Новости вышний волочек красный май

Новости Вышнего Волочка Тверской области. Трансляции новостей ведущих СМИ Твери, народные новости в формате блога. Новости Вышнего Волочка, 30 июля.

Выставка художественного стекла «Красный Май»

Новости. Новости и события города Афиша Каталог предприятий Отзывы Вопрос-ответ областное МВД, в Вышнем Волочке у 51-летнего местного жителя из гаража украли металлическую арматуру стоимостью 15 тысяч рублей. Музей стекла завода «Красный Май» в Вышнем Волочке January 8th, 2018. Все новости Вышнего Волочка на сегодня. В Вышнем Волочке задержали несуна взятки. Последние новости Твери и Тверской области по тегу «Вышний Волочёк» на сайте Читайте только свежие новости за день и неделю.

Разместите свой сайт в Timeweb

  • Кто и как просрал Вышний Волочёк — Teletype
  • Правила комментирования
  • пос. Красномайский: russiantowns — LiveJournal
  • Вышнем Волочке 11-летний мальчик проник на территорию бывшего стекольного завода "Красный Май".
  • Фотоальбомы к рассказу

Вести Твери

Голландцы, которые строили для Петра каналы в Вышнем Волочке, накосячили. Они привыкли работать с морем и не учли особенностей нашей местности. Летом озёра и реки мелели, каналы обезвоживались, движение по каналам вставало и в городах наступал голод. Исправлять ситуацию и совершенствовать водный путь взялся новгородский купец М. Он, гидротехник-самоучка, посвятил водной системе Вышнего Волочка треть века. Шлюзы, бейшлоты, Цнинский канал, водохранилище - всё это результаты его трудов 18. Макет Цнинского шлюза, построенного Сердюковым 19. План гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке, представленный Сердюковым императору Петру 20. И современная карта.

После посещения музея захотелось летом побывать на всех сооружениях, в том числе почти разрушенных временем и человеком, посмотреть всё лично и познакомиться подробнее с водной артерией, когда-то бывшей очень важной для России 21. Макет Вышнего Волочка времён Петра. Вот если в музеях есть макеты - это очень круто 22. Смотрите, какой красавец! Фрегат "Паллада". Первым его капитаном был Нахимов. В дальнейшем фрегат побывал во многих плаваниях, в том числе в Японии. С началом Крымской войны из-за опасения захвата англичанами был затоплен.

В разные годы на нём проходили службу вышневолоцкие и тверские дворяне 23. Каналы Вышнего Волочка были важнейшими грузовыми магистралями. Вот макет грузовой барки, выполненный по чертежу 19-го века. Как вам факт, что барка поднимала до 130 тонн груза? Я не сначала не поверил В Вышнем в связи с переходом с подъёма на сплав суда переоснащались. Рули и мачты снимались, обустраивались помосты, на которых стояли люди, управлявшие 4 огромными вёслами - потесями. На каждую барку сажали лоцмана и 10 рабочих 24. Помните в первой части была часовенка на месте Казанского собора 18-го века, где был зачитан указ Екатерины, даровавшей Вышнему Волочку статус города?

Вот таким был этот собор, взорванный в 1930-х Часть 2. Пока ещё не поздно нам сделать остановку? Начало Продолжим прогулку по местности, которая каких-то полтора десятка лет назад была знаменитым стекольным заводом «Красный Май». Знаменитым, прежде всего, тем, что в его цехах было изготовлено четырёхслойное стекло для звёзд Московского Кремля, и сегодня украшающих пять его башен. Сегодня заглянем в музей художественного стекла. Добраться от райцентра до посёлка Красномайский несложно: рейсовый автобус ходит туда каждые 20 минут. Третья остановка после поворота с трассы «М10» - и вы у проходной завода. Музей открыт ежедневно с 10 до 14 часов кроме выходных и праздничных дней.

Точнее, может быть открыт. Чтобы туда попасть, нужно предварительно позвонить по телефону и заказать экскурсию. И в оговоренное время подойти к проходной, где смотритель встретит вас и проведёт в музей. Всё, что осталось от проходной В музее «И ещё поражали своей красотой керосиновые лампы, расписанные золотом и красками. Именно эти лампы, увенчанные тонкими лёгкими абажурами, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве были удостоены золотой медали» «Красномайский стекольщик», 1988 г. К 1990 году, когда отмечалось 20-летие музея завода «Красный Май», в нём хранилось более трёхсот изделий дореволюционных болотинских мастеров и около 4 тысяч образцов уже советского периода - как уникальных экспонатов из цветного, накладного и сульфидно-цинкового стекла, так и массовой продукции. Многие из этих экспонатов приносили жители посёлка. То есть, как и большинство музейных экспозиций, эта также создавалась буквально по крупицам.

Нынешнее состояние музея немногим лучше, чем предприятия. На первом этаже здания, где когда-то была столовая, такая же разруха, как и в цехах. Только наверху, где сам музей, порядок. Если не считать, конечно, протекающей крыши и отсутствия отопления. Формально музей принадлежит хозяевам бывшего завода - понятно, что не может такая земля быть ничейной. Кто они и как их зовут, никто из тех, с кем мне удалось поговорить, не знает. Фактически же за ним более или менее следят предприниматели, располагающиеся на территории «Красного Мая». Область или Вышневолоцкий район может, и хотели бы взять музей стекла на свой баланс, но не могут: взять и забрать а, точнее говоря, спасти не позволяет закон.

Так же как не могут оказать финансовую помощь: нецелевое расходование бюджетных средств, уголовная статья. Пусть даже на кону наша история. Момент, когда что-либо делать уже поздно, наступает, как правило, неожиданно. А до владельцев не достучаться. Хотя, если бы власти действительно хотели, то наверняка сделали всё что нужно. Всё, что осталось от столовой Действительно, сюрприз «Неоценимую помощь в сборе материалов об истории завода оказали Николай Александрович Хохряков, Василий Максимович Семёнов и другие товарищи. В оформление здания музея большой вклад внесли строители под руководством Юрия Дмитриевича Попова, работники механического цеха, руководимые Леонидом Петровичем Васиным, изготовитель фресок болотинского времени Виктор Владимирович Раков и другие товарищи. Нельзя не отметить большой вклад в создание музея истории на общественных началах работника Вышневолоцкого краеведческого музея Галины Георгиевны Монаховой, которая отдала этому делу даже свой отпуск» «Красномайский стекольщик», 1988 г.

В музее можно не только увидеть образцы красномайской продукции, но и узнать о людях, её создававших. Последних тверским ценителям искусства представлять не нужно.

На этой присутствовал его тезка, тогда семилетний мальчик, Юрий Иванович Борисов — российский государственный деятель, генеральный директор госкорпорации «Роскосмос». Юрий Иванович так вспоминает об этом: «Когда я был еще совсем маленький, космическая эра только начиналась, все хотели стать космонавтами.

Мне дали букет цветов, чтобы я приветствовал нашего первого космонавта. Для меня это событие осталось в памяти на всю жизнь.

Во время Великой Отечественной войны звёзды погасили и зачехлили.

Когда уже после Победы их вновь открыли, на рубиновой поверхности обнаружились множественные трещины и следы от осколков снарядов. Необходима была реставрация. На это раз варить стекло поручили Вышневолоцкому заводу «Красный Май».

Здешние мастера сделали его четырёхслойным: внизу прозрачный хрусталь, затем матовое стекло, снова хрустальное и, наконец, рубиновое. Это нужно, чтобы звезда и днём при солнечном свете , и ночью, подсвеченная изнутри, была одного цвета. Двойной слой стекла — молочного и рубинового — не давал возможности сохранить яркий цвет звёзд.

Между слоями набивалась пыль. А многослойное стекло к тому времени вырабатывали, по-моему, только на «Красном Мае» «Калининская правда», 1987 г. На изготовление многослойного рубина только для одной звезды потребовалось 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 1.

Засияли обновлённые звёзды в 1946 году. И сияют до сих пор, несмотря на призывы некоторых общественников вновь заменить их орлами. Следующая реконструкция рубиновых «светил» была в 1974-м, и вновь в ней участвовали красномайские мастера.

Несмотря на имеющийся опыт, технологию варки пришлось создавать, что называется, с нуля: архивные документы, по которым можно было восстановить «рецептуру», не сохранились. Надо сказать, что в 2010 году про 75-летие первых Кремлёвских звёзд много писали в центральных СМИ, а про вклад «Красного Мая» ни разу нигде не упомянули. Ни в 1996-м, когда завод ещё худо-бедно, но работал, несмотря на то, что зарплату там стали уже выдавать вазами и фужерами.

Ни в 2006-м — хотя бы вдогонку уже ушедшему поезду… «Вчера с Вышневолоцкого завода «Красный Май» отправлена партия деталей из бесцветного и молочного стекла для осветительных приборов Московской консерватории имени П. Нелегко было мастерам-стеклоделам повторять причудливые формы старинных люстр и бра, которые вот уже более ста лет освещают залы этого музыкального учебного заведения » Калининская правда, 1983 г. И вот новый заказ из Болгарии — сделать четырёхслойное стекло для звезды, которая будет венчать Дом партии в Софии.

Исполнить экспортный заказ поручено бригадам мастеров Н. Ермакова, А. Кузнецова, Н.

Насонова и А. Бобовникова» «Правда», 1986 г. Постановлением Главвыставкома ВДНХ СССР за разработку и участие в изготовлении ваз «Юбилейная» и «Кубок», представленных на Всесоюзный смотр художественных работ профтехучилищ, бронзовыми медалями награждены мастера производственного обучения Т.

Орлова и Т. Для сравнения. Посёлок-сад — обычный окраинный посёлок, каких тысячи.

Вроде не заброшенный, но и на ухоженность тоже никакого намёка. Дома-коттеджи — это, видимо, деревянные двухэтажные бараки до сих пор с выгребными ямами. Завод-сад нынче — возвышающиеся над развалинами цехов трубы, ржавая доска почета, словно призрак из прошлого.

На самой территории — какой-то мелкий бизнес: авторемонт, склады. В бывших заводских помещениях даже старой мебели не осталось, только кучи строительного мусора. Железнодорожная ветка, за исключением нескольких участков, практически полностью демонтирована.

ГПТУ тоже идёт «в ногу со временем». Ещё в середине нулевых там закрыли специальность тракториста-машиниста — когда-то наиболее популярную среди подростков. Да и в жизни не самую бесперспективную.

Неужели нет больше потребности в трактористах? Выдувальщиков и шлифовщиков стеклоизделий тоже, понятное дело, нет. Таким мастерством в совершенстве владеют стеклоделы Вышневолоцкого завода «Красный Май».

Выпускаемым здесь миллионными «тиражами» двум видам стаканов присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены ваза для ягод, розетка для варенья, пепельница из сульфидно-цинкового стекла» « Советская Россия », 1975 г. В цехах завода, к слову сказать, третьего по величине после подобных в Гусь-Хрустальном и Дятьково, производились не только хрустальные изделия и рубиновые звёзды.

Части был город и район. Теперь посмотрим на два музея Вышнего Волочка. Это краеведческий, знакомящий с прошлым города, его уникальными каналами и знаковыми людьми, и настоящая Стеклянная сказка или Цветной сон - музей стекла бывшего завода "Красный май", несколько раз даже изготавливающий по правительственному заказу рубиновое стекло для звёзд Кремлёвских башен.

Стекольное производство под Вышним Волочком появилось во второй половине 19-го века, когда местный купец выкупил химический завод и основал на его базе изготовление столовой посуды, абажуров и керосиновых ламп 2. Чуть позже появляется производство цветного стекла, когда на завод пришёл опытный стекловар, знающий секрет технологии 3. Продукция завода получала высокие награды на дореволюционных выставках 8.

А зверушки, ахах, поглядите, какие! После революции завод национализировали, переименовали в "Красный Май", расширили и модернизировали производство. Ламповое стекло, оконное стекло, посуда, светильники для метрополитена - всё это здесь делалось.

Качественную цветную продукцию, занимавшую, как и в царские времена, высокие места на международных выставках , прозвали "русским чудом" 12. В 1940-е и 1970-е года завод выполнял, наверное, самое важное задание в своей истории - правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для Кремлёвских звёзд. Вот его кусочки Побывав в этом музее, я уже размечтался, как попаду на производство и сделаю репортаж, но не судьба.

В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт. Ушла, скажем прямо, огромная эпоха и вырвана целая страница из книги по истории нашей страны, но память осталась. Уже ради этого музея, чтобы снова побывать здесь, я бы вернулся в Вышний летом на круизе "Мостурфлота" или зимой в рамках автобусных туров, так называемых "зимних круизов" этой компании.

Казалось бы, уже почти 17 лет нет завода, но осадочек от этого факта всё равно внутри остался. А это уже Краеведческий музей Вышнего Волочка. Честно скажу, не очень люблю такие, но не пожалел, что побывал в Вышневолоцком.

Ему уже более 80 лет, но от экспозиций не веет слоем музейной пыли и сюда не надо нести с собой подушку для сна от скуки. Не так давно здесь всё к тому же реконструировали. Местные экскурсоводы - настоящие профессионалы своего дела, энтузиасты, готовые часами рассказывать про каждую деталь, про каждый экспонат как про лично им дорого человека и старинного друга.

Никаких заученных фраз из путеводителей, никаких "рассказать, да побыстрее бы закончить". Так что музей я всячески всем рекомендую! В Петровском зале можно не только узнать про деятельность царя, сделавшего Вышневолоцкий водный путь по-настоящему судоходным тем самым соединив Балтику и Каспий и открыв с помощью Вышнего Волочка многие новые возможности для развития России , но и увидеть поднятые со дна каналов пушки, ядра, багры - свидетелей той эпохи 17.

Голландцы, которые строили для Петра каналы в Вышнем Волочке, накосячили. Они привыкли работать с морем и не учли особенностей нашей местности. Летом озёра и реки мелели, каналы обезвоживались, движение по каналам вставало и в городах наступал голод.

Исправлять ситуацию и совершенствовать водный путь взялся новгородский купец М. Он, гидротехник-самоучка, посвятил водной системе Вышнего Волочка треть века. Шлюзы, бейшлоты, Цнинский канал, водохранилище - всё это результаты его трудов 18.

Макет Цнинского шлюза, построенного Сердюковым 19. План гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке, представленный Сердюковым императору Петру 20. И современная карта.

После посещения музея захотелось летом побывать на всех сооружениях, в том числе почти разрушенных временем и человеком, посмотреть всё лично и познакомиться подробнее с водной артерией, когда-то бывшей очень важной для России 21. Макет Вышнего Волочка времён Петра. Вот если в музеях есть макеты - это очень круто 22.

Смотрите, какой красавец! Фрегат "Паллада". Первым его капитаном был Нахимов.

В дальнейшем фрегат побывал во многих плаваниях, в том числе в Японии. С началом Крымской войны из-за опасения захвата англичанами был затоплен. В разные годы на нём проходили службу вышневолоцкие и тверские дворяне 23.

Каналы Вышнего Волочка были важнейшими грузовыми магистралями. Вот макет грузовой барки, выполненный по чертежу 19-го века.

Воздух, эстетика, мастерство в каждом элементе произведений! Я не понимаю, как это делается, но думаю, без Показать ещё волшебства не обошлось Ну, конечно, не смогла не воспользоваться возможностью организовать встречу с мастером Антоном Маршумовым и участниками Билет в будущее Тверская область. Ребята узнали: - с какого возраста начинать развиваться в профессии - обязательно ли быть и художником, чтобы стать стеклодувом и наоборот - как достигается легкость в работе со стеклом В общем, пока есть возможность, до 31 марта приходите на выставку и прикоснитесь к прекрасному.

Выставка художественного стекла «Красный Май»

Посёлок-сад — обычный окраинный посёлок, каких тысячи. Вроде не заброшенный, но и на ухоженность тоже никакого намёка. Дома-коттеджи — это, видимо, деревянные двухэтажные бараки до сих пор с выгребными ямами. Завод-сад нынче — возвышающиеся над развалинами цехов трубы, ржавая доска почета, словно призрак из прошлого. На самой территории — какой-то мелкий бизнес: авторемонт, склады. В бывших заводских помещениях даже старой мебели не осталось, только кучи строительного мусора. Железнодорожная ветка, за исключением нескольких участков, практически полностью демонтирована. ГПТУ тоже идёт «в ногу со временем». Ещё в середине нулевых там закрыли специальность тракториста-машиниста — когда-то наиболее популярную среди подростков. Да и в жизни не самую бесперспективную. Неужели нет больше потребности в трактористах?

Выдувальщиков и шлифовщиков стеклоизделий тоже, понятное дело, нет. Таким мастерством в совершенстве владеют стеклоделы Вышневолоцкого завода «Красный Май». Выпускаемым здесь миллионными «тиражами» двум видам стаканов присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены ваза для ягод, розетка для варенья, пепельница из сульфидно-цинкового стекла» «Советская Россия», 1975 г. В цехах завода, к слову сказать, третьего по величине после подобных в Гусь-Хрустальном и Дятьково, производились не только хрустальные изделия и рубиновые звёзды. Ты заходишь в облупленное здание заводского музея, кажется, на территории завода более-менее целым сохранилось только оно да проходная, и столбенеешь. Культурный шок. Жмуришься, пытаешь представить, какой длинны стояла бы в подобный музей очередь в любой европейской стране и снова жмуришься. Здесь только ты, смотрительница музея и экспонаты. Не то что очередь, люди-то редко вокруг попадаются.

Музей того, что мы потеряли уже почти безвозвратно. История завода цветного стекла насчитывала 129 лет на момент остановки печи. Для подобного производства остановка печи - остановка сердца - верная смерть. Это годы жизни. С 1873 бывший здесь химический заводик меняет владельцев, а новый хозяин - купец 2й гильдии Андрей Васильевич Болотин - ставит первую стекловаренную печь и в этом же году на завод приезжает известный стекловар Василий Векшин, благодаря ему завод начинает работать с цветным стеклом и успешно это делает до самого закрытия. До 90-х гг 20 века история завода - история успеха. Золотые и серебряные медали на Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве и Нижнем Новгороде, получены в 19 веке, в 20-м же веке самый известный заказ полученный заводом - рубиновое стекло кремлевских звезд, на их фоне изготовление подарков на юбилеи Хрущеву и прочим значимым фигурам нашего советского прошлого уже так, пустяки на понюшку табака. Подумать страшно - на месте этих руин были цеха, в которых делали кремлевские звезды - символ страны… между лампами лежат части кремлевских звезд, рубиновое стекло. Мы думали, что проведем в музее около часа, но нам не хватило двух часов. Закончив первый круг по небольшому, и единственному, залу музея мы были готовы повторить.

Постоянно казалось, что что-то мы не разглядели, пропустили. Экспозиция очень насыщенная. Сульфидное стекло, кракле, многослойность, золото, эмаль, роспись люстром, силикатные краски, алмазная грань, глубокое травление… Мастера завода владели приёмами обработки отнюдь не хуже прославленных чехов и муранцев. Сульфидное стекло при разных степенях нагрева и продолжительности обработки может давать широкую гамму цветов и оттенков от бледно-голубого, до почти черного, через кофейно-янтарную гамму, так же это стекло может изменять степень прозрачности. Впервые изобретено в 1952 году инженерами Е. Ивановой и А. Кирьёненым на Ленинградском заводе художественного стекла. И с 1959 года оно уже широко использовалось на «Красном Мае». В 2002 году остановили стекловаренные печи. Даже при плановом холодном ремонте печи слив стекла и следующий после ремонта запуск печи, это процесс долгий и дорогостоящий, а так, при остановке без надежд на будущее, шансов на следующий запуск почти нет.

Но, видимо, и восстанавливать производство никто не собирался. Печи с застывшим стеклом просто сломали. Сейчас вся территория завода частично руинирована, частично медленно ветшает. Но музей еще жив. Чудом его не растащили и не распродали с 90-х. Без отопления зимой, хорошо хоть с электричеством, почти на одном энтузиазме. Низкий поклон его смотрительнице, за то что она делает, что жив музей на руинах завода, за не разворованные фонды. Готов к критике! История развала завода «Красный май» в некотором смысле каноническая. Предприятие достойно пережило 90-е во главе с «красным директором» Л.

В начале нулевых в совет директоров завода были введены новые люди, которые быстро довели его до банкротства и приватизировали. Оба находятся уже 5 лет в розыске по громкому уголовному делу в отношении ОПГ «Ростовские». Следствие считает их главарями этой преступной группировки, костяк которой, несмотря на название, составляли жители Петербурга. Остальные «ростовские» получили в 2011 году реальные сроки по обвинениям в вымогательстве, мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Константин Литвин завода «Красный май» с 1986 по 2002 гг. В 90-е годы, когда директором был Леонид Дмитриевич Шапиро, завод выживал. Мы шли даже достаточно прилично по сравнению с другими. Потом Шапиро ушел на пенсию, была какая-то чехарда с руководством, но мы еще работали, наконец, в 2002 году пришел новый директор Валов, поставили его питерские товарищи вместе с тогдашним мэром города Хасаиновым. Для начала они решили приватизировать завод. Для того, чтобы купить его за копейки, они его обанкротили.

Они обанкротили, погасили все печи и разогнали всех сотрудников. Это был 2002 год. Завод они получили, но обратно он не заработал. Что-то подобное переживали тогда все большие стекольные заводы. И Гусь-Хрустальный, и Дятьково, они перебирались из одного банкротства в другое, третье, но оставались на плаву. Так, худо-бедно, но шевелились. А вот наш в общем пошел ко дну. А вообще наш завод был третьим по величине стекольным заводом в стране. Гусь-Хрустальный, Дятьково и «Красный Май». Лучший период его деятельности — это было более трех тысяч работающих и очень широкий ассортимент посуды и осветительной арматуры.

В общем, один из лучших заводов был. И первый завод по цветному стеклу, наверное, вообще лучший в стране. У нас варили такие стекла, как сульфидное,рубиновое и так далее. Неслучайно заказ на кремлевские звезды именно мы получили. Это была гордость страны. Эти странные люди, появившиеся в совете директоров, не слушали меня, не слушали других специалистов и занимались только тем, что выводили деньги из предприятия Теперь там ничего не осталось кроме музея. Сначала они распродали все, что было железного, на металлолом, а закончили тем, что разбирали все перегородки кирпичные, которые в цехах были, продавали кирпич и сдавали цеха. Хотя перед окончательным закрытием мы их уговорили, они включили печь, и эта печь каждый месяц давала прибыль в миллион рублей. По тем временам это были очень приличные деньги. Я им говорил, как главный художник: «Включите печь, мы сделаем ассортимент и заработаем энное количество денег, построим еще две печи, потом купим новую линию и так далее.

Нельзя сказать, что никто не покупал продукцию. У нас же были еще такие вещи, как листовое стекло цветное. Мы были монополисты. Никто в стране больше не делал вот это цветное узорчатое стекло, стекло с рисунком, оно еще и армированное. Индийское, которое экспортировали, было на несколько порядков дороже. Строительные и мебельные компании с радостью покупали это стекло. Но эти странные люди, появившиеся в совете директоров, не слушали меня, не слушали других специалистов и занимались только тем, что выводили деньги из предприятия. Некомпетентность — вот что похоронило наш завод.

А потом на Русь с востока пришла беда, одних мастеров перебили, других — увели в Орду.

Тогда страна утратила многие успешно развивающиеся ремесла, не стало златокузнецов, стеклоделов, резчиков по камню, да и умение строить из камня величественные храмы тоже позабылось. Небольшие стекольные мастерские на Руси, конечно, были, но особого следа в истории они не оставили. Дорогую, изысканную посуду — бокалы, кубки — до Романовых в страну поставляли из Западной Европы, в том числе из Чехии или Венеции. Бедняки затягивали окна бычьим пузырем, богатые вставляли в решетчатые рамы кусочки слюды. Первая стекловаренная печь на Ключинском заводе заработала в 1873 г. Сырье у Болотина было свое, поскольку поташ, селитру и соду производили на его же химическом заводе, песок также брали из местных карьеров, а топили дровами, которых хватало, поскольку по реке Шлине, мимо предприятия, шел сплав леса. Говорят, ключинские вербовщики вычисляли у конкурентов лучших мастеров, и, подпоив, подсовывали на подпись договор о переходе к Болотину. Лампады Ключинского завода — подлинное произведение искусства Вскоре завод стал известен на всю страну. Здесь делали столовую и аптекарскую посуду, керосиновые лампы, плафоны для светильников.

Из получившего таким образом полуфабриката, называемого фриттой, начинали варку стекла. С приходом на завод мастера В. Векшина с его секретами составления шихты, здесь начали варить цветное стекло. Зеленое и красное стекло получали, добавляя в шихту окись меди, фиолетовое — окись марганца, синее — обе этих составляющих. В другие тона стекло могли окрашивать, просто управляя процессом горения. Во всех случаях стеклоделы добивались нужного результата не только используя красители, но и умело регулируя температуру и подачу воздуха в печь. Затейливая посуда для праздничного стола Вазы Ключинского завода В печь, макет которой представлен в городском музее стекла, загружали горшки с разной шихтой. Поэтому печь и называется горшковой. Трехслойные изделия подвергали травлению, матированию, на хрустальные вазы наносили алмазные грани, добиваясь удивительной красоты рисунка или узора.

Технологию совершенствовали, и произведения вышневолоцких стеклоделов получали заслуженные награды на всероссийских выставках в Москве и Нижнем Новгороде. Горшковая печь. Макет После революции Ключинский завод, понятно, национализировали и в 1923 г. На предприятии установили ванные печи непрерывного действия и расширили ассортимент выпускаемой продукции. Теперь здесь делали столовую посуду, оконное и ламповое стекло. В начале 1930-х на заводе изготовили светильники для станций московского метрополитена. Другие спецзаказы пришли в военные годы: «Красный Май» выпускал техническое стекло для авиации, флота и военной медицины, линзы для светофоров и семафоров. Но самый знаменитый спецзаказ, которым гордится весь город, пришел после Победы: рубиновое стекло для кремлевских звёзд. Звёздные хроники Кремлёвская звезда Двуглавые орлы, символы ненавистного новой власти царизма, сняли с кремлёвских башен, Спасской, Никольской, Троицкой и Боровицкой только в 1935 г.

Их заменили сварными позолоченными звёздами из меди и стали с накладными изображениями серпа и молота, украшенными аметистами, александритами, аквамаринами, топазами и горным хрусталем. Четыре звезды сменили четырех же орлов, но ненадолго. Самоцветы быстро потускнели, а сами звёзды получились непропорционально большими. Над реализацией решения партии и правительства об установке вместо медно-стальных позолоченных наверший кремлевских башен звёзд из рубинового стекла работали два десятка промышленных предприятий и несколько научных и проектных институтов под общим руководством ЦНИИТМАШ. Дизайн изделия разработал художник Ф. Новые звезды должны были увенчать уже пять башен — к прежним четырем добавили Водовзводную. Поскольку башни разнятся по высоте, размерами звёзды также не совпадают. Минимальное расстояние между концами лучей как раз у звезды Водовзводной башни, 3 м, максимальное — на Спасской и Никольской, 3,75 м. Так с земли они смотрятся одинаковыми.

Рубиновое стекло для заключения в объемный позолоченный каркас варили на Константиновском заводе в Донбассе. Оно выполнялось двухслойным, с просветом в 2 мм. Для равномерного рассеивания света внутренний слой представлял собой матовое молочное стекло. Необходимо было предусмотреть максимальную устойчивость конструкции от ветровой нагрузки, надежный поворотный механизм, возможность быстрой замены ламп и очистки стекол, разработать сами мощные лампы и систему внутренней вентиляции для их охлаждения и удаления из полого объема пыли. Новые звезды засияли осенью 1937 г. Каждая из них весила свыше тонны, и конструкцию шатров кремлевских башен пришлось усиливать. Московское небо 1941-го С началом войны звезды зачехлили до Победы.

За счет завода содержался урядник. В 1884 году ему платили 16 рублей 66 копеек в месяц, 50 рублей выдавали на обмундирование, 100 рублей на фураж лошади и 55 копеек на ремонт вооружения. Вышневолоцкий уездный исправник в рапорте 1892 года отметил, что купец Болотин «обратился с ходатайством об определении на его счет сверхштатного полицейского урядника на его стекольный завод. Признает со своей стороны это удобный и полезным. Я постановлением от 1 августа определил на должность сверх штатного урядника потомственного дворянина Алексея Михайловича Апыхтина. Объем выпускаемой продукции Ключинского завода товарищества Д. Болотиной в 1908 году составил 680 тысяч рублей. Было произведено листового полубелого стекла 10 тысяч ящиков, лампового стекла на 375 тысяч рублей и хрустальной посуды на 25 тысяч рублей. Работало 499 человек. В 1914 году — 744 человека и в. В 1915 году на заводе состоялась забастовка. В 1880 году было открыто Ключинское сельское училище. В 1905 году для него построили новое здание. В 1914 году в нем обучалось 109 человек учащихся. В 1914 году в Ключино Доркской волости было 70 дворов, 442 жителя. В деревне было построено кирпичное здание часовни Святого благоверного князя Александра Невского в честь мученической кончины Императора Александра II. С 1920 года деревня — центр Ключинского сельского Совета, затем 1924 в составе Ямско- Слободского Долгинского сельского Совета. В 1926 году в деревне 110 дворов и 508 жителей Бывший поселок Ключинского стекольного завода был в 1925 году был отнесен к разряду рабочих поселков городского типа. Поселок получил свое название по названию завода — Красный Май завод носил это название с 1923 года. В 1934 году был образован Доркский сельский Совет и поселок вошел в него как отдельный населенный пункт. Численность работников завода «Красный Май» на 1. К 1940 году численность работников увеличилась до 2300 человек.

Поэтому было принято решение установить рубиновые светящиеся звёзды. Новые навершия появились 2 ноября 1937-го. Каждая из них могла вращаться наподобие флюгера и имела каркас в виде многогранной пирамиды. Заказ на изготовление рубинового стекла получил завод «Автостекло» в городе Константиновка на Донбассе. Оно должно было пропускать красные лучи определённой длины волн, быть механически прочным, устойчивым к резким перепадам температуры, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Остекленение звёзд было двойным: внутренний слой состоял из молочного матового, глухого белого стекла толщиной в 2 мм, благодаря которому свет от лампы рассеивался равномерно по всей поверхности, и наружный — из рубинового 6-7 мм. Вес каждой звезды составлял около тонны, площадь поверхности — от 8 до 9 квадратных метров. Во время Великой Отечественной войны звёзды погасили и зачехлили. Когда уже после Победы их вновь открыли, на рубиновой поверхности обнаружились множественные трещины и следы от осколков снарядов. Необходима была реставрация. На это раз варить стекло поручили Вышневолоцкому заводу «Красный Май». Здешние мастера сделали его четырёхслойным: внизу прозрачный хрусталь, затем матовое стекло, снова хрустальное и, наконец, рубиновое. Это нужно, чтобы звезда и днём при солнечном свете , и ночью, подсвеченная изнутри, была одного цвета. Двойной слой стекла — молочного и рубинового — не давал возможности сохранить яркий цвет звёзд. Между слоями набивалась пыль. А многослойное стекло к тому времени вырабатывали, по-моему, только на «Красном Мае» «Калининская правда», 1987 г. На изготовление многослойного рубина только для одной звезды потребовалось 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 1. Засияли обновлённые звёзды в 1946 году. И сияют до сих пор, несмотря на призывы некоторых общественников вновь заменить их орлами. Следующая реконструкция рубиновых «светил» была в 1974-м, и вновь в ней участвовали красномайские мастера. Несмотря на имеющийся опыт, технологию варки пришлось создавать, что называется, с нуля: архивные документы, по которым можно было восстановить «рецептуру», не сохранились. Надо сказать, что в 2010 году про 75-летие первых Кремлёвских звёзд много писали в центральных СМИ, а про вклад «Красного Мая» ни разу нигде не упомянули. Ни в 1996-м, когда завод ещё худо-бедно, но работал, несмотря на то, что зарплату там стали уже выдавать вазами и фужерами. Ни в 2006-м — хотя бы вдогонку уже ушедшему поезду… «Вчера с Вышневолоцкого завода «Красный Май» отправлена партия деталей из бесцветного и молочного стекла для осветительных приборов Московской консерватории имени П. Нелегко было мастерам-стеклоделам повторять причудливые формы старинных люстр и бра, которые вот уже более ста лет освещают залы этого музыкального учебного заведения » Калининская правда, 1983 г. И вот новый заказ из Болгарии — сделать четырёхслойное стекло для звезды, которая будет венчать Дом партии в Софии. Исполнить экспортный заказ поручено бригадам мастеров Н. Ермакова, А. Кузнецова, Н. Насонова и А. Бобовникова» «Правда», 1986 г. Постановлением Главвыставкома ВДНХ СССР за разработку и участие в изготовлении ваз «Юбилейная» и «Кубок», представленных на Всесоюзный смотр художественных работ профтехучилищ, бронзовыми медалями награждены мастера производственного обучения Т. Орлова и Т. Для сравнения. Посёлок-сад — обычный окраинный посёлок, каких тысячи. Вроде не заброшенный, но и на ухоженность тоже никакого намёка. Дома-коттеджи — это, видимо, деревянные двухэтажные бараки до сих пор с выгребными ямами. Завод-сад нынче — возвышающиеся над развалинами цехов трубы, ржавая доска почета, словно призрак из прошлого. На самой территории — какой-то мелкий бизнес: авторемонт, склады. В бывших заводских помещениях даже старой мебели не осталось, только кучи строительного мусора. Железнодорожная ветка, за исключением нескольких участков, практически полностью демонтирована. ГПТУ тоже идёт «в ногу со временем». Ещё в середине нулевых там закрыли специальность тракториста-машиниста — когда-то наиболее популярную среди подростков. Да и в жизни не самую бесперспективную. Неужели нет больше потребности в трактористах? Выдувальщиков и шлифовщиков стеклоизделий тоже, понятное дело, нет. Таким мастерством в совершенстве владеют стеклоделы Вышневолоцкого завода «Красный Май». Выпускаемым здесь миллионными «тиражами» двум видам стаканов присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены ваза для ягод, розетка для варенья, пепельница из сульфидно-цинкового стекла» « Советская Россия », 1975 г. В цехах завода, к слову сказать, третьего по величине после подобных в Гусь-Хрустальном и Дятьково, производились не только хрустальные изделия и рубиновые звёзды. Части был город и район. Теперь посмотрим на два музея Вышнего Волочка. Это краеведческий, знакомящий с прошлым города, его уникальными каналами и знаковыми людьми, и настоящая Стеклянная сказка или Цветной сон - музей стекла бывшего завода "Красный май", несколько раз даже изготавливающий по правительственному заказу рубиновое стекло для звёзд Кремлёвских башен. Стекольное производство под Вышним Волочком появилось во второй половине 19-го века, когда местный купец выкупил химический завод и основал на его базе изготовление столовой посуды, абажуров и керосиновых ламп 2. Чуть позже появляется производство цветного стекла, когда на завод пришёл опытный стекловар, знающий секрет технологии 3. Продукция завода получала высокие награды на дореволюционных выставках 8. А зверушки, ахах, поглядите, какие! После революции завод национализировали, переименовали в "Красный Май", расширили и модернизировали производство. Ламповое стекло, оконное стекло, посуда, светильники для метрополитена - всё это здесь делалось. Качественную цветную продукцию, занимавшую, как и в царские времена, высокие места на международных выставках , прозвали "русским чудом" 12. В 1940-е и 1970-е года завод выполнял, наверное, самое важное задание в своей истории - правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для Кремлёвских звёзд. Вот его кусочки Побывав в этом музее, я уже размечтался, как попаду на производство и сделаю репортаж, но не судьба. В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт. Ушла, скажем прямо, огромная эпоха и вырвана целая страница из книги по истории нашей страны, но память осталась. Уже ради этого музея, чтобы снова побывать здесь, я бы вернулся в Вышний летом на круизе "Мостурфлота" или зимой в рамках автобусных туров, так называемых "зимних круизов" этой компании. Казалось бы, уже почти 17 лет нет завода, но осадочек от этого факта всё равно внутри остался. А это уже Краеведческий музей Вышнего Волочка. Честно скажу, не очень люблю такие, но не пожалел, что побывал в Вышневолоцком. Ему уже более 80 лет, но от экспозиций не веет слоем музейной пыли и сюда не надо нести с собой подушку для сна от скуки. Не так давно здесь всё к тому же реконструировали. Местные экскурсоводы - настоящие профессионалы своего дела, энтузиасты, готовые часами рассказывать про каждую деталь, про каждый экспонат как про лично им дорого человека и старинного друга. Никаких заученных фраз из путеводителей, никаких "рассказать, да побыстрее бы закончить". Так что музей я всячески всем рекомендую! В Петровском зале можно не только узнать про деятельность царя, сделавшего Вышневолоцкий водный путь по-настоящему судоходным тем самым соединив Балтику и Каспий и открыв с помощью Вышнего Волочка многие новые возможности для развития России , но и увидеть поднятые со дна каналов пушки, ядра, багры - свидетелей той эпохи 17. Голландцы, которые строили для Петра каналы в Вышнем Волочке, накосячили. Они привыкли работать с морем и не учли особенностей нашей местности. Летом озёра и реки мелели, каналы обезвоживались, движение по каналам вставало и в городах наступал голод. Исправлять ситуацию и совершенствовать водный путь взялся новгородский купец М. Он, гидротехник-самоучка, посвятил водной системе Вышнего Волочка треть века. Шлюзы, бейшлоты, Цнинский канал, водохранилище - всё это результаты его трудов 18. Макет Цнинского шлюза, построенного Сердюковым 19. План гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке, представленный Сердюковым императору Петру 20. И современная карта. После посещения музея захотелось летом побывать на всех сооружениях, в том числе почти разрушенных временем и человеком, посмотреть всё лично и познакомиться подробнее с водной артерией, когда-то бывшей очень важной для России 21. Макет Вышнего Волочка времён Петра. Вот если в музеях есть макеты - это очень круто 22. Смотрите, какой красавец!

О том. как мы выживаем. Красный Май. Вышневолоцкий район. Вышний Волочёк

Дегустируем 00:30 Покраска помещений — занятие весьма творческое. Это сравнимо с живописью, где художник берет кисть, чистый холст, полностью растворяется в своей работе и создает новый шедевр.

Ваш домен направлен на один IP, а настроен на работу с другого. Проверьте правильность направления домена по IP. Ваш сайт использует Cloudflare, у него включен SSL с некорректной настройкой.

В дальнейшем фрегат побывал во многих плаваниях, в том числе в Японии. С началом Крымской войны из-за опасения захвата англичанами был затоплен. В разные годы на нём проходили службу вышневолоцкие и тверские дворяне 23. Каналы Вышнего Волочка были важнейшими грузовыми магистралями. Вот макет грузовой барки, выполненный по чертежу 19-го века. Как вам факт, что барка поднимала до 130 тонн груза? Я не сначала не поверил В Вышнем в связи с переходом с подъёма на сплав суда переоснащались. Рули и мачты снимались, обустраивались помосты, на которых стояли люди, управлявшие 4 огромными вёслами - потесями. На каждую барку сажали лоцмана и 10 рабочих 24. Помните в первой части была часовенка на месте Казанского собора 18-го века, где был зачитан указ Екатерины, даровавшей Вышнему Волочку статус города? Вот таким был этот собор, взорванный в 1930-х Часть 2. Пока ещё не поздно нам сделать остановку? Начало Продолжим прогулку по местности, которая каких-то полтора десятка лет назад была знаменитым стекольным заводом «Красный Май». Знаменитым, прежде всего, тем, что в его цехах было изготовлено четырёхслойное стекло для звёзд Московского Кремля, и сегодня украшающих пять его башен. Сегодня заглянем в музей художественного стекла. Добраться от райцентра до посёлка Красномайский несложно: рейсовый автобус ходит туда каждые 20 минут. Третья остановка после поворота с трассы «М10» - и вы у проходной завода. Музей открыт ежедневно с 10 до 14 часов кроме выходных и праздничных дней. Точнее, может быть открыт. Чтобы туда попасть, нужно предварительно позвонить по телефону и заказать экскурсию. И в оговоренное время подойти к проходной, где смотритель встретит вас и проведёт в музей. Всё, что осталось от проходной В музее «И ещё поражали своей красотой керосиновые лампы, расписанные золотом и красками. Именно эти лампы, увенчанные тонкими лёгкими абажурами, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве были удостоены золотой медали» «Красномайский стекольщик», 1988 г. К 1990 году, когда отмечалось 20-летие музея завода «Красный Май», в нём хранилось более трёхсот изделий дореволюционных болотинских мастеров и около 4 тысяч образцов уже советского периода - как уникальных экспонатов из цветного, накладного и сульфидно-цинкового стекла, так и массовой продукции. Многие из этих экспонатов приносили жители посёлка. То есть, как и большинство музейных экспозиций, эта также создавалась буквально по крупицам. Нынешнее состояние музея немногим лучше, чем предприятия. На первом этаже здания, где когда-то была столовая, такая же разруха, как и в цехах. Только наверху, где сам музей, порядок. Если не считать, конечно, протекающей крыши и отсутствия отопления. Формально музей принадлежит хозяевам бывшего завода - понятно, что не может такая земля быть ничейной. Кто они и как их зовут, никто из тех, с кем мне удалось поговорить, не знает. Фактически же за ним более или менее следят предприниматели, располагающиеся на территории «Красного Мая». Область или Вышневолоцкий район может, и хотели бы взять музей стекла на свой баланс, но не могут: взять и забрать а, точнее говоря, спасти не позволяет закон. Так же как не могут оказать финансовую помощь: нецелевое расходование бюджетных средств, уголовная статья. Пусть даже на кону наша история. Момент, когда что-либо делать уже поздно, наступает, как правило, неожиданно. А до владельцев не достучаться. Хотя, если бы власти действительно хотели, то наверняка сделали всё что нужно. Всё, что осталось от столовой Действительно, сюрприз «Неоценимую помощь в сборе материалов об истории завода оказали Николай Александрович Хохряков, Василий Максимович Семёнов и другие товарищи. В оформление здания музея большой вклад внесли строители под руководством Юрия Дмитриевича Попова, работники механического цеха, руководимые Леонидом Петровичем Васиным, изготовитель фресок болотинского времени Виктор Владимирович Раков и другие товарищи. Нельзя не отметить большой вклад в создание музея истории на общественных началах работника Вышневолоцкого краеведческого музея Галины Георгиевны Монаховой, которая отдала этому делу даже свой отпуск» «Красномайский стекольщик», 1988 г. В музее можно не только увидеть образцы красномайской продукции, но и узнать о людях, её создававших. Последних тверским ценителям искусства представлять не нужно. Есикова и Литвин до сих пор работают как художники-стеклоделы и участвуют в различных выставках. Около 30 лет назад на заводе начали осваивать это новое советское стекло. Интерес к неразгаданной технологической новинке помог выявить все превращения цвета. По воле художника и мастера золотистое стекло оказалось способным оборачиваться то опаловым, то студёно-дымчатым, то вдруг вспыхивать цветным орнаментом или мраморными разводами» «Красномайский стекольщик», 1988 г. Сульфидное или сульфидно-цинковое стекло, окрашенное сернистыми соединениями железа и цинка, создали в 1958 году технолог Ленинградского завода художественного стекла ЛЗХС Евгения Иванова и инженер этого же предприятия Александр Кирьенен. Спустя год, оно уже было освоено на Вышневолоцком заводе и вскоре стало его визитной карточкой. За широкую гамму окраски и способность менять её в зависимости от температуры и длительности обработки, сульфидное стекло ещё называют «русским чудом». Сотрудники одного из исследовательских институтов Тбилиси поставили задачу - проверить пригодность местных залежей песка, содержащих большой процент железа, для производства строительного стекла. Они обратились за помощью к красномайцам. Работники химлаборатории завода вместе с коллективом четвёртого цеха успешно провели испытание песка - было получено строительное стекло зелёного, синего и голубого цветов. Результаты этого эксперимента послужат основой для налаживания производства цветного профильного стекла для строительных нужд Грузии» «Калининская правда», 1980 г. Ассортимент продукции завода, как я уже отмечал в первой части, был широк. Впрочем, не только сульфидно-цинковую вазу, но и обычный стакан или то же самое строительное стекло от «Красного Мая» можно назвать русскими чудесами. Такова специфика завода: делать плохо и даже посредственно здесь было нельзя. Или не умели.

Через Цну дорога проходила по переправе, устроенной на небольших плотах возле деревни Язвиха. Тракт утратил свое значение после открытия Бологовско — Волховской железной дороги. В дальнейшем бывший Осташковский почтовый тракт использовался в основном для провоза в Вышний Волочек стекла с местных стекольных заводов — Яконовского, Кунинского и Ключинского. Зимой крестьяне деревни Ключино провозили по Петербургско — Московскому шоссе до 300 тысяч пудов белого песка для Вышневолоцких стеклянных заводов. Статский советник В. Самарин вблизи Ключино построил химический завод по производству соляной и уксусной кислот, купоросного масла и нашатырного спирта. Завод размещался в десяти деревянных строениях. Владелец сам был и мастером. В 1862 году завод приобрел вышневолоцкий купец А. Новому владельцу было разрешено на теперь уже принадлежавшей ему земле построить стекольный завод 1870. Первая стекловаренная печь начала работать в 1873 году и уже в 1882 году новая продукция завода была удостоена золотой медали на Всероссийской художественно — промышленной выставке в Москве. Выпуск столовой посуды, украшенной тонкими кружевными узорами и керосиновых ламп голубых, бирюзовых, золотистых оттенков, принес славу Ключинскому заводу. Особенно славилось стекло лилово — розоватого цвета, называемого золотым рубином. Заслуга в создании подобного цветового эффекта принадлежала В. В 1896 году продукция завода — керосиновые лампы также была удостоена золотой медали. В то время работали стекловаренная печь и пять закальных печей. В конце 1897 года владелицей завода Д. Болотиной было построено двухэтажное здание паровой шлифовни и одноэтажное здание лесопилки. На стекольно стеклянном заводе продолжительность рабочего дня составляла 15 — 16 часов. Работали с 12 ночи до 12 дня, плюс три часа на выборку товара из опечков. Мастер получал за свою работ 12 рублей, «хлопец» - 4 рубля. Среди рабочих возникало недовольство.

Стеклозавод красный май вышний волочек. «Красный Май»: от рубина до руин

Вышний Волочёк — обзор новостей с поисковым сервисом по интернет-ресурсам города Вышнего Волочка (мнения, рейтинги, комментарии) на В ночь на 10 апреля в отдел милиции города Вышний Волочек Тверской области вошли двое мужчин. Вышний Волочёк — обзор новостей с поисковым сервисом по интернет-ресурсам города Вышнего Волочка (мнения, рейтинги, комментарии) на В ночь на 10 апреля в отдел милиции города Вышний Волочек Тверской области вошли двое мужчин. Видео поздравление капитана МРК Вышний Волочёк. Новости Вышнего Волочка на "Today" — это ежедневный календарь городских событий, фактов, происшествий, работающий для вас в режиме онлайн 24 часа в сутки.

Читайте также:

  • В Тверской области загорелось здание заброшенного завода «Красный Май»
  • Разместите свой сайт в Timeweb
  • В Вышневолоцком районе произошло ДТП
  • Forgot Password?
  • Читайте также:
  • Информация для населения

Развалины «Красного мая»

Вышневолоцкие стеклоделы изготовили для кремлевских звезд четырехслойное стекло: слой рубинового стекла, прозрачного, молочного и снова прозрачного. В горшковой печи, где помещалось 16 горшков разных видов стекла с весом стекломассы около 480 кг, вырабатывались халявы. Для снятия температурного напряжения они выстаивались несколько дней, после чего обрезались, разрезались вдоль и направлялись в плавильню, где их распрямляли и вытягивали в лист. Варке стекла предшествовали долгие месяцы расчетов — важно было учесть коэффициенты расширения слоев, чтобы не допустить растрескивания многослойной конструкции.

Пространственный каркас сделал композицию из рубинового стекла словно собранной из граненых самоцветов. Элементы остекления кремлёвских звёзд И многослойное остекление, и каркас создавались заново. На каждое изделие ушло до 100 кубометров стекломассы.

Правительственный заказ выполнили быстро: звезды вспыхнули в начале 1946 г. Переходящее знамя победителя в соцсоревновании Непонятно по какой причине, может, удачно засекретили, но рецепт варки многослойного «звездного» стекла не сохранился и в 1974 г. Тем не менее важное задание выполнили в срок, и по завершению работ стекловар Е.

Кокум и выдувальщик стеклоизделий А. За звездами постоянно наблюдают, ежемесячно детально осматривают, а раз в пять лет — моют. В 2015 г.

Кремлёвские звезды на праздничных открытках Рубиновые звезды стали неотъемлемой частью торжественного ансамбля Красной площади. Их изображения появились на новогодних, первомайских и октябрьских поздравительных открытках, почтовых марках, значках, советских орденах. До 1990 г.

Впечатленный светящимися гранеными звёздами над Красной площадью, Сергей Островой, автор знаменитых строк «У деревни Крюково погибает взвод» и «Песня остается с человеком», написал революционно-романтическую «Сказку о Звёздах», которую хочется читать и перечитывать. Ну, может, не всем. Пусть несет она людям счастье, Чтобы в каждом конце земли — Всюду-всюду простые люди Пять лучей у нее чудесных Днем не гаснут, горят в ночи — Мудрость, Мужество, Сила, Счастье И Свобода — ее лучи!

Не будем забывать, однако, что кремлёвские звёзды сделаны не из драгоценных камней, а из рубинового стекла. Работы из сульфидного стекла Импровизируя, художники «Красного Мая» находили неповторимые пластические формы, сочетания цветов, умело использовали игру света и цвета. Их руками и их дыханием созданы произведения, от которых трудно оторвать глаз, а в линиях, узорах и объемах — сразу разгадать замысел автора.

Декоративная композиция «Знамёна» Многие шедевры мастеров «Красного Мая» - гутная работа: изделие получается в результате комплекса разнообразных ручных приемов, от выдувания и сплавления деталей до накладки цветных слоев нацветов , лепного декора налепов , рифления, узоров и др. На заводе изначально складывались династии стеклоделов. Уроженец поселка Красномайский Сергей Алексеевич Коноплев окончил Московское высшее художественно-промышленное училище, многим известное как Строгановка, и работал на «Красном Мае» выдувальщиком с 1954 по 1966 гг.

Потом, выучившись на художника, создал ряд выдающихся работ, в том числе декоративные вазы «Морской прибой», «Водопад», «Березки», «Горячий снег». Свой талант С. Коноплев унаследовал от деда, прославленного мастера еще болотинского завода.

Литвин и Е. Есикова учились в Ленинградском высшем художественном училище имени Веры Мухиной. Теперь это — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, носящая имя известного мецената А.

В 1987 г. Литвина назначили главным художником завода. Работая индивидуально и вместе, художники подарили миру ряд эффектных композиций и комплектов сувенирно-подарочных изделий, отличающихся самобытностью и выразительной пластикой.

По окончанию в 1952 г. Московского института прикладного и декоративного искусства поступил на «Красный Май» и стал одним из первых в стране художников-специалистов стекольной промышленности. Проработав на заводе всю жизнь, этот мастер, долгие годы занимавший должность главного художника, умело сочетал преимущества механизированного производства с достоинствами ручного труда, что позволило запустить в серии изящные и красочные изделия — приборы для воды, бокалы и другие образцы стеклянной посуды, знакомые старшему поколению.

Его авторству принадлежат и декоративные комплекты «Молдавия», «Зимний вечер» … На переднем плане — прибор для воды работы А. Силко «Шутейные» графины с петушком и еще один прибор для воды, созданный А. После Ленинградского училища она совершенствовала свое мастерство в Пражской высшей художественно-промышленной школе, работала на заводе технического стекла в Саратове, а потом — в лаборатории художественного стекла завода «Красный Май».

Участвовала в профильных отечественных и международных выставках; позже — преподавала. Фужеры Н. По окончанию училища направлена на «Красный Май».

Технологией выпуска изделий из сульфидного стекла владела виртуозно, а ее работы удивительно разнообразны.

У первого его владельца — титулярного советника Самарина — на дальнейшее развитие производства не хватило средств, и спустя три года завод был выкуплен купцом второй гильдии Андреем Болотиным, который вскоре построил на его месте стекольный. Первая стекловаренная печь на Ключинском заводе была запущена купцом и основателем династии стеклоделов Болотиных в 1873 году.

Также на средства владельцев завода был выстроен вполне благоустроенный по меркам того времени рабочий посёлок. К началу XX столетия Ключинский завод производил стеклянную аптекарскую, столовую и кондитерскую посуду, керосиновые лампы, плафоны, выполняя заказы едва ли не со всех концов империи. Вскоре грянула Октябрьская революция, завод был национализирован и в 1929 году получил название «Красный Май».

Вокруг предприятия вырос посёлок на 5 тысяч жителей с больницей, школой, музыкальной школой, ПТУ, готовившем помимо специалистов-стеклоделов, трактористов и автослесарей. О «Красном Мае» много писали в областной и центральной прессе. Вспомним, о чём тогда рассказывали газеты и журналы и сравним всё это с нынешними остатками былого величия.

Так уж повелось, что мы говорим «Красный Май», а подразумеваем пять рубиновых наверший. И наоборот. Поэтому и начать свой рассказ мне хочется именно с этой страницы.

Тем более, что вышневолоцкие звёзды, и ныне украшающие Спасскую, Никольскую, Боровицкую, Троицкую и, Водовзводную башни Кремля, были не первыми. Впервые пятиконечные звёзды сменили символ самодержавной России — двуглавых орлов — осенью 1935 года. Они были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди, в центре каждой звезды был выложен позолоченный серп и молот.

Однако первые звёзды недолго украшали кремлёвские башни. Во-первых, быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков, во-вторых, в общей композиции Кремля смотрелись довольно нелепо и нарушали архитектурный ансамбль. Поэтому было принято решение установить рубиновые светящиеся звёзды.

Новые навершия появились 2 ноября 1937-го. Каждая из них могла вращаться наподобие флюгера и имела каркас в виде многогранной пирамиды. Заказ на изготовление рубинового стекла получил завод «Автостекло» в городе Константиновка на Донбассе.

Оно должно было пропускать красные лучи определённой длины волн, быть механически прочным, устойчивым к резким перепадам температуры, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Остекленение звёзд было двойным: внутренний слой состоял из молочного матового, глухого белого стекла толщиной в 2 мм, благодаря которому свет от лампы рассеивался равномерно по всей поверхности, и наружный — из рубинового 6-7 мм. Вес каждой звезды составлял около тонны, площадь поверхности — от 8 до 9 квадратных метров.

Во время Великой Отечественной войны звёзды погасили и зачехлили. Когда уже после Победы их вновь открыли, на рубиновой поверхности обнаружились множественные трещины и следы от осколков снарядов. Необходима была реставрация.

На это раз варить стекло поручили Вышневолоцкому заводу «Красный Май». Здешние мастера сделали его четырёхслойным: внизу прозрачный хрусталь, затем матовое стекло, снова хрустальное и, наконец, рубиновое. Это нужно, чтобы звезда и днём при солнечном свете, и ночью, подсвеченная изнутри, была одного цвета.

Двойной слой стекла — молочного и рубинового — не давал возможности сохранить яркий цвет звёзд. Между слоями набивалась пыль. А многослойное стекло к тому времени вырабатывали, по-моему, только на «Красном Мае» «Калининская правда», 1987 г.

На изготовление многослойного рубина только для одной звезды потребовалось 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 1. Засияли обновлённые звёзды в 1946 году. И сияют до сих пор, несмотря на призывы некоторых общественников вновь заменить их орлами.

Следующая реконструкция рубиновых «светил» была в 1974-м, и вновь в ней участвовали красномайские мастера. Несмотря на имеющийся опыт, технологию варки пришлось создавать, что называется, с нуля: архивные документы, по которым можно было восстановить «рецептуру», не сохранились. Надо сказать, что в 2010 году про 75-летие первых Кремлёвских звёзд много писали в центральных СМИ, а про вклад «Красного Мая» ни разу нигде не упомянули.

Ни в 1996-м, когда завод ещё худо-бедно, но работал, несмотря на то, что зарплату там стали уже выдавать вазами и фужерами. Ни в 2006-м — хотя бы вдогонку уже ушедшему поезду… «Вчера с Вышневолоцкого завода «Красный Май» отправлена партия деталей из бесцветного и молочного стекла для осветительных приборов Московской консерватории имени П. Нелегко было мастерам-стеклоделам повторять причудливые формы старинных люстр и бра, которые вот уже более ста лет освещают залы этого музыкального учебного заведения» Калининская правда, 1983 г.

И вот новый заказ из Болгарии — сделать четырёхслойное стекло для звезды, которая будет венчать Дом партии в Софии. Исполнить экспортный заказ поручено бригадам мастеров Н. Ермакова, А.

Кузнецова, Н. Насонова и А. Бобовникова» «Правда», 1986 г.

Постановлением Главвыставкома ВДНХ СССР за разработку и участие в изготовлении ваз «Юбилейная» и «Кубок», представленных на Всесоюзный смотр художественных работ профтехучилищ, бронзовыми медалями награждены мастера производственного обучения Т. Орлова и Т. Для сравнения.

Посёлок-сад — обычный окраинный посёлок, каких тысячи. Вроде не заброшенный, но и на ухоженность тоже никакого намёка. Дома-коттеджи — это, видимо, деревянные двухэтажные бараки до сих пор с выгребными ямами.

Завод-сад нынче — возвышающиеся над развалинами цехов трубы, ржавая доска почета, словно призрак из прошлого. На самой территории — какой-то мелкий бизнес: авторемонт, склады. В бывших заводских помещениях даже старой мебели не осталось, только кучи строительного мусора.

Железнодорожная ветка, за исключением нескольких участков, практически полностью демонтирована. ГПТУ тоже идёт «в ногу со временем». Ещё в середине нулевых там закрыли специальность тракториста-машиниста — когда-то наиболее популярную среди подростков.

Да и в жизни не самую бесперспективную. Неужели нет больше потребности в трактористах? Выдувальщиков и шлифовщиков стеклоизделий тоже, понятное дело, нет.

Таким мастерством в совершенстве владеют стеклоделы Вышневолоцкого завода «Красный Май». Выпускаемым здесь миллионными «тиражами» двум видам стаканов присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены ваза для ягод, розетка для варенья, пепельница из сульфидно-цинкового стекла» «Советская Россия», 1975 г.

В цехах завода, к слову сказать, третьего по величине после подобных в Гусь-Хрустальном и Дятьково, производились не только хрустальные изделия и рубиновые звёзды. Ты заходишь в облупленное здание заводского музея, кажется, на территории завода более-менее целым сохранилось только оно да проходная, и столбенеешь. Культурный шок.

Жмуришься, пытаешь представить, какой длинны стояла бы в подобный музей очередь в любой европейской стране и снова жмуришься. Здесь только ты, смотрительница музея и экспонаты. Не то что очередь, люди-то редко вокруг попадаются.

Музей того, что мы потеряли уже почти безвозвратно. История завода цветного стекла насчитывала 129 лет на момент остановки печи. Для подобного производства остановка печи - остановка сердца - верная смерть.

Это годы жизни. С 1873 бывший здесь химический заводик меняет владельцев, а новый хозяин - купец 2й гильдии Андрей Васильевич Болотин - ставит первую стекловаренную печь и в этом же году на завод приезжает известный стекловар Василий Векшин, благодаря ему завод начинает работать с цветным стеклом и успешно это делает до самого закрытия. До 90-х гг 20 века история завода - история успеха.

Золотые и серебряные медали на Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве и Нижнем Новгороде, получены в 19 веке, в 20-м же веке самый известный заказ полученный заводом - рубиновое стекло кремлевских звезд, на их фоне изготовление подарков на юбилеи Хрущеву и прочим значимым фигурам нашего советского прошлого уже так, пустяки на понюшку табака. Подумать страшно - на месте этих руин были цеха, в которых делали кремлевские звезды - символ страны… между лампами лежат части кремлевских звезд, рубиновое стекло. Мы думали, что проведем в музее около часа, но нам не хватило двух часов.

Закончив первый круг по небольшому, и единственному, залу музея мы были готовы повторить. Постоянно казалось, что что-то мы не разглядели, пропустили. Экспозиция очень насыщенная.

Сульфидное стекло, кракле, многослойность, золото, эмаль, роспись люстром, силикатные краски, алмазная грань, глубокое травление… Мастера завода владели приёмами обработки отнюдь не хуже прославленных чехов и муранцев. Сульфидное стекло при разных степенях нагрева и продолжительности обработки может давать широкую гамму цветов и оттенков от бледно-голубого, до почти черного, через кофейно-янтарную гамму, так же это стекло может изменять степень прозрачности. Впервые изобретено в 1952 году инженерами Е.

Ивановой и А. Кирьёненым на Ленинградском заводе художественного стекла. И с 1959 года оно уже широко использовалось на «Красном Мае».

В 1896 году продукция завода — керосиновые лампы также была удостоена золотой медали. В то время работали стекловаренная печь и пять закальных печей. В конце 1897 года владелицей завода Д. Болотиной было построено двухэтажное здание паровой шлифовни и одноэтажное здание лесопилки. На стекольно стеклянном заводе продолжительность рабочего дня составляла 15 — 16 часов. Работали с 12 ночи до 12 дня, плюс три часа на выборку товара из опечков. Мастер получал за свою работ 12 рублей, «хлопец» - 4 рубля.

Среди рабочих возникало недовольство. Однако попытки просить у хозяев прибавки жалованья пресекались. За счет завода содержался урядник. В 1884 году ему платили 16 рублей 66 копеек в месяц, 50 рублей выдавали на обмундирование, 100 рублей на фураж лошади и 55 копеек на ремонт вооружения. Вышневолоцкий уездный исправник в рапорте 1892 года отметил, что купец Болотин «обратился с ходатайством об определении на его счет сверхштатного полицейского урядника на его стекольный завод. Признает со своей стороны это удобный и полезным. Я постановлением от 1 августа определил на должность сверх штатного урядника потомственного дворянина Алексея Михайловича Апыхтина.

Объем выпускаемой продукции Ключинского завода товарищества Д. Болотиной в 1908 году составил 680 тысяч рублей. Было произведено листового полубелого стекла 10 тысяч ящиков, лампового стекла на 375 тысяч рублей и хрустальной посуды на 25 тысяч рублей. Работало 499 человек. В 1914 году — 744 человека и в. В 1915 году на заводе состоялась забастовка. В 1880 году было открыто Ключинское сельское училище.

В 1905 году для него построили новое здание.

Не припомню, чтобы кто-то из перечисленных в материале лиц привлёк «Тверскую газету» к суду. Да и то, что Марк Хасаинов за годы руководства Вышним Волочком практически подмял под себя все местные экономические ресурсы, ни для кого не секрет. Так что можно считать данную версию «рабочей», пусть и с поправкой на чей-то «заказ»: в СМИ подобная информация может появиться лишь в случае преднамеренной её утечки. Иногда, немного отчаявшись или разочаровавшись, бывает очень приятно неожиданно наткнуться на прекрасное и красивое. Такое, что в один момент перекроет серые предыдущие эмоции и впечатления. Так было со мной в , когда после промокших по колено ног от нечищенных заснеженных дорожек зашли мы в потрясающий музей стекла завода «Красный Май». Посмотрим, что за краски смогли отогреть и обаять? В 1859 году в селе Ключино московским предпринимателем Самариным был основан химический завод, где выпускалась такая продукция, как купорос и купоросное масло, лампадное масло и нашатырный спирт, крепкие водки и другие различные кислоты. Самарину, к сожалению, средств на развитие производства совсем не хватало и в 1873 году завод был продан вышневолоцкому богатому купцу.

Им стал А. Болотин и на базе завода основал стекольное производство. В тот же год новые хозяева построили первую печь и начали выработку стеклянной посуды и плафонов. Настоящий расцвет производства начался с приходом на завод опытного стекловара Василия Векшина - обладателя тайны оставления шихты для варки цветных стекол. На заводе начали выпускать цветное стекло с разнообразной цветовой палитрой. В 1882 и 1886 году продукция завода была удостоена золотой и серебряной медалей на различных выставках. В 1920 году завод был национализирован, а с 1 мая 1923 года его переименовали в завод "Красный Май". До 1940 годов были построены ванные печи непрерывного действия. Вырабатывалось ламповое стекло и оконное, столовая посуда. В 30-х годах выполнялся заказ на производство светильников для освещения московского метрополитена.

В годы Великой Отечественной войны вырабатывалось стекло для нужд военно-морского флота , авиации и медицины, семафоры и светофорные линзы, аккумуляторные сосуды и прочее. В 1944 году предприятие получило правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для кремлевских звезд. Заказ был успешно выполнен в 1946 году, а заводу было вручено Красное знамя ВЦСПС и Наркомата легкой промышленности на вечное хранение. В 1950-1960 годах выпускались изделия из цветного стекла, раскрашенные золотом, люстрой, силикатными красками, а также широкий ассортимент хрустальных изделий. С 1959 года завод "Красный Май" начал работать с сульфидно-цинковым стеклом, которое за неисчерпаемое богатство цвета назвали "русским чудом". Художники на предприятии создавали уникальные декоративные композиции из этого стекла, которые очень успешно демонстрировались на выставках не только в нашей стране, но и за рубежом. В 1974 году в связи с реконструкцией Красной площади завод снова выполнил почетный заказ по изготовлению рубиновых кремлевских звезд. В 1983 году предприятие выполнило большой заказ по изготовлению светильников из прозрачного и молочного стекла для Московской консерватории им. В 1986 году по просьбе правительства Болгарии было изготовлено рубиновое стекло для мемориала дружбы на Шипке и для Дома правительства в Софии. В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт и постепенно превратился в руины.

Но память о его истории и великих талантливых мастерах и художниках до сих пор жива в коллекции художественного стекла, которая была собрана и открыта для обозрения еще в 1968 году и теперь демонстрируется в новом музее стекла в Вышнем Волочке. Посетите при возможности этот музей. Ну, вдруг занесет вас в Волочёк и захочется красоты и ярких красок? Адрес музея: г. Вышний Волочёк, улица М. Магомаева, дом 17. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18. А в завершение еще некоторая полезная информация и благодарности за насыщенный туристический информационный тур. Наша поездка в Вышний Волочёк конечно бы не состоялась без давней и плодотворной дружбы сообщества Часть 1. О звёздах кремлёвских замолвите слово Наступивший год мог бы быть отмечен двумя датами - пусть не юбилейными, но по-своему знаменательными: 157-летием с момента основания под Вышним Волочком химического завода и 87-летием с того дня, как этот завод получил последнее своё имя, под которым его все знают - «Красный Май».

Сегодня вместо уникального предприятия, известного когда-то своим хрусталём, одни руины. Впрочем, есть и круглая дата - ровно 70 лет назад над Московским Кремлём засияли звёзды из стекла, изготовленного на «Красном Мае». Когда-то завод был знаменит в масштабах всего СССР. Ещё бы! Конечно, не целиком: рубиновые навершия шпилей башен - это сложное инженерное сооружение, над созданием которого трудились десятки предприятий и НИИ. Но изготовленное на «Красном Мае» многослойное стекло - далеко не последняя часть этого сооружения. Потому слова почти тридцатилетней давности, несмотря на пафос, близки к истине. А что осталось от той гордости? Разрушенные цеха, которые вряд ли уже когда отстроят. Да музей, что выживает на одном лишь честном слове.

Правда, местные жители его так не называют, данный топоним существует лишь в официальных документах. В середине XIX века здесь была деревня Ключино, где в 1859 году и возник будущий флагман стекольной промышленности. Сначала как химический. У первого его владельца - титулярного советника Самарина - на дальнейшее развитие производства не хватило средств, и спустя три года завод был выкуплен купцом второй гильдии Андреем Болотиным, который вскоре построил на этом месте стекольный. Первая стекловаренная печь на Ключинском заводе была запущена купцом и основателем династии стеклоделов Болотиных в 1873 году. Также на средства владельцев завода был выстроен вполне благоустроенный по меркам того времени рабочий посёлок. К началу XX столетия Ключинский завод производил стеклянную аптекарскую, столовую и кондитерскую посуду, керосиновые лампы, плафоны, выполняя заказы едва ли не со всех концов империи. Вскоре грянула Октябрьская революция , завод был национализирован и в 1929 году получил название «Красный Май». Вокруг предприятия вырос посёлок на 5 тысяч жителей с больницей, школой, музыкальной школой , ПТУ, готовившем помимо специалистов-стеклоделов, трактористов и автослесарей. О «Красном Мае» много писали в областной и центральной прессе.

Вышний Волочёк будет бороться за десятки миллионов рублей на благоустройство

Вчера днём в посёлке Красный Май Вышневолоцкого района Тверской области на улице Кирова произошло ДТП с участием мопеда и автомобиля. Народная группа в ВК Оригинал взят у maiklvolga в Развалины «Красного мая» Был проездом в районе Вышнего Волочка (07.06.2014).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий