Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, ставшего не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества). Как возник праздник Крещения, какие с ним связаны традиции обычаи и приметы, как его принято отмечать. Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением.
Как правильно провести праздник Крещения: что можно, а что делать нельзя
Поэтому праздник Крещения еще называют Богоявлением и связывают с водой — освящением в храмах и погружением в купели. Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца. Праздник Крещение Господне действительно одно и то же, что Богоявление. Праздник Крещения называется Богоявлением, потому что в этот момент явилась миру Пресвятая Троица. Праздник Крещения называется Богоявлением, потому что в этот момент явилась миру Пресвятая Троица.
19 января — Крещение Господне: история, традиции, запреты, приметы
Крещение Господне - православный праздник, когда поста нет, несмотря на пятницу, в эту ночь смелые купаются, остальные Богу молятся. Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Когда это происходит, какие традиции есть на Крещение, как его правильно праздновать и смывает ли грехи крещенская вода? Почему Крещение называют Богоявлением? Богоявление – второе название праздника, связанное с чудом во время крещения. В некоторых частях южной Индии Крещение называется праздником трех королей и празднуется перед местной церковью как ярмарка.
19 января — Крещение Господне: история, традиции, запреты, приметы
Крещение — это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. На Крещение люди посещают богослужения, на которых совершают таинство причащения богоявленской водой. Но почему же крещение сравнивается со смертью? Невоцерковлённые люди часто удивляются, почему праздник Крещения называется ещё Богоявлением. Во время совершения таинства Крещения благодать Святого Духа освящает всего человека, и под действием благодати всё физическое и духовное существо его изменяется: человек заново рождается в новом качестве — духовно (почему Крещение и называют вторым рождением).
Православные отмечают Крещение. История и традиции праздника
Здесь, по нашему убеждению говорится не об учении, а о личности того и другого и о сумме, того нравственного влияния, какое имели эти личности на народные массы. Различие между Христом и Иоанном объяснено ими же самими. Господь Иисус определил эту разницу между Иоанном и Собою как разницу между «светильником» и «светом». Причем эта разница особенно резко выражается в том, что при «светильники» можно было радоваться лишь «малое время», а «свет» обещал пребыть с нами «во век дни до окончания века» Иоан.
Иоанн же эту разницу поясняет так: «Приходящий свыше и есть выше всех, а сущий от земли земной и есть, и говорит, как сущий от земли; приходивший с небес, повторяет Иоанн, - есть выше всех» Иоан. Как на брачном пиру никакой друг жениха не составляет собою центра и не занимает первого места, которое принадлежит жениху, так и в данном случае «имеющим невесту» был Иисус, а Иоанн был только «другом Жениха» и был очень доволен, что «сия-то радость его исполнилась». Сознание, что он, Иоанн, есть «сущий от земли» и что «приходящий свыше», Иисус Христос, есть «выше всех», было всегдашними сознанием Иоанна, вследствие которого он в смирении говорил: «я недостоин развязать ремень у обуви Его» и: «за мною идёт муж, Который сталь впереди меня, потому что Он был прежде меня» Иоан.
Но меня могут спросить: почему же Иоанн Креститель этих слов, что «Христу должно расти, а ему умаляться», не сказал раньше, а сказал лишь, спустя некоторое время? Как свидетельствуют приведенные мною места Писания, Иоанн всегда сознавал превосходство «грядущего по нем», но сказал эти слова лишь когда Иисус явлен был Израилю, потому, что до явлении Иисуса Христа Иоанн был «больше всех пророков», ибо из рожденных, женами не восставал больший его и, следовательно, сосредоточивал, на себе внимание всех Израильтян, которые «почитали его за пророка». Особое уважение Израильтян к Иоанну было не вследствие лишь его исключительного ораторского таланта и не вследствие того только, что он пришел «путем праведности», хотя все это несомненно имело огромное значение, - но, кроме всего этого, самое рождение Иоанна от женщины «в летах преклонных, и известной в то время с именем «неплодной» Лук.
Как он, быль «нем» и не имел «возможности говорить» и как потом чудесным образом опять «разрешлись уста его и язык его», вследствие чего «был страх на всех, живущих вокруг их» и «все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей»?.. Но, не смотря на все величие, Иоанн отличался от Христа во-первых тем, что он не имел такого свидетельства от Бога, какое имел Христос, когда во время Своего крещения от Иоанна на виду множества пришедшего и также крестившегося народа «отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как, голубь, и был глас с небес: «Ты Сыпь Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» Лук. Во-вторых, же, Иоанн Креститель отличался от Господа Иисуса еще и тем, что он «не сотворил никакого чуда» Иоан.
Когда Он, после искушения в пустыне, возвратился «в силе духа» в Галилею, то каждый новый день Его жизни являл новое чудо в исцелениях больных, хромых, прокаженных, бесноватых и в воскрешении мертвых, так что сначала разнесся о Нем слух «по всем, окрестным местам», а потом, прошел о Нем слух по всей Сирии и т. Это постепенное «возрастание» Господа в слав и влиянии само но себе «умаляло» личность Иоанна Крестителя. Апостол Павел, сравнивая Моисея н «славу лица его» со славою Господа, говорит, что преходящая слава Моисея перестает, быть славной, или - не оказывается славной - по причини, преимущественной и «пребывающей» славы последующего.
Так и слава Иоанна, как величайшего из рожденных женами, переставала быть славой по причине преимущественной славы «грядущего по нем». Насколько Иисус «возрастал» в глазах, народа в «сияние славы Бога и в образ, ипостаси Его», настолько Иоанн, «как сущий от земли», меркнул и «умалялся». Теперь я считаю своевременным объяснить, почему мы не можем согласиться с молоканами, что слова Иоанна: «Ему должно расти, a мне умаляться», относятся не к личности, а к учению.
И что Иоанново крещение есть не что иное, как, Ветхозаветное омовение. Если так понимать, как понимают молокане, то крещение Иоанново должно было «умалиться» т. Однако, мы видима.
Мы не беремся доказывать, что крещение Иоанново продолжалось и после того, как оруженосец Ирода «отсёк ему голову в темнице», но мы положительно утверждаем, что заключение Иоанна в темницу не прекратило его крещения, как положительно утверждаем и то, что Христос, и в это время, во время уже заключения Иоанна в темницу, не «умалял» его крещения и не противодействовал ему, как чему-то не нужному, а наоборот, поддерживал его и содействовал ему Лук. Сравни с Мат. Крещение имело целью, кроме явления Христа, и то, чтобы, через, покаяние и веру в Грядущего, представить Господу народ приготовленный, и потому то оно продолжалось и после явления Иисyca народу.
Из чего ясно, что оно есть учреждение Нового Завета.
Крещение — это не просто моральная перемена, которая происходит с человеком. Человек, находившийся прежде вне Бога и потому фактически не обладавший подлинным — духовным — бытием ведь вне Бога не может быть никакой настоящей жизни , хотя и живший как плоть, но на самом деле пребывавший духовно «не сущим», истинно рождается, духовно созидается в крещальной купели. Для принятия Крещения всякому принимающему это Таинство человеку необходимы два важнейших качества, чувства, состояния души: вера и покаяние.
Крещение в церковном понимании отнюдь не есть частная треба, как зачастую это воспринимается сегодня. В древней Церкви крестили в самые торжественные дни года, в самые значимые христианские праздники : Крещение и само по себе было тогда для верующих людей их важнейшим и всеобщим церковным праздником. Новокрещеные люди, облаченные в белые одежды, торжественно шли в главный собор, где впервые приступали к Евхаристической чаше; при этом вся община молилась и ждала, когда они придут из крестильного храма. Проблема Крещения младенцев Одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте.
Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом — отношения верности, послушания и любви. Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право даже на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.
Но не является ли Крещение младенцев , еще не способных к осмысленным поступкам, к свободному выбору, к логическим решениям, нарушением свободы выбора, дарованной человеку Самим Творцом? Маленький человек вступает в союз со Христом, вступает в Церковь , и при этом, с точки зрения протестантов, получается, что родители, крестные ему все это насильно навязывают помимо его воли — ведь он еще совсем неразумен. Протестанты возмущаются таким подходом; они считают, что Крещение должно быть осознанным. Православный взгляд отличается от баптистского прежде всего тем, что, младенцев можно крестить и по вере родителей.
В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом — это семья, и, скорее всего, там могли быть и маленькие дети. Протестанты возражают на этот новозаветный аргумент, говоря, что дети в этих домах могли быть, а могли и не быть: ведь в древнее понятие «дома» входили даже и рабы.
Также можно сказать и о том, что в Ветхом Завете прообразом Крещения служило обрезание , которое как раз и совершалось над младенцами. Строго говоря, возражения протестантов против Крещения младенцев сводятся к двум утверждениям: Бог спасает человека только по свободной воле и устремлению самого человека, а младенец не может принять самостоятельного решения; человек может приобщиться к Божественной благодати лишь сделав осознанный, разумный выбор жизни во Христе, а младенец еще мал и потому лишен разума. Протестанты не допускают мысли о том, что Бог может простить грехи человека по молитве его братьев во Христе, спасти его по вере других: исцелить — да, оказать благодатную поддержку — да, но — не спасти, не простить ему грехи. Здесь вопрос, строго говоря, заключается даже не в том, можно ли крестить младенцев.
Он формулируется протестантами гораздо шире: а могут ли вообще грехи одного человека проститься по вере другого? И если действительно могут проститься, как утверждают православные, то это и будет означать, что совершаемое по вере родителей Крещение младенцев может быть допущено в Церкви, и что в этом Крещении младенец, так же, как и любой другой взрослый человек, освобождается от первородного греха. Эпизод с исцелением расслабленного, которого близкие ему люди, разобрав кровлю дома, где в то время находился Спаситель, спустили к Господу на веревках, вот Христос, видя их веру, не только исцеляет расслабленного от его физического недуга, но и прощает ему совершенные им в прошлом грехи, ясно нам показывает, что именно по вере других людей, а не только по вере одного расслабленного, Господь простил ему грехи. Значит, Господь может освободить от грехов по вере близких не только этого евангельского расслабленного, но и многих других людей, в том числе — очистить от первородного греха по вере родителей и крещаемых младенцев.
Как уже упоминалось, протестанты также говорят и о том, что человек должен принять Христа свободно и осознанно, сделав свой последовательный и разумный выбор. И здесь возникает еще один вопрос: а может ли ребенок почувствовать благодать Божью и каким-либо образом ее воспринять, будучи из-за своего возраста еще лишенным способности логических суждений, соединиться со Христом, не делая при этом разумно-осознанного выбора пути христианской жизни? В связи с этой проблемой есть в Священном Писании еще один очень важный эпизод: посещение Божией Матерью Своей родственницы Елизаветы. Именно тогда еще не рожденный младенец Иоанн — будущий Иоанн Предтеча, ощутив присутствие пребывавшего в утробе Марии Господа, взыграл во чреве своей матери.
Этот младенец еще не был способен разумно осмыслить, осознать происходящее, но он уже воспринял, ощутил присутствие и действие Божественной благодати. То же самое мы можем сказать и о любом крещаемом младенце: пусть он еще не может понять Христа, усвоить Его учение, но он в силах с радостной простотой принять Его благодатные дары; ведь душа всякого человека уже с самого его рождения по своей природе — христианка. История и чинопоследование Таинства Крещения В Церкви сложилось так, что два ее Таинства — Крещение и Миропомазание, как единый и неразрывный путь христианина к жизни в Святом Духе, представляют собой общее чинопоследование. Здесь православная практика совершения двух этих Таинств принципиальнейшим образом отличается от практики католической Миропомазание там называется конфирмацией , где эти Таинства отделены друг от друга для принимающего их человека многими годами.
В православном Требник е чинопоследование Крещения предваряется рядом других кратких чинопоследований. Во-первых, это «молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча»; то есть церковная молитва о Спасении человека уже начинает совершаться с самого момента рождения ребенка. Здесь читаются молитвы и о матери, и о младенце. Затем в Требник е следует молитва «во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего».
В ветхозаветной Церкви младенец на восьмой день обрезывался, а на сороковой день приносился матерью в храм. В Новозаветной Церкви в подобие этому на восьмой день после рождения младенцу нарекают имя. Первая молитва в последовании — это молитва наречения христианского имени, которое уже дается ребенку, хотя он еще и не крещен; здесь же читается тропарь Сретения, потому что это чинопоследование соотносится с событием Сретения Господня. Далее в Требник е находятся «молитвы жене родильнице по четыредесятих днех».
На сороковой день читаются молитвы на очищение матери и на воцерковление ребенка. Момент совершения самого Крещения в разные времена и в разных поместных церквах менялся. Сейчас в Русской Церкви, в соответствии со сложившейся традицией, младенцев крестят чаще всего на сороковой день.
Так, святитель Григорий Богослов , обращаясь к матерям христианкам, говорит: У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению ; пусть будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу.
Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу , и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. В сочинении в сочинении «О церковной иерархии», известном под именем святителя Дионисия Ареопагита , указано: Божественным нашим наставникам угодно было допускать к крещению и младенцев, под тем священным условием, чтобы родители дитяти поручали его кому-нибудь из верующих, который бы их хорошо наставил в божественных предметах, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного спасения. Этого-то человека, когда он дает обещание руководить отрока к благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и священное исповедание. Таким образом таинство может совершаться по вере воспримеников, которые берут на себя ответственность за доброе христианское воспитание крещаемого.
Крещение совершает архиерей или священник. В самом крайнем случае крестить может и мирянин. Фреска нач. III в. Каллиста Способ совершения Таинство крещения должно совершаться посредством погружения.
Наиболее ясное описание христианского крещения в Священном Писании - крещение евнуха апостолом Филиппом Деян 8, 38. Крещение обливанием признается Церковью, но не одобряется, как не каноническое. В виде исключения Церковь признает христианский мученический подвиг некрещеных как "крещение кровью. Так крещение и совершалось в древней Церкви - об этом упоминает уже послание апостола Варнавы. Тертуллиан прямо замечает, что "образ крещения предписан," указывая на слова Спасителя о крещении, и свидетельствует о троекратном погружении, а также отмечает одну частность - требование от крещаемого отречения от сатаны и ангелов его и затем исповедание веры.
Последование крещения в современной практике В современной церковной жизни совершение таинств крещения и миропомазания совмещено в единый чин.
Во время крещения, согласно Евангелию, на Иисуса с небес снизошел Святой Дух в виде голубя и голос с небес сказал: «Ты сын мой возлюбленный; в тебе мое благоволение! Как пишет теолог Александр Моисеенков, «проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между ним и теми, кто в него верует» — всякий, прошедший обряд крещения, связан через это с Богом. Что такое «святая вода»? Во время таинства священник использует святую воду — трижды погружает в нее крещаемого, обычно, если это младенец, или окропляет обливает его святой водой, если это взрослый. Святая вода агиасма — это вода, освященная с особой молитвой и чином порядком водосвящения. Иоанн Златоуст в своей проповеди 387 года говорил: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят ее домой и хранят ее целый год... Качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три». Освящение воды бывает великое на Крещение и малое в разные дни года в храмах, на молебнах с водосвятием.
На Крещение Господне вода освящается с торжественным крестным ходом на водоемы, известного как «ход на Иордан». Освящают воду два дня — на Крещенский сочельник 18 января и на само Крещение.
Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть
Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение - это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия - благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено.
Условия совершения Всякий человек, чтобы воспользоваться плодами искупительного подвига Иисуса Христа и начать новую вечную жизнь в Боге , может это сделать только вступив в Церковь через крещение. Крещение не только доступно, но и необходимо для всех людей.
Для принятия крещения в сознательном возрасте необходимо узнать, принять, и утвердиться в истинной вере Деян. Иными словами, нужно обратиться ко Христу и отречься от сатаны. Для научения вере перед крещением может существовать специальный период оглашения. Несовершеннолетие, неспособность лично осознать смысл христианского учения и покаяться, не служат препятствиями к принятию крещения, при условии если у крещаемого имеется восприемник — проводник в духовной жизни. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о крещении целых семейств Деян.
Отцы Церкви, в своих поучениях верующим, настаивают на крещении детей. Так, святитель Григорий Богослов , обращаясь к матерям христианкам, говорит: У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению ; пусть будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу , и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога.
В сочинении в сочинении «О церковной иерархии», известном под именем святителя Дионисия Ареопагита , указано: Божественным нашим наставникам угодно было допускать к крещению и младенцев, под тем священным условием, чтобы родители дитяти поручали его кому-нибудь из верующих, который бы их хорошо наставил в божественных предметах, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного спасения. Этого-то человека, когда он дает обещание руководить отрока к благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и священное исповедание. Таким образом таинство может совершаться по вере воспримеников, которые берут на себя ответственность за доброе христианское воспитание крещаемого. Крещение совершает архиерей или священник. В самом крайнем случае крестить может и мирянин.
Фреска нач. III в.
В дальних чащах, где ветви как тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона Господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь Митрополит Антоний Сурожский.
Проповедь на Крещение Господне 19 января 1973 г. Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.
Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений… И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом!
И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный. Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца.
Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.
Отмечают его 19 января по новому стилю 6 января — по старому стилю. Согласно евангельским описаниям, во время крещения Иоанном Предтечей простых христиан в Иордане к ним пришел Иисус.
На тот момент Ему было 30 лет. Иисус попросил Иоанна, чтобы тот крестил и Его. Пророк и удивился, и обрадовался такой просьбе. Во время обряда — омовения и возложения рук — произошло чудо: развезлись небеса и на Иисуса сошел Святой Дух в образе белоснежного голубя.
Почему крещение называют Богоявлением?
что такое Крещение. Поэтому Крещение Господне иначе называется Богоявлением. Крещенская вода называется "агиасма" и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Еще Крещение называют Водокрещи, непосредственно из-за действий, совершаемых над водой – освящения и крещения. Когда отмечают Крещение. Крещением завершаются рождественские святки, которые продолжаются 12 дней после Рождества.
Крещение Господне – 2024: традиции
- Четвероногий талисман: как спасенный в Твери пес Вася нашел свой дом у пожарных
- Крещение-2024. Что это за праздник и нужно ли нырять в прорубь. Простыми словами
- Д.И. Мазаев: Крещение - новозаветное или ветхозаветное
- Крещение-2024. Что это за праздник и нужно ли нырять в прорубь. Простыми словами
Крещение Господне 19 января 2022 года: как можно и нельзя праздновать
Через крещение человек становится членом Церкви, присоединяется к сообществу верных. В момент крещения Иисуса Иоанн Креститель увидел раскрывшиеся над ним небеса, Духа Святого в виде светозарного голубя, сходящего на главу Иисуса. один из самых почитаемых православными христианами праздник. Его еще называют Богоявлением, а также, что менее известно, Просвещением. Поэтому праздник Крещения еще называют Богоявлением и связывают с водой — освящением в храмах и погружением в купели. Что такое Крещение Господне? Само название праздника имеет греческие корни: «крещаю», «крещу» означает ‘погружаю в воду’.