К 78-й годовщине Дороги Победы НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с ученым секретарем Музея обороны и блокады Ленинграда, членом Ассоциации историков битвы за Ленинград и блокады Александром Кутузовым.
Оборона Ленинграда
Соколова постоянно опускалась на дно со своей группой. Спустя 43 дня все было готово. За время работы успели построить насосные станции и накопительные резервуары. С июня 1942-го по март 1943-го Ленинград получил 50 тонн горючего по трубопроводу. Немцы так и не узнали, что прямо рядом с ними работало это гениальное сооружение. Как «советская русалочка» Соколова вернула Ленинграду электричество Осенью 1942 года Соколова вместе со своей командой воплотила в жизнь еще один важный проект. Водолазы протянули по дну озера провода до Волховской гидроэлектростанции. Но сама Нина Соколова получила серьезное ранение. Память о Дороге жизни: мемориалы Подвиг работников Дороги жизни и защитников блокадного Ленинграда увековечили в семи монументах, стоящих на ее сухопутной части. Все они входят в мемориальный комплекс «Зеленый пояс Славы», который целиком охватывает рубежи обороны Ленинграда. Вдоль автомобильной и железнодорожной части Дороги жизни установили 102 памятных столба.
Трасса проходит недалеко от города Всеволожск. Мемориальный комплекс «Цветок жизни» Белый каменный цветок на 10-метровом стебле стоит на высоком берегу реки Лубьи во Всеволожском районе Ленинградской области. На его лепестках вырезана надпись: «Пусть всегда будет солнце». За ней на насыпном холме установлены каменные плиты со строками из дневника Тани Савичевой — ленинградской пионерки, которая потеряла всю семью в первую блокадную зиму. Школьницу вывезли на большую землю в 1944 году, но истощенный голодом юный организм не выдержал и девочка умерла. Две семиметровые полуарки символизируют кольцо блокады Ленинграда, а просвет между ними — Дорогу жизни. Внизу, на бетоне, отпечатаны протекторы шин: здесь грузовики съезжали на лед. Вылитую из бронзы «Полуторку» в натуральную величину иногда называют «Памятником машине-солдату». Его расположили там, где в годы блокады шли самые массированные обстрелы. Немцы всеми силами пытались уничтожить последнюю нить между Ленинградом и большой землей.
В память об этом на мемориальной трассе установили памятник: пять 14-метровых балок, устремленных в небо. Именно она связала Ленинград с большой землей. Румболовская гора Мемориал на Дороге жизни неподалеку от перекрестка с Колтушским шоссе во Всеволожске выполнен в виде металлических листьев дуба и лавра. Они символизируют жизнь и силу, а желудь перед ними — новую жизнь. Вместе с единомышленниками он впервые пробежал 39 километров по сухопутному маршруту Дороги жизни в свой день рождения — 21 января 1970 года. Бегуны преодолели путь от «Разорванного кольца» до «Цветка жизни». С тех пор зимнее состязание стало ежегодным. В 1973 году, в честь 30-летия прорыва блокады, маршрут расширили, она растянулся на 42 километра 195 метров. В 1975-м марафон получил всесоюзное признание, а журнал «Физкультура и спорт» стал вручать призы победителям. В 1980 году в нем участвовали до трех тысяч бегунов, а в 1991-м состязание стало международным.
Уникальный зимний марафон «Дорога жизни» проводят по сей день. В 2023 году в нем участвовали 3700 бегунов. В 2024 году исполняется 80 лет со дня полного снятия фашистской блокады с Ленинграда. Городецкий историко-художественный музейный комплекс Нижнего Новгорода представит онлайн-выставку «Салют над Невой» по случаю памятного юбилея.
Общественное достояние Наиболее опасным участком дороги считался 30-й километр, на котором заканчивался лес и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Здесь советские поезда были как на ладони, что вынуждало машинистов выкручиваться как только можно. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции.
Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». Общественное достояние Весной в дополнение к немцам появился еще один враг — оттепель. Проложенную зимой по замерзшим болотам и ручьям «Дорогу Победы» стало затапливать. День и ночь под огнем врага работники восстанавливали железнодорожное полотно, а поездам приходилось идти по воде почти как амфибиям.
Неоценимый вклад Ленинград моментально почувствовал пользу «Дороги Победы».
Тогда это побережье Ладоги контролировали советские войска и тогда же его оперативно оборудовали для приема грузов: организовали подходные фарватеры и установили причалы. На Дороге жизни соорудили пункты обогрева и оказания первой помощи, посты технической поддержки, а позже на протяжении 30 километров через равные промежутки появились регулировщицы, в задачи которых входило обозначать для водителей правильный путь. Дорога жизни осталась в исторической памяти народа как грандиозный подвиг, позволивший сохранить бесчисленные жизни осажденных ленинградцев и отстоять северную столицу. Воюя с природой Важно понимать: Ладожское озеро к 1941 году оставалось малоисследованным - особенно его ледовый режим. Да и в целом славилось оно не только своими размерами, но и непредсказуемым характером, тяжелейшими погодными условиями и неравномерным замерзанием. Несмотря на это, советское военное руководство понимало, что Ладога - это единственный доступный способ бороться с бесчеловечной тактикой нацистских захватчиков, для которых голод и измор превратились в полноценных союзников по истреблению жителей Ленинграда. Нескончаемые обстрелы со стороны противника вкупе с переменчивым "настроением" озера делали путь до блокадного Ленинграда опасным для жизни - именно поэтому, как вспоминал академик Дмитрий Лихачев, Дорогу жизни часто называли "дорогой смерти". На спасительной трассе шоферов подстерегало множество угроз: от риска провалиться под ледовый покров до возможного попадания в автомобиль вражеского снаряда.
Однако это не останавливало ни водителей, ни кого-либо из трехсот человек, обслуживавших Дорогу жизни: все они принимали существовавшие опасности и осознанно шли на них - настолько сильным и действенным было бескорыстное стремление помочь жителям Ленинграда, оказавшимся в кольце неприятельских сил, и эвакуировать как можно больше людей из осажденного города.
Они давали справки водителям, указывали объезды, красным флажком предупреждали об опасности». И всё это в условиях постоянных вражеских бомбардировок и обстрелов из дальнобойных орудий, налётов авиации...
И хотя даже малейшая заминка в доставке могла привезти к катастрофе, 24 декабря на заседании Военного совета фронта А. Жданов вносит предложение увеличить нормы выдачи хлеба. Рукописный «Фрагмент дневника Валентины Александровны Меллер» 1941—1942 , работавшей на одном из военных заводов, содержит немало воспоминаний о том страшном времени: страх, бомбёжки, голод… И вот первая обнадеживающая запись от 25 декабря 1941 года: «Сегодня самый радостный день за период войны.
С утра все люди поздравляют друг друга, и всё потому, что с сегодняшнего дня прибавили норму хлеба на рабочую карточку по 100 гр. Сегодня свою норму я не съела, конечно, съесть я её могла, но вполне терпимо смотрю на завёрнутый пакет, который меня всё же соблазняет, но я думаю, что доживу вполне до завтрашнего обеда». Всего за самую страшную блокадную зиму 1941—1942 годов благодаря Дороге жизни в Ленинград была доставлена 361 тысяча тонн грузов, в том числе 262 тысячи тонн продовольствия.
Фактически к этому моменту людей уже вывозили из блокадного города, в первую очередь — детей и женщин. Везли до станции Борисова Грива по железной дороге, затем машинами через озеро в Кобону, Жихарево, Волховстрой и другие места, где пересаживали в поезда для отправки в города и сёла страны. Всего по ледовой дороге зимой 1941—1942 года было эвакуировано 550 тысяч человек.
Ирине Борисовне Харитоновой в 1942 году было 13 лет. Вот её воспоминания об эвакуации из блокадного Ленинграда: «Дорога была тёмной и вокруг была темнота. Только иногда небо прорезывали лучи прожекторов, да девушки-регулировщицы светили фонариками из-под плащ-палаток, указывая нам путь.
Как Дорога жизни спасла Ленинград: что по ней везли
- Николай Стариков
- Ленинградская "Дорога победы": история героизма и находчивости
- 22 ноября – День открытия Дороги жизни | Газета «Вести» онлайн
- Параллельно с «Дорогой жизни»
Вести недели 3.12.2023. На «буханке» по «дороге смерти»: как медики вывозят бойцов с передовой
Кто прокладывал Дорогу Победы, ставшую Коридором смерти. "Дорога жизни" была единственной транспортной магистралью через Ладожское озеро во время блокады Ленинграда. Смертельно опасный участок дороги Лепсари-Борисова Грива из-за мусорного полигона Лепсари Борисова Грива Обзор участка в СНТ «Росинка», массив Борисова Грива.
Дорогу жизни во Всеволожске расширят до 4 полос и уберут пробку на Румболовской горе
«Коридор смерти»: почему так называли дорогу проложенную в блокадный Ленинград | Таким образом, Ладожская ледовая дорога, по которой в самый тяжелый период доставлялось продовольствие в осажденный Ленинград и эвакуировалось население, спасла от голодной смерти тысячи ленинградцев. |
Рассекречены уникальные архивы о «Дороге жизни» к блокадному Ленинграду | Малая дорога жизни связала Ленинград, Лисий Нос, Кронштадт и Ораниенбаум. В 43-м году этот узкий коридор сыграл решающую роль в прорыве удушающего кольца блокады. |
Дорога Победы | Дорога смерти – так называют жители села Синявино под Петербургом участок федеральной трассы «Кола» на 46-м километре. |
Ветка жизни. Как строили железную дорогу, спасшую Ленинград в блокаду | Ладожская ледовая дорога, по которой в самый тяжелый период доставлялось продовольствие в осажденный Ленинград и эвакуировалось население, спасла от голодной смерти тысячи ленинградцев. |
Ленинградская "Дорога победы": история героизма и находчивости
Как «коридор смерти» под Ленинградом превратился в Дорогу Победы | Начало трассы — примыкание к автомобильной дороге А-181 «Скандинавия» (Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией) в районе 152-го километра. |
Какую дорогу построили в блокадный Ленинград в 1943 году - Русская семерка | Дорога жизни была под личным контролем первого секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) Андрея Жданова, который говорил: «Ладога — не учебный плац. |
Как работала Дорога жизни во Вторую мировую войну: значение и факты | «Дорога жизни»: 78 лет назад была открыта ледовая дорога в Ленинград. |
Мемориал «Разорванное кольцо блокады» | О ледовой трассе, заслуженно и очень метко названной «Дорогой жизни», которая спасла ленинградцев от голодной смерти, а город – от захвата фашистскими войсками, знает большинство граждан нашей страны. |
Telegram: Contact @tass_agency | Как строили самую сложную военную дорогу — в блокадный Ленинград? |
Что такое Дорога жизни
- Командировка в Ленинградскую область закончилась для смолянина смертью
- Блокада Ленинграда
- Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда - Российская газета
- Как «коридор смерти» стал «Дорогой Победы» и снабдил блокадный Ленинград
- Вода живая
- Блокада Ленинграда
Как «коридор смерти» стал «Дорогой Победы» и снабдил блокадный Ленинград
Сама дорога была запущена 7 февраля 1943 года, а уже к 23 февраля норма хлеба и пайка в Ленинграде сравнялась с московской — то есть буквально через две недели с момента открытия магистрали ситуация в городе резко изменилась. Этот памятник напоминает нам об одной из малоизвестных страниц обороны Ленинграда — строительстве и эксплуатации железной дороги, вошедшей в историю под двумя названиями: «Дорога Смерти» и «Дорога Победы». 80 лет назад начала действовать «Дорога жизни» — единственная транспортная магистраль, связывавшая Ленинград с «большой землей» во время блокады в 1941-1943 годах и проходившая по Ладожскому озеру. Дорога жизни была под личным контролем первого секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) Андрея Жданова, который говорил: «Ладога — не учебный плац. Официальному названию железной дороги многие строители, служащие и охранявшие ее войска предпочитали неофициальное – «Коридор смерти». Дорога смерти – так называют жители села Синявино под Петербургом участок федеральной трассы «Кола» на 46-м километре.
Как «коридор смерти» стал «Дорогой Победы» и снабдил блокадный Ленинград
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Какая дорога во время войны не была дорогой смерти? 27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Легендарная Дорога жизни сыграла исключительную, если не решающую роль в обороне Ленинграда. В первые сутки работы Дороги Победы успевали проезжать всего два-три состава в одну и другую стороны.
Другая дорога жизни: по рельсам в блокадный Ленинград
Как «коридор смерти» под Ленинградом превратился в Дорогу Победы // Новости НТВ | Еще одна дорога, подхватившая эстафету у воспетой в песнях Дороги жизни и спасшая Ленинград от дальнейшего вымирания, кому-то показалась лишней. |
Другая дорога жизни: по рельсам в блокадный Ленинград | «Дорога жизни» – единственная магистраль, связывавшая оккупированный Ленинград через Ладожское озеро со всей страной. |
Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград | О том, как с помощью «Дороги жизни» спасали блокадный Ленинград, сегодня вспоминают по всей стране. |
«Коридор смерти»: почему так называли дорогу проложенную в блокадный Ленинград | Временная железная дорога перестала функционировать только после полного освобождения Ленинграда от блокады. |
Непокорённый Ленинград: жизнь и победа
27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Зимой 1941—1942 годов «Дорога жизни» для Ленинграда стала буквально «вопросом жизни и смерти», подчеркивает Борис Ковалев. Разгромив по дороге советские войска, она должна была к осени триумфально войти в город. Как строили самую сложную военную дорогу — в блокадный Ленинград? 27 января 1944 года Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда, открыв дорогу для восстановления связи с остальной частью страны. Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти».
Через смерть к победе
Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.
Ленинградская "Дорога победы": история героизма и находчивости 05 февраля 2019 12:00 РИА Новости 5 февраля 1943 года начала действовать "Дорога победы" в Ленинграде.
Благодаря этому пути блокадный Ленинград напрямую связывался с остальной страной. Временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург — так называемая Дорога победы — действовала с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года. Дорога пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги.
Другое ее прозвище — "коридор смерти" — связано с тем, что на некоторых участках она проходила в трех-четырех километрах от немецких артиллерийских позиций. Строительством дороги руководил начальник Ленметростроя Иван Зубков. До окончания войны он не дожил: летом 1944 года самолет, в котором находился Зубков, был обстрелян.
Строительство дороги Спустя четыре дня после прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения началось строительство "Дороги победы". Люди выживали, потому что верили: за ними смотрит весь мир — историк о блокаде Ленинграда "Для экономии времени пришлось укладывать путь, то есть шпалы и рельсы, прямо на снег. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами", — приводит kp.
Иными словами, для того чтобы ускорить процесс, трассу решили строить по максимально упрощенным технологиям. Это подтверждается воспоминаниями командира 57-го железнодорожного батальона майора Ященко: "Грунта поблизости не было. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи.
Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу сделать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью". Как химик спас блокадный Ленинград от массовой бомбардировки Наиболее сложной задачей в строительстве трассы стало сооружение низководного моста длиной через Неву, строительство которого началось 24 января 1943 года и велось, судя по документам из сборника "Был город-фронт, была блокада", колоссальными темпами.
У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали "окна" в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю.
На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы", — пишет Regnum. Важный объект удалось построить всего за десять дней. Введение в эксплуатацию 5 февраля 1943 года "Дорога победы" была введена во временную эксплуатацию.
Было страшно, что в машину попадет немецкий снаряд, но все-таки водители включали фары. Ведь так у них был шанс хоть немного увеличить видимость и доставить ленинградцам жизненно необходимый груз.
Самое большее, что он мог сделать, — это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ», — процитировали «Известия» отрывок из мемуаров водителя 804-й автобазы на Дороге жизни Леонида Барковича. Первый сезон перевозок автомобили завершили только 24 апреля 1942 года. Весной лед, который за зиму достиг метровой толщины, начал таять, и грузовики почти всю дорогу ехали в воде. Иногда достигнуть берега не получалось, поверхность становилась слишком хрупкой.
Тогда груз несли остаток пути на руках. Шоферы работали практически без отдыха. Они могли немного подремать, опустив голову на руль, только когда машину загружали новыми партиями провианта и топлива. Большинство из них сами были жителями Ленинграда и получали блокадный паек — пять галет в день на двоих человек. Она была не только талантливым и высококлассным специалистом, но и первой в СССР девушкой-водолазом.
Ее подразделение восстанавливало подводные коммуникации на Ладоге после немецких бомбежек и поднимало затонувшие оружие и грузы. Водолазам, живущим на скудном пайке, приходилось практически безвылазно находиться в ледяной воде под постоянными бомбардировками. Нину Соколову однажды даже контузило из-за близкого взрыва в воде. Девушка и ее команда часто работали совсем неподалеку от немецких позиций: приходилось маскироваться, чтобы не попасть под огонь. Связь в блокадном Ленинграде Осенью 1941 года город остался без связи с большой землей — не работала ни одна наземная линия передачи.
Водолазы решили протянуть телефонный кабель по дну Ладожского озера. Несколько попыток закончились неудачно: провода рвались спустя пару дней. Проблему решил сверхпрочный кабель, который нашелся на заводе в Кронштадте. С тех пор она не прерывалась ни на день. Горючее доставляли в город бензовозами, но место на Дороге жизни было нужнее грузовикам, эвакуирующим людей и везущим еду жителям Ленинграда.
Работа началась весной 1942 года. Водолазы трудились по ночам: заходили в воду вблизи Осиновецкого маяка, где деревья прикрывали их от самолетов фашистов. Соколова постоянно опускалась на дно со своей группой. Спустя 43 дня все было готово. За время работы успели построить насосные станции и накопительные резервуары.
С июня 1942-го по март 1943-го Ленинград получил 50 тонн горючего по трубопроводу. Немцы так и не узнали, что прямо рядом с ними работало это гениальное сооружение. Как «советская русалочка» Соколова вернула Ленинграду электричество Осенью 1942 года Соколова вместе со своей командой воплотила в жизнь еще один важный проект. Водолазы протянули по дну озера провода до Волховской гидроэлектростанции. Но сама Нина Соколова получила серьезное ранение.
Память о Дороге жизни: мемориалы Подвиг работников Дороги жизни и защитников блокадного Ленинграда увековечили в семи монументах, стоящих на ее сухопутной части. Все они входят в мемориальный комплекс «Зеленый пояс Славы», который целиком охватывает рубежи обороны Ленинграда. Вдоль автомобильной и железнодорожной части Дороги жизни установили 102 памятных столба. Трасса проходит недалеко от города Всеволожск.
Другая дорога жизни: по рельсам в блокадный Ленинград
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Вот её воспоминания об эвакуации из блокадного Ленинграда: «Дорога была тёмной и вокруг была темнота. Эту ледовую дорогу называли Дорогой Смерти (а вовсе не «Дорогой Жизни», как сусально назвали ее наши писатели впоследствии). Но почему же эту дорогу прозвали Дорогой Смерти? Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти».
Лента новостей
- Таков путь: как «Дорога жизни» помогла выстоять блокадному Ленинграду
- Мемориал «Разорванное кольцо блокады»
- Начала работать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны
- Командировка в Ленинградскую область закончилась для смолянина смертью
Танки шли по Ладожскому озеру
Зимой 1941—1942 годов «Дорога жизни» для Ленинграда стала буквально «вопросом жизни и смерти», подчеркивает Борис Ковалев. И для столь большого города этого в любом случае было бы недостаточно», — говорит Ковалев. После установки блокады в кольце врагов осталось около 2,5 млн жителей Ленинграда. Из-за нехватки продовольствия в городе почти сразу начался тотальный голод. Люди были вынуждены есть домашних животных, кору деревьев, гнилую картошку, варили студень из кожаной одежды. Были зафиксированы случаи трупоедения.
Горожанам нужна была помощь. И единственной возможностью спасти ленинградцев от мучительной смерти стала «Дорога жизни», которая, увы, сама стала причиной кончины для многих военных и мирных людей. Обстрелы, метели, треснувший лед: как работала «Дорога жизни» «В 1942 году меня перебросили под Ленинград, на судьбоносную для этого города «Дорогу жизни». В течение года на автомобиле ГАЗ-1-А довелось доставлять по льду Ладожского озера грузы в осажденный Ленинград, главным образом продовольствие, а также красноармейцев, а из города вывозить эвакуируемых жителей. Особенно тяжело было видеть детей блокадного города, едва похожих на людей: кожа да кости, тусклые взгляды...
Многие бойцы, глядя на них, тихо плакали», — писал в своих воспоминаниях ветеран Великой Отечественной войны Иван Ефимович Гаврилов. Водителям предстояло проделать путь по ладожскому льду в 30 километров. Однако из-за метелей и опасности уйти под воду они были вынуждены ехать максимально осторожно и медленно. Еще по теме Проект «Хранители истории» торжественно открыли у мемориала Советскому Солдату «Сложности переправы были в том, что она постоянно находилась под обстрелом как артиллерии, так и авиации противника. Не обязательно снаряд попадал в машину и людей убивало осколками.
Часто противник просто разбивал дорогу — и появлялись полыньи, которые могли зарасти тоненьким ледком. В результате «полуторки» вместе с грузом и людьми часто уходили на дно довольно быстро», — рассказывает Борис Ковалев.
Зубков , на выполнение задания было отведено всего 20 суток. Значительную часть дороги — примерно 17 км предполагалось провести по насыпям существовавших узкоколеек Синявинских торфоразработок и ещё 6 км по существовавшей железной дороге широкой колеи. На пути трассы было обнаружено 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Для ускорения работ дорогу строили по облегчённым условиям. Строительство велось в сильный мороз в условиях бездорожья и под регулярными вражескими артиллерийскими обстрелами. Основные строительные работы были начаты 22 января. На его строительстве применялось 16 копров.
Значительная часть моста имела дугообразную в плане форму с радиусом 600 метров, общая длина моста составляла 1,3 км. Высота рельсового полотна над водой была 2,8 м у правого берега Невы и 5,7 м у левого. Этот мост предполагалось использовать лишь несколько месяцев. До начала ледохода его должны были разобрать и вместо него построить постоянный мост. К 5 февраля была окончена укладка главного пути на всей трассе. Железная дорога в ряде мест проходила в 5—6 км от линии фронта. На трассе было устроено 3 разъезда : Левобережный на 4 км от станции Шлиссельбург, Липки на 11 км и Междуречье на 23 км.
Многие ленинградцы погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.
Голод в блокированном городе В блокированном Ленинграде оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, приходилось использовать пищевые суррогаты. В ноябре — декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов. Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка — рабочим — на 100 граммов, остальным — на 75, — изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это небольшое увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. Осень — зима 1941—1942 годов — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял.
От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула.
Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома.
Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров. Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать. К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров.
Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов. Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов.
Ленинград жил, работал, защищался во все дни блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1943 года. На фотографиях военных лет показан город во время блокады. Плакаты войны Рисунок За что. Харшак Дорога Жизни 8 сентября началась блокада Ленинграда. С сентября 1941 года советские войска вместе с гражданским населением были окружены немецкими и финскими войсками. Город не был готов к блокаде и не имел необходимых запасов продовольствия и горючего. Доставлять все необходимое можно было авиацией или через озеро. Начала работу дорога жизни. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.
Баржи на Ладожском озере. За весь сентябрь в город поступило около 20 000 тонн грузов. Некоторым судам удавалось доставлять грузы вплоть до 4 декабря. При этом перевозки все равно оставались небезопасными. Из-за штормов на Ладоге затонуло несколько барж.