Тридцать лет назад Янка Дягилева ушла в лес и не вернулась — ее тело нашли в реке только через неделю. 4 сентября Янке Дягилевой, ярчайшей представительнице сибирского андеграунда и соратнице Егора Летова, исполнилось бы 55 лет. В 2022 году в издательстве «Выргород» выйдет книга музыкального критика Сергея Гурьева «Над пропастью весны». Янка Дягилева слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Дискография Янка Дягилева — все популярные треки и альбомы, плейлисты лучших песен, концерты, клипы и видео. Рок-певица Янка Дягилева погибла 9 мая 1991-го, 30 лет тому назад. Утонула в результате несчастного случая или была убита — в свое время об этом много говорили.
Янка Дягилева в фактах и цитатах
Янка почти перестает писать песни и стихи, прекращает давать концерты, замыкается в себе. По словам ее отца, это началось еще в феврале 1990 года, после возвращения с московского и питерского концертов памяти Саши Башлачева. Возможно, и так. Но друзья говорят, что резкая перемена в настроении Янки наступила после приезда Летова зимой, вскоре после новогодних праздников. Их ссоры и примирения с Янкой были тогда постоянными и выматывающими, несмотря на то, что с Яной они уже давно не были вместе, и, казалось бы, им давно было нечего делить.
Но тот визит совершенно придавил Янку. После этого она все чаще уединялась в своей комнате, на все вопросы отвечая: "Мне не о чем говорить". Редко выходила из дома, похудела, практически не спала по ночам, потеряла интерес к людям. Один Янкин знакомый, Андрей Ковалёв, рассказывал, что приходил к ней домой как-то по весне и спросил: "Ну, как живёшь, Яныч?
В марте, по свидетельству Константина Рябинова Кузи Уо и Анны Волковой, она последний раз виделась со своими соратниками по Гражданской обороне и Великим октябрям в Омске. И эта встреча, видимо, стала последней каплей. На конец весны некими организаторами из Сибири планировался Янкин совместный с БГ и Калиновым мостом тур по городам Золотого Кольца, Русского Севера, ждали ее и на первом московском фестивале "Индюки" апрель. Но на дверях ДК Русакова висел огромный плакат "Летова не будет!
Песни удивительно емкие, многогранные, полные жутких образов, с плотным и тяжелым саундом. В голосе - надрыв и безысходность, какая-то безнадежная ярость и агрессия. Все это особенно заметно в акустике, не прикрытой тяжелыми аранжировками, визжащей гитарой и безумным электроорганом. Записывал песни Игорь Краснов хотя, по его своспоминаниям, запись состоялась в ноябре 1990-го , пятой были записаны "Пауки В Банке" не издавалось.
Песня "Придет Вода" оказалась последней Янкиной песней, так как была написана в конце 1990 г. Многие расценивают ее как прощание. В эту версию вписывается и замечание Ани Волковой о том, что Янка уже в январе 1991 г. И кажется теперь неудивительным, что эти песни оказались последними.
Что еще можно спеть после такого? От меня в этой жизни всем только неприятности и страдания. Все вздохнут с облегчением, когда я исчезну", - повторяла она после приезда домой.
Она жила замкнуто, редко делилась с кем-либо своими проблемами и никогда не давала интервью. Эти обстоятельства породили множество слухов вокруг ее смерти. Некоторые считали, что Янка покончила с собой.
По крайней мере причин для депрессии, которая обычно и толкает людей к суициду, на тот момент у девушки было предостаточно. За 3 года до гибели девушки выбросился из окна рок-музыкант Александр Башлачев, с которым Дягилева была очень дружна. В последнее время он испытывал творческий кризис и находился не в самом лучшем расположении духа. Если же взять на веру утверждение современных ученых о том, что депрессия заразна, то Янка вполне могла заразиться ею именно от Башлачева. Впрочем, в ее жизни и без того хватало трагических событий. По словам близких, Дягилева долго и тяжело переживала смерть матери, которая скончалась от рака поджелудочной железы.
Янка очень ее любила. Спустя какое-то время отец снова женился, и у Янки появился сводный брат Сергей.
Считается, что 10 мая близкие получили от девушки открытку со следующим содержанием: — Пускай у тебя все будет хорошо. Я тебя очень люблю.
Тело девушки обнаружили 17 мая. Уже 19 числа ее похоронили в Новосибирске. На сегодняшний день о смерти девушки ничего неизвестно. Как все произошло — до сих пор секрет для следствия.
Сам Егор Летов, который ныне мертв, предполагал, что это убийство. Как чтут память Янки Дягилевой? Янка, как и Егор Летом, остается кумиром многих людей, чья молодость проходила в период 80-х и 90-х годов XX века. В 2011 году ей посвятили концерт в честь 45-летней годовщины со дня рождения исполнительницы и поэтессы.
В 2013 году в Англии западная группа Massive Attack исполнила одну из песен Янки на русском языке. Речь идет о песне «Печаль моя светла».
Яну можно назвать скорее гуманитарием, чем технарём. Об этом говорит её дневник: по алгебре, физике и химии ей ставят тройки. Но школьница очень любит читать, поэтому по литературе почти всегда получает пятёрки. Отец Янки вспоминает, что дочь интересовалась великими поэтами Серебряного века: восхищалась творчеством Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Николая Гумилёва, а также ценила труды Андрея Платонова. Станислав Иванович подчёркивает, что это очень высокий и глубокий уровень чтения для школьницы.
Учительница литературы и одноклассники Яны запомнили интересные и креативные сочинения, потому что Дягилева ответственно и в то же время творчески относилась к таким заданиям. Она смело высказывала личное мнение, которое становилось порой неожиданным суждением для людей её возраста. Кроме того, она твёрдо отстаивала свою позицию. Отношения с одноклассниками можно назвать амбивалентными. Яна поступает в класс «А», который считается престижным. Получается, девочка из семьи среднего достатка внезапно оказывается среди обеспеченных детей, поэтому в средней школе у неё начинают появляться комплексы. Но Яна ходит в той одежде, которую может себе позволить.
Несмотря на то что школьница никогда не равняется на модных одноклассниц, она всё равно обретает хороших подруг и становится душой компании. Однако, как вспоминают одноклассницы, в старшей школе она всё-таки иногда будет делать макияж, элегантные причёски, надевать яркие вещи и даже специально сядет на диету, завершившуюся успешной потерей веса. Такой контраст подчёркивается воспоминаниями о Яне до перемен. Одноклассницы вспоминают, что до ярких изменений Яна была полненькой и неуклюжей девочкой, внешне — экспрессивно грубой и нахальной, но внутренне — ранимым человеком с тонкой душевной организацией, очень деликатной и с чутким чувством справедливости. Елена Карпова, одноклассница Яны, считает, что Дягилева повзрослела достаточно рано. Она помнит Яну угрюмой девушкой, но понимает, что таким образом подросток могла уйти в себя, в свой богатый внутренний мир. Яна могла позволить себе раскрыться только в узком кругу общения, с которым школьное общество не сталкивалось.
Любопытно, что многие одноклассники указывают на расхождение внешнего и внутреннего миров. Однако Яна резко преображалась, как только в её руки попадала гитара. Современники вспоминают, что она брала её с собой везде и всюду. Она исполняла свои песни в рамках самодеятельности, но репертуар Яна выбирала исключительно необычный для школьной сцены. Более подробно о том, какой Яна была в школьные годы, можно узнать в пятой главе «Интервью», где Алёна Аксёнова Бугаева , одноклассница Дягилевой, делится воспоминаниями. Студенческие годы 1984 Яна и её родители планируют поступление в Кемеровский институт культуры после окончания школы. Однако в те годы мама Яны тяжело болеет.
Этот и несколько других факторов меняют планы. В 1984 году Яна поступает в Новосибирский институт инженеров водного транспорта на факультет «Водные пути и порты» по специальности «Гидротехническое строительство водных путей и портов». Несмотря на то что дочь пошла по стопам родителей-инженеров, учёба не вызывает никакого интереса, поэтому Яна подходит к образованию формально. Учится потому, что после школы положено учиться в вузе. Тем не менее Яне удаётся войти в ансамбль политической песни «Амиго» при институте. Так и начинается творческий путь рок-поэта. Яна объезжает с гастролями ансамбля всю Новосибирскую область.
Это и становится её первым концертным опытом. Юной творческой личности повезло, с точки зрения пиара и продвижения в музыкальной карьере, что ансамбль был достаточно известным. Его даже фотографировали для местных СМИ. Любопытно, что песни исполняются на английском языке, которым Яна, к слову, неплохо владеет. Интерес к Серебряному веку в студенческие годы сменяется на пристрастие к английской лирике, гитаре, песням Бориса Гребенщикова и Жанне Бичевской. Начало творческого пути 1985: знакомство с Александром Башлачёвым Первые известные стихи Яны датируются именно 1985 годом. В это время Дягилева знакомится с «рок-мамой», Ириной Литяевой.
Ирина — активный рок-деятель, менеджер нескольких групп, организатор квартирников с известными рок-музыкантами. Иными словами, человек, координирующий всю андеграундную жизнь новосибирской рок-тусовки. Интересно, что замок в её квартире отсутствовал, поэтому двери всегда были открыты для гостей и вписчиков. Рок-музыканты, приезжая на гастроли, останавливались в её доме. Люди могли проживать здесь несколько месяцев. В декабре 1985 года на одном из таких квартирников Дягилева знакомится с Башлачёвым. Стоит отметить, что СашБаш не сразу вливается в новосибирскую тусовку.
Тогда Яна подходит к нему и предлагает: «Хочешь, я тебе лисичку нарисую? Именно в этот момент и родилась дружба Яны и Александра. Знаменательно, что он с первых минут знакомства произвёл на неё сильнейшее впечатление, а впоследствии оказал существенное влияние на её дальнейший творческий путь. Этот момент и знаменует рождение той самой Янки, какой мы её знаем. В этот же период Дягилева знакомится с представителями новосибирской рок-тусовки и музыкантами, с которыми в дальнейшем будет сотрудничать. Одним из них стал Вадим Кузьмин, также известный под псевдонимом «Чёрный Лукич». Именно с ним Янка споёт известную и любимую многими песню «Кончились патроны».
Случилось это так. Была у Дягилевой подруга. Они учились в одном классе. Звали её Ольга Глушкова. Она училась в медицинском институте с Анной Волковой. Ольга познакомила Яну и Анну, потому что всех трёх объединяла любовь к музыке, и в частности к пению. Впоследствии Дягилева и Волкова стали достаточно близкими подругами, даже записали в соавторстве известную и мелодичную «Нюркину песню», объединяющую множество аутентичных фольклорных образов.
К несчастью, Ольга Глушкова в середине 1990-х годов трагически погибнет, попав под машину. В октябре 1986 года после шестилетней борьбы с раком груди умирает мама Яны. Семья знала о болезни, исход был ожидаем, однако можно понять, что горестное событие становится огромным ударом для Дягилевой. Она очень любила свою маму, поэтому трагическую потерю переживала долго и мучительно. Подруги Янки пытаются отвлечь её от переживания горя и убеждают Дягилеву поехать и завоевать столицу. Янка следует совету и живёт в Москве два месяца, после чего возвращается спокойной, но в то же время амбициозной и заметно повеселевшей. Друзья вспоминают, насколько первая поездка укрепила характер поэта: она стала гораздо смелее и целеустремлённее, впитав силы и энергию для дальнейшей творческой деятельности.
Анна «Нюрыч» Волкова-Владыкина утверждает, что Янка была одной из самых настойчивых личностей, которых она когда-либо встречала. Есть мнение, что в этом же году Янка совершает попытку создания семьи с одним из новосибирских музыкантов — Димой «Дименцием» Митрохиным. Говорят, что он официально сделал предложение. Более того, они подали заявление и даже начали присматривать место для свадьбы. Как положено по традиции, за пару месяцев до дня регистрации Янка знакомится с родителями Дмитрия, но после просмотра семейных альбомов сообщает: «Вот это называется бытовуха, а для меня это путь на эшафот». Так и закончилась любовная история. Янка и Дименций какое-то время дружат, спустя два года Дмитрий женится на Ирине Литяевой, после чего у них рождается ребёнок.
Митрохин постепенно уходит в семью, отдаляясь от Янки. По слухам, в 1988 году Дименций закрутит роман с участницей группы «Ассоциация Пых» Марией Штефановой. Она даже переведёт стихи Янки на родной для Марии болгарский язык. Спустя некоторое время она прославится как поэт, переводчица, но скоропостижно скончается в августе 2011 года. К сожалению, в январе 2009 года Дименций умрёт от цирроза печени. На тот момент Дмитрий и Ирина уже будут в разводе. Янка также близко общается с Дмитрием Ревякиным.
Совместно они создают песню «Надо было».
Ушла с дачи и не вернулась: что случилось с 24-летней рок-певицей Янкой Дягилевой
все альбомы на VATNIKSTAN завершит 2023 год традиционной предновогодней вечеринкой в воскресенье 24 декабря в баре Frakcia. Дягилева Янка — чем известна, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Каким получился фильм про рок-певицу Янку Дягилеву.
Янка Дягилева: что случилось с самой талантливой певицой русского рока
Исполнительница своих песен Яна Станиславовна Дягилева, более известна как Янка Дягилева, родилась 4 сентября 1966 года в городе Новосибирске. Янка Дягилева — «От большого ума». Яну Станиславовну Дягилеву, или просто Янку, мы знаем как рок-певицу, автора песен и участницу нескольких групп (в том числе, Гражданской Обороны) и одну из самых ярких представительниц сибирского андеграунда конца 1980-х.
Янка Дягилева. Тайна исчезновения
Утром отец, первой электричкой вернувшись домой, обзвонил всех Янкиных знакомых, обошёл все места, где могла бы быть Янка, но поиски результатов не дали. В милиции заявление о пропаже приняли только на третий день. Гибели Янки никто не мог и предположить. Ходят слухи об открытке, которую получили 10-го мая некоторые близкие друзья Янки. Текст был примерно таким: "Пускай у тебя все будет хорошо. Я тебя очень люблю.
Дай Бог избежать тебе всех неприятностей. Думали, вдруг случилось чудо, — уехала туда, никого не предупредив? Настоящую тревогу подняли как раз в Москве. В Новосибирск звонил художник Кирилл Кувырдин, ему отвечали, мол, с ней так бывает: ушла, погуляет, вернется. Среди многочисленных обожателей, друзей и поклонников у Янки не оказалось по-настоящему близких людей, которых бы встревожило всерьёз её исчезновение.
Волновались, гадали, но толком никто поисками не занимался. Потом журналист Юрий Щекочихин из «Комсомольской правды» вплоть до своей смерти в 2002-м году — депутат Госдумы, журналист «Новой газеты» , толком и не знавший, кто такая Янка, достал по каким-то своим каналам новосибирскую милицию, которая стала искать. Янку нашли только 17-го мая. Нашел ранним утром рыбак в реке Иня возле станции «Издревая». По другим сведениям, это произошло у станции «Инская» С.
А утонула Янка, видимо, близ станции «Новородниково» Александр Рожков. Тело несло по воде более сорока километров — Янку смогли опознать только по одежде, — настолько разбухло тело от воды и жары. Похоронили её в закрытом красном гробу в Новосибирске, на Заельцовском кладбище, среди деревьев, на болотистой почве, в стороне от главной аллеи — более приличного места не нашлось. Рядом могила Сергея Шуракова. Похороны состоялись в кругу друзей, родных и музыкантов.
Собрались и разнообразные знакомые, тусовщики, фанаты. Об этом много написано. Вот одно из воспоминаний об этом мероприятии: "Летов превратил их в саморекламу, все сводил к своей философии, музыке, а не о погибшем человеке говорил. Игорь сказал еще тогда, что Летов всегда будет подталкивать к смерти людей вокруг себя, а сам умирать не собирается. Были и пляски до упаду, море водки и наркотиков, крики Егора о том, что смерть Янки — жизнеутверждающая, и потому не надо слёз и поминаний, нужно веселиться и радоваться жизни.
Слушали любимую Янкину музыку.
Но, повторимся, намек на ту встречу существует всего один, и он имеет апокрифический статус. Понять это по каким-то моментам было нельзя... Потом, когда он погиб, это на нее очень сильно повлияло. Я не понимал, к чему это она, воспринимал тогда как шутку. Так как Янка казалась жизнерадостной, у меня вообще не было подозрений, что она действительно утопится. Получается, что она запрограммировала себя, что уже тогда об этом думала, за три года до смерти.
Я думаю, что на нее сильно подействовало, когда Башлачев покончил жизнь самоубийством». Обретаясь без Влада Ловы где-то в Питере, Янка в начале апреля написала то самое стихотворение «Солнца ржавый штопор, в землю ввинченный», упоминавшееся нами в связи с дачами Бати Минского. Но, может быть, тут неявно присутствует и СашБаш. В общем, никакой серьезной психотравмы — или вообще измененных эмоций, связанных с Башлачевым, — в Янке весной 87-го никто не замечал. Стихотворение она, как известно, подписала: «Ленинград, апрель 1987. И та девушка, у которой я некоторое время зависал, как раз притащила меня к себе лечить, отпаивала... Вроде бы мы потом с Янкой как-то смитинговались и поехали опять в Киев поездом.
В Киеве я познакомил ее с Володей Обломистом, привез к нему, чтобы немного подлечилась. Он был из тех, кто там всех принимал, — немножко такой саркастический, очень начитанный, очень умный и очень музыкальный человек. У него дома коллекция была просто сумасшедшая: пластинки буквально всех направлений. И у них с Янкой даже, кажется, был роман: он ее чуть ли не на руках носил. Она на него очень серьезно подействовала. Обломист от нее был в колоссальном восторге — и как от человека, и как от женщины, и потом уже как от композитора и тому подобное. Он был покорен Янкой, и она у него тогда пожила немножко.
Там тогда были хорошие условия, музыка и общение... А я, кажется, поехал к Юле, своей будущей жене, в Москву». Погибла Юля еще раньше Янки, бросившись в лестничный пролет с верхнего этажа старого московского дома в 1990 году. Личность же легенды всесоюзного хиппизма Володи «Обломиста» Попова, безусловно, заслуживает отдельного рассказа. Он часто разъезжал по стране, по разным «системным» центрам и закоулкам, — и, наверное, в первый приезд Янки в Киев находился в отъезде сам— поэтому Ловик тогда и отвел ее на флэт к люмпен-интеллигенту Саше, в Нижний Печерск. А на этот раз уже доставил Янку в исторический микрорайон Чоколовка — на флэт Обломиста, отдыхать от долгого путешествия и лечиться. Сия двухкомнатная квартира, правда, считалась довольно нестабильной: иногда это был «пляж», чаще — проходной двор.
Но как территория для вписок в Киеве — самая главная и культовая. И там как? Он вписывал людей в одну комнату, а во второй жил сам. Потому что боялся за пластинки, они же были жутко дорогие. Не все хиппи хорошо относились к пластинкам, которые все-таки нужно было беречь более-менее. Фигли ж вам! Мама была конкретная».
Другая и, в отличие от Обломиста, живая легенда хиппизма Умка описывает его так: «Вовка — маленький, рыжий, восторженный... Удивительный был тип, совершенно бескомпромиссный, кристальный внутри. Иногда в частности, поэтому совершенно невыносимый снаружи. Не надо, конечно, такие прозвища себе выдумывать: как назовете, так и поплывет. Сам всю жизнь обламывался и других обламывал. С вечно трагически задранной головой и старорежимно-красноречивой, высоколитературной речью, где матюки и сленг переплетались с самыми интеллектуальными оборотами и выкладками в кудрявом порядке». В свою очередь, Янка потом, когда ее спрашивали, как она относится к Умке, с которой они удивительным образом лично знакомы не были, говорила: «Это моя духовная хипповая бабушка».
Умка же, комментируя эту дефиницию, отмечает, что разница в пять лет между ними — срок, по системным понятиям, действительно огромный. А Обломисту — как и Егору Летову, с которым Янка познакомится буквально неделей позже него, — в 1987-м было 22 года. Хиппи он был нестандартный и очень незаурядный. С одной стороны, вроде бы беззаветно добрый и светлый. С другой — любил дэт-метал и горграйнд, травил ими романтичных хиппейных девочек, а какую-нибудь зазевавшуюся мог внезапно и укусить. Вообще очень любил внешние эффекты, картинные жесты. Годы спустя, под конец жизни, Обломист обретет облик отпетого забулдыги, в инете можно найти видео, где он на камеру андеграундного репортера акапельно поет Sex Pistols.
И поет неповторимо: вроде бы издавая пьяный рев, но, так сказать, в этой эстетике филигранно выписывая вокальную линию «Anarchy in the U. Вместо «Another council tenancy» в данном случае — «другая форма собственности» Обломист любил там петь «And other cunt-like tendencies» «... Считается, что Обломист вообще имел обыкновение увлекаться девушками по имени Яна, но Янка тут была, конечно, номер один. Из своей любви к ней он делал настоящий культ. С нескрываемой гордостью рассказывал друзьям, что время от времени получал от нее письма, непременно начинавшиеся со слов: «Здравствуй, Вовка-коровка! Пишет тебе простая сибирская баба Янка... Мало того, Обломист даже иногда просил своих друзей занять Егора меломанскими беседами, чтобы тот отвлекся и не мешал ему окучивать Янку.
А самого Егора упрашивал уступить ему даму сердца...
Творческая биография В 1985 году Янка начала давать акустические выступления, познакомилась с сыгравшими в ее жизни большую роль Александром Башлачевым и Вадимом Кузьминым, известным как Черный Лукич. Первые выступления в молодежном клубе сменялись концертами на других площадках города, а позже вечера начали проходить и в других городах. В одной из таких поездок в 1987 году Яна совершает одно из важнейших знакомств в своей жизни с Егором Летовым.
Какое-то время Летову приходилось сбегать от спецслужб по всей стране, и Дягилева скиталась вместе с ним. За это время она написала свои самые известные и яркие произведения, а также научилась у Егора правилам студийной работы, записала несколько песен с "Гражданской Обороной" и "Коммунизмом". В 1989 году их пути, как пары, разошлись. Шло время, и песни Янки Дягилевой начали появляться на радио.
Даже поступало предложение от "Мелодии" о записи пластинки, но при условии отсутствия ненормативной лексики. Артистка не пошла на это, и от предложения отказалась. В это же время ее пытался раскрутить Сергей Фирсов, питерский продюсер, делая попытки дать концерты в Европе, но тщетно. Все следующее время Яна жила в Новосибирске, периодически выступая на фестивалях и концертах, но чаще на квартирниках.
Записывает свой материал на студии Летова, неудачно выступает с коллективом "Великие Октябри", после чего решает никогда больше не давать электрических концертов.
И все тридцать лет поклонники певицы приходят на Заельцовское кладбище 9 мая, чтобы отдать дань памяти девушке, которая была ближайшей соратницей Егора Летова из «Гражданской обороны» и сама написала восемь альбомов с песнями, ставшими символами 90-х. Напомним, в прошлом году на могиле Янки Дягилевой в Новосибирске поставили памятник певицы: лёгкая фигурка то ли держит в руках бусину, из любимых Яной фенечек, то ли тянется к солнцу. Автор эскиза Маргарита Воронова, призналась, что хотела показать лёгкость и детскую непосредственность, которая была свойственна певице.
Янка Дягилева. Тайна исчезновения
Страсти по Янке Дягилевой. Продолжение следует… | Так Янка стала частью «сибирского андреграунда». Вскоре Дягилева познакомилась с известным в то время музыкантом Егором Летовым, которого позже стали называть патриархом русского панк-рока. |
Янка, Олеся, Наталия: три почти неизвестных звезды российского рока | Янка Дягилева Янка Дягилева на фестивале в Зеленограде Дата рождения 4 сентября 1966(19660904) Место рождения Новосибирск Дата смерти 9 мая 1991 Страна СССРСССР Жанры Русский рок, пост-панк, панк-рок, фолк Коллективы Великие Октябри. |
День рождения советской певицы Янки Дягилевой | Янка в естественной среде обитания. Яна Станиславовна Дягилева (4 сентября 1966 — около 9 мая 1991) — девушка-бард (хоть и причисляется к панк-рок музыкантам) из Новосибирска эпохи заката советской эры. |
Янка Дягилева: биография и достижения певицы | Яна Дягилева, которая с самого детства представлялась всем Янкой, появилась на свет в обычной семье рабочих оборонного завода в Новосибирске. |
Смерть брата и короткий роман с Летовым: трагедии, которые утянули в бездну Янку Дягилеву
В Новосибирске ежегодно 9 мая поклонники вспоминают известную поэтессу и певицу Янку Дягилеву. Янка Дягилева — новосибирская поэтесса, рок-музыкант. Сегодня, 9 мая, исполняется ровно тридцать лет со дня гибели Янки Дягилевой, новосибирской певицы, которую называют основательницей русского женского рока.
«Сидели рядышком, смотрели в одну точку»: как Янка познакомилась с «Адольфом Гитлером»
Ответы : Когда и отчего умерла Янка Дягилева? Интересует краткая биография. | Для составления биографии автор взял более сотни интервью у людей, близко знавших героиню. Сергей отмечает, что воссоздать образ и стиль жизни 24-летней Янки Дягилевой было довольно сложно. |
Как Янка Дягилева по впискам хипповской Системы ездила | Янка Дягилевой умерла 9.05.1991 г. в возрасте 24 лет, причина смерти утопление в результате несчастного случая, похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище. |
Янка Дягилева Биография
Осваивала гитару в кружке при клубе Жиркомбината. Точные науки не любила, проявляла склонность к гуманитарным, в частности к литературе; хорошо писала сочинения. Уже в школьные годы писала стихи сохранились несколько стихотворений предположительно её авторства, переписанных школьной подругой; однако они довольно сильно отличаются от более позднего творчества и не исключено, что их откуда-то переписала сама Янка [3] [4] , пела и играла на гитаре, участвовала в школьной самодеятельности. В 1984 году поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта. На втором курсе бросила институт [5]. К 1985 году относятся первые дошедшие до нас стихотворения, авторство которых не вызывает сомнений.
В октябре 1986 года умерла от рака мать Яны. Апрель 1987 года — знакомство с Егором Летовым. Январь 1988 года — запись первого альбома «Не положено». В 1988—1990 годах Янка и «Гражданская оборона» путешествовали по стране. В Ленинграде они встретили Сергея Фирсова , который стал их директором в этот период.
Первым выступлением в этом городе считается выдающийся концерт в театральном зале «Время» в Автово. Это мероприятие было первым концертом в Ленинграде для Янки и групп « Вопли Видоплясова », « Гражданская оборона », « Не ждали »; пятым же участником концерта стал местный « АукцЫон » [6]. Фирсов организовывал многочисленные концерты, киносъёмки этих концертов, квартирники , выступления на рок-фестивалях по всей стране. Запись альбомов происходила в том числе и в Ленинграде, на квартире Фирсова «Продано! После Таллина и Ленинграда были концерты в Крыму , после которых они вернулись в Тюмень [6].
В ноябре 1990 года состоялись последние публичные выступления Янки, о которых есть информация: концерты в Иркутске и Ангарске , квартирник в Ленинграде , последняя концертная запись Янки была сделана 10 ноября в Иркутске.
Хочешь сделать хорошо — сделай сам, пусть не всегда получается то, что задумывалось. Один в поле воин, подтянутся и другие. Именно в омской квартире на первом этаже хрущевки на улице Осминина Егор записывал первые альбомы «Г. И тогда же параллельно с «Гражданской обороной», начал стремительно развиваться проект «Коммунизм».
Егор Летов и Константин Рябинов: «В самом начале 1988 г. Обороны», «Великих Октябрей», «Анархии» мы пришли к емкому и слоистому выводу, что невозможно выразить абсурдность, кошмарность и игривость неизменно сопровождающую первые два компонента окружающей нас действительности ни одному художнику даже такому, как, допустим, Достоевский адекватней, баще и пуще, чем САМА реальность — ее объекты и проявления произведения народной и официальной культур, конкретная музыка и т. Сказать, что «Коммунизм» возник под влиянием последних экспериментов Сергея Жарикова значит погрешить против истины, ибо, хотя Жариков и был, по-видимому, первым деятелем, начавшим использовать конкретные поэзию и музыку в нашей стране в области рока за исключением «Мухоморов» — однако он является в подобной области далеко не новатором в мировом масштабе. Есть смысл говорить о параллельной разработке общего изначального материала. Формально «Коммунизм» имеет общие точки с ранними и наиболее поздними минуя средний период продуктами творчества «ДК», однако в области содержания имеет явные и принципиальные расхождения, что наглядно следует из вышесказанного, а также — из самой продукции «Коммунизма».
Имеющий уши слышать — да слышит. Кузьма и Егор, составляли ядро «Коммунизма», как и в случае с «Обороной», периодически привлекая кого-то к сотрудничеству. И опять же, за короткий период в два с небольшим года эта история разрослась от парадоксальных звуковых коллажей и диковатых концептуальных игрищ до «Хроники Пикирующего Бомбардировщика», последнего и самого пронзительного «номерного» альбома «Коммунизма». Егор Летов на мемориале Башлачёва в Ленинграде. Фото — Юрий Чашкин Егор Летов.
Ленинград, 89-90 гг. Фото — Борис Суранов.
В скором времени ей удалось освоить гитару в местном кружке. Одновременно с этим, девушка продолжала интеллектуально развиваться.
Увлечение поэзией привело к тому, что она сама начала писать стихи. В старших классах Янка часто участвовала в самодеятельности. После получения аттестата она поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта. Музыка К учебе в вузе Дягилева относилась без интереса.
Однако она начала выступать в студенческом ВИА «Амиго», в составе которого участвовала в разных городских концертах. На втором году обучения в институте, девушка решила оставить учебу. К тому моменту Янка захотела сосредоточиться на музыке. Любопытно, что к 1985 г.
Тогда ей посчастливилось познакомиться с Ириной Летяевой, которая имела репутацию «рок-мамы». Женщина оказывала поддержку начинающим исполнителям, помогая им в организации концертов. В ее квартире часто выступали и гостили такие известные в рок-андеграунде личности, как Константин Кинчев , Борис Гребенщиков , Александр Башлачев и прочие артисты. Именно в этой квартире Янка близко подружилась с Александром Башлачевым, который оказал значительное влияние на ее творчество.
Весной 1987 г. Примерно тогда же начался ее недолгий, но яркий путь на рок-сцене. В начале 1988 г. Янка Дягилева записала свою первую пластинку «Не положено», после чего ее пригласили поучаствовать на рок-фестивале в Тюмени.
После этого она вместе с Летовым и его группой «Гражданская оборона» отправилась гастролировать по разным городам страны.
Его удерживала Янка. Дягилева влюбилась в Башлачева с первого взгляда. Он был единственным человеком, которому она боялась признаться в любви. Однако Яна сделала все возможное, чтобы оградить его от женщин, в том числе и от своих подруг. Так я потеряла горячо любимого друга. Зато с Яной у них с этого момента сложились самые теплые отношения. В этот раз Башлачев не расставался с Яной ни на минуту.
Тогда он оставил ей пластинки и черновики неисполненных песен. Яна забросила рок—тусовки, не появлялась у подруг, не посещала квартирники. Потом Башлачев подведет итог их знакомству: «Каждая проповедь хороша тогда, когда она исповедь. Каждое содружество хорошо тогда, когда оно любовь». Через месяц Саш Баш уехал. А в 1986—м подруги убедили Янку, что пора завоевывать столицу. И она отправилась в Москву. В Новосибирск она вернулась через два месяца — веселая, спокойная, увешанная деревянными фенечками, и главное — к ней пришло состояние работоспособности.
Столица научила ее не отступать от начатого, она стала жесткой и упрямой, именно поэтому все ее проекты в дальнейшем доводились до конца и альбомы выпускались с завидной периодичностью. Не начинается весна, Не продолжается детство» В 1987 году в новосибирском ДК «Чкалов» состоялся рок—фестиваль. На него съехались начинающие рок—музыканты со всей Сибири. Среди новичков Янка заметила в гримерке скромного, милого молодого человека в нелепых очках. В тот же вечер они познакомились и… подружились. А через неделю она уехала в Омск, к тому самому «дождевому червю», и осталась в его доме на несколько лет. В то время трудно было предположить, что спустя год у человека в нелепых очках появятся деньги, слава и имя, которое будет греметь на всю Россию, — Егор Летов. Позже она признается: «Скажи мне спасибо, что так сложилось.
Ты не представляешь, какой это гад и змей». Чуть больше года прожила Яна в Омске. Постепенно ее отношения с Летовым вышли на семейный уровень. Вот только обручальными кольцами они не спешили обмениваться и о детях не думали. Вскоре из скромного, зашуганного мальчика вырос агрессивный, бескомпромиссный лидер «Гражданской обороны». Его отношения с Янкой шокировали окружающих. Например, еженедельно в их доме собирались местные музыканты, чтобы прослушать последние новинки западного рока, Во время очередного «сеанса» Янка потихонечку вышла из комнаты. Своим поведением ты испортила мне настроение, сломала все впечатление от музыки!
Эгоизм Летова проявлялся даже в таких мелочах, как походка. У него был очень быстрый шаг, и он никогда ради своего спутника не замедлял его. В противном случае человек просто недостоин идти рядом. Также Летов считал главным аргументом в споре повышенную агрессию. Срывать голос, брызгать слюной, крушить предметы — вот чем одерживают победу в споре. Жизнь в летовской атмосфере отразилась на Янке. Он сделал из нее танк. Несмотря на то что где-то в глубине души она не принимала многие летовские постулаты, она никогда не признавалась в этом.
Янка всеми силами пыталась дотянуться до своего избранника, а всем подругам доказывала, что Летов — гений, бог, поэтому он всегда прав. После Янкиных квартирников Летов при всех мог отругать ее. Но его мнение она считала неоспоримым: «Какой все—таки Егор молодец! И он прав: песня действительно х…я». Яна не сомневалась, что после замечаний Летова ее музыка становилась все прогрессивнее, а тексты песен гораздо лучше. На самом деле Янкино творчество попросту перестало быть ее собственностью. Она по—прежнему исполняла песни на жестоком напряге, когда мурашки бегают по коже, но только безысходности в них становилось все больше, а энергии — все меньше. А еще в ее стихах постоянно прослеживалась мания самоубийства.
Она считала, что Летов ей многое дал. Окружающие — что многое отнял. Спустя полтора года они расстались. Если ему уступаешь, он тебя сминает», — говорила Янка. Причину их размолвки Егор не рассказывал, а Яна постаралась как можно скорее забыть об этом периоде. Многие издания до сих пор продолжают обвинять Егора Летова в смерти Янки. Лишь ее близкие друзья утверждают обратное: «Они расстались задолго до ее смерти и с тех пор практически не общались». Тюменский рок—фестиваль.
Первый выход Янки на большую сцену. За неделю до открытия фестиваля Янка позвонила Литяевой: — Мне плохо, я умираю, — простонала она в трубку. На следующее утро Ира вылетела в Тюмень. Для нее этот фестиваль был серьезным испытанием. До этого она давала лишь квартирные концерты и записывала довольно слабые альбомы. И только большой живой концерт мог подтвердить ее значимость в рок—мире. Она сильно волновалась, так как не умела проигрывать. На фестивале у Янки был аншлаг.
Кстати, а всю ее творческую жизнь ей не пришлось пережить провалов. Она не могла себе этого поволить. Тюменский фестиваль длился две недели.