3) роспуск II Государственной думы.
Третьеиюньский переворот: причины и итоги
Столыпиным, и Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых партий социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты и примыкавшие к ним трудовики. Сложившаяся ситуация представляла собой один из первых конституционных кризисов в России. Фрагменты тезаурус социокультурных угроз : «К прискорбию нашему, значительная часть состава второй Государственной думы не оправдала ожиданий наших.
Каклюгин, П. Кудрявцев, А.
Панфилов, А. Петров, А. Петровский, И. Ушаков, В.
Харламов , считаются кадетами. Примыкающими к ним признаются еще три члена казачьей группы, о которых нет сведений об их несогласии с кадетской идеологией. Один из них входил в Партию демократических реформ И. Лаптев и двое были беспартийными Я.
Егошкин и Ф. Один из этих депутатов прибыл в ходе сессии. Четыре формально независимых депутата сидели и голосовали вместе с кадетами. В их число входили председатель Думы, один член Партии демократических реформ В.
Кузьмин-Караваев и два беспартийных Н. Коншин и Г. Последние прибыли в ходе сессии, один из них ранее входил в социал-демократическую фракцию. Еще один член палаты П.
Трофименко не значится в списках фракции, но объявил себя кадетом в анкете и показан таковым в других источниках. Поэтому он также считается примыкающим. Нет сведений о фракционной принадлежности двух депутатов Я. Ревякин и Н.
Тобоков , избранных как кадеты и прибывших незадолго до роспуска. Они также рассматриваются как кадеты. Кадетами являлись также все трое неприбывших депутатов. Заметно высокое представительство промышленных центральных и северных губерний, Черноземного центра и, благодаря казачьей группе, Северного Кавказа - при небольшом числе избранных от Украины и Поволжья.
Средний возраст кадетов и примыкающих - 40 лет. Среди кадетов и примыкающих были представители всех слоев населения. Почти половина фракции принадлежала к средним слоям, остальные депутаты примерно поровну делились на выходцев из элиты и из низов. Имелись один бывший член Государственного совета и 10 членов I Думы.
Номинальным председателем фракции был 40-летний курский помещик и бывший предводитель дворянства князь Павел Дм. Реально ею руководил 48-летний политический обозреватель газеты "Речь" П. Милюков, известный историк. Он не являлся членом II Думы, но как председатель ЦК партии народной свободы вошел в бюро фракции в бюро кадетской фракции наряду с членами Думы состояли и члены от ЦК партии.
В их числе был и Милюков. Кадеты фактически руководили работой Думы. Они получили должности ее председателя и секретаря, а также председателей почти всех комиссий и подкомиссий. Кадеты оказывали преобладающее влияние на формирование повестки дня, да и на судьбу правительственных законопроектов кроме аграрных , монополизировав внесение предложений об их направлении в комиссии.
Они же разработали и провели через Думу часть ее регламента, значительно ограничив прения не по существу рассматриваемых дел. В отличие от крайне левых, кадеты стремились учесть и некоторые интересы имущих классов. В большинстве кадеты сочувствовали революционному движению52. В то же время опыт I Думы показал им бесперспективность и опасность конфликта с правительством на этой почве, и они считали бессмысленным втягивать Думу в рассмотрение вопросов, связанных с борьбой против революционеров кроме ее правовых аспектов , не видя возможности существенно ослабить репрессивную деятельность властей.
Предпочтение отдавалось тем реформам, против которых не ожидалось принципиальных возражений правительства 53, в области судоустройства и местного самоуправления, расширения бюджетных прав Думы, охраны труда и др. В то же время конституционалисты-демократы считали невозможным голосовать против своих идеологических установок, включая поддержку революционеров. Попытка усидеть на двух стульях вызвала неприязнь к кадетам с обоих флангов и стала одной из причин быстрого крушения II Думы. В конце сессии кадеты отказались проголосовать за устранение от участия в заседаниях социал-демократической фракции и лишение депутатской неприкосновенности некоторых ее членов, хотя собранные полицией материалы доказывали, что фракция являлась составной частью РСДРП54, которая, как известно, добивалась свержения монархии путем вооруженного восстания.
Согласно ст. Не найдя бесспорных сведений о непосредственном участии депутатов-эсдеков в подготовке восстания, кадеты даже под угрозой роспуска Думы с пересмотром избирательного закона сочли невозможным содействовать применению этого закона. Несколько десятков депутатов первоначально не вошли в состав фракций. Для прохождения в комиссии они до 35 человек в середине марта объединились в группу беспартийных.
Потом ее численность выросла до 42- 46 депутатов55. Ее ядром были три члена партии мирного обновления один из них одновременно значится в списках фракций октябристов и - на конец сессии - кадетов. Большинство членов группы беспартийных затем примкнули к другим фракциям56. Отсутствуют такие сведения о 7 депутатах, включая мирнообновленцев М.
Искрицкий, Г. Константинов, Е. Лепешко, П. Лопатин, З.
Макаревич, СЕ. Седляр, М. Они именуются в источниках прогрессистами, внепартийными прогрессистами и т. К ним фактически примыкал один член казачьей группы М.
Караулов , объявивший себя "монархистом-демократом" и выступавший за общинное землевладение, но осуждавший революционное движение. Эти восемь депутатов работали в Думе с начала сессии. Средний возраст прогрессистов - 36 лет. Три депутата имели высшее образование, два - среднее, три - начальное и домашнее.
Половина прогрессистов являлась помещиками, трое занимались земледелием. Один был членом I Думы. Председателем группы беспартийных стал 46-летний орловский губернский предводитель дворянства М. Внепартийные прогрессисты обычно не выступали в Думе самостоятельно, голосуя в большинстве случаев с октябристами.
По инициативе беспартийных был создан совет старейшин Думы, значительно облегчивший ее работу. Правее прогрессистов находились октябристы. Личный состав октябристов и правых трудно дифференцировать, так как эти фракции действовали в тесном блоке и размещались совместно в зале заседаний. В указателе к стенографическим отчетам список их приведен совместно57.
В архивном фонде Союза 17 октября имеется несколько списков фракции, однако они не пол- стр. Имеется и газетный список фракции58. На основании анализа этих материалов можно сделать небесспорный вывод, что в начале сессии к середине марта во фракцию Союза 17 октября входило 28 депутатов. В течение сессии к октябристам примкнули восемь правых и неопределившихся.
Один член Думы, по-видимому, перешел от октябристов к правым. Большинство их около 20 являлись примыкающими к фракции. В числе членов было два члена Калужской партии за царя и порядок, в числе примыкающих - по два члена Партии правового порядка и Бессарабской партии центра. Некоторые из этих депутатов одновременно работали в группе правых.
Около семи одновременно входили в группу беспартийных. Один примыкающий одновременно значится в списках кадетской фракции и трудовой группы, другой до мая одновременно входил в казачью группу. В работе фракции участвовал, помимо указанных 35 депутатов, один мирнообновленец и как минимум один умеренно правый. Все октябристы представляли разнородные территории Европейской России.
Средний возраст - 43 года. По 12 депутатов имели высшее образование, а также среднее и незаконченное среднее один окончил городское училище , 10 - начальное и домашнее. Седьмую часть октябристов составляли представители высшего и среднего чиновничества, свыше пятой части - крестьяне. Представители свободных профессий почти отсутствовали.
В составе фракции были два члена I Думы и один бывший член Государственного совета. Номинальным председателем фракции являлся 50-летний смоленский помещик и уездный предводитель дворянства Н. Хомяков, фактическим лидером60 - 59-летний казанский профессор медицины М. Добиваясь умеренно-либеральных реформ на основе правительственной программы, октябристы возражали против требований оппозиции о законодательствовании в интересах лишь низших классов61.
Тактически октябристы ориентировались на деловую парламентскую работу62. По сообщениям газет, Капустин осуждал роспуск II Думы. Однако часть фракции относилась к кадетам отрицательно и следовала за правыми. Капустина полностью поддерживали 18 депутатов, остальные были не согласны с отдельными разделами программы или шли за правительством63.
Немногочисленные инициативы октябристов были направлены на улучшение работоспособности Думы. В частности, им при поддержке правых удалось убедить кадетов, трудовиков и эсеров в необходимости рассмотрения проектов местного значения, которые оппозиционное большинство Думы до середины мая оставляло без движения64. Они и составили основную часть одобренных II Думой законов. Октябристы поддержали попытки правых провести через Думу резолюцию об осуждении революционных убийств и грабежей, указывая, что принятие такой резолюции облегчит либеральные реформы65.
В конце сессии октябристы иногда голосовали с правыми за затягивание прений или за слушание революционного заявления об амнистии правые стремились его обсуждением дискредитировать Думу. Точно установить личный состав группы правых и умеренных для краткости ее часто именовали "группой правых" затруднительно по тем же причинам, что и фракции Союза 17 октября. К середине марта группа правых предположительно включала вместе с беспартийными правого направления чуть меньше 70 депутатов. Затем 10 перешли в трудовую группу, пять-семь - к октябристам, трое - к кадетам.
В мае в группу правых, по-видимому, вошел один октябрист. Из стр. Не менее двух правых депутатов одновременно работали во фракции октябристов и один октябрист - в группе правых. По четыре депутата являлись членами Бессарабской партии центра и Союза русского народа СРН 67, два - Союза 17 октября в его фракцию не вошли , один - Русского собрания.
От шести до десяти членов группы в основном члены СРН и Русского собрания были крайне правыми68, остальные в том числе бессарабские центристы и октябристы - умеренными. Средний возраст правых - 42 года. Высшее образование имели 17 депутатов, незаконченное высшее, среднее и незаконченное среднее - 10, начальное и домашнее - 22. Группа правых и умеренных состояла из помещиков свыше трети и землепашцев почти половина при незначительном представительстве средних слоев.
Номинальным председателем группы правых, по некоторым данным, являлся 47-летний кишиневский журналист и писатель П. Крушеван69, из числа крайних. Наиболее ярким лидером умеренной части группы был 39-летний тульский помещик и уездный предводитель дворянства граф В. Он с начала века участвовал в конституционном движении, но крайне враждебно относился к революционерам.
У крайних выделялся 36-летний бессарабский помещик В. Члены группы правых и умеренных придерживались разных политических взглядов и объединились на идеях борьбы с революционным движением и недопустимости национализации земли. Умеренное большинство группы выступало за упрочение конституционного строя и имело разногласия с октябристами лишь по относительно второстепенным вопросам равноправие евреев, амнистия и др. Крайне правые боролись за восстановление абсолютизма.
По мнению большинства правых и октябристов помещиков и представителей средних слоев , крестьянский вопрос следовало решить путем перехода к личному землевладению. Примыкавшие к правым и октябристам крестьяне не были чужды идеи сословной исключительности. В отрицательном отношении к "господам" они сходились с левыми рабочими71. Правые и октябристы из крестьян требовали увеличить крестьянское землевладение, однако, в отличие от крайне левых, стремились учесть права помещиков и не относились враждебно к частной собственности.
Некоторые из правых крестьян выступали за частичное принудительное отчуждение за выкуп, другие предлагали ограничиться покупкой предлагаемой к продаже помещичьей земли и введением прогрессивного налога72. Единодушным было требование о передаче земель не в пользование, а в собственность крестьян. Из программных разногласий вытекала непоследовательная тактика группы. Крайне правые с самого начала считали необходимым подрывать Думу изнутри73, чтобы добиться ее скорейшего роспуска, и некоторые из них нередко голосовали вместе с левыми.
Умеренное крыло, особенно крестьяне, первоначально было ориентировано на деловую работу. В начале сессии предложения крайне правых принимались группой лишь к сведению или отклонялись значительным большинством74. Ближе к концу сессии, когда стало ясно, что разрыв кадетов с революционерами невозможен и в Думе складывается революционное большинство, умеренная часть группы не раз следовала за крайними. Основной инициативой правых, поддержанной октябристами и прогрессистами, было предложение осудить революционный террор.
Правые считали своим долгом выразить взгляды контрреволюционно настроенной части общества. Это предложение было снято с рассмотрения по инициативе кадетов. Ключевое положение во II Думе занимали кадеты, польские автономисты и трудовики. Любые две из этих фракций при более-менее единодушном стр.
Кадетов объединяло с трудовиками и социалистами стремление к радикальной демократизации, переделу собственности в пользу неимущих слоев и вообще изданию законов в их интересах, а также враждебное отношение к правительству. Кроме того, в начале сессии кадетов и народников объединяло стремление беречь Думу и добиваться реформ через нее. Эти фракции образовывали левокадетское большинство к концу сессии 350 депутатов. К нему в ряде случаев примыкали автономисты, делая большинство оппозиционным 425 депутатов , и по отдельным деловым вопросам - октябристы с прогрессистами.
Между основными составляющими этого большинства существовали серьезные противоречия. Программные противоречия заключались в разногласиях относительно степени передела собственности и способов борьбы с правительством. Тактические противоречия проявились ближе к концу сессии, когда народники стали отходить от принципа "бережения Думы". II Дума начала работу с организованным оппозиционным большинством.
Оно провело выборы президиума и без социал-демократов, которые не голосовали, голосами кадетов, народников и автономистов заблокировало резолюцию по декларации правительства. Но вскоре оппозиционный блок раскололся из-за разногласий и давления на крайне левых со стороны внедумских кругов. Окончательно это случилось в апреле при рассмотрении законопроекта о новобранцах социалисты и часть трудовиков голосовали против призыва, кадеты и автономисты - за. После этого оппозиционное большинство утратило заинтересованность в положительной работе и действовало лишь отрицательно, отклоняя правительственные законопроекты.
Левокадетское большинство против правого крыла и польских автономистов сложилось в Аграрной комиссии. Оно провело через нее решение о необходимости отчуждения частновладельческих земель, а через подкомиссию - об отклонении правительственных проектов реформы крестьянского землевладения. Кадетов и автономистов до их перехода к шантажу правительства , а также октябристов и правых объединяло неприятие революционных действий, а также радикального передела собственности. К правоцентристскому большинству 291 депутат , образованному этими фракциями, могли примкнуть в отдельных случаях вместо поляков, правых и октябристов трудовики, также желавшие беречь Думу.
В этом случае образовывалось центристское большинство 267 голосов без поляков, октябристов и правых, но с мусульманской фракцией и прогрессистами. Это объединение также не было прочным: желание трудовиков и автономистов беречь Думу обусловливалось надеждами провести через нее свои радикальные требования соответственно конфискацию помещичьих земель или самостоятельность Польши , неприемлемые для правительства. Правоцентристское центристское большинство проявилось при рассмотрении правительственных законопроектов о новобранцах и местного значения , а также большинства положений регламента. В Аграрной комиссии правоцентристское большинство отклонило предложение о создании постоянного государственного земельного фонда.
Центристское большинство отказалось обсуждать резолюцию об осуждении революционного террора75. В конце сессии 1 июня центристское большинство76 постановило передать в комиссию правительственное представление об устранении от заседаний социал-демократической фракции и лишении ее части депутатской неприкосновенности, что послужило поводом к роспуску Думы. Польских автономистов после провала их "политических контрактов" и крайне левых объединяла готовность к революционным голосованиям. Это большинство 264 депутата без мусульманской фракции , которое можно назвать левоавтономистским, было чисто деструктивным: в положительном плане русских крестьян и польских помещиков мало что объединяло.
К левоавтономистскому большинству могло примкнуть и правое крыло, превратив его в право-левое 356 голосов без мусульманской фракции и мирнооб- стр. Объединяющим началом в таком случае служило желание заниматься агитацией с думской трибуны. Левоавтономистское большинство проявилось при голосовании срочности нескольких запросов и некоторых статей регламента. Кроме этого, оно поручило соответствующей комиссии разработать вопрос о помощи рабочим, уволенным из-за забастовок.
Право-левое большинство возникло по нескольким процедурным вопросам. Важное место в работе II Думы заняло рассмотрение ею бюджета на 1907 год. При этом энесы выдвигали условиями голосования за бюджет расширение финансовых полномочий Думы и создание ответственного перед ней правительства.
Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя» и заговоре против царской семьи. Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П.
Основными фракциями стали правые и националисты со 157 местами, октябристы 98 мест , прогрессисты 48 мест , кадеты 59 мест. Кроме того, в Думе были представлены трудовики 10 мест и социал-демократы 14 мест.
Всего за период работы IV Государственной Думы было проведено пять сессий: две из них пришлись на довоенный период и три — на Первую мировую войну. За первые две сессии Совет министров внёс в Думу около двух тысяч мелких законопроектов. При этом многие действительно важные документы утверждались в обход парламента. Оппозиционные настроения в парламенте росли, но этот процесс остановило вступление России в мировую войну. На экстренное внеочередное заседание Думу собрали по указу Николая II 26 июля 1914 года.
Первая Госдума Российской империи
«Третьеиюньский переворот» широко распространённое название произошедшего 3 (16) июня 1907 года в России досрочного роспуска II Государственной Думы, сопровождавшегося изменением избирательной системы. Роспуск Государственной Думы был законным правом Государя Императора. Причиной роспуска Государственной Думы послужила невозможность наладить конструктивное взаимодействие между правительством, возглавляемым премьер-министром Петром Столыпиным, и парламентом. Высочайший манифест о роспуске Второй Думы (Фото предоставлено М. Золотаревым). в статье 109 Конституции. 110 лет назад, 3 (16 по новому стилю) июня 1907 года царский Манифест возвестил о роспуске II Государственной думы. Одновременно население Российской империи было поставлено в известность об изменении порядка избрания новой Думы.
Первая Госдума Российской империи
9 июля 1906 года был обнародован Манифест о роспуске Государственной Думы первого созыва. 1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. Роспуск Второй Государственной Думы. Вторая Государственная Дума, законодательный орган, созданный в бурное начало 20-го века в России, пережила бурный роспуск, который стал важным поворотным моментом в политическом ландшафте страны. Издан указ о роспуске Первой Государственной Думы. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА. Официальной причиной, почему распустили 2 Государственную Думу, стало объявление большой группы ее депутатов заговорщиками.
Роспуск II Государственной Думы
Также этот документ предусматривал создание Государственной думы, состав которой избирался народом. С этого момента император не имел права изменять законы без согласия думского комитета, но оставил за собой возможность распускать и созывать новую. Первый созыв В первый народный совет было избрано 448 депутатов. В основном это были представители интеллигенции и крестьян. Главными обсуждаемыми вопросами были создание демократической державы с конституционно-парламентским строем, обеспечение всех равными правами и свободами, перераспределение земли.
Императора такие требования не устраивали, и 9 июля 1906 г председатель И. Горемыкин подписал указ о роспуске. Первая дума просуществовала всего 72 дня. Они напрямую требовали уничтожить самодержавный строй, предоставить им депутатскую неприкосновенность, передать землю в распоряжение селян, освободить политзаключенных.
Власть была категорически против этого. Все реформы, созданные депутатами, отклонялись Советом министров, а законопроекты правительства, которое уже возглавлял П. Столыпин, блокировались народными избранниками. Именно эти факторы и стали причинами Третьеиюньского переворота.
Также он был вызван желанием царя вернуть все ветви власти в свои руки. Трибуна председателя и места министров в Госудме России начала прошлого века Третьеиюньский переворот был проведен по инициативе Николая II, так как он не мог смириться с большинством, состоящим из левых партий. Понимая, что роспуск и созыв новой не изменит ситуацию, он пришел к выводу, что нужно изменить сам избирательный механизм, в частности правила выборов. Однако согласно основным государственным нормам император не имел права единолично, без согласия народных представителей, создавать или вносить поправки в законы.
Выходом из сложившейся ситуации стал одновременный роспуск Госдумы и реформирование законопроектов. Роль П. Столыпина Министр внутренних дел П.
Поправки в главы Основного закона о президенте и правительстве перед вторым чтением предстоит рассмотреть комитету по госстроительству и законодательству. По словам Крашенникова, это, скорее всего, произойдет 19 февраля. Поправку о возможности отзыва министров предлагала фракция ЛДПР. Если мы не хотим дать прямое право отзыва, давайте пропишем механизм обращения к президенту, на которое он должен будет дать ответ", - сказал на заседании комитета вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев. Ранее Крашенинников не исключал, что норма об отзыве министров может появиться в шестой главе. В частности, глава государства выступил с инициативой введения запрета на иностранное гражданство для высших должностных лиц, усиления роли парламента, губернаторов и Госсовета, предложил закрепить нормы о верховенстве Конституции в правовом пространстве РФ и о том, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, а пенсия должна ежегодно индексироваться.
Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение народного быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве». Манифест 9 июля 1906 г. Причины роспуска Первой Думы: 1. Левый состав Думы. Радикализм настроений депутатов Думы, считавших, что через Думу как народную представительницу они смогут провести радикальные политические и социальные реформы, которые могли привести к введению парламентской монархии, частичному выкупу дворянской земли. Дума рассматривала радикальные аграрные проекты — кадетов и трудовиков, предусматривавших отчуждение части помещичьей земли или ее конфискацию. Правительство боялось, что обсуждение этих проектов приведет к росту числа крестьянских выступлений. Кроме того, эти проекты предусматривали конфискацию или отчуждение помещичьего землевладения.
Кадеты, выдвинувшие лозунг "бережения Думы", пытались создать большинство, сблокировавшись слева с трудовиками, справа с национальными группами. Этим они хотели защитить Думу от роспуска правительством. Кадеты отказались от лозунга "ответственного министерства". Государственная Дума оставила без ответа правительственную декларацию, с которой 6 марта выступил П. Столыпин и главная идея которой заключалась в создании «материальных норм», воплощавших новые общественно-правовые отношения принята формула простого перехода к очередным делам без оценки политики правительства. Государственная Дума сняла с повестки дня обсуждение вопросов об амнистии, отмене смертной казни и др. Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 года стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою инициативу ведения террора против революционеров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения. Однако Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. Было придумано ложное обвинение об участии 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя». Государственная Дума создала комиссию с поручением срочно рассмотреть обвинение, но в ночь на 3 июня социал-демократическая фракция была арестована преданы суду в ноябре 1907 года. В этот же день на основании этого надуманного повода Николай II объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона с юридической точки зрения это означало государственный переворот. Депутаты Государственной Думы 2 созыва разъехались по домам. Как и ожидал П. Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 года означал завершение российской революции 1905—1907 гг. В Манифесте о роспуске Государственной Думы 3 июня 1907 года сказано: «... Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства. Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе.
В январе 1907 года проходили выборы во II Государственную Думу Российской Империи
В основном это были представители интеллигенции и крестьян. Главными обсуждаемыми вопросами были создание демократической державы с конституционно-парламентским строем, обеспечение всех равными правами и свободами, перераспределение земли. Императора такие требования не устраивали, и 9 июля 1906 г председатель И. Горемыкин подписал указ о роспуске. Первая дума просуществовала всего 72 дня. Они напрямую требовали уничтожить самодержавный строй, предоставить им депутатскую неприкосновенность, передать землю в распоряжение селян, освободить политзаключенных. Власть была категорически против этого.
Все реформы, созданные депутатами, отклонялись Советом министров, а законопроекты правительства, которое уже возглавлял П. Столыпин, блокировались народными избранниками. Именно эти факторы и стали причинами Третьеиюньского переворота. Также он был вызван желанием царя вернуть все ветви власти в свои руки. Трибуна председателя и места министров в Госудме России начала прошлого века Третьеиюньский переворот был проведен по инициативе Николая II, так как он не мог смириться с большинством, состоящим из левых партий. Понимая, что роспуск и созыв новой не изменит ситуацию, он пришел к выводу, что нужно изменить сам избирательный механизм, в частности правила выборов.
Однако согласно основным государственным нормам император не имел права единолично, без согласия народных представителей, создавать или вносить поправки в законы. Выходом из сложившейся ситуации стал одновременный роспуск Госдумы и реформирование законопроектов. Роль П. Столыпина Министр внутренних дел П. Столыпин напрямую был связан с расформированием народного законодательного органа. Кстати, про остальные его реформы, читайте здесь.
Именно он 7 мая 1907 года объявил, что члены Госдумы организовали преступную группу и замышляют террористические акты против Николая II и его семьи.
Это углубило раскол между правительством и революционными фракциями, ввергнув Россию в еще больший политический хаос. Этот роспуск также послужил катализатором радикализации, поскольку разочарованные члены Думы и их сторонники обратились к более крайним революционным идеологиям. Заключение Роспуск Второй Государственной Думы ознаменовал поворотный момент в российской истории. Это подчеркнуло внутреннюю борьбу между автократическим режимом и избранными представителями, которая в конечном итоге привела к срыву политического процесса. Последствия этого роспуска еще больше подогрели революционный пыл и подготовили почву для последующих событий русской революции. Часто задаваемые вопросы 1. Каковы были основные цели Второй Государственной Думы?
Вторая Государственная дума стремилась провести радикальные политические и социальные реформы, выступая за перемены и выступая против автократического режима. Кем были октябристы и какую роль они играли? Октябристы — политическая группа во второй Государственной Думе, возглавляемая Александром Гучковым. Они стремились преодолеть разрыв между революционерами и правительством, стремясь к конституционной монархии. Царь воспринимал Думу как угрозу своей власти и не желал делиться властью.
Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. В стране наступило относительное спокойствие, 3 июня принято считать последним днем Первой русской революции. В 1911-1913 годах достоянием общественности стали сведения о том, что написание «солдатского наказа» и организация визита солдатской делегации к социал-демократическим депутатам происходили при активном участии внедренных в петербургскую Военную организацию РСДРП агентов Охранного отделения.
Вопрос о том, была ли ситуация с «солдатским наказом» организована по приказу П. Столыпина или по собственной инициативе полиции, или же полицейские информаторы донесли властям о происходящих событиях, остается по сей день нерешенным. Связанные статьи.
Столыпин и главная идея которой заключалась в создании «материальных норм», воплощавших новые общественно-правовые отношения принята формула простого перехода к очередным делам без оценки политики правительства. Государственная Дума сняла с повестки дня обсуждение вопросов об амнистии, отмене смертной казни и др. Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 года стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою инициативу ведения террора против революционеров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения. Однако Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции.
Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. Было придумано ложное обвинение об участии 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя». Государственная Дума создала комиссию с поручением срочно рассмотреть обвинение, но в ночь на 3 июня социал-демократическая фракция была арестована преданы суду в ноябре 1907 года. В этот же день на основании этого надуманного повода Николай II объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона с юридической точки зрения это означало государственный переворот. Депутаты Государственной Думы 2 созыва разъехались по домам. Как и ожидал П. Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало.
Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 года означал завершение российской революции 1905—1907 гг. В Манифесте о роспуске Государственной Думы 3 июня 1907 года сказано: «... Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства. Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли. По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступления и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий. Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории.
Первая Госдума Российской империи
Роспуск II Государственной думы Дума продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода её деятельности. В целом II Дума оказалась ещё более радикально настроена, чем её. «Третьеию́ньский переворо́т» — широко распространённое название произошедшего 3 (16) июня 1907 года в Российской империи досрочного роспуска II Государственной Думы. За два года работы Госдуме пришлось трижды принимать бюджет — на 1994, 1995 и 1996 годы. Роспуск Государственной Думы был законным правом Государя Императора. Официальной причиной, почему распустили 2 Государственную Думу, стало объявление большой группы ее депутатов заговорщиками. Оригинал взят у eugenpr в А ГосДума-то не признала роспуск СССР (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД от 15 марта 1996 года N 157-II ГД) Как-то народ в интернете вдруг вспомнил о поставлении ГосДумы от 15 марта 1996 года N 157-II ГД, в котором прямо отмечается, что подписи.
Портал правительства Москвы
По-царски и без крови Статья по теме Депутаты за суверенитет. Именно эту дату принято считать концом первой русской революции и началом относительно стабильного, хотя и непродолжительного периода российских реформ. О том, какими предстали события тех дней перед глазами современников, свидетельствуют, например, страницы петербургской газеты "Русь" за 4 17 июня 1907 г. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства. Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды...
Уклонившись от осуждения убийств и насилий. Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетия. Медлительное рассмотрение Государственной Думой Росписи Государственной вызвало затруднение в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей народных. Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения. Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории.
Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти.
Для большинства они были неудачными, но все равно атмосфера была праздничной. Единственный вопрос повестки дня - подведение итогов 4-х лет работы. Они впечатляют. Прошло 305 пленарных заседаний, принято более тысячи законов. По словам спикера, ему грустно ставить точку в работе парламента.
Геннадий Селезнев пожаловался на некие деструктивные силы, которые все это время дискредитировали работу нижней палаты. Зал слушал спикера невнимательно.
Получается, все идет по плану. Докладчиком выступал Павел Милюков. Сам он депутатом не был. У лидера крупнейшей буржуазной партии не оказалось ценза избирательное право по городской курии имели те, кто минимум за год до выборов был владельцем городской недвижимости, торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим. Милюков снимал квартиру меньше года. Партия оформила ему подложный ценз, но махинацию вскрыли.
Все равно, дескать, не договоримся. Разные, дескать, есть мнения. Там видно будет. Николай II был бы искренне удивлен, если б узнал, что кто-то думает, будто он выгнал Витте из-за недовольства кадетов. Ему такое и в голову не могло прийти. Далековато от Западной Европы. Далековат от нее был и новый премьер Горемыкин, начинавший чиновничью карьеру еще при Николае I. На первом же заседании Дума приняла адрес к царю.
Заявив, что работать с правительством она не хочет. Работать с верхней палатой — Государственным советом — она тоже не хочет. А хочет сама составить правительство. Депутацию по этому поводу царь не принял. А Горемыкин старческим голосом, еле слышно зачитал правительственную декларацию. Очень простую по содержанию. Забудьте, мол, ребята.
Манифест о роспуске Государственной Думы. 3 июня 1907 г.
В нынешней редакции нормы у президента будет право, а не обязанность на роспуск Думы, подчеркнул он. Это сделано для того, "чтобы при возникновении кризисных ситуаций не усугублять еще и роспуском Госдумы". Президент, по словам Крашенинникова, сможет сделать выбор с учетом всех обстоятельств.
Шорникова немедленно известила о событиях полковника Еленского, Еленский доложил начальнику отделения полковнику А. Герасимову , а тот, в свою очередь, немедленно информировал премьер-министра П. Столыпин проявил неожиданную заинтересованность в деле и потребовал раздобыть копию «наказа»; Шорникова немедленно изготовила две копии, из которых к одной даже приложила печать Военной организации. Ознакомившись с документом, Столыпин отдал распоряжение арестовать депутатов от РСДРП с поличным непосредственно в момент визита к ним солдатской делегации. Задача не представлялась особенно сложной — все участники военной организации были известны Охранному отделению, за ними велось тщательное агентурное наблюдение. Солдатская делегация отправилась к социал-демократам вечером 5 мая.
Озола , располагалась в меблированных комнатах «Сан-Ремо» в доме 92 по Невскому проспекту. По неизвестным причинам полковник Еленский со своими сотрудниками замешкался, и полиция ворвалась в квартиру только после того, как солдаты из неё ушли. В квартире оказалось 35 человек, в том числе пять депутатов Думы Д. Белановский , И. Лопаткин , И. Марев , И. Озол и Ф. Полиция не имела права ни арестовать депутатов, ни начинать выемку документов до прибытия судебного следователя; всё, на что решились полицейские — задержать депутатов в квартире до прибытия судебных властей.
В ожидании следователя и прокурора продолжавшемся около двух часов депутаты успели уничтожить многие документы. Хотя план полиции в целом провалился, обыск в квартире всё же дал некоторое количество документов противоправительственного содержания; сам наказ был, однако, вырван из рук полицейского Озолом. Хотя полиция не обыскивала и не задерживала депутатов, обыск в квартире, снимаемой депутатом, также представлял собой нарушение парламентской неприкосновенности. Затем полиция незамедлительно арестовала в казармах солдат — участников делегации, причём один из них дал подробные показания о событиях и передал свой экземпляр наказа [26]. Лидеры фракции социал-демократов меньшевик И. Церетели и большевик Г. Алексинский не принимали участия в этих и всех последующих событиях, так как ранее уехали в Лондон для участия в V съезде РСДРП [27] см. Ранее, 3 мая, в Финляндии в деревне Хаапала близ станции Куоккала были арестованы 11 членов Военной организации, при обысках были обнаружены готовые бомбы и динамит [28].
Текст наказа, содержавший разного рода жалобы, «…как запирает начальство солдат в каменные клетки-казармы, как мучает их непосильной и ненужной работой, как терзает их бессмысленными учениями…», не производил впечатления свидетельства о серьёзном противоправительственном заговоре. Весь механизм составления подобных наказов был отработанной практикой РСДРП — вначале под руководством РСДРП созывалось нелегальное собрание рабочих или, в данном случае, солдат , собрание принимало решение составить так называемый наказ для местной, центральной организации или думской фракции РСДРП, наказ писался активистом РСДРП и затем использовался партийной прессой для доказательства того, что партия выполняет волю масс [29]. Подобную практику широко поддерживали и эсеры , только по отношению к крестьянам — депутаты Думы получали сотни крестьянских наказов [30]. Дальнейшие события в Думе [ править править код ] 7 мая произошёл новый значительный инцидент. Правая фракция внесла запрос о ходивших в обществе слухах о раскрытии покушения на великого князя Николая Николаевича и Николая II. Столыпин коротко информировал Думу о произошедшем 31 марта аресте 28 членов партии социалистов-революционеров , обвинявшихся в данном преступлении [31] не называя, впрочем, партийную принадлежность революционеров. Все эти действия были срежиссированными — Столыпин и лидер умеренно-правых граф В. Бобринский предварительно согласовали свои действия, а Столыпин сделал заявление в Думе одновременно с опубликованием правительственного коммюнике в прессе [32].
Обыск в штаб-квартире социал-демократов не упоминался. Затем события приняли неожиданный оборот. Депутаты левых фракций внесли два спешных запроса правительству с требованиями объяснений по поводу обыска 5 мая. Запросы были составлены в агрессивном тоне; вопросы участия депутатов в революционном движении, уместности посещения членов думы делегациями солдат, содержания «солдатского наказа» не затрагивались; вместо этого акцент был сделан на нарушении депутатской неприкосновенности, которое объявлялось характерным для политики властей полицейским произволом; существование Военной организации РСДРП и посещение депутатов солдатской делегацией объявлялись измышлениями полиции. Запросы взывали к общей солидарности депутатов Думы в защите парламентских прав. Из текста запросов было понятно, что социал-демократы воспринимают обыск как удобный предлог для очередной атаки на правительство, не догадываясь о том, что на этот раз именно правительство готовится использовать этот предлог для действий против них. Столыпин не стал уклоняться от ответа и немедленно, без всякой подготовки, сделал уверенное заявление. Он заявил, что «…полиция и впредь будет также действовать, как она действовала».
Далее Столыпин перешёл к принципиальным вопросам: «Я должен сказать, что кроме ограждения депутатской неприкосновенности, на нас, на носителях власти, лежит ещё другая ответственность — ограждение общественной безопасности. Долг этот свой мы сознаём и исполним его до конца» [33]. Разгорелась ожесточённая дискуссия, в ходе которой выступило 17 депутатов от различных фракций. Социал-демократы активно нападали на правительство, клеймя полицейский произвол; правые, умеренно-правые и националисты не менее горячо нападали на социал-демократов. Министр юстиции И.
Кадеты вновь составляли в ней относительное большинство, но не столь убедительное, их потеснили и слева, и справа. Со стороны Святейшего Синода не было возражений против участия в избирательной кампании священнослужителей. Депутатами стали Чигиринский епископ Платон Рождественский и Холмский епископ Евлогий Георгиевский , а также 11 священников. Епископы Платон и Евлогий стали членами правой фракции, а большинство священников примкнули к левым депутатам.
Так, священник Григорий Петров [1] вошел во фракцию кадетов , священники Константин Колокольников [2] , Александр Архипов [3] , Феодор Тихвинский [4] присоединились к революционным группам. Все четверо за свою политическую деятельность и неподчинение священноначалию были лишены священного сана. В Думе возникла также крупная мусульманская фракция, в которую вошли 30 депутатов. II Государственная дума была открыта 20 февраля 1907 г. По воспоминаниям епископа Евлогия , во время молебна при открытии заседаний молились члены правительства и депутаты из священников и крестьян. Остальные члены Думы «не только не присоединились к молящимся, но вели себя так непринужденно, что можно было подумать — они нас не видят и не слышат» [5]. Председателем Думы стал кадет Ф. Он выразил надежду на тесное сотрудничество Думы с правительством в законодательном творчестве. Столыпин обозначил круг тем, по которым правительство намеревалось внести в Думу законопроекты, в частности о свободе совести и правовом статусе православной Церкви и других вероисповеданий.
Единственный вопрос повестки дня - подведение итогов 4-х лет работы. Они впечатляют. Прошло 305 пленарных заседаний, принято более тысячи законов.
По словам спикера, ему грустно ставить точку в работе парламента. Геннадий Селезнев пожаловался на некие деструктивные силы, которые все это время дискредитировали работу нижней палаты. Зал слушал спикера невнимательно.
Депутатам было о чем поговорить.