Новости храм христа спасителя зал церковных соборов

26 апреля и 18 октября, Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя. Сегодня в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя проходит I Всероссийский благотворительный Съезд, который объединил большое количество. Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя был открыт летом 2000 года. ТК Союз нуждается в поддержке: Группа ВК МузСоюз Также рекомендуем вам посмотреть: Святейший Патриарх Кирилл: Лекции профессора а: Церковный календарь: Читаем Евангелие вместе с Смотрите видео онлайн.

География фестиваля

  • Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Москва
  • Билеты в Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя (Москва), все мероприятия
  • 27-28 ноября состоится юбилейный XXV Всемирный Русский Народный Собор
  • Международная деятельность
  • Предстоящие концерты
  • Московский Пасхальный фестиваль

Билеты в Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя

«Пространства». Зал Церковных Соборов выполнен в уникальном архитектурном решении: его своды напоминают боярские палаты, а в оформлении интерьера использованы классические бежевые и бордовые оттенки. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сегодня утром совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. 16 октября 2023 года в 18:00 в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя при поддержке Министерства культуры РФ и. 16 октября 2023 года в 18:00 в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя при поддержке Министерства культуры РФ и. ТК Союз нуждается в поддержке: Группа ВК МузСоюз Также рекомендуем вам посмотреть: Святейший Патриарх Кирилл: Лекции профессора а: Церковный календарь: Читаем Евангелие вместе с Смотрите видео онлайн. Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя впечатляет своим убранством и архитектурой. купить билеты на концерт в Москве по выгодным ценам.

Что представляет собой зал церковных соборов храма Христа Спасителя?

Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенской духовной академии. За богослужением молились участники собрания, которые по окончании Литургии проследовали в Зал церковных соборов. Материалы по теме.

Вы ведёте войну освободительную, справедливую. Марши «Триумф победителей» и «Прощание славянки» в исполнении духового оркестра «Модерн» тронули публику до слёз: слушатели хлопали в такт музыке, пока оркестр уходил вдаль. В концертном зале наступила тишина: зазвучали слова писем солдат с фронта. Проникновенной музыкально-сценической композицией «Памятник солдату» Виктора Голикова Старший хор Центра «Радость» почтил память Неизвестного солдата. Прозвучавшая в исполнении хора «Маленькие мастера» песня Победы перенесла воображение слушателей в солнечные майские дни 1945-го. На протяжении всей своей истории Москва была собирателем русских земель.

Город — сердце России, духовный центр и яркий символ единства народов, проживающих на территории Российской Федерации. На гала-концерте тема дружбы народов также раскрылась через музыку. Именно здесь блеснул хор «До-Ре-Ми» из Махачкалы, добавивший солнечных музыкальных красок Дагестана в звучание хора «День проснулся над аулом» Готфрида Гасанова. Многие годы она участвует в концертах программы «Поют дети Москвы», поэтому участники Большого сводного хора хорошо знают и любят ее. Под весёлую, задорную песню Греты «Вместе» дети стали выбегать к ней из зала и подпевать. Радость единства и дружбы отразилась в следующих концертных номерах, подготовленных ансамблем танца «Планета детства», хорами «Возрождение» и «Касталия», а также солисткой Светланой Ионовой. Произведение Давида Тухманова «Родина моя» напомнило каждому зрителю, что все мы — одна большая семья! И вот, в завершение концертной программы, на станки поднялись артисты Государственной академической хоровой капеллы имени А.

Финальные произведения концерта были посвящены отваге и мужеству российского народа, которые вели его через испытания к победам. Это хор «Вставайте, люди русские» Сергея Прокофьева, хоровое переложение песни «На поле танки грохотали» Георгия Портнова, «К вам, павшие» из цикла «Четыре хора на стихи А. Твардовского» Родиона Щедрина. Завершился концерт звуками величественной патриотической песни «Славься» Михаила Глинки, которую исполнил сводный состав участников концерта под управлением заслуженной артистки России Татьяны Ждановой.

Рождество Христово — это не просто праздник, это особенное время, когда каждый стремится стать лучше, подарить свою любовь и доброту близким людям.

Это время, когда сердце наполняется ожиданием чуда и торжества! Талантливые дети исполнят песни, стихи и представят танцевальные номера, посвященные светлому празднику Рождества! Специальными гостями благотворительного праздника станут заслуженная артистка России Зара и народный артист России Александр Олешко.

Раньше на этом месте находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьёвский дворец.

Выбор местоположения был также обусловлен исторически: путь к храму располагался между Смоленской и Калужской дорогами к Москве, по одной из которых войска Наполеона вошли в город, по другой — его покинули [13]. Для Витберга, не бывшего профессиональным архитектором, строительство имело в первую очередь символическое значение — он замыслил возвести новый Соломонов храм , или, как он нередко называл его в своих записках, Храм Премудрости [14]. В основе этого проекта лежали масонские идеи, а его автор стремился найти «вселенский первопринцип, лежащий в основе Бога, природы и мышления», и воплотить его в архитектуре. Я вообразил себе Творца точкою.

Назвав её единицею, Богом, поставил циркуль и очертил круг, коего центр эта точка; эту периферию назвал множественностью-творением. Итак, я имел единицу и множественность, Творца и творение. Как эта точка может соединяться с перифериею, наблюдая за черчением я видел, что расходящиеся ножки циркуля делают прямую линию, коих бесконечное множество составляют круг и которые все, пересекаясь в центре, составляют кресты; а следственно крестом соединяется с Творцом природа. Таким образом, я получил три формы: линию, крест и круг, составляющие одну таинственную фигуру, совершенно успокоившую меня; и с этой минуты я постиг сию тайну.

Витберг считал, что этот храм должен обладать прямоугольной формой в виде гроба, быть высечен в скале и содержать катакомбы. Сооружение служило бы местом поминовения убитых воинов в войне 1812 года. Нижняя часть называлась «Храмом тела» и олицетворяла хтонический , потусторонний мир или могилу. В алтаре нижнего яруса предполагалось установить изображение Рождества и барельеф в память о смерти Христа и апостолов.

Его крестообразная форма символизировала одухотворённость и жизнь. Средний храм планировалось освятить во имя Преображения Господня — соответствующую сцену собирались поместить в алтаре, а по стенам расположить барельефы. Согласно плану, третий ярус представлял собой божественный храм и был посвящён духовной ипостаси человека. Храм состоял из «чистого круга, следствия креста», в его алтаре изображалось Воскресение.

Верхняя часть должна была стать источником света для других помещений, а плафон купола — ярко освещён окнами [16] [17]. Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо, с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах Закладка храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах, 1817 год 12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, на Воробьёвых горах состоялась закладка первого храма в присутствии Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны , великого князя Николая Павловича , прусского принца Вильгельма и архиепископа Августина [18]. Окончательная смета строительства, составленная Витбергом, была утверждена императором в 1820 году. Для контроля учредили особую комиссию под председательством Московского митрополита Серафима и московского военного генерал-губернатора.

В 1821 году комиссия дала разрешение на начало земляных работ. В первые годы стройка шла энергично: по некоторым данным, для работ было приобретено более 20 тысяч подмосковных крепостных крестьян [19]. В 1825 году Высочайшим повелением было приказано соединить Волгу и Москву-реку для доставки каменных материалов к строительной площадке. По данным Мостовского, комиссия потратила порядка 278 тысяч рублей на «устройство судоходства по верховью Москвы-реки и улучшение водоотводного канала», на строительство барок ушло около 292 тысяч, а на соединение двух рек — ещё 123 тысячи рублей.

Несмотря на грандиозные затраты, темпы работ постоянно снижались. В течение семи лет строителями не был завершён даже « нулевой цикл » [20]. Строительными работами руководил сам Витберг, не имевший практического опыта руководства: он не вёл должных учёта и контроля, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился излишне доверчиво. Завершить проект Витбергу не удалось [21].

Возведение собора приостановилось по восшествии на престол Николая I в 1825 году.

26 ноября в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя прозвучали «XII Священных Псалмов»

В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Его Святейшества с награжденными клириками. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя впечатляет своим убранством и архитектурой. купить билеты на концерт в Москве по выгодным ценам. Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя Зал церковных соборов предназначен для проведения как религиозных, так и светских мероприятий. Вся информация о концертах в Храм Христа Спасителя. Зал Церковных Соборов.

Будем рады видеть вас

  • ГБУ «Московский городской дом учителя»
  • В Храме Христа Спасителя состоялась премьера оратории «Сохранивший веру»
  • Международная деятельность
  • 27-28 ноября состоится юбилейный XXV Всемирный Русский Народный Собор
  • Все материалы

Что представляет собой зал церковных соборов храма Христа Спасителя?

Москва, ул. Волхонка, д. Билеты на концерты в Храм Христа Спасителя без наценки, по официальным ценам в продаже на Biletmarket.

Патриарх ответил на вопросы из зала. Затем с сообщением о деятельности Епархиального совета в 2022 году выступил митрополит Воскресенский Дионисий. В ходе заседания были представлены отчетные доклады: председателя Отдела религиозного образования иеромонаха Онисима Бамблевского ; председателя Социального отдела протоиерея Михаила Потокина; председателя Отдела по делам молодежи протоиерея Кирилла Сладкова; председателя Комиссии по работе с вузами и научным сообществом епископа Луховицкого Евфимия.

С докладом выступил председатель Миссионерского отдела епископ Зарайский Константин. Руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения Чернега выступила с сообщением об изменениях в законодательстве о религиозных объединениях. Председатель редакционной комиссии епископ Зеленоградский Савва огласил проект итогового документа Епархиального собрания. После внесения правок итоговый документ был принят. Затем патриарх Кирилл обратился к участникам заседания с заключительным словом.

Другие новости.

Наружные леса с будущего храма убрали уже в 1860 году, однако украшение и отделка, а также устройство набережной и площади продолжались на протяжении ещё 20 лет.

В период с 1837 по 1862 год расходы на строительство шли от Комиссии для построения храма, однако в 1862-м Высочайшим императорским повелением было установлено ежегодное ассигнование , составлявшее порядка 300 рублей серебром [33]. Строительством храма руководил ученик Тона, архитектор Иосиф Каминский. Горельефные изваяния святых были выполнены скульпторами Антоном Ивановым , Николаем Рамазановым и Александром Логановским.

В оформлении интерьеров храма участвовал также архитектор Виктор Коссов [35]. В 1880 году сооружению было присвоено официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, утверждены духовенство и причт. Указом от 25 мая 1883 года собор приняли «на счёт казны» с ежегодной сметой в 66 850 рублей на «штат расходов по содержанию московского кафедрального собора во имя Христа Спасителя».

После смерти Тона в 1881 году стройку возглавил его ученик академик Александр Резанов. На этапе проектирования в 1830—1840-х годах Резанов участвовал в работах в качестве художника [36]. В том же году завершились работы по устройству набережной, площади вокруг храма, были установлены наружные фонари [37].

Для транспортировки блоков гранита и мрамора из северных губерний европейской России в северо-западной части Московской губернии был прорыт Екатерининский канал. Вид на Москву с Воробьевых гор. Владимир Аммон , 1856 год Ещё до окончания строительства изображения храма начали появляться на планах и пейзажах Москвы.

Например, собор был отмечен на «Иллюстрированном плане столичного города Москвы», изданном в 1878 году А. Касаткиным, и на «Иллюстрированном новом плане столичного города Москвы с достопримечательными зданиями Кремля, кремлёвских и других московских соборов, монастырей, известных церквей, дворцов кремлёвских и загородных знаменитых окрестности ея», нарисованном в 1882 году чертёжником Орловским. Однако ранние изображения несколько отличались от возведённого здания [38].

На церемонии присутствовали также императрица Мария Фёдоровна , наследник и великая княжна Ксения Александровна. Событие сопровождалось шествием из храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом. После освящения в храме была совершена первая литургия [39].

Храм во имя Христа Спасителя высотой 103,5 метра стал самым высоким сооружением в Москве и самым вместительным храмом в стране [40]. Вскоре после освящения храма была учреждена государственная награда — медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя» , которая вручалась участвовавшим в проектировании и строительстве. В общей сложности возведение кафедрального собора обошлось казне в сумму около 15 млн рублей, при этом деньги на строительство храма включались в общую смету государственных расходов по ведомству путей сообщения и публичных зданий.

Только на позолоту куполов и кровли приняли пожертвование от московского купечества — более 20 пудов золота [41] [42]. Возведение храма было критически воспринято некоторыми современниками. Так, художник-баталист В.

Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» собор «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра » [43]. Другие авторы, напротив, отмечают, что московский храм стал отражением сложных процессов как в русской, так и в общеевропейской архитектуре XIX века, когда на смену «интернациональному» классицизму пришёл период историзма эклектики и начались попытки переосмысления и возрождения в разных странах своей национальной архитектуры. Этот творческий поиск был методом «проб и ошибок».

Среди близких по времени и духу зданий в Европе можно назвать базилику Сакре-Кёр в Париже. Храм до сноса[ править править код ] Интерьер храма, 1902 год Храм в 1903 году Храм играл заметную роль в общественно-религиозной, а также культурной жизни первопрестольной столицы империи.

Музыка фильма основана на уникальном материале духовных песнопений в исполнении отца Александра Агейкина, произведениях выдающихся русских композиторов.

Дата и время: 19 апреля пятница , начало — 19:30 Адрес: г. Москва, ул.

Храм Христа Спасителя Зал Церковных Соборов

На 2018 год храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви и может вмещать до 10 тысяч человек. Зал Церковных Соборов наполнит уникальная музыка: концерт Олега Митяева в Москве. Как добраться до Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: Эта площадка входит в комплекс знаменитого православного собора, который расположен в центральной части столицы, в минуте ходьбы от Кремлевской набережной Москва-реки. А еще так удачно совпало, что концерт проходит в Зале Церковных соборов в Храме Христа Спасителя, где я никогда не была. 1. Идеологическая cекция XXV Всемирного Русского Народного Собора состоится 27 ноября 2023 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. ТК Союз нуждается в поддержке: Группа ВК МузСоюз Также рекомендуем вам посмотреть: Святейший Патриарх Кирилл: Лекции профессора а: Церковный календарь: Читаем Евангелие вместе с Смотрите видео онлайн.

Московский Пасхальный фестиваль Художественный руководитель — Валерий Гергиев

Зал церковных соборов — многофункциональная площадка, рассчитанная на 1 298 человек и впечатляющая роскошным убранством. Она оснащена передовым оборудованием: микрофонами и микшерным пультом, звукозаписывающей аппаратурой, акустической и цифровой дискуссионной системой с синхронным переводом.

В результате выполненных работ звукорежиссеры Зала Церковного Собора получили качественный инструмент для удобной и продуктивной работы и эргономичное рабочее место. Специалисты нашей компании с успехом справились с поставленной задачей: Зал Церковных Соборов получил уникальный комплект звукотехнического оборудования с возможностью проведения разноплановых мероприятий высокой степени сложности. На сегодняшний день в Зале Церковных Соборов проводятся концерты, съезды, семинары, конференции и встречи на самом высоком уровне. Разработка и реализация проектов. Технологическое обеспечение проведения зрелищных мероприятий Наша компания является одним из лидеров в сфере комплексного оформления технологических систем «под ключ» театрально-зрелищных мероприятий.

Все привлеченные средства будут направлены на реализацию благотворительных программ Православной Гуманитарной Миссии. Место проведения концерта: Москва, ул. Волхонка, 15 вход со стороны Пречистенской наб.

Прокофьева звучит написанный П. Чайковским «Встречный марш 98-го пехотного Юрьевского полка». Арутюнова в исполнении Образцового детского духового оркестра имени А. Васильева и хореографического ансамбля «Петровские кадеты» Центра «Радость» открылся ключевой блок гала-концерта, посвященный Битве за Москву. С большим воодушевлением Большой сводный хор московских школьников под аккомпанемент детского духового оркестра исполнил «Песню защитников Москвы» Б. Продолжили эстафету патриотических песен хоровые коллективы Москвы и Московского региона: «Морская душа», «Лира», «Созвездие 648», Ушаковский хор мальчиков и юношей Успенского храма города Красногорск. Они подарили слушателям песенные шедевры отечественных композиторов: Александры Пахмутовой, Ростислава Бойко, Владимира Сорокина. Драматургически ярким эпизодом стала включенная режиссерами в канву повествования о военной Москве речь Иосифа Сталина, произнесенная им на параде 7 ноября 1941 года: «Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки!.. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Вы ведёте войну освободительную, справедливую. Марши «Триумф победителей» и «Прощание славянки» в исполнении духового оркестра «Модерн» тронули публику до слёз: слушатели хлопали в такт музыке, пока оркестр уходил вдаль. В концертном зале наступила тишина: зазвучали слова писем солдат с фронта. Проникновенной музыкально-сценической композицией «Памятник солдату» Виктора Голикова Старший хор Центра «Радость» почтил память Неизвестного солдата. Прозвучавшая в исполнении хора «Маленькие мастера» песня Победы перенесла воображение слушателей в солнечные майские дни 1945-го. На протяжении всей своей истории Москва была собирателем русских земель. Город — сердце России, духовный центр и яркий символ единства народов, проживающих на территории Российской Федерации. На гала-концерте тема дружбы народов также раскрылась через музыку.

Концерт Евгения Дятлова в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя 1.11.2023

В этом году его посетило более 10000 зрителей и посмотрело онлайн — также более 10000 зрителей. Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство», будет награждён выдающийся живописец, график, скульптор, Заслуженный художник России, Сергей Никандрович Сюхин; Золотой медалью имени Г. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» будет награждён Народный артист России, профессор, ректор Театрального института имени Бориса Щукина — Евгений Владимирович Князев; Золотым дипломом «За вклад в театральное искусство» будет награждён Заслуженный работник культуры РФ, директор театра «Мастерская П. Фоменко» Андрей Михайлович Воробьев.

На стенах церкви были запечатлены имена русских офицеров, отдавших свою жизнь в войне 1812 года. Однако в 1931 году храм разрушили. Работы по его воссозданию начались только в конце ХХ столетия. Церковь, как и наш Спаситель Иисус Христос, претерпела ряд унижений, когда его взорвали до каменной крошки. Полтора года разбирали обломки, планируя построить Дом Советов. В итоге на месте котлована в 1958 году построили бассейн «Москва».

Культурный центр православия Главный храм православной России воскрес! Сегодня он поражает своим великолепием посетителей. Сияя в своем величии, храм напоминает нам о Божественном мире и о том, что любое зло не вечно. Новый храм строился по сохранившимся чертежам первого. В проекции здание представляет собой равносторонний крест.

Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим?

А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели.

Кроме того в данном комплексе имеется конференц-зал на 150 человек. Зал оснащен новейшим оборудованием, всей необходимой техникой для постановки звука, света, а так же средства для синхронного перевода.

Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя

На этой странице Вы можете выбрать билеты в Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя (Москва), на самые популярные мероприятия. UPD: В Фонде храма Христа Спасителя опровергли проведение опровергли концерта «Хит-парад СССР» в зале церковных соборов на цокольном этаже храма и заявили, что сайт с соответствующей афишей не принадлежит их площадке. В августе 1917 года в храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, восстановившего Патриаршество. Храм Христа Спасителя 23 июня в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя выступит всемирно известная оперная певица Хибла Герзмава. Интерфакс: В Русской православной церкви заявили, что концерта советских песен, который якобы пройдет в зале церковных соборов храма Христа Спасителя, на самом деле не планируется.

Основная навигация

  • География фестиваля
  • ГБУ «Московский городской дом учителя»
  • Другие новости
  • 05.04.2023 Концерт «Брызги шампанского» в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя
  • Гала-концерт фестиваля «Свет Христов» состоялся в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя
  • Московский Пасхальный фестиваль Художественный руководитель — Валерий Гергиев

Храму Христа Спасителя - 140 лет. Вспоминаем историю и главные святыни самого большого собора РПЦ

Это место уже успело зарекомендовать себя, как одну из лучших площадок города для проведения как церковных, так и светских мероприятий. Торжественная обстановка, просторные помещения, комфортабельный зал на 1298 мест и уникальный интерьер положительно выделяют Зал Церковных соборов среди других. Кроме того в данном комплексе имеется конференц-зал на 150 человек.

По итогам доклада состоялась дискуссия. Патриарх ответил на вопросы из зала. Затем с сообщением о деятельности Епархиального совета в 2022 году выступил митрополит Воскресенский Дионисий.

В ходе заседания были представлены отчетные доклады: председателя Отдела религиозного образования иеромонаха Онисима Бамблевского ; председателя Социального отдела протоиерея Михаила Потокина; председателя Отдела по делам молодежи протоиерея Кирилла Сладкова; председателя Комиссии по работе с вузами и научным сообществом епископа Луховицкого Евфимия. С докладом выступил председатель Миссионерского отдела епископ Зарайский Константин. Руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения Чернега выступила с сообщением об изменениях в законодательстве о религиозных объединениях. Председатель редакционной комиссии епископ Зеленоградский Савва огласил проект итогового документа Епархиального собрания. После внесения правок итоговый документ был принят.

Затем патриарх Кирилл обратился к участникам заседания с заключительным словом. Другие новости.

При себе иметь документы, подтверждающие возраст ребенка. Что входит в стоимость билета? В базовую стоимость входит место в зрительном зале и развлекательная программа в фойе перед началом представления. Талон на подарок приобретается отдельно. С какого возраста ребенок может прийти без сопровождения взрослых? Дети, старше 6 лет, могут прийти на представление без родителей. Их берут под свою опеку администраторы зала - помогают раздеться, сопровождают в игровую зону, сажают в зал, после представления организованно провожают к месту встречи с родителями.

Как одеть ребенка новогоднее рождественское представление? Дресс-кода нет. Но многие посетители одевают детей празднично - в парадную одежду или карнавальные костюмы. Если ребенок планирует участвовать в активных играх в фойе возможно стоит взять с собой сменную обувь. Могут ли родители подождать в фойе? Родители провожают и встречают детей на улице.

Витберг считал, что этот храм должен обладать прямоугольной формой в виде гроба, быть высечен в скале и содержать катакомбы. Сооружение служило бы местом поминовения убитых воинов в войне 1812 года. Нижняя часть называлась «Храмом тела» и олицетворяла хтонический , потусторонний мир или могилу. В алтаре нижнего яруса предполагалось установить изображение Рождества и барельеф в память о смерти Христа и апостолов. Его крестообразная форма символизировала одухотворённость и жизнь. Средний храм планировалось освятить во имя Преображения Господня — соответствующую сцену собирались поместить в алтаре, а по стенам расположить барельефы. Согласно плану, третий ярус представлял собой божественный храм и был посвящён духовной ипостаси человека. Храм состоял из «чистого круга, следствия креста», в его алтаре изображалось Воскресение. Верхняя часть должна была стать источником света для других помещений, а плафон купола — ярко освещён окнами [16] [17]. Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо, с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах Закладка храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах, 1817 год 12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, на Воробьёвых горах состоялась закладка первого храма в присутствии Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны , великого князя Николая Павловича , прусского принца Вильгельма и архиепископа Августина [18]. Окончательная смета строительства, составленная Витбергом, была утверждена императором в 1820 году. Для контроля учредили особую комиссию под председательством Московского митрополита Серафима и московского военного генерал-губернатора. В 1821 году комиссия дала разрешение на начало земляных работ. В первые годы стройка шла энергично: по некоторым данным, для работ было приобретено более 20 тысяч подмосковных крепостных крестьян [19]. В 1825 году Высочайшим повелением было приказано соединить Волгу и Москву-реку для доставки каменных материалов к строительной площадке. По данным Мостовского, комиссия потратила порядка 278 тысяч рублей на «устройство судоходства по верховью Москвы-реки и улучшение водоотводного канала», на строительство барок ушло около 292 тысяч, а на соединение двух рек — ещё 123 тысячи рублей. Несмотря на грандиозные затраты, темпы работ постоянно снижались. В течение семи лет строителями не был завершён даже « нулевой цикл » [20]. Строительными работами руководил сам Витберг, не имевший практического опыта руководства: он не вёл должных учёта и контроля, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился излишне доверчиво. Завершить проект Витбергу не удалось [21]. Возведение собора приостановилось по восшествии на престол Николая I в 1825 году. Согласно официальной версии, это было связано с ненадёжностью почвы на Воробьёвых горах. Для обсуждения проекта долгостроя был сформирован другой комитет под председательством инженера-генерала Карла Оппермана. Из документов Комиссии по строительству храма следует, что на реализацию проекта государство потратило более четырёх миллионов рублей ассигнациями. Всего же Комиссия израсходовала порядка 16 миллионов рублей. В 1827 году строительная комиссия была расформирована, а Витберга и руководителей стройки обвинили в растратах и отдали под суд. Процесс длился восемь лет [23]. В 1835-м «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесённые казне» причастных к делу оштрафовали на миллион рублей. Самого Витберга сослали в Вятку , а всё его имущество конфисковали [24]. Среди историков существует мнение, что Витберг был виновен не в растратах, а лишь в неосмотрительности и доверчивости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий