В Москве в Новой Третьяковке открылась выставка "Скульптор Шадр. Иван Дмитриевич Шадр – советский скульптор-монументалист.
Шадр в Омске
Настоящее имя Ивана Шадра – Иван Иванов. Решив, что фамилия слишком уж распространенная, Иван Дмитриевич взял себе псевдоним от названия родного города Шадринска, чтобы прославить Родину. Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия Иванов) – русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления академический модерн. Впервые фигуру девушки с веслом создал в 1934 году скульптор Иван Дмитриевич Шадр. Если Вы не читали книгу «Иван Дмитриевич Шадр», Вы можете купить её в магазинах.
Рецензия недели
- «Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность»
- Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
- Иван Дмитриевич Шадр (Иванов)
- Иван Дмитриевич Иванов-Шадр
- Штурм земли
- Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения
Шадр, Иван Дмитриевич
Первые бумажные денежные знаки с изображением скульптур, созданных И. Шадром, вышли в обращение в конце 1923 — начале 1924 года. Это были государственные денежные знаки СССР номиналом 15 и 25 тысяч рублей. Работа над их проектом началась в 1922 году.
Изначально их эскизы были исполнены как эскизы денежных знаков достоинством 100 с изображением крестьянина и 500 с изображением красноармейца рублей. Скульптуры на них награвировал А. Троицкий, автором самих эскизов были А.
Якимченко и В. В этой же серии проектировалась купюра с изображением рабочего, но в итоге в обращение ее не выпустили. Во второй половине 1923 года банкноты были переделаны в связи с образованием СССР и инфляцией.
Таким образы, номиналы денежных знаков возросли, а государственная принадлежность изменилась: они стали первыми банкнотами СССР. Первые банкноты с изображениями «шадровских» скульптур ходили очень недолго, поскольку вскоре после их выпуска начался новый этап денежной реформы, и изготовление этих купюр было прекращено. В 1924 году в обращение вышел билет достоинством 3 червонца с изображением «шадровского» сеятеля.
Эта банкнота готовилась с конца 1923 года. Общую компоновку банкноты осуществил художник Я. Изображение сеятеля было награвировано П.
Ксидиасом по рисунку И. Дубасова, сделанному с фотографии скульптуры. Распространено заблуждение, что «шадровский» сеятель изображен на советском золотом червонце.
Однако это не так: автором эскиза монеты был медальер Петроградского монетного двора А. Васютинский, использовавший собственный эскиз медали, выполненный еще до революции. В 1925 году в обращении появилась последняя банкнота с изображением «шадровской» скульптуры — 5 рублей.
Предполагалось поместить на этот денежный знак портрет С. Халтурина, В. Ленина или М.
Калинина, но остановились в итоге на «шадровском» рабочем.
Теперь эти материалы можно увидеть на музейном сайте: фотографии мастерской скульптора, которая располагалась напротив фабрики Гознака в Москве на Мытной улице; эскизы денежных знаков и почтовых марок; фотографии произведений Шадра, которые не дошли до наших дней например, гипсовая модель советской монеты или обнаженная женщина — символ Советского Союза, вырывающегося из скалы капитализма. Большая часть из представленных виртуальных экспонатов ранее не публиковались.
Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области «Тверская областная картинная галерея» является государственной некоммерческой организацией в форме государственного бюджетного учреждения культуры далее Галерея , осуществляющей культурную, просветительскую и научную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Оплата банковской картой Для выбора оплаты товара с помощью банковской карты на соответствующей странице необходимо нажать кнопку «Оплата заказа банковской картой». Соединение с платежным шлюзом и передача информации осуществляется в защищенном режиме с использованием протокола шифрования SSL.
Статуя В.
Портрет А. Горького «Буревестник». Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1939, Национальный музей «Киевская картинная галерея» И. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922. Модель фигуры для памятника, установленного в Москве на площади Тверская Застава. Мухина с помощницами Н. Зеленской и З. Открытие состоялось в 1951 году.
Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Скульптор И. Шадр Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Фото А. Сидельников, 2023 г. Отлив 1963 года с экземпляра в гипсе 1939. Портрет Л. Постамент — гранит.
Портрет В. Выполнен к проекту памятника для Москвы. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1924 года. Портрет Н. Отлив с экземпляра в гипсе 1946, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Постамент — мрамор. В 1926 году Шадр отправился в зарубежную командировку в Европу. Бывая у него почти ежедневно, засиживался подолгу — оба получали от беседы удовольствие.
Леонид Борисович знал, что неизлечимо болен, но держался очень бодро и мужественно, никогда не жаловался». В ноябре 1926 года Красин скончался. По приезде в Россию Шадр выполнил ещё один вариант портрета в мраморе в виде горельефа ныне — в музее современной истории России. В 1901 году стал агентом по нелегальному распространению газеты большевиков «Искра». Живописец, ученик В. Перова, с 1891 года член «Товарищества передвижников». В 1923 году первым получил звание народного художника Республики. Проект неосуществлённого надгробия.
Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922, Государственный музей современной истории России, Москва. Фриче с сыном В. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1931 года, Национальный музей «Киевская картинная галерея». ГТГ «Для лепки были сооружены высокие леса среди двора на фоне старинного дома, построенного чуть не в аршин в диаметре из толстого лесу. Над лесами — посредством жердей — устроена палатка. Кругом этого небывалого сооружения — народ и народ, оставивший в ограде груды подсолнечной скорлупы.
Не только булыжник. Весь Иван Шадр в Третьяковке
Скульптура рабочего подвергнута схожей уничтожающей критике. Итоговый вывод неутешителен: «все три произведения Шадра выпячивают исключительно первобытные антропологические черты в ущерб психическим и классовым. Глядя на эти бюсты, невольно приходишь к заключению, что в них скульптор далеко нелестно отобразил пролетариат, крестьянство и Красную армию. Приходится только удивляться, как все-таки мы ухватились за эти изображения и вот уже 7 лет помещаем их на государственные регалии и никак не можем с ними расстаться». Несмотря на излишнюю резкость, следует признать, что некоторая доля истины в этих словах есть. Возможно, поэтому в начале 1930-х годов «шадровские» скульптуры на «государственные регалии» помещать перестали. Так, в 1923 году он подготовил как минимум два варианта государственного герба СССР, не получившие утверждения.
В то же время на основе скульптур рабочего и крестьянина Шадр создал гипсовый барельеф — проект будущих советских монет. Однако утвержден он не был. В 1923 году действительно разрабатывалось оформление будущих монет СССР, но это делалось без участия Гознака. Летом того же 1923 года Шадр выполнил несколько работ для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Это барельеф «Борьба с землей», фигура рабочего-металлиста и «эмблема СССР в виде фигуры женщины, выбивающейся из скалы капитализма». В Отчете Технического отдела Гознака помещена ее фотография с примечанием о том, что это — первоначальный вариант, перерабатываемый скульптором.
Первые бумажные денежные знаки с изображением скульптур, созданных И. Шадром, вышли в обращение в конце 1923 — начале 1924 года. Это были государственные денежные знаки СССР номиналом 15 и 25 тысяч рублей. Работа над их проектом началась в 1922 году. Изначально их эскизы были исполнены как эскизы денежных знаков достоинством 100 с изображением крестьянина и 500 с изображением красноармейца рублей. Скульптуры на них награвировал А.
Троицкий, автором самих эскизов были А. Якимченко и В. В этой же серии проектировалась купюра с изображением рабочего, но в итоге в обращение ее не выпустили. Во второй половине 1923 года банкноты были переделаны в связи с образованием СССР и инфляцией. Таким образы, номиналы денежных знаков возросли, а государственная принадлежность изменилась: они стали первыми банкнотами СССР. Первые банкноты с изображениями «шадровских» скульптур ходили очень недолго, поскольку вскоре после их выпуска начался новый этап денежной реформы, и изготовление этих купюр было прекращено.
В 1924 году в обращение вышел билет достоинством 3 червонца с изображением «шадровского» сеятеля.
В результате этого Ивану под предлогом того, что он работал и учился вне программы школы, и его работы не соответствовали ее профилю, новое руководство школы отказалось выдавать диплом, дающий право на звание художника-профессионала. Шадру выдали только свидетельство о том, что он учился в художественно-промышленной школе. Этим документом фактически зачеркивалось полученное им образование, и ему закрывались все пути работы по специальности. Увидев такое отношение к себе, Шадр не стал сдавать выпускные экзамены и весной 1906 года со своим другом Петром Дербышевым ушел в пешее путешествие по России. Учеба в Петербурге и Европе, талант привели его к вершинам скульптурного искусства и всемирной славе. С 1902 по 1917 год школу окончило более сотни человек. Часть из них продолжила образование в Строгановском училище и училище Штиглица, несколько человек обучались в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но большая часть занималась кустарными промыслами, работая в художественной промышленности. Те, кто остался на Урале, всячески поддерживали развитие местных художественных помыслов и выступали организаторами ремесленных школ и рисовальных классов для кустарей.
Таким был камнерез Иван Александрович Семериков, с именем которого связаны многие начинания в организации артелей, а также освоении новых материалов. Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составили основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала. Екатеринбург Синько Вера Николаевна — эксперт Студии научного проектирования Цель данной экскурсии: популяризация творческого наследия педагогов и выпускников художественно-промышленной школы, получение дополнительных знаний о памятниках архитектуры Екатеринбурга. Длительность — 45 минут. Маршрут кольцевой: вход в главный корпус Уральского ГАУ ул. Карла Либкнехта, 42 , барельеф Ивану Шадру в фойе главного корпуса, внутренний двор университета пятый и второй корпуса, вход в хозяйственный подвал , музей истории УрГАУ, ограда главного корпуса. Оборудование: «портфель экскурсовода»: копии фотографий зданий школы в начале XX века, портретов художников, скульпторов, учащихся, авторские иллюстрации, копии объявлений дореволюционной печати, аудиозаписи и т. Целевая аудитория — студенты, школьники, учащиеся художественных школ и училищ, жители и гости города. Экскурсия рассчитана на группу в 10-12 человек. В роли экскурсоводов могут выступать 2-3 человека.
Совместное проведение развивает коммуникативные и ораторские способности, вырабатывает умение работать в команде, оттачивать свои организаторские, творческие навыки. Почему экскурсия называется «Ожившие страницы истории художественно-промышленной школы»? Екатерина использовала воспоминания учеников школы, педагогов, авторские иллюстрации с целью реконструкции жизни некогда знаменитого на Урале учебного заведения. Тем самым она «оживила» историю, побуждая участников экскурсии к изучению прошлого нашего города. Важным моментом является выбор методических приемов проведения экскурсии, которые подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. Школьница использовала такой метод рассказа как прием словесного литературного монтажа: экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Это делается для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ исторической личности. Текст, подготовленный из отобранных отрывков, должен представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты образно могли представить себе то, о чем идет речь, увидели динамику событий, изображенных в произведениях, включенных в монтаж. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий, почувствовать их динамику. Из воспоминаний Н.
Сазонова о подготовке к выпускным вечерам автор иллюстрации Е. Береговая К примеру, в ходе экскурсионного маршрута в фойе первого корпуса УрГАУ рассказ развертывается у барельефа, посвященного столетию Ивана Шадра, на котором изображены портрет скульптора и его знаменитое произведение «Булыжник — оружие пролетариата». Экскурсовод рассказывает о трудных детских годах Ивана Иванова в Екатеринбурге, используя эмоциональный по содержанию отрывок из воспоминаний самого скульптора. Также в экскурсии используются воспоминания уральского художника Н. Сазонова о педагогах школы, однокашниках, повседневной жизни, позволяющие реконструировать события прошлого. Сцена из воспоминаний И.
Стажировка у Родена и Бурделя, изучение коллекций Лувра, особенно древнеегипетского искусства, существенно повлияли на пластическую манеру Залькална и, конечно, поднимали его авторитет в глазах учеников. Благодаря стипендии Шадринской городской управы в 1910 году Иван Шадр и сам отправился в Европу. В Париже он посещал Высшие муниципальные курсы скульптуры и рисования и занимался в Академии Гранд Шомьер, где его наставниками как когда-то у Залькална были великие художники Огюст Роден и Эмиль Антуан Бурдель. В 1911—1912 годы Шадр провел в Италии, копировал фрески Рафаэля, посещал музеи и даже поступил в Римский институт изящных искусств.
И в Париже, и в Риме Иван Шадр много рисовал с натуры, учась у Природы — главной наставницы художников. Выбор профессии: художник, певец, археолог? Иван Шадр. Пешком за славой. Приглашение на вечер памяти скульптора И. Оттиск рисунка Шадра "Пешком за славой" на лицевой стороне приглашения. На рисунке изображен сам Шадр и его друг П. Дербышев, идущие весной 1906 г. Иван Дмитриевич Шадр обладал многими талантами: хорошо пел, рисовал, был артистичен, интересовался историей. Однако первой профессией будущего знаменитого скульптора, как и многих выходцев из многодетных семей в те годы, была «мальчик на побегушках».
В одиннадцать лет Ивана отдали на фабрику купцов Панфиловых в Екатеринбурге, где он выполнял черную работу. Лишь через пять лет поступление в недавно учрежденную Художественно-промышленную школу Екатеринбурга избавило его от тяжкой доли. В 1907 году Иван Иванов решил рискнуть — попробовать поступить в Академию художеств Санкт-Петербурга. Полное приключений путешествие по городам и весям Российской империи закончилось горьким разочарованием. Иван не выдержал вступительного испытания в академию. Шадр вспоминал: «Пришлось голодать, зябнуть и спать на улицах. Ночуя на берегах Невы, под старой баркой… я познакомился с шарманщиком. Пел Иван настолько хорошо, что был замечен режиссером Александринского театра Михаилом Егоровичем Дарским. Так он оказался студентом Высших драматических курсов Санкт-Петербургского театрального училища по классу вокала. Его кумиром был Фёдор Шаляпин, которому он не без успеха подражал.
Благодаря знакомству с Николаем Рерихом посещал Иван и Рисовальную школу Общества поощрения художеств, не оставляя намерения продолжить художественное образование. В 1908 году столичная жизнь студента Иванова-Шадра была прервана службой в армии. По возвращении в 1910 году, благодаря протекции своих преподавателей и шадринской стипендии, он отправился в Париж. Казалось бы, окончательно определились его профессия и судьба. Но богато одаренная натура искала все новых приключений.
Первая за последние 60 лет выставка мастера, приуроченная к его 135-летию, знакомит новые поколения зрителей с основными направлениями творчества Шадра. На выставке представлены как хрестоматийные скульптуры, так эскизы, наброски и проекты нереализованных памятников, которые станут открытием для вас. Третьяковская галерея хранит обширную и разностороннюю по тематике и материалам коллекцию работ Шадра.
«Освобожденная воля»
Монографическая выставка приурочена к 135-летию со дня рождения выдающегося скульптора-монументалиста и станет крупнейшей за последние 50 лет. В экспозиции представлены работы Ивана Шадра разных периодов творчества: надгробные монументы, масштабные проекты и статуи в стиле ар-деко. Накануне открытия выставки сайт ОМС рассказывает о скульпторе и некоторых его произведениях, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее. Холст, масло, 102х92 см. Собрание Государственной Третьяковской галереи" Обычно на день рождения Михаила Васильевича Нестерова в квартиру на Сивцевом Вражке собирались все те, кто хотел поздравить художника. В 1934 году в этот день пришел скульптор Иван Шадр. Гость очаровал хозяина дома: «... Тут со мной что-то случилось. Я почувствовал, что не могу не написать его».
Дочери Вере художник сообщал: «Портрет пишу с удовольствием. Голова написана, похожа, и модель в восторге, вчера мы с ним простояли около 8 часов на ногах! Нестерову в это время было уже за 70, но энергия и задор модели передалась ему. Примечательно, что художник решил написать скульптора за работой, а почему тот оказался около античного торса — вопрос психологический и этический. По характеру своего дарования Шадру был свойствен так называемый «академический модерн». Его работы отличались ярким темпераментом с романтическим оттенком. Писался портрет в мастерской А. Корина, где находились гипсовые слепки античных скульптур, выброшенных когда-то из Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Братья Корины спасли слепки, и теперь один из них, поврежденный ударами судьбы, стал составной частью живописного портрета. Отлит в 1959. Состояние рельефа на 2019 год. Рельеф является частью неосуществленной композиции фонтана «Штурм земли», эскиз которого был создан И. Шадром для Первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В реальном размере Шадр успел выполнить в гипсе только рельеф, который предполагалось установить в основании фонтана. В 1959 году рельеф был отлит В. Лукьяновым в бронзе и в 1961 году поступил в собрание Третьяковской галереи.
Во время подготовки этого крупномасштабного проекта — Первой сельскохозяйственной выставки, призванной продемонстрировать наивысшие достижения прогресса молодой страны Советов — был объявлен конкурс на создание скульптурной группы для центрального фонтана. Иван Шадр принял участие в конкурсе наряду с такими признанными мастерами, как С. Конёнков и Н. Андреев, также представивших свои проекты на суд жюри, и создал три эскиза. Первый носил название «Гений человечества». Композиция представляла собой изображение властелина мира на колеснице прогресса. Вот как сам скульптор описывал свою идею: «Молния — мозг человека, авио — плечи человека, механика — руки человека». Второй проект назывался «Пробуждение России».
Упоминания об этом встречаются в работах А. Палашенкова, А. Колесникова, М. Бударина, И.
Девятьяровой, П. Вибе, В. Рыженко, С. Сорокина и других.
При всём этом данную тему избитой не назовёшь. Более того, многие биографы Ивана Дмитриевича обходили годы пребывания его в городе на Иртыше стороной либо были весьма немногословны на этот счёт. Ученик Родена В 1918 г. Шадр уехал из голодающей Москвы, где он работал, на побывку домой, к родным.
В Шадринске он был задержан событиями Гражданской войны. Несмотря на это 4 июля 1918 г. Слушали его шадринцы с большим интересом. Путь назад, в Советскую Россию, был отрезан линией фронта.
Видимо, поэтому скульптор выбирает следующим местом своего пребывания столицу белой Сибири — Омск. К тому же имеются устные сведения, не подтверждённые архивными документами, о том, что в это время в нашем городе находилась и его супруга. Время прибытия Ивана Дмитриевича в наш город некоторые исследователи датируют концом 1918 г. Однако первое упоминание о нём в антибольшевистской периодике, которое нам удалось обнаружить, относится к 24 февраля 1919 г.
В печатном органе демократической и кооперативной мысли, издаваемым Советом Всесибирских кооперативных съездов с многообещающим названием «Заря», за 26 февраля 1919 г. Шадра так в тексте. Ход мыслей лектора был приблизительно таков. Бог и человек — основные объекты искусства; тайны рождения, жизни, смерти и вечности — постоянные импульсы к художественным исканиям и воплощениям.
Различные виды искусств — живопись, пластика, архитектура, поэзия, музыка — только различные формы отражений и воплощений, воспринятых человеком от природы и мира идей и образов. Искусство едино, как один человек; через разнообразные формы свои оно идёт к слиянию, к сложному единству, как человек через разъединение, страдание, искупление и смерть идёт к будущему воскрешению своему в многоликом прекрасном человечестве. Человек, как единый творец искусства, идею-содержание и форму-воплощение для своего искусства ищет и находит в тайнах мира и в многогранной — полной образов, красок и звуков — природе, живой и мёртвой, и прежде всего в жизни человечества. Вот краткая схема, скелет лекции молодого талантливого русского скульптора, вышедшего из глубин народных, — он сын крестьянина Пермской губернии Шадринского уезда — и прошедшего тяжёлую, страдальческую школу русского таланта-самоучки.
Схема эта пополнена ярким, живым, искристым и в то же время глубоко философским содержанием, облеченным в красивую литературную форму. Проект И. Шадра «Памятник мировому страданию», проецированный перед публикой на экране, производит очень сильное впечатление как углублённостью философско-религиозной идеи, положенной в его основание, так и соответствием формы содержанию. А за полторы недели до этого выступления екатеринбургская газета «Наш Урал» сообщала, что в городе в настоящее время «живёт художник И.
Шадр, который на днях уезжает в Америку… Ибо здесь, у себя на родине, он не может найти применения своим силам и таланту, уезжает потому, что ему нечем жить…» Сведений о повторной лекции Ивана Дмитриевича нам в периодике найти не удалось, хотя знаток художественной жизни Омска И. Девятьярова утверждала, что первая лекция талантливого скульптора перед омичами состоялась ещё в январе 1919 г. Надо полагать, что заработок лекции И. Шадру приносили небольшой, однако вскоре стали поступать более денежные и заманчивые предложения.
Памятник Корнилову Весной 1919 г. Это и неудивительно!
Гости выставки смогут в полной мере оценить высокое мастерство скульптора, его творческий размах, а также разнообразие жанров и тем его творений. Лучшие выставки в Москве Выставки Москвы — раздел, который поможет сориентироваться в огромном мире московских музеев и выставочных площадок. Обозреватели Афиши-КП рекомендуют лучшие выставки недели. Вы можете получить информацию о времени и месте проведения той или иной выставки, а также заранее приобрести билеты на некоторые выставки Москвы. Узнать подробности О скульпторе Иван Шадр Иванов родился 30 января 1887 года в многодетной семье.
Вернувшийся в магазин приказчик грубо вышвырнул Ивана из лавки. Работа у Панфиловых давалась мальчику с большим трудом. Им помыкали, его презирали и в конечном итоге выгнали на улицу.
Подросток был близок к самоубийству. Спасла его случайность. Бродя по улицам, он совершенно случайно оказался у ворот Екатеринбургской художественно-промышленной школы. Она была создана по типу училищ Строгановского и Штиглица. Находясь на Урале, школа главной своей задачей ставила подготовку мастеров гранильного дела, которые занимались бы обработкой уральских самоцветов. Иван узнал от дворника, что в школе освободилось одно место. Чтобы попасть в школу, требовалось сдать экзамен. В конкурсе участвовало 32 человека. Экзаменующимся предложили изобразить один из элементов растительного орнамента. Шадр, не имея никакой предварительной подготовки и впавший в отчаяние от задания, одной линией, почти не отрывая руки от бумаги, очертил орнамент, оставил лист на столе и покинул класс.
Он видел, как другие тщательно и умело справлялись с поставленной задачей, и не сомневался, что его не примут в школу. К счастью, на экзамене за Шадром наблюдал талантливый педагог М. Каменский, который в выполненном рисунке безошибочно увидел талантливую руку. И далее, когда будущий скульптор начал здесь учиться, Каменский всеми силами старался удержать Ивана в школе, защищая от нападок некоторых преподавателей, не веривших в одаренность ученика. Огромное значение для Шадра имело и появление в школе нового педагога, ученика Родена, скульптора Ф. Грюнберга Залькальна. Он принес в школу новый метод преподавания, при котором ученикам предоставлялась полная свобода творческих исканий. Каменский и Грюнберг сразу выделили Шадра из числа учеников и создали ему условия, в которых он мог заниматься главным образом скульптурой. Первую свою работу Иван лепил с добровольного натурщика — фабричного сторожа. В связи с революционными событиями 1905 года М.
Каменского отстранили от руководства школой и отправили в ссылку. Новое руководство школы под предлогом того, что Шадр учился вне школьной программы, отказалось выдать ему диплом, дающий право на звание художника-профессионала — вместо диплома он должен был получить лишь свидетельство о том, что он тут учился. С таким свидетельством работать по специальности было невозможно. Не сдавая выпускных экзаменов, Иван отправился со своим другом П. Дербышевым в пешее путешествие по России в Петербург, где он планировал поступить в Академию художеств. Свое путешествие он с юмором называл «пешком за славой». По дороге, чтобы прокормиться, друзья брались за любое дело: работали то чернорабочими, то художниками. В Киеве друзья потеряли друг друга, но потом встретились в Москве. Дербышев в Петербург ехать отказался, и до столицы Шадр добрался один, голодный и измученный. Однако надежды его не оправдались: в Академию он не поступил.
Начались дни голода и бродяжничества. Было даже время, когда Иван с шарманщиком и его обезьянкой ходили по улицам и пел «Когда б имел златые горы». Но пел он так хорошо, что прямо с улицы был приведен на экзамен в императорское театральное училище и стал его студентом. Однако голодать пришлось и в училище — стипендий в нем не полагалось. Выступления певцом и драматическим актером заработок давали мизерный. Жил он в трущобах Петербурга, снимая угол за печкой на кухне. Увлекаясь сценой, Иван не оставлял надежды стать скульптором и посещал занятия в училище Общества поощрения художеств Н.
День памяти преподобного Серафима Вырицкого
Новости истории События Умер Иван Дмитриевич Шадр, выдающийся скульптор-монументалист. «Иван Дмитриевич Шадр был настоящим русским художником с яркой и своеобразной индивидуальностью». За этот монумент Шадр посмертно удостоен Государственной премии. Иван Дмитриевич оставил после себя замечательное творческое наследство. 3 апреля 1941) - выдающийся советский скульптор, один из основоположников монументального искусства в СССР.
Навигация по записям
- Другие работы автора
- 3 апреля — День памяти скульптора Ивана Шадра
- "Сезонник" – бронза, 1929 год, скульптор Иван Дмитриевич Шадр | РИА Новости Медиабанк
- Оружейник пролетариата - Великие реалисты - Статьи - Журнал Свой - Газета «Культура»
- В Ивановской области почтили память погибших на Чернобыльской АЭС
4 августа 1984 года в Шадринске открыли памятник скульптуру Ивану Шадру
Шадр писал, что его «Рабочий» должен быть «символом международного пролетариата». Композиция динамична — диагональная линия плеч, поворот головы рабочего передают движение, момент трудового процесса. Выразительность образу придают рельефно очерченная мускулатура тела и глубокие морщины на лице. Нестандартным решением является то, что к бюсту автор добавил кисти рук, держащие молот. Биограф художника Ольга Воронова писала об этой скульптуре: «Лицо — характер, руки — сила, молот — эмблема». В 1925 году фигура «Рабочего» была помещена на советскую денежную купюру достоинством 5 рублей. Бронза, 57х28х21 см Фигура «Рабочий с молотом» была сделана скульптором как часть проекта памятника героям обороны города Луганска. В 1930 году в честь 10-летия освобождения Луганска от белогвардейцев по инициативе Общества старых большевиков городским исполнительным комитетом было принято решение увековечить память защитников Донбасса, создав «Памятник борцам, погибшим при защите Луганска от армии Деникина». На реализацию проекта было выделено 100 тысяч рублей.
Однако выделенных денег оказалось недостаточно. Тогда жители города собрали недостающие средства самостоятельно. С 1935 года разработкой проекта будущего монумента занимался архитектор А. Мемориал открыт 7 ноября 1937 года в ознаменование 20-й годовщины Октябрьской революции. Бронза, 110х150х65 см Многие крестьяне отказывались от позирования для «Сеятеля», но молодежь, в отличие от старшего поколения, была не столь суеверна, не боялась «греха» и охотно соглашалась позировать. Ради создания величественного образа Шадр пошел против «правды жизни»: уральские крестьяне обычно сеяли двумя руками одновременно, повесив лукошко на шею. Но фигура человека, согнувшаяся под тяжестью своей ноши, с раскинутыми руками создавала бы впечатление тяжелого, кабального труда. Он смотрит торжественно и гордо — его трудом жив род людской.
В 1924 году «Сеятель» был размещен на банковском билете достоинством 3 червонца. Бронза, 50х21,8х24,3 см В 1926 году Шадр ездил за границу: он посетил Францию и Италию. Скульптор искал значимую тему, выдающуюся модель. В Италии он ждал согласия позировать от А. В Париже Шадр вылепил бюст Л. Красина, бывшего тогда полпредом СССР, затем повторил портрет в мраморе. Для Шадра было важным понятие о «пропорции духа». Он так писал об этом: «Художнику нужно уметь находить людей, пропорции духа которых позволяют говорить не только об их личных качествах, но и об общечеловеческих свойствах.
Об этических, нравственных или социальных проблемах». Два месяца Шадр ежедневно работал со смертельно больным Красиным, подолгу разговаривая со своей моделью. Голова Красина решена резко, почти гротескно. Подчеркнута каждая морщинка, каждая складка кожи. Нервно-темпераментной становится и лепка: контрастно сопоставляет скульптор свет и тень. Он лепит своего героя порывистым, утомленным болезнью, но непокоренным духом, решительным и твердым. Бронза, 171х43х31 см Произведение из собрания Третьяковской галереи является эскизом монументально-декоративной скульптуры Ивана Шадра «Девушка с веслом». Подобные статуи молодых физкультурниц, выполненные разными мастерами, украшали парки многих советских городов, но именно работе Шадра суждено было приобрести наибольшую известность.
Настоящая фамилия скульптора Иванов, в 1908 году он берет псевдоним Шадр, желая прославить свою малую родину — город Шадринск, сообщает Всероссийский музей А. Будучи одарён многими талантами, Шадр не сразу осознал, что его главное жизненное призвание — скульптура. Обладая выразительным голосом, незаурядными актерскими данными, он обучался декламации, пению, был принят на Высшие драматические курсы Петербургского театрального училища, занимался в школе Общества поощрениях художеств.
По общему своему направлению она была близка к Училищу технического рисования Штиглица в Петербурге и к Московскому Строгановскому училищу. Соответственно задачам школы были организованы гранильная и столярная мастерские, в 1904 году дополнительно открылась ювелирная мастерская, а в 1906 — бронзолитейная и чекано-эмальерная. По семейным традициям Шадр избрал столярную мастерскую.
В школе были введены специальные дисциплины: рисование карандашом, лепка, стилизация, черчение геометрическое, черчение проекционное, понятие о перспективе, история искусства, композиция. Общеобразовательные предметы — русский язык, история, арифметика и геометрия, география, естествознание в годы обучения Шадра были обязательны для всех учеников. Естествознание преподавал доктор геологии Владимир Онисимович Клер, действительный член Общества любителей естествознания, высокообразованный человек, энтузиаст своего дела. Хорошо были подобраны преподаватели специальных предметов. Историю искусства читал директор школы М. Каменский брат известного скульптора Ф.
Каменского , переведенный в Екатеринбург из училища Штиглица. Свои увлекательные лекции М. Каменский сопровождал беглыми рисунками, которые служили наглядным пособием для его курса. Классом лепки руководил Т. Рисование преподавали: М. Каменский акварель , А.
Арнольдов, Т. Залкалн —с начала 1904 года, а с 1905 года—А. Парамонов, прошедший хорошую академическую школу. Залкалн, — то это были все люди прогрессивных взглядов. По-своему интересным и живым было руководство школой ее первым директором Каменским. Директор Каменский дал много возможностей проявлению личной инициативы преподавателей.
Как во всех школах, и тут существовала определенная программа, но проводилась она в жизнь не по-чиновнически, а как-то живо, разнообразно, исходя из индивидуальных склонностей ученика, как и учителя… Должен сказать, что вообще каждый из преподавателей стремился, не скупясь, внести свою долю в общее дело воспитания будущих мастеров-художников. Да и обстоятельства для этого были очень благоприятны». Кроме Шадра, в числе наиболее одаренных учеников Т. Залкалн называет П. Дербышева и Кремлева, по камнерезному искусству и П. Таежного — тонкого мастера миниатюрной скульптуры.
Кремлев и Таежный работали для фирмы Фаберже в Петербурге и Москве. В живописи выделялся И. По признанию самого Шадра, его успехи в первый год были весьма скромны. Избранная специальность — столярное дело — не увлекала юношу. Он охотно работал в классах лепки и композиции, выделялся и сочинениями в классе русского языка. Но это были предметы, занимавшие второстепенное место в учебной программе.
Неудовлетворенность ученьем и тяжелый, изнуряющий труд Шадр продолжал работать у Панфиловых тяжело отражались на настроении. Пережить эти мрачные минуты юноше помогло близкое знакомство с М. Каменским и его семьей. Широта культурных интересов, демократизм взглядов и чуткость к людям привлекали в их дом екатеринбургскую интеллигенцию, особенно преподавателей и учеников школы. Здесь устраивались любительские концерты, литературные чтения, пелись любимые молодежью песни. Разносторонне одаренный, общительный, Шадр стал близким другом семьи Каменских.
Его ценили как декламатора, певца, автора стихов, отличавшихся в его чтении плавностью и красотой звучания. Заботливо относившийся ко всем ученикам, особенно выходцам из народа, Каменский подошел к Шадру с особенной теплотой. Его внимание привлекли необычайная тонкость в понимании искусства и природная одаренность юноши; зная, с какими трудностями приходилось Шадру прокладывать себе путь к искусству, Каменский стремился всячески облегчить ему прохождение специального курса, поощряя одновременно его работу в классах лепки, рисования и композиции. Во втором учебном году занятия в школе приобрели для Шадра большой интерес. Залкалн, с прибытием которого на эти предметы стали обращать значительно большее внимание. Для развития способности критического анализа он проводил коллективные обсуждения ученических работ, причем учитель оставался в роли наблюдателя.
Основное внимание было обращено на работу с натуры, для чего при школе были заведены «натурщики» — утка, курица, орел-беркут, журавль последний получил широкую известность своим пристрастием бить стекла в домах горожан. Иногда лепили с натурщика — голову или одетую мужскую фигуру. Залкалн советовал ученикам добиваться простоты и строгости форм, предоставлял им широкие возможности самостоятельного решения задачи. Усиление внимания к развитию пластического мастерства учеников выразилось и в пополнении школьного музея копиями с выдающихся произведений русского и мирового искусства. Заметив вскоре одаренность Шадра, Т. Залкалн стал поощрять его работу над скульптурой.
Следуя совету учителя, Шадр самостоятельно лепил обнаженную фигуру фабричного сторожа, по школьной программе—барельеф журавля и голову мальчика последние две работы, выполненные в терракоте, были представлены в школьном музее. Из других работ школьного периода Шадр упоминает надгробие гимназиста «Голова спящего мальчика» и барельеф «Евреи». Все эти работы не сохранились, поэтому трудно составить хотя бы самое общее представление о характере их пластического решения. Так же легко он и компоновал. Но все носило некоторый характер попыток и трудно было представить, во что выльется его незаурядное дарование». Несмотря на увлечение скульптурой, Шадр добросовестно выполнял работы и в столярной мастерской.
В обзоре школьной выставки 1906 года упоминалась как одна из лучших работ по классу композиции художественно-промышленных предметов работа ученика 4-го класса И. Иванова «Стол, инкрустация». Вероятно, в то же время была изготовлена модель ларца, выполненного из камня гранильной фабрикой В. Годы пребывания в Художественно-промышленной школе совпали с революционными событиями 1905—1906 гг. Протест против жесточайшей эксплуатации рабочих на металлургических заводах, движение угнетенных царизмом народностей и крестьянские восстания сделали Урал крупнейшим очагом революции 1905 года. Екатеринбург, промышленный центр Урала, стал средоточием обостренной и решительной революционной борьбы.
Революционным движением руководила социал-демократическая партия, возглавлял его Я. Демократический состав учащихся Художественно-промышленной школы, сочувствие значительной части преподавателей, и в первую очередь М. Каменского, революционному движению определили активное участие школы в событиях 1905 года. Огромные толпы народа с красными флагами проходили по центральным улицам города. Сосредоточившись у тюрьмы, демонстранты потребовали освобождения политических заключенных. Из ворот Художественно-промышленной школы вышли с красным флагом ее воспитанники.
С пением «Марсельезы» они двинулись по городу. К ним присоединились учащиеся других учебных заведений. Черносотенцы учинили жестокую расправу над демонстрантами. Под заголовком «Ужасное побоище» в газете сообщалось: «День 19 октября ознаменовался в нашем городе ужасным преступлением. Хорошо организованная толпа хулиганов, находящихся под предводительством какого-то громадного рыжего мужика, производила ряд систематических нападений в различных пунктах города на небольшие кучки манифестантов и воспитанников местных средне-учебных заведений, собравшихся на основании высочайше дарованного манифеста для обсуждения своих нужд… Полиция бездействовала…».
Сегодня мы расскажем об известном русском и советском художнике, скульпторе-монументалисте, представителе направления «академический модерн» Иване Дмитриевиче Шадре. Настоящая фамилия художника - Иванов, псевдоним был взят позже в память о родном городе. Шадр родился 130 лет назад, 11 февраля 1887 года, в городе Шадринске нынешней Курганской области в многодетной семье столяра. У Ивана Дмитриевича было 13 братьев и сестер.
В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Теодора Залькальна. Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в свое время Максим Горький.
Иван Шадр — последние новости
Написать нам или предложить новость. Иван Дмитриевич Шадр 30 января (11 февраля) 1887, Шадринск, Пермская губерния — 3 апреля 1941, Москва Скульптор, художник Сталинская премия I степени (1952). Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия – Иванов) родился 30 января 1887 г. в г. Шадринске, ныне Курганской области. Иван Дмитриевич Шадр обладал многими талантами: хорошо пел, рисовал, был артистичен, интересовался историей.