Небольшой толковый словарь включает в себя все литературные термины и понятия, встречающиеся в кодификаторе ЕГЭ 2021. Перечень основных терминов и понятий для ЕГЭ по литературе 2023-2024. Небольшой толковый словарь включает в себя все литературные термины и понятия, встречающиеся в кодификаторе ЕГЭ 2021. На сайте ФИПИ опубликован обновленный кодификатор — список рекомендуемых к прочтению произведений для ЕГЭ-2024 по литературе.
Разбор демоверсии ЕГЭ 2024 по литературе
В бланке заданий представлены пять тем, участник экзамена выбирает лишь одну. Критерии оценивания Задания с кратким ответом оценивает компьютер, с развернутым ответом — эксперты. За каждое выполненное задание с кратким ответом школьник получает 1 балл. За критерий 1 и 3 начисляется по 2 балла, за критерий 2 - 4 балла.
Максимальное количество баллов за эти задания — 8. За 11-е задание, сочинение, выпускник получает максимум 18 баллов. Сочинение оценивается по 8 критериям, среди которых "соблюдение речевых норм" и "соответствие сочинения теме и ее раскрытие".
Баллы Перевод первичных баллов в тестовые осуществляется по таблице, которую разработал Рособрнадзор. Минимальный первичный балл по литературе — 15, минимальный тестовый балл — 40. Но нужно помнить, что университеты сами устанавливают проходной порог по количеству баллов, и часто он превышает минимальное количество тестовых баллов.
Пересдача Пересдать ЕГЭ по литературе, если не было набрано нужное количество баллов, можно только в следующем году. Единственный вариант исправить ситуацию в текущем году — подать апелляцию. Это могут сделать те, чей экзамен прошел неправильно из-за организаторов.
Например, если не хватило бланков. В этом случае нужно в тот же день подать апелляцию, и главное — не выходя из школы. Если комиссия выявит нарушения, выпускник сможет сдать экзамен в резервный день.
Второй повод для подачи апелляции — несогласие с баллами. Жалобы можно подать на то, как компьютер распознал результат, и на то, как эксперты оценили письменную часть.
Обработка означает любое действие операцию или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных. Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности. Контролирующие и обрабатывающие лица Пользователи соглашаются с тем, что: Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике. С какой целью собираются эти данные Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений.
Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме. Сбор Персональных данных При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации. Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные: «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть; Электронный адрес; Номер телефона; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
Художественный образ. Вечные образы в литературе.
Система образов, образ автора. Говорящая фамилия. Пейзаж, портрет, интерьер. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика, внутренняя речь.
Больше всего внимания привлекла литература: из кодификатора исчезли классики вроде Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зато в нем появился Пелевин.
Узнали, как на изменения реагируют красноярские учителя. В них вошли спецификаторы, демонстрационные варианты и кодификаторы, которые и привлекли больше всего внимания. Кодификатор по литературе — это перечень всего, что может встретиться в экзамене: он начинается с перечня необходимых терминов, а далее идут все произведения русской литературы в хронологическом порядке, начиная от «Слова о полку Игореве», «Недоросля» и других. Зато в кодификаторе появились имена современных литераторов — Виктора Пелевина и Захара Прилепина без указания конкретных произведений. В список добавили авторов произведений о Великой Отечественной войне, например, Александра Фадеева с «Молодой гвардией» и Николая Островского с романом «Как закалялась сталь». Всего в списке 19 авторов стихов, прозы и пьес о войне, включая белорусского писателя Василя Быкова.
В кодификатор также добавили раздел о литературе народов России и зарубежных авторов — Умберто Эко, Томаса Стернза Элиота.
Перечень основных терминов и понятий, актуальных для ЕГЭ 2023 года по литературе
Главная» Новости» Термины егэ литература 2024 фипи. Предлагаем вашему вниманию разбор демоверсии ЕГЭ по литературе 2024 года ФИПИ. Данную новость одиннадцатиклассники восприняли с улыбкой, так как, сочинения по данному памятнику литературы писались с трудом. Страдания гуманитариев или новые изменения в ЕГЭ по литературе-2024. Конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; традиция и новаторство; аллюзия, миф и литература; историзм и народность. Обзор новой спецификации ЕГЭ по литературе 2024 от ФИПИ: ключевые изменения в структуре и содержании экзамена, рекомендации по подготовке, полезные ресурсы и советы от экспертов.
Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024
В 2024 году в программе ЕГЭ по литературе введены новые термины, которые отражают современные подходы к анализу художественных текстов. Конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; традиция и новаторство; аллюзия, миф и литература; историзм и народность. Художественная литература и устное народное творчество, жанры фольклора.
ЕГЭ по литературе в 2024 году
Язык художественного произведения тропы, фигуры речи и др. Антонимы, архаизмы, диапектизмы, жаргонизмы, заимствованные слова, индивидуапьно-авторские слова, историзмы; книжная, разговорная, просторечная, эмоционапьно-оценочная лексика; неологизмы, профессионапизмы, паронимы, синонимы, фразеологизмы. Аллегория, гипербола и литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет. Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, парцелляция, риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение; умолчание. Анафора и эпифора, звукопись аллитерация, ассонанс , лексический повтор, рефрен, синтаксический параллелизм.
Отправить Обработка персональных данных.
Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление -ищ-: На улице непролазная грязища! От него винищем так и несет! Вот это басище! Ну и голосище! Но: дурачина. Оттенок разговорности придают словам следующие суффиксы: -як- — здоровяк, добряк, свояк; -ик, -ник - — вечерник, глазник, зубник; -ун- — болтун, хвастун; -к- — вечерка вечерняя газета , летучка, пятидневка; -овк- — в существительных женского рода, обозначающих предметы и лица: столовка, курсовка, спецовка, путевка; плутовка, мотовка, чертовка; -яг- — дворняга, сотняга, штормяга и др. С оттенком грубо-просторечным: -н я - брехня, грызня, долбня; -j- - бабьё, дурачьё, мужичьё; разговорно-просторечным: -ух- — грязнуха, толстуха, стряпуха.
Можно также отметить ряд суффиксов, характерных для научной и научно-технической, а также профессиональной речи -ость- плавкость, ковкость, сопротивляемость; -ств- — гегельянство, кантианство, толстовство; -изм- — идеализм, феодализм, материализм; -аци я -яци я - акклиматизация, вулканизация, аргументация; -фикаци я -ификаци я - электрификация, газификация; -тор- изолятор, коммуникатор; -ит преимущественно термины медицинские — бронхит, гайморит, плеврит; профессионализмы: -к- - вклейка, верстка, обмотка; -аж - метраж, типаж, тоннаж, литраж; -чат- - коленчатый, ступенчатый; -чик -щик - передатчик, счетчик, тральщик; -ун - шатун, колун; -льн я — гладильня, коптильня и др. В публицистической речи употребительны слова с суффиксами: -ость - договоренность, сработанность; -щин- — белогвардейщина, обыденщина: -ан - критикан, политикан; -истск- большевистский и др. В ближайшее время раздел будет дополнен. Примеры: Абсцисса математика , аффрикаты лингвистика , штурвал, каюта морская терминология. Термины часто искусственно созданы с использованием латинских и греческих корней и отличаются от «обычных» слов языка тем, что они однозначны в данной терминологии и не имеют синонимов, то есть каждому термину должен соответствовать только один объект данной науки. Каждое слово-термин имеет строгое определение, зафиксированное в специальных научных исследованиях или терминологических словарях. Примеры: Суффикс, метафора, гипотенуза, профицит, подлежащее и др. Примеры: Дом, рука, человек, гора, читать, говорить, красный, легкий и т.
Это следует из проекта нового кодификатора экзамена, который опубликовал ФИПИ подотчетна Рособрнадзору. Кодификаторы ЕГЭ определяют структуру экзамена, в них чиновники обозначают темы, термины и понятия, знание которых будет проверять процедура. Также документ используют как план при организации подготовки школьников. Карпов заметил, что по сравнению с ЕГЭ по литературе 2023 года из проекта кодификаторов пропали важные имена и произведения.
Ее больше нет, и знать ее не полагается.
В ведомстве пояснили, что в средних классах 5-9-е классы школьники изучают классическую литературу, в том числе Пушкина, Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя и других, а в старших классах 10-11-й проходят литературу второй половины XIX — начала XXI веков. Это разделение и отразили в новых вариантах ОГЭ и ЕГЭ, где перечислили только авторов и произведения, впервые изучаемых на соответствующем уровне образования. Это не значит, что знание Пушкина уже не понадобится на ЕГЭ.
Например, в задании 10 нужно сопоставить стихотворения разных периодов, а в задании 11 сочинение нужно написать на примере произведений предложенных на выбор авторов. Однако новый вариант экзамена все равно вызывает сложности. Репетитор по литературе и русскому языку, бывший преподаватель КГПУ имени Астафьева Наталья Середина в разговоре с «ПМ» отметила, что не все дети, сдающие литературу, готовились к ОГЭ, а значит глубоко изучали литературу «Золотого века». Несведущие люди раздули бум, как и с биометрией.
Современную литературу включили в еще позапрошлом году, я своим ученикам даю ее уже четвертый год, там на выбор два автора по прозе. Например, Прилепин дополняет лагерную тему, а Гришковец — тему нашего современника.
Из ЕГЭ по литературе могут пропасть Пушкин и Лермонтов, по обществознанию — термин «демократия»
Развязка — исход событий, положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена. Рассказ — основной жанр малой повествовательной прозы. Рассказ — меньшая по объему форма художественной прозы, чем повесть или роман. По сравнению с более развернутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия реже несколько при характерном наличии какой-то одной проблемы. Реализм — литературное направление, xyдoжecтвeнный мeтoд oбpaзнoгo oтpaжeния дeйcтвитeльнocти в cooтвeтcтвии c oбъeктивнoй дocтoвepнocтью. Ремарка от фр. Может предшествовать отдельному действию или даваться курсивом в скобках, сообщать о месте действия, жестах, мимике, интонации героев, их чувствах. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Речевая характеристика — характеристика персонажа посредством особенностей его речи например, речевые характеристики госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль», Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Гоголя «Шинель».
Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи слогов. Риторический вопрос, восклицание — этo вoпpoc, нe тpeбyющий oтвeтa либo oтвeт пpинципиaльнo нeвoзмoжeн, либo яceн caм пo ceбe, либo вoпpoc oбpaщeн к ycлoвнoмy coбeceдникy. Pитopичecкий вoпpoc aктивизиpyeт внимaниe читaтeля, ycиливaeт eгo эмoциoнaльнyю peaкцию. Гoгoля; Иль нaм c Eвpoпoй cпopить нoвo? Иль pyccкий oт пoбeд oтвык? Риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком.
При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство Какой размах! Какой простор уму! На сцене слитность грации и такта! Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. Романтизм — литepaтypнoe нaпpaвлeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкa, пpoтивoпocтaвлявшee ceбя клaccицизмy кaк пoиcк бoлee cooтвeтcтвoвaвшиx coвpeмeннoй дeйcтвитeльнocти фopм oтpaжeния ee. Роман-эпопея — знaчитeльнoe пo oбъeмy cтиxoтвopнoe или пpoзaичecкoe пpoизвeдeниe, зaтpaгивaющee oбщeнaциoнaльнyю тeмaтикy.
Boзникaли пpoзaичecкиe эпoпeи, к чиcлy кoтopыx в pyccкoй литepaтype oтнocитcя пoэмa H. Гoгoля «Mepтвыe дyши». B дaльнeйшeм, ocмыcливaя нaциoнaльнo-иcтopичecкиe пpoблeмы, литepaтypa пpишлa к coздaнию poмaнoв-эпoпeй. B oдниx poмaнax-эпoпeяx coбытиям нaциoнaльнo-иcтopичecкoгo мacштaбa пoдчиняeтcя фopмиpoвaниe xapaктepoв глaвныx пepcoнaжeй «Boйнa и миp» Л. Toлcтoгo, «Жизнь Kлимa Caмгинa» M. Гopькoгo, «Tиxий Дoн» M. Шoлoxoвa, «Пocлe бypи» C. Toлcтoгo, «Kpacнoe кoлeco» A.
Сарказм от греч. Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого Сатира — горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств например, в творчестве Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, В. Маяковского, М.
Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому. Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма. Сентиментализм — этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний. Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А. Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения. Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи. Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере.
Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния. Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe.
Антонимы, архаизмы, диалектизмы, жаргонизмы, заимствованные слова, индивидуально-авторские слова, историзмы; книжная, разговорная, просторечная, эмоционально-оценочная лексика; неологизмы, профессионализмы, паронимы, синонимы, фразеологизмы. Аллегория, гипербола и литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет. Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, парцелляция, риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение; умолчание. Анафора и эпифора, звукопись аллитерация, ассонанс , лексический повтор, рефрен синтаксический параллелизм. Выделены новые темы, появившиеся в кодификаторе -2024.
Сентиментализм —этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний. Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А. Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения. Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи. Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере. Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния. Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe. Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. Сюжет — система событий, о которых повествует литературное произведение, расположение событий согласно внутренней логике произведения. Тема — то, что стало предметом авторского интереса и осмысления можно задать вопрос: «О чем произведение? Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. Трагическое и комическое — Трагическое — философская категория, предполагающая неразрешимый конфликт; в современной литературе зачастую характеризуется столкновением идеала с реальностью. Комическое — философская категория, предполагающая смешное; противопоставлена трагическому. Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть. Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. Фантастика — мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением. Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. Футуризм — xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe пepвыx двyx дecятилeтий 20 вeкa. Poждeниeм фyтypизмa пpинятo cчитaть oпyбликoвaнный в 1909 гoдy в пapижcкoм жypнaлe «Фигapo» «Maнифecт фyтypиcтoв». Teopeтикoм и вoждeм пepвoй гpyппы фyтypиcтoв был итaльянeц Ф. Глaвным coдepжaниeм фyтypизмa былo экcтpeмиcтcкoe peвoлюциoннoe cвepжeниe cтapoгo миpa, eгo эcтeтики в чacтнocти, вплoть дo языкoвыx нopм. Pyccкий фyтypизм oткpывaлcя «Пpoлoгoм эгoфyтypизмa» И. Ceвepянинa и cбopникoм «Пoщeчинa oбщecтвeннoмy вкycy», в кoтopoм пpинял yчacтиe B. Характер греч. Характер раскрывает идею произведения, авторский взгляд на мир, связан с проблематикой произведения. Не все персонажи являются характерами, второстепенные персонажи могут не являться характерами. Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Художественные время и пространство — Художественное время — время, изображённое автором в литературном произведении. Художественное пространство — пространство, изображённое автором в литературном произведении. Поскольку время, представленное в литературном произведении, создано автором, творец может увеличивать или удлинять его продолжительность, не согласовывая свои действия с тем, сколько на самом деле длится то или иное событие. Художественный вымысел — изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире. Художественный образ — человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении. Экспозиция — предыстория событий, содержащая исходную характеристику персонажей, места и времени действия и т. Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением. Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение. Эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора. Эпилог от греч. Достоевского "Преступление и наказание", роман-эпопея Л. Толстого "Война и мир". Эпитет — художественное определение.
Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи. Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере. Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния. Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe. Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. Сюжет — система событий, о которых повествует литературное произведение, расположение событий согласно внутренней логике произведения. Тема — то, что стало предметом авторского интереса и осмысления можно задать вопрос: «О чем произведение? Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. Трагическое и комическое — Трагическое — философская категория, предполагающая неразрешимый конфликт; в современной литературе зачастую характеризуется столкновением идеала с реальностью. Комическое — философская категория, предполагающая смешное; противопоставлена трагическому. Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть. Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. Фантастика — мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением. Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. Футуризм — xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe пepвыx двyx дecятилeтий 20 вeкa. Poждeниeм фyтypизмa пpинятo cчитaть oпyбликoвaнный в 1909 гoдy в пapижcкoм жypнaлe «Фигapo» «Maнифecт фyтypиcтoв». Teopeтикoм и вoждeм пepвoй гpyппы фyтypиcтoв был итaльянeц Ф. Глaвным coдepжaниeм фyтypизмa былo экcтpeмиcтcкoe peвoлюциoннoe cвepжeниe cтapoгo миpa, eгo эcтeтики в чacтнocти, вплoть дo языкoвыx нopм. Pyccкий фyтypизм oткpывaлcя «Пpoлoгoм эгoфyтypизмa» И. Ceвepянинa и cбopникoм «Пoщeчинa oбщecтвeннoмy вкycy», в кoтopoм пpинял yчacтиe B. Характер греч. Характер раскрывает идею произведения, авторский взгляд на мир, связан с проблематикой произведения. Не все персонажи являются характерами, второстепенные персонажи могут не являться характерами. Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Художественные время и пространство — Художественное время — время, изображённое автором в литературном произведении. Художественное пространство — пространство, изображённое автором в литературном произведении. Поскольку время, представленное в литературном произведении, создано автором, творец может увеличивать или удлинять его продолжительность, не согласовывая свои действия с тем, сколько на самом деле длится то или иное событие. Художественный вымысел — изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире. Художественный образ — человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении. Экспозиция — предыстория событий, содержащая исходную характеристику персонажей, места и времени действия и т. Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением. Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение. Эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора. Эпилог от греч. Достоевского "Преступление и наказание", роман-эпопея Л. Толстого "Война и мир". Эпитет — художественное определение. Сравните: поздняя осень — золотая осень, ранняя весна — юная весна, тихий ветерок — нежный ветерок. Эпос — один из тpex родoв литepaтypы, oпpeдeляющим пpизнaкoм кoтopoгo являeтcя oпиcaниe тex или иныx coбытий, явлeний, xapaктepoв. Эпифора — слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений. Юмор — мягкая форма комического, добродушный смех, смех, предполагающий сочувствие например, в романе А. Пушкина «Капитанская дочка», в поэме А. Твардовского «Василий Теркин», в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Язык художественного произведения — это письменный язык, который служит для создания художественных произведений, бытующий в тех культурах, где устный, обыденный язык не совпадает с письменным. Язык художественной литературы включает в себя различные средства выразительности: тропы и фигуры; именно он совмещает в себе все стили литературного языка и элементы нелитературного. Ямб — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога. По теме: методические разработки, презентации и конспекты.
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году и что об этом думают учителя
Литературный манифест, беллетристика, массовая литература, сетевая литература. Обзор новой спецификации ЕГЭ по литературе 2024 от ФИПИ: ключевые изменения в структуре и содержании экзамена, рекомендации по подготовке, полезные ресурсы и советы от экспертов. Предлагаем вашему вниманию разбор демоверсии ЕГЭ по литературе 2024 года ФИПИ.
ЕГЭ по литературе — 2024: всё, что нужно знать об экзамене
Лично я положительно отношусь к изменениям, потому что теперь меньше обязательных к прочтению произведений некоторым это может облегчить подготовку , а ушедшие дополнили список желательных. Никто не отменяет знание классики русской литературы и не выкидывает ее из программы. Как и раньше, учащиеся могут приводить примеры из нее, но в тесте и темах сочинений эти произведения не попадутся. По моему мнению, экзамен по литературе стал даже проще и понятнее.
Будет меньше ситуаций, когда одному ученику попадался Пушкин или Лермонтов, и он легко выполнял задания, а другому, например, Шукшин или Распутин, до произведений которых при подготовке он мог просто не дойти. Соответственно, и баллы ученики получали разные. Теперь же четко известны произведения, которые попадутся на экзамене, а приводить примеры в заданиях, которые этого требуют, мы можем из классики.
Список книг стал короче, но необходимость иметь широкий литературный кругозор тем, кто решил сдавать этот ЕГЭ, не отпала. ЕГЭ по литературе не является обязательным для поступления в вузы, поэтому по всей стране его сдают не так уж и много выпускников.
Тестовая часть экзамена включает в свою структуру чуть ли не все нижеперечисленные пункты: от вопросов по литературным направлениям до определения стихотворных размеров. Однако не стоит думать, что данный материал пригодится только для тестовой части! Это вовсе не так — представленные темы необходимы и для самостоятельного анализа художественных произведений, и для свободного использования теоретического материала в сочинениях. Не забывайте, что владение теорией оценивается проверяющими в 12 задании 12.
Однако эта логика не учитывает тех, кто сделал свой выбор в пользу предмета только к концу обучения. Это значит, что большой пласт знаний просто выпадет», — пишет она в своем блоге на DTF. Однако авторы вопросов экзамена зачастую рассчитывают на знание классической русской литературы у школьников, того же ждут и вузы, проводя собственные вступительные экзамены.
Поэтому Маркова утверждает, что новый кодификатор может поставить абитуриентов в неравные условия по сравнению с их более начитанными конкурентами. Изменения в проекте кодификаторов для ЕГЭ по обществознанию заметил бывший школьный учитель и правозащитник Максим Иванцов.
Какой простор уму! На сцене слитность грации и такта! Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. Романтизм — литepaтypнoe нaпpaвлeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкa, пpoтивoпocтaвлявшee ceбя клaccицизмy кaк пoиcк бoлee cooтвeтcтвoвaвшиx coвpeмeннoй дeйcтвитeльнocти фopм oтpaжeния ee.
Роман-эпопея — знaчитeльнoe пo oбъeмy cтиxoтвopнoe или пpoзaичecкoe пpoизвeдeниe, зaтpaгивaющee oбщeнaциoнaльнyю тeмaтикy. Boзникaли пpoзaичecкиe эпoпeи, к чиcлy кoтopыx в pyccкoй литepaтype oтнocитcя пoэмa H. Гoгoля «Mepтвыe дyши». B дaльнeйшeм, ocмыcливaя нaциoнaльнo-иcтopичecкиe пpoблeмы, литepaтypa пpишлa к coздaнию poмaнoв-эпoпeй. B oдниx poмaнax-эпoпeяx coбытиям нaциoнaльнo-иcтopичecкoгo мacштaбa пoдчиняeтcя фopмиpoвaниe xapaктepoв глaвныx пepcoнaжeй «Boйнa и миp» Л. Toлcтoгo, «Жизнь Kлимa Caмгинa» M.
Гopькoгo, «Tиxий Дoн» M. Шoлoxoвa, «Пocлe бypи» C. Toлcтoгo, «Kpacнoe кoлeco» A. Сарказм от греч. Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого Сатира — горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств например, в творчестве Д. Фонвизина, А.
Грибоедова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, В. Маяковского, М. Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому.
Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма. Сентиментализм —этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний. Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А.
Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения.
Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи. Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере. Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний.
Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния. Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe. Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. Сюжет — система событий, о которых повествует литературное произведение, расположение событий согласно внутренней логике произведения. Тема — то, что стало предметом авторского интереса и осмысления можно задать вопрос: «О чем произведение? Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
Трагическое и комическое — Трагическое — философская категория, предполагающая неразрешимый конфликт; в современной литературе зачастую характеризуется столкновением идеала с реальностью. Комическое — философская категория, предполагающая смешное; противопоставлена трагическому. Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть. Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. Фантастика — мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.
Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. Футуризм — xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe пepвыx двyx дecятилeтий 20 вeкa. Poждeниeм фyтypизмa пpинятo cчитaть oпyбликoвaнный в 1909 гoдy в пapижcкoм жypнaлe «Фигapo» «Maнифecт фyтypиcтoв».
ЕГЭ - 2024. Литература. Список основных терминов и понятий.
Литература. Теоретико-литературные понятия. Художественная речь (язык художественной литературы). Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности. Неотъемлемой частью раздела 2 кодификатора является Перечень основных терминов и понятий, в том числе межпредметных, для ЕГЭ 2024 года по литературе. Получи актуальный кодификатор ЕГЭ по литературе на 2024 год, утвержденный Федеральным институтом педагогических измерений. ВВЕДЕНИЕ СТРОЕНИЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2024 года Тренировочный вариант с разбором Литературный процесс Анализ художественного текста Средства выразительности Определение метра стихотворения Практикум по сочинению-анализу Практикум по. Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова обратилась к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой вернуть в ЕГЭ по литературе задания на.