– Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом.
Помазание в церкви – что это, зачем и как проводится
Таинство Соборования | Соборование – это одно из семи Таинств, которое берет начало с апостольских времен, когда Апостолы получили благословение от самого Христа проповедовать покаяние и исцелять болящих, помазывая их маслом. |
Соборование: какие грехи прощаются? | Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. |
О Соборовании тяжко болящего человека
Во время соборования священники и сам участвующий в таинстве молятся об исцелении, но исцеление произойдет, если на то будет божья воля. Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в христианских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иак 5.14; ср Мк 6.13); свящ.
7 отрывков Евангелия и Апостола, читаемые на Соборовании
В чинопоследовании после окончания пения причастного стиха возникает пауза, которую в каждом храме заполняют по-разному. Наиболее уместно, как это и делается во многих храмах, заполнить ее чтением молитв из «Последования ко святому причащению» или жития святых. Не будучи частью Литургии, эти молитвы, однако, настраивают верующих на размышление о величии Таинства Евхаристии, помогают им подготовиться к духовному и телесному соединению со Христом. Причащению священнослужителей предшествует чтение старшим священником молитв, обращенных к Христу: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». Священнослужители в алтаре сначала причащаются Тела Христова в строгом иерархическом порядке: первым к престолу подходит старший священник, затем другие священники, затем диаконы.
В таком же порядке священнослужители причащаются Крови Христовой. Иереи самостоятельно берут с престола частицу Тела Христова и отпивают по три глотка из чаши. Причастившись, священнослужители отходят от престола и читают благодарственные молитвы. После причащения священник умывает уста и руки, а затем принимает антидор и запивку — вино, разбавленное горячей водой.
По существующей традиции младшие священнослужители подходят к старшему и поздравляют с принятием Святых Тайн. Причащение мирян начинается открытием царских врат и завесы.
Евангелие еще на голову в конце положат. То есть люди просто ходят собороваться, как бы запасая благодать впрок. В итоге соборование «девальвируется». Но то же ведь можно сказать и про другие таинства: из евхаристии сделали фактически молебен с причастием, из покаяния — психологические беседы, из крещения — обряд из серии «хуже не будет». Хотя все эти церковные таинства означают очень серьёзные события в жизни человека, которые совершаются Божьей любовью и человеческой верой. Это же событие!
Нельзя превратить это в обыденность — пять раз за месяц на всякий случай. Самая большая проблема в том, что к таинствам начали относиться потребительски. Само название богослужебного сборника — «Требник» — заставляет об этом задуматься. Нельзя к таинствам церкви относиться потребительски, и церковь не должна торговать таинствами, благодатью. Но для того, чтобы всерьёз об этом говорить, а не критиканствовать, должна быть нормальная община людей, которые друг за друга отвечают, вместе стараются жить по-христиански и дома, и на работе, и в храме. Это совсем не то же, что набрать семь священников, которых ты первый и последний раз в жизни видишь, и пригласить их к себе домой. Если есть магическое отношение — ожидание, что всё произойдет само собой, если только исполнишь обряд — то не надо собороваться.
Детей соборуют с того возраста, когда они могут самостоятельно исповедовать грехи. Как проходит Соборование? Помазание — это лишь одна из частей службы Соборования. До этого готовятся елей, вино и зерно для Таинства, читается молитва на освящение масла и зерна. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. Перед помазанием священник читает главную молитву Таинства — молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов «Отче Святый». Священники поминают при этом имена записанных на Соборование. Помазывают святым маслом семь раз. Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения — о том, как нужно переносить испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу. Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый». В конце Соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной молитвы. После службы можно забрать домой оставшиеся зерно и добавлять в пищу , елей — помазываться и наливать в лампадки. Предлагаем подробный фоторепортаж с аудиозаписью некоторых фрагментов Соборования с подробными комментариями. Вся ответственность за приготовление к Соборованию лежит на алтарнике. На братском соборовании его совершают священники Братства Всемилостивого Спаса , будет много священников. Алтарнику придется быть особо расторопным и внимательным. Все должно быть красиво и чинно. Свечи, числом семь, должны стоять красиво на специальном блюде. Для этого они все должны быть одинаковой длинны В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм На клиросе все готово И алтарник приготовил все, что нужно И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв.
В этом году к их числу присоединился известный миссионер иерей Георгий Максимов. В своем видеоролике «Нужно ли идти на соборование здоровому? Следовательно, повсеместно совершаемое Великим Постом в Русской Православной Церкви Общее Соборование, где в большинстве участвуют здоровые прихожане, противоречит учению Церкви и канонически противозаконно. Хотя прямо отец Георгий так не говорит, но об этом красноречиво свидетельствует его вступление, видеоряд и общий смысл ролика. Это кажется в высшей степени странным, так как священноначалие на заседании Священного Синода уже касалось этого вопроса и признало практику Общего Соборования в Великий Пост каноничным журнал 130 от 26. В частности, в справке «О чинопоследовании Елеосвящения», подготовленной к этому заседанию комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия, говорилось: «Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами… Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней» Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года. Однако священник-блогер, видимо, не согласен с выводами комиссии Межсоборного присутствия и полностью их игнорирует. Но насколько соответствуют действительности выводы самого отца Георгия? Выступая с критикой других, иерей Георгий Максимов всегда пытается подчеркнуть, что именно его позиция основана на святоотеческом наследии, поэтому очень странно, что в данном случае он изменяет своему принципу и выборочно подходит к ссылкам на источники, не удосужившись как следует их изучить. Так, например, сущей несуразицей оказывается его ссылка на 163 правило Номоканона при «Большом требнике»: «Маслосвящение не бывает за канон, разве точию за недужных, по апостольскому уставу», которое отец Георгий, вслед за протоиереем Михаилом Архангельским, ошибочно трактует в следующем смысле: «Елеосвящение бывает по канону правильным, законным лишь тогда, когда совершается, по апостольскому установлению Иак. Дело в том, что слово «канон» здесь имеет смысл «епитимии», о чем говорит известный канонист А. Павлов, и что зафиксировано в этом правиле в других редакциях Номоканона: «канон, сиречь за епитемию» Номоканон при Большом Требнике. Номоканон при Большом Требнике. Отдел юридический. Более того, если бы отец Георгий хорошо был знаком с трудом протоиерея Михаила Архангельского, на которого он ссылается, то знал бы, что отец Михаил как раз признавал возможность соборовать здоровых людей: «Из общего правила о несовершении Елеосвящения над здоровыми существует одно следующее исключение. В Православной Церкви совершалось и ныне, по местам, совершается Елеосвящение над всеми, над целым собранием верующих, без отделения здоровых от больных, торжественным образом, в св. О тайне святого елея. И действительно, из древних «уставов», «обиходов» и «чиновников» мы знаем о бытовании на Руси еще с XVI века уставной, то есть официальной, богослужебной практики Общего Соборования в Великий Четверг и Великую Субботу. Причём, исследователи утверждают, что на Руси общее елеосвящение было позаимствовано именно у греков, а у последних оно развилось из древнехристианских представлений о маслопомазании, как средстве для отпущения грехов Красносельцев Н. К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся. В этом контексте цитаты вероучительных документов Православной Церкви и святых отцов, приведённых иереем Георгием Максимовым, просто неуместны, так как никто и не отрицает, что само про себе Таинство Елеосвящение предназначено, прежде всего, для исцеления больных, но при этом оно издревле, в качестве исключения, Великим Постом совершалось и над телесно здоровыми ради уврачевания душевных недугов.
Все важные молитвы на Соборование-2021 в Великий православный пост
На Соборование приносят оливковое масло, крупу (пшеницу или рис), свечу для возжигания во время чтения Евангелия (свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием). Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. Во время причащения мирян хор многократно поет: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите». Во время Соборования читаются. Женщинам можно участвовать в таинстве соборования во время критических дней, уточняет протоиерей Виктор Гузенко.
Соборование: вопросы и ответы
Что, конечно, никак не отменяет необходимость прибегать к медицинским методам. Перед соборованием желательно исповедаться, а настроиться на глубокое и искреннее покаяние помогает Покаянный канон, который читается вместе с ещё двумя канонами во время подготовки к Причастию. В ближайшие к Соборованию дни принято причащаться, так что как раз в этот период можно прочесть также Каноны к Богородице и Ангелу Хранителю. В дни постов верующие стараются более внимательно относиться к своему ежедневному молитвенному правилу, так и перед Соборованием в Великий пост молитва должна быть вдумчивой и идущей от самого сердца.
Общее соборование в Великий пост Часто священника приглашают для Соборования специально к постели больного, но в дни Великого поста во многих храмах это таинство совершается для большого количества верующих. Расписание служб на разных приходах разное: где-то общее Соборование в Великий пост бывает в будни, где-то — в выходные, но в больших городах любой желающий в дни Четыредесятницы и даже на Страстной седмице может выбрать подходящее для себя время в той или иной церкви или монастыре. Перед началом богослужения нужно подойти за свечной ящик, чтобы там записали имя пришедшего пособороваться, внести пожертвование и получить свечу, которую принято зажигать во время чтения фрагментов из Евангелия.
Вставать в храме лучше так, чтобы священник мог свободно проходить от одного верующего к другому. Всего помазаний должно быть семь, и, если священников много, каждое из них совершает новый батюшка. Но таинство не становится «менее действенным» и в том случае, если освященное масло на лицо, шею и руки наносит не семь, а шесть, три или даже один священник.
Ведь таинство совершает Сам Господь по совместным молитвам священнослужителей и мирян.
А то что на вечерне помазывают, то это просто освященным маслом, подготовки никакой не нужно, просто подходите к батюшке и помазываетесь. Ольга Литвинова, совершенно верно. Таинство - это соборование исцеление от недуга физического и духовного : читается 7 раз Евангелие и 7 раз помазание поют: сначала - " услыши ны, Господи " , а потом " исцели ны, Господи "...
Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания.
Вопрос: Какие грехи прощаются в Таинстве Елеосвящения? Ответ: Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление. Важно при этом понимать, что соборование не заменяет собой исповедь и причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах таких как убийство, в т.
Кто может участвовать в Таинстве? Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние уныние, скорбь, отчаяние , ибо причиной его могут быть и, как правило, бывают нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.
Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого Писания. Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи.
Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни. Во время помазания соборующиеся люди поют: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый. Помилуй ны, Боже, помилуй ны, Владыко, помилуй ны, Святый. Исцели ны, Боже, исцели ны, Владыко, исцели ны, Святый». Возгласом "Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков" начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся.
Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и "перевязал ему раны, возливая масло и вино" Лк.
Чинопоследование Таинства Соборования
На столе, кроме того, полагается Евангелие и крест. Священники в фелонях становятся около стола, и они, равно и все присутствующие, имеют зажженные свечи. Первый из священников, окадив стол и всех людей, и обратясь к востоку, начинает возгласом: «Благословен Бог наш». Богослужение Таинства елеосвящения состоит из трех частей: во-первых, молебного пения; во-вторых, освящения елея и, в-третьих, собственно помазания елеем. Молебное пение подобно утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обычных начальных молитв утрени читается как бы вместо шестопсалмия псалом 142: «Господи услыши молитву мою»; далее следует ектения: «Паки и паки миром Господу помолимся» и, после возгласа: «Яко подобает», поется «Аллилуиа» так же как на утрени в дни поста, вместо «Бог Господь». Затем — тропари: «Помилуй нас, Господи», 50 псалом: «Помилуй мя, Боже» который поют на утрени пред каноном ; потом поется канон. Припев к канону: «Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе». После него — ексапостилларий и стихиры Требн. В каноне и стихирах испрашивается больному исцеление от его недугов и болезней. После 3, 6 и 9-й песен канона бывают малая ектения.
После стихир поется: «Трисвятое», «Отче наш» и тропарь: «Скорый в заступлении един сый Христе». Затем следует вторая часть Богослужения — елеосвящение. Возглашается ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносится моление: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святого Духа»; — «О еже приити благодати Святого Духа». Потом первый из священников читает вслух молитву над кандилом и елеем, в которой просит Бога освятить елей и соделать его целительным для помазующегося.
Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством?
Что такое Соборование? Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании больного освященным маслом елеем призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Таинство Соборования установилось еще в апостольские времена: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" Иак.
Над кем совершается Таинство Соборования? К Таинству приступают православные верующие в любое время серьезной болезни в возрасте старше 7 лет. Как правило, к Таинству приступают Великим постом иногда и в другие посты Таинство может происходить как в храме, так и в другом месте. Елеосвящение не совершается над буйными психическими больными и над больными, которые находятся в бессознательном состоянии, за исключением случаев, когда больной выражал сознательное желание собороваться, когда еще отдавал отчет в своих поступках. В каких недугах обращаются к Таинству Соборования?
Недуги, об исцелении которых просят в Таинстве Соборования, могут быть как телесные, так и душевные уныние, скорбь, отчаяние , которые чаще всего являются следствием неосознаваемых, либо нераскаянных грехов. Человек грешит каждый день, иногда спохватывается и обращается с покаянием к Богу. Но далеко не все люди в состоянии запомнить все свои повседневные прегрешения и рассказать о них на исповеди.
Таким образом символизируется ниспослание милости и благодати Господа на человека. Елеопомазание на вечерней православной службе Освящённое масло издревле используется Церковью в богослужениях и Таинствах. Елей переводится с греческого как «оливковое масло» является символом благодати Святого Духа.
В греческом оригинале Евангельской притчи о добром самаритянине Лк. Милость — это добродетель, проявленная самаритянином по отношению к страждущему ближнему. Маслом же главный герой притчи лечил раны страдальца. Также елей, наряду со скотом и урожаем, использовался для жертвоприношений Богу. Характер жертвоприношения имеет и традиционное сжигание масла в лампаде перед иконами. То есть лампады не только освещают лики — через них верующие словно приносят елей в жертву Господу.
Помазание на вечерней службе Помазание в церкви — что это? Обряд елеопомазания имеет ветхозаветные корни. Известно, что пророк Моисей заповедал помазывать святым маслом первого еврейского священника Аарона брата Моисея и всех пошедших по его стопам потомков. Обычай помазывать елеем всех молящихся в христианских храмах зародился в 5 веке нашей эры в Иерусалимской православной церкви.
Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес... Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего... Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: "Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно -- на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ". То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем "секторе". Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: "Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый". Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано -- больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми. В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе. Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины. Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд. Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено обычно в храме в лампадке или в кадиле. Если же чин совершался над умирающим больным и больной умер, то остаток святого елея крестообразно возливает на него священник при погребении И вот приготовлены Евангелия и Кресты для заключительной части таинства. На главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Сначала Евангелие возлагается на главы священников.
Помазание на вечерней службе когда бывает. Зачем при Соборовании помазывают маслом
Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей — по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. — Во время соборования люди держат в руках зажженные свечи. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в христианских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иак 5.14; ср Мк 6.13); свящ. Главная» Новости» Пасхальное соборование в церкви 2024 когда.
Что делать с маслом после соборования?
Иногда прихожане поют слова во время помазания: «услыши мя, Господи, услыши мя, Владыко, услыши мя, Святый», затем: «исцели мя, Господи». Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. В таинстве святого елея (соборования) через семикратное помазание врачуется душа и тело. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов.
Таинство Елеосвящения (Соборование)
В монастыре, за редким исключением особо ответственных послушаний, все имеют возможность прийти на главные службы. Потому в храме собрались многие братия из Центральной усадьбы и скитов, трудники, мирские работники, занятые на стройках. Таинство Соборования на Валааме, как правило, проводится в конце Великого поста, перед Страстной неделей, самым тяжелым, скорбным временем, предваряющим праздник Святого Христова Воскресения.
Купец стал беспокоить матушку покойного иерея возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Матушка отвечает, что у нее денег нет, а если что и было, то потратила во время болезни иерея и ничего теперь не осталось. Купец, не внимая словам матушки, настойчиво требует деньги и грозит судом матушке. Делать нечего; она обращается к свят. Василию Великому, рассказывает ему о случившемся. Выслушав ее, свят.
Василий Великий сказал: "Я буду завтра служить литургию, приидите ко мне вместе с купцом и весами; взвесим одну частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении его сродников, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую чашу весов, и тем золотом уплатит тебе за одну литургию, совершенную покойным иереем". Матушка идет к купцу и передает слова свят. Купец обрадовался и на утро идет в храм, взяв с собою весы и золото.
Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке.
Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния равно как и с Таинством Евхаристии , имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха. Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви где это Таинство называли «последним помазанием. Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души.
Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи. В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь — и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.
Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая — причем, страдая во Христе, — подлинно очищается и освящается.
При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять. Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз.
Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» Мф. Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования.
Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» Иак.
Купец узнал о кончине иерея, весьма опечалился и скорбел о пропаже своих денег, ибо одна только литургия была совершена иереем, чего купец не ожидал, рассчитывая на многолетнюю жизнь иерея и его молитвы, для чего и вручил ему 500 золотых, поминать его и сродников за каждою литургиею. Купец стал беспокоить матушку покойного иерея возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Матушка отвечает, что у нее денег нет, а если что и было, то потратила во время болезни иерея и ничего теперь не осталось. Купец, не внимая словам матушки, настойчиво требует деньги и грозит судом матушке.
Делать нечего; она обращается к свят. Василию Великому, рассказывает ему о случившемся. Выслушав ее, свят. Василий Великий сказал: "Я буду завтра служить литургию, приидите ко мне вместе с купцом и весами; взвесим одну частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении его сродников, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую чашу весов, и тем золотом уплатит тебе за одну литургию, совершенную покойным иереем". Матушка идет к купцу и передает слова свят.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
Женщинам можно участвовать в таинстве соборования во время критических дней, уточняет протоиерей Виктор Гузенко. Отсюда Таинство елеосвящения именуется «Соборованием» Семь пресвитеров назначается потому, что при елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Перед соборованием желательно исповедаться, а настроиться на глубокое и искреннее покаяние помогает Покаянный канон, который читается вместе с ещё двумя канонами во время подготовки к Причастию. На Соборование приносят оливковое масло, крупу (пшеницу или рис), свечу для возжигания во время чтения Евангелия (свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием).
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Кратко о важном. Что такое соборование? | — В какое время и где проводится Таинство Елеосвящения (Соборования)? |
О таинствах. Таинство Елеосвящения | Последнее также именуется соборованием, поскольку оно, согласно церковному уставу, совершается несколькими священниками (допускается участие и одного). |
Очищает ли Соборование от всех забытых грехов? (Иерей Вадим Коржевский) — По ком звонит колокол | Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении. |
Соборование: выздороветь и воскреснуть | Православный журнал "Нескучный сад" | Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. |
Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл
По традиции, унаследованной из Византии , раз в год, в Великий четверг , в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста изредка также во время остальных постов , без отличий с обычным чином елеосвящения. Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5]. Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди.
Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния.
Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священного Писания. Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни. Во время помазания соборующиеся люди поют: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый.
Помилуй ны, Боже, помилуй ны, Владыко, помилуй ны, Святый. Исцели ны, Боже, исцели ны, Владыко, исцели ны, Святый».
Затем, став перед столом лицом на восток, возглашает: Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй.
Господи, помилуй. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся.
Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою.
И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь. Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё.
Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою — как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою.
Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я — раб Твой. Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже.
Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.
К настоящему времени елеопомазание совершается на вечерних богослужениях всенощное бдение , а именно на утренях накануне воскресных и праздничных дней. В РПЦ обряд проводится после чтения Евангелия, во время полиелея. В Греции же елеем помазывают после утрени. Прежде чем подойти на помазание, принято поклониться лежащим на аналое иконам и Евангелию.
Согласно древней, хотя и не зафиксированной в канонах, традиции, первыми помазываются присутствующие в храме мужчины. Священник совершает обряд, произнося благословение, славословие или краткое молитвенное обращение к Богородице или святому. Практикуется также помазание верующих святым маслом, взятым из лампад от чудотворных икон и мощей. Обряд елеопомазания может совершаться и вне богослужения. Также оно совершается во время Таинства Крещения перед погружением крещаемого в купель.
Елей в данном случае символизирует примирение человека с Творцом. Как и любое действие в христианстве, помазание маслом не имеет никакого магического характера. Это один из видимых способов ниспослания на православных благодати. Но воздействие этой благодати зависит не от конкретных манипуляций, а от веры самого человека и воли Божией.