16 мая, третье воскресенье после Пасхи, православие отмечает как некую альтернативу 8 Марта. Мнение православных священносулжителей о международном женском дне: можно ли поздравлять женщин, дарить подарки? 02:15 Главное. С Анной Шафран. Новости на СПАСЕ (16+).
На Святой Земле встретили праздник Торжества Православия
8 Марта — праздник рабынь, матрон и революционерок | 8 марта и православие. |
Приметы на Поликарпов день: что нельзя делать 8 марта 2023 года | Христианам нет необходимости пользоваться днем 8 марта, чтобы воздать должное женщинам. |
Новости: Торжество Православия | этот день по церковному календарю является днем строгого поста, ведь идет Великий пост. |
Как относиться к 8 марта православным христианам? - 53 Новости | Международный женский день в России давно стал символом женственности и материнства, а не феминизма и революции, поэтому можно было бы подумать об учреждении 8 марта христианского праздника и дать людям пример "женской святости", рассказал РИА Новости. |
Войти на сайт
8 марта совершается память святителя Поликарпа, епископа Смирнского. Сегодня праздник 8 марта, как он торжественно называется: Международный женский день. "На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Сегодня «православное 8 марта»: День Жён-Мироносиц! Мы вспоминаем женщин, первыми узнавших о том, что Христос воскрес, и возвестивших эту весть апостолам. В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить «международный женский день 8 марта».
8 марта — обретение мощей святой праведной блаженной Матроны Московской
Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо». Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась.
Её ближние вспоминали, что пальцы её были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для её духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам.
Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Её пророчество оправдалось. В день Матронушка принимала до сорока человек.
Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к её спасительным таинствам.
Помощь её людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала. Молитвы матушка читала всегда громко. Знавшие её близко говорят о том, что молитвы эти были известные, читаемые в храме и дома: «Отче наш», «Да воскреснет Бог», девяностый псалом, «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти» из утренних молитв.
Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по её молитвам: «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает! Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога, а также исправления греховной жизни.
Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что Господь силен её исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих супругов в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в Церкви.
Всем обязательно носить нательный крест. С чем приходили к матушке люди? С обычными бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства… С житейскими нуждами и вопросами.
Выходить ли замуж? Менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих, одержимых разными недугами: кто-то внезапно занемог, кто-то ни с того, ни с сего начал лаять, у кого-то руки-ноги свело, кого-то преследуют галлюцинации.
В народе таких людей называют «порчеными» колдунами, знахарями, чародеями. Это люди, которым, как говорят в народе, «сделали», которые подверглись особому демоническому воздействию. Однажды четверо мужчин привели к Матроне старушку.
Она махала руками, как ветряная мельница. Когда матушка отчитала её, она ослабла и исцелилась. Прасковья Сергеевна Аносова, часто посещавшая в психиатрической лечебнице своего брата, вспоминает: «Однажды, когда мы ехали к нему, с нами ехал мужчина с женой — дочь из больницы выписывать.
Обратно мы опять ехали вместе. Вдруг эта девушка ей было 18 лет начала лаять. Я и говорю её маме: «Жаль мне вас, мы мимо Царицыно едем, давай завезем дочку к Матронушке…» Отец этой девушки, генерал, сначала и слышать ничего не хотел, говорил, что всё это выдумки.
Но жена его настояла, и мы поехали к Матронушке… И вот стали девушку подводить к Матронушке, а она сделалась как кол, руки как палки, потом стала на Матронушку плевать, вырывалась. Матрона говорит: «Оставьте её, теперь она ничего не сделает». Девушку отпустили.
Она упала, стала биться и кружиться по полу, её стало рвать кровью. А потом эта девушка уснула и проспала трое суток. За ней ухаживали.
Когда она очнулась и увидела мать, то спросила: «Мама, где мы находимся? И с этого времени девушка совершенно исцелилась». Жданова рассказывает, что в 1946 году в их квартиру, где жила тогда Матрона, привели женщину, которая занимала высокое положение.
У неё сошел с ума единственный сын, муж погиб на фронте, сама она, конечно, была безбожницей. Она ездила с больным сыном в Европу, но известные врачи помочь ему не смогли. Матрона спросила: «Если Господь вылечит твоего сына, поверишь ли ты в Бога?
Тогда Матрона попросила воды и в присутствии несчастной матери стала громко читать над водой молитву. Подавая ей затем эту воду, блаженная сказала: «Поезжай сейчас в Кащенко психиатрическая больница в Москве , договорись с санитарами, чтобы они его крепко держали, когда будут выводить. Он будет биться, а ты постарайся плеснуть этой водой ему в глаза и обязательно попади в рот».
Зинаида Владимировна вспоминает: «Через некоторое время мы с братом стали свидетелями, как эта женщина вновь приехала к Матроне. Она на коленях благодарила матушку, говоря, что теперь сын здоров. А дело было так: Она приехала в больницу и всё сделала, как матушка велела.
Там был зал, куда с одной стороны барьера вывели её сына, а она подошла с другой стороны. Пузырек с водой был у неё в кармане. Сын бился и кричал: «Мама, выброси то, что у тебя лежит в кармане, не мучай меня!
Она быстро плеснула водой ему в глаза, попала в рот, вдруг он успокоился, глаза стали ясными, и он сказал: «Как хорошо! Часто Матрона накладывала руки на голову и говорила: «Он, он, сейчас я тебе крылышки подрежу, повоюй, повоюй пока! Матушка опять скажет: «Ты кто?
Помогала Матрона и тем, у кого не ладилась семейная жизнь. Однажды к ней пришла женщина и рассказала, что её замуж выдали не по любви, и с мужем она плохо живёт. Матрона ей отвечает: « А кто виноват?
Виновата ты. Потому что у нас Господь глава, а Господь в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны подчиняться, ты должна венец сохранить до конца жизни своей. Виновата ты, что плохо с ним живешь…» Женщина эта послушала блаженную, и её семейная жизнь наладилась.
Она никогда не сетовала, не жаловалась на трудности своего подвига. Не могу себе простить, что ни разу не пожалела Матушку, хотя и видела, как ей было трудно, как она болела за каждого из нас. Свет тех дней согревает до сих пор.
В доме перед образами теплились лампады, любовь матушки и её тишина окутывали душу. В доме были святость, радость, покой, благодатное тепло. Шла война, a мы жили как на небе».
Какой запомнилась Матрона близким людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке.
Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо.
Ласковый голос. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания.
Матушка не проповедовала, не учительствовала. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла. Она вообще была немногословна, кратко отвечала приходящим на их вопросы.
Остались некоторые её наставления общего характера. Матушка учила не осуждать ближних. Она говорила: «Зачем осуждать других людей?
Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?
Жить с молитвой. Часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы. Советовала чаще причащаться Святых Христовых Тайн.
Перед иконами пусть горят лампады». Учила также любить и прощать старых и немощных: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали».
Матронушка не позволяла придавать значения снам: «Не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями». Матрона предостерегала не бегать по духовникам в поисках «старцев» или «прозорливцев». Бегая по разным отцам, говорила она, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни.
Вот её слова: «Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайся». Учила не интересоваться священниками и их жизнью. Желающим христианского совершенства советовала не выделяться внешне среди людей черной одеждой и т.
Она учила терпению скорбей. Ждановой она говорила: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону». Подобное наставление есть также у преподобного Серафима Саровского и других святых отцов.
Вообще в наставлениях Матроны не было ничего, что шло бы вразрез со святоотеческим учением. Матушка говорила, что краситься, то есть употреблять декоративную косметику — большой грех: человек портит и искажает образ естества человеческого, дополняет то, чего не дал Господь, создает поддельную красоту, это ведёт к развращению. Про девушек, которые уверовали в Бога, Матрона говорила: «Вам, девицам, Бог всё простит, если будете преданы Богу.
Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст». Матронушка говорила: «Враг подступает — надо обязательно молиться.
Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом — ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую — добрые дела. Чаще креститесь!
Крест — такой же замок, как на двери». Она наставляла не забывать крестить еду.
В Иванов день запрещается: Разжигать костры — к семейным скандалам и бытовым неурядицам. Ходить по сугробам — к неразберихе в делах. Готовить блюда из мяса птиц — к потере удачи и финансов. Рубить деревья — к несчастью.
Спорить и ругаться с родственниками — к болезням и проблемам, связанным с деньгами. Употреблять алкоголь — может появиться пагубная зависимость. Девушкам в Иванов день запрещали плести косы из-за опасения вплести в свою судьбу неудачи. Наши предки знали, что в это время надо избегать острых предметов, танцев и веселья. С их помощью коварная Иродиада погубила Иоанна Предтечу. Народные приметы, пришедшие из глубины веков, полны предрассудков и язычества.
Следовать им, конечно же, не нужно. Это было бы нелепо. У наших современников другие ценности и ориентиры. Но знать, как жили люди задолго до нас, почему поступали так, а не иначе, чего опасались, а чему радовались, совсем не бесполезно. Ранее Сетевое издание «Учительская газета» рассказало о традициях праздников Вселенская родительская суббота , Поликарпов день , Маврикиев день , Тимофей Весновей , Мариамна Кикимора и Федор Тирон , которые отмечают 9 марта, 7, 6, 5, 1 марта. Специальная рубрика UG.
RU Народный календарь посвящена старинным русским обычаям и приметам.
Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели.
Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия православного учения о Христе , и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье. Во время этого праздника в середине храма выставляются полукругом, на аналоях храмовые иконы.
МОЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВНЫМ ОТМЕЧАТЬ 8 МАРТА?
ученика апостола Иоанна, впоследствии ставшего епископом Смирнским. Международный женский день и Торжество православия, который является важной датой в календаре каждого верующего человека. Похожие новости. Чин Торжества Православия совершили в Симферополе 8 марта 2023 г. Чин Торжества Православия совершили в Симферополе. Митрополит Челябинский и Миасский Алексий посетил Свято-Казанский женский монастырь Троицка 8 марта 2023 г. В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память императрицы Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия». 8 марта 2023 — приметы о погоде, животных и событиях, что нельзя делать и что можно делать, церковные праздники, какой православный праздник в России, Международный женский день, Поликарпов день и Обретение мощей Матроны Московской, молитвы.
8 марта Церковь празднует Торжество Православия
Диакон Андрей Кураев: Можно ли не праздновать 8 марта? | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Торжество Православия 8 марта 2020 года | 8 марта Церковь празднует Торжество Православия и вспоминает обретение главы Пророка Иоанна Предтечи. |
8 марта — что это за день в православии? | Поэтому не случайно Православная Церковь считает женским днем не 8 Марта, а совсем иной праздник. |
8 Марта — праздник рабынь, матрон и революционерок | Церковные православные праздники 8 марта. |
На Святой Земле встретили праздник Торжества Православия
8 марта или как гражданский праздник превратить в христианскую добродетель. | 8 марта 2023 года – празднование в честь обретения мощей блаженной Матроны Московской. |
МОЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВНЫМ ОТМЕЧАТЬ 8 МАРТА? / ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА | Телеканал «СПАС» | ВКонтакте | Почему мы не празднуем женский день 1 марта, когда приходит календарная весна, а именно 8 марта, в дату, приуроченную когда-то к годовщине демонстрации американских тружениц? |
8 марта Церковь празднует Торжество Православия - Екатеринбургская епархия | месяцеслов на 2024 год, от Рождества Христова, сборник тропарей, кондаков, молитв праздникам и святым на каждый день Церковного года. |
Как относиться к 8 марта православным христианам? - 53 Новости | Но в православии не отрицается иное видение 8 Марта — без легкомысленного поведения и алкоголя, но с любовью и милосердием. |
8 марта - день скорби и покаяния (отрывок из передачи "Голос истинного Православия")
Русская Православная Церковь установила новый праздник — день памяти блаженной Матроны Московской будет отмечаться теперь 8 марта. Приближается день 8 марта, так называемый Маждународный женский день. 8 марта 2023 года исполняется 25 лет с того дня, когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.
8 марта - день покровительницы женщин - Матроны
# 8 марта православная церковь почтит память святых Матроны Московской и Поликарпа, а в России отметят святый праздник под названием «Международный женский день». Но в православии не отрицается иное видение 8 Марта — без легкомысленного поведения и алкоголя, но с любовью и милосердием. 8 марта совершается память святителя Поликарпа, епископа Смирнского. Искренне рад, что Русская Православная Церковь для прославления святой блаженной Матроны Московской выбрала именно день 8-го марта. Но есть один момент в сегодняшнем Торжестве Православия, который может объединить противников и сторонников празднования женского дня 8 марта в этом году.
Как относиться к 8 марта православным христианам?
На Руси в это время молодые девушки тосковали по замужней жизни. Они прятали в сундуки свое приданое и наряды. Было принято также организовывать женские посиделки, на которых «заговаривали женихов». Девицы готовили опару и отправляли её в печь. Вскоре она начинала киснуть, тогда девушки напёрстком трижды черпали жидкое тесто, выпивали его и читали заговор. Готовую выпечку несли на встречу с другими незамужними.
У каждой из сторон есть те, кто ее поддерживают, добавил священник. В этот день в храмах не бывает молебнов, что Первозванский объяснил «революционным» происхождением Международного женского дня. При этом он добавил, что большинство верующих не вспоминает о таком прошлом праздника и относится к нему нейтрально. Завтра, 9 марта, наступит родительская суббота.
Православные христиане имеют свое женское торжество — жен-мироносиц. В третье воскресенье после Пасхи верующие вспоминают, какую важную миссию всегда исполняли представительницы якобы «слабого» пола. На их плечах — забота о семейном уюте, воспитании детей. От Жены пришло спасение всему человечеству — родился Христос, мироносицы первыми узнали о воскресении Христа. Во-вторых, неприемлемым для верующего считается превращение дамского праздника во всеобщее опьянение и разврат. К сожалению, лишний выходной очень часто становится поводом «оторваться по полной». В-третьих, зачастую Международный женский день попадает на Великий пост — время сугубого покаяния. Как так: сегодня ты отбиваешь поклоны на покаянном каноне Андрея Критского, а завтра — распиваешь шампанское и вытанцовываешь на корпоративе? Именно такой подход и критикует Церковь. Как «правильно» отметить дамский праздник? Но в православии не отрицается иное видение 8 Марта — без легкомысленного поведения и алкоголя, но с любовью и милосердием. Разве есть что-то плохое в том, чтобы лишний раз поблагодарить маму, навестить бабушку и подарить ей букет тюльпанов? Стоит ли говорить колкости тем, кто далек от христианства, но искренне поздравил вас с Международным женским днем? Не фарисействуем ли мы, когда противопоставляем нас, православных, неверующим коллегам? Когда думаем, что мы такие хорошие, в Великий пост не развлекаемся, а они — нераскаявшиеся грешники? Но не в том смысле, чтобы на все стороны заявлять, что такого праздника мы не признаем. Эта дата — еще одна возможность уделить внимание дорогим людям, показать, как мы их любим. В кругу неверующих коллег мы имеем прекрасный шанс проявить смирение.
Эта дата имеет давнюю историю и весьма туманное происхождение. Вообще-то, поклоняться женщинам именно 8 марта начали еще древние римляне. В этот день матроны — свободнорожденные женщины, состоящие в браке, — получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой. Кроме того, 8 марта даже рабыни освобождались от всяческих обязанностей. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на голове, римлянки приходили в храм богини Весты. Римские язычники считали ее хранительницей домашнего очага. Историю же празднования Международного женского дня принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин.
Какой церковный праздник 8 марта 2024 года
# 8 марта православная церковь почтит память святых Матроны Московской и Поликарпа, а в России отметят святый праздник под названием «Международный женский день». Мнение православных священносулжителей о международном женском дне: можно ли поздравлять женщин, дарить подарки? Церковные православные праздники 8 марта. Поэтому не случайно Православная Церковь считает женским днем не 8 Марта, а совсем иной праздник. Первое (IV век) и Второе (452 г.) обретение главы святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи празднует Православная Церковь 8 марта. В среду, восьмого марта, православные чтят память священномученика Поликарпа, епископа Смирнского.
Православная церковь о роли мужчины и женщины
- Как православным относиться к празднику 8 Марта? - Семь-я - Статьи - Клин православный
- 8 марта Церковь празднует Торжество Православия - Екатеринбургская епархия
- Иванов день: что можно и чего нельзя делать 8 марта, в праздник Обретения главы Иоанна Предтечи
- Православная церковь о роли мужчины и женщины
- Как верующим относиться к 8 Марта? Объяснил священник
Народные приметы на 8 марта 2023 года: что нельзя делать в Международный женский день
Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Однако ряд историков называют и другую — религиозную — причину возникновения праздника, согласно которой в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей ее народа — евреев. А именно с той страницей этой истории, которая рассказывает о Есфири, жене персидского царя Ксеркса. Царица Есфирь, воспользовавшись неотразимым воздействием на Ксеркса, спасла свой народ, иудеев, от истребления. Взяв с царя, не знавшего о ее происхождении, обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ, Есфирь предотвратила планировавшиеся «еврейские погромы». Есфирь обратила царский приказ против самих персов, желавших истребить иудеев, в честь чего день 13 Адара этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля — начало марта стал праздноваться как праздник Пурима.
Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре является «скользящей», как в православном — дата празднования Пасхи.
Ещё отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно только что скончался. Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца — на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было лет шесть, мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?
А я-то все тебя ругаю…» Подруга Наталии позже рассказывала, что, когда Матрона была младенцем, мать жаловалась: «Что мне делать? Девка грудь не берет в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, разбудить невозможно». Матрона была не просто слепая, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела её мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. В младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними. Матронушку часто дразнили дети, даже издевались на нею: девочки стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто именно обижает. Они сажали её в яму и с любопытством наблюдали, как она наошупь выбиралась оттуда и брела домой. С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных.
Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божией Матери. Храм красивый, один на семь-восемь окрестных деревень. Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна, при всякой возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила её в церкви. У неё было своё привычное место — слева, за входной дверью, у западной стены, где она неподвижно стояла во время службы. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим. Видимо, с самого раннего детства Матрона стяжала дар непрестанной молитвы. Когда мать, жалея, говорила Матронушке: «Дитя ты моё несчастное!
У тебя Ваня несчастный да Миша». Она понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, нежели другим. Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По её молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сёл и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.
Желая отблагодарить Матрону, они оставляли её родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того, чтобы стать обузой для семьи, стала главной кормилицей. Родители Матроны любили ходить в храм вместе. Однажды в праздник мать Матроны одевается и зовет с собой мужа. Но он отказался и не пошёл. Дома он читал молитвы, пел. Матрона тоже была дома. Мать же, находясь в храме, всё думала о своём муже: «Вот, не пошёл». И всё волновалась.
Литургия закончилась, Наталия пришла домой, а Матрона ей говорит: «Ты, мама, в храме не была». Я только что пришла и вот раздеваюсь! Духовным зрением она видела, что мать находилась в храме только телесно. Как-то осенью Матронушка сидела на завалинке. Мать ей говорит: «Что же ты сидишь, холодно, иди в избу». Матрона отвечает: «Мне дома сидеть нельзя, огонь мне подставляют, вилами колют». Мать недоумевает: «Там нет никого». А Матрона ей поясняет: «Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня искушает! Мать рассказала священнику, тот пришёл, причастил девочку он всегда причащал её на дому по её желанию.
И вдруг через несколько дней едут и едут повозки к дому Никоновых, идут люди со своими бедами и горестями, везут больных и почему-то все спрашивают Матронушку. Она читала над ними молитвы и очень многих исцеляла. Мать её спрашивает: «Матрюшенька, да что же это такое? Ксения Ивановна Сифарова, родственница брата блаженной Матроны рассказывала, как однажды Матрона сказала матери: «Я сейчас уйду, а завтра будет пожар, но ты не сгоришь». И действительно, утром начался пожар, чуть ли не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую сторону деревни, и дом матери остался цел. В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России».
Значения этих слов матушка никому не объяснила, но близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь. Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдёт женщина, которая отнимет у неё способность ходить. Так и случилось: «Я не избегала этого — такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». И сидение её — в разных домах и квартирах, где она находила приют, — продолжалось пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога. Ещё в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать».
Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет. Помещику из их села Себино Янькову Матрона советовала перед революцией всё продать и уехать за границу. Если бы он послушал блаженную, то не видел бы разграбления своего имения и избежал ранней, преждевременной смерти, а дочь его — скитаний. Односельчанка Матроны, Евгения Ивановна Калачкова, рассказывала, что перед самой революцией одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне и говорит: «Я хочу строить колокольню». Барыня удивилась: «Как же не сбудется, когда всё у меня есть — и деньги, и материалы? Для церкви Успения Божией Матери по настоянию Матроны которая приобрела известность в округе и просьба которой воспринималась как благословение была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Вот как это произошло. Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших».
Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась — чем же платить за неё? Потом Матрона говорит матери: «Мама, мне всё время снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится! Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат — одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят». Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани.
Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону? Прошло много времени, наконец, он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах» духовным зрением она видела, что есть грех, который он не исповедал. Он был потрясён, откуда она про это знает. Потом снова пошёл к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения.
Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной! На собранные по деревням деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая икона Божией Матери «Взыскание погибших». Когда икона была готова, её понесли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра, её вели под руки. Вдруг она сказала: «Не ходите дальше, теперь скоро, они идут, они близко». Слепая от рождения говорила как зрячая: «Через полчаса придут, принесут икону! Действительно, через полчаса показался крестный ход. Отслужили молебен, и крестный ход направился в Себино. Матрона то держалась за икону, то её вели под руки рядом с ней.
Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших» стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен. После него люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь. На протяжении всей жизни блаженную Матрону окружали иконы. В комнате, где она прожила впоследствии особенно долго, было целых три красных угла, а в них — иконы сверху донизу, с горящими перед ними лампадами. Одна женщина, работавшая в Московском храме «Ризоположения», часто ходила к Матроне и вспоминала потом, как та ей говорила: «Я в вашей церкви все иконы знаю, какая где стоит». Удивляло людей и то, что Матрона имела и обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира! И солнышко видела, и звёзды на небе и всё, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зелёную, цветы, птичек…» Но есть ещё более удивительное свидетельство прозорливости блаженной.
Жданова вспоминает: «Матушка была совершенно неграмотная, а всё знала.
А народ вообще скандирует, требуя от Пилата: "Распни Его! Каково тем, кто верил Учителю, видеть, как Он страдает? Слышать, как толпа улюлюкает: "Других спасал? Не будем искать ответ на этот вопрос у апостолов. Анна Ахматова так увидела это жуткое стояние: Магдалина билась и рыдала, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. В пятницу, в девятом часу по иудейскому исчислению, Господь испускает дух. Ночью тайные ученики Иисуса Никодим и Иосиф также тайно снимают тело Христа с Креста, обвивают Его плащаницей и относят в гробовую пещеру. Погребение Иисуса было поспешным - надо было успеть до начала праздника еврейской пасхи, а потому тело распятого Иисуса не было умащено миром: положили в пещере, привалили вход большим камнем. На следующий день после субботы покоя, рано утром, женщины решаются отдать последний долг умершему Учителю и умастить Его тело миром.
Темно и тихо, и не рассвело. И женщины, бредущие ко гробу... Они идут, не зная, как отвалят камень. Идут, не рассуждая, что могут быть задержаны. Идут, не думая о себе, поддавшись порыву сострадания и любви. Идут, не помышляя о том, что их скорбный путь первым лучом солнца пронзит тьму тысячелетий. Они идут - сбивая ноги о камни, едва разбирая дорогу из-за слез, застилающих глаза. То, что они увидели, трудно осознать и через века. Камень отвален. Гроб пуст.
Первая мысль, как воробышек, - быстрая, пугливая, по-женски понятная: "Унесли тело Господа!
Если бы в нашей жизни не было череды скорбей, то, наверное, и спасения души бы не было, потому что скорби отрезвляют ум, закаляют волю, укрепляют веру. И если человек воспринимает скорби так, как подобает христианину, то скорбь всегда бывает во спасение. Матронушка родилась в скорби. У нее не было человеческих радостей. Она не видела лики людей, она не видела голубого неба, она не видела окружающего мира. Невозможно представить, в каком мире, для нас непостижимом, исполненном скорби, она жила, но в ее душе происходило нечто великое, что уже при жизни сделало ее близкой Богу, святой, молитвы которой стали помогать другим людям. Не было бы этих страданий — не было бы Матронушки. Может быть, она бы не была, как ее братья, атеисткой, безбожницей, может быть, она бы сохранила веру, но святой праведной Матроны Московской бы не было.