Город - 21 сентября 2022 - Новости Новосибирска - Очень ясно это видно по жене гроссмейстера Карпова, ведь если в начале фильма она явно лишь пешка в его руках, которую он, не задумываясь, оставляет в Москве, то в конце истории он сам выводит её в ферзи. Иван Янковский (в роли Анатолия Карпова) и Константин Хабенский (Виктор Корчной) старательно разыгрывают на экране один из самых драматичных эпизодов шахматной истории — матч за звание чемпиона мира 1978 г., в котором молодой советский шахматист. Надеюсь, что все эти усилия чувствуются в фильме, и что нам удалось передать ощущение этого колоссального груза собственного интеллекта, который шахматисты несут в себе. Город - 21 сентября 2022 - Новости Самары -
Вести Твери
В начале фильма Карпов и Балашов анализируют вслепую пятую партию матча Спасский-Фишер, выигранную американским гроссмейстером, а мы можем разобрать ее самостоятельно в интерактивном курсе уроков. Город - 21 сентября 2022 - Новости Кузбасса - Город - 21 сентября 2022 - Новости Ярославля - Город - 21 сентября 2022 - Новости Стерлитамака -
Спортивный детектив: противостояние Анатолия Карпова и Виктора Корчного
Город - 21 сентября 2022 - Новости Тольятти - Город - 21 сентября 2022 - Новости Читы - Город - 21 сентября 2022 - Новости Ярославля - Город - 21 сентября 2022 - Новости Архангельска - Фильм повествует о легендарном поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул — гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшем из СССР за несколько лет до этого матча.
Шахматист Анатолий Карпов оценил фильм «Чемпион мира» о его поединке с Корчным
Герой становится не только противником Карпова — в некотором смысле шахматисты воплотили противостояние Союза и Запада. По словам режиссёра, он сомневался в кандидатуре Хабенского — опасался, что тому «помешают его мягкость и доброта». Однако на пробах Константин сумел удивить коллег. Люди, которые его давно знают, говорили: «Как будто он кого-то подселил к себе». С ним невозможно было разговаривать, он выглядел по-другому, вокруг него как будто было электричество», — вспоминает Алексей Сидоров. Удачный образ кинематографисты решили усилить до максимума, введя в картину параллель между Корчным и Мефистофелем. В ленте вообще присутствуют религиозные отсылки и звучит вопрос: готов ли один из героев продать душу ради победы? Однако всё это оказывается лишь громкими и интригующими, но брошенными в воздух словами. В фанатичном отношении обоих шахматистов к игре, скорее всего, никто из зрителей не усомнится, однако ничем серьёзным спортсменам жертвовать не приходится.
По крайней мере, на экране. Шахматы — не самая динамичная игра, и долгое время следить за ходом поединка интересно лишь её истинным ценителям. Однако Алексею Сидорову удалось создать настолько привлекательную картинку, что лента легко увлекает и тех, кто шахматами не интересуется. Хорошо заметна и проработка заднего плана — второстепенные персонажи не просто существуют как фон, а ведут диалоги и проживают свою жизнь.
Повествование выстраивается вокруг Карпова, которому в течение трёх месяцев на Филиппинах приходится не только противостоять сильному сопернику, но и справляться с личными драмами, давлением со стороны власти и плохим самочувствием. Режиссёром и сценаристом картины выступил лауреат «Золотого орла» Алексей Сидоров, снявший ленты «Бригада», «Т-34», а также проекты серии «Бой с тенью». Новый фильм Сидорова основан на реальных событиях: в нём рассказывается история легендарного шахматного матча 1978 года за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Главные роли исполнили Иван Янковский и Константин Хабенский соответственно. История берёт начало во второй половине 1950-х и раскрывается со стороны Анатолия Карпова. Зрителю показывают первые шаги будущего чемпиона мира в шахматах.
Уже тогда происходит первая встреча главных героев, дающая начало будущему противостоянию. На экране освещаются и некоторые детали личной жизни Карпова, прежде всего необходимые для понимания отношения шахматиста к своей деятельности — трепетного и самоотверженного. Виктор Корчной представлен исключительно с профессиональной стороны. Авторы картины кратко, но убедительно разъясняют его отношение к игре, дальнейшие действия героя выглядят вполне мотивированными. Также зритель узнаёт о событиях, которые привели к эмиграции Корчного. Всё это показано максимально лаконично, после чего нейтральный, пусть и несколько своенравный герой трансформируется в однозначного злодея, который строит сопернику козни, пытаясь добиться победы посредством не только собственного таланта, но и разнообразных манипуляций, влияющих на психическое состояние Карпова. При работе над проектом использовались книги, написанные Карповым и Корчным.
В Союзе ему не давали играть и ставили всяческие препоны. Якобы, виной томуа был критика, которой Корчной открыто подвергал чиновников от «шахмат» и всю советскую спортивную систему. После бегства, шахматист стал на родине персоной нон-грата. Его подвергли травле в прессе. С подачи Госкомспорта открытое письмо с осуждением действий Корчного написали ведущие шахматисты. Но хуже всего было то, что в Советском Союзе остались его жена и сын, которым не давали права на выезд к отцу. Незадолго до матчей на Филиппинах сына Корчного приговорили к 2,5 годам тюрьмы. Причина: уклонение от армии. Хотя тот объяснял, что пойди он служить, и его уже совсем не выпустят из СССР — скажут, что солдатом он «имел доступ к гостайне». Красная угроза Карпов Анатолий Карпов стал чемпионом мира по шахматам в 23 года. Титул достался ему в 1975 году, когда тогдашний обладатель короны, американец Бобби Фишер, отказался от защиты. Корчной был на 20 лет старше Карпова. Они встречались друг с другом в матче претендентов в 1974-м. Тогда Карпов выиграл — и тоже стал объектом критики Корчного. Тот утверждал, в числе прочего, что Карпова патронирует федерация шахмат СССР — что она всеми правдами и неправдами создает ему условия для побед. Впрочем, и у Карпова были причины не любить своего экс-коллегу. Именно он поручился перед властями, что Корчной не сбежит за границу. Но уже на следующем турнире решил не возвращаться», — сказал Карпов в недавнем интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону. Противостояние Анатолия Карпова и Виктора Корчного было невероятно политизировано. Битва магов Соперники начали чемпионскую серию в Багио с семи ничейных партий.
А в советские времена любили это делать не только вкусно, но и бесплатно. Он заверил меня, что все в полном порядке, все 600 кг служебного багажа ждут отправки. Брали и продукты питания. Вот и не надо было настаивать. Да как же это так?! Это не просто проблема, это полная катастрофа! Управа, конечно, нашлась — практически мгновенно.
Лошадью ходи. Что не так в фильме «Чемпион мира»?
Некоторые шахматисты (в частности, Марк Тайманов) подтверждали «СЭ» факт — Виктор Львович вешал портрет Карпова на стену и плевал в него. Вышел трейлер фильма «Чемпион мира» о противостоянии гроссмейстеров Карпова и Корчного. На экраны выходит снимавшийся в Зеленограде фильм «Чемпион мира» о Карпове На съемочной площадке фильма «Чемпион мира» в Зеленограде, август 2020 года.
Вести Твери
Обращение в полицию? Нужно понять, что произошло. Потому что я до сих пор четко не понимаю, надо получить дополнительную информацию», — заявил Карпов в интервью ТАСС.
Участников чемпионских матчей встречали толпы болельщиков. Им предоставлялись лучшие концертные площадки. Шахматы были неотъемлемой частью большой политики. Шахматисты в СССР — особая элитная каста.
Их любили и ценили. И в народе, и на самом партийном верху. С их огромных, по тем временам, валютных гонораров налоги были минимальными. По сегодняшним меркам, это уровень очень серьезных миллионеров», — признается знаменитый гроссмейстер. В те времена ездить по Москве на «Мерседесе» могли себе позволить немногие. Среди этих немногих был и наш герой.
На что тратились гонорары?
Анатолий Карпов: Несмотря на все наши заслуги, последний фильм о шахматах "Белый снег России" по роману гроссмейстера Александра Котова вышел 40 лет назад. А картина "Гроссмейстер" появилась еще в 1972-м. И там, как раз к нашему разговору, Корчной играл главную роль тренера шахматиста Хлебникова в исполнении Андрея Мягкова. Вот уж пришлось. Анатолий Карпов: Что касается "Чемпиона мира", то история его удивительна. И когда работа над сценарием была завершена, для меня приятный сюрприз: из рецензии узнал, что сценарий о моем матче с Корчным стал лауреатом конкурса министерства культуры.
Фильм перешел в разряд художественных. Меня, естественно, попросили консультировать последний вариант сценария. Встречался с Алексеем Сидоровым, актером Иваном Янковским. С режиссером - чаще, с актером - реже. Мы изначально договорились, что если не будет излишних выдумок и фантазий, то главный герой носит мое имя. В сценарии было даже больше таких эпизодов, которых в шахматных баталиях и в матчах на первенство мира не происходило. Но до окончательного варианта они не дошли, исчезли.
Ну, есть какие-то придуманные линии, например, семейно-любовная проблема. Звонит мне якобы жена. Но я женился после матча. Невеста была, а жены - нет. А если о шахматах, то в фильме звучит история, действительно случившаяся во время матча, но не в последней партии. И касается она тяжелейшей защиты, которую я провел в партии, оказавшейся рекордной по продолжительности - 16 часов 30 минут! До сих пор рекорд мира по затраченному времени, но не по количеству сделанных ходов.
И когда второй раз отложили, должен был я, наверное, проигрывать, но вытянул упорной защитой на второе доигрывание. Раньше было как: после 5 часов игры и 40 ходов партия автоматически откладывалась. На первое доигрывание - 48 ходов и еще 6 часов игры. И когда во второй день снова отложили, мы с тренерами понимали, что позиция тяжелая, сложная, непросто ее защитить. И вдруг я вспомнил, что в детстве видел шахматный этюд одного автора. В Багио мы приехали не с пустыми руками: взяли больше 400 килограммов книг. В Москве я бы легко позвонил вице-президенту нашей федерации Виктору Давыдовичу Батуринскому, и точно книга бы отыскалась в его уникальной шахматной библиотеке в 7 тысяч томов.
Но Батуринский был руководителем нашей делегации в Багио. Я сообразил, кто бы мог помочь найти этюд. Дозвонился до Узбекистана. И этюд рано утром был уже у нас. Восемь форсированных ходов, и мы пришли к позиции этюда. Стало ясно, как спасти партию, появился хороший маяк. И получилось.
Но никакого отношения к этому жена, она же невеста, не имела, просто эпизод вложили во внутрисемейную жизнь. Анатолий Карпов: С режиссером мы изначально договорились, что если не будет излишних выдумок и фантазий, то главный герой носит мое имя Понятно, что не все в фильме по времени совпадает. Но все события, в картине показанные, в большом шахматном мире встречались. Может, не в тот день, не в той партии, однако в целом неправдоподобных натяжек нет. Это, конечно, вопрос художественного воплощения на экране. Подбор актеров замечательный - и для главных ролей и для второго плана. Все выложились, и получился прекрасный образец коллективного творчества.
Не было опасений, что Константин Хабенский в роли Корчного, переиграет не за шахматной доской, а на экране красавца Ивана Янковского, исполняющего роль Карпова? Анатолий Карпов: Мне думается, у Хабенского задача была даже попроще. Потому что он сыграл эксцентричного и не всегда прогнозируемого человека. Любые его выходки точно укладывались в образ Корчного. А когда Хабенский в фильме в зеркальных очках, то выглядел точной копией Корчного. Янковский же был невольно зажат в рамки. Мне кажется, он сыграл меня даже жестче и суше, чем я был на самом деле.
Вот она, нотка самокритики. Анатолий Карпов: С ролью Иван справился. Мне понравилось. Главное, чтобы понравилось зрителям. Без полной отдачи и мобилизации сил чемпионом мира никогда не стать Правда ли, что в 1970-е вы помогли "не выездному" Корчному снова играть в турнирах за границей? Для более молодого поколения читателей напомним, что "не выездной" - этот тот самый человек, который за мнимые или настоящие грехи волею партии лишался права выезжать за рубеж. Анатолий Карпов: Тут немножко перебор с волей партии.
После проигрыша матча со мной, не в Багио, а раньше, Корчной сделал подленькое такое заявление, которое противоречило его прежней позиции. Интервью в западной газете прогремело на весь мир, не только шахматный. Надо пояснить, юные об этом не знают, что, по-моему, года до 1989-го у нас существовали выездные визы. Сейчас такого нет: забрал паспорт и свободен выезжать, куда хочешь. Получение выездной визы было связано с формальностями, на которые можно было влиять никаким не партийным органам, а в нашем случае шахматным. И на заседании шахматной федерации, которое проходило при активном участии и под давлением Тиграна Петросяна чемпиона мира с 1963 по 1969 год. Был я занят подготовкой к матчу с Фишером, прошло все мимо меня, а когда узнал, то был в корне не согласен.
Не разрешить шахматисту выезд на турнир за границу - это все равно, что запретить композитору писать музыку или отобрать у пианиста рояль. Я уже стал чемпионом мира, в конечном счете со мной согласились, так называемую дисквалификацию сняли, но все равно прошло около года. А потом ленинградские власти затребовали от меня гарантию, что Корчной не останется за границей, и я за это ручаюсь. Короче, поручился. Он об этом знал, хотя напрямую мы о таком не говорили. Годы спустя, когда Корчной остался, а отношения были уже плохие, он за границей отмечал мою роль в освобождении от вынесенной федерацией дисквалификации. Оправдывался: "Я в первых поездках Карпова не подвел.
Попросил убежища позже". Если бы не вы, он бы выехать не смог? Анатолий Карпов: По крайней мере, не так быстро, как это случилось. И мы бы играли матч не в Багио, а где-нибудь в Москве или Ленинграде.
В последней встрече победу взял Карпов, подтвердив свой титул чемпиона мира. И Корчному, и Карпову хочется по-своему сопереживать и одновременно обоих есть за что «поругать». Но создатели фильма решили развести героев по разным сторонам шахматной доски, сделав Карпова явным протагонистом — светлым советским героем, который хочет избежать всех политических хитросплетений и искренне любит игру. Поэтому и историю с Зухарем решили показать мимолётно, и придирки к креслу противника тоже не показали. Корчной же, наоборот, выглядит тем самым злодеем, которым его и окрестили после эмиграции: в «Чемпионе мира» герой Хабенского истеричен, нервен и эмоционален, а любые его жалобы выглядят безосновательными. А когда матч завершается, мы наблюдаем только за реакцией чемпиона без возможности сопереживать проигравшему. Всё в драме подтверждает, что зрителю не оставляют выбора, за кого они будут болеть, и уж тем более не дают понять вторую сторону. Победит добро, искренняя любовь к игре, а не попытка доказать всем, что с вами надо считаться. Непонятно, кто на самом деле здесь больше заслуживает сопереживания. Наверное, сама история, которую переделали под формат патриотичного кино. Но шахматы — это не спорт и не игра, это искусство, это психология, это мистика», — объясняет режиссёр Алексей Сидоров «Бригада», «Т-34».