журнальная выставка «Широкая Масленица». Перед сжиганием чучела Масленицы каждый написал маленькие записки с пожеланиями и просьбами.
О чем писать в блоге на Масленичной неделе?
Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики: в них можно завернуть любую начинку – от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. В средней общеобразовательной школе № 1 Советского Союза В.Д. Паширова енково для учащихся младшей школы прошли масленичные гуляния «Широкая масленица». Инфоурок › Другое ›Другие методич. материалы›Статья в газету "Широкая Масленица". Зная, как правильно отметить каждый из дней Масленицы, можно привлечь в свой дом счастье и достаток. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням.
Масленица. История и традиции праздника
Интересное о Масленице: уникальные и неизвестные факты | Образ жизни - 23 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - |
В клубно-досуговых учреждениях Шумерлинского муниципального округа прошла Широкая Масленица | Последние два дня масленичной недели ― кульминация праздника. По всей стране прошли народные гулянья с песнями-плясками, поеданием блинов и сжиганием чучела Масленицы. |
Масленица пришла! (традиции, обряды, символы праздника)
По другой версии значение уходит корнями во времена языческого празднования, когда люди задабривали и «умасливали» весну. Отдельным мероприятием были обряды поклонения солнцу, связанные с магией круга - украшение деревянных колес лентами, хороводы и многое другое. Кульминацией Масленицы уже много веков считается сожжение чучела, символизирующее проводы зимы и начало нового плодотворного года. В этом 2023 году масленичную неделю традиционно условно разделяют на два периода. С понедельника по среду длится Узкая Масленица, с четверга по воскресенье — Широкая.
В первые три дня принято заниматься хозяйством и домашними делами, а с четверга по воскресение веселиться, устраивать домашние вечера, ходить в баню и конечно же, печь вкусные, румяные и сытные блины.
Прощай Зима! Приходи Весна!
С весёлыми песнями порадовал вокальный коллектив "Рябинушка". Традиционные народные игры и конкурсы пришлись по душе всем присутствующим. В день завершения масленичной недели в Ходарском сельском Доме культуры состоялся традиционный, самый долгожданный весенний праздник - Масленица.
На праздничном гулянии жители и гости села звучали веселые наигрыши, а запах главного праздничного блюда - блинов распространился на все село. В праздничной программе праздника выступили народный фольклорный коллектив "Шанчак" Егоркинского сельского Дома культуры с дружественным визитом и вокальный коллектив "Родник" Ходарского сельского Дома культуры. Все присутствующие гости праздника смогли поучаствовать в веселых спортивных состязаниях и играх.
В завершении праздника состоялось традиционное сжигание чучела Масленицы, вокруг которого завели весёлый хоровод. Русско-Алгашинский сельский клуб, совместно с библиотекой, провел праздник «Гуляй Масленица! Ярко прошли масленичные гуляния «Широкая масленица» в Бреняшском сельском клубе.
А в Нижнекумашкинском сельском клубе состоялись катания на лошадях и сжигание чучела Масленицы. В Кабановском сельском клубе прошёл традиционный праздник - Масленица. Праздник прошёл в задорной и дружной обстановке.
После веселых игр, участники насладитесь блинами и вкусным чаем за русским самоваром.
Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень... Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья. Владимир Пропп, «Русские аграрные праздники» Со временем куклы стали делать из злаков — «предела желаний и стремлений» землепашца. Земледельческие праздники проходили в период посевной и первичного роста сельскохозяйственных культур.
В другое время славяне словно забывали о божестве растений, в отличие от древних египтян и греков, которые чествовали земледельческих богов наравне с остальными обитателями пантеонов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что изначально Масленица отмечалась в районе 22 марта — дня весеннего равноденствия. В марте начинался и новый год по славянскому календарю.
Почему сжигают чучело на Масленицу? Сжигание чучела на Масленицу Изначально сжигание чучела у язычников означало обновление, своеобразное очищение и гибель всего нехорошего, а затем и возрождение чего-то нового. Поскольку это был приход нового года, то это символический жест, когда все плохое оставалось в старом временном отрезке, а хорошее, вместе с весенним Солнцем, оставалось с празднующими. Можно сравнить такое чучело со сказочной птицей Феникс, которая проходила очищение огнем, чтобы возродиться заново и стать еще более сильной и привлекательной.
И урожай после сожжения должен был стать хорошим, только пепел требовалось развеять по полям. Почему на Масленицу пекут блины? В древних традициях блин является поминальным блюдом, и именно так славяне почитали память усопших. Поэтому до сих пор является дискуссионным вопрос — кому отдавать первый из них? Интересно, что символом самой Масленицы блин стал только в 19 веке, причем он обозначает Солнце. Светило и раньше присутствовало в языческих праздниках, ведь именно оно растапливало снега и пробуждало богиню Лелю. А внешне румяный и масленый блин, конечно, похож на жаркое весеннее Солнце.
Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин. Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля. Блины бывают разных видов — толстые и тонкие, на кефире, молоке, сладкие, мясные и рыбные. Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом. История праздника — как появилась Масленица? Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота. Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта.
Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай. С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю.
Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния
Принято пробовать блины не только дома, но и в гостях, куда частенько приглашают на этой неделе. Народ утверждал, что те люди, которые не веселятся на Масленицу, год проживут бедно и не будет в их доме веселья. Самые веселые конкурсы прошли с блинами: поедание блинов на время, метание блинов, а также изготовление «маски» из блина. Масленичное чучело стало не только центром праздника, но и символом исполнения желаний. По традиции, чтобы наступила весна, нужно сжечь чучело. Считается, что вместе с ним уходят все наши несчастья и тревоги. Праздник удался на славу. Гости повеселились, потанцевали, попрыгали и побегали.
После такого праздника Зима обязана уйти, уступив законное место Весне, которую в нашем селе ждут с нетерпением! Северский сельский дом культуры. В прощеное воскресенье, задорно и весело прошел театрализованный праздник: «Масленица именинница — нынче кормилица! Сельчан встречала госпожа Масленица в русском народном костюме, скоморохи. Дети познакомились с традициями празднования русской Масленицы. Звучали заклички, поговорки. Сама «Масленица» задавала ребятам каверзные вопросы, которые были написаны на бумажных «блинах», и дети наперегонки отвечали на них!
А еще ребята катались на санках, прыгали в мешках, соревновались в перетягивании каната и все дружно проводили Зиму со двора и встречали Весну. Присутствующие с большим воодушевлением участвовали в соревнованиях, играли, рассказывали пословицы о блинах, читали стихи. Масленица угостила всех блинами, пирогами и сладостями! Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются народными гуляниями, неотъемлемым элементом этих гуляний являются блины. Существует множество версий по объяснению того, откуда появился праздник Масленица.
Одна из таких легенд гласит, что в давние времена на Севере родилась маленькая девочка, отцом которой был Мороз. Имя ей дали Масленица. Девочка была маленькой, хрупкой и улыбчивой. Однажды группа людей попала в снежную бурю. Прячась от нее, они встретили Масленицу и попросили помочь и согреть их. Масленица пришла, но удивила всех.
Масленица — это целый комплекс обрядов. Среди них есть как относительно молодые, например, взятие снежного городка датируют началом XVIII века, так и древнейшие — выпекание блинов , посещение могил и другие.
Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В старину это божество называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими. Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника. Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы.
Филолог Владимир Пропп подчеркивал: чучело не просто сжигали. Золу от него предавали земле, чтобы подкрепить ее производительные силы и способствовать плодородию. Важно, что крестьяне проводили обряд на засеянном поле. Аналогичный ритуал проводили и в домах: небольшие куклы сжигали, а пепел бросали во двор к скоту, чтобы способствовать его плодовитости, пишет советский этнограф А. При этом масленицу ни в коем случае нельзя было оставлять целой на Великий пост.
Это только подчеркивает языческий характер этого праздника. Этой цели отвечал хоровод: круговой танец олицетворял процесс витья, кручения как метафоры зарождения жизни и был нацелен на получение хорошего урожая. То же и с катанием с горки, а также выездами на санях: чем длиннее проезд, тем длиннее уродится лен. Идея плодородия распространялась и на человека.
В программе: история праздника, масленичная неделя, масленичные забавы игра «Идет матушка весна»; эстафета «Пекут блины», игра «Шапочки», «Накорми зятя», «Валенок». В играх принимали участие как взрослые, так и дети. В заключение праздника все угощались блинами, под веселую музыку пели частушки и плясали. Было очень весело, интересно как младшему поколению, так и взрослым. Масленичные задоринки «Масленицу встречаем, зиму провожаем» состоялись 3 марта в Паршиновской сельской библиотеке. С шутками, песнями, играми, плясками вспомнили школьники названия дней недели. В понедельник-"встречу" нарисовали мелком чучело "боярыни Масленицы", во вторник- "заигрыши" - в играх притопывали и прихлопывали под песню, в среду-"лакомку" разгадывали загадки, читали скороговорки, рассказывали докучные сказки, а в "разгульный" четверг - состязались в соревнованиях. Интересно было узнать, почему воскресенье называют "прощеным днем".
Интересное о Масленице: уникальные и неизвестные факты
Это традиционное поминальное блюдо, считавшееся таковым еще до прихода христианства. С блинами исследователи в первую очередь и связывают поминальный характер праздника. В ряде регионов традиционный масленичный стол дополняет еще и овсяный кисель. Блинчатые пироги. Оладьи Е. Так, в некоторых губерниях России еще в XIX веке вместе с чучелом возили корыто, которое в фольклоре символизировало гроб «Стоит корыто другим накрыто» — предсказание смерти. Процессия выноса масленичной куклы а ее никогда не сжигали в деревне, только за околицей, а еще лучше — в поле сопровождалась ряжеными, среди них были «попы» и «плакальщицы», так что шествие напоминало шуточные похороны. Чучело либо сжигали, либо разрывали, что символизировало его смерть. Кстати, «Масленицей» мог быть и живой человек, желательно мертвецки пьяный, в этом случае вместо него сжигали сноп сена или соломы.
Символика этого обряда точно не установлена.
Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего.
И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой.
И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин.
Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций».
Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов. Так что над масленицей умничать нечего. Это недельный период времени, когда мясо уже не естся, а на молочную пищу отменяется пост в среду и пятницу. Это время, когда в среду и пятницу службы в храме совершаются по постовому чину, а литургия не служится.
То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту — все больше и больше.
На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе : Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное в том числе, в среду и пятницу.
Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие.
Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца.
А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет.
Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом.
В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны.
Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу».
В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье.
Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их.
Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский.
Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост.
Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты.
Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось.
Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером.
В эти дни прощаются с холодами, длинными ночами, зимними развлечениями, встречают весеннее яркое солнце. Главным обычаем Масленицы всегда было выпекание блинов с самыми разными приправами: с маслом, медом, патокой, икрой. Блины с давних пор были символом солнца. Блинов встречали славяне Ярилу, бога солнца. Свое название восьмая неделя до Пасхи получила за то, что в эти семь дней уже не разрешается вкушать мясо, но еще можно употреблять в пищу животное масло и молочные продукты. Каждый день масленичной недели имеет свое особое название и особый смысл. Понедельник - встреча Масленицы; вторник - заигрыши, в этот день начинались обычные для этого праздника игры; среда - лакомка, день блинов; четверг - разгул; пятница - "тещины вечеринки", в этот день ходили в гости к родителям жены; суббота -"золовкины посиделки", навещали сестер мужа; воскресенье - "проводы Масленицы" или "прощенное воскресенье", в день, который накануне Великого Поста следовало испросить себе прощения за все свои вольные и невольные грехи у своих родственников и знакомых.
Прошли масленичные гуляния «Широкая масленица»
Зная, как правильно отметить каждый из дней Масленицы, можно привлечь в свой дом счастье и достаток. Масленицей называют как неделю перед Великим постом (Масленая неделя), так и последнее воскресенье этой недели (собственно Масленица). Откуда берет начало празднование Масленицы. Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды.
Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю
“Прощай Зима, гуляй Масленица!” | Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю неделю перед Великим постом. |
Масленица: история, традиции, обряды, даты праздника | Масленица — тот самый праздник, который с XVI века почти и не изменился: блины, хороводы, бои подушками, сжигание чучела из старых вещей. |
Праздник Масленица - сообщение для детей в школу | В масленичную неделю уже запрещалось есть мясо, но всё ещё можно было употреблять в пищу молоко и масло. |
Прошли масленичные гуляния «Широкая масленица» | На протяжении масленичной недели нельзя есть мясо, но можно молочные продукты и рыбу. |
Что рассказать детям о Масленице | Перед сжиганием чучела Масленицы каждый написал маленькие записки с пожеланиями и просьбами. |
Поговорим о масленице
Обычно его одевали в разные лохмотья, а в последний день сжигали, что символизировало долгожданное наступление весны. Главным угощением на Масленицу являются блины. Это связано с верой славян в Солнце как Бога, поэтому появилась традиция печь круглые лепешки, напоминающие по форме небесное светило. Со временем лепешки заменили блинами.
Блинов на Масленицу нужно было печь побольше и готовить для них разные начинки: рыбу, капусту, мед и, конечно, приправить маслом и сметаной. В Томскстате посчитали стоимость продуктов для блинов к Масленице Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и традиции, как его нужно проводить. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались.
Понедельник, 20 февраля, «Встреча». В этот день заканчивали подготовку развлечений к празднику и выпекали первый блин, который было принято отдавать неимущим. В первый день люди готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни.
Вторник, 21 февраля, «Заигрыш». В этот день было принято устраивать народные гулянья — кататься на санях, ледяных горках, каруселях. Среда, 22 февраля, «Лакомка».
Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Все дети знают про Масленицу, про блины, которые нужно есть, и про чучело, которое нужно сжигать. Но знать это одно, а увидеть, а еще лучше поучаствовать в этом - совсем другое дело. Всю неделю они готовились к этому событию и ждали его с нетерпением. На занятиях узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай. У нас все знают, что на Масленицу у каждого три дела: с горок кататься, блинами объедаться, и с зимушкой прощаться! Проведение Масленицы в детском саду - это отличный способ весело провести время с детьми и также рассказать им о культуре и традициях русского народа, привить любовь и уважение к своей истории.
В нашем детском саду празднование Масленицы стало хорошей и доброй традицией. Масленица - самый веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Все дети знают про Масленицу, про блины, которые нужно есть, и про чучело, которое нужно сжигать. Но знать это одно, а увидеть, а еще лучше поучаствовать в этом - совсем другое дело. Всю неделю они готовились к этому событию и ждали его с нетерпением.
Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23]. Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Волков[ кто? У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор. Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см. Авдотья Весновка 1 марта [28]. Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года. Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В.
Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ
Масленицей называют как неделю перед Великим постом (Масленая неделя), так и последнее воскресенье этой недели (собственно Масленица). Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. А давайте пофантазируем вместе: о чем бы мог на Масленицу в своем блоге написать магазин сантехники? За неделю до Великого поста, то есть в саму масленичную неделю, уже нельзя есть мясо, но можно вдоволь наесться молочными продуктами. На масленичной неделе люди пекут блины, прощаются с зимой и встречают весну.