45 лет назад советский самоходный аппарат начал колесить по нашему естественному спутнику с небывалой скоростью «Луноход-2» доставила на Луну советская автоматическая станция. «Луноход-2» — второй из серии советских лунных дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов.
Советская Луна
Солнечные батареи позволяли ему заряжаться днем, а ночью аппаратура питалась с помощью радиоизотопного источника энергии. За это время он преодолел дистанцию в 10,5 тысяч метров и исследовал 80 тысяч квадратных метров поверхности Луны. Аппарат перестал выходить на связь 30 сентября 1971 года, к тому времени исчерпался ресурс изотопного источника тепла. С 4 октября экипаж перестал пытаться выйти на связь с «Луноходом». После этого ученые из Калифорнийского университета направили в предполагаемое место нахождения аппарата лазерный луч.
На «Луноходе-2» был установлен магнитометр, непрерывно проводивший измерения. Правда, помехи от мотор-колес сильно осложнили интерпретацию результатов, и все же данные получились интересные. Уголковые отражатели, установленные на «Луноходах», позволили с помощью направленных с Земли лазеров точно измерить расстояние до Луны в разное время и уточнить ее орбиту. Коллиматорным рентгеновским телескопом, установленным на «Луноходе-1», измеряли радиационный фон на поверхности Луны. Советский «Луноход-2» миссия «Луна-21». Январь 1973 года Источник: Getty Images Судьба «Луноходов» — от нулевого до третьего «Луноход-0» погиб 19 февраля 1969 года из-за разрушения носового обтекателя ракеты-носителя, еще при старте с Земли.
Он прошел в общей сложности 9,9 км. Завершилась его миссия 14 сентября 1971 года, когда термоизотопный генератор выработал ресурс. Системы аппарата просто замерзли лунной ночью. Через неделю, 15 января, автоматическая станция «Луна-21» доставила его в кратер Лемонье в Море Ясности. Его пробег составил 39,1 км. Завершилась работа этого аппарата преждевременно, 10 мая 1973 года.
Как рассказывал один из его операторов, Александр Василевский, 20 апреля 1973 года «Луноход-2» вышел на маршрут с незакрытой панелью солнечной батареи. Экипаж предлагал ее закрыть, но группа управления предложение отклонила. В итоге «Луноход-2» зацепил крышкой склон кратера и на поверхность солнечной панели попал грунт.
Снимок лунной поверхности, сделанный советским дистанционно управляемым самоходным аппаратом «Луноход-2».
Январь 1973 года Источник: Getty Images Тем не менее научная работа «лунных тракторов» не ограничивалась фотосъемкой поверхности. Они собрали массу полезной информации. Упомянутый выше блок приборов «Рифма» был рентгенофлуоресцентным спектрометром и измерял химический состав лунного грунта. С помощью прибора оценки проходимости изучали физико-механические свойства лунного грунта.
На «Луноходе-2» был установлен магнитометр, непрерывно проводивший измерения. Правда, помехи от мотор-колес сильно осложнили интерпретацию результатов, и все же данные получились интересные. Уголковые отражатели, установленные на «Луноходах», позволили с помощью направленных с Земли лазеров точно измерить расстояние до Луны в разное время и уточнить ее орбиту. Коллиматорным рентгеновским телескопом, установленным на «Луноходе-1», измеряли радиационный фон на поверхности Луны.
Советский «Луноход-2» миссия «Луна-21». Январь 1973 года Источник: Getty Images Судьба «Луноходов» — от нулевого до третьего «Луноход-0» погиб 19 февраля 1969 года из-за разрушения носового обтекателя ракеты-носителя, еще при старте с Земли. Он прошел в общей сложности 9,9 км. Завершилась его миссия 14 сентября 1971 года, когда термоизотопный генератор выработал ресурс.
Системы аппарата просто замерзли лунной ночью. Через неделю, 15 января, автоматическая станция «Луна-21» доставила его в кратер Лемонье в Море Ясности.
Сергей Королев, совместно с Мстиславом, разработал документ «О запусках космических объектов в направлении Луны». Благодаря работе советских изобретателей, весь мир смог увидеть первые фотографии обратной стороны Луны: «Нам первыми удалось сфотографировать ее обратную сторону, совершить мягкую посадку на лунную поверхность, создать первый искусственный спутник и даже доставить на Землю образцы реголита» - рассказывал Келдыш. Действительно, ранее американцы смогли показать фотографии видной человеческому глазу стороны Луны. А обратную сторону спутника мир еще не видел.
Рассекречен отчет о деятельности «Лунохода-2» на Луне
В 2024 году США планируют отправить к южному полюсу тяжелый луноход Viper, в этом же году начнется новый этап китайских миссий. Луноход-1 стал первым успешным планетоходом, предназначенным для исследования других миров. 17 ноября 1970 года советский космический аппарат «Луна-17» доставил на Луну автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. В ноябре 1970 года советская станция опустилась на поверхность Луны. Вездеход, названный «Луноход-1», спустился на поверхность, для проведения экспериментов и снятия фотографий.
День в истории. Луноход
Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час. К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек». Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения. После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта.
Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте.
За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы.
Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту.
Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту. Она получила название «Луна-15». Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну. Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция.
В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5. Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне. И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог». И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы. Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а ещё через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь.
На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта. С большими предосторожностями грунт извлекли из капсулы и отправили в лабораторию Академии наук СССР, где он подвергся тщательному исследованию. В последующие годы ещё несколько раз предпринимались попытки доставить лунный грунт на Землю. Точнее, таких попыток было пять. Три из них были неудачными — один раз произошла авария носителя на участке выведения, в другой раз авария случилась при попытке посадки на Луну, а третьем случае, хотя станция и опустилась на лунную поверхность, было повреждено грунтозаборное устройство.
А вот два полёта оказались успешными, и советские учёные получили образцы ещё из двух районов лунной поверхности. А теперь вновь о луноходах. К работе над ними возвратились в середине 1970 года. А в космос отправили только после того, как на Землю всё-таки удалось доставить «кусочек Луны». Станция «Луна-16» Старт автоматической станции «Луна-17» с «Луноходом» состоялся 10 ноября 1970 года.
Ровно через семь дней, 17 ноября, станция совершила мягкую посадку на Луне, в Море Дождей.
Его ученик по школе высотного альпинизма мастер спорта Борис Гладких занимался ходовой частью, особенно большой вклад он внес в разработку подвески. Израиль Розенцвейг — создатель и руководитель термовакуумной лаборатории.
Да, советский Луноход-1 опередил американский Lunar Roving Vehicle больше чем на полгода. Хотя Нил Армстронг вступил на Луну еще раньше, в июле 1969-го... Получилось так: по пилотируемым полетам мы проиграли, а вот по космическим роботам — выиграли!
Сейчас перед человечеством встают новые стратегические задачи на Луне — создание долговременных баз периодического посещения, а затем и постоянного проживания. И понятно, что ради международной стабильности ведущие державы должны бы создавать и эксплуатировать такие базы совместно, как, например, МКС. В наши дни Роскосмос реализует российскую лунную программу, которая предусматривает восстановление отечественного присутствия на Луне.
Причем нумерация новых станций будет продолжать славную советскую. Последней советской станцией на Луне была «Луна-24» в 1976 году. Первой российской станцией будет «Луна-25», ее старт назначен уже на будущий год.
Один из вымпелов с надписями «СССР» со станции «Луна-2» ТАСС Успех «Луны-2» имел политический резонанс, и Советский союз не упустил возможности использовать его для напоминания о своем лидерстве в исследовании космоса. Станция несла пару шарообразных вымпелов из нержавеющей стали с надписями «СССР» на пятиугольных фрагментах. Планировалось, что при ударе о поверхность заряд, взорвавшись, разбросает эти таблички. В 1957 году, вскоре после запуска первого спутника, французский винодел Анри Мэр заключил пари с гостившим у него консулом СССР — он обещал подарить 1000 бутылок своего шампанского тому, кто увидит или сфотографирует обратную сторону Луны. Эту задачу впервые в истории также решила советская станция — «Луна-3». Подготовка и реализация эксперимента сопровождалась рядом забавных историй, о которых вспоминали участники проекта.
Однако к тому времени над СССР то и дело сбивали американские разведывательные шары со специальной фотоаппаратурой. Пленку из этих шаров-шпионов и было решено разрезать и разместить на станции «Луна-3» в бортовой аппаратуре «Енисей». В 1959 году Центр дальней космической связи в Евпатории, принимавший сигналы со всех советских межпланетных станций, только строился, поэтому сигнал с «Луны-3» принимался при помощи трофейной немецкой радиоантенны на горе Кошка в Симеизе. Когда стало ясно, что со станцией плохая связь, Сергей Королев велел своей команде срочное лететь из Москвы в Крым, для чего с международного рейса был снят новый Ту-104, и через 2 часа инженеры были на месте. Для получения изображений без помех были приняты беспрецедентные меры — по просьбе Королева «затих» весь Черноморский флот, а ГАИ перекрыла проезд машин вблизи обсерватории. Другая проблема была связана с магнитной пленкой, на которую принимался сигнал — ее не успели вовремя изготовить и доставить в Крым.
Потом ее срочно самолетом доставили в Симферополь, а оттуда вертолетом в Симеиз. Поскольку посадочной площадки не было, нам эту пленку спускали на веревке, — вспоминал участник эксперимента Рудольф Бакитько. Дело в том, что когда привезли пленку, у нас один товарищ, который занимался хозяйством, жег траву, и пламя перекинулось на деревянный туалет.
Станция Е-8ЛС, созданная на базе «Луны-17» для снижения затрат при разработке максимально использовались конструктивные узлы и агрегаты лунохода и посадочной ступени , 3 октября вышла на окололунную орбиту, откуда должна была производить картографирование поверхности и измерение высоты рельефа местности. Однако 6 октября, при проведении коррекции для формирования рабочей орбиты из—за отказа системы управления станция перешла на нерасчетную орбиту. Как следствие, основную задачу пришлось отменить, а программу работы на лунной орбите скорректировать. Станция типа Е-8ЛС. Садились в дневное время, и камеры станции отправили на Землю снимки местности перед началом работы.
При включении бур практически сразу встретил большое сопротивление — его пришлось трижды останавливать во избежание перегрева. Он проник в породу на 25 см и взял 55 г образцов, которые были успешно доставлены на Землю 25 февраля. Спасаемый аппарат приземлился на островке реки Каркингир в 40 км к северу от Джезказгана в условиях снежной бури, и был обнаружен лишь на следующий день. Стартовавшая 8 января 1973 года «Луна-21» Е-8 доставила «Луноход-2» — заметно усовершенствованный самоходный аппарат. Он успешно работал на лунной поверхности до 4 июня 1973 года, пройдя расстояние 37 км — в 3,5 раза большее, чем предшественник, и передав на Землю 93 телефотометрических панорамы и около 89 тысяч снимков малокадрового телевидения. Кроме того, он измерял химсостав грунта и напряженность магнитного поля. Источник 29 мая 1974 года на окололунную орбиту улетел очередной картограф — станция «Луна-22» Е-8ЛС , успешно выполнявшая задачу до декабря 1975 года. Было проведено четыре сеанса картографирования поверхности Луны запланированный пятый сеанс отменили в связи со значительным понижением перицентра орбиты.
Полученные телевизионные панорамы отличались хорошим качеством. Высотомер проводил подробное изучение характера рельефа исследуемых участков; химсостав лунных пород определялся по их гамма—излучению. Следующая «луночерпалка» создавалась по модернизированному проекту Е-8-5М. Эту станцию, имеющую усовершенствованный механизм бурения, запустили 28 октября 1974 года под названием «Луна-23». Из—за отказа измерителя скорости и прилунения на крутой склон станция опрокинулась в сторону грунтозаборного устройства и получила механические повреждения. Был разгерметизирован приборный отсек, отказал один из передатчиков, грунтозаборное устройство в рабочее положение привести было невозможно. Возвратную ракету запускать не стали, но связь с «Луной-23» продолжалась до 9 ноября. Снимок опрокинутой на бок станции «Луна-23», сделанный американским орбитальным зондом LRO D-посадочная ступень; А-возвратная ракета.
Фото NASA 16 октября 1975 года была предпринята попытка запуска следующей станции типа Е-8-5М, которая завершилась аварией из-за отказа блока «Д». Ночное прилунение произошло неподалёку от мест неудачных посадок предыдущих станций: в 2 400 м от точки, где села «Луна-23» и вблизи района падения «Луны-15». Целью полета было получение проб грунта с глубины более 2,5 м на поверхности маскона. Бур смог проникнуть на глубину 2,25 м под небольшим углом наклона. Образцы общей массой 170,1 г оказались на Земле 22 августа. Посадка произошла в 200 км севернее Сургута. Макет станции «Луна-24» в Мемориальном музее космонавтики. Обратите внимание на грунтозаборное устройство.
Источник Этот полет оказался последним: всего в Советском Союзе были запущены 11 станций Е-8-5, из которых только 5 полностью или частично выполнили свою задачу. Успехи луноходов были более значительны: две из трех станций Е-8 выполнили задачу. Поскольку посадочная платформа Е-8 показала себя с хорошей стороны, на ее базе были реализованы не только «луночерпалки» и луноходы, но и тяжелые лунные спутники Е-8ЛС. Позднее платформа была модифицирована — на ее основе создали автономную двигательную установку для зондов «Фобос», запущенных в 1988 году, а также разгонный блок «Фрегат», успешно используемый в наши дни. Однако самые большие перспективы задела так и не были реализованы. Современный разгонный блок «Фрегат» - потомок посадочной платформы КТ проекта Е-8. Источник Недавно рассекреченные «Роскосмосом» материалы позволяют узнать о нескольких интересных проектах лунных станций на основе Е-8-5М и Е-8. В 1975 году в НПО имени С.
Лавочкина был подготовлен документ «Предложение по использованию объектов типа Е8 для исследования Луны и окололунного пространства в 1977 — 1980 годы», где, в частности, отмечается, что на 1983 года «планируется обеспечить посадку автоматических станций на невидимую сторону Луны с последующей доставкой образцов грунта на Землю». Для решения задачи предполагалось привлечь лунные искусственные спутники-ретрансляторы. Кроме научной ценности, данные миссии должны были закрепить советские приоритеты в лунных исследованиях, так как до тех пор «ни один космический аппарат не совершал посадку на невидимой стороне Луны». Однако в период с полета «Луны-24» и до запуска станции на «темную сторону» страна могла потерять приоритет, поскольку NASA планировало высадить на невидимую сторону свой зонд. Новые советские лунные станции и спутники предлагалось создавать на базе перспективных комплектующих систем, что могло привести к затягиваю сроков, в связи с чем предлагалось ускорить высадку за счёт применения проверенной матчасти: Е-8-5М посадочная станция Е-8 и Е-8ЛС спутник ретранслятор Е-8Л1С. Такое решение позволило бы осуществить экспедицию уже в 1977 году. Один из вариантов усовершенствованной станции для доставки образцов грунта Е-8-5М. Лавочкина были изготовлены третий луноход, а также ещё одна станция для доставки грунта.
С помощью этого лунохода возможно было уже в 1978 году «исследовать распространение радиоволн на поверхности Луны с целью изучения загоризонтной радиосвязи для использования этого принципа в дальнейшем при создании лунных баз». В 1979 — 1980 годах предлагалось «произвести крупномасштабное фотографирование всей поверхности Луны, а также отдельных районов с высоким разрешением, с доставкой фотопленки на Землю! Это мог сделать усовершенствованный аппарат на базе Е-8-5М.
«Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен?
Каждое колесо с собственным приводом — мотор-колесо, как их еще называют. Упругая подвеска — пучковые торсионы без центрального стержня, изготовленные из титанового сплава. Каждый движитель с пиротехническим устройством для разблокировки колеса — если вдруг заклинит при движении по Луне. В создании шасси участвовал даже Харьковский велосипедный завод — там выполняли балансировку и «спицевание» колес. Первая — вперед! Сообщалось, что «управление движением «Лунохода-1» производится из Центра дальней космической связи ЦДКС с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности». Уже на следующий день ТАСС информировал, что без человеческого вмешательства планетоход обойтись не может.
В сообщении от 19 ноября говорилось, что в процессе работы решалась «отработка метода управления самоходным автоматическим аппаратом… Система теленаблюдения и радиотелеметрии позволили операторам, осуществляющим управление луноходом из ЦДСК, уверенно вести самоходный аппарат по маршруту, контролировать прохождение препятствий и следить за состоянием бортовых систем». Завеса тайны была приоткрыта — есть у лунохода водители. Их многоступенчатый отбор и дальнейшее обучение навыкам вождения лунного «внедорожника» проходили в обстановке строжайшей секретности. Из почти пятидесяти кандидатов остались только одиннадцать. Без имен и фамилий их представили на страницах газеты «Правда», публикуя репортаж из пункта управления луноходом в Симферопольском центре дальней космической связи: «Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек — рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами СССР» кстати, эти значки приобрел для своих товарищей Вячеслав Довгань — водитель второго экипажа. Управляли сначала первым, а затем и вторым луноходом экипажи двух команд, работавших поочередно.
В каждой команде — пятеро: командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода. А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами. Через два часа за управление садился второй экипаж. Потом мы опять менялись — и так девять-десять часов». Сложно было представить, что управляет луноходом человек, находившийся от транспортного средства...
Основная трудность была в скорости обновления картинки на мониторе перед водителем. Поэтому луноход с задержкой реагировал на команды водителя.
Этим и объясняется, что первые эксперименты с его помощью были проведены в 1971 году в СССР и во Франции. То есть, можно не сомневаться, что «Луноход-1» действительно находился на Луне. Однако вдруг он перестал отражать лазерные лучи. Будто бы быстро убрался с того места, в котором только что был. Или провалился куда-то… Словом, пропал. По крайней мере, так казалось с Земли. Ищут, но не могут найти «Луноход-1» перестал моргать в ответ 14 сентября 1971 года.
И с тех пор его настойчиво ищут. Ищут зачем-то американцы. Но не находят. Последняя попытка была предпринята НАСА 3 года назад. Ученые посылали лазерный импульс в предполагаемое место нахождения аппарата — в район Моря Дождей. Никто так и не ответил. Хотя, особо прицеливаться не надо: тончайший луч, достигая Луны, расширяется. Площадь его пятна на поверхности достигает 25 квадратных километров. Трудно промазать… Исследователи мазали, но не сдавались.
И тут появился шанс зайти с другой стороны. А именно — сначала поискать аппарат визуально. И на тех, которые были сделаны с высоты 50 километров, все-таки удалось разглядеть советскую станцию «Луна-17». Сначала американцы нашли советскую автоматическую станцию «Луна-17», которая доставила «Луноход-1» Посадочный модуль «Луны-17»: он и виден на предыдущем снимке. Калифорнийцы посмотрели куда, в итоге, вела колея. И на других снимках обнаружили «горошинку» первого лунного самоходного аппарата. К нему 22 апреля нынешнего года был послан луч. Направлен с помощью мощного телескопа с лазером, установленного в обсерватории Apache Point Observatory in Sunspot, New Mexico. И был получен ответ.
Читайте также: Гелий-три — энергия будущего Его вернули Ответ, мгновенно поступивший с Луны, конечно, обрадовал. Но и озадачил. Он был столь четким, словно бы отражатель кто-то почистил. Да еще точно повернул в сторону Земли. А тут — более 2000 с первой попытки. Это очень странно. Исследователь удивляется еще и потому, что сам обнаружил: эффективность действующих на Луне отражателей снизилась примерно в 10 раз. То есть те, которые были оставлены на «Луноходе-2» и установлены астронавтами миссий «Аполлон-11», «-14» и «-15» сильно испортились.
Во время миссии «Лунохода-2» использовалась уникальная для своего времени лазерная система связи и определения координат, которая впервые в мире была применена для передачи информации для управления луноходом.
Программа находится на грани срыва, а о ней даже упомянуть никому нельзя — секретность. Кемурджиан, в состоянии красного каления, требует: в течение четырех дней возобновить испытания. Тут вспомнили: военные, у них здесь эскадрилья. Через день появился какой-то человек: «Деньги вечером — бензин утром». Только цена вдвое выше государственной и оплата, конечно, наличными. За 25 тонн бензина и тонну масла — 10 000 рублей, это стоимость пары автомобилей. Кемурджиан на месте увеличивает сумму договора, и уже через сутки приходит телеграмма: деньги перечислены. В назначенное время там стояли 125 бочек бензина и 5 бочек масла. Прерванные после аварии испытания возобновились 26 августа и продолжались примерно до 10 сентября. А в случае повреждения спускаемого аппарата луноход обеспечил бы доставку космонавта к запасному кораблю, который должен был совершить посадку заранее. Не случайно за ходовыми испытаниями «Лунохода-1» на Камчатке наблюдал космонавт Евгений Хрунов, входивший в группу потенциальных лунных пилотов. Впоследствии на Камчатке испытывали «Луноход-2», который прошел по Луне 37 километров, «Луноход-3», оставшийся на Земле из-за нехватки ракет «Протон», а также шестиколесный прототип лунохода для так и несостоявшегося советского пилотируемого полета на Луну. Читайте также Луна, прощай: последняя фотография астронавта на спутнике Земли Второй тест-драйв Осенью 1969-го старт «Лунохода» не состоялся. Его отложили на год, что позволило в июле — сентябре 1970 года провести еще одну серию испытаний в районе вулкана Толбачик. На этот раз тоже не обошлось без происшествий. По пути из Ленинграда в Петропавловск-Камчатский потерялись два ящика с узлами «Лунохода». Несколько дней их пытались разыскать по аэропортам, где садился рейс, и когда скрывать от КГБ утрату секретного груза больше было нельзя, ящики нашлись в Магадане, где их выгрузили по ошибке и как «чужие» даже не приняли на склад. Совсекретное оборудование так и простояло почти неделю на улице. На Земле сетчатые колеса лунохода укрепляли сплошными металлическими пластинами Источник: Sovfoto via Legion Media К счастью, дальше все пошло гладко. Машину успешно откатали. Она уверенно, практически без пробуксовки взбиралась по 20-градусным сыпучим склонам с креном далеко за пределами допусков, установленных для движения по Луне, куда «Луноход-1» отправился спустя два месяца. После этого ее статус был повышен с экспериментальной площадки до полигона, и с тех пор там неоднократно испытывались прототипы различных планетоходов, включая «Луноход-2», так и не полетевший «Луноход-3», а также ряд зарубежных моделей. А вот «левый» бензин для секретных испытаний «Лунохода» в 1969-м едва не стоил Штейнбергу карьеры.
Американцы вcе-таки обнаружили советский «Луноход-1». Он не на Земле
Американские ученые попали в советский луноход лазерным лучом — такая новость появилась в пишущих о науке СМИ в конце апреля. Как развивалась лунная программа в Советском Союзе и России? И почему СССР так и не смог реализовать проекты по облету Луны и высадке на нее экипажа? читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! «Лунохо́д-1» — луноход, первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года. 16 января 1973 года автоматической станцией Луна-21 был доставлен на Луну Луноход-2 второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов.
«Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…»
Об одном из самых успешных в СССР запусках межпланетной станции Луна-2, достигшей поверхности спутника задолго до Луны-25 в 1959 году, рассказывает ФедералПресс. 17 ноября 1970 года советский космический аппарат «Луна-17» доставил на Луну автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева. Памятником лунной программе СССР стал «Луноход-3», который можно увидеть своими глазами.
Навигация по записям
- Кто придумал планетоход
- Космическая станция "Луна-21" и "Луноход-2" | РИА Новости Медиабанк
- Догнать и перегнать Америку — на Луне
- Неизвестные факты о советских луноходах / Назад в СССР / Back in USSR
- «Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
- Публикации
«Луноходу» — 50: чем знаменит первый в истории аппарат по исследованию Луны
17 ноября 1970 года советская космическая программа совершила еще один эпохальный шаг – «Луноход-1» проехал свои первые метры по внеземной поверхности. Памятником лунной программе СССР стал «Луноход-3», который можно увидеть своими глазами. Как Советский Союз совершил посадку на Луне. На днях канадский исследователь Фил Стук из Университета западного Онтарио сообщил, что обнаружил исчезнувший советский "Луноход". #СекретныеХроники«Луноход-1» (Аппарат 8ЕЛ № 203) — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 197.
«Луноход-1»
Находился центр управления под Симферополем, а длительность контакта с «Луноходом» составляла 9 часов в сутки. Зачем трудились «Луноходы»? С одной стороны, «Луноходы» не могли собрать принципиально новой информации о Луне. Ну да, изучали мелкие кратеры, делали фото. Конечно, роль их во многом была политической. И экспериментальной. Планировали, что следующее поколение «Луноходов» будет возить уже советских космонавтов. Снимок лунной поверхности, сделанный советским дистанционно управляемым самоходным аппаратом «Луноход-2». Январь 1973 года Источник: Getty Images Тем не менее научная работа «лунных тракторов» не ограничивалась фотосъемкой поверхности. Они собрали массу полезной информации.
Упомянутый выше блок приборов «Рифма» был рентгенофлуоресцентным спектрометром и измерял химический состав лунного грунта. С помощью прибора оценки проходимости изучали физико-механические свойства лунного грунта. На «Луноходе-2» был установлен магнитометр, непрерывно проводивший измерения. Правда, помехи от мотор-колес сильно осложнили интерпретацию результатов, и все же данные получились интересные. Уголковые отражатели, установленные на «Луноходах», позволили с помощью направленных с Земли лазеров точно измерить расстояние до Луны в разное время и уточнить ее орбиту.
Фактически в сеансах связи это соотношение не превышало 200». В тексте документа содержится интересная информация о работе малокадрового телевидения. Несмотря на то, что эта система отлично показала себя и работала без сбоев, на практике был выявлен ряд конструктивных недостатков, которые необходимо было устранить к следующей миссии лунохода. Речь идет о высоте установки камер и необходимости использования бленды.
Кроме того, разработчикам приборов для «Лунохода-1» пришлось столкнуться с еще одной проблемой: «Необходимо отметить, что коэффициент отражения лунной поверхности в зоне посадки «Луны-17» оказался значительно ниже определенного астрономическими способами с Земли, что уменьшало световую модуляцию видеосигнала и контраст изображения». Всего система малокадрового телевидения проработала на Луне 120 часов в течение 11 лунных дней. С учетом работы в ходе испытаний она наработала более 200 часов при ресурсе по техническому заданию — 150 часов в течение трех лунных дней. На Землю с Луны было передано свыше 20 тысяч кадров. Фототелевизионная система, которая передавала на Землю знаменитые панорамы Луны, в целом также отработала хорошо. Небольшие проблемы возникли лишь с нарушением синхронизации одной из камер, а также вызванным низким коэффициентом усиления антенны ОНА длительным периодом передачи каждая круговая панорама передавалась как минимум 25 минут. Несмотря на это с «Лунохода-1» было получено 218 панорам. Панорама, снятая «Луноходом-1» Интересно, что фототелевизионная система использовалась для движения лунохода, когда радиолиния уже не могла передавать данные малокадрового телевидения: «С помощью фототелевизионных панорам производилась оценка труднопроходимых участков маршрута лунохода.
Первый опытный образец планетохода собрали через пять лет после начала разработки. Проектировать его было трудно: информации не хватало. Инженеры даже до конца не понимали, какой на Луне грунт, из-за чего правильно подобрать шасси под него было невозможно. Модель, созданная специально для перемещения по «рыхлой, сыпучей земле», оказалась неудачной: ее гусеницы забивались песком, машина вязла и не могла двигаться дальше. Тогда Кемурджиан решил заменить гусеницы на опорные колеса, чтобы аппарат был более маневренным, и это помогло. Отправка «Лунохода-1» в космос В 1966 году на космодроме Байконур уже готовились к запуску человека на Луну. В это же время на Камчатке, в покрытой вулканической пылью пустыне, где грунт был очень похож на лунный, испытывали первый советский луноход. В феврале 1969-го на Байконуре впервые состоялся запуск космического корабля с планетоходом на борту, но на 52-й секунде полета у ракеты разрушился головной обтекатель, и она разбилась. Отправить планетоход в космос получилось только 10 ноября 1970-го, когда на Луне уже успели побывать американцы. С помощью запущенной в сентябре того же года межпланетной станции «Луна-16» советские конструкторы смогли наконец добыть образцы настоящего лунного грунта, которые помогли доработать аппарат. На поверхности спутника Земли он находился 11 лунных дней — примерно 10 с половиной земных месяцев. За это время «Луноход-1» передал на Землю более 200 лунных панорам и 25 тысяч обычных фотографий — втрое больше, чем рассчитывали получить советские ученые. Аппарат проработал до 14 сентября 1970 года. Сегодня он по-прежнему находится на поверхности Луны: в марте 2010 года он попал на снимки орбитального зонда. В «Луноход-2» для лучшего качества снимков и более подробного исследования лунных ландшафтов добавили еще одну фотокамеру на уровне человеческого роста. Кроме того, аппарат сделали значительно быстрее своего предшественника, и до сих пор он остается самым скоростным из советских лунных «роверов». За четыре месяца работы «Луноход-2» прошел 42 километра — рекордно большое расстояние, которое только в 2015 году смог превзойти американский планетоход Opportunity. На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева.
Вот и получалось, что пока формируется картинка, луноход продолжает движение, а после того, как изображение появлялось, экипаж мог обнаружить свой аппарат уже в кратере. Ввиду большого напряжения, экипажи сменяли друг друга каждые два часа. Таким образом, «Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал множество снимков и панорам и так далее. В итоге радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс и луноход «замёрз». Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену. К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов. Дадим слово водителю экипажа Вячеславу Георгиевичу Довганю: «Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя. Как выбираться? Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются. Мы попробовали выехать и зацепили лунный грунт.
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
Советский аппарат 8ЕЛ №203, более известный, как "Луноход-1" успешно работал на поверхности Луны с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года, то есть 10,5 земных месяцев. 16 января 1973 года автоматической станцией Луна-21 был доставлен на Луну Луноход-2 второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов. В готовом виде «Луноход-1» являл собой герметичный перевернутый усеченный конус с приборами на самоходном шасси. Советская детская игрушка «Луноход» с дистанционным управлением 10 ноября 1970 года в СССР был произведён запуск космической станции «Луна-17».
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Гордость СССР: каким был первый луноход
- Американцы вcе-таки обнаружили советский «Луноход-1». Он не на Земле
- Борьба с неизвестностью
- Советские луноходы: обзор, история и интересные факты