Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы» 24-25 мая 2023 г. – Эдуард Владимирович, в самом конце февраля была опубликована новая Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Дмитрий Чернышенко провёл пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы» в рамках форума «Технопром-2023». Приоритеты научно-технологического развития и партнерства России обсудят на Апрельской конференции.
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России
План научно-технологического развития России до 2030 года необходимо сформировать на совершенно новой основе. трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Президент России Владимир Путин утвердил стратегию научно-технического развития РФ. Президент РФ Владимир Путин поручил комиссии по Научно-технологическому развитию (НТР) представить до 15 июня проекты перечней приоритетных направлений НТР и важнейших наукоемких технологий, следует из опубликованного на сайте Кремля перечня поручений.
Форма успешно отправлена!
- Обновлена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации \ КонсультантПлюс
- Напишите нам
- Где же космос?
- Где же космос?
Защита документов
Главный редактор Фролова М. Публикация, цитирование и иное их воспроизведение без согласования с правообладателем невозможны.
Читайте также Стратегия научно-технологического развития призвана обеспечить независимость РФ Показать ещё Для достижения этих целей предлагается сформировать эффективную систему взаимодействия науки, технологий и производства, повысить восприимчивость экономики и общества к новым технологиям, развивать наукоемкое предпринимательство. Помимо этого, согласно стратегии, в РФ будет создана инфраструктура и условия для проведения научных исследований и разработок, а также сформирована эффективная система управления в области науки, технологий и производства. Также будет вестись работа по выявлению и воспитанию талантливой молодежи, сохранению и развитию интеллектуального потенциала науки, повышению престижа профессии ученого и инженера.
Такой двусторонний подход — повышение ответственности при расширении возможностей — работает и во всей стратегии в целом.
Хотя, безусловно, степень расширения возможностей в каждом случае разная, учитывая все обстоятельства сегодняшней внешней и внутренней социально-политической и экономической ситуации. Ещё один пример: внимательное чтение пункта 8 новой стратегии позволяет понять глубину изменений условий, в которых она разрабатывалась. Теперь в нём сказано, что ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности, является высокий темп освоения новых знаний и создания наукоёмкой продукции на собственной технологической основе. В предыдущей стратегии такого уточнения не было. А между тем оно кардинально меняет масштаб и сложность задач по научно-технологическому развитию страны. Забегая вперёд, скажу, что в новой стратегии, в отличие от старой, такой сценарий, как импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции, вообще не рассматривается.
Основная ставка делается на полный научно-технологический суверенитет. Или возьмём 10-й пункт, в котором выделяются теперь уже не два этапа этого развития, начиная с 1991 года, а три. И третий с 2022 года по настоящее время охарактеризован как этап мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления и, одновременно, консолидации нашего общества и хозяйствующих субъектов для решения соответствующих задач. Одним словом, ничего случайного или малозначимого в новой стратегии нет. Насколько помнится, в предыдущем документе их было семь. Потому они и были изначально определены как «большие», что на них сложно ответить полностью за такой относительно небольшой срок, как прошедшие восемь лет.
Правда, в описания почти всех этих вызовов были внесены необходимые уточнения. Если раньше, например, говорилось об исчерпании возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов на фоне формирования цифровой экономики и появления стран-лидеров, обладающих новыми технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов, то теперь этот «фон» описывается несколько иначе. В нём присутствует формирование уже не цифровой экономики, а экономики данных, наряду с ускоренным развитием технологий искусственного интеллекта во всех экономических отраслях и социальной сфере. В чём различие обозначенных экономик? Напомню, что во время своего недавнего обращения с посланием к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин объявил о запуске нового национального проекта «Экономика данных», главной задачей которого является создание цифровых платформ с использованием квантовых и фотонных технологий во всех ключевых отраслях экономики и социальной сфере. По сути, речь идёт о цифровой экосистеме в масштабе всей страны, в которой информация будет передаваться между всеми её субъектами в режиме реального времени, что принципиально важно для дальнейшего совершенствования отечественных систем связи, беспилотного транспорта, робототехники, здравоохранения и так далее.
Но кроме семи уточненных больших вызовов, стратегией обозначен и поставлен на первое место ещё один вызов, который несколько лет назад не ощущался так явно, как в настоящее время. Это трансформация миропорядка, сопровождающаяся перестройкой глобальных финансовых, логистических и производственных систем, а также ростом геополитической и экономической нестабильности, международной конкуренции, конфликтности и системного неравенства. И всё это происходит на фоне ослабления национальных государственных институтов, сложности участия в международной кооперации в рамках научной, научно-технической и инновационной деятельности. Раньше такого акцента не было. Упоминания о фундаментальной науке были, но всегда следовали как бы вторым эшелоном. Кроме того, большое значение для нас, университетских людей, имеет такой основополагающий принцип государственной политики в области научно-технологического развития, как неразрывная связь между научно-образовательным, научно-технологическим и промышленным потенциалом страны и взаимозависимость их развития.
В предыдущей стратегии его тоже не было.
В том числе в сфере топливно-энергетического комплекса к числу приоритетных направлений развития отнесены переход к архитектуре цифровой, интеллектуальной и «зеленой» энергетике. В Минэнерго России под председательством директора Департамента государственной энергетической политики Алексея Кулапина состоялось обсуждение проекта Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. Её подготовка осуществлялась Центром стратегических разработок по заказу Минобрнауки России. Открывая совещание, Алексей Кулапин отметил, что представленная на обсуждение Стратегия вписана в систему стратегических документов Российской Федерации и после утверждения станет основой для формирования отраслевых документов стратегического планирования.
Приоритеты научно-технологического развития России: соотношение неопределенностей
Заседание президиума Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Сейчас его надо не просто корректировать, а формировать на принципиально новой основе. Учитывать актуальную ситуацию и глобальные перемены последних лет", — написал политик на своей странице в VK.
В предыдущей стратегии его тоже не было. Может быть в ней чего-то не хватает, несмотря на то, что её разработчики очень старались? Поскольку эта угроза не только не исчезла, но резко возросла за последние два года. Через социальные сети и мессенджеры западные инфотехнологи пытаются круглосуточно воздействовать на массовое сознание и подсознание российских граждан посредством «чужих» культурных кодов. В результате такой культурной экспансии даже у взрослых людей, не говоря уже о молодёжи, начинают формироваться соответствующие мыслительные и поведенческие установки, меняется картина мира в целом. К сожалению, в новой стратегии слова с корнем «культура» встречаются не часто.
Представляется, что в условиях отмены на Западе русской культуры и беспрецедентного информационно-коммуникативного противостояния между Россией и её идеологическими противниками социогуманитарное направление научно-технологического развития страны также должно быть в числе приоритетных. Ведь направления развития ТГУ были намечены и утверждены задолго до появления этого документа. Нет ли ощущения, что теперь эти направления уже не столь актуальны, какими они представлялись вначале? Как исследовательский университет, мы всегда держали в фокусе своего внимания фундаментальные исследования. Однако не скрою: в последнее время у нас возникали мысли, что в связи с мобилизационным характером развития отечественной научно-технологической сферы и жёсткой необходимостью как можно скорее обеспечить её полный суверенитет, «генетическая» привязанность классического университета к фундаментальным исследованиям может показаться несколько несвоевременной. Тем не менее, мы рискнули определить фундаментальные исследования одним их трёх китов новой научно-инновационной политики ТГУ и в 2024 году. Остальные два кита — это укрепление сотрудничества с промышленными партнёрами и подготовка молодых научных кадров. Надо заметить, что осуществить этот выбор приоритетов было нелегко.
Как большому классическому университету нам необходимо удерживать многообразие. В этом наша сложность и одновременно потенциал развития. И мы всегда пытались сохранить эту сложность даже вопреки мнениям экспертов. Я считаю, что если есть ученые и научные коллективы, то они сами знают, что именно нужно сохранять и развивать. В классическом университете, в отличие от отраслевого вуза, должны «цвести все цветы». Мы эффективны и адаптивны именно за счет этой избыточности. С другой стороны, нужно быть реалистами: в условиях мобилизационного развития научно-технологической сферы и её вузовского сектора, когда требуется особенно тщательно распределять далеко не безграничные ресурсы, нам точно не хватит поливать все «цветы», которые у нас могли бы расти. Тем не менее, за прошедшие десять лет, которые были тоже весьма непростыми, нам удалось сохранить и поддержать главное в этом деле — свои научные школы.
И 2023 год показал, что мы делали это не зря: наш рост по грантам РНФ оказался, можно сказать, нелинейным. Если в 2014 году объём финансирования здесь составлял всего 55 млн рублей, то в прошедшем году он достиг 489 млн. Вместе с грантами РФФИ, мегагрантами и грантами президента РФ для молодых ученых университет получил почти 600 млн рублей грантовых денег. Это очень хороший показатель.
В рамках инициативы «Научно-популярный туризм» к этому же сроку будут разработаны 90 научно-популярных маршрутов, которые охватят более 40 регионов нашей страны», - отметил Дмитрий Чернышенко. Учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в России в 2021 году Года науки и технологий, 25 апреля 2022 года президент Владимир Путин подписал указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». Для проведения Десятилетия науки и технологий был создан координационный комитет, его сопредседателями стали вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник президента Андрей Фурсенко. Скопировано Спасибо за участие в опросе. Ваш голос учтен.
Стратегией также установлены основные показатели оценки эффективности реализации: доля молодых ученых исследователей в общей численности ученых; объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий; соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах. Указ вступил в силу.
Защита документов
В Российской империи сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло создавать и накапливать новые знания. В 1991 году с образованием Российской Федерации и переходом экономики на рыночный путь развития возникла необходимость заново определить место науки в российском обществе. В настоящее время российская наука служит основой суверенного развития государства, создавая необходимые предпосылки и условия для обоснованного, сбалансированного и эффективного решения всего комплекса стоящих перед Российской Федерацией социальных, экономических, культурных и иных задач, обеспечения безопасности страны и ее значимого вклада в интеллектуальное достояние человечества. Вместе с тем сохраняются следующие негативные тенденции: а несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях; б низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, слабое взаимодействие реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также разомкнутость единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий; в концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны; г следование глобальным технологическим трендам без комплексного учета текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации. Тенденции, перечисленные в пункте 11 настоящей Стратегии , создают риски отставания России от стран - мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в область науки и технологий, снижают конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение ее независимости и национальной безопасности. Стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития Большие вызовы для общества, государства и науки 13.
Научно-технологическое развитие является одним из стратегических национальных приоритетов Российской Федерации и определяется комплексом внешних и внутренних по отношению к области науки и технологий факторов, формирующих систему больших вызовов. Большие вызовы создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления, но одновременно представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив научно-технологического развития.
Лукьянов, Е. Куракова, А. Позняк, С. Клыпин, К. Миндели, С. Приоритетные направления развития и фундаментальная наука.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Указ Президента от 1 декабря 2016 г. Официальный сайт Президента России. Материалы для министерства образования и науки Российской Федерации. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 г. Фонд «Центр стратегических разработок». Проект Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 г. Подготовлен Фондом «Центр стратегических разработок» по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации 5 мая 2016 г.
Положение о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 г.
В документе отмечаются следующие негативные тенденции: несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях; низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, слабое взаимодействие реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также «разомкнутость» единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий; концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны; следование глобальным технологическим трендам без комплексного учёта текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации. Указанные проблемы создают риски отставания России от стран — мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в область науки и технологий, снижают конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение её независимости и национальной безопасности. Среди наиболее значимых для научно-технологического развития вызовов перечислены исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования экономики данных, ускоренного развития и внедрения технологий искусственного интеллекта во всех отраслях экономики и социальной сферы и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих передовыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов; демографический переход, обусловленный снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни, изменением образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам. В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоёмкие технологии и обеспечивающие, в частности, переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Среди приоритетов также указаны переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям сбережения здоровья, повышение уровня связанности территории Российской Федерации путём создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, переход к развитию «природоподобных» технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный оборот ресурсов.
RU , 13 февраля президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений Федеральному собранию в 2024 году по итогам совмещенных пресс-конференции и прямой линии. Одним из поручений стало расширение действия льготной ипотечной программы на территории новых регионов страны. Кроме того, глава государства поручил обеспечить реализацию программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» в новых регионах России для развития кадрового потенциала в сфере здравоохранения.
Приоритеты научно-технологического развития России: соотношение неопределенностей
13. Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних (по отношению к области науки и технологий) факторов, формирующих систему больших вызовов. Опубликованы указы президента «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и «О стратегических целях и задачах развития Российского. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 года №145 утверждена новая Стратегия научно-технологического развития страны. К приоритетам научно-технологического развития отнесены отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат. Научно-технологическое развитие страны, технологический суверенитет – это сегодня «задача задач», о чем говорится много и долго, «но, к сожалению, прорывных решений пока не получается». Научно-техническое развитие, его приоритетные направления определяются в стратегии развития государства, которая разрабатывается на долгосрочную перспективу.
Возможно, вас заинтересует
- Поделиться
- Тренд на суверенитет
- Читать также
- Советы по приоритетным направлениям НТР
- ТЕХНОПРОМ 2022: контакт-центр
- Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития России
Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития России
Отмечено и закреплено в Стратегии, что современная Россия является правопреемницей тех научных достижений, которые реализованы учеными и инженерами Российской Империи и СССР. Науке отведена роль ключевого инструмента для ответа на большие вызовы. Отмечена ее важная роль в обеспечении национальных интересов и в решении глобальных проблем человечества. Для достижения целей Стратегии сформулированы важные задачи: сформировать эффективную систему взаимодействия науки, технологий и производства; создать инфраструктуру и условия для проведения научных исследований и разработок, внедрения наукоемких технологий; создать возможности для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий и технологического предпринимательства, повышение престижа профессии ученого и инженера; сформировать эффективную систему управления в области науки, технологий и производства; способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции.
Среди организаций, имевших завершенные инновации, собственными силами разрабатывала продуктовые инновации каждая вторая, а процессные - 40,6 процента. Цели конкретны: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание прорывных продуктов и услуг - Санкции, введенные против России, заставили бизнес искать новые решения не только с целью занять освободившуюся нишу, но и с целью импортозаместить детали и производственное оборудование, - констатирует директор Института экономики и финансов ГУУ, д. Задачу трансфера технологий пытаются решить крупные государственные корпорации, однако почти все заявляют о необходимости создания государственного регуляторного механизма в этой сфере. Цели конкретны: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание прорывных продуктов и услуг Промышленные предприятия наконец приходят к пониманию необходимости веденения инновационной деятельности, отмечает директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова. А также поддержания высоких темпов развития и уровня доходности, - подчеркивает она. Изменить ситуацию можно корректировкой строительных норм и законодательства, так как многие правовые акты сдерживают инновационные инициативы. Например, во всем мире использование преднапряженного бетона позволяет девелоперам сократить траты на конструктивную арматуру при возведении высотных зданий.
В нашей стране по нормативам требуется для этого столько арматуры, что вся экономия нивелируется. В основном инновационная активность растет в тех отраслях, которые быстро развиваются: туризм, логистика, госучреждения, промышленность, отмечает директор компании SkySoft Дмитрий Нор. Но основными барьерами для внедрения инноваций все еще является ментальность людей, которые не хотят изменений, и непонимание того, как инновация работает. В остальном проблем не существует: средств достаточно, инноваций на рынке тоже.
В этот день Президент России Владимир Путин также подписал указ от 28. Сетевое издание MedTourBridges. Мосты медицинского туризма Учредитель соучредители : Общество с ограниченной ответственностью "Мосты медицинского туризма", Фролова М.
До сегодняшнего дня действовала Стратегия в редакции 2016 года. Появление новой Стратегии — важный шаг в развитии России как суверенного государства. Она является ответом на вызовы, с которыми страна столкнулась после введения против нас беспрецедентных санкций. Соответственно целью научно-технологического развития государства — обозначено обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
«Недели науки–2024» на кафедре «Правовое обеспечение государственного управления и экономики»
К приоритетам научно-технологического развития отнесены отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат. рассмотреть основные приоритеты научно-технологического развития и планы развития высокотехнологичных отраслей экономики на период до 2030 года и предложить инструменты (подходы) для их реализации с участием регионов. Научно-технологическое развитие страны, технологический суверенитет – это сегодня «задача задач», о чем говорится много и долго, «но, к сожалению, прорывных решений пока не получается». Приоритеты научно-технологического развития России (Часть 1). Губернатор определил вектор научно-технического развития Новосибирской области.