Иран и особенно сторонники дипломатического урегулирования кризиса вокруг национальной ядерной программы среди представителей иранской власти оказались пострадавшей стороной в этой ситуации. Иран может создать ядерное оружие всего за несколько месяцев, если решит его разработать.
Какое отношение может иметь Израиль к взрыву на ядерном объекте в Иране?
То есть они играли против того, кого считали угрозой, а потом начали играть друг против друга. И повторение Нетаньяху, что Израиль ударит по иранским ядерным объектам — то обещание, исполнения которого сейчас боятся все. Ядерная угроза — это самый тяжелый вариант развития событий. Нетаньяху прекрасно понимает: у Ирана поле для игры еще есть. У Израиля — это военные базы американцев и их союзников на Ближнем Востоке и в Турции. И эти отношения надо обязательно сохранить.
Кимберли Дозье, аналитик CNN в области международных отношений: «Им нужны противобункерные бомбы, чтобы поразить наиболее чувствительные части ядерных комплексов, а подобное оружие есть только у США. Таким образом, может начаться война, в которую будут втянуты Штаты». Именно поэтому Госдеп повторяет, что уверен — Иран не готовится к производству бомбы, МАГАТЭ — что до бомбы Ирану еще очень далеко, пусть он и накопил достаточно урана. Именно поэтому вместо победных реляций The Jerusalem Post объявляет — Израиль не признается, что это он, из стратегических соображений. Израильская разведка объясняет: эффект от угроз уже есть, иранцы убрали свое разведывательное судно из Ормузского пролива, которое координировало атаки хуситов.
Именно поэтому не было никаких нападений в Красном море в течение последних дней. Иранцы, кажется, даже подхватывают правила игры.
Если ЗРК С-400 будут поставлены Тегерану в этом году, то их полное развертывание завершится уже через два года в 2025, заявили в Тель-Авиве. Израиль продолжает угрожать ударами по Ирану Израильские лидеры и военные эксперты считают ядерную программу Ирана и возможность создания Тегераном ядерного оружия самой большой угрозой безопасности своей страны. По словам высокопоставленного чиновника из Израиля и экс-разведчика ЦРУ, к концу 2023 года у Ирана будет достаточно обогащенного урана, чтобы построить десять ядерных бомб, сообщают журналисты Bloomberg.
Следовательно, в обозримом будущем призывы для нанесения удара по Ирану будут звучать все громче. В начале февраля, во время визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху во Францию, местное французское издание опубликовало статью, в которой говорилось, что Израиль планирует создать военную коалицию с западными державами для нанесения удара по Ирану. В этой публикации утверждалось, что уже идентифицировано около 3 000 целей, которые Израиль уже готов атаковать хоть сегодня. Зенитно-ракетный комплекс "Бавар-373- первая зенитная система большой дальности, разработанная Исламской Республикой самостоятельно. В ноябре прошлого года Тегеран продемонстрировал новое средство для борьбы с баллистическими ракетами Bavar-373 с дальностью обнаружения 450 километров и дальностью сопровождения свыше 400 километров.
Далее, в репортаже говорится, что план нападения на Иран уже готов - Израиль тщательно изучил свою стратегию. Впрочем, эти утверждения не получили официального подтверждения. Пока же Тель-Авив постоянно сигнализирует о намерении нанести удар по ядерным объектам Ирана с помощью стелс-самолета F-35I "Адир". Кроме того, поскольку к 2025 году Израиль получит от США самолет-заправщик KC-46A, у него появятся дополнительный арсенал средств дальнего радиуса действия, который позволит нанести удар по военным и ядерным объектам Ирана, если Исламская Республика продолжит придерживаться своей программы.
Это даже не столь важно, как сам факт: эти две страны даже по-отдельности не нравились коллективному Западу, а если они ещё и объединятся!.. Казалось бы, а на чём они могут объединиться? У них почти никакой торговли, никаких связей… Но ситуация в корне совершенно иная. Две страны — один ход истории Обе эти страны — Северную Корею и Иран — Запад так и не смог задавить санкциями. Более того!.. Невзирая на санкции обе эти страны не только не рассыпались экономически и политически, но ещё и умудрились очень сильно продвинуться в технологическом плане. Собственно, у обеих стран есть гиперзвук, которого нет у США. По крайней мере по утверждению Тегерана и Пхеньяна. Тем не менее их технологии и 2-3 года назад были уже настолько продвинутыми, что до гиперзвука там оставалось недалеко. Поэтому многие эксперты вполне допускают реальное наличие таких изделий в распоряжении Тегерана и Пхеньяна. Но учитывая закрытый характер обеих стран, быть в чём-то уверенными там очень трудно. История Ирана и Северной Кореи напоминает историю России: выживать и развиваться, невзирая не сильнейшее давление Запада и попытки международной изоляции. Причём в отношении этих двух стран попытки были куда более успешными: это Советский Союз как и Россию всегда было трудно изолировать, почти невозможно. И тем не менее они гораздо больше, чем просто выжили: они, похоже, коллективный Запад переживут! А теперь вернёмся к сотрудничеству. Да ещё как! Тут можно почти вживую увидеть, как волосы на голове у западников дыбом встают.
Иранцы в каждом заявлении повторяют — то, что делает израиль, это авантюра. Слово авантюра повторяется так часто, что понятно — Иран не хочет продолжения, сводя все к тому, что иметь дело с Израилем — это несерьезно. Эрдоган не упустил случая перед приездом Хании объявить: мы знаем, кто виноват во всей напряженности в регионе, это Израиль, который ведет очень опасную политику и добивается уничтожения именно мусульманского мира. Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Те, кто месяцами молчал по поводу агрессивной политики Израиля, немедленно бросились осуждать ответ Ирана. Однако в первую очередь следует осудить и проклясть самого Нетаньяху». Сама встреча Эрдогана с лидером ХАМАС, как и встреча главы турецкой разведки с хамасовцами, означает простое — Турция не просто отдельный игрок в регионе, Эрдоган не просто не упускает случая напомнить, что он защищает всех мусульман, он тоже может ждать, он тоже может помнить о нападении израильского спецназа на судно «Мави Мармара», которое везло гуманитарный груз в сектор Газа. В игру включаются все. Настоящая большая война между Ираном и Израилем — это война двух региональных суперсил, считающих друг друга религиозными фанатиками, готовыми идти до конца за свою правду. То есть они играли против того, кого считали угрозой, а потом начали играть друг против друга. И повторение Нетаньяху, что Израиль ударит по иранским ядерным объектам — то обещание, исполнения которого сейчас боятся все. Ядерная угроза — это самый тяжелый вариант развития событий. Нетаньяху прекрасно понимает: у Ирана поле для игры еще есть. У Израиля — это военные базы американцев и их союзников на Ближнем Востоке и в Турции.
CNN: Иран попросил Россию поддержать его ядерную программу
Так что ситуация сейчас такова: у Израиля есть ядерное оружие, у Ирана, возможно, оно есть или скоро будет. Иранские чиновники начали открыто говорить о достижении сдерживания, предполагая, что у Тегерана теперь есть все необходимое для создания бомбы, если он того пожелает, — пишет газета. Западу пришлось признать, что Иран разрабатывает свою ядерную программу, хотя ему этого очень не хотелось, заявил 9 марта глава иранской Организации. Документ существенно ограничивает, сокращает и перестраивает иранский ядерно-технический комплекс, программу его развития, запасы и качество ядерных материалов, а также запрещает деятельность потенциально военного характера. В совокупности с угрозами иранского руководства уничтожить Израиль и других американских союзников в регионе риски появления новой ядерной державы никого не устроили, и страна снова оказалась в тотальной блокаде. Тегеран отвергает любые переговоры с США и странами Европы по ядерной программе и не будет идти на какие-либо уступки, как это сделала Ливия в 2003 году, заявил верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи.
Названа страна, способная дать Ирану ядерное оружие для удара по Израилю
Пойдет ли Израиль на новое обострение, применит ли свое ядерное оружие или ударит по иранским ядерным объектам (такой вариант в Тель-Авиве тоже рассматривают), а, возможно, стороны будут действовать в тех рамках, которые в спорте называют договорными матчами? Иран может создать ядерное оружие всего за несколько месяцев, если решит его разработать. Поэтому он планирует возобновить отношения с иранскими политиками, участвовавшими в операции Иран-Контрас, то есть с командой Хашеми Рафсанджани. "Кроме того, у Ирана есть несколько способов доставки ядерного оружия, в том числе баллистические ракеты", напоминают эксперты. В-третьих, появление у Ирана ядерной бомбы станет сдерживающим фактором для Израиля, печально знаменитого своими убийствами граждан Исламской Республики, задействованных в ее ядерной программе, и регулярными авиационными атаками по объектам иранской военной.
Please wait while your request is being verified...
Эксперт подчеркнул, что в теории даже израильскую систему ПВО «Железный купол» можно перегрузить, чтобы она пропустила запущенную в ее сторону ядерную ракету. Как отметил Суконкин , если Израиль решится нанести ядерный удар по Ирану, то накажет сам себя и его могут «стереть юридически или физически», поскольку никому такой конфликт на Ближнем Востоке не нужен. Ранее действующие и бывшие официальные лица США выразили опасения, что авиаудар Израиля по иранскому консульству в Сирии может привести к эскалации боевых действий в регионе и спровоцировать ответные удары со стороны Тегерана.
Между тем накануне западные СМИ сообщили , что США тайно разместили ракеты, которые способные вывести из строя электронику ядерных объектов Ирана. Подчеркивалось, что эти ракеты не несут угрозы мирному населению.
И речь не только о кавказских регионах, но и о Москве, значительную часть которой составляют мусульмане», - отметил экс-консул. По его словам, в Израиле серьезно относятся к сообщениям о возможном появлении у Ирана ядерного оружия. В Израиле рассказали о возможной войне с Ираном «Мы находимся в постоянном контакте с нашими друзьями.
Постоянно ведутся разговоры по поводу Ирана. В самом крайнем случае, было заявлено на встрече между Беннеттом и Байденом, что Америка не допустит появления ядерного оружия у Ирана. Правда не всегда получается так, как США говорят. В 2016 году бывший президент США Дональд Трамп вышел из ядерного договора с Ираном, и если на тот момент у Ирана было только 30 килограммов легко обогащенного урана, то на сегодняшний день у Ирана есть более трех тысяч килограммов обогащенного урана», - заявил Векслер.
Все понимают, что приезд официальных лиц из Ирана — пока слишком. Пока что Раиси говорит по телефону с Путиным, обсуждают — как не допустить эскалации и прекратить конфликт. Иранцы в каждом заявлении повторяют — то, что делает израиль, это авантюра. Слово авантюра повторяется так часто, что понятно — Иран не хочет продолжения, сводя все к тому, что иметь дело с Израилем — это несерьезно. Эрдоган не упустил случая перед приездом Хании объявить: мы знаем, кто виноват во всей напряженности в регионе, это Израиль, который ведет очень опасную политику и добивается уничтожения именно мусульманского мира. Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Те, кто месяцами молчал по поводу агрессивной политики Израиля, немедленно бросились осуждать ответ Ирана.
Однако в первую очередь следует осудить и проклясть самого Нетаньяху». Сама встреча Эрдогана с лидером ХАМАС, как и встреча главы турецкой разведки с хамасовцами, означает простое — Турция не просто отдельный игрок в регионе, Эрдоган не просто не упускает случая напомнить, что он защищает всех мусульман, он тоже может ждать, он тоже может помнить о нападении израильского спецназа на судно «Мави Мармара», которое везло гуманитарный груз в сектор Газа. В игру включаются все. Настоящая большая война между Ираном и Израилем — это война двух региональных суперсил, считающих друг друга религиозными фанатиками, готовыми идти до конца за свою правду. То есть они играли против того, кого считали угрозой, а потом начали играть друг против друга. И повторение Нетаньяху, что Израиль ударит по иранским ядерным объектам — то обещание, исполнения которого сейчас боятся все. Ядерная угроза — это самый тяжелый вариант развития событий.
Международный аспект иранской ядерной программы
Или это только американцам можно размещать ракеты средней дальности в Европе, нацелив их на российские города? В-пятых, иранские ядерные ракеты не будут представлять реальной опасности нашей стране. Россия имеет эшелонированную систему ПРО, которая предназначена для отражения американских ударов, куда против нее Тегерану? А с другой стороны, таких уж непримиримых противоречий между ИРИ и РФ нет, по ключевым вопросам у нас понимание, и есть опыт успешного сотрудничества в Сирии.
Наконец, успешная реализация военной составляющей ядерной программы Тегераном означает, что Иран окажется под западными экономическими санкциями на бессрочной основе. Для России это тоже выгодно, поскольку иранская нефть де-факто будет навсегда исключена из свободного обращения на международном рынке. Напротив, Кремлю невыгодно возвращение ИРИ в «ядерную сделку» и снятие с нее ограничительных мер.
Это если называть вещи своими именами. В сухом остатке выходит, что получение Ираном ядерного арсенала станет большим геополитическим поражением наших прямых противников. От «беспредельной войны», что сейчас ведет против него Тегерана Израиль, Тель-Авив будет вынужден совместно с Соединенными Штатами перейти к «Холодной».
Так ли это ужасно? Если посмотреть на непримиримых врагов Индию и Пакистан, то те вполне себе сосуществуют.
На утро число пострадавших увеличилось до 816 человек уже более тысячи - Прим. Смущает сам факт такого совпадения: точечные взрывы и масштабное землетрясение произошли практически одновременно. Конечно, можно предположить, что на некоем закрытом объекте прогремел взрыв. Но подобное наверняка бы стало достоянием общественности. Кто-то заснял бы взрыв, например, который стал бы причиной подобного происшествия. Технически подгадать время для запуска БЛА именно в тот момент, когда в той или иной точке земного шара прогнозируется землетрясение, крайне сложно. Но это пока лишь заявленный метод — и мы не знаем, удалось ли его пустить в ход.
Но что мы знаем точно, так это то, что удары БЛА и землетрясение сработали. И с точки зрения воздействия на население и психологического давления ход получился удачным. Что всё это значит? Учитывая специфику региона, можно с большой долей уверенности утверждать, что перед нами очередной эпизод последовательно разыгрываемого противостояния между Ираном и Израилем — только у Израиля есть и мотив, и техническая возможность. И если техническая возможность запуска низколетящих дронов, которые обходят современную в рамках региона систему эшелонированной ПВО, есть у нескольких государств, то у остальных недостаёт мотива для таких действий. Из-за набирающего обороты экономического кризиса и кризиса безопасности, многочисленных протестов и недовольства новым кабинетом министров это выглядит как отличное, многократно проверенное решение". Аналогичную версию озвучило агентство Associated Press. Телеканал Al Hadath объявил, что к атаке беспилотников причастны американские ВВС и "ещё одна страна", но не Израиль; целью удара было "продемонстрировать Ирану и России" готовность США "противодействовать строительству предприятий по производству и экспорту баллистического оружия". Телеканал Al-Arabiya со ссылкой на источники в Соединённых Штатах: "Ирану передали послания, что не будут позволены объекты по производству баллистических ракет".
Предварительно остановились на сутки. В ближайшие 3-5 суток конфликт между Израилем и Ираном или будет притушен, или разгорится с новой силой и перекроет собой украинский кейс. В течение 72 часов все израильские инструкторы будут в Израиле. Пока о ядерной или ограниченно ядерной эскалации в треке Иран — Израиль и соседствующие страны не намечается, однако риск наземных столкновений в прокси-территориях сохраняется, также как и риск обмена ударами баллистическими ракетами. Предположительно это ракеты класса земля-земля с радиусом 1100 км и ракеты для комплексов ПВО и ПРО с радиолокационными системами ракет", - утверждает ТГ-канал "Образ будущего". Ну, строго говоря, это вопрос странно звучит на фоне того, что сейчас наши вооружённые силы используют именно что иранские БПЛА. Которые были разработаны Ираном в условиях санкций. Однако, видимо, всё же стоит кое-что пояснить. Иран страна специфическая.
Но при этом весьма самостоятельная. Долгие годы, точнее два века, Иран делили между собой Англия и Россия Большая игра же. После Второй мировой в Иране первый раз попробовали построить субъектность, но правительство Моссадыка американцы снесли очень быстро. Это была, кстати говоря, первая цветная революция под контролем ЦРУ. Классический Майдан. А вот как раз после свержения шаха и прихода к власти Хомейни, Иран впервые за сотни лет своей истории, из объекта ближневосточной Большой Игры он стал её субъектом. Причём серьёзным игроком с самостоятельной политикой. Собственно за это его и наказывают. Запад ввёл санкции — Тегеран справился.
Тегеран объявили изгоем, иранская политика стала строится на том, что «да, мы плохие парни, бойтесь нас». Иран создал неплохую армию, прокси подразделения, ЧВК. Нравится кому-то внутреннее устройство Ирана, их идеология, или не нравится, не имеет значения. Работает же. Иранцы во-первых не арабы, а персы. Они шииты к тому же. То есть, дважды изгои в восточном раскладе. Им традиционно привычно жить во враждебном окружении, им привычно собирать остальных «не таких, как все». На этом Тегеран и выстроил внешнеполитический контур.
Об этом пишет Bild со ссылкой на европейских экспертов. При этом аналитик добавил, что ядерное оружие необходимо Ирану не для нападения, а, скорее, для того, чтобы гарантировать собственную безопасность. По мнению эксперта по Ирану Симы Шайн из израильского Института по изучению национальной безопасности, уже в течение недели у Тегерана появится достаточно урана для производства атомной бомбы.
Глава ОАЭИ далее указал, что теперь высокомерие знает, что у него нет другого выхода, кроме дипломатии, и что западные страны признали Иран ядерной страной.
Гросси: МАГАТЭ не видит признаков наличия у Ирана ядерного оружия
Пять признанных ядерных держав и Индия вряд ли будут торговать ядерным оружием, но Пакистан и Северная Корея – это другое дело. Давно слышал, что то ли у Ирака, то ли у Ирана, есть ядерное оружие, но они скрывают этот факт. Документ существенно ограничивает, сокращает и перестраивает иранский ядерно-технический комплекс, программу его развития, запасы и качество ядерных материалов, а также запрещает деятельность потенциально военного характера. Таким образом, с большой вероятностью Иран может стать через год ядерной державой. Но видели ли мы, чтобы у Ирана был ядерный материал, который можно легко использовать в качестве оружия? Иран стал ядерной державой. Ажиотаж вокруг ядерной программы Ирана взошел на новый виток после того как президент страны Махмуд Ахмадинежад распорядился увеличить уровень обогащения урана с 3,5 % до 20%.
Первый сценарий со скачком к 120 долларам за баррель
- Ядерное оружие Ирана: ракеты, количество боеголовок и носители
- Поделиться
- Какую сторону примет Россия в ирано-израильском конфликте: отвечают политологи
- Ядерные державы мира на 2024 год, список стран имеющих ядерное оружие
- Международный аспект иранской ядерной программы
Президент Ирана заявил, что страна не намерена создавать ядерное оружие
Причем, атака последовала за нападением на тихоокеанское судно «Циркон» 15 ноября, которое было совершено иранским беспилотником «Шахед-136», запущенным из Чабахара. По поводу самой последней атаки издание Al-Monitor сообщило, что «по крайней мере, один иранский беспилотник был нацелен на связанный с Израилем коммерческий танкер в Аравийском море 10 февраля, причинив незначительный ущерб и это подтвердил в пятницу американский военный чиновник, знакомый с инцидентом». В прошлом Иран неоднократно нападал на торговые суда, в том числе связанные с Израилем, в указанном регионе. Однако, израильский военно-политический аналитик Сет Францман задается вопросом, почему Иран, совершив атаку возможно, в ответ на израильскую бомбежку Исфахана , затем даже не упомянул о ней? Региональные СМИ, близкие к Ирану, хранят молчание о случившемся. По мнению Францмана, подобные действия Ирана могут быть пробными атаками, предназначенными для тестирования беспилотников, нацеленных на торговые и военные суда. Возможно, таким способом Иран готовится к нанесению массированных ударов с помощью беспилотников. Эти действия могут быть тренировками для дальнейшей эскалации атак.
В будущем подобные удары беспилотниками могут наноситься на большой акватории, особенно в районах стратегических водных путей, таких как Суэцкий канал, Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы. Таким образом, последние сообщения, приходящие из региона, могут рассматриваться как указания на будущую эскалацию.
Хотя, с небольшой долей вероятности, можно допустить, что Белый дом даст зелёный свет Израилю в его военных планах в отношении ИРИ. Но сможет ли эти военные планы осуществить Израиль, в котором сложное внутриполитическое положение и высокое недоверие к нынешнему правительству? Вряд ли. Недаром в последнее время Джо Байден и его официальные лица повторяют тезис: дипломатия — лучший способ предотвратить получение Ираном ядерного оружия. Скорее всего, сейчас не время для Америки выполнять военные планы, которые лежат на президентском столе. При этом не подлежит сомнению, все виды современных неклассических войн — гибридная, пропагандистская, информационно-психологическая, экономическая, кибервойна — будут усиливаться между Израилем и США с одной стороны и Ираном — с другой. Как уже было отмечено, за последнее время, особенно за последние несколько лет Иран добился выдающихся результатов в создании ядерной инфраструктуры.
Глава ОАЭИ Мохаммад Эслами 9 марта заявил: «Враги ни в коем случае не хотели, чтобы у нас был собственный ядерный топливный цикл, однако сегодня они смирились с тем, что он у нас есть… И теперь высокомерные [политический термин в ИРИ, означающий, США, Запад, империализм] знают, что у них нет другого выбора, кроме дипломатии. Западные страны признали Иран ядерной страной». Что касается судьбы СВПД, то здесь сложнее. Поводом к этому стало укрепление военно-технического сотрудничества между Ираном и Россией на всё том же украинском фоне и довольно жесткая реакция иранских властей на социально-политические протесты, начавшиеся в ИРИ в сентябре и при различной степени активности продолжающиеся и в марте. Было бы наивным надеяться, что эти два повода исчезнут для Запада в ближайшее время. Всё это, при всех плюсах и минусах даёт надежду на возобновление диалога в Вене. Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции [1] Jonathan Tiron. Доклад Генерального директора. Iran enriched uranium to 84 percent — but can it make a nuclear bomb?
The Hill. Тегеран запустил 30 новых усовершенствованных центрифуг для обогащения урана. Иран на пути к превращению в ядерную державу? Приложение к Докладу Генерального директора. Ульянова по п. Генерал Милли обсудил в Израиле проблемы, связанные с Ираном. Department of Defense.
Западу пришлось признать, что Иран разрабатывает свою ядерную программу, хотя ему этого очень не хотелось, заявил 9 марта глава иранской Организации по атомной энергии Мохаммад Эслами в интервью Tasnim. Он добавил, что враги-империалисты понимают: им остаётся только дипломатия, им пришлось принять Иран в качестве ядерной державы.
Как бы там ни было на самом деле, но за действиями Ирана внимательно, иногда с тревогой следят все государства особенно соседние , которых не может радовать появление рядом с ними такого сильного и непредсказуемого игрока. И в то же время в ситуации с иранским ядерным досье сталкиваешься с чем-то, подобным эффекту заразительности. Сотников, может сложиться такая ситуация, когда прогресс Ирана на пути создания мощного ядерного потенциала подтолкнет арабские государства Ближнего и Среднего Вос- щества и, в-третьих, заявить об обладании ядерным оружием означает получить.
Последнее особенно важно для Израиля. Ведь при подобном варианте развития событий Вашингтон будет вынужден действовать против Израиля, ибо, согласно американскому законодательству, на страну, которая заявляет об обладании ЯО, автоматически распространяются жесткие экономические санкции. Интересные суждения о явной и тайной стороне разработки Израилем своего ЯО приводит академик Е.
Примаков [см. Судя по тем заявлениям о готовности быстрыми темпами развивать свою атомную программу и желании ввести в строй 16 реакторов чуть ли не к 2030 г. В итоге мы можем оказаться в ситуации, когда с целью того, чтобы любой ценой справиться с иранской ядерной угрозой, арабские суннитские государства региона могут обратиться к единственному суннитскому государству, имеющему ЯО, -Пакистану и тогда «Большой Ближний Восток» будет охвачен гонкой ядерных вооружений, которая еще больше подорвет международный режим нераспространения.
Увы, такой вариант развития событий исключить нельзя. Со стороны США все шаги Тегерана в ядерной области и, что много важнее, стремительное возвышение Ирана в качестве крупного регионального игрока вызывают самое настоящее раздражение. Не стесняясь в выражениях, официальный Вашингтон открыто высказывает свое недовольство.
Вот что заявил, например, выступая в феврале 2006 г. Ратуя за демократические перемены в Иране и делая при этом ставку на определенные круги политической оппозиции, он открыто поставил в вину иранскому руководству наряду с поощрением и финансированием международного терроризма стремление уничтожить израильское государство, для чего-де Ирану и нужно обладание ЯО. Но главу американского государства беспокоило также 1 О своих ядерных амбициях Эр-Рияд заявил еще в 2009 г.
При этом любопытно, что атомная программа короля Абдаллы является составной частью его грандиозного плана по созданию «городов будущего» — поселений с атомными и возобновляемыми источниками энергии. Этот план власти Саудовской Аравии были намерены развивать при помощи извне. И она вскоре пришла.
Уже в июне 2010 г. Обострение и без того непростых отношений США и Ирана началось после событий 11 сентября 2001 г. В известном послании Дж.
Буша в январе 2002 г. Иран был объявлен одним из трех членов так называемой оси зла. После вторжения в Ирак в 2003 г.
Будучи озабоченным при этом «благородным» желанием сохранить режим нераспространения ядерного оружия, Вашингтон всячески стремится изолировать Иран, оказывает беспрецедентное давление на него с требованием незамедлительного прекращения работ по обогащению урана, используя для этого как свои собственные возможности, так и возможности международных структур - МАГАТЭ, СБ ООН. Но в то же время конкретно говоря, в 2006 г. Вообще в своем «неприятии» Ирана официальный Вашингтон доходит порой до абсурда.
Чего стоит, например, прозвучавшее однажды из Белого дома заявление о том, что США не исключают возможности серии бомбовых ударов по территории этой страны с применением тактического ЯО, что, как уверяют американские эксперты, позволит уничтожить находящиеся под землей ядерные объекты! Какова бы ни была мотивировка такого рода суждений и намерений руководителей США, их политический цинизм очевиден [см. Интересно, как отнеслись бы США к тому, что кто-то всерьез обсуждал вопрос о возможности и целесообразности нанесения бомбовых ударов по объектам ядерной инфраструктуры Израиля скажем, по исследовательскому центру и реактору в Димоне?
Он просто еще больше засекретит свою ЯП, народ же еще теснее сплотится вокруг правящего режима во главе со своим харизматическим лидером. Ведь любому серьезному аналитику или человеку, более или менее разбирающемуся в хитросплетениях американо-иранских отношений, понятно, что так разговаривать со страной, имеющей древнюю историю и чувство национальной гордости, нельзя. И Вашингтону стоит прислушиваться к тем американским специалистам, кто знает толк в этих делах.
Вот, например, что пишет Зб. Бжезинский: «. Пойдет ли это на пользу США?
Несмотря на все свои возможности и геополитические амбиции, с нашей точки зрения, Вашингтон едва ли может рассчитывать на быстрый успех на иранском направлении. Постоянное же муссирование в официальном дискурсе темы ЯП Тегерана многим просто уже начинает набивать оскомину. Одновременно с этим у международного сообщества растет озабоченность относительно того, что и как со всем этим делать, какой механизм кризисной дипломатии здесь можно и нужно предложить.
Формально за те годы, что длится СИК, на этом направлении мировой политики такого рода механизм постепенно сложился. Он существует и по сей день. Мы имеем в виду «шестерку» великих держав, созданную весной 2003 г.
Учитывая тот факт, что три последних государства представляют собой ведущие державы ЕС, 1 В мае 2010 г. Но их желание пока осталось без ответа. Однако, несмотря на присутствие в этом образовании, внешне существующем как механизм кризисного регулирования, практически всех грандов мировой политики, с нашей точки зрения, он не может рассматриваться как полноценная и эффективно действующая структура международного посредничества.
Почему это так и почему в данном случае мы имеем целый ряд аргументов в пользу «не может»? Подойдем к этому с разных точек зрения. Начнем с того, что «шестерка» отличается особым внутренним качеством.
Это международно-политическое образование во многом виртуально, оно как бы вообще повисает в воздухе. По сути, это никакой не посреднический механизм, который по идее реализуется конкретным политическим субъектом, даже если таковым является группа государств. Более того, это даже не механизм фасилитации1.
Иначе говоря, степень ее институционализации весьма и весьма невысока. Судя по тем действиям, которые иногда совершают члены «шестерки», по тем заявлениям, которые они делают время от времени чаще порознь и очень редко - вместе и то, обращаясь только к Ирану , создается впечатление, что о ней не приходится говорить даже как о сколько-нибудь устоявшейся и четко работающей сети коммуникаций посредников. Естественно, что в этой ситуации напрочь отсутствует, условно говоря, механизм принуждения к согласию в отношении основных фигурантов иранского кризиса - Вашингтона и Тегерана, который от лица международного сообщества применяла бы команда посредников.
Есть другой механизм принуждения - со стороны ООН, но он од-нонаправлен, поскольку адресатом всякого рода ограничений, санкций оказывается только Иран и исключительно он один. Но насколько вообще эффективен данный механизм? Это вопрос.
Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Арбатов отмечает, что «символические, "мягкие" санкции отказ в визах, замораживание зарубежных счетов неэффективны, по-разному затрагивают интересы ведущих держав и лишь провоцируют Иран на ужесточение позиции. Эффективные санкции прекращение закупок нефти и поставок нефтепродуктов, запрет на авиасообщение, морская и воздушная блокада, остановка Бушерского проекта и т.
Гораздо более эффективным средством давления на Иран являются не символические санкции, а единство позиций ведущих держав по условиям возможной договоренности» [Арбатов А. Чего, увы, пока нет. Более того, даже когда вовлеченные в процесс державы речь идет прежде всего, естественно, о членах «шестерки» выходят на согласованное решение, как это было, например, в ходе встречи «шестерки» 22 января 2008 г.
Разночтения между членами «шестерки» оказываются порой столь значительными, что, к примеру, российская сторона в отличие от американской вообще старается избегать термина «санкции». Иные члены «шестерки» по-разному расставляют акценты в уже согласованных положениях: одни в санкциях против Ирана больше усматривают возможность наказания «строптивых персов»; другие - видят в них возможность поддержать усилия МАГАТЭ по прояснению белых пятен прошлой ядерной деятельности Ирана и т. Ничего этого нет и в помине.
Нет даже того, с чего обычно начинают свою работу международные посредники - с организации консультаций и встреч конфликтующих сторон, когда главным становится простой обмен мнениями и поддержание элементарных контактов в условиях кризиса с использованием обеими сторонами приемов кризисной дипломатии. И не только с организации такого рода консультаций и встреч, но и поддержания подобных взаимодействий в постоянном режиме. Хотя и это лишь первый шаг, за которым должен последовать другой - более серьезный.
Ведь посредник по идее должен вести дело к урегулированию конфликта через организацию переговоров, для чего он готовит заранее и затем предлагает сторонам свой план урегулирования. Здесь это условие также не выполняется. Если какие-либо переговоры формально имели место в прошлом и имеют место в настоящем, то, во-первых, все они не выходили и не выходят за рамки обычных консультаций, то есть взаимного информирования, и, во-вторых, выстраиваются в двустороннем формате, где одной из сторон всегда является Иран, который при этом шел и идет на известные уступки, но стороной переговоров никогда не были США.
Нельзя не сказать еще об одном аргументе в пользу «не может». Дело в том, что, будучи особой модификацией посредничества, которое по мандату международного сообщества применяет конкретный актор не важно какой: индивидуальный или групповой , кризисное регулирование есть не что иное, как система строго последовательных, процедурно обставленных и опирающихся на определенную правовую базу действий третьей стороны, преследующей своей основной целью урегулирование кризисной, конфликтной или спорной ситуации, а стало быть, и особое воздействие на тех, кто ее непосредственно вызвал. Имея соответствующие полномочия, третья сторона и приступает к работе по вовлечению участников конфликта или кризиса в переговорный процесс или оказанию им помощи в уже идущем переговорном процессе.
При этом настоящая третья сторона должна сохранять в данной ситуации статус нейтрального и объективного игрока, а иногда даже строго бескомпромиссного арбитра. Выполняется ли данное условие в ситуации современного иранского кризиса? Думается, ответ ясен: нет, не выполняется.
Если что мы и можем четко зафиксировать, то лишь демонстрацию национального эгоизма членов «шестерки», когда они исходят не из логики распутывания донельзя запутанного «узла противоречий», то есть решения общими усилиями этой сложнейшей мировой головоломки, а из логики своих собственных интересов. Тот же А. Арбатов резонно замечает: «В этих условиях не удивительно, что ведущие державы не могут согласовать свои позиции, что раз-122 ногласия между ними подчас больше, чем между ними и Ираном.
Тегеран в традициях восточного торга ловко пользуется этим, постоянно меняя тактику, попеременно ужесточая или смягчая свою линию, сталкивая партнеров по переговорам и при этом последовательно продвигаясь в программе ЯТЦ» [Арбатов А. В итоге кризис вокруг иранского ядерного досье, протекающий заметим в условиях ухудшающейся мировой политической конъюнктуры, становится разменной картой в геополитических играх и геостратегических калькуляциях великих держав и иных акторов, вовлеченных в этот процесс. Особенно это касается сил, представляющих евроатлантический лагерь во главе с США.
Надо ли удивляться в этой связи жесткой критике иранского руководства Организации Объединенных Наций прежде всего Совбеза , которая и должна была бы вплотную и по существу заниматься не Ираном или не одним лишь Ираном , а урегулированием кризиса, возникшего вокруг этой страны. Выступая еще в сентябре 2007 г. Ахмадинежад, например, публично заявил: «Некоторые из постоянных членов Совета Безопасности, которые сами являются одной из сторон международных конфликтов, по сути, используя Совет Безопасности, угрожают безопасности других стран.
Они заранее объявляют об осуждении Советом Безопасности своего противника. Отсюда вопрос: чем можно оправдать использование Совета Безопасности в качестве такого инструмента? Разве такие действия не лишают Совет Безопасности дееспособности и не ущемляют его авторитет?
Насколько способствуют такие действия эффективности Совета Безопасности в плане установления подлинной безопасности? Так что здесь мы склонны к такому выводу: члены «шестерки» используют свое присутствие в ней для того, чтобы лишний раз напоминать о себе, обращаясь прежде всего к Ирану, но желая подчеркнуть свой мировой статус. Одновременно с этим они используют свое членство в «неформальном клубе по Ирану», для того чтобы наблюдать друг за другом, внимательно отслеживать действия «партнеров».
Цель здесь одна: не упустить что-то важное в такой сложной ситуации, как иранская, из-под своего контроля, «быть постоянно со всеми» на этом игровом поле, хотя и действовать в своих интересах. И еще один, пожалуй, самый важный аргумент. В «шестерке» присутствуют США - один из основных участников СИК, более того, наиболее активная сторона в нем, поддерживающая высокий «градус напряжения» во взаимоотношениях с иранским режимом и постоянно выдвигающая разного рода «инициативы» в плане давления на Иран с вовлечением в этот процесс и международного сообщества, и ведущих евроатлантических держав особая ставка при этом делается на Францию и Германию.
В итоге это приводит к тому, что само присутствие США в «шестерке» изначально парализует ее работу как механизма регулирования, то есть не позволяет ей быть равноудаленной от участников кризиса и равноприближен-ной к той проблеме, которая фигурирует в качестве основного «детонатора» международной стабильности. Более того, желание Вашингтона перетянуть на свою сторону Париж и Берлин, которые, увы, в этом плане идут у него на поводу и в последнее время все более ужесточают свою позицию по иранской проблеме, фактически раскалывает «шестерку», создавая в ней три полюса два явных, четко фиксируемых и один - неявный, аморфный : а США плюс Великобритания Лондон, как всегда, в одном лагере с Вашингтоном ; б Франция и Германия она, кстати сказать, недавно занимала второе после Китая место по торговому обороту с Ираном все более склоняются к позиции первых двух держав прежде всего, естественно, США ; в Россия и Китай. Если в этой ситуации и можно говорить о «шестерке» как более или менее целостном образовании, то только в одном смысле: в том, что она представляет собой некую контактную группу великих держав по иранской ЯП, то есть выступает в качестве «площадки» для взаимных консультаций и время от времени - от имени международного со-124 общества с увещеваниями в адрес тегеранских властей на предмет недопустимости милитаризации их ЯП.
Резюмируя эту позицию, можно сказать, что «шестерка» весьма далека даже до того малоэффективного, слабоинституцио-нализированного, но все-таки до недавнего времени работавшего механизма посредничества, который международное сообщество использовало в урегулировании арабо-израильского конфликта; механизма, который одно время позволял «ко-спонсорам» в лице США, России, ЕС и ООН вести дело к проведению масштабной конференции по Ближнему Востоку, в чем, естественно, наиболее активной была американская сторона не будем забывать, что именно Вашингтон разрабатывал базовые принципы урегулирования донельзя запутанных и глубоко конфликтных палестино-израильских отношений - «план Б. Клинтона» 2000 г. И если режим взаимоотношений основных участников СИК будет оставаться прежним - конфронтационным с явной тенденцией к эскалации конфликтности, а деятельность основных заинтересованных сторон будет характеризоваться дальнейшим нарастанием противоречий между ними, то международное сообщество может в одночасье оказаться перед перспективой возникновения новой горячей точки.
И не где-нибудь, а в таком сложнейшем регионе, как Ближний и Средний Восток. Ко всему прочему переговоры Ирана с «шестеркой» в 2009 г. И прерваны они были после того, как Совет управляющих МАГАТЭ осудил тегеранские власти за строительство второго завода по обогащению урана и призвал их не строить впредь другие ядерные объекты.
Она предполагала введение жестких санкций в отношении Тегерана, вызвавших серьезные экономические проблемы для страны и прекращение работы на иранском рынке целого ряда крупных компаний. Тогда о своем решении прекратить работы в Иране заявили французская «Total», англо-голландская «Royal Dutch Shell», BP, ENI, а турецкая компания «Tupas» разорвала контракт на поставку в Иран бензина, в результате чего резко выросли цены на продукты, транспортные перевозки, Иран был вынужден начать производство собственного топлива и т. Еще одна «жертва» этих санкций - падение не самого слабого министра иностранных дел ИРИ М.
Моттаки и назначение на эту должность руководителя Национальной организации по атомной энергии Али Акбара Са-лехи, имеющего славу технократа, но в то же время опытного и искусного переговорщика. Как видно, Тегеран по-своему «ответил» Западу, предложив для общения с «шестеркой» более серьезную и еще менее удобную для Запада фигуру, чем М. Моттаки [см.
Свое «общение» с Ираном «шестерка» возобновила лишь 14 месяцев спустя - в начале декабря 2010 г. В конце января 2011 г. Никакого прорыва на них достигнуто не было, если не сказать больше - они закончились провалом [см.
Позиции сторон оказались непримиримыми: Иран потребовал от «шестерки» отмены санкций ООН и соглашения, в соответствии с которым он смог бы продолжить свои исследования и разработки в области ядерной энергетики; «шестерка» же под председательством комиссара ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Вообще говоря, складывается следующая ситуация. Во-первых, в поведении сторон не просматривается ориентация на достижение компромиссного решения.
Выражаясь словами В. Плеханова, в свое время досконально проанализировавшего тупиковую ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, можно сказать так: «Стороны не ищут компромисса, они предъявляют требования друг к другу в расчете на их невыполнимость» [Плеханов В. Во-вторых, поведение «шестерки», которая, пусть формально, но все же выступает в роли посредничающей структуры, все больше напоминает поведение конфликтующей стороны - стороны, которая не помогает разрешить кризис, а сама все больше входит в него, предъявляя Ирану заведомо невыполнимые требования.
В-третьих, присутствие в «шестерке» США, которые еще в январе 2002 г. Наконец, невооруженным глазом видно, что нужны переговоры внутри самой команды посредников, прежде всего между США и Китаем, что по понятным причинам весьма затруднительно. Если Великобританию, Францию, в меньшей мере Германию США без особого труда могут склонить на свою сторону например, в вопросе санкций в отношении Ирана и вышеуказанные страны вряд ли рискнут проводить самостоятельную политику, противоречащую генеральной линии США; если к мнению Вашингтона стала прислушиваться Москва по крайней мере, так было до недавнего времени , то в отношении Китая, имеющего весомые экономические интересы в Иране, этого не скажешь.
Угрозы США в его адрес исключены, попытки же давить на него - малоэффективны. Здесь будет не лишним вспомнить, что в феврале 2011 г. США предприняли попытку надавить на несговорчивый Китай путем расшатывания тайваньской проблемы.
Вашингтон обозначил в качестве своих планов осуществление поставки вооружений не признаваемому Пекином Тайваню на сумму 6,4 млрд. Однако данное действие не принесло желаемого результата, поскольку Китай вместо предполагаемого замешательства выступил с резкими заявлениями в адрес США, обвинив их во вмешательстве в свои внутренние дела и даже пригрозил ввести санкции против американских компаний, поставляющих Тайваню вооружения. Наблюдатели расценили данный политический маневр США как «политическую игру вокруг Ирана», которая, однако, не привела к уступкам со стороны Китая [см.
Так или иначе, но в переговорном процессе по ядерному досье Ирана наступил период неопределенности, открывающий перспективу для силового варианта развязки кризиса. В мае 2011 г. Иран, правда, послал сигнал о своей готовности к новому раунду переговоров с «шестеркой», что стало его ответной реакцией на письмо в свой адрес той же К.
Правда, при этом он огово- рил один момент: «переговоры должны состояться без давления третьих сторон» [см. То есть опять ничего определенного. И тут же в июне 2011 г.
Иран объявляет о планах перевода работ по обогащению урана с мощностей в Натанзе на подземный объект в Фордо с одновременным троекратным! Плюс к этому на сайте Корпуса стражей исламской революции появляется некое сообщение утка? Некоторый просвет в переговорном процессе наступил в середине августа 2011 г.
И связан он был не с усилиями «шестерки», а с усилиями Москвы, которая де-факто попыталась взять на себя функцию единоличного посредника. Видя полный тупик в переговорном процессе с Тегераном, российская сторона предложила свой собственный план урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы. Речь идет о так называемом «плане Лаврова», озвученном российским министром еще в июле.
Это план пошагового подхода к решению проблемы, что можно интерпретировать таким образом: «Двигаться вперед, разбивая проблему на этапы, оговаривая при этом на каждом из них взаимные действия и возможные уступки». По большому счету, Россия не отвергает прежние предложения «шестерки», обращенные к Тегерану. Она лишь предлагает обозначить последовательность шагов, следуя принципу «от простого к сложному», и установить между ними временной промежуток, с тем чтобы можно было проверить исполняемость принятых решений.
После этого можно переходить к следующему этапу. При этом уступки сторон должны быть последовательными и взаимными. Уточним: «план Лаврова» содержит только те шаги, которые могут снять озабоченность междуна-128 родного сообщества в отношении характера ЯП Ирана.
Не более того. Права Ирана обогащать уран он не касается. Заметим, предложения российской стороны были позитивно восприняты Тегераном.
Однако, как подчеркивают специалисты например, директор Центра по изучению современного Ирана Р. Сафаров , с реализацией новой инициативы Москвы могут возникнуть проблемы. Помимо такого фактора, как искренность официального Тегерана и глубина его согласия с позицией Москвы, есть те игроки в той же «шестерке», но в данной ситуации - в остающейся «пятерке» , которые не очень-то хотели бы такого развития событий вокруг Ирана и не выражают желания отказаться от своих завышенных требований.
США, например, вступившие в предвыборный период, явно не готовы к компромиссу и рассчитывают на ослабление иранского режима, которое может его подтолкнуть к серьезным уступкам [см. Но и Тегеран верит в себя, рассчитывая на свою силу и настойчивость в отношении Запада. В общем, складывается впечатление, что и в случае с последней инициативой Москвы вокруг Ирана и его ядерной программы ничего не изменится, то есть рано или поздно все вернется на «круги своя».
Каких именно? Во всей ситуации вокруг Ирана суть дела, с нашей точки зрения, не в его ЯП как таковой. Полагаем, что это всего лишь повод предъявить Ирану претензии.
Не было бы у Ирана ядерной, нашли бы химическую, бактериологическую, геотектоническую или еще какую-нибудь программу. В этом серьезнейшем вопросе мировой политики России следует быть крайне осторожной и просчитывать все шаги и их последствия. Как справедливо замечает известный российский эксперт Д.
Рюриков, происходящее ныне вокруг Ирана - «дежа вю» 2003 г. Обвиняя С. Хусейна во всех смертных грехах в «наличии неких тайных лабораторий, где производилось это ОМУ, и недопуске в свои дворцы, где оно-де складировалось», в «секретных урановых сделках с Нигером», в «связях с одиозной "Аль-Каидой"» и т.
Искали долго и кропотливо, прикрываясь инспекторами ООН. Не находили ядерного. Помимо опыта «урегулирования» Западом иракского кризиса во многом инспирированного им же самим , у всех на слуху сегодня афганский «узел противоречий» с неясными перспективами его урегулирования.
На подходе еще одна «площадка» для кризисного регулирования - сирийская. Как же ему в этой ситуации можно наладить переговорный процесс с Ираном? Или, скажем точнее, пойдет ли Иран на переговоры, осознавая, что его базовые интересы все равно Западом не будут учтены.
Если что и подталкивает его на это, то скорее присутствие в «шестерке» России и Китая, которые хоть как-то, но учитывают иранские заинтересованности. В меньшей мере иранские власти заботит мировое общественное мнение и «правила хорошего тона» - предпочтительность ведения международных дел с помощью дипломатии, а не танков и ракет. Давно уже пора понять: официальный Тегеран - это весьма искушенный игрок и политическое зрение его пока не подводит.
Тегеран же видит, что четыре из шести участников «команды посредников» - это те же самые западные страны, которые на словах, призывая его к переговорам и даже обвиняя за постоянную обструкцию своих дипломатических усилий, за неуступчивость в вопросах транспарентности его ядерной программы и т.