Немецкое агентство новостей DPA сообщило в воскресенье, что Иран находится в контакте с администрацией Байдена о возможности перезапуска застопорившихся переговоров.
Вирус страшнее бомбы. Как хакеры уничтожили ядерный завод в Иране
Сотрудничество между странами осуществлялось в рамках программы Д. Эйзенхауэра «Атом для мира». С 1958 г. В 1967 г. В 1968 г. Для реализации плана в 1974 г. В 1974—1977 гг. Бушир и французской фирмой Framatom мощностью 950 МВт неподалёку от г.
После Исламской революции в Иране 1979 г. В 1980-х гг. В 1990-х гг. В этой связи Иран был вынужден развивать атомную отрасль, опираясь в основном на собственные силы.
В контексте этих заявлений были отмечены и некоторые тревожные комментарии высокопоставленных официальных лиц Ирана. Также тревожит заявление бывшего главы организации по атомной энергии Ирана Али Акбара Салехи, который сказал, что у Тегерана есть все необходимое для создания ядерного оружия «в наших руках».
Информацию о том, что Иран, якобы, добивается помощи от России в приобретении элементов для ядерного топлива для производства оружия, опубликовал телеканал CNN. Кроме того, МАГАТЭ потребовало от Ирана в срочном порядке объяснить происхождение ядерного материала, обнаруженного на незадекларированных объектах в стране, предоставить документацию и доступ к этим объектам. Из 35 стран, представленных в совете регулятора, 26 высказались за принятие резолюции, пять воздержались, Россия и Китай проголосовали против. Тогда документ поддержали 30 государств.
Г-н Ханегби отметил, что успех совместных военных учений отражает уникальный вклад прочного союза двух стран в региональную безопасность на Ближнем Востоке. Он встретился с премьером Нетаньяху и с министром обороны Йоавом Галлантом. Во время беседы г-н Нетаньяху сказал, что у двух стран общая повестка дня: «предотвращение получения Ираном ядерного оружия». Но сказал: «мы по-прежнему считаем, что дипломатия — лучший способ предотвратить получение Ираном ядерного оружия». Как бы в доказательство этого заместитель помощника министра обороны США по Ближнему Востоку Дана Строул рассказала журналистам, что у Соединенных Штатов уже имеется план военной операции против Ирана. По словам чиновницы Пентагона, для активации плана нужен лишь президентский указ. Однако сегодня появились, правда, пока едва заметные, позитивные моменты в целом негативной ситуации вокруг ядерной проблемы ИРИ. Более объективной стала позиция руководства МАГАТЭ и его гендиректора, несколько изменилась риторика членов Совета управляющих Агентства, активизировалась работа представителей России и Китая по разъяснению складывающейся обстановки. Не исключено, что всё это вместе дало возможность постоянному представителю РФ при международных организациях в Вене Михаилу Ульянову заявить: «Для России и всего международного сообщества эта сессия Совета управляющих МАГАТЭ была неплохой», уточнив при этом, что предыдущие сессии были очень сомнительными. Конечно, ответы на эти вопросы относятся к области предположений и догадок. Но всё же можно попытаться ответить на них. Пожалуй, нет. Выдержит ли Вашингтон новое напряжение в ещё одной части планеты? Хотя, с небольшой долей вероятности, можно допустить, что Белый дом даст зелёный свет Израилю в его военных планах в отношении ИРИ. Но сможет ли эти военные планы осуществить Израиль, в котором сложное внутриполитическое положение и высокое недоверие к нынешнему правительству? Вряд ли. Недаром в последнее время Джо Байден и его официальные лица повторяют тезис: дипломатия — лучший способ предотвратить получение Ираном ядерного оружия. Скорее всего, сейчас не время для Америки выполнять военные планы, которые лежат на президентском столе. При этом не подлежит сомнению, все виды современных неклассических войн — гибридная, пропагандистская, информационно-психологическая, экономическая, кибервойна — будут усиливаться между Израилем и США с одной стороны и Ираном — с другой. Как уже было отмечено, за последнее время, особенно за последние несколько лет Иран добился выдающихся результатов в создании ядерной инфраструктуры. Глава ОАЭИ Мохаммад Эслами 9 марта заявил: «Враги ни в коем случае не хотели, чтобы у нас был собственный ядерный топливный цикл, однако сегодня они смирились с тем, что он у нас есть… И теперь высокомерные [политический термин в ИРИ, означающий, США, Запад, империализм] знают, что у них нет другого выбора, кроме дипломатии. Западные страны признали Иран ядерной страной». Что касается судьбы СВПД, то здесь сложнее.
Ядерное оружие Исламской Республики Иран: стратегическая триада КСИР
Ядерная программа Ирана вызывала и вызывает острую реакцию у ряда стран, в первую очередь у Израиля и США. На этой неделе нефтяные цены потеряли около 7% на фоне новостей о том, что США и Иран достигли прогресса в переговорах по ядерной сделке. А в день начала ооновской конференции премьер страны Яир Лапид еще и намекнул, что израильская ядерная программа будет развиваться дальше. Внутренняя ситуация в Иране заставляет западный мир опасаться, что высшее руководство Исламской Республики пойдет на ужесточение своих подходов, в том числе к феномену ядерной программы, гражданский характер которой пока что оно публично декларирует.
Все публикации:
- Новости по теме
- Госдеп не стал комментировать выводы главы МАГАТЭ по ядерной программе Ирана
- «Несколько недель». Иран оказался в шаге от создания ядерного оружия | 360°
- Наши проекты
- В Иране считают ситуацию с ядерной сделкой результатом не верных шагов США
- МИД РФ: Нет никаких доказательств, что Иран хочет заняться разработкой ядерного оружия
Глава МАГАТЭ Гросси призвал возобновить ядерную сделку с Ираном
Такая группа состояла бы из международных специалистов по вопросам, связанным с ядерным топливным циклом и ядерным оружием. Совет Безопасности наделил бы таких инспекторов полномочиями в соответствии с положениями Главы VI Устава ООН а именно, его статьи 36 и предоставил бы определенное ограниченное время на проведение оценки. На начальном этапе объем полномочий не предусматривал бы какой-либо ссылки на применение экономических санкций или угрозы использования военной силы. Однако, в случае обнаружения инспекционной группой признаков запрещенной деятельности в ядерной сфере, у Совета Безопасности появились бы более серьезные основания рассматривать возможность санкционного или даже силового воздействия.
Что могло бы побудить Иран к сотрудничеству в проведении таких специальных инспекций? С одной стороны, Иран может стремиться к сохранению неопределенности, благодаря чему его ядерная программа смогла бы выглядеть более впечатляющей, нежели в действительности. Тегеран значительно выиграет, если предоставит МАГАТЭ или международному сообществу возможность проведения более тщательных инспекций.
При этом репутация Ирана не пострадает, и новые экономические санкции к нему применены не будут. Есть сигналы о том, что Иран в принципе готов при определенных условиях готов разрешить самые интрузивные инспекции на своих ядерных объектах и ограничить обогащение ядерных материалов таким образом, чтобы они были бы пригодны для энергетических нужд, но не для целей создания вооружений. Мировое сообщество и российская дипломатия будут вынуждены вести переговоры на условиях допустимости иранской исследовательской деятельности в ядерной области.
Если Иран даст согласие на проведение инспекций на любых своих объектах, которые инспекторы признают подозрительными, в ответ международное сообщество позволит Ирану иметь собственную ограниченную программу ядерного обогащения. Предложение также должно предусматривать возможность непрерывного контроля на месте за выполнением Ираном данной программы. Предлагаемый подход переводит иранский кризис в разряд ситуаций, урегулирование которых лежит в плоскости переговорного процесса, и будет способствовать окончательному устранению спекуляций о возможности вооруженного вмешательства.
Иран можно склонить к принятию такого режима постоянного контроля на местах в обмен на возможность осуществления им ограниченной и подконтрольной программы по обогащению, которая будет сводиться, например, к одному каскаду из 6 000 центрифуг. Естественно, запуск такой программы должен быть отложен до момента, когда будут прояснены все технические вопросы. В результате престиж исламского государства не пострадает.
Иран будет вынужден замедлить реализацию своей программы обогащения и предоставить соответствующий доступ специальной инспекционной комиссии для проведения оценки характера своей ядерной программы на основе предоставления исчерпывающей информации. Данный план нашел многочисленных сторонников среди экспертов, заинтересованных в мирном разрешении иранского ядерного кризиса. Как писал в августе 2006 г.
Киссинджер: «Приостановка программы обогащения урана не должна означать свертывания всего процесса. На следующем этапе должна быть создана глобальная система ядерного обогащения, осуществляемого в специально предусматриваемых центрах по всему миру под контролем международного сообщества, по примеру, предложенному Россией для Ирана. Такое положение дел избавило бы Иран от опасной дискриминации и создавало бы конкретный пример развития атомной энергетики, исключающий кризисные ситуации при вступлении в состав участников каждого нового претендента»14.
В случае согласия представителей США в будущем на проведение Ираном ограниченной программы обогащения, которую большинство экспертов в настоящее время уже считают свершившимся фактом , создавалась бы международная структура с беспрецедентными контроль-ными и управленческими полномочиями, к тому же, функционирующая непосредственно в Иране. Был бы образован специальный международный консорциум под эгидой ЕС, России и, возможно, некоторых государств региона в целях реализации исследовательской ядерной программы в Иране на территории этой страны. В порядке дополнительной инициативы России также следовало бы предложить провести многосторонние переговоры с участием, как минимум, Ирана, новой администрации США, Европейского Союза и, разумеется, России.
К ним могут присоединиться Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива. При всей кажущейся идеалистичности подобного решения иранской проблемы, оно, как представляется, существенным образом укрепляло бы режим ДНЯО и практически устраняло на ближайшую перспективу возможность появления новых кандидатов в ядерные «пролиферанты». Более того, урегулирование иранского «ядерного узла» открывало бы дорогу к практической проработке и дальнейшей реализации комплекса идей об осуществлении ядерного топливного цикла исключительно под международным контролем.
Victor I. The Nuclear Problem of Iran: choices possible The article is tackling one of the most salient issues of the current world politics - the nuclear program of Iran. The article suggest creating a kind ofin-ternational consortium in the territory of Iran which would realize the idea of international nuclear fuel cycle centers as a possible means to prevent such unwarranted developments.
Sadjadpour Karim, Perkovich George. Iran and NuclearSecurity. Сажин В.
Иран: апрель—2009. Acton James M. Стенографический отчет о встрече Д.
Медведева со студентами и преподавателями Питтсбургского университета 25 сентября 2009 года. Можно упомянуть в частности вызывающую неоднозначные оценки и во многом политически замотивированную Национальную разведывательную оценку США 2007 г. Постола с главным тезисом о достижении иранцами некоего потолка в развитии ракетных программ.
Riedel Bruce, Samore Gary. Из ответов Президента РФ В. Путина на вопросы журналистов входе «большой пресс-конференции» для российских и иностранных СМИ.
Путин делает заявление о мирном использовании ядерной энергии. Steinberg Gerald.
В прошлые выходные Тегеран нанес удар возмездия по Израилю в ответ на обстрел своего консульства в Дамаске и позже заявил, что дальнейших действий не планирует и не хочет эскалации.
Ожидается, что Гросси выпустит новый доклад о ядерной программе Ирана в мае, перед заседанием Совета управляющих в Вене. Тем временем иранский депутат Джавад Карими Годдуси заявил, что Тегеран в недельный срок может начать испытания ядерной бомбы, если поступит приказ верховного лидера Ирана Али Хаменеи. Ранее также генерал-майор Революционной гвардии Ирана Ахмад Хагталаб заявил, что угрозы Израиля в отношении ядерных объектов страны позволяют пересмотреть иранскую ядерную доктрину и отойти от прежних соображений.
Издание также приводит мнение эксперта Симы Шайн из израильского Института по изучению национальной безопасности, по мнению которой, Иран уже в течение ближайших дней нарастит объем урана, достаточный для создания ядерной бомбы. Он подчеркнул, что факт аккумуляции обогащенного урана не означает автоматически наличия у страны ядерного оружия.
«Началось то, чего боялся весь мир»: во что может вылиться конфликт Ирана и Израиля
Отмена антииранских санкций, гарантия того, что Вашингтон вновь не выйдет из сделки, и снятие некоторых политических претензий в отношении мирной ядерной программы Ирана. Иран также активизирует различные направления своей ядерной деятельности, ускорит развитие ракетной программы и усилит поддержку проиранских группировок в регионе, чтобы укрепить свои позиции и козыри для новых переговоров с США и международным сообществом. Ядерная программа Ирана 2 месяца назад. ISIS: Иран может создать ядерную бомбу за неделю. Ядерная программа Ирана 2 месяца назад. ISIS: Иран может создать ядерную бомбу за неделю. Ядерная программа Ирана продвинулась еще ближе к порогу создания ядерного оружия (ЯО). Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия. Об этом сообщает ТАСС.
Эксперт: Иран продолжит ядерную программу, но оружие создавать не будет
В то же время он отметил, что по некоторым проблемам, включая ядерную программу Ирана, Соединенные Штаты продолжают считать дипломатию лучшим способом достижения «устойчивых результатов». Ранее также генерал-майор Революционной гвардии Ирана Ахмад Хагталаб заявил, что угрозы Израиля в отношении ядерных объектов страны позволяют пересмотреть иранскую ядерную доктрину и отойти от прежних соображений. Оттуда твердят, что атомная программа Ирана – чуть ли не Бич Божий для Израиля. При этом о своих ядерных арсеналах Тель-Авив изначально помалкивает.
Иран и Израиль в день конференции по ДНЯО объявили о намерении развивать ядерные программы
Издание со ссылкой на чиновников и конфиденциальные документы сообщило, что в настоящее время у Тегерана якобы достаточно запасов обогащенного урана для как минимум трех атомных бомб, создание которых может занять от нескольких дней до нескольких недель. По данным источников газеты, на создание боеголовки для ракеты на базе примитивной ядерной бомбы может уйти два и более года.
По словам собеседников агентства, этой информацией уже заинтересовались представители Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ. Сейчас они пытаются проверить эту информацию. Если эти новости про иранскую ядерную программу будут использованы для окончательного разрушения иранской ядерной сделки и прекращения отношений между Ираном и МАГАТЭ, возникнет почти такая же ситуация, как в 2003 г. Против Ирана будут выдвинуты обвинения в создании ядерного оружия, средства доставки у него уже есть и все это может привести к опасной попытке решить вопрос ядерной программы Ирана военным путем со стороны Израиля, полагает Пухов. За последние 20 лет Иран значительно нарастил свои как оборонительные, так и наступательные возможности, говорит главред портала Military Russia Дмитрий Корнев. Страна имеет богатый арсенал систем ПВО. Израиль и США качественно превосходят Иран и способны провести точечные операции по уничтожению иранской ядерной программы.
Ермаков напомнил, что заключение в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе помогло окончательно и бесповоротно снять все имевшиеся на тот момент у Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ вопросы к Тегерану. В связи с этим он выразил сомнения, что Тегеран планирует когда-либо пересмотреть свое участие в ДНЯО. Представитель МИД РФ также заявил, что подобные домыслы по этому вопросу распространяют страны, которые либо сами владеют ядерным оружием, либо «охотно квартируют на своей территории иностранное ядерное оружие», будучи при этом неядерным по смыслу ДНЯО государством. Ермаков назвал инсинуациями сообщения о том, что Россия, якобы, помогает Ирану в ядерной сфере.
Одной из возможностей укрепления международного режима Договора о нераспространении ядерного оружия, находящегося сейчас в весьма критической ситуации, прежде всего из-за неспособности приостановить ядерные программы Ирана и КНДР, являются усилия по формулированию и продвижению развязок в стиле ad hoc. Они применялись бы в каждом конкретном случае зафиксированного нарушения Договора - с учетом региональных особенностей и при создании системы гарантий со стороны ведущих держав мира, желательно «освященных» авторитетом СБООН. Тегеран был бы вынужден согласиться на беспрецедентную транспарентность в отношении своей ядерной деятельности, возможно, выходящую за рамки условий Дополнительного протокола о гарантиях 1997 г. Эти инициативы могли бы основываться, в том числе, и на ранее высказанных инициативах российского лидера В. Путина, предложениях бывшего президента США Дж. Путин, в свою очередь, заявил тогда, что Россия готова создать на своей территории подобный международный центр. Все возникающие вопросы, по его мнению, можно решить только при условии широкого международного сотрудничества. Как заявил российский лидер, этот проект «мог бы быть рассчитан на длительную перспективу с участием стран, имеющих серьезные, большие запасы уранового сырья». При этом такой центр может быть создан не только в России, но и в других государствах «ядерного клуба»-«при обеспечении недискриминационного доступа всех желающих»8. По словам В. Путина, Россия готова к созданию международного центра, «предоставляющего услуги ядерного топливного цикла, включая обогащение, на недискриминационной основе и под контролем МАГАТЭ». По его мнению, для создания реакторов и топливных циклов нового поколения необходимы технологические нововведения, а это предполагает широкомасштабное сотрудничество на международном уровне9. Идея консорциумов использует идеологию, заложенную в инициативу о создании центров, развивая ее, однако, несколько в ином направлении. Ее ключевым моментом является использование регионального фактора - поскольку в значительной степени ядерные амбиции большинства государств порождаются их восприятием реальных или мнимых военных угроз, отсутствием гарантий безопасности и сохраняющейся нестабильностью в целом ряде районов мира10. Такие консорциумы, наделенные широкими правами с делегированием им части национального суверенитета, вплоть до своего рода «протектората» над ядерными программами соответствующих государств, вели бы все работы по ядерной энергетике и исследованиям в проблемных странах. Естественно, в целях соблюдения норм ДНЯО в них не поставлялись бы передовые ядерные технологии так, в Иране речь бы шла о контроле над уже ведущимися исследованиями на его же центрифугах ИР-1, ИР-2 и ИР-3. За уступку части национального суверенитета ядерными странами какбы взамен стимулировался бы приток в развивающиеся страны новых технологий и инвестиций в их неядерные сектора экономики. Подобные проекты явились бы гарантией от силовых акций со стороны, например, США, одновременно обеспечивая строгое соблюдение ДНЯО и международных норм нераспространения11. Наиболее актуальной проблемой, где такой подход может быть применен, безусловно, является иранская ядерная программа - одна из приоритетных тем современной мировой политики. Позитивное решение «иранской проблемы» может стать своего рода примером рассмотрения «case study» новых подходов к решению задач ядерного нераспространения. Ее конструктивное разрешение, помимо всего прочего, в определенной степени будет зависеть от хода развития процесса урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Северной Кореи. Как известно, после обнаружения в 2003 г. Президент М. Ахмадинежад неоднократно заявлял, что Иран успешно справился с задачей обогащения урана до высокого уровня. Заявления Ирана о полном соответствии его действий положениям ДНЯО, по всей видимости, не оставляют большого выбора приемлемых путей для выхода из явно обозначившейся конфронтации с мировым сообществом. Теоретически можно спрогнозировать два возможных сценария: 1. США совместно с союзниками все же наносят удар по Ирану, или 2. В соответствии со стремлением «нераспро-страненческого» лобби будут начаты переговоры, нацеленные на выработку компромиссного решения, реализуемого дипломатическим путем. Действия Ирана уже давно поставили ведущих политиков Запада в тупик, потребовав от них адекватной политической реакции. По сути, непростая ситуация вокруг Ирана представляет собой нечто большее, чем еще одну попытку распространения ядерного оружия в отдельно взятом регионе. Ставки в данном случае гораздо выше, нежели пресловутый контроль над ближневосточной нефтью, который многие леволиберальные аналитики склонны объявлять главной мотивацией США на Большом Ближнем Востоке, или же доминирование во всем этом стратегически важном районе мира. Решение иранского ядерного вопроса явится поворотным пунктом в дальнейшем развитии искусства урегулирования международных конфликтов и мирного разрешения споров в интересах международной стабильности. Несмотря на уверения в единстве подходов к вопросам нераспространения со стороны США и России, их сотрудничество в этой области, в том числе в рамках МАГАТЭ и ООН, а также очевидную заинтересованность России в предотвращении распространения ядерного оружия и баллистических ракет, два государства зачастую придерживаются диаметрально противоположных взглядов на ключевые проблемы нераспространения. С учетом этого становится ясно, что развитие иранского ядерного кризиса сформирует контуры будущего режима нераспространения. В то время как политика Запада демонстрирует явную неизобретательность, Россия прочно стала ведущим игроком процесса дипломатического разрешения иранского ядерного кризиса, какую бы форму этот процесс ни принял. Без активного участия России Соединенные Штаты рискуют лишиться шанса устранить назревшую угрозу в регионе, а также перспективы фундаментальным образом изменить отношения с Москвой в будущем. С другой стороны, адекватное решение проблемы, при котором будут на компромиссной основе учтены интересы всех участников конфликта, может способствовать радикальному улучшению отношений Москвы сСША, по крайне мере, по вопросам борьбы с международным исламистским терроризмом и ракетно-ядерным распространением в мире. Как ранее заявлял глава Росатома С. Кириенко, «обогащение урана, осуществляемое Ираном, не является предметом озабоченности России. В этом нет ничего неожиданного»12. По мнению некоторых российских экспертов по вопросам атомной энергетики, преждевременно говорить о создании в Иране полного ядерного цикла. Российские эксперты подчеркивают, что для его реализации там с гарантированной возможностью нарабатывать топливо для производства ядерной энергии, стране необходимы многие тысячи центрифуг, работающих в безотказном режиме. Для этой цели требуются соответствующие квалификация, технологии и дорогостоящее высокотехнологичное оборудование. В настоящее время, по мнению российской стороны, иранские атомщики не в состоянии обеспечить производство топлива для атомной электростанции, не говоря о производстве ядерного оружия13. Тем не менее, большинство российских экспертов весьма скептически подходит к заявлениям о мирных намерениях, озвучиваемым иранской стороной.