А вы замечали очень интересный факт: мужчины мусульмане в большинстве носят бороды, но при этом чаще всего сбривают усы.
Почему мусульманские мужчин носят бороду и не носят усы?
Также он [ат-Тахави] пишет: но сбривать лучше, чем состригать, и это мнение Абу Ханифы и двух его учеников [Абу Юсуфа и Мухаммада], да помилует их Всевышний Аллах» т. Таким образом, мы видим, что оба варианта укорачивания усов в нашем мазхабе допустимы, просто одни ученые считали, что лучше стричь, другие — что лучше сбривать. Можете укорачивать усы тем способом, какой нравится вам, желательно при этом учитывать обычаи практикующих мусульман в вашей местности. И Аллах знает лучше.
Если молодой человек намеренно состригает бороду, то это воспринимается как нарушение заповедей пророка и Аллаха, что приведет к неминуемому наказанию неверного. Почему мусульмане носят бороду без усов?
Есть рядмусульман, которые не любят носить слишком густую растительность на лице. Исходя из своих предпочтений, они сбривают усы,что не запрещено. Борода сунна — когда состригаются усы, а борода оставляется.
Это говорится в священном писании со слов пророка Мухаммеда. По его словам харам грех , когда еда дотрагивается до усов, вот почему многие мусульмане носят бороду без усов. При этом уход за волосами на лице должен проводиться с максимальной тщательностью.
Вы знали, что мусульмане носят бороду без усов? ДаНет Борода мусульманина: фото В священном писании пророк говорил о том, что не подстригают свои бороды только дикие люди. Самая оптимальная мусульманская борода не должна быть длиннее размера сжатого кулака, но и короче брить ее не стоит.
Давайте посмотрим на несколько фото мусульманской бороды. Заключение По итогу хочется сказать, что значение бороды в исламе очень важно.
Что же касается границ подстригания, то избранное мнение [заключается в том], что [это надо делать,] пока не обнажится край губы, но не следует их сбривать. А что касается риваятов «сбривайте усы», то речь идет о том, что выходит за границы губ.
И Аллах знает лучше. А что касается «отпускайте бороды», то имеется в виду отращивание длинной бороды. И у персов был обычай брить бороду, поэтому Шариатом нам запрещается это делать. И избранное мнение — оставлять бороду так, как она растет, и не укорачивать ее вообще».
Ученые перечислили десять нежелательных действий, связанных с бородой, и некоторые из них особенно нежелательны. Первое — окрашивание бороды в черный цвет, кроме целей джихада. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил красить бороду в черный цвет, сказав, что это «краска людей Ада». Передают от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В ахир замане время перед концом Света будут люди, красящие бороду в черный цвет, подобно брюху голубей, и они не почувствуют даже запаха Рая».
Второе — окрашивание в желтый цвет, ради уподобления праведникам, а не Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. С правильным же намерением это допускается, так как Пророк сказал: «Желтый цвет — цвет мусульманина, а красить в красный — это цвет верующих». Сахабы и ученые красили волосы хной для получения красного цвета и кутумом и халуком — для получения желтого цвета. Третье — обеление бороды серой или чем-то еще, так что человек приобретает вид старца, желая власти или высокого положения либо внушая людям, что он шейх.
Четвертое — выщипывание или бритье [волос] при появлении бороды, для того чтобы молодо или хорошо выглядеть. Пятое — выщипывание седины. Шестое — подстригание бороды с целью придать ей форму, в качестве украшения, чтобы нравиться женщинам или ради других целей. Седьмое — увеличение либо уменьшение [количества волос], например, удлинение волос бакенбардами на щеках либо бритье бакенбард вместе с бритьем головы, выщипывание эспаньолки по бокам и другое.
Восьмое — расчесывать ее на виду у всех, приукрашивая себя. Девятое — оставлять бороду растрепанной, указывая этим на свой аскетизм и отсутствие заботы о внешнем виде.
Свидетельства о бороде в исламе имеются как в Священном Коране, так и в хадисах. Давайте найдем это доказательство как в Коране, так и в хадисах. Сохранение бороды в свете хадисов С религиозной точки зрения борода — это волосы, растущие от ушей к щекам и от скул к подбородку. У Святого Пророка с. Значение бороды указано в хадисе, в котором Святой Пророк с. Также говорится об укорочении волосков усов. При этом тот, кто начинает плохую Сунну, будет обременен ею и вдобавок получит бремя, равное бремени тех, кто следует за ним в нее» Сахих Муслим. Этот хадис говорит нам о важности учения нашего любимого Святого Пророка САВ и говорит нам о важности начала хорошей Сунны, такой как привычка отращивать бороду в Исламе.
Читать: Борода на шее: почему растет, зачем сбривать, как придать нужную форму и избежать ошибок Является ли бритье бороды нарушением исламских принципов? Самый частый вопрос, который слышат мужчины-мусульмане, бреет нарушение ислама и его принципов? В исламе очевидно, что Аллах любит вещи и не любит вещи. Если в Исламе ношение бороды является обязательным, то бритье бороды является неповиновением Аллаху и его посланнику с. В хадисах есть очевидное свидетельство того, что Святой Пророк с. У Святого Пророка САВ была большая борода, и мы, мусульмане, должны следовать его учению и его практике в нашей повседневной жизни.
Почему мусульмане носят бороду
- Борода в Исламе
- Почему мусульмане носят бороду, но сбривают усы, а в каких случаях это нарушение законов Аллаха
- Мусульманские бороды: правила и значение в исламе
- Борода в исламе - почему мусульмане носят бороду?
- Ислам постсоветского пространства
Бородачам тут не место, или как в Средней Азии поставили вне закона растительность на лице
Волосы на лице это особый талисман каждого мусульманина борода в исламе означает веру в Аллаха. Символическое религиозное значение бороды сохраняется, но не остаётся доминирующим, изменяя свою культурно-традиционную значимость. Вопрос бороды чаще всего поднимается именно среди гладко выбритых мусульман джахилей, которые утверждают, что «борода – это одна из Сунн, и что не стоит останавливаться на таких мелочах».
Ношение бороды в исламе: фард, суннат или мандуб?
Борода без усов что значит у мусульман радикалы | Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы», «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». |
Почему мужчины-мусульмане сбривают усы, но не сбривают бороду | Почему мусульмане сбривают усы, но оставляют бороду. |
Ответы на вопросы наших читателей | Однако есть разногласия относительно того, является ли борода ваджибом – обязательным атрибутом внешности мусульманина, то есть запрещено ли её сбривать. |
Почему Мусульмане Ходят с Бородой но Без Усов | 🕌 Справочник Мусульманина | В русской традиции принято отращивать бороду с усами. |
ВОПРОС-ОТВЕТ
Почему мусульмане сбривают усы, но оставляют бороду | Кириллица | Дзен | • Сбривание бороды настолько тяжкий и мерзкий грех, что некоторые учёные Ислама запрещают приветствовать безбородых, которые осознанно бреют свои бороды, зная о тяжести этого греха. |
Безусая борода у мусульман: значение и символика | Хотя среди мусульман ведутся споры о значении бороды, по нормам шариата этот вопрос решается крайне просто. |
Священные волосы: необходимость и значение
- Борода в исламе — Википедия
- Стиль «Арабская борода», какую бороду носят мусульмане
- Почему мусульмане носят бороду, а усы — нет — Кириллица — энциклопедия русской жизни
- Борода без усов у мусульман: как понимать символизм и связь с радикальным исламизмом
- Каков хукм (правило) ношения бороды в ханафитском мазхабе? -
- Идеологическое значение бороды у радикалов
Почему мусульмане отпускают бороду во время войн
Он сказал: «Макрух нежелательно [27] брить бороду, стричь ее и придавать ей красивый вид. А вот стричь ее по длине и ширине можно, если станет очень большой. Замечу, что нежелательно прославляться кичиться как большой бородой, так и короткой» [28]. Юсуф аль-Кардави. Наш современник. Родился в 1926 году в Египте. Получил богословское образование в международном университете аль-Азхар. Автор многочисленных трудов по мусульманскому богословию, в которых проводит параллели с современной жизнью, ее реалиями. Вложил многие десятилетия собственной жизни в развитие мусульманского богословия как в арабском мире, так и на международном уровне. Человек широкого кругозора в жизненной теории и практике.
Многие десятилетия международного опыта. Является президентом Международного союза мусульманских ученых. Считается одним из самых влиятельных богословов, живущих сейчас. Отвечая на вопрос относительно допустимости сбривания бороды, после подробного изложения мнений основных мазхабов и авторитетных ученых прошлого, среди мнений которых присутствует запрет тахрим , нежелательность кярахе и разрешенность ибахе , шейх Юсуф аль-Кардави пишет: «Наиболее вероятно, что самым оптимальным, близким к истине и справедливым является мнение о нежелательности кярахе , так как повелительная форма наклонения в хадисах по теме не указывает на обязательность вуджуб однозначно и без вариантов, даже если при этом в качестве причины упомянута непохожесть на безбожников. Это легко понять на примере окрашивания седины: пророк Мухаммад приказал именно в повелительной форме окрашивать ее, чтобы не быть похожими на иудеев и христиан. Некоторые из сподвижников не стали красить бороды, и это четко указывает на отсутствие обязательности и наличие лишь желательности истихбаб. Да, достоверно известно, что никто из сподвижников не сбривал бороду, но можно легко предположить, что по тем временам необходимости такой не было, это было привычным образом жизни местный обычай, а не религия » [29]. Родился в 1952 году. Выпускник университета аль-Азхар, там же в последующем защитил кандидатскую и докторскую.
Был муфтием Египта с 2003 по 2013 годы. Очень известен своими богословскими заключениями фетвами и мнениями по современным вопросам. В течение последних 11 лет с 2009 по 2019 входит в международный рейтинг пятидесяти самых влиятельных мусульман нашего времени. Автор многочисленных книг по мусульманскому богословию в контексте современности. Отвечая на вопрос, каково положение хукм бороды в Исламе, он, процитировав хадис «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» [30] , говорит: «Относительно того, на что указывает данное повеление, ученые-богословы имеют два основных мнения: — указывает на «вуджуб» обязательность. Об этом говорит большинство ученых прошлого; — указывает на «надб» желательность. Об этом сказали ученые шафиитского мазхаба. Сбривание бороды бритье щетины они отнесли к «макрух» нежелательному ».
На что именно? На то, что сбривание бороды в те времена считалось постыдным и позорным, человека могли за это упрекнуть, указать на него пальцем и посмеяться над ним [31]. А в том случае, когда выведение хукма богословского положения связано с местной традицией местным обычаем, привычным для места и времени положением дел , обязательность в случае отсутствия такого обычая и положения дел в иной местности или иное время канонически переходит в желательность. Борода — это один из обычаев традиционного внешнего вида в той или иной местности или историческом периоде. Похожая ситуация была с европейскими костюмами и шляпами. На начальном этапе появления европейской одежды костюмов, шляп мусульманские ученые строго отнеслись к этому: запрещали надевать такую одежду и высказывали даже мнение о том, что, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что обычно в тот период ее носили безбожники. Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей и обыденной отсутствие привязки к представителям какой-либо религии или идеологии , никто абсолютно никто из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение. Поистине, хукм каноническое положение бороды в первые века Ислама, когда весь мир, как безбожники, так и мусульмане, отпускали бороду, и не было причины брить ее: 1 большинство ученых сказали об обязательности отпускания бороды, а шафииты канонически посчитали это сунной, то есть сбривающий ее [32] не совершает греха.
Мы считаем, что мнение ученых-шафиитов наиболее уместно в наше время, когда отношение к бороде с точки зрения обычаев и традиций кардинально изменилось. Сбривание бороды — нежелательно макрух , а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние саваб за практику сунны. При этом важно принять во внимание, что борода должна быть красива, ухожена, соответствовать лицу и вообще приятной внешности мусульманина. И только Аллаху Богу, Господу известно все» [33]. Образована в 1895 году. Данный богословский орган имеет более чем столетнюю историю работы и громадный опыт грамотного просвещения верующих в контексте Корана и Сунны. Один из результатов — издание сорока томов богословских заключений по актуальным вопросам, накопленным за весь период работы с момента основания. На вопрос относительно обязательности отпускания бороды они отвечают так: «Традицию отпускания бороды мы получили от пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует. Он ухаживал за своей бородой, подстригал ее в длину и в ширину, дабы сделать более привлекательной.
Он внимательно относился к ее мытью и причесыванию. Желательно, чтобы она не была длиннее одного кулака. Сподвижники следовали Пророку в том, что он делал и считал предпочтительным. Отпусканием бороды также является отсутствие бритья ее некоторое время щетина. Есть хадисы, побуждающие оставлять бороду, ухаживать на нею, и они подобны хадисам, побуждающим чистить зубы, стричь ногти и усы. Некоторые ученые отнесли эти хадисы к тому, что обязательно к исполнению ваджиб с желательностью ухаживания за бородой, включая ее стрижку, дабы не была длиннее размера кулака. Но другие мусульманские ученые посчитали, что повелительная форма глагола, присутствующая в хадисах по теме, несет смысл не обязательности, а желательности надб. По мнению последних отпускание бороды — это сунна, то есть человек получает Божье воздаяние саваб за то, что реализует это, и если он бреется, то наказан за это в Судный День не будет. Мусульманину уместно следовать тому мнению, которое наиболее подходит обществу, в котором он живет, положительно воспринимается окружающими его людьми.
Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра [35] по данной теме пишет: «Есть желательное мандуб , и оно делится на категории: 1 обязательная сунна сунна муаккяда , например, молитва Витр; 2 необязательная сунна санна гайру муаккяда , как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр; 3 и есть то, что люди относят к мандубу к канонически желательному , но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов. К этому третьему относится следование Пророку да благословит его Творец и приветствует в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Несомненно, все это полезно и хорошо, и следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека.
По преданиям сам Пророк носил желтую шевелюру и бороду. Он говорил, что лучшее средство для закрашивания седины — басма или хна. В России подобная традиция встречается редко, а вот в Бангладеш, например, туристы не могут удержаться от селфи со стариками-мусульманами, образ которых украшают длинные бороды всевозможных расцветок — огненно-красные, оранжевые, синие, изумрудные. Именно такой непредсказуемый эффект дает окрашивание седины натуральной хной и басмой. А вот в черный бороду красить запрещено. Исключение — придание устрашающего облика во время джихада. О длине Большинство богословов считают, что бороду можно постричь, но в том случае, если она перерастает длину сжатого кулака. При такой оптимальной длине бороды и ухаживать за ней проще, и смотрится она аккуратно и солидно. О разрешении подстригать бороду говорится в трудах многих богословов — исламского аскета Хасан аль Басри, правоведа маликитской школы Ибн-Абд аль Барра, арабо-мусульманского теолога Ибн-Таймии и пр. О правилах сбривания усов у исламских богословов единого мнения нет. Так, сторонники шафиита считают, что сбривать усы полностью не нужно. Достаточно подрезать то, что отросло ниже губы. Ханафиты убеждены, что усы нужно «искоренять» полностью. Другие — лишь подстригали Абдуллах-ибн-Бишр, Микдам-ибн-Мадикариб и др. О запретах и наказаниях В современном сознании любой темноволосый мужчина с бородой как и женщина в хиджабе, кстати ассоциируется с террористом, поэтому во многих странах буйная растительность на лице становится причиной повышенного интереса к человеку со стороны правоохранительных органов. Например, в Узбекистане нет официального запрета на ношение бороды, но многие мужчины расстаются с ней, чтобы не вызывать подозрения и не оказаться в «списке бородатых» Службы безопасности. Узбеку-бородачу для получения паспорта требуется специальная справка, доказывающая его непринадлежность к экстремизму, получить которую практически невозможно. Дагестанские бородачи рискуют постановкой на «профилактический учет».
Борода также связывается с концепцией мужественности и силы. В исламе считается, что борода придает мужчине более солидный и уважаемый вид. Она является символом мужской силы и достоинства. Однако в исламе борода не только символ мужества, но и средство для выражения веры и принадлежности к религии. Многие мусульмане считают, что ношение бороды помогает им подчеркнуть свою религиозную идентичность и выразить свою преданность Аллаху. Помимо духовных и символических значений, борода также играет роль практической защиты. В жарком климате борода помогает защитить лицо от пыли, солнца и других неблагоприятных условий. Она также служит естественным фильтром, задерживающим пыль и загрязнения, что особенно важно в период поста и молитвы. Таким образом, борода в мусульманской культуре имеет большую значимость и символическую силу. Она выражает духовность, мужество, силу и религиозную принадлежность мусульманина, а также служит защитой и практической пользой в повседневной жизни. Культурные различия и особенности В исламе обнаруживается особое отношение к бороде и усам. В соответствии с религиозными правилами, мужчины должны позволять своей бороде расти и не трогать ее, но необязательно иметь усы. Это обусловлено традициями и привычками мусульманского общества. Борода без усов внешне может выглядеть необычно для тех, кто не знаком с этими культурными особенностями. Однако, это не должно вызывать негативные оценки, так как мусульманская культура предписывает уважать и принимать другие культурные нормы. Такие различия во внешности являются всего лишь одним из аспектов многообразия нашего мира и его культурного наследия, которое требует терпимости и взаимного уважения. Уход за бородой и традиционные методы 1. Мытье бороды Регулярное мытье бороды поможет избежать накопления грязи, масла и остатков пищи. Используйте мягкое мыло или специальный шампунь для бороды. Намочите бороду водой, нанесите небольшое количество шампуня на ладони и массирующими движениями распределите по всей длине бороды. Ополосните теплой водой и тщательно высушите бороду полотенцем. Укладка бороды Для укладки бороды используйте густую бородную восковую смесь или масло для бороды. Небольшое количество продукта нанесите на ладони и равномерно распределите по всей длине бороды.
Как же быть в такой ситуации? Одной из важнейших обязанностей мужчин считается содержание семьи. Именно мужчина в Судный день будет ответственен за то, в каком материальном положении была его семья и как он справился с содержанием своей жены и детей. Если же борода становится преградой на пути к устройству на работу, и работодатель требует побриться, то в такой ситуации правоверному следует выбрать «меньшее из двух зол». Содержание семьи выглядит в данном случае более предпочтительным, так как от этого зависит жизнь и достаток не только его самого, но и его родных. То есть если с начальством не удаётся договориться, и оно настаивает на своём, то лучше сбрить бороду и трудоустроиться. Если борода не растёт Некоторые молодые люди сталкиваются с тем, что борода начинает расти слишком поздно, либо она растёт, но редкими волосами. Безусловно, густая ухоженная борода выглядит симпатичнее, и молодые мусульмане хотят иметь мужественный вид. Как же быть? Сегодня существует множество различных средств, стимулирующих рост волос. Кроме того, специалисты в этой области рекомендуют употреблять в пищу побольше фруктов и овощей, содержащих натуральный сахар яблоки, морковь, гранат. Для увеличения выработки тестостерона, ведущего к росту волос, медики рекомендуют заниматься спортом. Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Почему мусульмане носят бороду, но не носят усы: традиции и предписания
Борода в исламе: что означает борода у мусульман. Среди мусульман отращивание бороды принято классифицировать как «сунну». Извращение сектантов дошло до того, что некоторые из них человека без бороды отказываются признавать мусульманином и обзывают их кафирами! Ваххабита потому можно опознать по отсутствии усов, но наличию бороды (чаще всего даже нестриженой). Из этой статьи вы узнаете почему мусульмане носят бороду и значение бороды в Исламе. «Укорачивайте усы и отпускайте бороду», в другом хадисе говорится «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!».
Почему мусульмане предпочитают носить бороду, но не усы
Что Означает Борода Без Усов у Мусульман | Вопросы безусая | ☪Время намаза | Длинная борода и короткие (либо отсутствующие) усы – главное, что отличало лица сахабов и табиунов от лиц христиан, иудеев, язычников, безбожников и заблудших мусульман. |
Почему Мусульмане Ходят с Бородой но Без Усов | 🕌 Справочник Мусульманина | все самое актуальное и полезное по данному вопросу. |
Исламский форум | Что считается частью бороды, а какие волосы на лице таковыми не являются, и поэтому их допустимо брить или подстригать? |
Почему мусульмане носят бороду, но сбривают усы | Почему мусульмане сбривают усы, но оставляют бороду. |
Почему мусульмане носят бороду, а усы — нет
Согласно ханафитскому мазхабу, полностью сбривать бороду является нежелательным, близким к запретному. По ханбалитскому и маликитскому мазхабу это запрещено. По шафиитскому мазхабу — нежелательно, но не запрещено. В общем, является ли сбривание бороды грехом или нет, полностью зависит от четырех основателей школ шариатского права, одной из которых следует мусульманин. Так что решать вам, дорогие мусульмане, следовать за учеными, или думать своей головой. О длине бороды исламские ученые разошлись во мнениях. Некоторые считают, что бороду можно отпускать до той длины, до которой она вырастает естественным образом. Другие говорят, что рекомендуемая длина бороды должна соответствовать размеру кулака человека. Помимо бороды, немаловажную роль играют усы. Согласно мнению одних, их нужно сбривать полностью.
Согласно других — длина усов должна ограничиться лишь удалением того, что выходит за край губы. Имам Малик, основатель маликиского мазхаба, вообще считал, что полное сбривание усов является нововведением. А тех, кто так делает, следует побивать. Один из его последователей, Ибн Фархун, запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы. В те времена сбривание бороды считалось уподоблению женщинам. Это основной аргумент сторонников отращивания бороды, что, мол, уподобление женщинам запрещено хадисами и Кораном. Да, это так. Но при чем здесь борода? По этой логике длинные волосы тоже должно приравниваться к уподоблению женщинам.
Согласно Писаниям и хадисам, многие пророки ходили с длинными волосами. Даже пророк Мухаммад. Почему же Посланник не укорачивал волосы? А еще женщины красят голову. Чаще для того, чтобы скрыть седину. Не все это знают, но в хадисах пророк Мухаммад велел мусульманам красить волосы. Особенно седину, о чем есть соответствующий хадис [1]. При этом он запретил краситься в черный цвет. Предпочтение отдается красному цвету.
Это касается и мужчин и женщин. Тут сразу же встает вопрос: разве это не уподобление женщинам? И почему именно красный цвет? В других хадисах пророк запрещает мужчинам одежду красного цвета, так как это цвет для женщин[2]. А в мечети красный цвет отвлекает верующих от молитвы.
Борода — это один из обычаев традиционного внешнего вида в той или иной местности или историческом периоде. Похожая ситуация была с европейскими костюмами и шляпами. На начальном этапе появления европейской одежды костюмов, шляп мусульманские ученые строго отнеслись к этому: запрещали надевать такую одежду и высказывали даже мнение о том, что, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что обычно в тот период ее носили безбожники. Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей и обыденной отсутствие привязки к представителям какой-либо религии или идеологии , никто абсолютно никто из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение. Поистине, хукм каноническое положение бороды в первые века Ислама, когда весь мир, как безбожники, так и мусульмане, отпускали бороду, и не было причины брить ее: 1 большинство ученых сказали об обязательности отпускания бороды, а шафииты канонически посчитали это сунной, то есть сбривающий ее [32] не совершает греха. Мы считаем, что мнение ученых-шафиитов наиболее уместно в наше время, когда отношение к бороде с точки зрения обычаев и традиций кардинально изменилось. Сбривание бороды — нежелательно макрух , а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние саваб за практику сунны. При этом важно принять во внимание, что борода должна быть красива, ухожена, соответствовать лицу и вообще приятной внешности мусульманина. И только Аллаху Богу, Господу известно все» [33]. Образована в 1895 году. Данный богословский орган имеет более чем столетнюю историю работы и громадный опыт грамотного просвещения верующих в контексте Корана и Сунны. Один из результатов — издание сорока томов богословских заключений по актуальным вопросам, накопленным за весь период работы с момента основания. На вопрос относительно обязательности отпускания бороды они отвечают так: «Традицию отпускания бороды мы получили от пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует. Он ухаживал за своей бородой, подстригал ее в длину и в ширину, дабы сделать более привлекательной. Он внимательно относился к ее мытью и причесыванию. Желательно, чтобы она не была длиннее одного кулака. Сподвижники следовали Пророку в том, что он делал и считал предпочтительным. Отпусканием бороды также является отсутствие бритья ее некоторое время щетина. Есть хадисы, побуждающие оставлять бороду, ухаживать на нею, и они подобны хадисам, побуждающим чистить зубы, стричь ногти и усы. Некоторые ученые отнесли эти хадисы к тому, что обязательно к исполнению ваджиб с желательностью ухаживания за бородой, включая ее стрижку, дабы не была длиннее размера кулака. Но другие мусульманские ученые посчитали, что повелительная форма глагола, присутствующая в хадисах по теме, несет смысл не обязательности, а желательности надб. По мнению последних отпускание бороды — это сунна, то есть человек получает Божье воздаяние саваб за то, что реализует это, и если он бреется, то наказан за это в Судный День не будет. Мусульманину уместно следовать тому мнению, которое наиболее подходит обществу, в котором он живет, положительно воспринимается окружающими его людьми. Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра [35] по данной теме пишет: «Есть желательное мандуб , и оно делится на категории: 1 обязательная сунна сунна муаккяда , например, молитва Витр; 2 необязательная сунна санна гайру муаккяда , как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр; 3 и есть то, что люди относят к мандубу к канонически желательному , но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов. К этому третьему относится следование Пророку да благословит его Творец и приветствует в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Несомненно, все это полезно и хорошо, и следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут [37] , высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия [38] , в окружении которых живет индивидум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория одежда, питание, внешний вид не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет [39]. Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше» [40]. Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий конец XX — начала XXI века , когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно [41]. Современное саляфитское течение считает ношение бороды обязательным ваджиб , трактуя повелительную форму наклонения в хадисах буквально. Такфириты и им подобные, находящиеся постоянно в состоянии «войны и построения халифата», считают бороду обязательным атрибутом мусульманина. Сбрить ее, как они заявляют, можно лишь в случае приказа на то местного амира предводителя. Сбривание бороды — нежелательно макрух , а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние саваб за практикование сунны. И только Аллаху Богу, Господу известно все» [42]. Есть разные мнения по данному, не касающемуся напрямую религии вопросу. Важна глубина и широта богословских знаний. Необходима гибкость сознания. Невежество и фанатизм неуместны. Борода помогает неуверенным в себе почувствовать уверенность. Она помогает молодому выглядеть более взросло. А человеку в возрасте выглядеть более солидно и убедительно. Определенные формы и длины бороды дают возможность ассоциировать себя с той или иной группой людей, почувствовать общность с ними. Но она не указывает на величину опыта и познаний ее обладателя, не указывает на его порядочность или набожность. Как часто бывает в реальности, внешний вид обманчив. Если мужчина отпускает симпатичную бороду, намереваясь соблюсти сунну, тогда получает Божье воздаяние саваб. Если не отпускает, то упрека или наказания в Судный День не заслуживает. Кому ближе по духу иные богословские мнения, то это их выбор и полное право. Ответы на вопросы о бороде Вопрос. В Интернете я прочитал мнение одного известного шейха прошлого столетия: «Тот, кто бреет свою бороду, — относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочел уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. И кто так сделал — не следует приветствовать его, поскольку он открыто совершает грех». Хочу заметить, что этот шейх — выдающийся ученый ахли-сунна. Что вы думаете по этому поводу? Если какой-то шейх видит в мужчине женские черты, то это его личные проблемы. Шейхов за всю историю Ислама было сотни тысяч. У трактующих таким образом Коран и Сунну — явные проблемы с ориентацией видеть в мужчине женщину.
Исторически сделано для того, чтобы мусульмане способны были определить своего единоверца. Кстати, актуально по сей день. Какой длины должна быть борода у мусульман: что значит длинная борода? Согласно сунне, по поводу конкретного размера бороды у последователей Ислама однозначного требования нет. Единственное — верующий мусульманин обязан следить за аккуратностью, чтобы выглядеть опрятно. Сподвижник Ибн Умар воссоздал приблизительную длину. Для этого он брал в руки волосы, сжимал кулак, затем обрезал длину, которая выходила за контур его ладони. Данный способ стал показательным примером. Теперь мусульмане предпочитают бороду подобной длины. А что делать с волосами на щеках? Они просто подгоняются под примерный размер волос на подбородке. Таким образом, нет определенного требования к длине волос, но существуют некие стандарты. Это описанный выше метод, помогающий отстричь волосы, чтобы не выглядеть непристойно. Что значит длинная борода у мусульман? Это ничего не значит, это просто признак мужественности. Часто длинные бороды отращивают пожилые мусульмане, они просто не обстригают волосы. Это указывает на их мудрость и большой жизненный опыт. Почему мусульмане бреют усы и оставляют, отращивают бороду? Мусульмане бреют усы и оставляют, отращивают бороду Борода играет огромную роль, ведь по ее наличию можно легко определить, кто принадлежит такой же вере. Опять же, нельзя сказать об этом со сто процентной точностью, иногда бывают исключения. Хадисы подтверждают о желательности сунне присутствия данного опознавательного знака. Отличительный внешний вид — вот к чему стремятся мусульмане. Если опираться на слова пророка Мухаммеда, то усы означают принадлежность к порочности. Поэтому за ними стоит следить, подстригать или брить. Кроме этого, объясняется это еще и тем, что облик, который даровал Господь, человек менять не в праве ни в каких ситуациях. Пророком Мухаммедом было заповедано мужчинам оставаться мужчинами и не подражать женщинам, не вставать против естественной природы, сбривая щетину с лица. Все без исключения должны были сбривать усы и растить бороды. Делалось это по той причине, чтобы избежать быть подобными язычникам, которые на лице оставляли только усы. Есть ли в мире мусульмане без бороды: почему сбривают? К сожалению, появление волос и их густота — это заслуга природы и генов. Есть ли в мире мусульмане без бороды? Да, есть. Часто можно заметить молодого человека, исповедующего Ислам, совершенно без бороды. Дело в том, что не у всех получается обзавестись подобным «опознавательным знаком». Но на данный момент существует много вариантов дополнительного ухода, помогающего справится с проблемой.
Окрашивание бороды в чёрный цвет, по мнению некоторых богословов, запрещено [45]. Исключением является окрашивание бороды и волос в чёрный цвет во время джихада для устрашения врага [46]. Мусульманин с выбритыми усами и с бородой по длине примерно в сжатый кулак Инциденты с окрашиванием бороды[ править править код ] Халид Шейх Мухаммед , который считается организатором террористических актов 11 сентября 2001 года в США , во время судебного процесса на американской базе Гуантанамо появился с бородой, покрашенной в ржаво-красный цвет, тем самым озадачив службу безопасности тюрьмы Гуантанамо. Заключённым на Гуантанамо запрещено использовать краску для волос , потому что в ней могут содержаться различные химические вещества, такие как аммиак и другие, которые могут быть использованы в качестве оружия. Возникли подозрения, что Халид Шейх Мухаммед мог получить контрабандным путём хну , но, как выяснилось, он использовал для окрашивания бороды фруктовый сок и ягоды из тюремного питания [47]. Укорачивание и сбривание усов[ править править код ] Среди исламских богословов есть разногласие относительно того, как укорачивать усы и дозволено ли их сбривать. Шафииты и имам Малик ибн Анас считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы то есть периодически подравнивать длину, но не сбривать полностью. Ахмад ибн Ханбаль говорил, что нет ничего плохого ни в укорачивании усов, ни в их сбривании. Ранние ханафиты ат-Тахави и др. Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением бида , а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун [en] ум.
Бородачам тут не место, или как в Средней Азии поставили вне закона растительность на лице
Фатава махмудия. Если они будут длиннее усов, это допустимо. А Аллах знает лучше.
В Египте во время правления Хосни Мубарака бороду рассматривали как элемент, характерный для исламистских сил, которые выступали против президента, невзирая на то, что бороды носили не только мусульмане, но и представители других религиозных концессий — к примеру, копты-христиане и сам патриарх Феодор II. Бороды братьев-мусульман отличались тем, что были ухоженными и аккуратными, в то время как у салафитов борода была внушительной, а усы они сбривали. Среди салафитов также наблюдалась тенденция к окрашиванию волос на лице хной поэтому их бороды могли иметь цвет от ярко-оранжевого до темно-бордового. В Египте в то время бороды полагалось сбривать всем государственным служащим, а когда режим Хосни Мубарака пал, мусульмане вновь вернулись к ношению бороды. Шариатские нормы были введены на территории захваченного талибами Афганистана после того, как он стал одним из Исламских Эмиратов. По этим нормам мужчин обязали отращивать бороды, причем длинные и густые, и их регулярно проверяли, и тех, у кого они оказывались короче сжатого кулака, могли сильно наказать. В мусульманских странах постсоветского пространства ситуация с официальной религиозной позицией относительно ношения бороды также складывается по-разному. В Казахстане Духовное управление мусульман Республики избрало своей официальной позицией мнение, что отращивание бороды — это сунна, то есть необязательное действие. О том, что бритье греховно, говорят лишь салафиты. В своей позиции религиозная верхушка Казахстана опирается на мнение Мухаммада Абу Захра и Махмуда Шалтута, египетских улемов двадцатого века, а также на постановление Управления по фетвам Египта.
Танжарык Турганкулов, заведующий «Центра религиоведения», высказал на сайте мечети им. Гылмани в Астане мнение, что молодые мусульмане Казахстана отращивают сегодня бороды в том числе и с целью внесения смуты в мусульманское общество. Основное население Узбекистана — мусульмане, и в государстве нет определенных официальных законов, которые бы вводили запрет на ношение бороды, и все равно бородатые люди постоянно испытывают на себе, что окружающие, в том числе и работник полиции, относятся к ним с подозрением. Встречаются случаи, когда имамы мечетей вынуждены были сбривать бороду, поскольку опасались попасть в так называемый «список бородатых» Службы национальной безопасности страны. Такие случаи неофициального запрета на ношение бороды уходят своими корнями в практику борьбы с экстремистскими движениями, начавшейся в Намангане в 1997г. Тогда Ферганской долине было совершено жестокое показательное убийство одного из высокопоставленных чиновников правоохранительных органов, и во время операции по розыску преступников только лишь наличие бороды могло стать причиной для уголовного преследования и ареста. Даже для получения паспорта бородатому мужчине нужно было предоставить справку, выданную Управлением духовенства области, удостоверяющую, что человек не состоит в экстремистской организации, однако получить эту справку было крайне сложно. В российских регионах, где традиционно проживает мусульманское население, ситуация складывается по-разному. В Карачаево-Черкессии в 2011 году Совет улемов выпустил постановление, которое объявляло ваджибом ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу. В результате всем мужчинам были обязаны отрастить их «минимально в пределах видимости то есть запретить выбривать лезвием ».
А тюменский имам-мухтасиб Ильдар Зиганшин высказал личное мнение, что для татарского народа носить бороду — не есть традиция, и право носить ее надо заслужить: после женитьбы мусульманин может отпустить небольшую бородку, а уже после шестидесяти лет можно отпустить длинную и густую. По мнению имам-хатиба Мемориальной мечети в Москве Шамиля Аляутдинова, которым он делится в статье на эту тему, обязательным, то есть фардом ношение бороды «категорически не является», и те, кто так считает, по мнению Аляутдинова, просто проявляют свою неграмотность. Случаи, когда ношение бороды является основанием для постановки человека на полицейский учет, зафиксированы в Дагестане — здесь бородатых мужчин ставили на «профилактический учёт» по подозрению в «религиозном экстремизме». Усы в исламе Что же касается выбривания усов мусульманами, то по поводу этого вопроса у ученых-богословов ислама нет единого мнения, как именно следует укорачивать усы: если имам Малик ибн Анас и шафииты считали, что укорачивать нужно только ту часть усов, которая выходит за край губы, то, по мнению Ахмада ибн Ханбаля, нет ничего в укорачивании усов плохого, точно так же, как нет ничего плохого в их полном сбривании. Подводя итоги всего вышесказанного, будет справедливым сказать, что брить волосы на лице — это значит вносить изменение в тот свой облик, который был дарован Аллахом человеку при рождении. Этот свой облик он должен принимать беспрекословно как великий дар Аллаха, заботиться о нем и ухаживать. Это значит, что носить ухоженную и аккуратно подстриженную растительность на лице будет лучшим свидетельством бережного отношения мусульманина к своему облику, подаренному Аллахом. Не лучший ли это ответ на вопрос, почему мусульмане носят бороду и обязательно ли бороду носить мусульманину? Источник Почему мусульмане носят бороду, но бреют усы В русской традиции принято отращивать бороду с усами. А вот мусульмане иногда усы сбривают, оставляя только бороду.
То есть, если он носил и отращивал бороду, то и современные мусульмане должны брать с него пример. Другой вопрос в том, какой именно должна быть борода. Нельзя допускать беспорядочного роста, лохматости и взъерошенности бороды. Человек, который не следит за растительностью на своем лице может прослыть неопрятным и неряшливым, а у мусульман это недопустимо. Есть множество историй о том, когда праведные халифы приказывали приводить в порядок и укорачивать растительность на лице мужчинам, которые по образу походили на дикарей. Мусульманину полагается быть красивым не только внутренне, но и внешне. Он должен быть аккуратным, опрятным. Заходить в мечеть позволительно только в таком виде, появляясь среди своих братьев нужно быть примером для людей. Так завещал сам Пророк.
Именно поэтому, в современном мире, мусульмане лидируют в рейтинге самых красивых и ухоженных бородачей. Имея густую и жгуче черную растительность на лице от природы, они следят и облагораживают ее согласно религиозным законам. Но, следует отметить, что усы у мусульман принято укорачивать, причем не реже чем один раз в сорок дней. Это правило так же обязательно к выполнению, так как является сунной. Часто мусульмане носят бороду без усов. Борода в буддизме: почему буддисты бреются Известно, что волосы являются накопителем информации и содержат в себе тонкую энергию человека. Буддийский монах должен быть далек от мирской жизни и суеты, поэтому стрижка и бритье является для него моментом обнуления, подавления страстей человеческих и укрощением собственного эго. Сиддхартха Гаутама, в последствии ставший Буддой, покинув отчий дом, в первую очередь обрил голову. Буддийские монахи поступают так же с целью показать отречения от мирского и укрепить свою принадлежность к «святой жизни».
Священные волосы Согласно мусульманским преданиям, Пророк призывал последователей сбривать усы, но отращивать бороду, чтобы правоверные не походили «на огнепоклонников». Сам Пророк придерживался именно такого правила — носил бороду без усов. В сборнике канонических хадисов имама аль Бухари рассказано предание, когда в последних паломничествах в Мекку Пророк раздавал людям состриженные с головы и лица волосы. В исламском мире они считаются одной из почитаемых и ценнейших реликвий.
Обязательно или нет? В многочисленных течениях ислама и у мусульманских богословов не сложилось единого мнения о том, обязательно ли оставлять бороду и сбривать усы. Так, захиристкий теолог Ибн Хазм писал о строгом запрете на сбривание бороды. Такой же позиции придерживались сторонники суннитского, ханбалитского мазхаба и ханафиты.
Отдельные представители шафиитского мазхаба арРафии, анНавави, Закария-аль-Ансари, аль-Хатиб-аш-Шарбини говорили, что сбривать бороду нежелательно, но оставляли человеку право выбора. Главное условие отращивания бороды Сегодня большинство теологов склоняется к мнению, что строгий запрет на сбривание бороды — проявление неграмотности и неверного толкования традиций ислама. Так, известный исламский проповедник-богослов Шамиль Аляутдинов в книге «Ношение бороды» подмечает, что наряду с рекомендацией стричь усы и отращивать бороду, Пророк рекомендовал своим последователям тщательно следить за внешность и соблюдать правила гигиены: чистить зубы палочкой, промывать нос, стричь ногти, выщипывать волосы под мышками и соблюдать другие ритуалы. Автор ссылается на пояснения имама ат Табари, который пояснял: не нужно бездумно следовать упомянутым в хадисах рекомендациям.
Если борода будет неряшливой, грязной, то не сделает мусульманину чести. Доктор богословия Али-Ахмад-Мари также напоминал, что важно при отпускании бороды помнить об аккуратности и опрятности внешнего вида. Если борода становится причиной насмешек и олицетворением неряшливости, то следование традиции утрачивает смысл, ведь мусульманин обязан следовать правилам гигиены, быть опрятным, аккуратным и солидным.
Ношение бороды в исламе: фард, суннат или мандуб?
Борода без усов вполне допустима, впрочем, решение этого вопроса большинство течений отдает на усмотрение мужчины. «Укорачивайте усы и отпускайте бороду», в другом хадисе говорится «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!». Борода без усов — это популярный мужской вариант beard-дизайна, но особенно часто такие бороды отращивают по религиозным соображениям.
Происхождение символа
- Опрятность является важным законом жизни для истинного мусульманина
- Что значит борода в исламе?
- Почему мусульмане носят бороду, а усы — нет
- Ваххабиты: кто они такие и почему не носят трусов?
- Обязательно или нет?
Как можно считать, что борода Сунна, ведь неверующие тоже носят бороду?
В некоторых республиках РФ популярны радикальные течения ислама. По мнению многих экспертов и авторов, ваххабизм — это одна из угроз для современной России. В 2013 г. Ваххабитские эмиссары-миссионеры прибывают на Северный Кавказ, прежде всего в Дагестан и Карачаево-Черкесию, из Пакистана, Иордании и Саудовской Аравии и занимаются там вербовкой сторонников. Однако оно употребляется в основном противниками этого течения, сами ваххабиты, как правило, именуют себя салафитами. Крупнейшим материальным и идейным внешним «спонсором» распространения ваххабизма в РФ является Саудовская Аравия, а также некоторые другие государства Ближнего Востока. Разница между радикальными салафитами или ваххабитами и так называемыми «реформаторами» в том, что радикалы основной своей целью считают создание исламского государства или халифата с помощью джихада, вооружённой борьбы против «неверных», а «реформаторы» считают, что тех же целей можно достигнуть мирными средствами — строительством мечетей, работой с населением, распространением листовок и литературы, критикой государственного строя и т.
Отличительной чертой ваххабитов или салафитов является длинная окладистая борода и тщательно выбритые усы. Широкое распространение ваххабизма в северокавказских республиках, по мнению ряда исследователей, тесно коррелирует со спецификой властных структур в регионе. Данный тип власти можно было бы назвать дотационным авторитаризмом. При этом местные элиты стараются поддерживать политические и экономические связи с исламскими и арабскими странами. Число приверженцев ваххабизма в России постоянно растёт, и некоторые специалисты даже высказывают мнение, что рост влияния ваххабитского движения в России — процесс необратимый. Главными очагами ваххабизма являются Дагестан и Карачаево-Черкесия.
Москва этому особо не противодействует, так что можно только гадать, к каким последствиям это в итоге приведёт. Автор уже не раз писал о том, что угроза исламизации России — это реальная угроза, причём достаточно приближенная по времени. Заигрывание с исламистами и поблажки для тех, кто совершает противозаконные деяния, способствуют тому, что от власти начинают требовать всё новых и новых уступок. Не стоит забывать, что в исламе существует чёткая политическая установка: «Весь мир делится на Дар-аль-Ислам «страна ислама», государство, где правят по шариату и Дар-аль-Харб «страна неверных», немусульманские государства. Дараль-Ислам находится в состоянии бескомпромиссной борьбы с Дар-аль-Харб.
Не уподобляйтесь тем, которые говорят: «Мы слышали», — а сами не слушают» 8: 20,21 Он также сказал: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» 24: 63 Он также сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия! Приказал им Аллах брать пример с посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, а они пошли в противоречие, ослушались и начали подражать огнепоклонникам и кафирам. И приказал им Аллах подчиняться посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, который сказал: «отпускайте бороду», «не трогайте бороды», «пускайте бороды», а они ослушались его и побрили бороды. И приказал он им убирать усы, а они отрастили их. И полностью обратили это дело вверх ногами и открыто ослушались Аллаха, обезобразив то, что сделал Аллах украшением для самого почетного и красивого места на теле человека. Аллах Всевышний сказал: «Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает» 35: 8 ".
Лишь в последнее время власти стали делать поблажки бородачам, понимая, что мода на бороду скорее дань современным тенденциям, чем показатель растущий религиозности. Но что касается известных и публичных людей, которые являются лицом страны, то для них никаких поблажек нет. Например, прошлой осенью случился скандал с известным узбекским певцом и композитором Санжаром Джавбердиевым. В государственной организации «Узбекконцерт» у него потребовали сбрить бороду для получения лицензии, которая выдается на год. Помимо подготовки пакета документов, надо пройти худсовет и заплатить налоги. В ином случае концертная деятельность считается незаконной. Но Джавбердиев решил не идти на поводу чиновников и обратился за помощью к президенту страны. Были случаи в Бухаре, когда на стадион не пускали футбольных фанатов, требовали от них сбрить бороду. Иранская баня: место встречи изменить нельзя. В Казахстане в 2017 году много шума вызвало заявление лидера страны Нурсултана Назарбаева о необходимости запрета на законодательном уровне ношения коротких штанов и бороды. Позже было уточнено, что слова президента поняты неправильно: он не призывал к законодательным ограничениям, говорил о проблеме вслух, а также имел в виду не просто бороду, а длинную бороду. В целом для большинства стран Центральной Азии сохраняется тенденция запрета или ограничений на ношение бороды и усов. Они не касаются пожилых людей и религиозных деятелей. Небольшие послабления в этом вопросе отмечаются в Узбекистане, что происходит в целом в контексте новых реформ, инициатором которых стал нынешний лидер страны. И, наоборот, многие эксперты отмечают усиление государственного прессинга в считающемся демократическим государством Казахстане, особенно после утверждения в июне 2017 года новой концепции государственной политики в религиозной сфере. Но пока это лишь словесные баталии. Никто и ничего запрещать не собирается. Хотя все прекрасно понимают, какой длины должна быть борода, чтобы тобой не заинтересовались правоохранительные органы. Да и им непросто: мода на мужские бороды еще не ушла, и с ходу не поймешь, кто перед тобой — ламберсексуальный хипстер или злостный исламист.
Борода в католичестве и православии Взгляды католиков и православных христиан на ношение бороды различались еще до официального разделения христианской церкви в 1054 году. Во многом это было обусловлено традицией — римляне считали бороду чертой варваров. Долгое время вопрос «бриться или не бриться» церковью не регламентировался, но традиция все же предписывала «латинянам» ходить без бороды. С XII века католическим священнослужителям не дозволялось отпускать бороду, это определил Тулузский собор 1119 года, но спустя четыре столетия папы римские уже позволяли себе отказываться от бритья. Вошли в моду и считались делом вполне богоугодным усы и эспаньолка, такого имиджа придерживались многие правители Ватикана. Что касается католических монахов, то им предписывалось не только избавляться от бороды, но и брить волосы на макушке. Папа римский Климент VII Гладкие подбородки латинян воспринимались православными христианами с осуждением. Брадоношение признавалось обязательным для верующих, поскольку таков замысел творца — мужчинам иметь бороду, а женщинам — нет. Брадобритие, бритье бороды, запрещалось церковными книгами и постановлениями соборов, в частности, Стоглавого Собора 1551 года. Посягнувшим на бороду грозили серьезные наказания: по ним не служили панихиду и сорокоуста, не ставили свечи в храме. Православные священнослужители А потому то, что сделал на рубеже XVII и XVIII веков Петр I, представляется делом поистине грандиозным — ему удалось перевернуть с ног на голову многовековые установки и традиции относительно того, что приличествует порядочному христианину. Была установлена пошлина, которая взималась с тех, кто предпочитал ношение бороды новым правилам — налог довольно существенный: например, царедворцы, чиновники, купцы и посадские люди платили по шестьдесят рублей в год, слуги, ямщики — по тридцать. Указом Петра была предусмотрена пошлина на бороду Разумеется, на первых порах роптали, бунтовали, хранили сбритую бороду дома в сундуке, чтобы быть с ней похороненными — в царствие небесное без бороды путь закрыт. Но обычай бриться прижился довольно быстро, правда, от этой обязанности были освобождены попы, дьяконы и архиереи, всем остальным за нарушение царского указа полагалось уплатить штраф. Вот только раскольники этих изменений не признали.