Новости василий дмитриевич поленов ранний снег

ПОЛЕНОВ Василий – Ранний снег 900 Картин самых известных русских художников. Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге.

Early snow

Пейзаж поражает простором и безлюдностью, картина кажется наполненной свежим морозным воздухом. Ее колорит построен на контрасте теплых оттенков осенней листвы и чистых холодных красок снега, замерзающей воды в реке и нависшего тяжелым и снежными тучами неба. На полотне изображена глубокая панорама излучины реки с крутыми берегами, частично заросшими лесом. Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление.

Потрясающего русского осеннего вида, выписанного Поленовым на Оке, в его имении Борок. Там, где сегодня находится Государственный художественный музей-заповедник "Поленово". Музей, созданный еще в конце ХIХ века стараниями самого художника.

И кто б мог знать, что первый "Ранний снег", авторский шедевр Поленова, созданный им в его знаменитом "Доме над Окой", по распоряжению высокого советского чина, судя по всему, самого Хрущева, будет снят со стены Третьяковки и отдан в подарок труппе французских артистов, чей визит стал одним из первых признаков оттепели. Историю эту не слишком любили вспоминать, и поэтому Григорий Павлович Беляков, человек очень ответственный, работавший в специальных учреждениях и сам хлебнувший сполна во времена сталинских репрессий, более чем тщательно взвешивал все слова этого заявления в Фонд Культуры. Заявления, по которому находившийся в его собрании второй "Ранний снег" после экспозиции на выставке даров Фонда навеки вечные передавался в Третьяковскую галерею. Лангового, временно, в темную пору ежовщины, прошедшей и по моим костям, очутилось в чужих руках и вновь вернулось ко мне, оплаченное вторично, с большим напряжением сил и средств в момент, когда этому полотну грозило исчезновение из Москвы", — вспоминал Григорий Павлович Беляков. Сегодня нам уже невозможно точно сказать, что имел в виду коллекционер. Понятно, что вся история и первого, и второго "Раннего Снега" была связана с трагическими страницами истории России ХХ века. Как и с примерами удивительного мужества людей, умудрявшихся сохранять произведения искусства в не самые подходящие для этого занятия времена.

И наиболее уважаемых коллекционеров. Авторитет его был столь велик, что он был избран в Совет Третьяковской галереи. Его дом на Мясницкой всегда был полон. Многие художники, ставшие потом гордостью России, считали Алексея Павловича своим другом. Ланговой особенно любил произведения участников "Мира Искусства" и "Союза русских художников".

Благодаря ему в различных музеях Москвы и Московской области теперь находятся такие шедевры, как «Деревенский мальчик» Венецианова и «Сенокос» Архипова, «Женский портрет» кисти Зинаиды Серебряковой и «Портальный занавес» Кустодиева, прижизненное изображение Пушкина работы Уткина и «Пророк» Репина. А в Дом-музей Виктора Васнецова, также при содействии Фонда культуры, Григорий Павлович подарил этюды этого великого наследника лучших традиций древнерусской живописи. Этюд В. Васнецова, переданный в дар Г.

Беляковым Этюд В. Беляковым О Белякове сейчас вспоминают мало, а это был человек, собиратель, меценат огромного масштаба. Он родился в пензенской деревне, в крестьянской семье. Совсем молодым красноармейцем принимал участие в национализации помещичьих усадеб. А в Пензенской губернии, в Наровчатовском уезде были богатейшие собрания Араповых, Унковских, других знаменитых дворянских фамилий. Именно тогда вначале не слишком образованный деревенский парень и приобщился к произведениям искусства. Одарённый от природы, обладавший зорким глазом, Беляков всё видел и всё замечал. Видел, как уничтожались иконы, полотна с обнажённой натурой, как пропадали бесценные реликвии отечественной истории. Так, что-то выкинутое на свалку стал он собирать, постепенно превратив своё собрание в одну из лучших коллекций в СССР.

Человек степенный, аккуратный, проживший непростую жизнь, Григорий Павлович был по-настоящему щедрой натурой. И дело не только в целой россыпи шедевров, которые он подарил музеям. Дело ещё и в щедрости человеческого тепла, которые Беляков так охотно дарил близким по духу людям. И раз за разом прикасаясь к истории людей, подаривших свои реликвии Российскому фонду культуры, мы ещё раз оцениваем благородство и щедрость тех, для которых культура и история своей страны всегда были важнее своей собственной жизни.

Художник великолепно передает настроение зимнего утра, используя характерные цвета и световые эффекты. Палитра картину состоит из благородных и приглушенных цветов, таких как серый, бежевый и белый. Снежные белизну прекрасно контрастирует с небесно-голубым фоном, добавляя картине свежести и яркости. Детали и качество работы Поленова великолепны. Он виртуозно передает текстуры и фактуры, позволяя зрителю ощутить холодность и мягкость снега, легкость ветра и тишину окружающего пейзажа.

Откройте свой Мир!

Ранний снег Поленова — это одна из самых известных картин русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Василий Дмитриевич Поленов "Ранний снег". Снега хочется потрогать рукой, настолько естественно художнику удалось это изобразить. В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа. 1927), «Ранний снег», 1891 г." Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для того, чтобы увидеть его. Описание картины Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег Картина находится в Третьяковской галерее.

Василий Дмитриевич Поленов . Ранний снег. 1891

После ее успеха на VI Передвижной выставке за автором закрепилась слава мастера камерных пейзажей. Этот жанр оказался не единственным его призванием — Василий Поленов достиг высокого уровня и в религиозной живописи. Он хотел, чтобы архитектура и ландшафты на его библейских полотнах были правдоподобными, — в итоге он написал 72 картины, где воссоздал земной путь Христа. Здесь он раскрылся как мастер эпического пейзажа.

Жуковского 1882 , переделке пьесы австрийского романтика Мюнха Биллинггаузена, - умирающего в нищете поэта, бросившего вызов не понимающей его толпе и духовно торжествующего над ней. В экспозиции этого раздела представлены эскизы декораций Поленова к домашним спектаклям, среди них «Атриум» Музей-заповедник «Абрамцево» к первому спектаклю, поставленному в кружке по пьесе А. Майкова «Два мира» 1879. В нем привлекает внимание сочетание точности в воспроизведении парадных покоев римского патрицианского дома с большой степенью обобщения и условности, продиктованной театральной спецификой. Работая над «Атриумом», Поленов вносит в декорацию не только знание античной архитектуры и свой талант живописца, но и возникшее в ходе его актерской работы понимание драмы Майкова. В результате рождается новый синтез искусств.

Зрителей «Двух миров» поражали «художественная цельность» постановки и «моменты совпадения на сцене красоты с подлинной поэзией»[20]. Действие 3. Майкова «Два мира» на домашней сцене Абрамцевского кружка. Премьера — 29 декабря 1879 года, Москва. Бумага, акварель. Выработанный «принцип единой картины» позволил художнику использовать в оформлении сцены свое мастерство, подчинив при этом живопись сценическим законам. Она приобрела эмоциональную приподнятость и обобщенность. Умело варьируя, стилистически заостряя различные архитектурные формы, он создает в эскизах декораций выразительные сценические образы. Передает характер мрачного средневекового лиссабонского госпиталя, используя декоративные возможности простых и лаконичных форм сводчатых перекрытий в эскизе «Госпиталь» к «Камоэнсу» В.

Жуковского 1882 ; выявляет экспрессию египетской архитектуры в эскизе «Темница» оба - Музей-заповедник «Абрамцево» к «Иосифу» С. Мамонтова 1880. Наибольшим достижением Поленова в театрально-декорационном искусстве в период домашних постановок было оформление «Алой розы» С. Мамонтова 1883 , где трансформации подверглась сама живопись художника. Домашний театр определял в содружестве организационные и временные рамки кружка, его структуру, накладывал отпечаток на характер личных и творческих контактов между его участниками и в значительной мере определял место каждого из них в сообществе. Об этом свидетельствует тот факт, что датой формирования сообщества его участники считали 1878 год, когда в доме Мамонтова на Садовой-Спасской был дан первый театральный вечер. Потому и празднование 15-летия кружка состоялось в январе 1893 года. После вечера участниками содружества было решено издать альбом, посвященный юбилею, - «Хроника нашего художественного кружка»[21], составлением которого занимались Мамонтов и Поленов. В 1894 году для этого альбома художник создал авантитул: на нем - вход в помещение, ряд деталей которого совпадает с деталями интерьера кабинета мамонтовского дома.

Но в целом изображение носит символистский характер, который прочитывается достаточно ясно - здесь мир красоты и ее культ. Роль, которую театр играл в жизни Абрамцевского кружка, в какой-то степени сродни театральности, пронизывающей все искусство и культуру Серебряного века, когда жизнь, искусство и театр сливаются в представлении о мире как о вечной игре. Происходит своеобразная «театрализация жизни и искусства»[22]. Театральный опыт, приобретенный в кружке, был использован на сцене Русской частной оперы С. Мамонтова, организованной в 1885 году. Уже первые спектакли театра произвели настоящую сенсацию необычной художественностью постановок, тонкими связями сценической живописи с режиссерским, музыкальным и драматическим замыслами. Левитана, А. Янова, Н. Чехова, В.

Симова и К. Обращение к театру художников-станковистов в конце 1870-1880-х годов в Абрамцевском кружке, начало которому положил Поленов, не только способствовало мощному взлету искусства театральной декорации начала XX века, но привело к возникновению принципиально нового явления в русском искусстве этого времени, названного впоследствии «театрализацией» живописи. В 1890-е годы Поленов создает с Мамонтовым две театральные работы - живую картину «Афродита» в оформлении художника и в сочиненном им же музыкальном сопровождении, поставленную в зале Благородного собрания на I съезде художников в 1894 году, и спектакль по опере «Орфей и Эвридика» К. Глюка в Русской частной опере в 1897 году. Обе были связаны с античным искусством и, по воспоминаниям Василия Дмитриевича, доставили ему «особое удовольствие». Вместе с Мамонтовым, автором сценария живой картины «Афродита», он создал, по словам Н. Прахова, «великолепную по стильности, красочности и динамичности постановку. Тема ее была - прославление красоты»[23]. Избранная мера условности позволила Поленову создать в декорации идеальный образ Греции в ее архитектурных творениях, пластике и природе, очищенный от всего повседневного.

Эта композиция с некоторыми изменениями была использована им для оформления спектакля по его опере «Призраки Эллады» на либретто С. Мамонтова, поставленного в 1906 году в Большом зале Московской консерватории силами музыкантов-любителей. Упрощенный вариант оперы был поставлен в Тарусе в Народном доме в 1915 году. На основе эскизов декораций к «Афродите» в 1890-1900-е годы Поленов исполнит картину «Эллада» частное собрание , или «Античный пейзаж» по другому ее названию, выполнив фон по натурному этюду и решив передний план в декоративном ключе. Этот сюжет будет пользоваться большой популярностью у любителей живописи, коллекционеров, и художник сделает несколько авторских повторений картины. Из статьи М. Среди них были тонкие ценители музыки - например, Михаил Александрович Врубель; большие энтузиасты современного им отечественного музыкального творчества - например, Илья Ефимович Репин; было немало любителей домашнего музицирования, владевших разными инструментами. Но постоянно сочинявшего музыку большого русского художника мы знаем все-таки лишь одного - Василия Дмитриевича Поленова. Корректурные листы оперы «Рейнская легенда.

Замок Трифельз». Автор либретто С. Мамонтов, композитор В. В конце концов, Поленов стремился в этом музыкальном опусе. При таком взгляде "Призраки Эллады" - интересный материал для анализа восприятия русским обществом той эпохи античной темы». Продумывая в 1897 году постановку «Орфея и Эвридики», Мамонтов писал Поленову, что возлагает на нее «большие надежды», собираясь преподать ею московской публике «урок эстетики»[25]. Бахрушина создал пейзажи, тонко ассоциировавшиеся с живописью знаменитого художника-символиста. В них все больше видны черты стилистики модерна. Органичным для Поленова оказалось обращение в кружке в начале 1880-х годов и к архитектурному творчеству.

В 1880-м он увлекся вместе с другими участниками содружества идеей создания церкви в Абрамцеве, приняв участие в ее проектировании, строительстве и оформлении интерьера. В предложенном им проекте за образец были взяты новгородские храмы XII века, что было новым словом в церковном строительстве второй половины XIX века, опиравшемся в качестве прототипов на московские соборы середины XVII века. Таким образом, Поленовым был открыт «новый эстетический идеал»[27] для архитекторов неорусского стиля. В основанных в Абрамцеве мастерских - столярной, которой руководили Е. Мамонтова и Е. Поленова 1885-1893 , с 1908 года М. Якунчикова и Н. Давыдова; гончарной, действовавшей под руководством С. Мамонтова и М.

Врубеля 1890-1895 в Абрамцеве; с 1896 по 1918 - в Москве , - формулировались основные принципы создания окружающей предметной среды эпохи модерна. Возникший в Абрамцеве «культ» красоты и радостного творчества не исключал идею служения народу, пронизывающую сознание русской интеллигенции пореформенного периода и особенно сильную у представителей старшего поколения кружка — B. Поленова, В. Васнецова, М. Антокольского, C. Мамонтова, Е. Г Мамонтовой. Эта идея между тем своеобразным образом модифицируется. Служение народу начинает мыслиться прежде всего как несение людям красоты.

Мамонтов выражает эту мысль в яркой и афористичной форме: «Мы в долгу у народа. Искусство во всех направлениях должно быть, прежде всего, народным. Надо приучать глаз народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах»[28]. Идея преобразования мира по законам красоты придаст высший смысл абрамцевским занятиям разными видами искусства, призванными «украшать жизнь». Опыт, приобретенный Поленовым в Абрамцеве, скажется впоследствии в уникальном архитектурно-парковом комплексе, созданном им в его усадьбе «Борок» на Оке ныне Музей-заповедник В. В 1892 году по его проекту здесь был построен Большой дом, предназначавшийся для создания в нем музея и картинной галереи. В нем соединились живопись и архитектура, прикладное искусство, музыка и театр. В их органическом единстве много от того синтеза искусств, того стилевого единства, которое искал художник в своем творчестве. Стилистически цельный художественный образ создал Поленов в двух других архитектурных работах - Аббатстве 1904 , здание служило мастерской художнику, и Троицкой церкви в селе Бехове 1906 , построенной для жителей округи.

Все архитектурные сооружения по своей стилистике целиком принадлежали модерну. Поленов называл архитектуру своих построек «скандинавской», можно говорить и о романских или готических образцах, легших в основу фантазии художника-романтика. Но точнее было бы назвать эти постройки «поленовскими», настолько самобытно и глубоко новаторски он решил здесь архитектурные задачи. Опыт, приобретенный Поленовым в кружке, сказался и в театрально-общественной деятельности Поленова. В 1915 году в Москве частично на средства художника и по его проекту, воплотившему любовь мастера к европейскому Средневековью, был построен Дом для размещения Секции содействия фабричным и деревенским театрам на Медынке. Деятельности Секции художник отдавал много творческих сил и энергии, считая театр «великим культурным делом», смягчающим нравы. В 1921 году учреждению было присвоено название Дом театрального просвещения имени академика В. Претерпела ли изменения живопись Поленова в связи с его обращением к архитектуре, театру, прикладному искусству? И как декоративистский дар художника воплощался в его живописи?

Впервые эмоциональная сила цвета в его живописи предстала перед зрителями в 1885 году на XIII выставке передвижников, где экспонировались этюды для картины «Христос и грешница Кто из вас без греха » 1887, ГРМ , привезенные им из путешествия по Ближнему Востоку 1881-1882. Остроухов, вспоминая свое впечатление от этих этюдов, писал: «Это было нечто полное искреннего увлечения красочною красотою и в то же время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным для него путем. Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше и не помышлял»[29]. При этом на молодежь оказывала воздействие не только красота поленовской живописи. В самом многообразном и широком понимании мастером этюда для них открывались новые творческие горизонты. Поленов и «молодая московская школа живописи» В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи. Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа А. Саврасова, факультативно он вел еще класс натюрморта оба - до 1895. В его классах была создана искренняя, доверительная атмосфера товарищества и серьезного, углубленного изучения рисунка и техники живописи.

Постепенно Поленов посвящал учеников в тайны колорита и построения перспективы, которыми сам владел блестяще. По сути, Василий Дмитриевич в своей педагогической практике продолжал развивать положения, полученные им еще в детстве на занятиях с П. Позже М. Нестеров отметит в письме к Поленову: «Вы один из лучших учеников П. Чистякова, передали заветы учителя своим ученикам»[31]. Поленов в первом ряду , В. Маковский во втором ряду , Е. Татевосян в третьем ряду. Поленова Художник придерживался мнения, что «учить молодежь, прошедшую общие классы, больше нечего, надо давать только возможность продолжать учиться»[32].

Этот свободный взгляд позволил каждому из его учеников сохранить свою неповторимую живописную манеру. Поленов считал совершенно необходимым для молодых художников освоение достижений западноевропейской живописи. Коровин вспоминал о том, что он с Левитаном впервые от Поленова услышали о Фортуни, об импрессионистах и познакомились с их работами. Благодаря тесному общению с молодежью, резко отрицавшей «идейность» в искусстве и провозгласившей его самодовлеющую ценность, стало особенно ощутимо проявляться основное расхождение Поленова с передвижниками. Он не только никогда не поддерживал борьбы с лозунгом «Искусство для искусства», которую вело старшее поколение Товарищества, но в этом важнейшем теоретическом вопросе стоял в рядах противоположного лагеря. Очень быстро дом Поленова в Кривоколенном переулке стал для его учеников «своим». Небольшой поначалу художественный круг значительно расширился, когда в доме Поленовых регулярно стали собираться по четвергам, а потом по субботам на рисовальные и акварельные вечера. На этих собраниях бок о бок работали «старшие» - В. Васнецов, В.

Суриков, Н. Неврев, А. Киселев, ученики Поленова - К. Коровин, А. Головин, И. Левитан, А. Архипов, С. Иванов, С. Виноградов и их друзья - И.

Остроухов, В. Серов, М. Васнецов, М. Врубель и другие.

Палитра картину состоит из благородных и приглушенных цветов, таких как серый, бежевый и белый. Снежные белизну прекрасно контрастирует с небесно-голубым фоном, добавляя картине свежести и яркости. Детали и качество работы Поленова великолепны. Он виртуозно передает текстуры и фактуры, позволяя зрителю ощутить холодность и мягкость снега, легкость ветра и тишину окружающего пейзажа. Каждая крошка снега и каждая веточка растения переданы с большой точностью и деликатностью.

Присутствие раннего снега на поле и холмах придает картине особую магию и удивительный эффект. Тонкий белый покров лежит на земле, создавая визуальный контраст с темно-зелеными и коричневыми оттенками растительности. Каждый сугроб и углубление контуров земли покрыт слоем снега, вызывая чувство хрупкости и чистоты. Художник великолепно передает настроение зимнего утра, используя характерные цвета и световые эффекты. Палитра картину состоит из благородных и приглушенных цветов, таких как серый, бежевый и белый.

Поленов Василий Дмитриевич

Бёхово», 1891 находилась в коллекции Фёдора Терещенко , которая потом стала частью собрания Киевского музея русского искусства [9]. Другая картина под тем же названием находится в Ярославском художественном музее [5]. Отзывы[ править править код ] Искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова [4] : Особенная чуткость художника к жизни природы, желание запечатлеть едва уловимую изменчивость её состояния в переломные моменты дали себя знать в его пейзажах конца XIX — начала XX века и в полной мере проявились в картине «Ранний снег» 1891. По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской в 1890 году: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще настоящая «золотая осень».

Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, ещё хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.

Инвентарный номер - Ж-1217 Дар Г. В самом конце 1889 года художник, давно мечтая о собственном уголке земли и «о домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», приобрел здесь небольшое полузаброшенное имение Саблуковой. Уже весной 1890 года семья Поленовых поселилась во вновь выстроенном двухэтажном флигеле, возведенном в усадьбе рядом с обветшавшим одноэтажном усадебным домом. Осенью этого года художник увидел из окна своей мастерской, что снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще, по его словам, настоящая «золотая осень». Он тут же написал этюд будущей картины «Ранний снег».

Как раз в тот год, когда писалась картина, снег выпал довольно рано, в сентябре.

Это было очень неожиданно и для людей, и для природы, поэтому наложило очень сильный эмоциональный отпечаток. Этим и воспользовался автор. Он показал всю несуразность и в тоже время красоту получившейся картины природы. Первый план пейзажа изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою красивую осеннюю листву, но уже оказались под покровом снежных заносов. Художник очень тщательно прорисовал мелкие детали: листья деревьев, стебли травы и стволы кустарников, мягкий неровный снежный покров. Вдали видна речка, которая пока еще только подернулась легкой дымкой льда и снега. Но не замерзла.

Верхняя часть картины изображает низкое нависшее хмурое осенне-зимнее небо, покрытое серыми облаками. Линия горизонта показана полосой синего цвета. Палитра цветов картины включает в себя следующие оттенки: желтый, оранжевый, светло и темно коричневый, черный и белый. В целом, пейзаж не яркий и броский, а напротив, умиротворяющий и чистый, спокойный. Но в тоже время, очевидно, что акцент ставился на белый снег, который общий фон картины очень украшает, оживляет и дополняет. Общее впечатление от картины очень реалистичное. Кажется, будто чувствуешь этот легкий морозный воздух, напоенный первой зимней свежестью и смешанный с теплой прохладой осени.

К снегу хочется прикоснуться рукой, настолько естественно удалось художнику его изобразить. Глядя на этот пейзаж, в голове всплывают такие же картины из реальной жизни, которые каждый человек наблюдает в межсезонье.

Своеобразным отчетом художника о путешествии, о всех увиденных и поразивших его достопримечательностях явились этюды, исполненные во время поездки. Они были показаны на Передвижной выставке 1885 года и прямо с выставки приобретены Третьяковым. Художественной общественностью восточные этюды Поленова 1881-1882 годов были восприняты как новое слово в живописи.

Этюды большею частью не имели прямого отношения к картине. Это были яркие записи о поразивших художника красках Востока, кусочки лазурного моря, рдеющие в красках заката вершины южных гор, пятна темных кипарисов на синем глубоком небе и т. Это было нечто, полное искреннего увлечения красочною красотою, и в то же время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным для него путем. Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о котором он раньше и не помышлял". И действительно, яркие, чистые краски Востока произвели настоящий переворот в живописи Поленова, обратив художника к открытому интенсивному цвету.

Правда, в дальнейшем эта гамма оказалась мало пригодной для передачи скромных красок среднерусского летнего и зимнего пейзажа, который преобладал в творчестве Поленова-пейзажиста в эпоху 80-х годов. Но опыт письма яркими и одновременно нежными, контрастными и вместе с тем тонко подобранными красками не пропал даром. Он очень пригодился при создании картины "Христос и грешница", цикла "Из жизни Христа" и помог несколькими годами позже овладеть звонкими, открытыми красками золотой русской осени, которая, начиная с 90-х годов, становится любимым временем года Поленова. Христос и Грешница Кто из вас без греха? История жизни Василия Дмитриевича Поленова Наибольший интерес среди пейзажей, привезенных из поездки по странам Востока представляют виды Египта и в их числе "Нил у Фиванского хребта" 1881 , "Первый нильский порог" недатированный , "Нил, вдали пирамиды" 1881 и др.

Третьяковская галерея. В них прежде всего покоряют убедительно переданные дали - сказалось увлечение Поленова пространственными решениями, обнаружившееся в его творчестве в эпоху 80-х годов. Путешествие на Восток дало Поленову богатый запас наблюдений, познакомило его с природой и архитектурой Палестины, с жизнью восточных городов, с обычаями, обликом и одеждой их жителей. Все это, несомненно, помогло в дальнейшем Поленову представить евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом. И в этом смысле восточное путешествие сыграло свою роль в создании картины.

Но непосредственный подготовительный материал к картине был собран в недостаточном количестве - по-видимому, яркие впечатления от архитектурных памятников и природы Востока отвлекли художника от его замысла, поэтому родные Поленова склонны были считать путешествие не слишком удачным. Отзвук этих настроений ощущается в письме жены Поленова, написанном несколько позже, в марте 1884 года, в котором она выражает опасение, как бы с Поленовым в Риме не произошло того же, что и в Палестине - "... Эта "неурядица" с путешествием по Востоку заставила Поленова совершить вторичную поездку, на этот раз в Италию, где он надеялся найти подходящую натуру и написать для картины необходимые этюды. В 1882 году художник женился на Н. Якунчиковой - двоюродной сестре Е.

Жена Поленова с большим сочувствием относилась к замыслу картины "Христос и грешница" и по мере своих сил пыталась помочь художнику в его работе. Она не только шила костюмы для картины, но, что самое главное, постоянно поддерживала в Поленове вдохновенное отношение к взятой теме, старалась направить его на путь углубленной ее разработки. Это было тем более необходимо, что сам Поленов зачастую чрезмерно увлекался внешним правдоподобием изображаемого. Это увлечение возникало у художника, как следствие навеянного Ренаном стремления представить Христа личностью, действительно существовавшей, исторической, а все приписываемые ему деяния и события его жизни - действительно имевшими место в далекие времена раннего христианства. Поиски внешней правдивости отвлекали Поленова от тех высоких идей, ради которых он и задумал написать свою картину.

Поленова сестре художника Е. Екатерина Васильевна и Наталья Васильевна - дочери художника В начале 80-х годов художник впервые представил себе свою тему в ее полном охвате. Карандашный эскиз 1883 года Третьяковская галерея и явился ее подробной разработкой. В нем уже присутствуют все те персонажи, которые потом войдут в картину: фарисей и саддукей, разъяренная, глумящаяся над грешницей толпа, грешница, едущий на осле Симон Киринеянин, Христос, его ученики, торговки, зеваки и т. Их местоположение близко к картине.

Появление многолюдной толпы народа - наиболее принципиальное нововведение эскиза. Именно здесь художник начинает нащупывать свою тему: учение Христа и народ, - которая ляжет в основу картины. Эпизод с грешницей трактуется теперь гораздо шире, чем раньше - как наглядный урок новой морали, преподанный Христом народу. Знаменательным в эскизе 1883 года было и то, что сцена была вынесена на площадь перед храмом. Здесь кипит беспорядочная, шумная жизнь большого восточного города.

Площадь буквально запружена народом - торговки, оборванцы-мальчишки, снующие под ногами, калеки-нищие, молящиеся, трудовой люд. Но художник чересчур уж щедро включил в эскиз свои дорожные впечатления от уличной жизни восточных городов и тем самым как бы превратил изображение в обычную путевую зарисовку. Христос, его ученики и его противники теряются среди окружающих их праздных зевак, экспрессивно жестикулирующая толпа тонет в беспорядочной сутолоке, царящей на площади. Ровное освещение и детальная прорисовка всех фигур делают их одинаково заметными, мало чем отличающимися друг от друга, тем более что и сами образы еще недостаточно дифференцированы в своей внутренней значимости. Дальнейшая кристаллизация замысла наглядно видна в масляном эскизе 1885 года Третьяковская галерея.

В нем изменились прежде всего масштабы всех фигур - они стали крупнее, соразмернее с архитектурой. Изменилась и точка зрения на изображаемое: раньше это была точка зрения несколько сверху, отчего все фигуры были прижаты к земле; теперь - художник смотрит на происходящее чуть-чуть снизу, и фигуры выглядят более представительными. Окончательно выявилось разделение на толпу и группу учеников Христа. Образ Христа стал собраннее, значительнее, его движения - более мягкими, плавными и величавыми. Смещенная ближе к центру и данная почти посредине каменного уступа, на фоне его в эскизе 1883 года Христос довольно случайно ютился возле него , фигура Христа отчетливее выделилась из общей среды учеников.

Была найдена общая колористическая гамма изображения - все оно было залито золотисто-розоватыми лучами заходящего солнца. Но колористическое решение толпы, контраст в цветовом звучании группы Христа и толпы еще не определились. В композиционном отношении эскиз был близок к окончательному оформлению замысла. Это дало возможность Поленову приступить к созданию картона. В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины музей им.

Поленова , "который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью". Сама картина, по сведениям Е. Сахаровой, писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете С. Мамонтова в его доме на Садово-Спасской. Экспонирована картина была на XV Передвижной выставке 1887 года.

Александр III, осматривавший выставку до ее открытия, приобрел полотно Поленова для своей коллекции, опередив в этом Третьякова, который вел с художником переговоры о покупке картины. Приобретение картины "Христос и грешница" Александром III разрешило все сомнения цензора Никитина относительно возможности оставления картины на выставке, возбужденные в последнем слишком "низменно" реальной трактовкой евангельского сюжета и не каноническим изображением Христа. Дом В. Поленова в деревне Борке Эти же черты картины вызвали нападки на нее реакционной прессы. Соловьев в статье, напечатанной в "Московских ведомостях", напустился на Поленова за то, что "псевдоисторический элемент" преобладает в его картине над "идеалистически-религиозным".

Другой корреспондент "Московских ведомостей" выдвигал перед художником требование изображать "земной образ Христа не в возможно реальном, по предположениям, но в высшей идеализации человеческого образа, какая только доступна средствам искусства". Поленова, Спаситель мира, Мессия, Бог! Отчего Он так прост и обыкновенен? Где печать того божественного призвания, которому Он служит, чем Он отличается от остальной толпы неряшливых оборванцев, окружающих Его? Увлечение Поленова передачей подлинности изображаемого, его жизненной достоверностью имело свой смысл.

Оно было обусловлено тем, что художник настойчиво стремился утвердить реальность личности Христа и всех событий, с ним связанных, с тем, чтобы доказать жизненность его учения и его значение для развития человеческого общества. Христос Поленова - это прежде всего учитель, мудрец, гуманист, который несет людям слова любви, который учит их человечности. Спиро, - он мне дает не только сильный ум, доброту дает, да еще доступность, простоту, боже мой! Доброта в умном, энергичном человеке, да еще доступном - да ведь то-то и дает людям наибольшую отраду! А вся-то картина - злоба людская узкая, гадкая, нечеловеческая страсть тонет в доброте, разлитой по всей картине, даже в воздухе ее, а разлилась она у Вас оттого, что Христос Ваш так просто, так обыкновенно добр.

И так трактован сюжет, что будь толпа, накинувшаяся на женщину, еще более разъяренная, еще страшнее разнузданная, мне бы не было страшно за женщину и за людей вообще; я взволнованно-покоен, я даже рад, что это тут случилось, - тут дело будет покончено самым гуманно простым образом, утешительным: тут есть человек, Христос, - я вижу по позе, по лицу его, по всему складу всего окружающего его, который думает о факте прежде, чем о себе, и человек с золотым сердцем; его не подденешь, потому что не за что, - у него крючков нет, он прост! Троицкая церковь в селе Бехово Светлое и радостное приятие жизни, свойственное молодому Поленову, только что окончившему Академию художеств, в эпоху 80-х годов - эпоху разгула реакции - постепенно тускнело. Искусство все больше становилось для него не только областью, в которой он утверждает свои идеалы, раскрывает свое понимание прекрасного, запечатлевает то, что ему близко и дорого в жизни, но и сферой деятельности, питающей его потребность в радости и красоте, которая не удовлетворяется окружающей действительностью. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело". Обращение Поленова к религии Христа не вызвало коренного перелома во взглядах художника.

Оно явилось продолжением поисков путей достижения тех гуманистических идеалов, которые всегда были определяющими в мировоззрении Поленова и которым он не изменил. В христианстве он прежде всего увидел гуманистическую проповедь милосердия и любви к человеку, протест против насилия над человеческой личностью, призыв к добру, к высокому духовному совершенству, то есть все то, что он ценил раньше и что стало особенно дорого ему в России 80-х годов, - в эпоху полнейшего произвола, грубого попрания человеческих прав, разгула реакции и деспотизма. Пейзажной живописью в эпоху 80-х годов Поленову удавалось заниматься только урывками - полотно "Христос и грешница" в течение долгих лет поглощало все внимание художника, поэтому большая часть пейзажей 80-х годов была создана либо в начале этого периода, до увлечения работой над картиной, либо в конце его, по ее завершении. Развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения.

Откройте свой Мир!

Василий Дмитриевич Поленов "Ранний снег". Василий Дмитриевич Поленов "Ранний снег". ПОЛЕНОВ Василий – Ранний снег 900 Картин самых известных русских художников. Первый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою красивую осеннюю листву, но уже оказались под покровом снежных заносов.

«Ранний снег»

Парачина", "Белград с восточной стороны", "Долина Моравы перед Делиградом" и др. Объяснение этому следует искать не только в пристрастии Поленова к пейзажному, бытовому жанру. Сочувствуя целям освободительной войны, он в то же время не мог без содрогания смотреть на те жертвы, которые она несла с собой Война вставала перед Поленовым прежде всего не картинами героических сражений и побед, а тысячами смертей, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Как художник, он не чувствовал в себе сил передать в искусстве эту жестокую правду жизни.

Да и она была неуместна в официальных отчетах о войне, какими должны были быть рисунки в "Пчеле", исполнявшиеся ради заработка. Сюжеты мирные, т. Поленова В конце 1876 года Поленов вернулся в Петербург, а уже в марте 1877 года, осуществляя свое давнишнее намерение, переселился в Москву.

Там он совместно со своим другом Р. Левицким снял квартиру в Трубниковском переулке на Арбате и принялся за создание картин "пейзажного, бытового жанра", вдохновляемый пришедшейся ему по сердцу старой Москвой. К этому времени относится этюд со Спаса-на-Песках как его называл сам Поленов, запечатлевший вид из окон своей мастерской.

Впоследствии на основании этого этюда была написана его наиболее прославленная картина "Московский дворик". Параллельно с этим Поленов начал работать над этюдами к картине "Пострижение негодной царевны", замысел которой возник у него еще в Петербурге в начале 1877 г. Замысел этот не был осуществлен, но зато в связи с ним Поленовым было создано несколько чудесных этюдов кремлевских соборов и теремов, принадлежащих к числу лучших творений художника первого года его жизни в России по возвращении из-за границы "Золотая царицына палата.

Окно", "Верхнее золотое крыльцо", "Успенский собор. Южные врата", "Теремной дворец"", Выход из покоев на золотое крыльцо" и ряд других.. Все принадлежат Третьяковской галерее.

Наиболее удались Поленову интерьерные изображения. Поленов хорошо почувствовал интимный уют теремной древнерусской архитектуры, ее нарядную декоративную праздничность. Никогда еще в его творчестве не было таких ковровых, цветисто-радостных красок, как в этих этюдах, такой увлеченности декоративным богатством русского зодчества.

Дружба с Мамонтовым и художниками, группировавшимися вокруг него и пытавшимися возродить традиции древнерусского и прежде всего прикладного искусства, помогла Поленову так живо, с такой проникновенностью воспринять своеобразие архитектурных решений и особенно декорировки дворцовых помещений Древней Руси. Аббатство - мастерская В. Поленова в Борке Мастерство пленэрной живописи, проявленное Поленовым в кремлевских этюдах, это пейзажное восприятие архитектуры позволило художнику несколькими месяцами позже создать замечательный пейзажный образ старой Москвы - "Московский дворик".

К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик", написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, что она окажется в числе жемчужин русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского пейзажа. В картине воспроизведен типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни.

Утро ясного солнечного дня в начале лета по воспоминаниям самого художника. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени. Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки, вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь.

Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых в пейзаже. Мамонтов и В. Поленов, 1890 Гуманистическое дарование Поленова наконец-то раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский склад.

От "французистости" вернувшегося из пенсионерской командировки Поленова, так отпугнувшей от него Стасова, не остается и следа. Репин оказывается прав. В России Поленов становится истинно русским художником, а его "Московский дворик" - любимым произведением всякого русского человека.

В дальнейшем Поленову предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и "Заросший пруд". В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись. Бабушкин сад Картина, действительно, прежде всего покоряет именно своей живописью.

Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически сочетаясь друг с другом, образуют единую колористическую гамму. Эта гамма, благородная и изысканная, сразу же настраивает зрителя на поэтический лад. Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем естественно и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни, ее осмысления.

Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в прошлом", ничего не рассказывает зрителю о стиле этой жизни, не подчеркивает социальную принадлежность людей к определенному сословию. По заросшей тропинке сада в сопровождении прелестной юной девушки в розовом прогуливается горбившаяся, вся в черном, старушка. Это - само олицетворение старости, как ее спутница - юности и красоты.

Как бы вторя смене поколений, вновь и вновь расцветает природа, изображенная художником. Это постоянное обновление природы тонко передано Поленовым. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть пространства картины, ибо в ней проявляется неистребимая созидательная сила жизни.

Характерно, что Поленов главным образом показывает в картине именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения старые, изуродованные временем деревья. От этого природа кажется вечно юной, никогда не стареющей и такой же прекрасной в своем цветении, как очаровательная молодая девушка в розовом, идущая по дорожке сада. Слияние человека с природой, которое показывает здесь Поленов, роднит изображенных с обитателями московского дворика.

И те и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой, что сообщает их существованию смысл и поэзию. Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое раздумье над сценкой, запечатленной художником. В написанной два года спустя картине "Старая мельница" 1880, Серпуховской историко-художественный музей решается та же тема.

Старая мельница Старая разрушенная мельница. Заброшенный уголок природы. Буйно разросшаяся зелень.

В картине такое изобилие растительности, что, кажется, нет ни одного клочка земли, который был бы бесплодным. Кругом разлита тишина. Фигурка белоголового мальчика-рыбачка, притихшего у заводи в ожидании клёва, не вносит ничего своего в жизнь изображенного уголка; она только подчеркивает его уютность и царящую в нем тишину и почти теряется в пышной, залитой солнцем зелени.

Природа, очень человечная в изображении художника, светлая и радостная, всегда значительнее для него, чем сам человек. Высокое мастерство Поленова-колориста обнаруживает картина "Заросший пруд", которая почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки.

Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в "Московском дворике". Заросший пруд Картина "Заросший пруд" завершала собой определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. В круг русских пейзажистов вошел еще один очень талантливый мастер, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи.

На его картинах, и прежде всего картинах конца 70-х - начала 80-х годов воспиталось младшее поколение художников-передвижников. У Поленова они учились правдивой передаче света и воздуха, тонкому видению цвета и красоте живописи, поэтическому восприятию жизни. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок".

Окончательно определившись в искусстве, Поленов привел в исполнение свое давнишнее намерение - связать свой жизненный путь с передвижниками и в 1878 году вместе с И. Репиным вступил в Товарищество передвижных выставок. Эти симпатии он сохранил на долгие годы, став одним из видных деятелей Товарищества.

Московский дворик. Вариант картины для И. Тургенева В 1880 году состоялось знакомство Репина с Толстым; моральная проповедь Толстого и его уничтожающая критика существующих форм жизни буквально потрясли Репина.

Поленов познакомился с Толстым значительно позже, в 1887 году, но трудно представить себе, что Репин, друг Поленова, не пересказывал ему во всех деталях свои беседы и встречи с писателем, которые в это время были довольно часты. Поэтому небезосновательно будет предположить, что именно влияние на Поленова взглядов Толстого и пробудило в художнике интерес к старой теме, теме Христа. Кроме того, в марте 1881 года Поленова постигло глубокое горе - умерла его любимая сестра Вера Дмитриевна Хрущова, которая перед смертью взяла слово с брата, что он начнет "серьезно" работать, то есть писать большую картину на давно задуманную тему "Христос и грешница".

В семье Поленова настоящим большим искусством признавалась только историческая живопись, и потому занятиям художника пейзажем не придавалось серьезного значения. Вскоре после смерти сестры Поленов, узнав, что князь С. Абамелек-Лазарев и А.

Прахов собираются предпринять путешествие в Египет, Сирию и Палестину, просил разрешения у Прахова присоединиться к ним и получил согласие. Путешествие началось в ноябре 1881 года и окончилось весной 1882 года. Лето 1882 года Поленов проводил уже в Абрамцеве.

Деревья на картине все еще в осеннем уборе, листья еще не упали, ведь это ранняя осень, зима просто поспешила прийти в эти края. Пейзаж поражает простором и безлюдностью, картина кажется наполненной свежим морозным воздухом. Ее колорит построен на контрасте теплых оттенков осенней листвы и чистых холодных красок снега, замерзающей воды в реке и нависшего тяжелыми снежными тучами неба. На полотне изображена глубокая панорама излучины реки с крутыми берегами, частично заросшими лесом. Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление. В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях. Лес застыл, оцепенев от внезапного холода, вся жизнь в нем как будто неожиданно остановилась.

Река кажется неподвижной.

И как декоративистский дар художника воплощался в его живописи? Впервые эмоциональная сила цвета в его живописи предстала перед зрителями в 1885 году на XIII выставке передвижников, где экспонировались этюды для картины «Христос и грешница Кто из вас без греха » 1887, ГРМ , привезенные им из путешествия по Ближнему Востоку 1881-1882. Остроухов, вспоминая свое впечатление от этих этюдов, писал: «Это было нечто полное искреннего увлечения красочною красотою и в то же время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным для него путем. Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше и не помышлял»[29]. При этом на молодежь оказывала воздействие не только красота поленовской живописи. В самом многообразном и широком понимании мастером этюда для них открывались новые творческие горизонты. Поленов и «молодая московская школа живописи» В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи.

Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа А. Саврасова, факультативно он вел еще класс натюрморта оба - до 1895. В его классах была создана искренняя, доверительная атмосфера товарищества и серьезного, углубленного изучения рисунка и техники живописи. Постепенно Поленов посвящал учеников в тайны колорита и построения перспективы, которыми сам владел блестяще. По сути, Василий Дмитриевич в своей педагогической практике продолжал развивать положения, полученные им еще в детстве на занятиях с П. Позже М. Нестеров отметит в письме к Поленову: «Вы один из лучших учеников П. Чистякова, передали заветы учителя своим ученикам»[31].

Поленов в первом ряду , В. Маковский во втором ряду , Е. Татевосян в третьем ряду. Поленова Художник придерживался мнения, что «учить молодежь, прошедшую общие классы, больше нечего, надо давать только возможность продолжать учиться»[32]. Этот свободный взгляд позволил каждому из его учеников сохранить свою неповторимую живописную манеру. Поленов считал совершенно необходимым для молодых художников освоение достижений западноевропейской живописи. Коровин вспоминал о том, что он с Левитаном впервые от Поленова услышали о Фортуни, об импрессионистах и познакомились с их работами. Благодаря тесному общению с молодежью, резко отрицавшей «идейность» в искусстве и провозгласившей его самодовлеющую ценность, стало особенно ощутимо проявляться основное расхождение Поленова с передвижниками.

Он не только никогда не поддерживал борьбы с лозунгом «Искусство для искусства», которую вело старшее поколение Товарищества, но в этом важнейшем теоретическом вопросе стоял в рядах противоположного лагеря. Очень быстро дом Поленова в Кривоколенном переулке стал для его учеников «своим». Небольшой поначалу художественный круг значительно расширился, когда в доме Поленовых регулярно стали собираться по четвергам, а потом по субботам на рисовальные и акварельные вечера. На этих собраниях бок о бок работали «старшие» - В. Васнецов, В. Суриков, Н. Неврев, А. Киселев, ученики Поленова - К.

Коровин, А. Головин, И. Левитан, А. Архипов, С. Иванов, С. Виноградов и их друзья - И. Остроухов, В. Серов, М.

Васнецов, М. Врубель и другие. Поленовой, была в том, что «собираются вместе люди одной специальности. Обмен впечатлений и мыслей важней самой работы»[33]. Пастернак, - вероятно, трудно себе представить, каким оазисом... Его же влиянию и активному участию обязаны памятные московские периодические выставки своим расцветом, достигшие довольно высокого уровня»[35]. В 1893 году в Москве было образовано Московское товарищество художников, в деятельности которого приняли участие многие ученики Поленова и сам художник. Главное своеобразие направления выставок этого объединения заключалось в том, что интерес к импрессионизму сочетался в нем с поисками «декоративного элемента»[36].

Увлечение декоративными исканиями, основанными на интересе к национальным традициям, свойственное москвичам, восходит к деятельности Абрамцевского кружка, к первым работам в этом направлении Васнецова и Поленова. В 1897 году С. Дягилев, впервые увидев работы московских молодых художников на выставке передвижников, писал в рецензии о «молодой московской школе, влившей совсем новую струю в нашу живопись... Отсюда, из этой кучки людей, от этой выставки, - говорил критик, - надо ждать того течения, которое нам завоюет место среди европейского искусства»[37]. Поленова и другие уже участвовали в совместной с петербуржцами «Выставке русских и финляндских художников», организованной С. В художественную жизнь России вошло новое понятие - «молодая московская школа», и в этом была немалая заслуга художественной и педагогической деятельности Поленова. Левитан справедливо утверждал в письме к Василию Дмитриевичу: «Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас»[38]. Готов был помочь Поленов не только своим ученикам.

Известно, какими сложными перипетиями и драматизмом была наполнена история создания двух панно М. Врубеля «Принцесса Греза» на сюжет одноименной драмы Э. Они были предназначены для декоративного убранства интерьера Художественного отдела Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Огромные панно были заказаны Врубелю С. Еще незавершенные, они были отвергнуты комиссией Императорской Академии художеств, поскольку живопись полотен была, по ее мнению, слишком новаторской. Савва Иванович, возмущенный решением академиков, приобрел панно и после окончания работы над ними выставил в специально выстроенном павильоне у входа на выставку. Заканчивали оба полотна по его просьбе художники Поленов и Коровин под наблюдением Врубеля это было условием Поленова , занятого в это время работой над декоративными панно для Морозовского особняка. Масса народа еще до посещения выставки могла познакомиться с работами талантливого, но не известного дотоле широкой публике художника.

Василий Дмитриевич, уже тогда профессор, маститый художник, взялся за работу по завершению панно как рядовой исполнитель, потому что, как он писал жене: «Они [панно] так талантливы и интересны, что я не мог устоять»[39]. Поленов более других был открыт новому в искусстве, был готов учиться и учился у своих учеников и молодых художников - Серова, Коровина, Левитана, - оставаясь при этом всегда самим собой, сохраняя свое, «поленовское» настроение и мироощущение. Евангельская тема в живописи Поленова Раздел экспозиции, посвященный евангельской теме в творчестве художника, открывается картиной «Воскрешение дочери Иаира» 1871, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств. Решая поставленную перед ним задачу раскрыть евангельское событие с чудом исцеления, Поленов стремился придать изображению возвышенный характер. В воссоздании образа Христа он явно следовал величественному и монументальному образу на полотне А. Иванова «Явление Христа народу» 1837-1857. Но одновременно в картине можно наблюдать тягу Поленова к передаче реалистически точного психологического состояния присутствующих, стремление к «исторической» достоверности сцены, что уводило его от ивановской концепции трактовки евангельских событий в живописи. Еще в юношеские годы под впечатлением полотна А.

Иванова у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа»[40]. Чижова, жившего в Риме рядом с Ивановым и часто бывавшего в его мастерской. Вскоре произошла встреча с картиной «Явление Христа народу» в Академии художеств, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление. Сюжет картины соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность. Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и 1876 годах, во время пенсионерской командировки. К мысли о создании картины он вновь вернулся в начале 1880-х годов, когда начал непосредственную работу над произведением, полностью захватившую художника на последующие шесть лет. Вслед за Эрнестом Ренаном, рассматривавшим Христа как реально жившего человека, он считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[41]. Для воссоздания в картине исторически точной обстановки Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехав по пути в Грецию.

Его подготовительные работы с самого начала переросли рамки обычных живописных «штудий». Задача сбора натурного материала в них как бы и не ставилась: каждый его этюд наделен особой образной силой - «Нил у Фиванского хребта» 1881 , «Первый нильский порог» 1881 , «Развалины Тель-Хум» 1882, все - ГТГ. В архитектурных этюдах Поленова интересовали целостность пластического образа, взаимосвязь памятника и окружающего пейзажа, его погруженность в световоздушную среду - «Харам-эш-Шериф» 1882 , «Храм Изиды на острове Филе» 1882, оба - ГТГ , «Храм Соломона в Иерусалиме» частное собрание. Этюды людей в его первую поездку на Восток занимали гораздо меньшее место по сравнению с пейзажными и архитектурными работами. Художник обращал внимание на характерность жестов окружающих его людей, манеру ношения одежды, ее красочные сочетания - «Арабский мальчик. Живописное мастерство Поленова обрело новые грани. Он работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой силы звучания цвета. Глубоко индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, его способность наполнить их эмоциональной силой позволяли мастеру достичь в ряде этюдов почти символического звучания.

Такова «Олива в Гефсиманском саду» 1882, ГТГ - причудливо разросшееся дерево, как бы воплощающее древнюю историю своей земли; таковы «Парфенон. Храм Афины-Парфенос» 1881-1882 и «Эрехтейон. Портик кариатид» 1882, оба - ГТГ , в которых ощущаются и специфически поленовское любование, и восхищение гармоничным и величественным миром античности. Олива в Гефсиманском саду. Этюды прямо с выставки приобрел П. Здесь он писал этюды римских евреев и прорабатывал эскизы. В 1885 году в усадьбе под Подольском, где Василий Дмитриевич проводил лето, был закончен угольный рисунок на холсте в размере будущей картины Музей-заповедник В. В тщательной отделке рисунка видно стремление мастера заострить драматизм сцены, что, собственно, могла дать именно графика с ее лаконизмом и точностью в отображении идеи произведения.

Сама картина писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садовой-Спасской. Таким образом, между первыми этюдами 1872 и окончанием полотна прошло пятнадцать лет. Христос и грешница. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался в несении людям идеи добра и всепрощения. Согласно Евангелию люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали. Стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи. Возникшая при этом необходимость уравновесить по колориту и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен коричнево-красных, бирюзово-зеленых, золотисто-белых, в мерном чередовании которых исчезает глубина линейного построения привела его к стилистическим решениям, близким живописи модерна, - своеобразной плоскостности, «ковровости».

Именно благодаря этим новым стилистическим приемам Поленовым была выражена основная идея картины — торжество истины, красоты и гармонии над яростно-злобной неуправляемой силой. Картина вызвала много споров и диаметрально противоположных мнений. Наиболее чуткой в понимании ее замысла и восприимчивой к ее живописным достоинствам оказалась молодежь. Минченков, - необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала... То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве - ее красота - охватило меня и держало долгое время в очаровании»[42]. На Тивериадском Генисаретском озере. Во всем пустынном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всем отсутствии сюжета значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения.

Тот же метод в воссоздании образа Христа можно отметить и в полотне «Мечты На горе » вторая половина 1890-х - 1900-е, ГРМ. И в одной, и в другой картине красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. В картине «Среди учителей» 1896, ГТГ действие происходит в храме. Здесь царит атмосфера глубокой сосредоточенности: в полумраке величественного храма, в красоте его архитектурных форм, в точности поз беседующих, размышляющих и слушающих людей, в образе отрока Иисуса, захваченного «рассуждениями об идеальных принципах жизни». Пейзаж «входит» в пространство храма струями солнечного света, разрушающими полумрак интерьера, обогащая его цветовыми рефлексами. Среди учителей. И какие бы замыслы ни обуревали художника, какие бы идеи ни увлекали его воображение, пейзаж как цельная картина мира всегда выступал на первое место. Так произошло и с задуманным Поленовым циклом картин «Из жизни Христа».

Приступая к работе над ним, художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной - непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем... В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[43]. В картине «На Генисаретском озере» он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущем полотне. Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением, то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. В конце 1890-х годов он решает приступить к созданию цикла картин «Из жизни Христа». Уже созданные им произведения на евангельские темы войдут в серию в уменьшенном варианте. Непосредственная работа над картинами начала сь в 1899 году, когда художник совершил вторую поездку на Восток. Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды.

Показанные в Москве на XXXI Передвижной выставке 1903 года, они произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов. Теперь их роль в картинах цикла была более очевидна. Иногда художник как бы сознательно стирает грани между этюдом и картиной. Евангельские события в картинах «Мечты На горе », «Мария пошла в нагорную страну» 1900-е, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля , «Он учил» 1890-1900, ГТГ , «Утром вставши рано» частное собрание , «Крестились от него» ГТГ , «Самарянка» частное собрание , «Решил идти в Иерусалим» Самарский областной художественный музей , «Возвратился в Галилею в силе духа», «Иаков и Иоанн» все 1890-1900, ГРМ и других происходят среди пейзажей, наполненных светом ясной лазури неба, залитых ярким солнцем, с дальней синевой гор и голубизной рек, на фоне яркой зелени деревьев, освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего или утреннего восходящего солнца. Иногда в пейзаже появляется идеально прекрасная и величественная архитектура - «Марфа приняла его в дом свой» 1890-1900, ГРМ , «Пределы Тирские» 1911, Музей-заповедник В. В цикле «Из жизни Христа» Поленов создал образ «патриархального золотого века» Галилеи, где люди, погруженные в прекрасный мир природы, достигают высоты и равновесия духа - они мудры и не суетны. Атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармонии природы - главная тема почти всех картин цикла.

В 1908 году работа над картинами евангельской серии, которую Поленов считал «главным трудом своей жизни»[45], была закончена, и 58 картин цикла были показаны в феврале-марте 1909 года в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах.

Бёхово» написан как раз в этом жанре. Автор передал в нем масштаб природы, создал собирательный образ России с ее просторами и сменой сезонов. За свою жизнь Поленов написал много видов реки и окрестностей.

Ведь мы с Вами открыли ее красоту и выбрали место для жительства.

10 знаменитых картин Василия Поленова

Ранний снег. Просматривайте этот и другие пины на доске Поленов пользователя Nadezhda Zyper. Василий Дмитриевич Поленов (Vasiliy Dmitrievich Polenov). Картина "Ранний снег" Василия Поленова имеет глубокий смысл и выражает идею о величии русской природы и поэзии сезона зимы. Описание картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег». Картину «Ранний снег. Бёхово» Василий Поленов создал после 1891 года. Картина Василия Поленова "Ранний снег", которую художник специально написал в 1891 г. для московского собирателя Алексея Петровича Лангового, была авторским повторением такой же более ранней работы.

Описание картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег»

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге. А снег сегодня выпал и растаял. Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной, культурной, дворянской семье. Подпишитесь на новости и акции и будьте в курсе всего! Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с правилами обработки персональных данных. Воскресный день» Музей» Каталог музея» Русская живопись» Поленов Василий Дмитриевич». Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет.

«Ранний снег»

Художник мастерски уловил это ощущение внезапного шока, который испытало все живое из-за неожиданно и очень рано выпавшего снега. Возможно, на следующий день потеплеет и снег быстро растает, но сейчас природа словно задумалась над тем, как же ей поступить дальше. У картины интересная история. Художником было создано целых 8 ее авторских копий, которые сейчас находятся в различных музеях, а одна даже попала во Францию, в театр Комеди Франсез.

Первый план пейзажа изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою красивую осеннюю листву, но уже оказались под покровом снежных заносов. Художник очень тщательно прорисовал мелкие детали: листья деревьев, стебли травы и стволы кустарников, мягкий неровный снежный покров. Вдали видна речка, которая пока еще только подернулась легкой дымкой льда и снега. Но не замерзла.

Верхняя часть картины изображает низкое нависшее хмурое осенне-зимнее небо, покрытое серыми облаками. Линия горизонта показана полосой синего цвета.

Вот что об этом рассказывают эксперты Третьяковки: Поленова поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и замедлившим течение реки. Он тщательно прорабатывает композицию картины с глубоко и широко раскинувшимися холодными синеющими далями, как бы смыкающимися на горизонте с серо-голубым затянутым тучами небом и уходящими за рамки картины бескрайними просторами степи. При этом он резко очерчивает границы покрытой снегом степи у небольшой рощицы, тянущейся по диагонали вдоль берега реки. Снежные просторы словно наступают на эту рощицу, маленький островок тепла, сохраняющую звучность своего оливково-желтого убора.

Резкое противопоставление больших плоскостей теплых и холодных тонов смягчено нежной желтизной пушистых веточек кустов первого плана, застывших на фоне ослепительной белизны только что выпавшего снега. Пейзаж написан широкими мазками, но при этом тщательно проработаны детали.

Он показал всю несуразность и в тоже время красоту получившейся картины природы. Первый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою красивую осеннюю листву, но уже оказались под покровом снежных заносов. Художник очень тщательно прорисовал мелкие детали: листья деревьев, стебли травы и стволы кустарников, мягкий неровный снежный покров. Вдали видна речка, которая пока еще только подернулась легкой дымкой льда и снега. Но не замерзла. Верхняя часть картины изображает низкое нависшее хмурое осенне-зимнее небо, покрытое серыми облаками.

Линия горизонта показана полосой синего цвета. Деревья на картине все еще в осеннем уборе, листья еще не упали, ведь это ранняя осень, зима просто поспешила прийти в эти края. Пейзаж поражает простором и безлюдностью, картина кажется наполненной свежим морозным воздухом.

Ранний снег. Бёхово

Воскресный день» Музей» Каталог музея» Русская живопись» Поленов Василий Дмитриевич». Картина «Ранний снег» Василия Поленова — это произведение, которое вызывает восхищение своей красотой и гармонией. Василий Дмитриевич Поленов "Ранний снег", 1891 Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых в пейзаже. Первый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою. Картина Василия Поленова "Ранний снег", которую художник специально написал в 1891 г. для московского собирателя Алексея Петровича Лангового, была авторским повторением такой же более ранней работы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий