личность настолько же известная, насколько и непубличная. «Сообщаем вам, что контракт раввина Пинхаса Гольдшмидта завершен и он больше не занимает должность главного раввина Москвы, – такое объявление появилось на официальных информационных ресурсах МЕРО 6 июля.
СПРАВКА «КП»
- «Шана това у-метука!» Главный раввин России Берл Лазар — о наступающем еврейском Новом годе
- «Раввин – тот, кто служит людям и Вс-вышнему». Интервью с раввином Юрмалы Шимоном Кутновски-Ляк
- О раввинах. Кто был первым раввином? Главная его функция.
- Вестминстерский словарь теологических терминов
Vaikra.com
В интервью британской The Guardian бывший главраввин Москвы заявил, что евреи должны покинуть Россию, прежде чем их "сделают козлами отпущения за тяготы, вызванные конфликтом на Украине". Мы видели это в царские времена и в конце сталинского режима. Мы наблюдаем рост антисемитизма, в то время как Россия возвращается к новому типу Советского Союза, и шаг за шагом железный занавес снова опускается. Вот почему я считаю, что лучший вариант для российских евреев — уехать, пока они ещё могут", - сказал Пинхас Гольдшмидт, остающийся руководителем Совета раввинов Европы, членом Президиума Российского еврейского конгресса и председателем раввинского суда СНГ и Балтии, который находится в ведении главного раввината Израиля.
Это "часть российского общества, называемая креаклами, творческий класс деловых и культурных лидеров, интеллектуалов и художников. Я думаю, что можно с уверенностью сказать, что значительная часть этих людей покинула Россию". И обязательная изюминка напоследок.
Теги события:.
Раввинат везде подчинен правительственному надзору и урегулирован особенными узаконениями. Во Франции и Бельгии существует консисториальная организация. В Англии Р. В некоторых германских государствах Вюртемберг, Баден, Мекленбург-Шверин делами раввината ведают "церковные советы" Kirchenrath, Oberrath.
В России закон 3 мая 1855 г. Хотя раввинские училища давно закрыты, тем не менее и в настоящее время от Р. Лица, удовлетворяющие требуемому законом образовательному цензу и выбираемые на должность официальных, или "казенных", Р. На них, кроме исполнения треб и обрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг. О словаре Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — универсальный русскоязычный энциклопедический словарь, изданный в период 1890-1907 годов.
Словарные статьи охватывают широкий круг вопросов, от истории России и ее науки, которым отведено два полутома словаря, до юриспруденции. Манера изложения словаря лишена привычной стилизации и некоторые статьи изложены художественным языком.
Обряд посвящения в раввины — смиха ивр. Исторически известны и другие формы посвящения в раввины.
В современном Израиле раввин также — государственный чиновник, служащий раввината города и страны, ответственный за предоставление культовых услуг населению. В некоторых других странах Франция, Великобритания, Россия, Украина и т.
Контакты Москва, Б. Спасоглинищевский пер.
Раввин Григорий Абрамович об особенностях ужина в Песах
Во многих течениях современного иудаизма нет института священства в православном или католическом понимании — как человек, облечённый правом совершать таинства. Понятие священства или жречества есть только в связи с Иерусалимским храмом, где возможны жертвоприношения, хотя некоторые течения иудаизма сохраняют неактивных жрецов см. Уважительное обращение к раввину, принятое среди ашкеназских евреев. В хасидизме — титул духовного главы хасидского течения, «двора» или «династии». Помимо обращения, существительное ребе традиционно используется в третьем лице с названием династии или географическим расположением двора, почтительным обращением реб и уменьшительно-ласкательной формой собственного имени, например: Любавичский ребе реб Менахем-Мэндл, реб Йосеф-Ицхок , Сквирский ребе реб Дувидл, реб Янкэлэ, реб Дудалэ , Леовский ребе реб Бериню , Скулянский ребе реб Зисе, реб Аврэймэлэ , Рыбницкий ребе реб Хаим-Занвл. Такое традиционное обращение представляет собой кальку с идиша ср.
Иногда раввин выступал в качестве представителя еврейской общины перед властями, что включало такие обязанности, как сбор налогов. Крупные общины брали на службу нескольких раввинов, а в некоторых странах среди которых Великобритания и Израиль существует институт главного раввина города, региона или страны. В наши дни основной акцент делается на социальные и образовательные функции раввина. Главная роль отводится проповеди, работе с прихожанами и участию в делах общины. Новым полем деятельности для раввинов стало отправление культа в военных и гражданских учреждениях. Термин "Р. Институт Р. Звание Р. Традиционно Р. Только таким дипломированным Р. Так в России появился ин-т казенных Р.
У него внешне для советского общества было обычное детство — сначала детский сад, затем средняя школа. Он родился в 1964 году в городе герое Москве. Семья его отца принадлежала к хасидам и Мойше с раннего… Александр Моисеевич Борода Еврейский религиозно-культурный центр Жуковка Раввин Александр Моисеевич Борода родился в 1968 году в Москве, изучал маркшейдерское дело в Московском техникуме транспортного строительства. Сейчас община располагается в Калошином переулке. Раввин Яаков Кляйн является представителем главного раввината России по работе с иностранными гражданами. Его община рассчитана на обслуживание потребностей евреев-экспатриантов, а также община… Йоханан Косенко Еврейская община города Мытищи Раввин Йоханан Косенко назначен раввином еврейской общины в г. Мытищи в 2010 г. С его подачи в городе впервые начали проводить занятия по изучению Торы, еврейских традиций. Уроки ведёт он сам, иногда приглашая лекторов. По воскресеньям при синагоге проходят уроки… Александр Лысковой Община «Ле-Дор Ва-Дор» Раввин Александр Лысковой является главным раввином объединения общин современного прогрессивного иудаизма в России и главным раввином Московского центра современного прогрессивного иудаизма общины «Ле-Дор Ва-Дор».
Join Кто же такой раввин? Раввин — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования, даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда. Обряд посвящения в раввины — смиха ивр.
Как преодолеть сложности
- Происхождение слова «раввин»
- О раввинах. Кто был первым раввином? Главная его функция.
- Навигация по записям
- Раввин - это человек, умеющий толковать еврейский закон
- Просто Новости
Интервью с главным раввином России
Должность раввина, именуется как раввин, города, района или общины (или синагоги). Однако раввин в своем посте отмечает, что — это совсем не так. Мои тети работали на радио — на Запад передавали хорошие новости о Советском Союзе.
Что такое раввин? »Его определение и значение
Современные религиозные евреи пытаются заменить в русском языке слово «раввин» ивритским «рав», возможно, из-за отрицательных ассоциаций с казёнными раввинами государственные уполномоченные по еврейским делам в Российской империи, выпускники казённых раввинских училищ в Вильно и Одессе — идиш: рабинер , а возможно из общей тенденции гебраизировать еврейские религиозные понятия. Вопреки распространённому мнению, раввин во всех течениях иудаизма не является священником, а обозначает лишь учёный титул, хотя есть и другие значения. Во многих течениях современного иудаизма нет института священства в православном или католическом понимании — как человек, облечённый правом выполнять таинства. Понятие священства или жречества есть только в связи с Иерусалимским храмом, где возможны жертвоприношения, хотя некоторые течения иудаизма сохраняют неактивных жрецов.
Это отождествление закона с религией подразумевало то, что судьи должны были обладать не только юридическими знаниями и квалификацией, но также они должны были иметь духовную квалификацию, и назначение судей было не только гражданской церемонией, но и религиозной церемонией.
Эта идея является корнем смихи, и исходя из этого мы можем начать понимать полное её значение[ что? С момента рукоположения посредством смихи судья получал духовное одобрение носить свою высокую должность, и с того момента, когда исполнения его обязанностей становилось религиозным актом, мы можем лучше понимать интерпретацию талмудического «Когда еврейский суд находится на заседании, Божественное присутствие находится среди судей» Б. В современном Израиле раввин также — государственный чиновник [4] , служащий раввината города и страны, ответственный за предоставление культовых услуг населению. В Израиле его назначением занимается Главный раввинат Израиля.
В России и на Украине главный раввин имеется также у приверженцев реформистского иудаизма. Современные религиозные евреи вместо слова «раввин» употребляют ивритское «рав» [ источник не указан 2594 дня ], возможно, из-за отрицательных ассоциаций с казёнными раввинами , а возможно из общей тенденции гебраизировать еврейские религиозные понятия. В среде ашкеназских евреев раввина называют ребе , жену раввина — «ребецн» или «ребецин»; также имеется ивритское слово «рабанит», которое используется в Израиле. В современном иудаизме нет института священства в православном или католическом понимании, священник — это человек, облечённый правом совершать таинства.
Понятие священства или жречества в иудаизме возможно только в связи с Иерусалимским храмом , где осуществлялись жертвоприношения наследственными жрецами- коэнами. После разрушения Иерусалимского храма коэны утратили большинство своих функций, хотя в иудаизме сохраняется особое отношение к ним. В частности, за ними закреплены некоторые преференции в синагогальной службе и в обыденной жизни право быть первым вызванным к чтению свитка Торы или к молитве и др. Шулхан арух.
Такая структура иудейской религии отражает культурное, географическое и даже политическое разнообразие еврейских общин в мире. Хотя, конечно, Израиль, как единственное в мире еврейское государство, считает, что его раввины самые раввинистые. Но все равно, это мнение готовы оспорить очень многие ребе по всему миру. К примеру, большинству ультраортодоксальных раввинов Нью-Йорка а точнее, Бруклина на позицию израильских коллег начхать, и к их словам прислушиваются многие религиозные израильтяне.
Главная историческая цель института раввинов было изучение и передача знаний, изложенных в Торе. То есть, раввин, прежде всего, учитель закона. Отсюда выводились второстепенные функции: ребе судили; были преподавателями в духовных школах; издавали постановления по тем или иным вопросам на основании принципов, изложенных в писаниях; надзирали за исполнением тех или иных религиозных правил — например, требований кашрута; консультировали верующих по личным вопросам; присутствовали на тех или иных важных для общины событиях — свадьбах, праздновании совершеннолетия, похоронах; собирали пожертвования и следили за расходованием благотворительных средств; были посредниками при сватовстве; обучали неевреев, пожелавших обратиться в иудаизм. Но, в отличие от ислама и христианства, они не вели молебны, поскольку синагога — это дом собрания иудеев, а не храм — тот должен быть только в Иерусалиме.
Поэтому раввин, если он пришел на еврейскую литургию, большую часть времени просто спокойно сидит в стороне. Основную часть текста читает подготовленный чтец, поскольку действие происходит на древнем иврите, вокальные партии исполняет кантор на иврите — «хазан», по-украински — «спивак», по-русски — «певец» , а для произнесения некоторых элементов призываются сами верующие. Со временем сложилась определенная процедура обучения и рукоположения раввинов, действующая среди адептов тех или иных иудейских течений. По идее, конечно, каждый еврей может сказать, что именно он самый лучший и правильный раввин, но не каждый сможет выдержать конкуренции.
Поэтому раввином особенно у хасидов обычно становится сын или, на худой конец, племянник раввина. А как вы думали?
При этом таки заметьте, что раввин не является «священником», а живёт обычной жизнью религиозного еврея. Всё его отличие от не-раввинов состоит в более глубоких познаниях иудаизма. Чтобы стать раввином, нужно пройти специальную церемонию «рукоположения» в раввины и сдать строгий экзамен на знание Талмуда.
Раввин: понимание истинного смысла еврейских законов
Согласно этой концепции, раввин рассматривается как ученый и наставник, духовный лидер, получающий установленную плату или вознаграждение за выполнение определенных обязанностей; раввин получает ктав раббанут. Кто такой раввин в Израиле? В еврейской общине раввин рассматривается не только как духовный лидер, но и как советчик, образец для подражания и воспитатель. О его значении для верующих телеканал «МИР 24» поговорил с исполняющим обязанности главного раввина Москвы Давидом Юшуваевым. Равви́н — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования. В еврейской общине раввин рассматривается не только как духовный лидер, но и как советчик, образец для подражания и воспитатель.
Израильские раввины убеждены, что пришествие Машиаха состоится в ближайшее время
О его значении для верующих телеканал «МИР 24» поговорил с исполняющим обязанности главного раввина Москвы Давидом Юшуваевым. Главный раввин России Берл Лазар ответил на эти и другие вопросы во время Public Talk на экономическом форуме в Петербурге. Кто такой раввин.» на канале «Делай То, Что Вдохновляет Жизнь» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 14 сентября 2023 года в 17:26, длительностью 00:27:02, на видеохостинге RUTUBE. «Сообщаем вам, что контракт раввина Пинхаса Гольдшмидта завершен и он больше не занимает должность главного раввина Москвы, – такое объявление появилось на официальных информационных ресурсах МЕРО 6 июля. Главный раввин России Берл Лазар и президент ФЕОР раввин Александр Борода выразили соболезнования семьям погибших при теракте.
Наша организация
Но в связи с тем, что, как правило, эти люди не обладали нужными знаниями для соблюдения и проведения религиозных обрядов, параллельно с ними в общине имелся еще и духовный раввин, избираемый самой общиной. Его выбирали на три года и помимо обрядов богослужения возлагали обязанность вести метрические книги, а также принимать решения о заключении или расторжении браков. Раввины в наше время В современной России, как и еще в некоторых странах мира, в наши дни раввины общин подчиняются одному человеку, носящему титул «верховный или главный раввин». Это наименование должности лидера еврейских общин было узаконено в 1990 г. Основной акцент в деятельности раввина сейчас делается на образовательных и социальных функциях. Главная роль в них отводится работе с прихожанами, проповеди, а также участию в делах еврейской общины. В наше время раввин — это прежде всего духовный лидер, который не только обучает Торе и знает тонкости религиозных требований, но и может дать ответ на любой волнующий вопрос или разрешить трудную жизненную ситуацию. Раввином может стать любой достойный человек, прошедший обучение. Но вот удержать за собой это право довольно трудно. Ведь любой обращающийся к нему человек ждет от раввина совета, основанного не только на личном опыте, а и на мудрости, пронесенной через века.
Один из местных руководителей еврейства Мостовой Фёдор, который сначала принял сторону Московича денежного, пытался помочь Моше Московичу захватить синагогу. В этом ему помогали городские власти в лице председателя горисполкома Кушнарёва Е. Эти раздоры получили в городе широкий резонанс и выплеснулись в прессу. Зная об этом, Черемухин Н. План-разработка проверки информации будет представлен…» Примечательно, что лишь в декабре 1998 года ко мне неожиданно явились представители Генпрокуратуры Украины и предложили оформить по этому поводу свидетельские показания. Я немало удивился, но оформил… В июле 1995 года газета «Теленеделя» в рубрике «Криминал» помещает заметку о том, как на меня напали двое неизвестных, когда я возвращался поздно домой: «…только неожиданный поворот привёл к тому, что удар какой-то железякой пришёлся не в висок или по затылку, а прочертил след над правой бровью... Как и следовало ожидать, никто не взял на себя ответственность за произошедшее». В публикации в качестве одной из версий упоминалась теория вероятности и случайное нападение. Но заканчивалась заметка цитатой из фильма «Два бойца»: «В зоопарке был единственный слон, и того убило бомбой.
Какая тут теория вероятности, когда идёт война». В сентябре 1997 года на меня совершается нападение бывшим сотрудником милиции. Наконец-то обозначился «взявший на себя ответственность». Прошло больше года прежде, чем дело попало в суд. Из суда нападавший сбежал. Суд не предпринимает никаких попыток к его розыску. В декабре 1997 года в синагоге раздаётся звонок от начальника Службы безопасности Украины в Харьковской области генерала В. Голика, который предупреждает меня о грозящей опасности: в СБУ поступила информация о том, что на меня прочитана молитва «Пульса денура». Преступная фашистская секта Хабад разоблачена раввином Эдуардом Ходосом В августе 1998 года вспыхивает пожар в Харьковской хоральной синагоге. Здание полыхало всю ночь.
Масштабы разрушения — огромны. Средства массовой информации полны версий. Президент Украины срочно выступил с заявлением, в котором высказал обеспокоенность в связи с участившимися актами вандализма. Следственные органы энергично взялись за «дело о пожаре». И вдруг… всё замерло. По сей день. В начале 90-х в Москве в Марьиной Роще неожиданно полыхнула синагога, незадолго до этого прибранная к рукам Хабадом. Следствие так и не смогло или не захотело? Со временем все забыли об этом пожаре. Но я помнил, как за год до случившегося, всё в том же Бруклине, представители Хабада с гордостью демонстрировали грандиозный проект нового Любавичского центра, который должен был вырасти в Марьиной Роще… В работе одного из современных идеологов КПРФ Александра Шабанова «Духовная борьба», в которой проведено глубокое исследование природы и сущности фарисейства, сказано: «Снижение внутреннего духовного потенциала противостоящих сил велось крупномасштабно, с великолепно отработанной теорией и практикой.
Фундаментальный фарисейский принцип разрушения всех и всяческих противостоящих им верований и идеологий применялся ими повсеместно». А в статье отца Меня «Камень, который отвергли строители…» говорится: «Фарисеев переполняло клановое чванство, уверенность в том, что лишь им вручены ключи истины… Их психология оказалась на редкость живучей. Это она вдохновляла ярость гонителей и религиозные войны…, проявлялась в… слепоте фанатиков, …надевала шоры на человека, оправдывала преследования и убийства… Свободный дух и слово опаснее для них фарисеев , чем любое оружие». Шабанов в «Духовной борьбе». Сборник «Мир Библии» 1990 г. Его ненавидели современные законники и фарисеи и убили за то, что он говорил людям Истину. А Истина в том, что главное — не обряд, не закон, …а любовь к ближнему… Древние фарисеи ненавидели Христа за дух его свободы… Новые фарисеи… мстят за распятие, а на самом деле снова преследуют дух свободы». За все эти годы Хабад реализовал задуманные планы, касающиеся развития еврейских организаций. К 1997 году их в Украине оказалось превеликое множество, всё время видоизменяющихся, плавно перетекающих друг в друга. К примеру, вначале — «Врата Милосердия», через три месяца это уже «Всемирная Еврейская Сеть Помощи и Утешения», ещё через три месяца — «Всемирная Еврейская Организация Помощи и Содействия» причём, все — со своими эмблемами и знамёнами.
В 1997 году по образу и подобию российского был создан Всеукраинский Еврейский Конгресс ВЕК , о чём громогласно трубила хабадская пресса. Возглавил его бывший харьковчанин, а ныне гражданин Израиля Вадим Рабинович. Он же советник Президента Украины, он же глава Торгово-промышленной палаты «Украина — Израиль», он же владелец целого ряда украинских средств массовой информации… список можно продолжать. На десятках гектаров территории раскинулась Страна Великого Чёрного Нала, по слухам, ежедневно пополняющая карман своего владельца, как минимум, миллионом долларов. Гордый А. Фельдман и его покровители видимо считают, что это торжище способствует невероятному расцвету Украины и её интеллектуальному росту. В одном из телеинтервью он торжественно заявил, что обеспечил рабочими местами десятки тысяч людей. Инженеров, учителей, творческую интеллигенцию, которые сегодня вынуждены стоять на его базаре. Надо заметить, что аргумент по поводу работы — типично фарисейский. Ведь и владельцы публичных домов тоже создают рабочие места.
Украинские олигархи, типа Рабиновича и Фельдмана, так же как и их российские собратья во главе с Березовским, взращены на одной, хабадской, почве, то есть при абсолютной политической, финансовой и любой другой поддержке «чёрных шляп». Поэтому они и глухи к призывам Эдуарда Тополя «возлюбить Россию». Ведь всё выстроено по формуле Хабада, озвученной Борисом Березовским: «Караван идёт…» Преступная фашистская секта Хабад разоблачена раввином Эдуардом Ходосом В том далёком уже 1991 году, будучи в Нью-Йорке, я был по-настоящему поражён ритуалом благословения Любавичским Ребе своих приверженцев. Каждое воскресенье многотысячная толпа выстраивалась в Бруклине в ожидании обряда, который Ребе осуществлял с помощью… новенькой долларовой купюры. Так он в течение дня раздавал десятки тысяч долларов, на которых портрет президента США перекрывался его фотографией. В иудаизме, как и в любой другой религии, ничего подобного не существует. Как мне объяснили, этот ритуал Ребе ввёл с 1986 года такое странное совпадение с датой чернобыльской трагедии. Но мало кто задумывается, что вслед за этим должна наступить эра возмездия. Внимательно прочитайте Тору, книгу книг еврейского народа, которая в виде Ветхого Завета стала частью христианства. В главе Шамот 32:33 Бог впервые говорит об истреблении целого народа.
За что? Оказывается, пока Моисей пребывал на горе Синай и получал от Бога скрижали Завета, евреи, ожидавшие его, отлили себе божество — Золотого Тельца. Он, по их разумению, должен был шествовать перед ними. И Моше стал умолять Господа, и сказал: …оставь пыл гнева Твоего и откажись от погубления народа Твоего. И сошёл Моше с горы; и две скрижали откровения в руке его. Но тот сказал: это не громкий клик победы и не громкий крик поражения: клик ликования слышу я. И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали и разбил их под горой. И взял тельца, которого они сделали, и сжёг его в огне, и стёр в прах». Эта часть библейской легенды известна многим. Чего не скажешь о её финале.
А он был таков: «…И стал Моше в воротах стана, и сказал: кто за Господа, — ко мне! И собрались к нему все левиты. И он сказал им: так говорит Господь: возложите каждый меч свой на бедро свое, пройдите туда и обратно, от ворот до ворот, в стане, и убивайте каждый брата своего, и каждый ближнего своего, и каждый родственника своего. И сделали левиты по слову Моше: и пало из народа в тот день около трёх тысяч человек; ибо сказал Моше: посвятите сегодня руки ваши Господу». Вывод, по-моему, предельно ясен. Явись сегодня Моисей, несдобровать хабадникам, их ставленникам и остальной фарисейской нечисти. Ожидание его появления в наши дни обусловлено не только рубежом тысячелетий, но и объективной реальностью.
Так и изначально нейтральное, а в чем-то даже положительное слово «гой» приобрело в умах людей отрицательный смысл. Каждый народ в нем один из органов. Здоровому организму нужны все органы, только тогда организм будет здоров! От меня, Авигдора из гоя Израиля, всем наилучших пожеланий, и дай Бог мира между всеми гоями! Илья Ершов.
Он обрел некоторую современность и светскость. Хотя до сих пор кандидат на должность должен получить смиху, только теперь это не является обрядом, а напоминает бумажный диплом. Будущий раввин проходит курс обучения и сдает экзамены, которые подтверждают его знания Торы. После этого молодому человеку выдается смиха, разрешающая ему стать раввином. Вот только иметь возможность стать раввином и быть им - совсем разные вещи в еврейском обществе. Как только у общины возникает потребность в новом раввине, старейшины должны выдвинуть несколько кандидатур. Каждая тщательно рассматривается со всех сторон. Большое значение при выборе раввина имеет не его образование и смиха, а мудрость и духовная чистота. Ведь он должен уметь рассматривать любую ситуацию с позиции веры и справедливости. Вообще, еврейская община очень плохо представляет себя без духовного лидера, но выбирать его может несколько месяцев. Это связано с тем, что уволить раввина нельзя, он может сам покинуть свою должность, исходя из самостоятельного решения либо вняв словам более влиятельного раввина. Если среди ваших друзей есть евреи, то наверняка они тоже обращаются к раввинам, когда не могут принять сложное решение. И хочется заметить, что это далеко не самая плохая традиция израильтян. Ведь так приятно осознавать, что ответ тебе подсказывает человек, владеющий тысячелетней мудростью всего еврейского народа.
Бывший главный раввин Москвы посоветовал евреям покинуть Россию
Ученый, обладающий глубокими знаниями в Талмуде, еврейском законе, хасидской мысли, стал непримиримым противником новых ветров, принесенных большевиками. Его жена Хана, дочь николаевского раввина Меера-Шлоймо Яновского, была единомышленницей и верным другом своего мужа. Мальчика, первого ребенка в семье, назвали в честь прадедушки, рабби Менахема-Мендла, третьего Любавичского Ребе, широко известного в еврейских кругах своим галахическим трудом «Цемах цедек». Знаменитый родственник отца Любавичский Ребе рабби Рашаб снабдил родителей ребенка серией указаний. Например, мать совершала ритуальные омовения рук «нетилат ядаим» перед каждым кормлением младенца. Когда Менахему-Мендлу было пять лет, родители вынуждены были забрать его из хедера в связи с его необычайными успехами в учебе и нанять ему учителей для индивидуальных занятий. Учитель из хедера был уверен, что «этот ребенок родился быть великим». Судьба Довбера оказалась трагичной. С детства у него были серьезные проблемы со здоровьем, и большую часть времени юноша проводил в больницах. Это скорее всего явилось причиной того, что семья не смогла уехать за границу, когда представилась такая возможность.
Когда же рабби Леви-Ицхок был арестован и сослан в Казахстан, где Довбер не мог получать необходимую медицинскую помощь, да и дорога для него представлялась слишком трудной, было решено, что он останется в Днепропетровске. Во время войны он разделил судьбу миллионов евреев — был расстрелян фашистами. Что касается Исроэла-Арье-Лейба, то ему суждено было стать ученым, математиком. Вскоре после революции он уехал в Палестину, а затем переехал в Англию и прожил там до конца жизни. В многочисленных воспоминаниях о детстве Ребе обращает на себя внимание одна деталь — отсутствие сведений о детских играх. Мальчик не игрался, он учился. Многие гордятся тем, что были с ним знакомы, но никто не решится назвать себя его другом. По-видимому, у него не было друзей: для детей он был слишком умен, для взрослых — мал. Отец рано понял, что его сын не сможет быть простым «ешива-бохер», студентом ешивы.
Мальчику было девять лет, когда он послал свои изыскания в еврейской юрисдикции в детскую газету «Ах», которая выходила тогда в Любавичах. Сочинение вундеркинда опубликовали. Его интересовала не только Тора, но и светские науки. Отец разрешил ему изучать науки в свободное от изучения Торы время, которое занимало у него 18 часов в день. Тем не менее маленький Менахем-Мендл в течение шести месяцев экстерном закончил местную гимназию, получив золотую медаль и государственный аттестат.
Открывают еврейскую школу — родители приводят ребенка, у которого папа еврей, а мама не еврейка.
Для них это вообще уму непостижимо. Конечно, появились и реформисты, чего в России вообще не было. Когда люди на протяжении нескольких десятилетий вообще оторваны от еврейства, от еврейской жизни, то когда в какой-либо город приезжает раввин, никто не разбирается, какой он — хабадский, реформистский или еще какой-нибудь. Казалось бы, как раз для секуляризованных евреев, для молодежи это более простая форма: с одной стороны, возможность идентичность обрести, с другой — не очень обременительно? Может, из-за отсутствия постоянного места? Я знаком со всеми раввинами, которые здесь работали, — очень интересные сами по себе люди, с хорошим образованием, контактные.
Честно вам скажу — не знаю. Наверное, если как-то проникаться, начать жить еврейством, то ортодоксальный иудаизм — он более основательный, что ли. В России традиционно всегда было только ортодоксальное еврейство, другого не было. А если человек хочет хоть как-то приобщиться к еврейству, то поначалу ему реформированный раввин, может, и больше подходит, но потом он понимает не хочется обижать никого , что это, по сути, клуб. Ну вот, а потом раскололась наша российская еврейская община. Так хорошо все начиналось, организовывался Российский еврейский конгресс РЕК.
Интерес у многих громаднейший был. Не было известного человека, который бы не входил в РЕК. Общий интерес был в стране к тому, чего не знали, особенно к запретному. РЕК — светская организация. Мы входили туда как составная часть, так сказать, представители религиозных евреев. Нам выделяли какие-то деньги, мы сообща распределяли бюджет.
Как складывались ваши отношения? У нас были совершенно нормальные рабочие отношения. Договорились, что если в каком-то городе есть хабадский раввин, то мы своего туда уже не посылаем. Так бы, наверное, и продолжалось, если бы не разногласия, связанные с бизнесом, между Гусинским и Березовским. Когда создавалось эта структура, Гусинский очень правильную тактику выбрал. Мы встречались с громадным количеством бизнесменов, представителей культуры.
Собирали обеды человек по 20—30. Гусинский говорил: «У нас масса противоречий, мы можем друг другу руки не подавать, но у нас одно объединяющее дело — мы евреи». А потом эту лодку начали раскачивать — Гусинского сначала посадили, потом выпустили, НТВ закрыли. Кто-то его поддержал, кто-то напротив. У многих взыграли амбиции — тот же Леваев а он известный миллиардер был вице-президентом РЕКа, а тут какой-то миллионер Гусинский — и президент. Постепенно у многих пропал интерес к еврейской жизни, помогают общинам неохотно — в основном одни и те же люди поддерживают общины, а масса людей, имеющих деньги, никак не реагируют.
А как же пресловутое религиозное возрождение? Я вам расскажу. Отмечали мы столетие синагоги — в здании при советской власти не разрешали ничего делать, только косметический ремонт. Сгнило все — стропила деревянные, в любой момент могло обрушиться все. А тут столетие — в 2006 году. Составили смету, надо около 7—8 миллионов долларов.
Что для сегодняшней еврейской общины 7—8 миллионов долларов? Я твердо убежден -- ни одна религиозная конфессия не должна быть врагом государства, но государство и люди, руководящие государством, -- это разные вещи. Надо поддерживать нормальные отношения с руководителями государства, но, как сказал классик, «служить бы рад, прислуживаться тошно». Самолет частный за 30 миллионов долларов покупают. Можно написать целую эпопею, как мы пробивались к олигархам, сколько было разговоров, обещаний. Если бы Юрий Михайлович Лужков не помог, не знаю, что было бы.
Он при нас вызвал Ресина и говорит: «Синагога на тебе, чтоб к столетию была как конфетка. Вот 1,5 миллиона из фондов мэра я даю — первый». Ресин собирает у себя всех-всех-всех-всех, начинает прорабатывать. С его подачи начинают нести деньги — причем не только евреи. Конечно, в основном те, кто занимается строительным бизнесом. Вот так вот собрали большую часть, отреставрировали синагогу.
Остались пока еще должны строителям — до сих пор платим. Волна моды на религию схлынула, когда на себя кто крестики вешал, кто могендовиды. Сегодня в общинах остались люди, которые к этому серьезно относятся. Очень радует, что молодых людей много появилось, которые учатся, соблюдают традиции, создаются молодые пары, получаются крепкие семьи, по-настоящему религиозные. По-моему, не будет такого времени, когда каждый еврей на планете будет ходить в кипе, соблюдать кашрут и субботу. Но любой нормальный и культурный человек должен знать, какая разница между Йом-Кипуром и Песахом.
А еврей тем более. И сейчас все возможности есть для этого. И, конечно, несмотря на негативные стороны нашей жизни, по сравнению с советским временем то, что сейчас происходит, — это сон, просто сон. Публика, которая сюда ходит и в МЕОЦ, как-то различается? Многие сюда ходят по традиции — их бабушки сюда ходили, дедушки ходили, хотя и высказывают недовольство: одним не нравится раввин Шаевич, другим — Гольдшмидт. Но ходят все равно сюда, потому что раввин Лазар еще больше не нравится.
Сейчас в Москве появилось много неашкеназских общин… Да, когда Союз развалился — очень много евреев приехало в Москву из Грузии, из Азербайджана, Узбекистана. В нашей синагоге несколько общин: грузинская, две горские — азербайджанская и дагестанская — и бухарская. У каждой есть свое отдельное место. Здесь всегда так было. В 1980 году, помню, у нас по субботам из арон-кодеша вынимали 6—7 свитков Торы. В одном углу собирались прихожане бывшей черкизовской синагоги, в другом бывшей перовской — в общем, всех синагог, которые когда-то были в Москве.
У них были свои свитки. Хазан начинается молиться, кто-нибудь бежит: «Это что за нусах?! Это украинский? Мы из Молдавии, у нас молились не так». Всегда так было. И сейчас так.
Горские евреи из Азербайджана не очень ладят с горскими евреями из России, грузинские евреи из Кулаши — с грузинскими евреями из Тбилиси. Интервью прерывает звонок с «Эха Москвы» с просьбой прокомментировать инцидент с Pussy Riot. Я не знаю, что это за панк-группа. Молодые еще, не созревшие. Где им еще высказать мнение по этому поводу? Вот решили таким образом проявить себя.
Тоже ненормально. Посадить их за это? Чушь полная. Вот до революции были уроки Закона Божьего. Когда человек приходит к вере воспитанием, отношением в семье, душевным позывом — это другое дело. А тут — Путин пошел в церковь со свечкой постоять, весь Кремль за ним бежит постоять со свечкой.
Разве людям это не видно? Человек, который вырастает во лжи, видит вокруг себя ложь, постоянно этим подпитывается. Говорят, что сегодняшняя молодежь, которая не испытала всей этой коммунистической идеологии, — они другие, свободные. Ничего они не свободные. Им все вбивается в голову, и в не меньшей степени. Та же рабская психология… Как от нее избавиться?
Я твердо убежден — ни одна религиозная конфессия не должна быть врагом государства, но государство и люди, руководящие государством, — это разные вещи. Я не хочу никого осуждать, у каждого свое видение, свои принципы. Можно говорить все, что хочешь, — но это же не демократия. Демократия — это когда есть обратная связь. Можно выходить со всякими лозунгами, но власти наплевать по большому счету — ничего не меняется. Когда я в первый раз приехал в Америку, мы попали на громаднейший митинг — война во Вьетнаме была.
Нас в аэропорту встретили 60 полицейских. У нас делегация была межрелигиозная — возглавлял митрополит Ювеналий. Мусульмане, католики — все советские религиозные лидеры были представлены. Нас посадили в машины с мигалками, какими-то кружными путями повезли. Американцы нам говорили: для нас это нормальное явление. По любому поводу можно выйти к Белому дому.
Мы понимаем, что человеку надо выпустить пар, и государство это понимает. А наше общество гораздо пассивнее: есть кусок колбасы, а если к нему еще и стаканчик водки — можно жить. Живем одним днем. Кстати, недавно была бурная дискуссия — участвовать ли евреям в протестном движении… Что мы тут гости и так далее? Ну не знаю. Если ты чувствуешь себя гостем, то нормальный человек, побыв в гостях, не засиживается до тех пор, пока ему говорят: «Слушай, пора и честь знать».
Чувствуешь себя в гостях — езжай, кто тебя держит? Я лично чувствую себя полноправным гражданином России. Когда меня спрашивают, как я отношусь к митингам, я говорю, что если в субботу выбирать между митингом и синагогой — я выбираю синагогу и советую всем евреям идти в синагогу. Но если митинг в воскресенье — идите, ребята, выскажите свое мнение. Новое в рубрике.
Правда, с тех пор произошли важные события. Накануне дня, когда стало известно о неожиданном «завершении контракта» духовного лидера и столичной еврейской конгрегации, Гольдшмидт шумно попрощался с Россией. В публикации приводится коротенькое обращение Гольдшмидта к прихожанам: «Друзья, моя работа в России в качестве главного раввина Москвы пока завершена. Для меня было большой честью служить в Московской хоральной синагоге и работать во благо еврейской общины России все эти годы. Я желаю вам всем всего самого наилучшего, остаюсь на связи и буду рад оказать помощь и поддержку каждому из вас». Многие обратили внимание на слово «пока» в прощальной «записке» раввина. Накануне появились утверждения, что настоящая причина отъезда Гольдшмидта из России — несогласие со специальной военной операцией в Украине. Сразу после отъезда в марте раввин утверждал, что отбыл в Израиль, и объяснил это семейными обстоятельствами.
Затем появились уточнения. В начале лета его невестка Авиталь Чижик-Гольдшмидт, как ее представляют, израильская журналистка, в своем Twitter написала, что раввин принял решение об отъезде после того, как они с супругой «подверглись давлению со стороны властей с требованием публично поддержать спецоперацию в Украине». Родственница сообщает, что Гольдшмидт улетел в Венгрию через две недели после начала известных событий. Якобы в этой стране он участвовал в помощи украинским беженцам как волонтер. И уже после этого уехал в Иерусалим. Сам раввин высказался только 5 июля.
В Испании и Германии правительство назначало иногда верховных Р. Особенно влиятельно положение Р. Во второй половине XVI в. В новейшее время характер и организация раввината подверглись весьма значительным изменениям. Деятельность раввинов везде ограничена областью религии и школы. Кроме богословских знаний, приобретаемых в специальных учреждениях, он должен обладать общим образованием. Раввинат везде подчинен правительственному надзору и урегулирован особенными узаконениями. Во Франции и Бельгии существует консисториальная организация. В Англии Р. В некоторых германских государствах Вюртемберг, Баден, Мекленбург-Шверин делами раввината ведают "церковные советы" Kirchenrath, Oberrath. В России закон 3 мая 1855 г.