено столь пристальное внимание, как к башкирам. И было бы представлено столь большущее число публикаций с подсчётами их, башкир численности со времен уже и дальних, и даже туманных.
Может, такое пристальное внимание связано с широко озвучиваемой сейчас эпохальностью того добровольного присоединения башкир в состав русского государства. Уже упомянутый Радик Вахитов к этому объявляет, что именно башкиры совместно с русским народом дали начало России. Он пишет: «Башкиры, своим первым добровольным шагом к добрососедству и союзничеству с русскими, и дали начало России»[142]. Во ведь, не много, но и не мало. Вместе с тем, он же Вахитов отмечает, что автор книги «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству» А.
Усманов ему лично «откровенно рассказывал, как принял партийный заказ на историческое обоснование добровольности подданства башкир русскому царю»[143]. Как-то, то горячо, то холодно, да, и ладно. Мы же к последнему приведём ссылку на работу, скажем так, несколько иного взгляда на это[144]. Однако есть незадача. Столь значимый в истории российской государственности народ более двух веков после того эпохального акта, присоединения ли, вхождения ли, практически не учитывался, не обсчитывался в государстве, не говоря уже о вопросе, что же так значимо присоединилось или вошло в качестве такового в количественном отношении.
Нет, конечно же, были некоторые отрывочные сведения, и по ним строились и строятся многочисленные предположения, экстраполяции, ретроспекции насчет численности башкир, как до этого акта, так и после такового. Не удержимся, не заметить здесь. И который, согласно этому же автору, хотя уже и несколько поредевшим числом, но всё же, трехмиллионным массивом участвовал в том акте присоединения. Не скажу, что при этом не оговариваются насчет не обоснованности этих цифр Мирасова, но ведь приводят[145]. Может для упражнений с головной подкоркой неискушенных читателей?
Вона, мол, даже, как думали, как считали за велико численность башкир. Опять же, как бы к слову, башкирские гуманитарии, хотя тоже оговариваясь, ведь часто, и Салавата Галлямова фантазии часто в своих работах приводят. И Аркаимы разные упоминают. Наверное, тоже для подобных упражнений. Насчёт того, сколько же было присоединенных или вошедших башкир в Русское государство, чаще всего приводят значения за таковое от академика Р.
Раиль Гумерович некоторым ретроспек-тивным приемом, башкир вместе с оставшейся частью ногайцев на момент присоединения к России оценивал в около 180—240 тыс. Не густо, не густо, не тот трехмиллионный массивный монолит, или монолитный массив Сагита Мирасова. И к этому нельзя не высказаться об одном очень важном явлении, произошедшем в связи с присоединением края к русскому государству. Это начало массовой и нарастающей миграции в край пришлого населения.
Причины их вспышек различны: военно-политические, общественно-социальные, религиозные. Мы решили вспомнить некоторые из них вместе с историком, телепублицистом, кандидатом исторических наук Салаватом Хамидуллиным. Начался он в 1557 году, а завершился в начале XVII века. Его описание заняло бы слишком много места, но следует сказать одно: судя по документам, башкиры очень гордились тем, что приняли подданство «не под саблею», а по собственной воле, т. Тогда это много значило, так как по представлениям того времени покоренные оружием лишались многих прав и свободы.
Сегодня, когда под влиянием так называемой «деколонизации сознания» многие трактовки прошлого сменили свои полюса, предпочтительнее стало занимать позицию народа-жертвы, подвергшейся завоеванию. Вспомнить хотя бы день памяти жертв взятия Казани, провидимый в соседней республике. Но историческая действительность далека от подобных инсинуаций. Поэтому нельзя ориентироваться на современную политическую моду, которая постоянно меняется, а нужно опираться на источники, пытаться смотреть на события глазами людей того далекого времени. Так вот даже в павшем Казанском ханстве коренное население, в отличие от малочисленной ордынской верхушки экзогенного происхождения, требовало от собственного правительства присягнуть Ивану IV. Образование многонациональной империи сначала Рюриковичей, а затем Романовых было предопределено историей. И башкиры, сумевшие сохранить политическую субъектность в долгом процессе борьбы за наследство Чингиз-хана, т. Они обязались платить ясак, поставлять в случае войны свою конницу в царское войско, охранять границу, не нападать на царских данников и разрешить ставить на своих землях «царевы городки». Царь же «на вечные времена» закрепил права башкир на их земли, веру, а также признал их самоуправление.
Поначалу обе стороны выполняли условия договора: царь защищал башкирские вотчины от посягательств, а башкирские отряды участвовали в Ливонской войне 1558—1583 , сражались в составе ополчений в 1608—1612 годов против Лжедмитрия II и поляков, ходили в походы против монголов-ойратов калмыков , беспокоивших в первой половине XVII века юго-восточные границы государства. Но постепенно русские промышленники и купцы стали захватывать башкирские вотчины, башкиры же в ответ начали восставать. Локальные бунты происходили в 1616, 1633—1635, 1645 годах, а в 1662—1664 и 1681—1684 годы юго-восточные окраины Московского царства сотрясали уже общенациональные башкирские восстания. Все они протекали по стандартной схеме: после серии вооруженных столкновений, происходивших с переменным успехом, правительство обращалось к башкирам с предложением переговоров, во время которых оно всячески открещивалось от имевших место злоупотреблений, перекладывая вину за них на местных воевод, и заверяло в недопущении их впредь. Башкиры, в свою очередь, отправляли своих посланцев в Москву, которые приносили присягу на верность трону, т. Так продолжалось до Губернской реформы Петра I, согласно который гигантский Уфимский уезд от Волги до Тобола , территориально совпадавший с исторической Башкирией, было решено подчинить властям вновь учрежденной Казанской губернии.
В итоге исключительность отношений башкир и России была отражена в «Соборном Уложении» 1649 года , где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать. В республике в 1957 и 2007 годах проходили торжественные мероприятия и научные конференции, посвящённые 400- и 450-летию присоединения Башкирии к России. В честь данного события в Уфе установлен Монумент Дружбы. Юмагузина, в 1554 году ногайский мурза Юсуф стал вассалом России. В начале XVII века в связи с тяжелыми обстоятельствами нашествие калмыков, растущее влияние русских, недовольство башкир ногаи уходят на Кубань. Война с калмыками заставила башкир присоединиться к Русскому государству: 21 августа 1659 года в Москве были приняты послы от племени юрматы, в феврале 1671 года — представители минцев, а после остальные. Процесс вхождения башкир в состав Московского государства охватывал длительный исторический период, продолжавшийся свыше ста лет, и окончательно завершился не в 1557 году, привозом ясака в Казань группой башкир, а во второй половине следующего столетия закреплением отношений башкир с Москвой на самом высоком уровне. Как мы вошли в состав России? По сведениям князя Андрея Курбского и английского посла Дженкинсона , в первой половине 1550-х годов в Ногайской Орде умерли, по одним данным, 100 тыс. Кульшарипов М. Кузееву , который опирается на обнаруженные в Ленинградском отделении Института востоковедения шежере племени гайна, посольство гайнинцев в 1554—1555 гг. Кульбахтина, опубликованные Ю. Мирасовым копия грамоты башкирам племён Усерган, Бурзян, Кыпсак и Тамьян на самом деле представляет собой копию жалованной грамоты русского царя Ивана IV, данной башкирам этих племён в середине XVI века при их вхождении в состав Русского государства. Литература[ ] Горохов А. Алтон С.
Навигация по записям
- Условия и последствия присоединения Башкортостана к России
- Башкирия отмечает 450-летие вхождения в состав России | Информационный портал
- Республики, входящие в состав России в 2024 году
- Судьбоносный выбор
- ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Башкирия - забытая история
Официальной датой вступления Башкирии в Российское государство считается 1557 г. Прогрессивное значение присоединения Башкирии к России сказалось на развитии экономики и культуры края. Присоединению Башкортостана к Русскому государству предшествовала длительная и жестокая борьба башкирского народа против ногайского господства и против той части башкирских феодалов, которая поддерживала завоевателей. В результате усиленной внешней политики русского правительства на Востоке, падения Казанского и Астраханского ханств и признания Ногайской Ордой своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России. В результате вхождения Башкортостана в состав России в крае прекратились междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Из цикла исторических роликов, посвященных 450-летию вхождения Башкирии в состав России.
Башкирия отмечает 450-летие вхождения в состав России
Это было лишь делом времени и случая. Вот ведь даже как пишут, но не будем обсуждать сиё, предоставим это другим. Заметим только что начало этой выдержки вполне созвучно выше приведённому выводу З. Еникеева из предыстории башкирского народа перед этим эпохальным присоединением. По нашему же мнению, происходило присоединение башкирских, а, в общем-то, тюркских и возможно даже иных родов и племён в состав России, но никак не некоего Башкортостана. Не существовало такой государственности, во всяком случае, на тот момент, да и в обозримом прошлом тоже.
И как уже было отмечено этот процесс вхождения тюркских, башкирских родов и племен Южного Урала в состав Русского государства происходил пошагово и очень растянуто по времени. Добавим к этому: «Как свидетельствуют шежере, каждый башкирский род племя принимал решение войти в состав России и действовал по осуществлению принятого решения самостоятельно. Он посылал в Казань своих представителей с изъявлением воли и стремлений населения общины и отсылал с ними ясак царю вне зависимости от остальных родо-племенных образований. Возможно, имели место отправления в Казань объединенных посланников от имени нескольких родов, как, например, кыпсаки, усергане и тамьяне»[139] Никоновская летопись отмечала: «А сам государь послал всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты… чтобы шли к государю, не боясь ничего, а кто лиха чинил, тем Бог мстил, а их государь пожалует, и они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям»[140]. Получается ведь так, что тогда государь со своими посланиями обратился не только к башкирам, а, в общем, к населению, бывшему прежде подвластным Казанскому ханству.
И к тому же, как далее всё сложилось, Б. Азнабаев отмечает: «башкирские волости могли создаваться российской администрацией в новых территориальных границах для решения конкретных военных, административных или фискальных задач. В подобных ситуациях этническая гомогенность состава новой административной единицы могла учитываться властями только по большому счёту. В новую волость, которую сами башкиры называли родом, нередко входили представители не только различных родов, но и иных этносов»[141]. Известно, что первыми приняли русское подданство западные и северо—западные башкиры, как раз подвластные ранее Казанскому ханству, и, в общем-то, давние насельники края.
Озвучим к последнему абзацу, даже не вопрос, а просто некоторое размышление, опять же, как в арифметике, чтобы «на ум пошло». Может быть, для этих башкир, ранее подвластных Казанскому ханству, это всё было не столько, или не только принятие русского подданства, а и нечто другое, объяснимое общностью их истории с родственными насельниками этого ханства, вначале в Булгарском государстве, и даже в более ранние времена, ну и в последующие тоже. Знак вопроса и здесь всё же не станем ставить, и последуем далее. На постсоветском пространстве, во всяком случае, в России, кроме, пожалуй, русских, мало народов, а то, и вовсе нет таковых, чьей исторической демографии было бы уделено столь пристальное внимание, как к башкирам. И было бы представлено столь большущее число публикаций с подсчётами их, башкир численности со времен уже и дальних, и даже туманных.
Может, такое пристальное внимание связано с широко озвучиваемой сейчас эпохальностью того добровольного присоединения башкир в состав русского государства. Уже упомянутый Радик Вахитов к этому объявляет, что именно башкиры совместно с русским народом дали начало России. Он пишет: «Башкиры, своим первым добровольным шагом к добрососедству и союзничеству с русскими, и дали начало России»[142]. Во ведь, не много, но и не мало. Вместе с тем, он же Вахитов отмечает, что автор книги «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству» А.
Усманов ему лично «откровенно рассказывал, как принял партийный заказ на историческое обоснование добровольности подданства башкир русскому царю»[143]. Как-то, то горячо, то холодно, да, и ладно. Мы же к последнему приведём ссылку на работу, скажем так, несколько иного взгляда на это[144]. Однако есть незадача.
Впервые эта территория стала частью Русского государства в XVII веке, во время правления первого государства русского царя Алексея Михайловича. С тех пор Башкирия постоянно меняла свое политическое и культурное статусы, попадая под власть различных государств и империй. Однако основным периодом в истории присоединения Башкирии к Русскому государству стало время, когда Башкирия стала частью Российской империи. Башкирия была присоединена к Российской империи после ряда военных кампаний и переговоров с местными властями. Таким образом, Башкирия стала важной территорией, обеспечивающей границу и влияние русской империи на дальний восток и Сибирь. С этого момента Башкирия официально стала частью Русского государства. Присоединение Башкирии к Русскому государству имело как положительные, так и отрицательные последствия для региона. С одной стороны, присоединение сопровождалось строительством новых дорог и инфраструктуры, ростом торговли и промышленности, а также укреплением правопорядка. С другой стороны, процесс присоединения привел к культурным и социальным изменениям, в результате которых множество национально-культурных традиций и изысканных обычаев были утеряны или существенно изменились. В целом, присоединение Башкирии к Русскому государству было важным историческим событием, которое повлияло на развитие региона и его населения.
Россия стала федеративным государством 450 лет назад, когда Башкирия присоединилась к ней на основе договора. Игнорирование интересов таких регионов как Башкирия - это политическая близорукость". Артур Идельбаев, бывший лидер Союза башкирской молодежи был еще жестче в своих оценках. Неужели, чтобы подписать договор с республикой, нужно развязывать войну внутри страны? Тем более, что Башкирия первая 450 лет назад подписала договор с Москвой, по которому башкиры имели большие привилегии. Вы не думайте, что каждый депутат в Госдуме умный. Так уж сложились звезды, что Морозов оказался в парламенте.
В баш. Пр-во Ивана IV гарантировало спокойную жизнь, воен. Башкиры признали себя подданными Рос. В результате П.
Присоединение Башкирии к Русскому государству
Видео с церемонии подписания договоров о вхождении в состав России новых территорий опубликовал на своей странице в соцсети Глава Башкортостана Радий Хабиров. Владимир Путин выступил на торжественном собрании, посвященном 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Тут найдется полное раскрытие темы -Условия и последствия присоединения Башкортостана к России, Загружено: 2008-12-09.
Республика Башкортостан: история, география, туризм
В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Прогрессивное значение присоединения Башкирии к Русскому государ-ству особенно ярко видно на фоне тех грандиозных успехов, которых, до-стигла бывшая колониальная окраина царской империи за 40 лет совет-ской власти. Стремление присоединиться к автономной Башкирии стало проявляться сразу же после провозглашения таковой, и не только на ее территории, но и в Уфимской губернии. Присоединение калмыков к Русскому государству оказалось положительным во многих отношениях и для России.
Сообщить об ошибке
В свою очередь, башкиры тоже выставили ряд условий; главным было обязательство московской власти признать вотчинное право башкир на занимаемые земли. Кроме того, башкиры ходатайствовали о возращение земель, которые были у них отобраны татарскими и ногайскими феодалами. Башкирские послы просили. Чтобы эти условия были закреплены царской грамотой и чтобы грамоты были жалованы не вообще. А каждому роду или племени в отдельности. Такая просьба была учтена Иваном Грозным.
По утверждению «Татарской летописи». Башкиры « все от русских получали грамоты…» В середине XVIII века линия крепостей, протянувшаяся вдоль реки Урал до самого Каспийского моря, закрыла «Уральские ворота»- равнинный переход между Уральскими горами и Каспием, через который веками азиатские кочевые племена устремлялись в Европу. Впоследствии эта линия стала плацдармом для завоевания Казахстана и Туркестана. Завоевание Башкирии было значительным этапом на пути создания Империи.
Приём Иваном Грозным башкирских послов в 1557 г. Обоюдно выгодный союз имел ряд преимуществ. Российское государство получало новые земли и подданных. Башкиры получили сильного покровителя. Также данный союз способствовал развитию земледелия и торговых связей. К оседлому образу жизни перешла значительная часть башкирского населения. Медальер В.
Открытие празднеств состоится у Монумента Дружбы народов, где будет проходить основная культурная программа, посвященная юбилею. Перед зрителями предстанут певческие и танцевальные коллективы, ставшие победителями республиканских конкурсов в преддверии празднования юбилея. На концертных площадках города выступят профессиональные артисты, подготовившие свои программы к празднеству. Торжества продолжатся в полностью реконструированном к юбилею ипподроме «Акбузат», где состоятся конноспортивный праздник и всероссийские соревнования по конному спорту, в котором 11-12 октября будут соревноваться около 200 спортсменов.
В 1554—57 переговоры с царским наместником в Казани боярином А. Горбатым-Шуйским вели представители башкирских племён и родов сев. Табын , уран, затем центральной — мин, юрматы, юго-вост. В 1557 баш. Часть зауральских башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими. Грамоты царя являлись договором между Рос. В баш. Пр-во Ивана IV гарантировало спокойную жизнь, воен. Башкиры признали себя подданными Рос. В результате П. В то же время башкиры потеряли возможность для создания национального гос-ва. Позднее властями были нарушены нек-рые условия соглашения захвачены баш. Башкирские восстания 17—18 вв. Вхождение в состав Рос.
Владимир Путин признался в любви к Башкирии
Еникеева начинается с объявлений того, что «Вопрос о вхождении Башкортостана в состав Русского государства в исторической науке является дискуссионным. Нет единого мнения также и о характере и датировке вхождения»[134]. И, в общем, сам же отвечает на первое, о характере присоединения: «В настоящее время следует считать доказанным, что принятие башкирами российского подданства было со стороны башкирских племен осознанным добровольным актом»[135]. У нас, конечно же, нет никаких возражений этому, тем более что это событие в республике отмечается как большой праздник. Оговоримся только, что в ответе написано всё же правильнее, происходило присоединение башкирских родов и племён, а не некоего Башкортостана. Не существовало такой государственности, во всяком случае, на тот момент. А бытовала ли ранее какая-либо государственность, хотя бы в качестве объединений некоторых отдельных башкирских племён, да ещё и с древнейшими городищами, о чём пишут, надо бы доказательнее всё же обо всём таковом писать. Согласимся, и со вторым от З. Еникеева в отношении сложности «датировки вхождения ». Действительно, то эпохальное присоединение или вхождение башкир в Русское государство происходило вполне растянуто по времени.
Причём происходило это очень пошагово, практически почти как «степ бай степ» отдельными родами, племенами и даже отдельными челами. За последнее можно посмотреть небольшую, но очень убедительную статью д. И прописано: «Вопреки сложившемуся в нашей историографии мнению о том, что башкиры принимали подданство по родам, документ показывает, что подчинение российской администрации предполагало различные варианты, в том числе, и в виде поступления на службу русскому царю»[137]. От себя повторимся, что по содержанию статьи, ведь даже отдельными челами. И повторимся с вопросом, какую же присоединявшуюся башкирскую государственность всё это представляло. Причём ведь даже утверждают, что, и, с населением практически монолитно башкирским. Позволим все же себе, знак вопроса и здесь не ставить. Очень, скажем так, интересно об том эпохальном событии присоединении к Московии прописано Р. Янгузиным совместно с Ф.
Разумеется, всего этого могло не быть, если бы не было развитых политических традиций. Думается, это позволяет заключить, что зависимость башкир от Казанского ханства в этот период не была абсолютной и имела несколько призрачный и формальный характер и время от времени прерывалась. Это было лишь делом времени и случая. Вот ведь даже как пишут, но не будем обсуждать сиё, предоставим это другим. Заметим только что начало этой выдержки вполне созвучно выше приведённому выводу З. Еникеева из предыстории башкирского народа перед этим эпохальным присоединением. По нашему же мнению, происходило присоединение башкирских, а, в общем-то, тюркских и возможно даже иных родов и племён в состав России, но никак не некоего Башкортостана. Не существовало такой государственности, во всяком случае, на тот момент, да и в обозримом прошлом тоже. И как уже было отмечено этот процесс вхождения тюркских, башкирских родов и племен Южного Урала в состав Русского государства происходил пошагово и очень растянуто по времени.
Добавим к этому: «Как свидетельствуют шежере, каждый башкирский род племя принимал решение войти в состав России и действовал по осуществлению принятого решения самостоятельно. Он посылал в Казань своих представителей с изъявлением воли и стремлений населения общины и отсылал с ними ясак царю вне зависимости от остальных родо-племенных образований.
В 80-90-е гг. Вотчинное право башкир ; обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в др. Башкиры, признав себя подданными рус. Военная служба башкир и вносить в казну поземельную подать ясак медом и пушниной. В результате вхождения Башкортостана в состав Рус. В Башкирию стали переселяться рус. Переселенческое движение.
Между ними и башкирами устанавливаются хоз. В свою очередь, Рус. Однако усилился феод. Земельная политика царизма , рост налогов и повинностей см. Налоги и повинности , насильств.
И те, и другие говорят почти на одном языке, исповедуют ислам и более-менее относятся к одной культуре. Тем не менее между ними разрыв, потому что башкиры платят дань — ясак ногайскому правителю, а ногаи освобождены от этой тяжкой повинности.
Здесь водораздел происходит по древним степным традициям, как это было, например, у монголов, когда были племена-господа, а были потерпевшие поражение, зависимые племена. Если мы берем Казанское ханство и плохо изученную ситуацию в Сибирском государстве, то мы видим совершенно иную систему. В Казанском ханстве представители башкирских родовых структур интегрируются в систему Казанского государства как служилые сословия. Даже по замечанию современных казанских исследователей, в документах, где перечисляются этносы и сословия Казанского ханства, мы редко находим этноним «башкир». Современный исследователь Исхаков отметил, что башкиры скрывались под термином «тархан». А кто такие тарханы? Это служилые сословия, обязанные нести военную службу.
То есть башкиры в Казанском ханстве — это военно-служилое сословие, которое получало привилегии от государства. Элита государства нуждалась в военной коннице, прежде всего для охраны восточных границ. И мы видим определенный процесс переселения части башкирских родов из центра Ногайского государства ближе на запад, к пределам Казанского государства. То есть туда, где башкиры все-таки интегрировались в служилые слои, в структуру элиты, а не в позиции покоренного народа. Что это за государство? В современной историографии Татарстана Казанское ханство объявляется ни много ни мало национальным государством татар. Тогда вопрос — как это понимать, что такое татары и какова структура этого Казанского ханства?
Если автор этого термина знаком немного с политологией и социологией, то он должен понимать, что сам концепт национального государства неприемлем для этой эпохи и для этой территории. Мы знаем, что национальные государства образуются значительно позже и в Западной Европе, в 18-19 веке. Здесь же мы видим классические сословные образования, в которых национальная принадлежность — это совершенный модернизм. О каком национальном государстве может идти речь, если элита Казанского государства представляла собой классических ордынцев, то есть знать Золотой Орды, а местное население этнически принадлежало к древнему булгарскому населению?
Городские восстания на короткое время выводят посадских людей на политическую арену, но слабость экономического развития не дает возможности прогресса по западноевропейскому образцу. Позиция крепнущей державы по отношению к своим польско-литовскому и шведскому соседям, преобразуется из оборонительной в наступательную, осуществляя к концу века присоединение сугубо российских территорий и превратив в подчиненную автономию большую часть Украины. Уроки Смуты помнят внуки Д. Пожарского, Д. Трубецкого, Ф. Шереметева, М. Шеина, они по большей части — на стороне Петра в его борьбе за власть. Для нашей родины Смута оказалась не только итогом XVI века, она не ослабила поступательного развития от Российского царства к жестко организованной империи, напугав общество хаосом и заставив всецело поддерживать твердую бюрократическую государственность. В царствование Ивана Грозного: часть государства, находившаяся в непосредственном управлении царя и служившая ему опорой в борьбе за создание сильной центральной власти, а также само правление этого времени. Специальные войска этого времени. Земщина - основная часть территории Русского государства, не включенная Иваном IV Грозным в особый государев удел - опричнину. Управлялась земской Боярской думой, имела свои обособленные полки. К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. В неё вошли князь С. Прозоров, окольничий князь Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября. Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов. Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора всего — 315 , а по склейкам столбцов — подписи дьяков. С этого подлинного свитка для хранения которого более века спустя, при Екатерине II, был изготовлен серебряный ковчежец была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии отечественной юридической техники.