Антони́на Васи́льевна Нежда́нова — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1936). Герой Труда (1925). Скончалась А.В. Нежданова 26 июня 1950 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (3 уч. Антонина Васильевна Нежданова (1873–1950) – русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано. Многие исследователи творчества Антонины Неждановой сходятся во мнении, что именно благодаря Мазетти она добилась успеха. Малая родина Антонины Васильевны Неждановой – село Кривая Балка, расположенное недалеко от Одессы.
ООО "НОВОРОС-АУДИТ"
Антонина Нежданова служила в Большом театре и создала множество незабываемых образов на сцене. Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «» («») под названием «Нежданова, Антонина Васильевна», находящаяся по адресам. Биография Нежданова Антонина Васильевна в архиве мемориала ПомниПро. Антонина Нежданова родилась 4 (16 по новому стилю) июня 1873 в селе Кривая Балка близ Одессы Херсонской губернии.
Концепция группы "АРТ ЛАБИРИНТЫ истории"
- Скрылась в Москве
- 150 лет назад родилась Антонина Нежданова - русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано
- Путь в Большой: пять солисток главного театра России начала XX века — VATNIKSTAN
- Проживала в элитном ЖК
Русская «канарейка» Антонина Нежданова
Она очень волновалась на прослушивании: пела точно, но с трудом взяла верхнюю ноту в «Колыбельной» Чайковского. Причина была простой и ясной: диапазон её голоса был развит недостаточно, однако эта ошибка не помешала выдающемуся педагогу, итальянцу Умберто Мазетти, разглядеть в абитуриентке будущую большую певицу. Нежданову приняли в избранный класс. Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба певицы, не окажись у истоков её пути такого великолепного мастера, каковым был Мазетти, проявив себя как тонкий и умный педагог.
Он «подарил» Неждановой её голос. Первые 4 мес. Диапазон певицы, не превышал полутора октав, Мазетти как бы предоставил возможность постепенно проявиться самой природе, осторожно, без напряжения подталкивая голос к верхним регистрам.
Таким образом, именно итальянский педагог заложил основы уникального мастерства певицы, в исполнении которой поражала прежде всего раскованность и лёгкость в партиях любой сложности. Он же научил Нежданову и трепетному, заботливому отношению к собственному голосу: петь не больше 2-3 час. Антонина Васильевна берегла свой голос пуще всего на свете, часто по этой причине отказываясь от выступлений, некоторых партий, гастролей.
Она относилась к голосу свято, словно осознавала, что дан он ей не за какие то особые заслуги, а просто так, случайно, и она не вправе распоряжаться им, как транжира. Зато до конца дней певица сохранила нежный звонкий «колокольчик» своего природного инструмента и никто никогда не слышал старческого, плавающего дребезжания в её пении. А свой последний концерт Нежданова дала на радио 4 августа 1943 г.
Как утверждали газеты, свежестью и приятностью голоса произвела наиболее приятное впечатление А. Нежданова, спевшая партию Лючии. Однако в тот раз в театр она не попала.
Принимая во внимание особые таланты дебютантки, ей предложили место в Мариинском театре, однако Нежданова отказалась. Стать артисткой Большого певице помог его величество случай. Однажды заболели все три!
Дирекция императорских театров вспомнила о молодой певице и попросила её выручить спектакль. Сразу отметим, что Нежданова вошла в историю русской оперы как лучшая исполнительница труднейшей партии Антониды. День 1 мая 1902 г.
В проект реставрации будут инвестированы частные средства. Голованова, являющегося мужем А. Нежданову и Н.
Голованова многие десятилетия связывал творческий союз, как на сцене Большого театра, так и на концертной эстраде. Создание музея-квартиры А.
С 1878 стала заниматься музыкой с отцом и уже в 7 лет выступала солисткой в церковном хоре, на ученических концертах. В 1891 окончила женскую гимназию со званием домашней учительницы и стала преподавать, часто выступая на музыкальных вечерах. В 1899 поступила в Моск. Была принята в труппу Большого театра, в к-ром пела свыше 30 лет вместе с Л.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
Творческий путь Антонины Неждановой
Максакова , Т. Воскресенская, Л. Гриценко , Р. Котова , Л. Лубенцова, Н.
Добриянова Болгария и другие. Автор многих статей по вокальному искусству. Под её редакцией вышло 11 сборников вокальных произведений. Нежданова Антонина Васильевна умерла 26 июня 1950 года в Москве.
Семья Муж — Николай Семёнович Голованов 1891—1953 , дирижёр, хормейстер, пианист, композитор, педагог. Современники о Неждановой [ править править код ] Бернард Шоу , ошеломленный её исполнением русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет — для того, чтобы я услышал лучшее творение Божие — Антонину Нежданову». Станиславский писал: «Дорогая, чудесная, удивительная Антонина Васильевна! Знаете ли, чем Вы прекрасны и почему Вы гармоничны?
Потому что в Вас соединились: серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно молодой, чистой, свежей и наивной душой. Вы — Орфей в женском платье, который никогда не разобьет своей лиры. Как артист и человек, как Ваш неизменный почитатель и друг я удивляюсь, преклоняюсь перед Вами и прославляю Вас и люблю».
Несмотря на то что она очень понравилась дирекции театра, ей было отказано.
Но вскоре она все же стала артисткой Большого. В театре неожиданно заболели все три исполнительницы партии Антониды, про Нежданову вспомнили и попросили выручить. Зрители приняли молодую артистку очень хорошо, и она была приглашена в труппу. Первой ее партией стала Джильда в опере «Риголетто».
Режиссеры театра стали часто меня назначать петь в опере «Иван Сусанин», кроме того, прибавились еще партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила», Джульетты в опере «Ромео и Джульетта». Стоит заметить, что ради получения новых ролей Нежданова не изменяла своим принципам и не соглашалась на партии, которые были ей не по голосу, например Венеры в опере «Тангeйзер» и Даши во «Вражьей силе». Последнюю она, как и многие критики и исследователи ее творчества, считала своей самой большой творческой удачей: «Роль Марфы мне вполне удалась. Я считаю ее моей лучшей, коронной ролью… На сцене я жила настоящей жизнью.
Я глубоко и сознательно изучила весь облик Марфы, тщательно и всесторонне продумала каждое слово, каждую фразу и движение, прочувствовала всю роль от начала и до конца. Многие детали, хаpaктеризующие образ Марфы, появлялись уже на сцене во время действия, и каждый спектакль приносил что-нибудь новое». Нежданову активно приглашали выступать и на сцене других театров — миланского Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен-опера и многих других. Она отказывала всем, отдавая предпочтение работе в России.
Лишь раз, в 1912 году, она выступила на сцене Гранд-опера в Париже, исполнив партию Джильды в «Риголетто». Ее партнерами на сцене были Энрико Карузо и Титта Руффо. Голос, который полюбил Владимир Ильич Революцию Нежданова встретила с энтузиазмом, хотя теперь в ее работе появились некоторые сложности: «Теперь нам, артистам, приходилось завоевывать любовь и популярность у нового слушателя, у нового зрителя. Помню первые концерты в клубах для рабочих: слушать какую-нибудь арию из оперы, или романс, или монолог из драмы им часто было неинтересно.
Как-то В. Качалов в одном из таких концертов в антpaкте спросил у кого-то из публики, нравится ли ему концерт, на что тот искренне, простосердечно ответил: «Ничего, терпим! Только «Соловей» Алябьева вызывал восторг. Помимо оперных партий, Нежданова также исполняла камерные вокальные сочинения, народные песни.
С 1936 года она стала преподавать, сначала в Оперной студии имени Станиславского, потом в Московской консерватории. Нежданова написала книгу воспоминаний, где в том числе поделилась своими мыслями о вокальном искусстве. Творческий путь этой женщины — блистательный пример необычного таланта от природы, смешанного с потрясающей самоотдачей, и образец настоящего патриотизма. Для Неждановой не было важнее и желаннее сцены, чем подмостки Большого театра.
Зритель был для нее всегда в неоспоримом авторитете. Советское искусство она защищала настойчиво, не давая затронуть его новым течениям и желающим внести новшества. Наслаждаться гениальным творчеством Антонины посчастливилось не одному поколению. Иными словами, ее время было принято считать легендарным.
Волшебный голос Антонины Неждановой надежно закрепил за собой заслуженную нишу в золотом фонде исполнителей мировой оперы. Все семейство дeвoчки занималось музыкой и пением, собираясь вечерами вместе. Свой врожденный дар Антонина начала развивать еще в детстве, в возрасте семи лет, когда пела в хоре местной церкви, посещала театры и исполняла различные песни с друзьями. Поступив в Одесскую гимназию, Тоня Нежданова начала выходить на сцену сольно, будучи ученицей пятого класса.
Отца детей не стало довольно рано, и дeвoчке пришлось самостоятельно подpaбатывать, чтобы найти деньги на учебу, одновременно помогая матери содержать остальных детей. Преподаватели училища помогли устроиться Тоне на должность в качестве младшей учительницы. Она бы могла проработать в этом училище всю жизнь, если бы не внезапная поездка в Санкт-Петербург. Антонина мечтала овладеть певческим искусством, получив высшее образование, и выступать на большой сцене.
Читайте также: Татьяна скороходова личная жизнь дети Когда ей исполнилось двадцать шесть лет, дeвyшка поступила в Московскую консерваторию, где через три года окончила учебу с золотой медалью. Девушке повезло, что ее прекрасный голос решился пустить под свою огранку великолепный мастер и профессор Мазетти. Он весьма бережно относился к таланту Неждановой, и она, в свою очередь, отвечала ему верностью как к своему педагогу.
Так, Сергей Васильевич Рахманинов написал для неё одно из самых известных своих сочинений — «Вокализ» без слов. Искусство Неждановой — наше национальное богатство, им гордилась и гордится история русской оперы», — отметил генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, член Общественной палаты РФ Михаил Брызгалов. Выставка открыта для посетителей в Музее-квартире Н. Голованова Брюсов пер. Партнёр выставки:.
По видимому, сказалось сильное увлечение Антониной его сыном Борисом. С искренним теплом относится к Неждановой и доктор Бурда, который окажет ей позже решающую финансовую помощь. Заканчивая гимназию, девушка оказалась на распутье - в ней боролись родительские наставления и собственные пристрастия. ОНа ловила себя на мысли, что её влекут и точные науки Антонина даже посещала лекции на мед. Теперь выбор сделали обстоятельства - нужно помочь семье, и в память об отце она становится преподавателем в гор. Ни одной оперной премьеры не пропускает она в Одесском театре, и чем больше слушает местных знаменитостей или заезжих гастролёров, тем сильнее растёт её желание петь самой, тем более что Тоню иногда приглашают выступить в любительских концертах. Восхищение друзей её способностями подстёгивают честолюбивые мечты. Когда младшие сестра и брат подросли, Нежданова решила, что самое время подумать и о себе. В октябре 1899 г. Прослушав девушку, экзаменаторы объявили ей, что её голос для карьеры оперной певицы недостаточен, но Антонина не привыкла отступать, тут и понадобилась материальная помощь доктора Бурды, который обещал перевести деньги в оплату за учёбу в Московскую консерваторию. Она очень волновалась на прослушивании: пела точно, но с трудом взяла верхнюю ноту в «Колыбельной» Чайковского. Причина была простой и ясной: диапазон её голоса был развит недостаточно, однако эта ошибка не помешала выдающемуся педагогу, итальянцу Умберто Мазетти, разглядеть в абитуриентке будущую большую певицу. Нежданову приняли в избранный класс. Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба певицы, не окажись у истоков её пути такого великолепного мастера, каковым был Мазетти, проявив себя как тонкий и умный педагог. Он «подарил» Неждановой её голос. Первые 4 мес. Диапазон певицы, не превышал полутора октав, Мазетти как бы предоставил возможность постепенно проявиться самой природе, осторожно, без напряжения подталкивая голос к верхним регистрам. Таким образом, именно итальянский педагог заложил основы уникального мастерства певицы, в исполнении которой поражала прежде всего раскованность и лёгкость в партиях любой сложности. Он же научил Нежданову и трепетному, заботливому отношению к собственному голосу: петь не больше 2-3 час. Антонина Васильевна берегла свой голос пуще всего на свете, часто по этой причине отказываясь от выступлений, некоторых партий, гастролей. Она относилась к голосу свято, словно осознавала, что дан он ей не за какие то особые заслуги, а просто так, случайно, и она не вправе распоряжаться им, как транжира. Зато до конца дней певица сохранила нежный звонкий «колокольчик» своего природного инструмента и никто никогда не слышал старческого, плавающего дребезжания в её пении.
Путь в Большой: пять солисток главного театра России начала XX века
Народная артистка СССР 1936. Лауреат Сталинской премии первой степени 1943. Доктор искусствоведения 1944. Родилась 4 16 июня 1873 по другим источникам — 17 29 июля 1873 в селе Кривая Балка, ныне в черте города Одесса, Украина. Родители Неждановой — сельские учителя. В детстве пела в церковных хорах. В 1883—1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне — Одесская национальная музыкальная академия имени А.
Фронтовики и те, кто трудился в тылу на благо огромной страны на протяжении мучительных четырех лет, прошли долгий путь.
С началом войны кино, театр и музыка, казалось бы, ушли в затишье, но в действительности это было не так. Артисты продолжали творить искусство — вечное, живое... События тех лет — это не только артиллерийский гул, но и песни, способные воодушевлять на подвиги. RU решил вспомнить советских женщин, творчество которых несомненно нашло отражение в сердцах тех, кого застала война. Клавдия Ивановна Шульженко "Если приехала Шульженко, значит, завтра идем в наступление", — так отзывались о певице военные. Имя Клавдии Шульженко было знакомо всем фронтовикам. Она одна из тех, кто начал выступать перед солдатами с самого начала войны.
В 1941 году, джаз-оркестр с участием Шульженко становится фронтовым джаз-ансамблем. А чуть позже родилась знаменитая композиция "Синий платочек", ставшая одной из главных во фронтовое время. Клавидия Ивановна добровольно гастролировала на протяжении четырех лет. Только во время 900-дневней блокады Ленинграда Клавдия вместе с ансамблем дала более ста концертов как в самом. Трудно поверить, что 12 июля 1942 года ей даже удалось спеть на сцене Ленинградского Дома Красной Армии после этого выступления ей вручили медаль "За оборону Ленинграда". Некоторые музыкальные критики, впоследствии анализировавшие творчество Шульженко, утверждали, что именно в годы войны она сформировалась как артистка. В ее репертуаре больше не было места "случайным" песням.
Голос Клавдии стал целебным бальзамом для всех тех, кто бился за победу. Клавдия Шульженко. Любовь Петровну отличала аристократическая внешность и невероятно мелодичный голос. Многие помнили ее по музыкальным комедии, как "Веселые ребята", "Цирк", "Волга, Волга". Свои потрясающие вокальные данные звезда с успехом перенесла не только на экраны, но и в жизнь. В годы войны Орлову, как и Шульженко, не остановил страх перед лицом смертельной опасности. Она гастролировала по стране и успела выступить под Москвой, Киевом, Курском и не только.
Поговаривают, что Орлова настолько вселяла уверенность в бойцов, что это стало поводом для недовольств в фашистских кругах. Немцам казалось удивительно странным, что, несмотря на шедшие бои, фронтовики все равно отправлялись на "полевые" концерты. Говорят, что нацисты пытались убить Орлову: после одного из выступлений артистке вручили букет белых роз с отравленными шипами. В итоге у звезды началось заражение крови, и ее лишь чудом удалось спасти — благодаря вмешательству Сталина, который затребовал лучших советских и европейских медиков. И хоть война шла семимильными шагами и не жалела никого, артистка самоотверженно продолжала заниматься любимым делом, в 1941-42 годах даже успевала периодически появляться на съемках на "Мосфильме".
Природная, уникальная красота лирико-колоратурного сопрано Неждановой была дополнена не только ювелирно отточенной техникой, но и очаровательным тембром, интонацией, одухотворенной простотой и искренностью исполнения. Современные композиторы ценили ее за предельно полное понимание замысла произведения, умение постичь его не только умом, но и душой. Известен случай, когда Сергей Рахманинов, очень сдержанный в выражениях своих чувств, во время сольного выступления Антонины Неждановой вышел на сцену и экспромтом стал аккомпанировать певице.
Римского-Корсакова — обольстительная и капризная Шемаханская царица из «Золотого петушка», несравненная Марфа из «Царской невесты» и «этический идеал чистоты» — Снегурочка, из одноимённой оперы композитора.
В каждой из ролей Антонина Нежданова находила строго индивидуализированные психологические черты, жанровое своеобразие. Работая над образами, она пользовалась советами мастеров драматической сцены — M. Ермоловой, К. Станиславского, Ф.
В Москве отремонтировали дом оперной примы Неждановой
Антонина Васильевна только что окончила Московскую консерваторию и, выступая в опере «Иван Сусанин», показала себя вполне готовой певицей. В Большом Кисловском переулке в центре столицы отремонтировали дом, где жила оперная певица Антонина Нежданова. Волшебный голос Антонины Неждановой надежно закрепил за собой заслуженную нишу в золотом фонде исполнителей мировой оперы. Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «» («») под названием «Нежданова, Антонина Васильевна», находящаяся по адресам.
Голос отличный, но петь не умеет
- Антонина Нежданова
- НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна
- В столице завершился капремонт дома, где жила оперная певица Антонина Нежданова
- Антонина Нежданова - кратко
- 63 года назад не стало оперной певицы Антонины Неждановой - МИР БЕЗ КОНЦА - My World Groups
Грандиозная овация: 8 апреля 1925 года в Краснодаре выступала великая певица Антонина Нежданова
Делиба 1903 ; Маргарита - «Фауст» Ш. Гуно 1903 ; Лейла - «Искатели жемчуга» Ж. Бизе 1903 ; Церлина - «Фра-Дьяволо» Д. Обера 1905 ; Татьяна - «Евгений Онегин» П. Чайковского 1906 ; Волхова - «Садко» Н. Римского-Корсакова 1906 ; Царица ночи - «Волшебная флейта» В. Моцарта 1906 ; Снегурочка - «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова 1907 ; Эльза - «Лоэнгрин» Р. Вагнера 1908 ; Шемаханская царица - «Золотой петушок» Н.
Римского-Корсакова 1909 ; Филина - «Миньон опера » А. Томы 1912 ; Манон - «Манон» Ж. Массне 1915 ; Марфа - «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова 1916 ; Иоланта - «Иоланта» П. Чайковского 1917 ; Царевна-лебедь - «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова; Парася - «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского первая исполнительница ; Нинетта - «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева; Джульетта - «Ромео и Джульетта» Ш.
Гуно; Маргарита Валуа - «Гугеноты» Дж. Мейербера; Мими - «Богема» Дж. Пуччини; Царевна - «Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова; Констанца - «Похищение из сераля» В. Гречанинова первая исполнительница ; Герда - «Оле из Нордланда» М. Ипполитова-Иванова первая исполнительница. С 1924 выступала на радио и записывалась на грампластинки. С 1936 года преподавала в оперной студии Большого театра, в Оперной студии имени К.
Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской консерватории с 1943 года - профессор. Весной 1943 года скончался Рахманинов, посвятивший ей свой «Вокализ».
Природа голоса, нежнейший тембр его не сразу были учтены руководителями театра.
И какая же дебютантке нужна твердость характера, уверенность в себе и своих возможностях, чтобы отказаться от не подходивших ее голосу партий драматического характера например, Венера в "Тангейзере" Вагнера. Однако вскоре по распоряжению дирекции Большого театра Неждановой был передан весь репертуар тогдашней примадонны Эмилии Кристман. И посыпались блестящие рецензии, цветы от поклонников, признание критики.
Тесное творческое общение связывало Нежданову с такими корифеями русской оперной сцены, как Собинов, Шаляпин, Рахманинов, Танеев. Рахманинов, будучи дирижером Московского Большого театра с 1904 по 1906 год, с особой тщательностью корректировал исполнение певцов, борясь со ставшими привычными нарушениями ритма, интонаций смысловых и акустических. На вопрос Неждановой, почему же Рахманинов не поправляет ее, он ответил: "Пойте так же прекрасно, как вы это делали до сих пор".
На одном из концертов композитор сидел в публике и слушал в исполнении Антонины Васильевны арии Франчески из собственной оперы "Франческа да Римини". Как же должно было взволновать Рахманинова пение Неждановой, если при его сдержанности, даже высокомерии, композитор вышел на эстраду и стал экспромтом аккомпанировать певице. Однако самые теплые чувства Нежданова питала к Леониду Витальевичу Собинову, который являлся практически постоянным партнером певицы на оперной сцене.
Собинов трогательно называл Антонину Васильевну в письмах: Нежданчик. Это он, ведя переговоры о гастролях, рекомендовал дирекции Миланского театра Нежданову для партии Амины в "Сомнамбуле" Беллини. Он утверждал, что Нежданова — единственная в Европе певица, способная спеть эту партию.
Интересной особенностью нашей героини было то, что она редко гастролировала, отказывала в ангажементах лучшим мировым театрам. В наше время трудно представить перспективную артистку, у которой не закружилась бы голова от оглушительного успеха, выпавшего на долю Неждановой. И совсем уж невозможно объяснить, почему Нежданова с таким упорством отвергала предложения "Ла Скала", оперного театра в Монте-Карло и Нью-Йорке.
Римского-Корсакова при условии, что хореографически иллюстрировать известное произведение станет знаменитая балерина Карсавина. С возмущением певица отвергла "кощунственное", по ее мнению, внедрение в знаменитую оперу. Римская-Корсакова, жена композитора, благодарила Нежданову за то, что она "оберегла честь русского искусства…" Только дважды Антонина Васильевна согласилась на заграничные гастроли — в Париж в 1912 году, где партнерами певицы были Энрико Карузо и Титта Руфо, и в 1922 году — в Западную Европу, — измучившись от постоянных лишений в послереволюционной России.
Но остаться за границей, жить там она так и не смогла. Она была так консервативна, так привязана к месту, к своей родине, что пожертвовала всемирной славой ради покоя и приверженности ко всему русскому, дорогому и такому понятному. Источник: М.
Похожие статьи.
В 1899 году она поступила в Московскую консерваторию в класс профессора Мазетти и в 1902 году блестяще окончила консерваторский курс. Была принята в труппу Большого театра, в котором пела свыше 30 лет вместе с Л. В работе над сценическими образами Неждановой во многом помогла М. Партия Антониды в опере Глинки «Иван Сусанин» открывает галерею пленительных образов, созданных Неждановой в операх русских композиторов: Людмила «Руслан и Людмила», 1902 ; Волхова «Садко», 1906 ; Татьяна «Евгений Онегин», 1906 ; Снегурочка одноименная опера, 1907 ; Шемаханская царица «Золотой петушок», 1909 ; Марфа «Царская невеста», 1916 и др. Обладая лирико-колоратурным сопрано удивительного тембра, своеобразием и редким обаянием, разнообразным репертуаром, ясностью дикции и виртуозным мастерством, Нежданова стала любимицей публики.
Покинув сцену, Нежданова занималась музыкально-педагогической деятельностью, став профессором Московской консерватории, доктором искусствоведческих наук.
Неждановой было овеяно, по словам В. Немировича-Данченко, «искренней простотой и настоящим душевным благородством». Обладая блестящими природными вокальными данными — сопрано нежного тембра, Нежданова умела глубоко вскрыть замысел композитора. В ее художественной палитре были русская распевность, широкая задушевная лирика, а порой ироническая окраска. Партнерами Неждановой были Э. Карузо, Т.
Царица русской оперы
Учредители — Нежданова Антонина Васильевна, Граждан Татьяна Михайловна. Первое десятилетие XX века для Большого театра было также началом творческого расцвета искусства великой певицы Антонины Васильевны Неждановой. Антонина Нежданова исполняла песни на одной сцене с оперными певцами Энрико Карузо и Федором Шаляпиным. День 1 мая 1902 года ознаменован началом творческого пути замечательной русской певицы Антонины Васильевны Неждановой.