Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершил Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея России. В день перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, в храме Рождества Богородицы села Маково состоялась Божественная литургия, которую совершил иерей Сергий Куликов. Святейший Патриарх напомнил об эпохе Ивана Грозного и о мученической кончине святителя Филиппа, митрополита Московского. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, из Соловецкого монастыря в Москву в 1652 году празднует Православная Церковь 16 июля.
Жития святых. Филипп, митрополит Московский
Святителя Филиппа, митрополита Московского. Митрополит Филипп (в миру Фёдор Степанович Колычёв) родился 11 февраля 1507 года. Главная Новости Главные событияВ год 455-летия мученической кончины святителя Филиппа Московского в Успенском Отроче монастыре митрополит Амвросий совершил Божественную литургию. СВЯТОЙ ДНЯ Сегодня церковь чтит память святителя Филиппа II. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых. Святитель Филипп митрополит МосковскийВ 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. Святитель Филипп, митрополит Московский Дни памяти: Январь 9, Июль 3, Октябрь 5 (Моск. Свт.) Митрополит Филипп (в миру Фёдор Степанович.
Разместите свой сайт в Timeweb
- Виртуальный хостинг
- Новости Патриархии
- Святитель Филипп, митрополит Московский – икона, в чём помогает, молитва и житие
- 16июля-память свт. Филиппа Московского и всея Руси
- Житие митрополита Филиппа (Колычева)
Филипп II (митрополит Московский и всея Руси)
Отец его, боярин Стефан Иоаннович, был сановником при дворе великого князя Василия Иоанновича и пользовался его расположением и любовью. Родители Феодора приложили силы к тому, чтобы дать своему сыну самое хорошее воспитание. При Иоанне IV Феодор был призван на службу к царскому двору вместе с другими боярскими детьми. За свои прекрасные качества он был скоро приближен к государю и его ожидала блестящая карьера. Но не могли прельстить Феодора его успехи в придворной жизни. С благословения игумена Филипп удалился из монастыря в глубину острова, в пустынный и непроходимый лес, и стал там жить, незримый людьми.
Соловецкий монастырь, фото С. Прокудина-Горского Прошло девять лет иноческой жизни Филиппа. Игумен Алексий в силу своей старости и недугов захотел передать должность настоятеля Филиппу, его решение поддержала и братия.
На послушании в монастырской кузнице святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. Как только суровая подвижническая жизнь святого Филиппа стала привлекать внимание, с благословения игумена Филипп удалился из монастыря в глубину острова, в пустынный и непроходимый лес и стал там жить, незримый людьми. Несколько лет провел святой Филипп в пустыне. Научившись безмолвию и богомыслию в тиши уединения, он возвратился в покинутую обитель для того, чтобы по-прежнему терпеливо трудиться вместе с братией.
В 1548 году после того, как игумен Алексий по старости сложил с себя сан, решением монастырского собора игуменом был избран Филипп. Филипп все силы свои употребил на благоустроение Соловецкой обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность. При нём Соловецкий монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья. Тем временем с царем Иваном Грозным происходят большие перемены. В 1565 году он разделил все государство на опричнину и земщину, образовав для себя особый отряд телохранителей, которые назывались опричниками. Иоанн имел к ним полное доверие.
Пользуясь этим, опричники делали в Москве все, что хотели. Занять престол Московской митрополии предложили Соловецкому игумену Филиппу. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника. Но святитель долго отказывался возложить на себя это великое бремя, поскольку духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость.
Радуйся, яко сию часть мощей твоих обитель твоя, яко драгоценную жемчужину, почитает. Радуйся, яко прославлением честнаго твоего тела и град Москву и все отечество наше возвеличил еси. Радуйся, яко чудесами от нетленных мощей твоих благочестие в стране нашей умножил еси. Радуйся, святителем Христовым Петру, Алексию и Ионе единоправный. Радуйся, подвигом твоим святителя Ермогена на великое пастырское дерзновение воодушевивый.
Радуйся, светозарное солнце земли Российския. Радуйся, разумного света заре. Радуйся, светило церковное и архиерейская красото. Радуйся, небесных законов на земли живая проповедь и христоподражательного жития образе. Кондак 12 Благодать святаго дерзновения безбоязненно делом и словом вещати Христово учение подаждь нам, немощным, великий угодниче Божий и святителю Филиппе, наипаче подаждь сию благодать пастырем Церкви Христовыя, да возмогут они немолчно свою духовную паству учити и вразумляти, лицеприятия избегати, да таковое дерзновение стяжавше, вси мы на благом пути ко спасению обрящемся и сподобимся в вечном Небесном Царствии выну воспевати Господу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твое дивное житие, твоя иноческия подвиги на отоце Соловецком воспевающе, твою святительскую ревность и дерзновение восхваляюще, поклоняющеся твоему до крове правдолюбию и исповедничеству, святителю отче наш Филиппе, молим тя в борениях и искушениях многоразличных не оставляти нас, но наипаче твоими молитвами укрепити, да возможем и мы твоими подражательми быти и тебе, нашего отца и наставника, восхваляти сице: Радуйся, звездо Российская. Радуйся, чистый сосуде Святаго Духа. Радуйся, вселенским мучеником и исповедником подобниче. Радуйся, Церкви Российския похвало и всего священства украшение. Радуйся, иноческия кротости образе.
Радуйся, монашеского постнического жительства истинное правило. Радуйся, безплотных сожителю. Радуйся, Христова смирения ревнителю. Радуйся, чудес велиих совершителю. Радуйся, о скорбех земнаго отечества твоего милостивый пред Богом печальниче. Радуйся, яко тобою Соловецкая обитель славится. Радуйся, яко тобою град Москва и вся Россия украшается. Кондак 13 О, великий святителю Христов Филиппе! Приими от нас, грешных, сие похвальное пение и священными твоими молитвами тя поющия в мире сохрани, от напастей и бед избави, во святей православной вере укрепи, угодное Богу житие проводити помози, уныние наше в радость претвори, дух крепкого стояния за церковныя законы и церковныя предания обнови в нас, да тако сподобимся во веки в райских обителех воспевати нашему Пастыреначальнику и Господу: Аллилуиа. Аллилуиа трижды и таже икос I и кондак I.
Великими и многими даровании обогати тя щедродаровитый Владыка Господь, ты же, яко раб благий и верный, дарования сия зело умножил еси, от отроческих лет даже до кончины твоея заповедем Господним внимая, пребывая в них и возрастая, полн сый любве и милосердия, кротости и смирения, сими добродетельми ты богатно служил еси Господу и присным твоим, образ евангельского жития показуя, благочестивым житием Бога прославляя. За сие житие твое от Бога прославлен еси, велим даром чудес обогатился еси, святое дерзновение стяжал еси и до днесь земному отечеству и народу твоему служиши, и воздыхания наши предворяеши. И мы, грешнии, заступничеству твоему перед Богом верующее, молимся тебе усердно. Буди нам, якоже в земнем твоем житии, отец и заступник, помози всем нам крест земнаго жития с терпением и радостию носити. Малодушныя молитвою твоею подкрепи и от житейских соблазнов любовию твоею отврати, сеющия соблазны рукою твоею крепкою вразуми. Даждь нам, святителю Христов, прежде кончины нашея, радость твоего мощнаго заступления ощутити, даждь многострадальному твоему отечеству силы благодатныя присно Христу работати, якоже благочестивии отцы наши своим церковным житием славу Божию и веру Христову на земли множаху, даждь нам их благочестию подражати, уставы церковныя хранити, заповеди Божии благоговейно соблюдати, нищия любити и щедро им благотворити, обидимыя заступати, веру Христову и закон Божий безбоязненно исповедати, всякого греха гнушатися и одеждою всякия правды светло украшатися. Да тако твоими молитвами укрепляеми, возможем и мы житие свое богоугодне устроити, грехов прощение от Господа получити и милостию и человеколюбием Спаса нашего и Господа в небесных селениях водворитися, идеже ангели и вси святии славят великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Почитание святого в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре Святитель Филипп Колычев родился 11 февраля ст. Имя его в Святом Крещении было Феодор. В училище, куда отрок был отдан для «книжного учения», он особенно полюбил духовное чтение и «в ранних летах выказывал особенное благочестие».
В правление Великой Княгини Елены Феодор поступил на службу к великокняжескому двору. Положение его было блестящим. Малолетний Иоанн IV принял его в круг своих приближенных. Но не было сердце Феодора привязано к мирским почестям и славе. В 1537 году, 5-го июля ст. Слова эти, и прежде неоднократно слышанные Феодором, благодатно подействовали на него, и он решился навсегда уйти от мира и всех соблазнов его. Ему известно было о дальней Соловецкой обители и о подвигах ее основателей, преподобных Савватия, Зосимы и Германа. Втайне от всех, переодевшись в простую одежду, он скрылся из Москвы и направил свой путь на Север. У Онежского озера, в деревне Хижи хижины , он прожил некоторое время у благочестивого селянина Субботы. Феодор делил с ним труды и заботы по хозяйству, отчего внешность его изменилась, и «нелегко было узнать прежнего царедворца в сельском пастухе».
Приближалась осень, и Феодор покинул гостеприимного хозяина, желая достичь Соловецкого острова до наступления зимы. Игумен Алексий и братия с любовью приняли нового послушника. Более полутора лет проходил он нелегкие послушания. Феодор был пострижен и наречен Филиппом. Новоначальный инок был отдан на послушание иеромонаху Ионе, опытному подвижнику, который в юности своей был собеседником преподобного Александра Свирского, тогда уже прославленного в лике святых. Будущий Святитель у стен Соловецкой обителиИнок Филипп выполнял различные тяжелые послушания: смотрел за монастырской кузницей, трудился в хлебне, где он охотно носил воду и дрова. В Спасо-Преображенском сборном храме обители был образ Богоматери «Хлебный», явившийся Филиппу, когда он проходил послушание в хлебне. Будущему игумену дали послушание при храме, в качестве екклесиарха, и здесь усердное исполнение своих обязанностей снискало ему всеобщее уважение и любовь. Но даже тень славы человеческой смущала инока Филиппа, и он удалился из монастыря в пустынь, ныне называемою Филипповской. Много лет прошло в уединении и сокрытых от посторонних глаз подвигах.
Когда он возвратился в обитель, игумен Алексий приблизил его к себе, сделав помощником по разным частям управления. В 1548 году игумен пожелал передать управление монастырем Филиппу. Неоднократно Филипп отказывался от звания настоятеля, но игумен Алексий, в душе своей похваляя смирение избранного им преемника, созвал братию, и, сказав о своей старости и немощах, спросил: «кого по нем изволят они в настоятели? Тогда, не смея прекословить общему решению, инок Филипп отправился с несколькими братиями в Новгород к архиепископу Феодосию, который рукоположил его во пресвитера и вручил ему игуменский жезл. Престарелый игумен Алексий со всею братией торжественно встретил Филиппа на пристани с крестным ходом, ввел в храм и поставил на свое место. Силы игумена Алексия стали восстанавливаться, и игумен Филипп упросил его продолжать правление, обещая полное послушание. Алексий вторично принял жезл правления и еще полтора года был настоятелем. Филипп удалился в свою любимую пустынь, и еще более строгой, чем прежде, была жизнь его. Игуменство святителя Филиппа продолжалось 18 лет, считая со дня поставления и до призвания на Всероссийскую митрополию. Соловецкий патерик так повествует о деятельности святого игумена: «На всем легла печать мудрой прозорливости его, не только для тогдашняго, но и для будущего благоустройства обители».
Время его настоятельства «…напечатлелось в Соловецкой обители неизгладимыми чертами: там, по истине, если бы умолкли люди, возопили бы самые камни». Монастырское хозяйство в то время, когда инок Филипп стал игуменом, требовало немалых трудов. Еще оставались последствия сильного пожара, произошедшего в 1538 году. Игумен Филипп увеличил число соляных варниц на морском берегу шестью новыми. Царь Иоанн Васильевич разрешил в 1548 году продавать безпошлинно 10 000 пудов соли вместо 6 тысяч и на вырученную сумму также безпошлинно делать закупки. В монастыре готовились к большому строительству: был поставлен кирпичный завод, проводились дороги, было проведено лесоустройство с тем, чтобы беспорядочные рубки не истощали лес. Множество озер острова, общим числом 52, были соединены каналами и сведены к монастырю, у восточной стены которого игумен Филипп благословил копать большое озеро, ныне называемое Святым. За счет системы каналов монастырь был не только обеспечен запасом питьевой воды, но и стены его получили дополнительную защиту с восточной стороны. В то время еще не было тех стен и башен, которые привычны для нашего взора, и поэтому для обороны монастыря озеро имело важное значение. В самом монастыре игумен благословил построить двух- и трехэтажные корпуса для братских келлий.
В гавани Большого Заяцкого острова он построил каменную пристань с палатою о поварнею При столь нелегких трудах игумен Филипп не усомнился приступить к строительству соборного храма в честь Успения Божией Матери. В храме также предполагалось возвести придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и присоединить к храму просторную трапезную палату. Надеясь на помощь Государя, игумен Филипп обратился за помощью в Москву. Иоанн IV был особенно щедр к Соловецкой обители в то время и пожаловал монастырю в 1550 году Колежемскую волость, а в следующем году деревню Сороцкую Сорока, ныне Беломорск , где при Троицкой церкви был погребен первоначально преподобный Савватий. Успенский собор был возведен искусными новгородскими зодчими. В 1557 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, игумен Филипп освятил новый храм. Святитель Филипп. Из Соловецкого патерика. Часть иноков высказывала опасение, что нет достаточных средств. Уповая на помощь Божию, игумен Филипп приступил к строительству.
Спасо-Преображенский собор был заложен в 1558 году. Царь пожертвовал 1000 рублей на новый храм, а в 1559 году разрешил безпошлинный провоз соли и безпошлинную закупку разных припасов. Строительство не было завершено при игумене Филиппе, но он успел приготовить утварь, сосуды, образа, ризы, кадила, серебряные подсвечники, цветные стекла для окон, и под папертью, с северной стороны, ископал себе могилу. Близилось время, когда игумен Филипп должен был навсегда покинуть Соловецкую обитель и взойти к высокому служению митрополита Всея Руси. Не только в самой обители проявились благие плоды его трудов. В монастырских волостях он входил во все нужды крестьян, вплоть до того, что из монастыря отпускали дрова для варки соли в деревнях. Игумен сам указывал, какие работы когда проводить, и какими семенами засевать поля. Наиболее вредные пороки - пьянство и игра в зернь - были им запрещены, под угрозою изгнания из монастырских волостей. Более всего игумен Филипп уделял внимание духовной жизни братии. Четверо подвижников, подвизавшихся в обители во времена игуменства святителя Филиппа, прославлены Церковью - преподобные Вассиан и Иона Пертоминские и миряне Иоанн и Лонгин Яренгские.
Внимание Иоанна Грозного к обители было связано и с тем, что он благоволил лично игумену Филиппу. Царь неоднократно призывал его в Москву. В 1566 году игумен Филипп был вызван особой грамотой «духовного ради совета». Игумену шел уже 60-й год. Свой путь в столицу он направил через Новгород. Граждане города просили его быть заступником перед царем, зная о гневе Грозного. Царь объявил игумену Филиппу, что по его державной воле и соборному избранию ему должно быть митрополитом. Игумен просил Грозного не разлучать его с пустынной обителью. Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам уговорить Филиппа.
Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские память 3 июля , Вассиан и Иона Пертоминские память 12 июня. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей и сам внезапно оборвал нить московского летописания , вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве. Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории. Его излюбленными духовными образцами были святой Михаил Черниговский память 20 сентября и святой Феодор Черный память 19 сентября , воины и деятели сложной противоречивой судьбы, мужественно шедшие к святой цели, сквозь любые препятствия, встававшие пред ними в исполнении долга перед Родиной и перед Святой Церковью. Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал Грозный, "мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец". Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На "братию", не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной.
Кого Церковь может и должна поддерживать?
В Лавре молитвенно почтили свт. Филиппа, митрополита Московского 23 января 2023 1026 На каждой праздничной службе в православных храмах молитвенно обращаются к избранным святым, которые особенно потрудились для своей Церкви. Являясь игуменом Соловецкой обители, святой много потрудился над прославлением преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а также построил в монастыре два величественных храма. Большие труды он понес и после назначения на Московскую кафедру, где святой исповеднически обличал все беззаконные поступки Иоанна Грозного и защищал народ, за что быстро впал немилость царя.
Иван Грозный не простил святителю такой смелости. Митрополит Филипп был осужден и сослан в Тверской Отрочь монастырь. Где и был впоследствии убит приспешником царя Малютой Скуратовым. Святитель Филипп предвидел свою смерть и предупредил братию монастыря. Народ почитал святителя Филиппа, как мученика. Роскомнадзор Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна.
Господь пришел к ним с проповедью о покаянии, как и Иоанн Креститель проповедовал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное Мф 3:2. О каком свете и тьме говорит Священное Писание? Конечно о Свете Христовом, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир Ин 1:9 и о тьме греховной. Была языческая тьма непроглядная, люди изменили богопочитание и стали поклоняться идолам, творениям рук своих. Тьма не просветная! И Господь пришел и просветил эту тьму языческую. Но бывает не только языческая тьма, бывает тьма и внутри крещеного человека. А если много таких носителей тьмы, то и все государство становится таким. Сегодня совершая память святителя Филиппа, который был современником Иоанна Грозного, мы видим, как он боролся с этой тьмой, которая была в то время. Святитель Филипп родился в знатной семье бояр Колычевых. Он получил блестящее по тому времени образование, знал богатство и почести, дружил с отроком Иоанном будущим царем Иоанном Грозным, но достигнув 30 летнего возраста, решил посвятить себя монашеству. Пешком он прошел от Москвы до побережья Белого моря. А чтобы прокормиться, брался за любую работу. У Онежского озера он пас овец, будто простой крестьянин. Затем, он переправился на Соловецкие острова и стал послушником в Соловецкой обители. Когда его постригли во иноки, он, чувствуя призвание к отшельничеству, надолго удалился в пустынь в 2 километрах от обители. Настоятель и братия просили его стать новым игуменом.
Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто. Вдруг в церковь входит Иоанн с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких черных шлыках, в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей». Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться?
Святитель Филипп митрополит Московский и всея России чудотворец
Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего - | В 1875 году святитель Иннокентий, митрополит Московский, предложил включить святого Филиппа в список других святых. |
Память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России | Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. |
Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным | Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. |
Федотов Георгий Петрович: Святой Филипп, митрополит Московский
Новгородский митрополит Никон отправился на Соловки, помести мощи в раку и повез их неспешно в Москву. Святитель Филипп (1507-1569), бывший митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 гг., одна из самых трагических фигур истории России и Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх напомнил об эпохе Ивана Грозного и о мученической кончине святителя Филиппа, митрополита Московского. СВЯТОЙ ДНЯ Сегодня церковь чтит память святителя Филиппа II. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году.
Где находятся мощи святого
- Святитель Филипп, митрополит Московский
- СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
- Жития святых. Филипп, митрополит Московский
- Церковь вспоминает святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России
Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского
Как отметили в синодальной комиссии по канонизации святых, в том случае, если выяснится, что на самом деле любимый опричник Ивана Грозного не убивал Филиппа, в житие митрополита можно будет внести изменения. Владислав Цыпин, член синодальной комиссии по канонизации святых и межсоборного присутствия: «Дело, связанное с убийством митрополита Филиппа, может быть предметом изучения для историков и церковных историков. Что касается возможности внесения изменений в житие, то, разумеется, жития не являются Священным писанием, которое не подлежит редактированию».
Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть». Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени. Там был и царь, окруженный опричниками. Во время чтения Евангелия святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него Иоанну. Но виновный поспешил снять и спрятать шапку.
Тогда опричники обвинили митрополита в том, будто он сказал неправду, с целью унизить царя перед народом. Иоанн велел судить Филиппа. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю.
С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: «Блажен его же избрал и приял еси Господи», — и возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса.
Отроч монастырь был основан в середине XIII века. В 1930-е годы все монастырские постройки, за исключением собора Успения Пресвятой Богородицы, сохранившегося по настоящее время, были уничтожены.
Предание связывает основание монастыря с Григорием, отроком тверского князя Ярослава Ярославича. Он во время охоты увидел в окрестностях Твери красавицу Ксению и захотел жениться на ней. Родители сначала были не против, но потом Ксения сильно понравилась самому князю и стала его женой. Григорий же после этого принял монашеский постриг.
Князь Андрей был уничтожен Иваном Грозным как возможный соперник на великокняжеский престол. Вместе со старицким князем пострадали и все его почитатели, друзья, близкие и соратники. Пострадали при этом и бояре Колычевы.
Спасаясь от мести и расправы царя, Федор Колычев — будущий святитель — бежал на Соловки, чтобы в дальних северных краях спрятаться от гнева Ивана Грозного на весь род Колычевых. Свои последние месяцы жизни святитель Филипп провел на тверской земле — в Тверском Отроч монастыре, где и был задушен по приказу царя опричником Малютой Скуратовым. Так что наш тверской край может считать святителя Филиппа — страдальца за Божью правду — своим небесным покровителем и сострадальцем всей истории тверской земли, ибо, наверное, ни одна область нашей страны так не пострадала в истории от бесчинной злобы московских князей как Тверское княжество, начиная от убиения вл.
Михаила Тверского Юрием Московским.
Память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России
Справа – святитель Филипп митрополит московский в житии, икона 17 века. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Митрополит Филипп (в миру Фёдор Степанович Колычёв) родился 11 февраля 1507 года. В день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, архиепископ Тихон совершил Литургию в приходе г. Лера. Сегодня, 22 января, церковь празднует день памяти Святителя Филиппа, митрополита Московского.