Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. 2022 год объявлен «Годом Народного искусства и нематериального культурного наследия». С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы».
О происхождении самых известных промыслов и их месте в отечественной культуре хорошо рассказано в книге Алексея Клиентова «Народные промыслы». Русские народные промыслы художественной росписи: гжель, хохлома, городец, жостово — давно стали достоянием нашей страны и повсеместно используются в массовой культуре. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, отметившего недавно своё 670-летие. Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. Варенцова Л. Ю. Ремесла и промыслы Нижегородского Поволжья в XVI–XIX веках.
Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам
Уже в первый год своего существования искусство лаковой миниатюры из Палеха произвело триумф на выставке в Венеции, а в 1925 году получил гран-при на промышленной выставке в Париже. Однако мастера остались в России, наладили производство, открыли художественную школу для подготовки учеников и создали комнату образцов, которая впоследствии стала Государственным музеем палехского искусства. Палехская шкатулка стала желанным предметом коллекционирования у всех, понимающих ценность особой красоты русского духовного искусства. Наследие древнерусской традиции и трудолюбие палешан послужили надежной основой, которая помогла донести это искусство до наших дней.
В XIX в. Фантазийные фигурки вывозились на различные базары, ярмарки, которые проводились в российских и украинских регионах. Встретить скопинскую керамику сегодня можно в крупнейших музеях Германии, Франции и Италии. Гжельская керамика Одному из красивейших народных промыслов уже более 700 лет. Гжель по праву называется визитной карточкой России. В этот промысел было включено большое количество сел и деревень, которые и составляли «Гжельский куст». Впервые такие изделия упоминались в грамотах времен Ивана Калиты.
К особенностям Гжели относится использование для росписи всего двух расцветок: белоснежного и голубого. Златоустовская стальная гравюра Златоуст — известный уральский город. Легендарное место прославилось работой мастеров-граверов. Изначально здесь украшали военное оружие. В период гражданской войны именно Златоустовские сабли были вручены нашим военачальникам Буденному и Ворошилову. Лучшие образчики Златоустовского оружия бережно сберегаются я в русских сокровищницах: Оружейной кремлевской палате и Эрмитаже. Сибирские ковры Традиции ручного ткачества были широко распространены в селах Тобольских губерний.
Появилось это русское декоративно-прикладное искусство в 18 веке, но, по мнению многих историков, ручное ткачество началось еще в XV в. Уникальные по красоте ковры обладают яркой декоративностью благодаря использованию традиционного черного фона и контрастирующих цветовых включений. Черный цвет символичен плодородным землям, а яркие орнаменты напоминают о летней живописности.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды украшают эти изделия. На подносе из металла Я цветы нарисовала. Россыпь маков, лилий, роз. Вот он — жостовский поднос. Жостовский поднос Жостовская роспись — народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме. Если в Гжели вы бывали, То посуду там видали. Что за синие просторы! И картины, и узоры. Гжель Гжель — старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель». Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель».
Каслинское литье Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году. Шемогодская прорезная береста Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Шемогодская прорезная береста Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом». Шемогодская прорезная береста В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате Вологодская область. И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды. Варнавинская резьба по кости Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа. Варнавинская резьба по кости Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни , шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров. Варнавинская резьба по кости Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов. Абрамцево-кудринская резьба Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абрамцево-кудринская резьба С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева. Абрамцево-кудринская резьба Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров. Гусевский хрусталь История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день. Гусевский хрусталь Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор. Филигрань Филигрань или скань — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки углубления. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью в том числе финифтью , гравировкой, чеканкой. Скань Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое. Казаковская филигрань. Шкатулка Центрами сканного дела сегодня являются: Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань. Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое. Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России. Финифть Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый. Вологодская усольская финифть Вологодская усольская финифть — традиционная роспись по белой эмали. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические.
Традиционные промыслы
особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой. Небольшой обзор выставки-ярмарки «Жар-птица. Весна-2024»Регистрируйтесь на нашей площадке и продавайте свои замечательные товары ручной работы!20. Народные промыслы – это достояние страны, отражающее ее историю и относящееся к культурному наследию. В произведениях народных промыслов России выражается русская ментальность, характерные черты русской культуры, уникальность русских традиций.
Художественные промыслы.
После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Прекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы.
Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души... Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо.
Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Многие регионы стремятся показать свою уникальность через народные промыслы и мастер-классы, предлагая туристам возможность не только увидеть, но и участвовать в создании этих удивительных изделий. Сохранение и развитие современных народных промыслов в России не только способствует сохранению культурного наследия, но и создает новые возможности для мастеров и предпринимателей, а также привлекает внимание к богатству культурного многообразия этой страны. Обществу следует также обратить внимание на важность поддержки современных народных промыслов в России. Государство, неправительственные организации и предприниматели могут содействовать сохранению и развитию этих промыслов через финансовую поддержку, организацию мастер-классов и ярмарок, а также создание маркетинговых кампаний для продвижения продукции мастеров. Современные народные промыслы также могут стать интересной темой для журналистских расследований и статей. Исследование истории и творчества мастеров, рассказы о традициях и инновациях в народных промыслах, а также обзоры мест, где можно приобрести эти уникальные изделия, могут привлечь внимание читателей и поддержать мастеров в их усилиях сохранения культурного наследия. Современные народные промыслы в России представляют собой важное звено в сохранении культурного многообразия и национальной идентичности. Как журналист, ваша роль заключается не только в информировании, но и в популяризации этих уникальных традиций и искусства, помогая им процветать в современном мире. Следует также обратить внимание на вызовы, с которыми сталкиваются современные народные промыслы в России.
Важно рассматривать вопросы, связанные с сохранением ресурсов, устойчивостью и этичными практиками в производстве, чтобы эти промыслы продолжали процветать в будущем.
Наталья Дмитриева, директор фабрики «Крестецкая строчка»: «Два года проходила реконструкция помещения. Двухэтажное здание очень большое, сделан полностью ремонт, сюда вложены колоссально большие деньги.
Вообще аналогов у нас нет не только в России, во всем мире. Мы единственные и неповторимые». Сейчас уже можно говорить о том, что уникальной технике ажурной сквозной вышивки ничто не угрожает, традиционные орнаменты удалось спасти, но статуса ожившего музея новым владельцам фабрики было недостаточно, хотелось сделать нечто большее, чтобы крестецкая строчка стала по-настоящему модной.
Модный показ в культурной столице, пожалуй, лучшая демонстрация того, что старинная вышивка популярна даже в XXI веке. Супруги Георгиевы — новые владельцы Новгородской фабрики, а Александра еще и дизайнер коллекции осень — зима, которую в Петербурге встретили овациями. Александра Георгиева, дизайнер: «Лен, выдергивается полностью вся матрица, а потом заполняется вышивкой вручную, то есть это колоссально сложная работа».
Вышивка настолько кропотливая, что не имеет изнанки, любая сторона может быть лицевой. Такие блузы и платья лимитированной серии пользуются спросом, хоть и позволить себе крестецкую строчку может все еще далеко не каждый. Антон Георгиев, владелец фабрики «Крестецкая строчка»: «Средний диапазон.
Если платье, то от 100 до 160 тысяч, да даже меньше.
С помощью презентации «Чувашская вышивка» дети узнали о символах и образах чувашских узоров; рассмотрели различия между русской и чувашской вышивкой, ознакомились с цветовой символикой. В ходе беседы желающие нарисовали чувашские узоры. В завершение библиотекарь ознакомила детей с книжной мини-выставкой и прочитала им сказку «Принцесса Иголочка». В библиотеке семейного чтения им. Маршака каникулы продолжились путешествием по городам народных промыслов «Русские чудеса».
Путешествуя по Кировской и Нижегородской областям с посещением уникальных мест, знакомством со знаменитыми людьми и, конечно же, народными художественными промыслами, ребята получили много новых эмоций. Капокорешковский промысел, дымковская игрушка, вятская и семеновская матрешки, хохломская и городецкая росписи — это та малая часть, с которой познакомились участники путешествия. А затем сами, как русские народные мастера, попробовали расписать кухонные предметы и лошадки-свистульки. С легкостью собрали пазл «Дымковская барыня» и ответили на вопросы, спрятанные в матрешках. В путешествии участвовали 63 человека. В детско-юношеской библиотеке для ребят Новочебоксарского социально-реабилитационного центра 37 человек состоялись литературные курсы «Школа Карандаша и Самоделкина», посвященные творчеству детского писателя Юрия Дружкова.
Занятия вел знаменитый добрый художник Карандаш. После знакомства с удивительной судьбой писателя, веселый человечек рассказал ребятам о знаменитой Волшебной школе. Присутствующие успешно прошли отборочный тур и стали учениками «Школы Карандаша и Самоделкина». Здесь их ждали необычные уроки — уроки фантазии, доброты, весёлого чтения.