С 25 июля 2024 года вступает в силу закон, по которому банки будут обязаны проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возвращать украденные мошенниками деньги, сообщили в РБК. При трансграничном денежном переводе банк или другой оператор перевода обязаны возместить денежную сумму неподтверждённой клиентом операции, средства — уже в течение 60 дней. Деньги будут возвращены, если злоумышленник действовал по классическим сценариям — представился сотрудником банка, правоохранительных органов, служб безопасности банков и т.д., а хищение произошло вследствие разговора по номеру «Тинькофф Мобайла». Через год после опубликования вступит в силу закон, обязывающий банки возвращать клиентам деньги, которые похитили мошенники.
Закон о возврате украденных денег: как он работает
Закон предусматривает целый комплекс приемов, направленных на стимулирование банков улучшать качество работы антифрод-систем, — рассказали в ЦБ. Новая норма предполагает, что банк клиента-жертвы хищения должен вернуть всю сумму украденных средств в течение 30 дней после поступления заявления от физлица. Однако на возврат можно рассчитывать только в ряде случаев. Например, если банк допустил перевод денежных средств на сайт мошенников, находящийся в специальной базе ЦБ РФ «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». В Банке России рассказали, что пополняют данную базу на основе данных, полученных от финансовых организаций и других операторов платежных систем. В ней находятся все сведения о совершенных переводах, получателях и плательщиках.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
RU В Госдуме приняли закон, который защитит граждан от финансовых мошенников. Об этом сообщили на официальном сайте. В частности, банки, которые не будут проверять переводы россиян на предмет мошенничества, должны будут вернуть им украденные деньги. Там отметили, что такой закон обязует операторов проверять подозрительные переводы и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физических лиц, даже если на то есть согласие клиента. Банки, которые не будут исполнять новые обязательства, отмечается на сайте Госдумы, должны будут вернуть россиянам украденные мошенниками средства.
На сегодня проверкой операций на предмет мошенничества закон обязывает заниматься только банк плательщика. Теперь проверять операции на признаки мошенничества, включая сверку с базой данных о случаях и попытках переводов денежных средств без согласия клиента, которую ведет Банк России, будет и банк получателя денежных средств. По словам Алексея Волоцкова, такой механизм позволит обеспечить всестороннюю защиту граждан от действий мошенников. Кроме того, банкам предоставляется право не принимать к исполнению явно мошеннические операции в течении двух дней, вне зависимости от согласия клиента.
Банки вернут украденные мошенниками деньги — новый закон
Банки начнут возмещать похищенные мошенниками средства. Банк-отправитель должен будет вернуть клиенту все украденные с его счета средства в течение 30 дней с момента получения заявления от клиента. Деньги вернут в следующих случаях. Вернуть средства назад возможно лишь в случае если они были застрахованы, либо если правоохранительные органы найдут воришек. Тинькофф первым из российских банков начнет возвращать украденные средства клиентам, которые стали жертвами телефонных мошенников: возврат будет совершен независимо от того, в какой банк был осуществлен перевод мошенникам из Тинькофф. С июля банки будут возвращать отправленные мошенникам деньги в досудебном порядке. Деньги россиян, похищенные мошенниками, станет проще вернуть. Закон об этом принят на уровне федерального парламента. Отныне банки будут обязаны уведомлять граждан перед переводом на подозрительные счета.
Банки будут возвращать клиентам украденные деньги по новой схеме
Деньги будут возвращены, если злоумышленник действовал по классическим сценариям — представился сотрудником банка, правоохранительных органов, служб безопасности банков и т.д., а хищение произошло вследствие разговора по номеру «Тинькофф Мобайла». Центробанк давно выступает за то, чтобы банки возвращали клиентам украденные деньги. Деньги россиян, похищенные мошенниками, станет проще вернуть. Закон об этом принят на уровне федерального парламента. Отныне банки будут обязаны уведомлять граждан перед переводом на подозрительные счета. По закону банки не обязаны возвращать деньги гражданам, которые подвергшись психологической обработке мошенников, собственноручно переводят на их счёта свои средства. Но тем не менее небольшую преграду новый закон устанавливает и здесь. Деньги должны быть возвращены в полном объёме в течение 30 дней после получения заявления клиента, а в случае трансграничного перевода — в течение 60 дней.
Банки обязали возвращать жителям Волгограда похищенные мошенниками деньги
На сегодня проверкой операций на предмет мошенничества закон обязывает заниматься только банк плательщика. Теперь проверять операции на признаки мошенничества, включая сверку с базой данных о случаях и попытках переводов денежных средств без согласия клиента, которую ведет Банк России, будет и банк получателя денежных средств. По словам Алексея Волоцкова, такой механизм позволит обеспечить всестороннюю защиту граждан от действий мошенников. Кроме того, банкам предоставляется право не принимать к исполнению явно мошеннические операции в течении двух дней, вне зависимости от согласия клиента.
Как правило, такие ситуации не доходят и до суда — банки стараются «замять» дело без лишней огласки, и выплачивают компенсации клиентам. Если же деньги были украдены с помощью методов социальной инженерии, то виноват, увы, будет сам клиент. Дело в том, что условия договора запрещают клиенту разглашать конфиденциальные данные — реквизиты карты включая код безопасности или код из смс-сообщения. Поэтому списание денег в этом случае не является несанкционированным — ведь клиент как раз сам его санкционировал, сообщив код мошеннику. А если человек сам перевел деньги, то тут даже спорить не о чем — никакого нарушения в действиях банка нет. С другой стороны, банк обязан иметь антифрод-систему — она как раз должна выявлять массовые зачисления с разных карт на один счет, и блокировать этот счет хотя бы для проверки.
Также банк должен насторожиться, если кто-то долго пытается списать деньги с карты без кода из смс — это тоже может быть попытка мошенничества. Спорными могут быть ситуации, когда мошенники получают доступ в личный кабинет в онлайн банке — были случаи, когда жертве оформляли кредит, но не успевали его вывести. В этом случае полиция даже не посчитала это преступлением — ведь деньги не были украдены. Но если мошенники получили доступ в личный кабинет без «содействия» самого клиента, это может говорить о проблемах в системе безопасности банка — и здесь вполне можно рассчитывать на компенсацию. Что делать клиентам? Банки уже давно поняли, что мошенничество — тенденция опасная, но они предпочли пойти иным путем. Практически каждому клиенту банка вместе с картой активно навязывают страховку на случай мошенничества. На первый взгляд, идея отличная — за небольшие деньги до 100 рублей в месяц клиенту гарантируется возврат украденных денег. Но при ближайшем рассмотрении все оказывается сложнее.
Например, Сбербанк обещает компенсировать ущерб в таких случаях: интернет-мошенничество — переводы через поддельные сайты, списание денег через фишинговые сайты или зараженные вирусами компьютеры; ограбление — если клиент снял деньги в банкомате, а потом в течение 2 часов его ограбили; незаконное использование похищенной карты — если карту украли и списали с нее деньги, или же списали деньги с найденной карты; кража данных с карты — если мошенники украли или выманили данные карты; некоторые другие ситуации, компенсация судебных расходов и т. Однако в документе с официальным перечнем страховых случаев и исключений из него, говорится, что если клиент сам нарушил правила пользования картой, это не является страховым случаем: Соответственно, банк точнее, страховая компания получает достаточно обширное поле для маневра — при желании можно оказать в выплате практически в любой ситуации из распространенных, обвинив клиента в несоблюдении правил. Поэтому страхование — не панацея, и клиенты должны сами защищать свои деньги на карте: не сообщать никому срок действия карты и код безопасности, не диктовать коды из смс; не верить в звонки от «службы безопасности банка» или от «МВД» — почти всегда это мошенники; не устанавливать сторонние программы на смартфон, если это просит сделать звонящий по телефону через программу с удаленным доступом можно похитить деньги с карты ; оплату в неизвестных интернет-магазинах проводить с виртуальной карты, по которой установлен незначительный лимит; настроить лимиты на оплату в интернете, на снятие наличных и другие; если есть подозрение, что карта скомпрометирована — заблокировать ее и перевыпустить; по максимуму использовать двухфакторную аутентификацию — когда вход в приложение или в личный кабинет на сайте возможет только при правильно введенном пароле и коде из смс. Конечно, это не спасет от самых изощренных способов мошенничества. Но если соблюдать даже эти простые правила, в случае кражи денег с карты виноватым, скорее всего, окажется банк ведь от самого клиента мошенники не получат нужные им данные. Вам понравилась статья?
При этом в материалах регулятора не уточняется, как поведение самого клиента отразится на получении компенсации, так как находясь под влиянием злоумышленников люди нередко сами переводят им деньги. А согласно действующему законодательству, банки обязаны возмещать ущерб только в тех случаях, когда средства были украдены не по вине клиента. Дополнительные меры защиты Вместе с этим ЦБ предложил изменить процедуру подтверждения банками операций, если в них были замечены признаки мошеннических действий. Например, регулятор намерен предоставить кредитным организациям право списывать средства при операции только через один-два рабочих дня, несмотря на согласие клиента. Кроме того, Центробанк планирует обязать проверять операции на предмет мошенничества не только отправляющий, но и принимающий средства банк. Также ЦБ планирует разрешить кредитным организациям блокировать на пять дней любые расходные операции получателя, если информация о нем содержится в базе данных о попытках перевести деньги без согласия клиента. По словам представителя Центробанка, пока прошел только один раунд консультаций с участниками банковского рынка, которые выдвинули множество предложений и вопросов. На их основе документ будет отредактирован, после чего регулятор организует еще один раунд обсуждения.
Но мошенники счета меняют как перчатки. Читаем далее 314. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 31 - 35, 38 - 311 настоящей статьи, а также частями 112 - 1111 статьи 9 настоящего Федерального закона. Если деньги все-таки ушли, они ушли с концами. Возместят только в том случае, если банк владел информацией от цб, что счет подозрительный, и был обязан операцию заблокировать, но проебался и перевод таки сделал. В таком случае банк в течение месяца должен возместить деньги.
ЦБ хочет, чтобы банки возвращали похищенное мошенниками. Почему эксперты против этой идеи
Он согласился, что теперь система обмена информацией между кредитными организациями, Банком России и МВД стала более совершенной. И о ситуациях, когда средства списываются без добровольного согласия клиента, будут оперативно оповещать все заинтересованные ведомства. Для МВД — это серьезная помощь в истории раскрытия преступлений, для банков — механизм предотвращения совершения операций», — рассказал Емелин. Таким образом, если кредитная организация получает информацию о потенциально мошеннической операции от Банка России, то она имеет право приостановить перевод.
В случае трансграничного перевода когда плательщик или получатель находятся за пределами РФ или в операции участвует иностранный банк денежные средства должны быть возвращены в течение 60 дней. Закон вступит в силу через год после официального опубликования, и тогда банки и платёжные системы должны будут отслеживать и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если есть согласие клиента на перевод денег. Можно будет замораживать на два дня подозрительные операции, а также отключать дистанционное обслуживание мошенников. Как уточнил ТАСС , для улучшения действующих механизмов «антифрода» проверять операции на признаки мошенничества будет не только банк плательщика как это происходит сейчас , но и банк получателя.
Не в восторге от нового закона экономисты и общественники, защищающие права потребителей. Первые уверены: повышение банковских комиссий неизбежно, вторые отмечают: «Это не решение проблемы, а попытка её замазать». О тонкостях возврата украденных денег — в материале ForPost. Россия «утонула» в мошенничестве Проблема мошенничества в России достигла «немыслимых» масштабов, считает экономист Виталий Калугин. Её он приравнял к проблеме обманутых дольщиков.
Последних государство защищает на федеральном и региональном уровнях различными законными и подзаконными актами. Наш собеседник уверен: настало время подумать и о жертвах мошенников. Речь идёт о сотнях миллиардов рублей убытков, которые понесли граждане», — сказал ForPost Калугин. Отметим: кредитные учреждения не бездействуют. В январе-марте 2023 года банки отразили 2,7 млн атак кибермошенников на счета клиентов и таким образом предотвратили хищения на 712 млрд рублей, сказано в «Обзоре отчётности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств», опубликованном на сайте Центробанка.
Чтобы защитить граждан, мегарегулятор финансового рынка ввёл новую форму отчётности для банков. Речь идёт об операциях, совершённых без участия клиентов. Новая отчётность позволяет прояснить ситуацию с мошенничеством. В частности, понять соотношение неуспешных операций, заблокированных антифрод-системами кредитных организаций, и фактических незаконных списаний. Кроме того, Центробанк утвердил стандарт по обеспечению безопасности финансовых сервисов с использованием технологии цифровых отпечатков устройств.
Таким образом, банки научились узнавать устройство пользователя, с помощью которого совершаются банковские и другие финансовые операции. Несмотря на все меры защиты, пострадавших меньше не становится.
При выдаче кредита у заемщиков будут требовать ИНН В России с 25 июля 2024 года вступит в силу закон о национальной платежной системе, согласно которому банки будут обязаны проверять переводы клиентов и в течение 30 дней делать возврат средств, украденных злоумышленниками.
Информационное агентство «Хабаровский край сегодня» сообщило, что соответствующий законопроект был ранее одобрен главой государства Владимиром Путиным. В РБК уточнили, что для возврата денежных средств клиенту банка будет нужно подать заявление. Главная цель нового закона, разработанного при участии Центробанка, противодействие кражам денег, совершаемым в том числе с использованием методов социальной инженерии.
Закон предусматривает целый комплекс приемов, направленных на стимулирование банков улучшать качество работы антифрод-систем, — рассказали в ЦБ. Новая норма предполагает, что банк клиента-жертвы хищения должен вернуть всю сумму украденных средств в течение 30 дней после поступления заявления от физлица.
Банки начнут возвращать деньги, украденные мошенниками
Деньги будут возвращены, если злоумышленник действовал по классическим сценариям — представился сотрудником банка, правоохранительных органов, служб безопасности банков и т.д., а хищение произошло вследствие разговора по номеру «Тинькофф Мобайла». Государственная Дума РФ приняла во втором и третьем чтении закон, который обязывает банки в течение 30 дней возмещать россиянам деньги, похищенные с их счетов мошенниками. Банки начали по собственной инициативе возвращать клиентам украденные мошенниками деньги, не дожидаясь вступления в силу нового закона, пишут «Известия». Тинькофф Банк компенсировал уже 4,5 млн рублей в рамках своего сервиса «Защитим или вернем деньги». Через год после опубликования вступит в силу закон, обязывающий банки возвращать клиентам деньги, которые похитили мошенники. Банки стали возвращать россиянам деньги, похищенные аферистами, передает ФедералПресс. Центробанк намерен обязать банки в течение 30 дней возвращать клиентам деньги, похищенные мошенниками.
Как ростовчанам будут возвращать украденные мошенниками деньги
Российские банки вернут украденные мошенниками деньги по новым правилам Закон вступает в силу летом текущего года. Источник: Reuters С 25 июля 2024 года в России начнёт работать новый закон о национальной платёжной системе, согласно которому банки должны будут проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возвращать им украденные мошенниками деньги. Как сообщает ИА «Хабаровский край сегодня», документ был ранее одобрен президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным. По информации РБК, для возврата денег необходимо подать соответствующее заявление. Законом предусмотрен комплекс механизмов, которые направлены на то, чтобы стимулировать банки улучшать качество работы своих антифрод-систем, — рассказал в Центробанке. Банк отправителя перевода должен вернуть всю сумму украденных денег в течение 30 дней после получения заявления от физического лица в нескольких случаях.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион Банки будут возвращать россиянам похищенные мошенниками деньги по новой схеме РБК: В России банки начнут возвращать украденные деньги клиентов по новой схеме Российские банки начнут возвращать клиентам деньги, которые украли мошенники, по новой схеме. Как рассказал представитель Центробанка, с 25 июля 2024 года вступает в силу соответствующий закон, разработанный при участии ЦБ. Законом предусмотрен комплекс механизмов, которые направлены на то, чтобы стимулировать банки улучшать качество работы своих антифрод-систем", — приводит его слова РБК. Так, предполагается, что банки должны будут проверять денежные переводы своих клиентов и в течение 30 дней возмещать им средства после получения соответствующего заявления от клиента, а также в установленных законом случаях.
Закон вступит в силу через год после официального опубликования, и тогда банки и платёжные системы должны будут отслеживать и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если есть согласие клиента на перевод денег. Можно будет замораживать на два дня подозрительные операции, а также отключать дистанционное обслуживание мошенников. Как уточнил ТАСС , для улучшения действующих механизмов «антифрода» проверять операции на признаки мошенничества будет не только банк плательщика как это происходит сейчас , но и банк получателя. Станет обязательной сверка с формируемой Банком России базой «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем.
Домен отправителя при этом имитирует реальный домен Банка России — cbr. В письме к получателю обращаются по имени и отчеству и указывают его реальный адрес проживания. Это вызывает доверие, которое позволяет впоследствии выманить у жертвы данные карты и смс-пароль» Узнать подробнее Как утверждает криптоинвестор и финансовый консультант Руслан Захаркин, мошенники не брезгуют и махинациями с криптовалютой. Опасность потерять деньги подстерегает на каждом шагу. Новый законопроект не обеспечивает полной безопасности в этом вопросе. При этом существуют определенные требования, которые уже заложены в утвержденные формулировки. Во-первых, банк должен ясно понимать, что средства переводятся мошенникам, а во-вторых, он должен быть уверен, что клиент не делает перевод по своей собственной воле. Однако возникают серьезные проблемы в выполнении этих требований. Как банки должны решать столь нетривиальную задачу? Банки не имеют права задерживать и допрашивать подозреваемых, обыскивать их и использовать прочие методы из арсенала детективной работы. Что им остается? Помочь им уполномочен только Банк России, который, как закреплено в законопроекте, устанавливает признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента» Узнать подробнее Главный признак мошеннической транзакции — это нахождение счета получателя в черном списке ЦБ — поясняет Ольга Дайнеко. Каким же образом банк будет противодействовать злоупотреблению доверием?
«Сбер» начал возвращать украденные мошенниками деньги
Закон вступит в силу через год после его официального опубликования. Ранее зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин заявил корреспонденту ИА Регнум, что идея о возмещении убытков от мошенников правильная, но, учитывая масштабы злоупотребления, есть риски ошибочно оказаться в числе нежелательных денежных получателей или потерять время из-за замороженного денежного перевода. Депутат отметил, что инициативу необходимо грамотно и детально регулировать. Делягин указал, что российские правоохранители в настоящий момент не могут самостоятельно справиться с мошенниками.
Так, по словам доцента Финансового университета Оксаны Васильевой, стоит различать мошенничество, произошедшее по вине банка и кражи, в которых виноват сам клиент: У меня двоякая точка зрения по данному конкретному вопросу. С одной стороны, если персональные данные лица действительно оказались в руках злоумышленников по причине уязвимости систем банка или он иным образом повлиял на это, то, разумеется, банк должен быть как минимум тоже привлечен к ответственности за подобный казус. И тем самым он обязан возместить ущерб, нанесенный его клиенту. Однако, при условии, что данные личности оказались на руках у мошенников не по вине банка, то никакой обязанности о возмещении денег на него возложено быть не может.
Ибо банк может привести в довод главное основание — это договор, который подписывает держатель банковской карты. Там четко прописано, что он не имеет права передавать кому-либо данные по своей карте. Если договор нарушен, банк снимает с себя всякую ответственность за последствия. Банки сообщают, что деньги клиентам они вернут лишь в том, случае, если человек докажет свою непричастность к мошеннической операции.
Но в большинстве случаев человек сам оказывается виноват в том, что случайно сообщил данные мошенникам. Оксана Васильева, к. Поэтому, считает эксперт, возмещать ущерб должны сами мошенники по решению суда, а вычислять и привлекать их к ответственности — работа полиции. Другие эксперты тоже посчитали идею неоднозначной.
Например, финансовый аналитик Николай Неплюев указывает на то, что не до конца понятен механизм компенсаций клиентам с низкой финансовой грамотностью и тем, кто инсценировал кражу своих денег — банки просто будут не в состоянии распознать и отделить друг от друга такие случаи. А когда в дело вступает социальная инженерия, предотвратить мошенничество становится практически невозможно. Поэтому сначала нужно думать именно о предотвращении, а не о компенсациях. О том, что банки не должны отвечать за ошибки клиентов, говорит и эксперт в области права в ИТ Евгений Царев.
По его словам, клиенты банков сами часто теряют бдительность, но делать «крайним» именно банк — незаконно: Ответственность банков за похищенные средства, очевидно, должна быть. Но делать ответственным того, кто не может помешать факту мошенничества — крайне неэффективная мера. В случаях социальной инженерии, например, вины банка нет фактически никакой — клиент сам, нарушая все ИБ-требования банка, отдает мошенникам деньги. Безусловно, косвенная вина финансовой организации может быть при утечке данных.
Однако, не имея доказанного факта утечки, делать банк «крайним» — мягко говоря, незаконно. Гораздо логичнее было бы дать возможность банкам, например, задерживать подозрительные платежи и передавать друг другу требования о задержке например, по заявлению клиента.
То есть впервые вводится механизм возмещения банком похищенных денег, если его антифрод-системы некачественно сработали и допустили перевод. Данные правила начнут действовать с 25 июля 2024 года. Поскольку у банков появилась такая нелегкая ответственность по возмещению всех средств, которые они не смогли уберечь от мошенников, то есть риск, что банки просто начнут массово блокировать абсолютно все подозрительные операции. Однако зампред Банка России уверяет, что такое не произойдет: «Законом четко предусмотрены случаи, при которых банк должен приостановить перевод». Например, клиент совершает нетипичные транзакции — крупные переводы в ночное время, причем с нового устройства. Банк вправе спросить у клиента, действительно ли он сам совершает перевод и не находится ли под влиянием злоумышленников.
Если, несмотря на предупреждение, человек настаивает на переводе, то банк обязан исполнить транзакцию».
Если банк по какой-то причине совершает перевод по реквизитам мошеннического счета из списка, то организация обязана в досудебном порядке вернуть средства владельцу счета. Кроме перевода непосредственного платежа происходит блокировка банковской карты и приложения отправителя. Специалисты финансовой организации при этом направляют сообщение о блокировке, а также связываются с собственником счета по телефону. Это необходимо, чтобы обезопасить человека и его средства от посягательств мошенников.