Сирано де я о трагической любви поэта, сатирика, острослова и дуэлянта Сирано де Бержерака к своей кузине красавице. Драма (героическая комедия) в 5-ти действиях в стихах, 1897 год. СИРАНО де Бержерак Савиньен [1619-1655] – французский драматург, поэт и философ. Скачать книгу Сирано де Бержерак автора Эдмон Ростан.
Ростан Эдмон - Сирано де Бержерак
Ростан Эдмон - Сирано Де Бержерак, скачать бесплатно книгу в формате fb2, doc, rtf, html, txt | вуалью, и герцог де Гиш, постаревший, но великолепный. |
Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак | «Новая Атлантида» – утопическое произведение ученого и философа, основоположника эмпиризма Ф. Бэкона «Государства и Империи Луны» – легендарная утопия родоначальника научной фантастики, философа и ученого Савиньена Сирано де Бержерака. |
"Сирано де Бержерак": краткое содержание, сюжет пьесы
Перо острее шпаги. Полемические и сатирические послания Сирано де Бержерака, разошедшиеся по Парижу в рукописных копиях, были посвящены разным современным явлениям и личностям. В письме «Дуэлянт» он иронизирует над собой и над бретерами; в письме «Трус» высмеивает бесчестных дворян, уклоняющихся от дуэлей; в письме «Против похитителя мыслей» громит плагиаторов; в письме «В защиту колдунов» вступается за жертв религиозных фанатиков; в письме «Против влиятельного человека» обрушивается на актера Монфлери, бездарного, напыщенного декламатора непомерной толщины, которому он и взаправду как и в пьесе Ростана запретил появляться на сцене. Но наибольшую известность приобрели стихотворные сатиры Сирано де Бержерака на кардинала Мазарини — «мазаринады». Мазарини ненавидели все — за то, что он «варяг», за изнурительную войну, за непосильные налоги, за покровительство своей многочисленной родне, за привлечение наемников-иностранцев; а народная молва приписала ему все мыслимые грехи. Шутили, что «одна половина Парижа платит другой половине, сочиняющей памфлеты против Мазарини». Самая талантливая и злая «мазаринада» Сирано де Бержерака называется «Прогоревший министр». В подзаголовке обозначен жанр: «бурлеск» — комическое смешение высокого и низкого, сатирическое содержание в возвышенной форме.
Но о главном — о разорении страны — Сирано пишет с болью и гневом: Уловки вам не помогли — Вы, злобный дух моей земли, Корысти в жертву принесли Вас не избавит от петли Ни ваша хитрость, ни двуличье. При кардинале Ришелье автор этих строк сразу оказался бы в Бастилии! Мазарини был не так скор на расправу, он умел ждать, но и обид не забывал. Около 1645 года Сирано де Бержерак неожиданно исчез из круга друзей и знакомых. А когда вернулся, прочитал им свои новые произведения. Вероятно, он объяснял свое отсутствие необходимостью сочинять в одиночестве. Но все заметили, как сильно он изменился: побледнел, осунулся, густые волосы его поредели.
Друг Лебре писал о неназванной болезни, снедавшей его. Позднее была обнаружена нотариально заверенная долговая расписка Сирано де Бержерака некоему Эли Пигу, «парижскому цирюльнику и хирургу», на 400 ливров большие деньги за «лечение и избавление от тайной болезни». Заметим в скобках, что такие временные отлучки по причине обострения «тайной болезни» были в обычае этого и последующих столетий. Лечить «дурную болезнь» пытались, но полностью излечивать научились только с появлением антибиотиков. В XVII веке применяли опыт итальянских врачей — лечили малыми дозами ртути. Вероятно, так пользовал пациента и «парижский цирюльник и хирург». Но такой метод лишь подавлял внешние симптомы.
К тому же ртуть обезображивала больных еще до того, как их начинала уродовать болезнь на поздних стадиях. После лечения Сирано воспрянул духом: он верил, что окончательно выздоровел. Кроме того, чувство юмора и жизнелюбие не позволяли ему впасть в уныние. В это время его окрылил первый театральный успех: в 1646 году состоялась премьера его комедии «Одураченный педант», которая долго исполнялась с большим успехом. В ней Сирано де Бержерак свел наконец счеты с учителями-мучителями своих юных лет, с гонителями всего нового. Это был первый опыт Сирано-драматурга, но пьеса так свежа и оригинальна, что ее мотивы легко узнаются не в одной комедии Мольера, а две сцены почти без изменений включены в «Плутни Скапена» правда, это произошло уже после смерти Сирано. В то время даже признанные мастера не могли порой удержаться от заимствований.
Живой язык комедии особенно нравился публике, многие реплики и bon mot острота из «Одураченного педанта» вошли в поговоркиенного педанта»ез изменений включены в « была так свежа и оригинальна, что ее митивы пслуих стадиях развития. В 1648 году скончался отец де Бержерака. Небольшое наследство позволило Сирано расплатиться с долгами. Но вскоре нужда опять заключила его в свои объятия. Путешествие на Луну. Эту книгу можно, хотя и с оговорками, назвать одним из первых научно-фантастических романов. Герой повествования, возвращаясь с пирушки, заспорил с друзьями о том, что такое Луна, и выразил свое мнение: «Луна — такой же мир, как наш, причем наш служит для него луною».
Друзья подняли это предположение на смех, и тогда наш герой решил попусту не спорить, а просто отправиться на Луну. После нескольких неудачных попыток он все-таки полетел в Космос на машине, увешанной рядами «летучих ракет» что-то вроде многоступенчатой ракеты с реактивным двигателем. На Луне герой сразу попадает в библейский Эдем. Да-да, райский сад, оказывается, находится на Луне, там обитали Адам и Ева, оттуда они бежали от гнева Божьего на Землю. А наш герой застает там лишь нескольких праведников, которые вознеслись еще при жизни: Еноха и Илию Пророка. Илия и поведал герою эту новую версию Священной истории. Сообщил по секрету, что со времен грехопадения в каждом человеке живет Змей-искуситель: кишки — это и есть свернувшийся клубком Сатана.
Наш космонавт не удержался от рискованной шутки: «Я заметил, что змей делает беспрестанные попытки выйти из мужского тела; голова его и шея то и дело показываются у нас под животом». Причем мучениям подвергаются и женщины: «Бог пожелал… чтобы змей набрасывался и на женщин и вводил в них свой яд, причем чтобы вздутие после укуса держалось девять месяцев». Ну какой праведник станет терпеть подобные речи? Богохульника выгнали из райского сада. Он попал в Империю лунных жителей, населенную диковинными существами, хотя и похожими на людей, но «двенадцати локтей ростом» 5 метров и передвигающимися на четырех конечностях. Там его долго держали в клетке, как обезьяну. Герою понадобилось заступничество высокоразвитого уроженца Солнца, чтобы получить право жить на воле.
В государстве «селенитов» «все не как у людей»: питаются они запахами яств, расплачиваются не деньгами, а… стихами; воюют по справедливым правилам, уравняв сперва количества войск и их вооружение, а победу определяет международный суд. Претерпев множество приключений, герой возвращается на Землю еще более диковинным способом: уцепившись за грешника — селенита-атеиста, которого дьявол уносил в ад. И только молитва помогла путешественнику невредимым оказаться в нашем мире. В книге есть и научные прозрения идея о множественности миров, о неравномерности течения времени на Земле и в Космосе , и предсказание технических открытий воздушный шар, парашют, аудиозапись , и социальные проекты устройства государства в духе Кампанеллы, и многое другое. Наряду с серьезными идеями книга содержит множество остроумных выдумок, вроде того, что селениты живут в домах на колесах, которые можно время от времени перевозить на новое место; их ружья заряжены специальными патронами, которые одновременно ощипывают и поджаривают дичь не из этого ли источника рассказ Мюнхгаузена «Куропатки на шомполе»? Сирано де Бержерак считал остроумие одним из главных достоинств человека, тем более — сочинителя. Это уже впоследствии остроумие стали понимать как чувство юмора, а в те времена оно означало оригинальность мышления.
В этом смысле «Другой мир…» де Бержерака — в высшей степени остроумное произведение. Кстати, автор наделил жителей Луны большими носами, потому что «большой нос — признак остроумия, учтивости, приветливости, благородства, щедрости, маленький же нос свидетельствует о противоположных чертах». Тут Сирано польстил себе, ибо сам обладал весьма внушительным носом. Как и прежде, разгневались ханжи и святоши, да и то потому, что приняли рассуждения героев книги за убеждения самого автора. Нет, герой «Другого мира…», когда он серьезен, рассуждает как христианин.
Наряду с серьезными идеями книга содержит множество остроумных выдумок, вроде того, что селениты живут в домах на колесах, которые можно время от времени перевозить на новое место; их ружья заряжены специальными патронами, которые одновременно ощипывают и поджаривают дичь. Кстати, автор наделил жителей Луны большими носами, потому что «большой нос — признак остроумия, учтивости, приветливости, благородства, щедрости, маленький же нос свидетельствует о противоположных чертах».
Тут Сирано польстил себе, ибо сам обладал весьма внушительным носом. В 1654 году печатная книга Сирано де Бержерака «Разные произведения господина де Бержерака», включающая комедию «Одураченный педант» и 47 писем. Сирано был полон творческих планов, но случилось несчастье. Упала или была сброшена? Враги Сирано, конечно, мечтали расправиться с ним, но одолеть Неустрашимого в бою еще никому не удавалось. Поэтому хитро подстроенный «несчастный случай» был предпочтительнее. Сирано выжил, но не вставал с постели.
Раненый де Бержерак жаловался, что «брошен герцогом на произвол судьбы». Ему пришлось скитаться, что называется, «по квартирам». Возможно, он оправился бы и на этот раз, однако травма и общее ослабление организма, по-видимому, спровацировали возвращение у него сифилиса в самой тяжелой форме, которым он страдал с молодости но течение которого ему удалось приглушить Врачам, оплаченным друзьями Сирано , удалось унять изнурительные «приступы жестокой лихорадки», но жизнь его угасала. В последние 14 месяцев жизни он продолжал работать. К великому несчастью, во время одного из переездов вор похитил сундук с рукописями. Среди них были новые фантастические сочинения Сирано де Бержерака «История Искры» и «Государства и Империи Солнца» первое исчезло бесследно, а неоконченная рукопись второго была опубликована в 1662 году. До последних дней Сирано навещали друзья Но даже и перед смертью он , крепился, развлекал гостей веселыми разговорами, но меланхолия мало-помалу овладевала им.
Его уже тяготил этот мир. Он попросил превезти его в Саннуа, к двоюродному брату. Там он и умер 28 июля 1655 года, «по-христиански», как записано в церковной книге, и был похоронен в местной церкви, в склепе семьи Сирано. Всю жизнь он провёл в бедности и лишениях и умер нищим. Образ Сирано де Бержерак нашел своё широкое отображение в искусстве - художественной литературе и кинематографе. На разных языках о нём написано более 20 книг в том числе роман А. Казанцева "Клокочущая пустота", про него снят ряд фильмов.
Ростана "Сирано де Бержерак" Образ Сирано вдохновлял не только писателей, но и композиторов: его жизни и похождениям посвящены опера Франко Альфано «Сирано де Бержерак» 1936, заглавная партия вошла в репертуар Пласидо Доминго и мюзикл Кара Караева «Неистовый гасконец» 1973. В Сирано установлены два памятника Сирано де Бержераку - один из белого известняка, другой из бронзы. Здесь похоронен поэт, бретер, философ, Не разрешивший жизненных вопросов;.
Причина такого решения также не уточнялась. В начале апреля глава Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией Виталий Бородин обратился в МВД и Генпрокуратуру с просьбой проверить Козловского на экстремизм и дискредитацию российской армии. Поводом стало интервью актера, в котором он якобы призывал людей выходить «поорать в центре города на миллионной акции антиправительственные лозунги», а также высказывания артиста против военной операции на Украине. Кроме того, активист сообщил, что подготовил запрос в контролирующие органы о проверке Козловского на наличие американского гражданства. Сам актер заявил , что «призывы к митингам», о которых идет речь в жалобе Бородина, были сказаны «на съемочной площадке исторического сериала про революцию, перед актерами массовых сцен, на сцене пикета» при объяснении актерской задачи.
Козловский также отметил, что не покидал Россию, а в США уезжал «на несколько дней», поскольку там живет его ребенок.
Он на самом деле был отчаянно некрасив, повеса и забияка, он в двадцать шесть лет заразился сифилисом, из-за чего оказался прикованным к постели, где и написал несколько фантастических романов. Что самое странное: в этих романах много научных предсказаний. Следует признать, что это далеко не единственный случай, когда фантасты предсказывали будущие изобретения — кто-то понимал, куда будет двигаться наука, кто-то обладал знаниями о строении вселенной как Свифт, точно предсказавший количество спутников Марса , что заставляет предполагать некие древние знания, но сделать то, что сделал Бержерак, а именно предсказать, какие именно будут изобретения — такая прорицательская способность превосходит многие другие. Можно было бы сказать, что путешествие на Луну — это не оригинально, но Луна под боком, улететь туда — самая первая мысль, которая приходит в голову, да и вообще писал свою книгу Сирано в 150-м году. Так что кто неоригинален, так это многочисленные фантасты девятнадцатого века, а Сирано как раз первопроходец. Но начинает он роман практически как автор девятнадцатого века — с полёта на воздушном шаре. Ну, это не совсем шар — это склянки с росой, жидкость в которых под влиянием солнечного света превращаются в пар и… да-да, принцип тот же самый, они поднимают человека в воздух. Но, как и ожидаемо, «воздушные шарики» не могут перемещать по космосу, потому из ракет-шутих он сооружает лётное средство, причём используя принципы многоступенчатой ракеты это ровно так и названо , а также испытывает перегрузки и невесомость.
Действующие лица
- Другие книги автора
- Другие книги автора
- Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак. Четыре перевода. Героическая комедия в пяти действиях в стихах
- Полёт на Луну
- Александринский театр отменил спектакль после жалобы на дискредитацию ВС
Вернуться через столетия. Сирано де Бержерак
Сюжет[ править править код ] Парижский поэт, сатирик, острослов и дуэлянт Сирано де Бержерак слывёт бесстрашным и бесшабашным поединщиком. Ему нет равных ни на поле брани, ни на поле поэтических состязаний. Лишь одно смущает Сирано: он считает свой огромный нос несносным уродством. Одного слова «нос» достаточно, чтобы он вызвал собеседника на дуэль. Спровоцированный виконтом де Вальвером, сказавшим, что нос Сирано «весьма велик», поэт произносит тираду о носах и вызывает своего обидчика на поединок.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 июля 2011. Парижский поэт, сатирик, острослов и дуэлянт Сирано де Бержерак слывёт бесстрашным и бесшабашным поединщиком.
Ему нет равных ни на поле брани, ни на поле поэтических состязаний. Лишь одно смущает Сирано: он считает свой огромный нос несносным уродством. Одного слова «нос» достаточно, чтобы он вызвал собеседника на дуэль. Из-за своего «физического недостатка» он боится открыть свою любовь к кузине Роксане. Однажды Роксана, с которой они с Бержераком дружат с детства, признаётся, что её сердце покорил красавчик Кристиан, который как раз поступает в полк гасконцев, где служит и Сирано.
Премьеру «Сирано де Бержерака» зрители увидели на сцене областного Дворца культуры и искусства.
Мощь новой постановки - в этапном характере самой пьесы для любого театра. Написанное 125 лет назад произведение неоромантика Ростана переносит нас во Францию XVII века, со звоном шпаг, придворными сплетнями, очередной войной, на которой оказываются герои. И, конечно, - с любовными переживаниями. А стихотворная форма пьесы в классическом переводе Татьяны Щепкиной-Куперник и Соловьева погружает в добрую традицию европейской драматургии на русской сцене. Владимирский «Сирано» потребовал задействовать на сцене 35 актеров, как раз большинство молодых и среднего возраста так уж по пьесе — стариков в ней нет , а зрителя пригласила сопереживать диалогам и массовым сценам в течение трех часов со множеством действующих лиц. Антракт был только после первых двух часов насыщенных событий и меняющихся сцен, которые знакомят с героями и подводят к часовой кульминации и развязке.
Премьера интересна и особым прочтением «Сирано де Бержерака» от «приглашенного» постановщика Михаила Сопова — главного режиссера Новошахтинского драматического театра из Ростовской области. Михаил Сопов также известен как композитор, и взял на себя музыкальное оформление «Сирано» — пожалуй, наиболее новаторское явление в этом спектакле, «осовременивающее» старинную драму. Среди соратников постановщика есть и другие представители Новошахтинского театра — художник по костюмам Юрий Сопов, хореограф Татьяна Климова, художник по свету Борис Михайлов, видеохудожник Виталий Маркин. Автором впечатляющей сценографии стала главный художник Сургутского музыкально-драматического театра Кристина Данилина.
Сражаясь с дворянином, он одновременно сочиняет поэму об этом событии и побеждает эту битву. Но Сирано расстроен, потому что он влюбился в свою кузину Роксану, и ему не хватает храбрости ей в этом признаться, зная, что взаимности он врят ли дождется, потому что он некрасив. Появляется ее дуэнья и сообщает о том, что Роксана желает встречи с ним. В душе Бержерак надеется на взаимность. Тут появляется Линьер и попросил Сирано помочь ему расправиться с наемными убийцами, которые его поджидали.
На следующий день поэт появился в кондитерской Ранго, тут и была назначена встреча Роксане. Хозяин заведения пристает к Сирано с вопросами о вчерашних подвигах над убийцами. Но разговор ему неохотен, потому что он пишет письмо с признанием своей кузине. Приходит Роксана и рассказывает, что влюблена в Кристиана де Невиллета, и его должны перевести в полк, и умоляет быть для него покровителем. Сирано ей не отказывает в этой просьбе.
Эдмон Ростан - Сирано Де Бержерак
Два эпизода «Проученного педанта» были заимствованы Мольером в его «Проделках Скапена». В годы Фронды Сирано написал семь «Мазаринад» Masarinades , представляющих собой резкие памфлеты, где финансовой политике кардинала Мазарини противопоставлены идеи эгалитаризма. В дальнейшем, однако, Сирано изменил точку зрения и в «Письме против фрондёров» La Lettre contre Les Frondeurs, 1651 выступил как апологет абсолютизма. Кроме того, Сирано де Бержерак - автор «Сатирических писем» Lettres satyriques, 1654 , адресованных реальным лицам, в том числе Скаррону. Издатель существенно обеднил оригинальный текст писателя - лишь в XX веке он был восстановлен по обнаруженной рукописи. Повествуя о жизни на Луне, писатель раскрывает свою концепцию Вселенной и человека. Он смеется над системой Птолемея, отрицает бессмертие души и издевается над верой в чудеса. В романе ощущается влияние идеологии либертинажа и прослеживаются идеи гностицизма, алхимии, теософии, натурфилософии и средневековых мистиков. Сирано де Бержерак опирался на традицию Лукиана, Рабле, утопии Томаса Мора и Кампанеллы последний выведен в качестве одного из персонажей «Государств и империи Солнца». Непосредственным предшественником Сирано в описании путешествий на Луну считается англичанин Фрэнсис Годвин, автор романа «Человек на Луне» 1638 - главный герой Годвина, Доминик Гонсалес, вновь появляется на страницах «Государств и империи Луны». Умер 28 июля 1655 году в Саннуа.
Образ Сирано де Бержерака вдохновлял не только писателей, но и композиторов: его жизни и похождениям посвящены опера Франко Альфано «Сирано де Бержерак» 1936, заглавная партия вошла в репертуар Пласидо Доминго , мюзикл Кара Караева «Неистовый гасконец» 1973 , мюзикл Владимира Баскина «Сирано де Бержерак» 2013.
Прототипом главного героя выступает философ и поэт Сирано де Бержерак. По сюжету он храбр и талантлив, а единственный его недостаток — это нос, из-за насмешек над которым он всех вызывает на дуэли. Из-за этого главный герой не признаётся в любви своей кузине Роксане и пишет ей любовные письма от лица её возлюбленного — Кристиана.
Узнайте одно: на другой же день я нашел древо жизни, плоды которого сохраняют меня юным; змей был вскоре поглощен и должен был выйти вон в виде пара». На этих словах я перебил его и спросил: «Почтенный и святой патриарх, я очень желал бы знать, что вы разумеете под этим змеем, который был поглощен? С улыбкой он отвечал мне так: «Я забыл, о мой сын, открыть вам одну тайну, которая не могла быть вам известна. Так знайте же, что после того, как Ева и ее муж вкусили от запретного плода, бог, чтобы наказать змея, искусившего их, загнал его в тело человека. С тех пор не родилось ни одного человеческого существа, которое в возмездие за грех, совершенный его предками, не питало бы в своем чреве змея, рожденного от этого первого змея. Вы называете это кишками и считаете их необходимыми для отправления жизненных функций. Но знайте же, что это не что иное, как змей, сложенный несколько раз двойными петлями. Когда вы слышите различные звуки в ваших кишках, знайте, что это шипение змея, по обжорливости своего нрава некогда побудившего первого человека объесться; точно так же он и теперь требует для себя пищи. Ибо бог, который хотел наказать вас тем, что сделал вас смертными, как и остальных животных, сделал вас в то же время одержимыми этими ненасытными животными, так что если вы будете кормить его слишком обильно, вы задохнетесь; если будете отказывать ему в пище, когда он, голодный, своими невидимыми зубами кусает вас за желудок, он станет кричать, бушевать, извергать из себя тот яд, который ваши доктора называют желчью, и так воспалит вас ядом, который прольет в ваши жилы, что вы скоро истлеете. Наконец, чтобы вы могли убедиться в том, что ваши кишки — это действительно змей, который живет в вашем теле, вспомните, что змея находили в гробницах Эскулапа [30] , Сципиона [31] , Александра [32] , Карла Мартелла [33] и Эдуарда [34] , короля Англии, и что эти змеи питались телом своих хозяев». Но бог не захотел допустить, чтобы змей мучил одного только мужчину, он допустил, чтобы он ожесточился и на женщину и чтобы он бросал в нее свой яд, так что опухоль держится целых девять месяцев после укуса. И чтобы показать вам, что мои слова согласны со словом божиим, я вам напомню, как бог говорил змею, проклиная его, что сколько бы он ни заставлял женщину спотыкаться, идя против нее, она все же в конце концов заставит его склонить голову…». Я хотел продолжать эту чепуху, но Илия остановил меня: «Подумайте о том, — сказал он, — что это место священно». Он немного помолчал, как бы для того, чтобы вспомнить, на чем он остановился, и затем продолжал: «Я вкушаю плода от древа жизни только раз в сто лет. Его сок по вкусу несколько напоминает винный спирт. Я думаю, что это яблоко, которое ел Адам, было причиной долгой жизни наших праотцев, ибо в их семя проникла часть его силы, которая затем исчезла в водах потопа. Древо знания растет против него. Его плод покрыт кожицей, которая вызывает неведение во всяком, вкусившем ее; под толщей этой кожицы сохраняются, однако, все духовные свойства этого ученого кушанья. Некогда бог, изгнав Адама из этой блаженной местности и боясь, чтобы он не нашел опять дорогу, ведущую сюда, натер ему десны этой кожицей. С тех пор и в течение более пятнадцати лет он заговаривался и до такой степени все забыл, что ни он, ни его потомки до самого Моисея даже и не вспомнили о сотворении мира. Но остатки свойств, присущих этой толстой коже, окончательно рассеялись благодаря пылу и ясности ума великого пророка. Мне, к счастью, попалось одно из тех яблок, которые совершенно поспели и потеряли свою кожицу, и едва моя слюна смочила его, как тотчас же всемирное знание ударило меня прямо в нос; мне показалось, что бесконечное количество мелких глазков открылось в моей голове, и я познал, как говорить с богом. Когда впоследствии я стал обдумывать чудесное свое вознесение, я хорошо понял, что не мог бы обойти бдительности серафима, поставленного богом у врат рая, чтобы охранять его, если бы я пользовался одними скрытыми силами материи; мне это удалось, потому что бог любит иногда действовать косвенными путями. Я думаю, что он внушил мне этот способ проникнуть в рай; точно так же, как он захотел воспользоваться ребрами Адама, чтобы создать жену ему, хотя он мог точно так же сотворить ее из земли, как и его. Долго я гулял по этому саду, не имея никакого общества. Но наконец, так как ангел при вратах сада был мой главный хозяин, мне пришло желание приветствовать его. После часа пути я дошел до цели своего путешествия, ибо по истечении этого времени я пришел к такому месту, где тысяча молний, сливаясь в одну, давали такой ослепительный свет, что при нем можно было даже видеть тьму. Я еще не совсем оправился от этого происшествия, когда передо мной предстал прекрасный юноша. Я только что прочел мысль бога, что он внушил тебе средства попасть сюда и что он хочет, чтобы ты здесь ожидал дальнейшую его волю». Мы с ним беседовали о многих предметах, и между прочим он сказал мне, что тот свет, который, по-видимому, испугал меня, вовсе не страшен; что он загорается почти каждый день во время вечернего обхода ангела и вследствие того, что, во избежание неожиданных выходок со стороны колдунов, которые всюду проникают, ему приходится фехтовать своим огненным мечом, и этот свет и есть молния, вызванная игрой его стали. Если иногда они кажутся вам очень отдаленными, это потому, что далекие облака, в которых они отражаются, отбрасывают к вам эти легкие огненные образы, точно так же, как облака, иначе расположенные, могут создать радугу. Я не буду просвещать вас дальше, тем более что древо знания отсюда недалеко и когда вы съедите один из его плодов, вы будете так же учены, как и я. Но главное, бойтесь ошибаться: большинство плодов, висящих на этом дереве, окружены такой коркой, что если вы ее попробуете, вы сойдете в состояние ниже уровня человека, тогда как, вкусив мякоть плода, вы подниметесь до высоты ангела». На этом месте поучений серафима Илия остановился, и в это время к нам подошел небольшого роста человек. Едва он успел произнести эти слова, как Энох предложил нам корзину, полную незнакомых мне плодов, похожих на гранаты, которые он впервые нашел в этот самый день в отдаленной рощице. Я положил несколько таких плодов в карман по приказанию Илии, и тут Энох спросил его, кто я такой. Когда он произносил эти слова, мы подходили к чему-то похожему на шалаш, построенный из пальмовых ветвей, очень искусно переплетенных с ветками мирт и апельсинных деревьев. Тут я увидел в маленьком чуланчике кучи пряжи, такой белой и тонкой, что ее можно было принять за самую душу снега. Я видел также разбросанные по разным местам прялки, я спросил своего проводника, для чего они нужны. Вы, несомненно, видели в вашем мире, как осенью, приблизительно во время посева, по воздуху летают какие-то белые нити. Крестьяне называют это «нитками богородицы». Это те очески, от которых Энох очищает лен, когда он его расчесывает». Мы ненадолго остановились, чтобы проститься с Энохом, так как эта хижина была его кельей; нам пришлось его покинуть так скоро, потому что через каждые шесть часов он совершает свои молитвы, и шесть часов уже прошло со времени совершения последней. По дороге я стал упрашивать Илию окончить историю вознесений на Луну, которую он начал, и сказал ему, что он остановился, как мне помнилось, на святом евангелисте Иоанне. Так знайте же, что бог…». При этих словах не знаю каким образом впутался сюда дьявол. Как бы то ни было, но я не мог воздержаться от насмешек и прервал его: «Я вспоминаю, — сказал я ему, — богу как-то стало известно, что душа этого евангелиста настолько отрешилась от всего земного, что он удерживал ее в своем теле только тем, что крепко сжимал рот. Предвечная мудрость чрезвычайно была удивлена таким неожиданным случаем. Он предназначен к тому, чтобы во плоти быть вознесенным в земной рай! И, однако, час, когда, по моему предвидению, он должен был вознестись, почти уже прошел. Боже правый! Что скажут обо мне люди, когда узнают, что я ошибалась! Итак, в нерешительности предвечный был принужден, чтобы исправить свою ошибку, сразу его туда доставить, не имея времени заставить его потихоньку туда перебраться». Во время всей этой речи Илия смотрел на меня глазами, которые, казалось, были способны меня убить, если бы я мог умереть от чего-либо другого, кроме голода. Получил бы ты наказание поделом, если бы премудрый не захотел оставить тебя назидательным примером своего милосердия перед людьми. Вон, безбожник, вон отсюда! Пойди и объяви как в нашем маленьком мире, так и в другом — ибо ты предназначен к тому, чтобы туда вернуться, — какую непримиримую ненависть бог испытывает ко всем атеистам». Он едва произнес это проклятие, как схватил меня и силой потащил к вратам. Когда мы подошли к большому дереву, ветви которого, отягощенные плодами, склонялись чуть не до самой земли, он сказал: «Вот древо знания, от которого ты бы мог почерпнуть непостижимые познания, если бы не был неверующим». Только успел он это произнести, как я, делая вид, что мне дурно, с намерением упал на одну ветку, с которой ловко сорвал одно яблоко, один плод. Мне нужно было сделать еще только несколько шагов, и я был бы за пределами этого восхитительного парка. Однако мною до такой степени владел голод, что я забыл, что нахожусь во власти разгневанного пророка. Поэтому я вынул одно из яблок, которыми набил свой карман, и впился в него зубами, но, вместо того чтобы взять одно из тех, которые мне подарил Энох, моя рука упала на плод, который я сорвал с древа знания и который я, к несчастью, не очистил от кожи. Я только что успел отведать от него, как густой мрак окутал мою душу, я уже не видел перед собой ни яблока, ни Илии и никак бы не мог отыскать следов той дороги, которая меня сюда привела. Обдумывая впоследствии все это чудесное происшествие, я рассудил, что, вероятно, корка от плода, который я вкусил, потому не лишила меня окончательно разума, что мои зубы, прокусывая ее, в то же время слегка коснулись и мякоти, живительный сок которой ослабил зловредное действие кожицы. Я был чрезвычайно удивлен, увидя, что я совсем один и в совершенно неизвестной мне стране. Сколько я ни озирался кругом, сколько ни оглядывал окружавшую меня местность, я не видел ни одного живого существа, которое радовало бы взор. Наконец я решил идти вперед, до тех пор пока судьба не пошлет мне навстречу какое-нибудь живое существо или же смерть. Судьба действительно исполнила мое желание, и, пройдя четверть мили, я увидел перед собой двух больших и сильных зверей. Один из них остановился передо мной, другой с необыкновенной легкостью убежал по направлению к своему жилищу, по крайней мере я так предположил, ибо некоторое время спустя он вернулся в сопровождении более чем семи или восьми сотен подобных же зверей, которые и окружили меня. Когда я мог их разглядеть поближе, я увидел, что они похожи на нас как лицом, так и сложением и ростом. Это приключение напомнило мне слышанные мною в былые времена рассказы моей кормилицы о сиренах, фавнах и сатирах. От времени до времени эти звери издавали такое бешеное гиканье, вызванное, вероятно, моим видом, который приводил их в восхищение, что я сам чуть было не поверил, что превратился в чудовище. Наконец одно из этих существ, полулюдей, полузверей, ухватило меня за шиворот, так, как волк хватает овцу, перекинуло меня себе за спину и понесло меня в их город, где я был еще более удивлен, ибо увидел, что эти звери действительно люди, но что ни один из них не ходит иначе, как на четырех ногах. Когда я проходил мимо толпы этих людей и они увидели, как я мал ростом большинство из них имеют в длину более двенадцати локтей , а также и то, что мое тело поддерживается двумя только ногами, они не хотели верить, что я человек, ибо считали, что если природа одарила человека, как и зверя, двумя руками и двумя ногами, он должен пользоваться ими так же, как делают это они. И действительно, раздумывая впоследствии по этому поводу, я пришел к заключению, что такое положение вовсе не так нелепо: я вспомнил, что ведь дети ходят на четвереньках, пока единственной наставницей их является природа, и что они становятся на две ноги только по наущению своих нянек, которые сажают их в колясочки и привязывают ремнями, чтобы помешать им вновь упасть на четвереньки — единственное, собственно, положение, при котором человеческое тело естественно отдыхает. Оказывается, они говорили мне это разъяснили уже впоследствии , что я несомненно самка маленького животного королевы. В качестве ли этого животного, или чего-либо другого, меня повели прямо в городскую ратушу, где я понял из общего говора и из жестов как народа, так и членов магистрата, что они совещаются о том, чем бы я мог быть. После того как они долго обсуждали этот вопрос, некий гражданин, на котором лежала обязанность охранять редких зверей, стал упрашивать городских старшин сдать меня ему на хранение, пока королева не пришлет за мной, чтобы соединить меня с моим самцом. Этому не встретилось препятствий, и фокусник принес меня к себе в дом, где научил меня изображать шута, кувыркаться, строить гримасы; в послеобеденное время он брал деньги за вход и показывал меня желающим. Наконец небо, разгневавшись на то, что оскверняется храм его владыки, сжалилось надо мной, и однажды, когда шарлатан, привязав меня к веревке, заставлял меня через нее прыгать для развлечения праздной толпы, я вдруг услышал голос человека, который по-гречески спросил меня, кто я такой. Я крайне удивился, услышав, что в этой стране говорят так же, как у нас. Он стал расспрашивать меня, я ему отвечал и затем в общих чертах рассказал ему начало и счастливый исход своего путешествия. Он принялся меня утешать, и я помню, как он мне сказал: «Что делать, сын мой, вы расплачиваетесь за слабости людей вашего мира. Как там, так и здесь есть пошлая толпа, которая не терпит ничего такого, что для нее необычно. Знайте, что вам отплачивают той же монетой и что, если бы кто-нибудь из этой земли попал в вашу Землю и посмел назвать себя человеком, ваши ученые задушили бы его как чудовище». Он затем обещал мне осведомить двор о моем несчастье, он прибавил, что, как только он увидел меня, его сердце тотчас же подсказало ему, что я человек, ибо некогда он сам путешествовал по тому миру, откуда я явился; что моя Земля — это Луна, что я галл, что он жил в Греции, где его называли Демоном Сократа [36] ; что после смерти этого философа он жил в Фивах, где обучал Эпаминонда [37] и воспитывал его; что потом, когда он перешел в Рим, чувство справедливости заставило его примкнуть к партии младшего Катона; что после его смерти он отдался Бруту [38] , но когда после смерти всех этих великих людей на свете осталось только воспоминание об их добродетелях, он вместе со своими товарищами удалился из мира и жил то в храмах, то в уединенных и пустынных местах.
На его лице выделяется большой нос — мы помним, что именно он причина терзаний героя. Эту особенность внешности Бержераку «подарил» Ростан. В пьесе Сирано заключает соглашение с красавцем гвардейцем Кристианом — вместе они покоряют сердце прекрасной Роксаны: Красивой внешности я дать ей был не в силе… Не можешь ты ей дать красивых фраз… Так хочешь, чтоб её мы вместе обольстили? Сирано тайком подсказывает удачливому сопернику в разговоре с Роксаной красивые слова для обольщения: Какая тьма вокруг! Она не видит… Звёзды скупы… Не различит — луна слаба… Она его целует в губы, Целуя в них мои слова. Ростан, Сирано де Бержерак, перевод Владимира Соловьёва. Вернёмся к Сирано-человеку и отметим, что центральное место в его жизни занимала литературная деятельность. Он — автор остроумных политических сатир и эпиграмм, пьес и романов, стихов для парижских дам. Трагедия «Смерть Агриппины» и комедия «Проученный педант» представляют интерес для историков литературы. До сих пор читается с интересом его фантастический роман-дилогия «Иной свет, или Государства и империя Луны» и «Иной свет, или Государства и империя Солнца». Автор описывает воображаемые путешествия на Луну и Солнце, рассказывает о тамошних обитателях. Самый полный вариант рукописи был обнаружен и издан лишь в XX веке, до тех пор произведение издавалось с большими купюрами. Романы Сирано философские. В центре авторского замысла — концепция человека и его места во Вселенной. Известно, что Сирано де Бержерак много читал, следил за научными изысканиями, был знаком с известными писателями, учёными, философами. Существует неподтверждённая версия, что он был членом закрытого ордена Розенкрейцеров, где много внимания уделялось открытиям в науке. Сохранились труды, в которых Сирано предвосхищает научно-технический прогресс XX века, а именно описывает основные принципы термодинамики, теорию распространения звука, предлагает несколько вариантов передвижения по воздуху, размышляет о невесомости, о безграничности Вселенной и о возможности создания космической ракеты. Он даёт описание устройства радио, телевизора, магнитофона. По его собственному признанию, Сирано получил эти знания благодаря общению с «эфирными сущностями», потусторонними силами. Имя Сирано де Бержерака — нарицательное, и речь идёт не столько о наличии длинного носа, сколько о том, что перед нами поэт, дуэлянт, отчаянный смельчак и бесстрашный остроумец-забияка с обострённым чувством справедливости. Я надпись сочинил на собственной могиле: «Прохожий, стой! Здесь похоронен тот, Кто прожил жизнь вне всех житейских правил. Он музыкантом был, но не оставил нот. Он был философом, но книг он не оставил. Он астрономом был, но где-то в небе звёздном Затерян навсегда его учёный след. Он был поэтом, но поэм не создал!.. Но жизнь свою он прожил, как поэт! Сирано де Бержерак, Иной свет, или Государства и империя Луны, фрагмент, начало сноски опущены Светила полная Луна, небо было ясно и уже пробило девять часов вечера, когда я и четверо моих друзей возвращались из одного дома в окрестностях Парижа. Наше остроумие, очевидно, отточилось о камни мостовой, ибо в какую сторону оно ни обращалось, всюду оно заострялось, и как далека ни была Луна, она не могла от него спастись. Наши взоры утопали в великом светиле; один принимал его за небесное слуховое окно, сквозь которое просвечивало сияние блаженных, другой,убежденный в истинности старых басен, воображал, что, быть может, это Вакх там вверху содержит таверну и полную Луну повесил как вывеску; третий утверждал, что это гладильная доска, на которой Диана разглаживает воротнички Аполлона, наконец, четвертый — что это, быть может, само Солнце, что оно совлекло с себя одеяние своих лучей и в халате выглядывает сквозь отверстие на то, что творится на свете в его отсутствие. Что касается меня, воскликнул я, то желая присоединить свои восторги к вашим и не восхищаясь тем острием изнуренного воображения, которым вы погоняете время, чтобы заставить его двигаться быстрей, я думаю, что Луна — это такой же мир как и наш и что Земля, в свою очередь, служит ей Луной. Мои спутники ответили мне на это громким взрывом хохота. Точно так же, быть может, продолжал я, там, на Луне, смеются теперь над тем, кто утверждает, что этот земной шар есть мир. Но сколько я ни ссылался на то, что Пифагор, Эпикур, Демокрит, а в наши дни Коперник и Кеплер, придерживались такого же мнения, они только громче и громче хохотали.
Что знал Сирано де Бержерак
«Сирано де Бержерак» — пьеса французского драматурга Эдмона Ростана, созданная в 1898 году. Прообразом главного героя является поэт и философ Сирано де Бержерак. Сирано де Бержерак. Автор: Надежда Тэффи. Читает. Рубен Симонов Роксана - Алла. В пятницу, 21 апреля, стало известно, что в Александринском театре в Петербурге отменили показы «Сирано де Бержерака» после жалоб горожанина на дискредитацию ВС РФ. драматург, философ, поэт и писатель, один из предшественников научной фантастики?
Содержание
- Популярные книги
- Авторизация
- ТОП НОВОСТИ
- Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Савиньен Сирано де Бержерак
Сирано де Бержерак Савиньен
Переводчица к моменту встречи с “Сирано де Бержераком” была лично знакома с Ростаном, успешно его переводила. «Новая Атлантида» – утопическое произведение ученого и философа, основоположника эмпиризма Ф. Бэкона «Государства и Империи Луны» – легендарная утопия родоначальника научной фантастики, философа и ученого Савиньена Сирано де Бержерака. автор «Сатирических писем» (Lettres satyriques, 1654), адресованных реальным лицам, в том числе Скаррону. Главный герой, Сирано де Бержерак, известен своей бесстрашием и остроумием. Сирано де Бержерак Савиньен. Французский драматург, философ, поэт и писатель, один из предшественников научной фантастики, гвардеец.
Эдмон Ростан - Сирано Де Бержерак
СИРАНО́ ДЕ БЕРЖЕРА́К | "Приключения Сирано де Бержерака" Луи Галле были опубликованы на английском языке издательством Jarrolds Publishers (Лондон) в 1900 году. |
Эдмон Ростан - Сирано де Бержерак | Савиньен Сирано де Бержерак родился в Париже в 1619 году. |
Известные люди Сирано де Бержерак (Игорь Яковлев 4) / Проза.ру | На этом сайте вы можете бесплатно послушать аудиосказки для детей, аудиокниги и радиопостановки онлайн / Послушать аудиосказку Сирано де Бержерак (1957 г.). |
Ростан Эдмон - Сирано Де Бержерак, скачать бесплатно книгу в формате fb2, doc, rtf, html, txt | Мосье де Бержерак меня в нужде не кинул; Он выследил меня, меня из петли вынул И управляющим определил сюда. |
Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак. Любимые отрывки | Содержание спектакля "Сирано де Бержерак" основано на реальных исторических событиях. |
Аудиокниги слушать онлайн
„Сирано де Бержерак“ – это пьеса, в которой люди решают свои проблемы при помощи шпаги, поэтому у нас на сцене фехтуют. Пьеса Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» написана автором в 1897 году. р, последняя - н).
Описание документа
- Александринский театр отменил спектакль после жалобы на дискредитацию ВС
- Что знал Сирано де Бержерак - книжный интернет магазин
- СИРАНО́ ДЕ БЕРЖЕРА́К
- Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак. Четыре перевода. Героическая комедия в пяти действиях в стихах