Дон Ширли пианист и Тони Валлелонга. Don Shirley is one of the most gifted musical geniuses of the 20th Century. идея, что он был одиноким волком.
Дон Ширли (пианист) — Википедия биография на Русском
Дон Ширли в молодости От славы к забвению и обратно Дон Ширли мог блистать на сцене как классический пианист. Но его импресарио Соль Хурок отговорил музыканта от такой карьеры, он убедил Дона, что в этой сфере страна чернокожего не примет. В свои 20 он избрал другой путь в музыке. Ширли работает в своем собственном жанре, где соединились разные музыкальные стили: блюз, спиритуаль, мелодии шоу и популярной музыки. В результате давно и хорошо знакомые зрителю мелодии звучали ново и оригинально. Дон играет фортепианный концерт Эллингтона с симфоническим оркестром NBC. Его пригласили на телевидение поучаствовать в шоу «Артур Годфри и его друзья». Музыкант записывает на Cadence Records собственные версии известных музыкальных произведений, среди которых «Голубая луна», «Колыбельная из страны птиц» и «Любовь к продаже». Записи быстро набирают популярность и даже попадают в чарты.
Знакомство с Кеном Фрикером бас и Юри Тахтом виолончель вылилось в многолетнюю совместную работу. Эта группа музыкантов получила название «трио Дона Ширли». Начало 60-х — Дон отправляется в концертное турне по Глубокому Югу Штатов. Рядом с ним находился водитель, и телохранитель в одном лице, Тони Липа, работавший ранее вышибалой в нью-йоркском ночном клубе. В этом путешествии они подружились. Позже, в 2018 году Питер Фаррелли рассказал миру историю их путешествий по Южным Штатам в своем фильме «Зеленая книга». Сотрудничество с ними Дона продолжается многие годы. Ему случается выступать на главных площадках мира: Ла Скала, Метрополитен-опера.
В память о нем Ширли написал «Дивертисмент для герцога Дона». Начало 70-х — в правой руке музыканта развился тендинит. Ширли пришлось ограничить свои выступления перед публикой. Он более чем на 20 лет выпал из поля зрения своих поклонником. Это не единственный раз, когда музыкант выступал в России. Осложнения сердечной недостаточности. На кинофестивале в Торонто фильм стал обладателем награды «Выбор народа», даже претендовал на «Оскар». Хотя многое в фильме не понравилось членам семьи Ширли — не соответствует действительности.
Его избранницей стала Джин К. Хилл из округа Кук штата Иллинойс. Они поженились в 1952 году, но вместе прожили совсем недолго. Ночные гулянки и пристрастие к спиртному Джин терпеть не пожелала. Сам Дон говорил в интервью, что причина развода кроется в другом — он не может быть хорошим мужем и одновременно строить карьеру. Дон никогда не имел детей.
Ширли стал создателем собственного неповторимого жанра. С легкой руки основателя этого лейбла — Арчи Блейера, Ширли все начали звать Доном. До самых последних дней музыканта звали не иначе, как Дон Ширли. В 1961-м композиция Ширли под названием «Water Boy» оказалась на сороковом месте чарта «Hot 100» издания «Billboard magazine», и продержалась там на протяжении 14 недель. Дон Ширли выступал на сцене нью-йоркского клуба «Basin Street East», где и встретил Дюка Эллигтона, ставшего впоследствии ему близким другом. В июне 1954-го музыканта пригласил в Чикаго Артур Фидлер. Ширли приехал в сопровождении оркестра Boston Pops. Спустя год Дон Ширли и симфонический оркестр NBC выступили на фортепианном концерте его друга Эллингтона , который прошел в Карнеги-холл. Музыкант не отказывался и от предложений стать участником телепередач. Ширли засветился в эфире программы «Артур Голдфри и его друзья». Дон Ширли и Тони Валлелонга Артисту не давало покоя предубеждение, с которым встречали афроамериканцев. С помощью своего творчества он хотел переломить ситуацию, и с этой целью отправился на гастроли по южным штатам США. Осенью 1968-го Ширли и Детройтский симфонический оркестр представили публике концерт Чайковского. Тесные узы сотрудничества связывали музыканта с Национальным симфоническим оркестром Америки и Чикагским симфоническим оркестром. Этот концерт музыкант посвятил творчеству Джорджа Гершвина. Дон Ширли за игрой на пианино Ширли оставил после себя огромное творческое наследие, состоящее из многочисленных концертов для самых разных инструментов, симфонические поэмы по мотивам произведений «Вариации», «Поминки по Финнегану», «Орфей в саду». Кроме музыки, Ширли интересовался живописью, многие знали его, как талантливого художника. Он свободно владел восемью языками. Эта встреча навела музыканта на мысль о поступлении в Ленинградскую консерваторию, в результате которой Ширли стал студентом этого учебного заведения. Музыкант часто приезжал с концертами в Москву и Ленинград.
Но даже если за ним стоит известное имя, ни одна звукозаписывающая компания не выпустит его. Не похоже, чтобы Ширли когда-либо научился любить джаз так, как он любил произведения старых мастеров. Он настаивал на том, что если собирался играть джаз, то делал это «достойно»: «Черный опыт через музыку, с чувством собственного достоинства», - сказал он репортерам. Его игру называли «шопинским», аранжировки сравнивали с фугами, и он яростно боролся с унизительной импровизацией на сцене. Трейлер к «Зеленой книге». Ширли путешествовала по стране с этой музыкой, но для этого ей пришлось придерживаться Зеленой книги негритянских автомобилистов , которая представляла собой путеводитель для афроамериканцев, издаваемый с 1936 по 1967 год, в котором обозначены те области, в которых они могли «отдыхать без обострение ». Итак, Дон Ширли действительно отправился в путешествие с Тони Липом в 1962 году. Подлинные истории, стоящие за зеленой книгой Как показано в фильме «Зеленая книга» , Ширли познакомилась с Липом, когда он работал вышибалой в Нью-Йорке. Им обоим пришлось использовать Зеленую книгу, чтобы найти отели, в которых им разрешили бы остановиться. Совершенно очевидно, что поездка сильно повлияла на Тони Липа. До встречи с Ширли Лип открыто признавал, что придерживается некоторых расистских идей. Однако путешествие с Ширли и то, что ему не разрешено посещать туалеты и рестораны в тех самых местах, которые приглашали его играть, глубоко повлияли на него. В 1963 году Липа посадили в тюрьму после того, как он ударил полицейского за оскорбление на расовой почве против Ширли. Ширли боролась не только со своей расой, как предполагает фильм. В фильме утверждается, что во время поездки Ширли была арестована за отношения с белым мужчиной. Однако сексуальная ориентация Ширли не подтверждена.
В его прошлом было множество препятствий и сложных моментов, но это не остановило его устремления и стремления к совершенству. Он пробился сквозь трудности, превратив свои испытания в музыкальные произведения и никогда несгибаемым ритмом игры. Человек, за своей жизнью совершил множество изумительных событий. Выступления перед королевскими особами стали его ежедневием. Каждая нота, исполняемая Ширли, проникала в самые глубины душ каждого присутствующего. Он завоевал сердца не только слушателей, но и критиков. Его виртуозное искусство достигло безграничных высот, и музыкальные наслаждения его творчества стали источником радости для всех его поклонников. Однако все его произведения и труды сурово прервала смерть, неожиданно и жестоко вторгшаяся в его жизнь. Последние дни Ширли были полны страданий и боли, но он никогда не утратил своей любви и преданности музыке. Ушедший в светлые высоты небес, он оставил нам свой музыкальный гений и проницательность его мелодий. Пепиты, его самые близкие друзья и близкие люди, испытали неописуемую пустоту и горечь от его ухода. Он заполнил их жизни музыкой, радостью и благословением. Все его близкие помнят его улыбку, его взгляд, исполненный страсти и гармонии. Смерть, поглотившая Ширли, не могла убить его настоящий дар и вдохнуть его музыкальный гений в наше время. Его мелодии продолжают звучать в наших сердцах и призывать нас к красоте и гармонии. Его музыкальный стиль был уникален и неповторим, и он смело экспериментировал со своими композициями, переплетая элементы джаза, классики, госпела и латинской музыки. Каждая его работа была какая-то музыкальная история, рассказывающая о его внутреннем мире и эмоциях. Одним из самых известных произведений Дона Ширли является его альбом «The Man and His Music», который был выпущен в 1963 году. Каждая песня этого альбома была исполнена на высочайшем уровне профессионализма и проникнута глубоким смыслом. Он был великим мастером в создании атмосферы и передачи эмоций через музыку. Еще одним из важных произведений в творчестве Ширли был его концерт для фортепиано и оркестра под названием «The Improvisations for Orchestra», который он написал в 1957 году. Это было удивительное сочетание классической и экспериментальной музыки, которое демонстрировало его глубокое понимание и техническое мастерство. Концерт был премьерой на концертной площадке и получил широкое признание как среди музыкальных критиков, так и среди поклонников музыки. Кроме классической музыки, Ширли также создавал музыку для кино. В 1964 году он написал саундтрек к фильму «Реальная цена», который был номинирован на премию «Оскар». Его музыка для этого фильма была восхищением критиков и признана одной из лучших кинематографических композиций того времени. Дон Ширли всегда относился к своим произведениям с большим энтузиазмом и преданностью.
Дон Ширли: биография пианиста с уникальной ориентацией
Don Walbridge Shirley was born in Kingston, Jamaica, on January 29, l927. Дон Ширли скончался от болезни сердца 6 апреля 2013 года в возрасте 86 лет[4]. Дон Ширли был одним из величайших пианистов мира. Написанный Доном Ширли сингл «Water Boy» (1961) взлетел в чарте журнала «Billboard magazine» — «Hot 100» до 40 строчки и долгое время уверенно держался на этой позиции — аж 14 недель подряд! Дон Ширли учился игре на клавишных инструментах с двух лет.
Фильм «Зелёная книга». О ком?
Музыку Дона Ширли трудно категоризировать. Как аранжировщик-композитор он рассматривал каждую музыкальную пьесу как новый состав, не только расположение. Ширли играла стандарты нестандартным способом.
В « Зеленой книге негритянских автомобилистов» перечислены места, обслуживающие чернокожих путешественников в штатах Глубокого Юга В 1960-х годах Ширли, надеясь своим творчеством изменить предубеждения людей, давал концерты в США, включая ряд южных штатов. Он нанял нью-йоркского вышибалу из ночного клуба Тони Липа на должность водителя и телохранителя. Их история легла в основу сюжета фильма 2018 года « Зелёная книга », в котором роль Ширли сыграл Махершала Али [1]. По некоторым источникам, несмотря на разногласия во взглядах, они стали хорошими друзьями. Однако брат музыканта Морис Ширли говорил [11] : Мой брат никогда не считал Тони своим «другом»; он был служащим, его шофёром которого обижало носить форму и кепку.
Вот почему контекст и нюанс так важны. Факт того, что успешный, состоятельный чернокожий артист мог нанять прислугу, не похожую на него самого, не должен теряться при переводе. Оригинальный текст англ. This is why context and nuance are so important. The fact that a successful, well-to-do Black artist would employ domestics that did not look like him, should not be lost in translation.
В 1949 году он получил приглашение от правительства Гаити выступить в Выставка Internationale du Bi-Centenaire в Порт-о-Пренсе , за которым следует запрос от Президент Эстиме и архиепископ Жозеф-Мари Ле Гуаз для повторного выступления на следующей неделе. Хилл в Кук Каунти, Иллинойс 23 декабря 1952 г. Изучал психологию в Чикагский университет [14] и начал работать в Чикаго психологом.
Там он вернулся к музыке. Ему дали грант на изучение взаимосвязи между музыкой и преступление несовершеннолетних , который разразился в послевоенную эпоху начала 1950-х гг. Играя в небольшом клубе, он экспериментировал со звуком, чтобы определить реакцию публики.
В юности Дон Ширли успешно продолжал свое обучение музыке в высших учебных заведениях. В 1945 году он получил степень бакалавра в престижной Международной музыкальной академии в Нью-Йорке. После этого Ширли переехал в Европу и продолжил обучение в Королевской академии музыки в Брюсселе, где изучал музыку с наиболее знаменитыми европейскими пианистами.
После возвращения в Соединенные Штаты Дона Ширли столкнулся с расизмом и дискриминацией. Как афроамериканца, ему отказывали во многих местах из-за проблемы сегрегации. Тем не менее, это не помешало ему стать одним из самых известных пианистов своего времени. Ширли исследовал различные жанры музыки и уникально смешивал классическую музыку с джазом, популярной и мировой музыкой. Его талант был очевиден, а его выступления всегда поражали публику. В 1962 году Ширли выпустил свою наиболее известную запись «Water Boy», которая принесла ему множество наград и признание.
Вместе с тем, Дон Ширли также известен своими турне по США, где он давал концерты в известных залах и клубах. Он прошел через трудности и препятствия, но всегда оставался верен своей музыке и своим идеалам. Дон Ширли стал не только талантливым музыкантом, но и важной фигурой в борьбе за гражданские права. Своими выступлениями он преодолевал расовые и социальные границы, демонстрируя, что музыка может объединять всех людей, независимо от их расы и ориентации. Дон Ширли скончался 6 апреля 2013 года в Лос-Анджелесе, оставив неподражаемый след в истории мировой музыки. Концерт Ширли получил огромный успех и признание.
Во время выступления он исполнил произведения классической музыки, джаза и музыки разных стилей, демонстрируя свою уникальную игру на пианино. Дуэт Ширли и Гурбак получил высокие отзывы специалистов и заслуженную популярность у публики. Еще одним важным достижением в карьере Дона Ширли стало его участие в саундтреке к фильму «Зеленая книга» 2018. Ширли написал музыку к фильму и исполнил несколько пианистских партий самостоятельно. Этот фильм получил множество наград, в том числе Оскар за лучший фильм, и дал Ширли возможность показать свои музыкальные таланты широкой аудитории. Прорыв в карьере Дона Ширли открыл ему множество новых возможностей и признание в мире музыки.
Реальная история героев фильма «Зеленая книга»
Родился 29 января 1927 года в Пенасколе, штат Флорида, он начал играть на фортепиано, когда ему было всего два года, и в девять лет учился на дневном отделении в Ленинградской консерватории в Советском Союзе. К 18 годам он дебютировал на концерте, а к 19 исполнил свое первое оригинальное произведение с Лондонским филармоническим оркестром. Он был невероятен; признан одним из лучших своего времени. Сам знаменитый композитор Игорь Стравинский похвалил Дона Ширли, сказав: «Его виртуозность достойна богов». Но он был не просто гением игры на фортепиано. Он свободно говорил на восьми языках, имел репутацию опытного художника и получил степень доктора психологии.
Он был из тех людей, которых мир видит раз в столетие, и обладал невероятным умом, который настолько превосходил обычного человека, что казалось невероятным, что он вообще может существовать. По всем правилам имя Дона Ширли должно было быть нарицательным в свое время, но из-за его расы это не так. Ему прямо сказали, что его цвет кожи был причиной того, что он этого не сделает. Сол Хурок, один из самых влиятельных импресарио в мире - или, другими словами, человек, финансировавший мировые концерты и оперы - сам сказал Ширли, что ни одна американская публика никогда не примет цветного человека на сцене классической музыки. Хурок сказал ему, что если он хочет продавать пластинки, ему придется играть «черную музыку», то есть джаз.
Таким образом, Дон Ширли стал джазовым музыкантом, получившим признание в масштабах всей страны, но это не было его страстью; его страстью была музыка Шопена. Однако Ширли смог наполнить свои эстрадные выступления классическими звуками, которые ему нравились. Его музыка была провозглашена отдельным жанром за влияние классической подготовки, которую он пропитал своими джазовыми композициями. Уникальный стиль не остался незамеченным. Самая популярная песня Дона Ширли, Waterboy.
У него также есть сводная сестра по имени Эдвина Налчави родилась примерно в 1955 году. Обучение Дональд Ширли начал учиться игре на фортепиано в двухлетнем возрасте. В возрасте девяти лет его пригласили изучать теорию у Миттоловского в Ленинградскую консерваторию. Ширли получает докторскую степень в области музыки, психологии и литургического искусства после того, как временно отказалась от фортепиано. Он свободно говорит на восьми языках и является талантливым художником. Карьера В 1945 году, в возрасте 18 лет, он выступил с Boston Pops in , под руководством приглашенного Дина Диксона , в концерте си-бемоль минор Чайковского. Год спустя, Ширли исполнила одну из его композиций с Лондонским филармоническим оркестром , приглашенный на гаитянского правительства в 1949 году , чтобы играть на Exposition Internationale дю bicentenaire де Порт-о-Пренсе , а затем по просьбе президента. По оценкам и М гр Goise для нового представления на следующей неделе.
Обескураженная отсутствием возможностей для черных классических музыкантов, юная Ширли на время бросает карьеру пианиста.
Например, в том, что историю чернокожего в нём рассказывает белый, голоса женщин не звучат вообще, а отправка героев в прошлое внушает мысль, что и проблемы остались в прошлом. Но правда в том, что именно таким голливудское "оскаровское" кино и было всегда".
В названии фильма обыгрывается "Зелёная книга негра-автомобилиста" — ежегодный справочник, публиковавшийся между 1936 и 1966 годами. Период издания пришёлся на эпоху законов Джима Кроу неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах в период с 1890 по 1964 гг. Последние новости Ретротехника и песни военных лет.
Стало известно, как Петербург отметит День Победы в 2024 году 14:01.
His first release for Cadence, Tonal Expressions, would be reviewed in a 1955 Esquire Magazine article, which praised Don Shirley as "probably the most gifted pianist in the business. He is so good that comparisons are absurd". Many of his studio recordings and live performances have been re-released through master compilations, such as Collectible Jazz Classics, Golden Classics, and Walbridge. Rooted in his classical training, Shirley reimagines and fuses jazz, Pop Standards, Afro-spirituals and folk traditions together to expose deeper, unrevealed significance, transporting the listener "from the known to the unknown" as Shirley puts it. It is this aware, intelligent engagement with diverse forms that provoked Russian composer Igor Stravinsky to declare "his virtuosity … worthy of Gods". His treatment of the piano as string instrument instead of percussion preserves the pliable, refined tone that defines his style. Bentley Stegner of the Chicago Sun-Times would laud his technique for the "big round notes that fall as softly as velvet, or make bright, little ones leap up like the tinkle of ice in a glass".
People, Locations, Episodes
В фильме описываются реальные события из жизни известного джазового пианиста Дона Ширли, когда он путешествовал по югу США. Дон Ширли родился 22 января 1927 года на Ямайке. On this day in Jamaican History: Prodigal pianist, Don Shirley, was born.
Дон Ширли (пианист) — Википедия биография на Русском
6 апреля 2013 г.) был американским классическим и джазовым пианистом и композитором. Дон Ширли, Биография, Личная жизнь Дон Ширли был афро-американским пианистом и композитором 20-го века, который часто выступал с трио Дона Ширли. Jazz pianist Don Shirley, as shown in Nick Vallelonga's film 'Green Book', traveled the south during the Jim Crow-era with a white driver. Don Shirley plays piano in an artist's studio above Carnegie Hall in New York, 1960; Mahershala Ali in Green Book. Дон Ширли скончался от болезни сердца 6 апреля 2013 года в возрасте 86 лет.
Pianist Extraordinary
Уже в юном возрасте он потрясал своим мастерством и умением передать эмоции через музыку. Все это не осталось незамеченным, и юный пианист был приглашен выступать на самых престижных концертных площадках. Доктор Ширли получил музыкальное образование в Московской консерватории, где его талант и техническое мастерство только стали ощутимыми. Он стал непревзойденным виртуозом на клавишных и славился своей глубокой интерпретацией музыкальных произведений. Каждое его выступление было настоящим шествием эмоций и вдохновения.
Доктор Ширли стал лауреатом множества международных конкурсов, его записи звучат на радио и ТВ по всему миру. Бесчисленные награды и призы подтверждают его безупречную музыкальность и техническое мастерство. Искусство Доктора Ширли пересекло границы жанров и стало популярно в самых разных музыкальных кругах. Он владеет не только классической музыкой, но и современными направлениями, такими как джаз, рок и электронная музыка.
Ранние годы и образование Ширли родился 10 апреля 1985 года в маленьком городке в северной части России. С самого детства пианист проявлял огромный талант и страсть к музыке. Всего в 8 лет Ширли начал учиться игре на пианино и уже в 12 лет впервые выступил на концерте перед публикой. По окончании средней школы Ширли решил посвятить себя полностью музыке и поступил в музыкальное училище имени М.
Здесь он встретил своего первого учителя по пианино, который заметил его потенциал и стал его наставником. В училище Ширли активно принимал участие во множестве концертов и конкурсов и каждый раз удивлял своей выразительной, красивой и технически безупречной игрой. Его талант быстро заметили и после окончания училища Ширли был принят в престижную музыкальную академию. В академии Ширли продолжал активно развиваться и совершенствовать свое мастерство.
Он участвовал во множестве международных конкурсов и каждый раз побеждал. Его выдающийся талант уже в то время привлекал внимание критиков и музыкальных экспертов со всего мира. За эти годы обучения Ширли разработал собственный уникальный стиль игры на пианино. Его подход к интерпретации музыкальных произведений стал его отличительной чертой, обеспечившей ему мировую известность и признание.
С самого детства он проявлял огромный интерес к музыке и пока еще не умел ходить, начал играть на рояле. В возрасте трех лет было принято решение о его дальнейшем музыкальном образовании. Доктор Ширли со временем стал виртуозным пианистом, отличающимся своим уникальным стилем игры и яркой эмоциональной интерпретацией произведений. В его репертуаре была широкая палитра композиций: от классики до современной музыки.
В ранние годы он также проявлял интерес к наукам и искусству, изучая физику, астрономию, живопись и литературу. Знания, полученные в этих областях, стали важной составляющей его творческого подхода к музыке. Уже с детства Доктор Ширли проявлял удивительный музыкальный талант и признаки гениальности. Его ранние интересы искусства и фундаментальных наук составили основу для его будущего успеха в музыкальной карьере.
Музыкальное образование и первые успехи С детства Доктор Ширли проявлял необычайный талант к музыке. Его музыкальное образование началось в раннем возрасте, когда он начал изучать фортепиано под руководством своей бабушки.
And Dr. Shirley will most sincerely thank you. I thought you all would enjoy reading about the concert from someone who was there. Jim Sommerville. I would like to think Dr. And a lot of people met him. He was in great spirits, gregarious and charming, funny and down to earth.
He has a photographic memory, which he seems able to tap with ease. Whenever anyone would mention a previous concert years ago, Dr. Shirley would recall it in detail and share anecdotes galore with them. Steinway arranged for him to have his choice of five new concert grands in Detroit. He had tried them all and had chosen "his" before we arrived. The enormous piano was on the stage in the hall. Steinway brought it there that morning so it could get used to the hall atmosphere, then they sent a piano tuner at 4 to tune it, 2. I stood two feet from Dr. I was bawling through that piece.
The honor of being so close to The Artist, watching those hands from almost over his shoulder, was almost overwhelming. Speaking of his hands, when we met and shook hands I squeezed his too hard. He laughed and said, "No offense. His skin is a golden brown, but with very few lines, especially for a man in his early 70s.
До 1960 года эту тему мы не трогали… Все дело в гипнозе В итоге долгих разговоров мы со Светиком решили, что все дело было в гипнозе. Ведь у Анны Павловны произошло полное изменение личности. То, что на нее мог подействовать гипноз, говорит один эпизод. Она сама рассказывала мне, как молоденькой девушкой из Житомира, где тогда жила, поехала навестить в соседний городок свою подругу. Во время обратного пути в купе напротив нее сидел молодой человек, интеллигентный, с интересным лицом, обычно одетый, средних лет. И пристально на нее смотрел. Поезд замедлил ход, мы подъезжали к станции перед Житомиром. Мужчина встал с места, и я тоже встала и пошла за ним. Я чувствовала, что просто не могу не идти. Мы вышли в тамбур. И в это время из соседнего купе появилась моя приятельница и обратилась ко мне: «Аня, ты с ума сошла! Житомир же следующая станция! Поезд тем временем отправился дальше», — говорила Анна Павловна. Потом, когда после всего произошедшего мы с сестрой были в Одессе, то встретились с подругой Анны Павловны. Но когда немцы уходили, она пришла ко мне с маленьким чемоданом, совершенно бледная, глядела куда-то вдаль и говорила: «Я ухожу», — рассказала нам эта женщина. Подруга пыталась ее образумить, но Анна Павловна стояла на своем: «Я ухожу». Фото — be. В ней американец рассказывает о том, как стал свидетелем встречи Рихтера с матерью. Так получилось, что именно Мур, в 1958 году первым написавший в западной прессе о Рихтере, сделал все, чтобы эта встреча состоялась. Узнав, что в небольшом немецком городке Швебиш-Гмюнд живет некая фрау Рихтер, которая называет себя матерью пианиста, он немедленно сел в машину и отправился к ней. До этого во всех разговорах сам Рихтер на вопросы о родителях отвечал, что «они умерли». А потому иностранному журналисту и музыковеду захотелось самому разобраться, что же это за фрау Рихтер. Разыскав небольшой двухэтажный дом, одну из квартир в котором занимала та самая дама с мужем, Мур приготовился объяснить, кто он и зачем приехал. Но едва он появился на пороге, как хозяйка дома сама узнала его. Фрау сказала: «С тех пор как мы ее увидели, мы все время молились о встрече с вами. У нас не было никаких контактов со Славой с 1941 года, так что даже возможность повидать кого-то, кто видел его самого, для нас была настоящая сенсация», — вспоминал Пол Мур. Анна Павловна рассказала американцу и об обстоятельствах своего отъезда из Советского Союза: «Отца Славы арестовали вместе с примерно шестью тысячами других одесситов, носивших немецкие фамилии. Таков был приказ, полученный от Берия. Мой муж ничего предосудительного не совершал, ничего. Он был просто музыкантом, я тоже; большинство наших предков и родственников были либо музыкантами, либо артистами, и мы никогда не занимались политической деятельностью. Единственное, в чем его могли обвинить — в давнем, 1927 году он давал уроки музыки в немецком консульстве в Одессе. Но при Сталине и Берии этого было вполне достаточно, чтобы его арестовать и посадить в тюрьму. Потом они его убили. Когда войска «оси» дошли до Одессы, то город был оккупирован, в основном румынами; потом они начали отступать, мы с моим вторым мужем ушли вместе с ними. Увезти с собой многое было невозможно, но я захватила все, что смогла, связанное с воспоминаниями о Славе. Та встреча Мура с Анной Павловной продолжалась недолго: «Фрау Рихтер в основном пыталась выудить из меня любые, самые незначительные новости о Славе, или, как она иногда называла его, Светике, что в переводе означает «маленький свет». Тогда же Анна Павловна передала через журналиста короткую записку для сына, которая начиналась со слов «Mein uber alles Geliebter! Через общую знакомую Пол Мур сумел переслать записку Рихтеру в Москву. А первая встреча пианиста с матерью состоялась осенью 1960 года в Нью-Йорке, где импресарио Сол Юрок устроил концерт Рихтера. Анна Павловна потом вспоминала, что ей так долго пришлось доказывать Юроку, что она приходится Рихтеру матерью, что она почувствовала себя на допросе в полиции. Тогда же Рихтеру задали вопрос, собирается ли он добиваться реабилитации отца. На что Рихтер ответил: «Как можно реабилитировать невинного человека? Но женщина отказалась. И, в свою очередь, пригласила в гости сына. Этот визит стал возможен через два года. Пол Мур оставил детальные воспоминания о той встрече, при которой он также присутствовал. Все стены были покрыты его фотографиями с детства и до зрелых лет. На одной из них он был изображен загримированным под Ференца Листа, роль которого ему довелось однажды сыграть в советском фильме о Михаиле Глинке. Тут же висели цветные акварели домов Рихтеров в Житомире и Одессе, а также угла в одесском доме, где стояла его кровать. Один из снимков юного Славы в шестнадцатилетнем возрасте доказывает, что в молодости, до того, как стали постепенно исчезать его белокурые волосы, он был поистине поразительно красив. Хозяйка дома рассказала, что в ее сыне смешана русская, польская, немецкая, шведская и венгерская кровь… Фрау Рихтер провела сына по квартире и показала ему те картины, которые ей довелось спасти из их старого гнезда в Одессе. Рихтер рассеянным взглядом рассматривал карандашный рисунок своего старого дома в Житомире и другого, в Одессе». Их поезд прибыл из Парижа. На вокзале Рихтера и Дорлиак встречал Пол Мур. С такой же дружелюбной насмешкой Рихтер продемонстрировал длинный круглый пакет, завернутый в коричневую бумагу: по его словам, это был торшер, который Нина была намерена тащить с собой из Лондона до Москвы через Париж, Штутгарт, Вену и Бухарест». Они пробыли в Германии в общей сложности несколько дней. Тот же Пол Мур вспоминал, как во время обратной дороги на вокзал, откуда Рихтер и Дорлиак должны были ехать в Лондон, вел себя «муж фрау Рихтер». Вдруг он неожиданно спросил: «Светик, в твоем паспорте все еще значится, что ты немец? Рихтер снисходительно улыбнулся, но, обменявшись втихомолку взглядами с женой, решительно произнес: «Имя Святослав меня вполне устраивает». На вокзале, пока ждали поезд, все решили выпить чаю с пирожными. Сели за стол, сделали заказ. Но Рихтер в последний момент передумал пить чай и отправился побродить по городу. На платформе он появился одновременно с поездом. Потом фрау Рихтер пыталась внушить сыну, как важно для нее получать от него весточки. Но я сомневался в эффективности ее просьб: Нина как-то сказала мне со смехом, что за все эти годы, что они знают друг друга, Слава посылал ей множество телеграмм, но никогда не писал ни одного письма, даже открытки». О чем был самый последний разговор матери с сыном, Пол Мур не знает, так как нарочно оставил их наедине.
Donald Shirley reaches new artistic heights on this CD. Intense musicality, breathtaking dynamics and phrasing, and so much more keep us spellbound from the very first to the very last note of over 70 minutes of splendid music. He made the recording at The American Academy of Arts and Letters in Harlem on a concert grand piano that Steinway shipped especially for this occasion. The Academy is a very large auditorium that doubles as studio for the likes of Deutsche Grammophon, Telarc--and now Walbridge! The size of this hall makes for an especially warm and enveloping sound. Add the latest in high-resolution recording technology and you have a true audiophile recording of one of the most remarkable artists of our age. Donald Shirley describes his approach to the various pieces in the accompanying 20-page CD insert. It is a colorful and fascinating booklet, beautifully executed, containing numerous photos highlighting his career in music from a very personal perspective. Your best bet that you will receive your CDs before Christmas, however, is to send your order now. Shirley is immensely happy with the many e-mails you have sent him. He keeps them all, re-reads them often, and answers when he can. I know this because I see him at least once a week for my piano lesson! They have been a strong motivating factor in his wish to record again. Perhaps you will send him another note at DonShirleyTrio after you have listened to Home With Donald Shirley Finally, promotional efforts are underway, as is construction of the new DonShirley. The very best PR, however, is of a kind that money can never buy, because it flows from the enthusiasm and devotion of us, his listeners. So introduce family and friends to the musical genius of Donald Shirley--they are bound to thank you! Ask your local radio stations to play it; request your Public Library to buy it; tell the Music Editor of your Newspaper to review it, then everyone will thank you. And Dr. Shirley will most sincerely thank you. I thought you all would enjoy reading about the concert from someone who was there.