Пергаментная бумага. Растительный пергамент. Предшественниками бумаги были папирус и пергамент.
Глина, камень, береста: как и на чем учились писать до изобретения тетрадей
История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. Мероприятие проходило в форме урока библиотечно – библиографической грамотности. Библиотекарь рассказала ребятам о том, что было, когда люди не умели писать, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста. это жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей, изготовление которой осуществляется по специальной технологии из бумаги-основы путем обработки серной. Пергамент – это бумага, изготовленная из обработанной и высушенной кожи животных, особенно коз. Задание МЭШ. Какой новый материал для письма появился на Руси в XIV в.? Береста. Пергамент. Бумага.
История бумаги на Руси.
из чего его изготавливали и как использовали. Также расскажем для чего использовали бересту и когда на Руси появилась привозная бумага. Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. На пергаменте, бересте и бумаге. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Библиотека Троицкой обители XIV века.
Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена
- Когда контент Всемирного потопа… исчезает
- Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги
- Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
- Что такое папирус, пергамент и береста: особенности и применение
- береста; папирус; пергамент; камень; дерево; глиняные таблички.
Хронология носителей
- Берестяные грамоты — Википедия
- Онлайн-курсы
- О пергаменте и бересте - YouTube
- История бумаги на Руси.
- О пергаменте и бересте - YouTube
Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги
Сверху помещали груз. Выделявшийся под прессом сок был отличным связующим веществом. Листы пропитывали мучным клеем, обезвоживали, прессовали, сушили, разглаживали и полировали гладким камнем. Свиток папируса На тысячи лет папирус занял одно из ведущих мест в культуре древних цивилизаций. Свитки кремового оттенка достигали 18 метров в длину. Для письма использовали кисти из стеблей растений рода ситник Juncus или тростник Phragmites , позже перо с раздвоенным концом — калям, черную и красную краски. Папирус пытались развести в Древнем Риме, но изделия тамошних умельцев годились лишь на обертку.
Как сувенир для туристов его и сейчас изготавливают в средиземноморских Сиракузах и на родине знаменитого материала — в Египте. Тайну этого растения раскрыл знаток истории Египта Хасан Рагаб, создавший в Каире плантации на основе привезенных из соседнего Судана корней. Так папирус перестал быть музейной редкостью. На нем переиздают раритетные книги, делают чертежи, выполняют сувенирные эстампы. Греческие и латинские тексты на свитках из папируса изучает историко-филологическая наука — папирология. В 1987 году в Сиракузах создали для туристов Музей папируса.
В 1990-х годах он превратился в научное учреждение, где совместно с Каирским музеем исследуют образцы античной письменности. Подаренный долиной Нила материал для письма служил древним египтянам более четырех тысяч лет. Последний старинный документ на папирусе — послание Папы Римского — датирован началом XI века. Не случайно на нее в некоторых европейских языках перешло имя папируса. Это, например, английское paper, немецкое papier, французское papier. Нет худа без добра Легенда гласит, что во II веке до нашей эры поссорились сирийский царь Евмен и правитель Египта Птолемей.
Первый решил устроить в своей столице — городе Пергаме на полуострове Малая Азия шикарную библиотеку. Чтобы закупить для нее папирус, Евмен отправил слуг на поклон к египетскому монарху. Тот заподозрил, что культурное учреждение в другой стране затмит размерами и популярностью знаменитое на всю Ойкумену собрание свитков в Александрии, и запретил экспорт дорогого папируса. Ремесленники Пергама принялись искать замену традиционному материалу. Left Расколачивание шкуры Обезжиривание, размачивание и дубление Нужда оказалась мощным двигателем прогресса. Решение нашлось.
Пергамцы принялись обрабатывать шкуры скота и добились получения прочного, пластичного и долговечного материала для письма. В его названии — пергамент греч. Справедливости ради скажем, что грубую воловью кожу для письма люди использовали и раньше. Римляне называли новый, превзошедший папирус, материал бело-желтого естественного цвета мембраной. Его отличали высокая прочность, эластичность, способность не ломаться на сгибах, влаго- и термоустойчивость, удобство хранения. Писали на нем с двух сторон и многократно — за счет того, что прежние слои красителя счищали, чтобы нанести другие.
От предыдущих надписей не удавалось избавиться полностью. Только в 1761 году появились реактивы, благодаря которым удалось прочесть старый текст перевода Библии на готский язык. С конца XVII века было обнаружено множество «двойных» рукописей.
Мы произносим в нашей речи самые простые слова. Откуда они к нам пришли, и как они образовывались? Для чего нужна была берёзовая кора и как из неё готовили бересту?
Первым из них огромную роль в развитии культуры, науки и просвещении сыграл папирус др. Болотистая долина Нила изобиловала многолетним водным растением семейства осоковых высотой до пяти метров. Из него делали одежду, обувь, канаты, циновки, мебель, лодки, его даже употребляли в пищу. Древнегреческий философ Теофраст в своей «Естественной истории» записал рецепт, как готовить из тростника писчий материал. Папирус оказался великолепным способом хранения записей. Он легок, удобен в транспортировке. На нем записывали объемные тексты — астрономические познания, трактаты по медицине и математике. Среди сохранившихся свитков есть архивные и исторические документы, гимны, проза. Таким способом сохранилась история, которую Джузеппе Верди положил в основу оперы «Аида». Собрания свитков греки назвали библиос др.
Отсюда слово библиотека. Особенно славилась библиотека египетского города Александрии с более чем 30 тысячами томов гр. Технология изготовления папируса Основные компоненты папируса: целлюлоза — 57, лигнин — 27, минералы — 9, вода — 7 процентов. Изготавливали его так. От нижней части срезанного трехгранного стебля отделяли твердую оболочку, сердцевину разрезали на полоски. Отсортированные по ширине и толщине полоски два-три дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Затем их прокатывали деревянной каталкой и перпендикулярно накладывали друг на друга. Сверху помещали груз. Выделявшийся под прессом сок был отличным связующим веществом. Листы пропитывали мучным клеем, обезвоживали, прессовали, сушили, разглаживали и полировали гладким камнем.
Свиток папируса На тысячи лет папирус занял одно из ведущих мест в культуре древних цивилизаций. Свитки кремового оттенка достигали 18 метров в длину. Для письма использовали кисти из стеблей растений рода ситник Juncus или тростник Phragmites , позже перо с раздвоенным концом — калям, черную и красную краски. Папирус пытались развести в Древнем Риме, но изделия тамошних умельцев годились лишь на обертку. Как сувенир для туристов его и сейчас изготавливают в средиземноморских Сиракузах и на родине знаменитого материала — в Египте. Тайну этого растения раскрыл знаток истории Египта Хасан Рагаб, создавший в Каире плантации на основе привезенных из соседнего Судана корней. Так папирус перестал быть музейной редкостью. На нем переиздают раритетные книги, делают чертежи, выполняют сувенирные эстампы. Греческие и латинские тексты на свитках из папируса изучает историко-филологическая наука — папирология. В 1987 году в Сиракузах создали для туристов Музей папируса.
В 1990-х годах он превратился в научное учреждение, где совместно с Каирским музеем исследуют образцы античной письменности. Подаренный долиной Нила материал для письма служил древним египтянам более четырех тысяч лет. Последний старинный документ на папирусе — послание Папы Римского — датирован началом XI века. Не случайно на нее в некоторых европейских языках перешло имя папируса.
Рамка береста. Береста листовая. Березовая бумага. Пергамент береста бумага. Папирус пергамент береста. Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. Фон Березовая береста. Хлебница из бересты. Берестяная хлебница. Хлебница из бересты большая. Берестяные дощечки. Берестяные дощечки на Руси. Береста дощечки. Бумага Папирусная. Старая бумага. Старая Папирусная бумага. Письменность на берестяной коре. Писание на бересте в древней Руси. Письмо на бересте. Береста для детей. Инструмент для заготовки бересты. Пергамент и береста. Новгородская берестяная грамота 11 век. Новгородские берестяные грамоты древней Руси. Береста Новгород письменность. Новгородские берестяные грамоты 11-15 веков. Береза папурифера. Письмена древней Руси на березовой коре. Письменность на бересте в древней Руси. Берестяное письмо древней Руси. Туалетная бумага из бересты. Береста в древней Руси. Пергамент это в древней Руси.
Лист пергамента картинки
ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУМАГИ С ВОСТОКА В ЕВРОПУ | Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. |
📃 На пергамент и бересту пока не переходим | Современные носители информации: бумага; дискета; диск; кассета. |
Лист пергамента картинки - 50 фото | От бересты до бумаги, каждый материал имел свое значение и внес свой вклад в историю русской письменности. |
Что раньше не использовали для письма. Ранняя письменность и средства для письма | прототипы бумаги. |
Древнерусские берестяные грамоты. Досье - ТАСС | Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумаг. Информация о Федеральном портале Истории России. |
Береста и пергамент как замена бумаге
- Береста: первый письменный материал на Руси
- Берестяные грамоты
- Потрясающие возможности бумаги бересты и пергамента в твоем творчестве
- История письменных материалов на Руси: от бересты до бумаги
- Бумага. Письменные носители до появления бумаги
- Что такое пергамент и как он выглядит: определение, фото
Глина, камень, береста: как и на чем учились писать до изобретения тетрадей
Интересны и примеры бытовой несправедливости. Еже ми отьць даялъ и роди съдаяли, а то за нимь. А ныне водя новую жену, а мне не въдасть ничьто же, избивъ рукы пустил же мя, а иную поял. Доеди, добре сътворя». Смысл послания прост: Гостята пишет Василию, скорее всего брату или дяде, что муж забрал всё ее приданое, женился на другой, а ее выгнал.
Поэтому женщина просит родственника приехать и заступиться за нее. Это послание XII столетия хорошо иллюстрирует существовавшую к тому моменту около века возможность супругов развестись. Гостята считает, что муж нарушил процедуру, ведь на Руси причины для развода с женой были четко определены: измена, общение с чужими людьми без ведома мужа, покушение на жизнь или имущество супруга. Интересно, что Гостята делает акцент именно на том, что супруг присвоил ее приданое, то есть отстаивает свои имущественные права.
А ныне веди семо налезъ. Не налезеши ли, ни приведеши къ мъне, а язъ хоцу къ князу на тя». Поначалу специалисты не могли понять смысла послания из-за слова «продале». Оно могло означать как продажу в холопы фактически в рабы , так и наложение штрафа.
Согласно ей, господин не имеет права продать в холопы закупа — наемного работника. Гюра, видимо, нарушил этот закон, сделав холопом сына Суботки. Та, естественно, не согласна и требует вернуть сына, а в противном случае грозит пойти к князю. Если бы обвинение подтвердилось, Гюре грозил бы большой штраф — 12 гривен.
И сына Суботке пришлось бы вернуть. О выделенных, но не дошедших до получателей деньгах Еще один пример жалобы — письмо XIV века от новгородских крестьян к господам Якову и Ивану. Предмет обращения весьма прозаичен: один из феодалов год назад послал своим подопечным рубль целый слиток серебра, на минуточку , но те его так и не получили. Крестьяне, похоже, считают , что деньги утаил ключник, и просят «допросить» его: «Въспроси, осподине…» Нечто похожее произошло и у вологжанина начала XIV века Якова с братом Остафом.
Яков пишет : «Послалъ с тобою емь рубле — ко Самълу рубле. Ни мне рубля, ни мне проторъвъ». Смысл сообщения таков : Яков послал какому-то Самойлу с Остафом рубль, но в итоге остался и без денег, и без чего-то еще значение слова «проторы» пока не удается однозначно установить. Интересно, что Яков не упрекает Остафа напрямую.
Возможно, он уверен, что брат не мог присвоить деньги. О мошенниках с липовыми документами Из некоторых грамот можно узнать и детали криминальной жизни древнего Новгорода. Так, крестьяне из села Избоище жаловались господину, что с поддельными «рукописаниями», то есть официальными грамотами, по его владениям без его ведома ходят не то мошенники, не то нечистые на руку чиновники. С помощью липовых документов они шантажируют и грабят крестьян.
Послание датируется примерно 1422—1446 годами. Летописи за 1445 год сообщают , что в Новгородской земле действительно орудовала шайка таких мошенников. А и ныхъ бе вз весте неть. А животъ взяле.
Какъ, осподине, пецалуеше? Дальше автор донесения пишет, что некие остальные пропали без вести, а у убитого украли имущество «А живот взяле». В конце он спрашивает адресата о дальнейших распоряжениях. О любви Есть в грамотах и более приятные вещи.
Так, из них мы узнаем любовные истории жителей Древней Руси, порою весьма захватывающие. Одной из самых выразительных берестяных грамот стало письмо новгородки, написанное возлюбленному на рубеже XI—XII веков: «…ъ тобъ тришьдъ. А въ сю недълю цьтъ до мьнь зъла имееши, оже еси къ мънъ нь приходилъ? А язъ тя есмела акы братъ собъ!
Ци уже ти есмь задела сълюци? А тобе веде яко есть не годьнъ. Аже бы ти годьнъ, то из оцью бы ся вытьрьго притькль… ныне кедь инодь. Въспиши жь ми про… тьбь хаблю.
Ци ти буду задела своимъ бьзумьемь, аже ми ся поцьньши насмихати, а судить Богъ и моя худость». Перевести это можно так: «[Я посылала к] тебе трижды. Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо.
Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался… теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про… [то, будешь со мной или нет]. Если даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то суди [тебя] Бог и я недостойная». Письмо было тайным, на что указывает не только содержание, но и отсутствие места для традиционного «поклона» — указания на то, кто и кому пишет.
Похоже, тайные послания были нередки в Древней Руси, а в Новгороде — уж точно. Неизвестны ни адресат, ни отправитель письма, ни причина секретности. За обрывком бересты скрывается любовная драма 900-летней давности. Женщина задета тем, что любовник не пришел на свидание.
При этом из текста видно, что она знакома с книжной культурой того времени. Очевидно, она образована, принадлежит к высшему обществу, а писать и получать письма для нее — обычное дело. Источник По содержанию письма можно определить и характер отправительниц: это независимая и смелая женщина.
По методу Цай Луня в качестве сырья можно было использовать древесные волокна, солому, траву, мох, тряпьё, паклю и даже растительные отходы. Некоторые историки утверждают, что Цай Лунь подсмотрел процесс изготовления бумаги у бумажной осы. Эта оса строит гнёздо из бумаги, которую делает сама, пережёвывая и смачивая клейкой слюной волокна древесины.
Но даже если сам способ «изобрели» осы, Цай Лунь первым подметил, расшифровал и сумел применить его. Обе Америки — Северная и Южная, — отрезанные океаном от Евразии, создавали свои способы письменности. Их «послания» состояли из верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. Смысл кипу зависел от типа и числа узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения. И хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли, его принято считать изобретением инков. Индейские племена Северной Америки записывали информацию, нанизывая на шнуры небольшие раковины.
Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейского слова wampam сокращённое от wampumpeag — белые бусы. Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинируя цветные ракушки и рисунки на них, индейцы передавали от одного племени к другому целые послания. В Древней Руси писали на бересте верхнем слое берёзовой коры. Точнее, не писали, а прорезывали буквы костяной или металлической палочкой — писалом. Много таких грамот найдено в новгородских землях.
Слово «бумага» пришло в русский язык, предположительно, из итальянского bambagia — хлопок. Своя бумага появилась на Руси к концу XVI века. В 1720 году Пётр I издал указ о строительстве фабрик по производству бумаги по всей стране: «…повелеть во всём государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках…» На стендах музея можно увидеть самые разные растения, из которых делают бумагу — от сахарного тростника до болотной тины. Да-да, в 1920—1930-х годах в Новосибирске работала фабрика, где бумагу делали из водорослей. К сожалению, такого образца музею найти не удалось. Один из залов выставки «Многоли-кая бумага» рассказывает о проблемах переработки бумаги.
Дело в том, что бумажное производство наносит вред окружающей среде. Во-первых, потому, что основным сырьём для бумаги служит древесина, а во-вторых, в технологии её производства используется много химических веществ, которые вместе с водой попадают в почву и водоёмы. Безвредной может считаться лишь бумага ручного производства, например рисовая, конопляная, японская васи или локта, изготовляемая в странах Юго-Восточной Азии. Целый зал выставки представляет бумагу как предмет творчества. Оказывается, из этого необычайно выразительного и податливого материала можно создать массу интересных вещей.
Письменность на бересте. Письмо на бересте. Письмена на березовой коре. Древние свитки. Свиток в древности. Древний свиток. История создания книги. История книги бумага. История возникновения бумаги. История книги картинки. Старая бумага. Старая Папирусная бумага. Книги на бересте. Какие материалы использовались для письма. Материал для письма в Киевской Руси. Материалы для письма в древности. Древний берестяной свиток фон. Старинная бумага свиток. Пергаментные рукописи древняя Греция. Древние письмена на пергаменте. Пергаментная бумага Parchment paper плотность 150 гр. Лист пергамента. Старинный свиток. Древнерусский свиток. Берестяные свитки. Свиток пергамента. Рваный пергамент. Береста бумага. Береста и перо. Береста фон. Свиток картинка. Фон свиток. Свиток на прозрачном фоне. Свиток рисунок. Старинный лист бумаги. Пергамент для фотошопа. Старая бумага вектор. Свиток без фона. Старинный свиток фон. Пергамент в древности. Пергаментная бумага в древностт. Пергамент из кожи в древности. Пергамент материалы для письма. Пергамент для письма из кожи. Пергамент материал для письма в древности. Берестяные свитки древней Руси. Писчий материал береста на Руси. Рукопись на бересте.
Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки особые наросты на дубовых листьях. Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь. Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные. Для письма на воске применялись писало из дерева, камня или кости. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев. Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла. Перочинный нож — название пошло именно оттуда. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы.
История бумажной отрасли в России
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. История бумаги в России берёт своё начало во второй половине 16-го столетия, во времена царствования на Руси Ивана Грозного. От бересты до бумаги в России. От бересты до бумаги, каждый материал имел свое значение и внес свой вклад в историю русской письменности.
ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО ЛИСТА
Как изготавливался пергамент, и для чего он нужен? Ответы на эти вопросы ученики узнали из нашего путешествия. В ходе мероприятия ребята познакомились с рождением славянской письменности, узнали, как люди начинали общаться сначала при помощи наскальных рисунков, иероглифов, постепенно подходили к азбуке.
Еще в конце XIX века в ходе раскопок в Новгороде начали обнаруживаться обрезанные листья березовой коры. Однако надписей на них видно не было, поскольку они могли быть сделаны чернилами, чьи следы не сохранялись во влажном грунте. В 1930 г. Первая найденная грамота Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г. Возглавлял ее доктор исторических наук Артемий Арциховский. Раскопки велись на Неревском конце к северу от новгородского кремля на площади порядка 10 тыс.
Возглавлял ее доктор исторических наук Артемий Арциховский. Раскопки велись на Неревском конце к северу от новгородского кремля на площади порядка 10 тыс. Обнаружила грамоту в культурном слое XIV-XV веков подрабатывавшая на раскопках местная жительница, Нина Акулова: она заметила на извлеченной из земли полоски бересты выцарапанные символы.
Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел.
Каждое изображение уникально и привлекательно. Вы можете наслаждаться этими фотографиями онлайн или скачать их в высоком разрешении, чтобы использовать на своем устройстве. Не забывайте делиться своими впечатлениями и оценками, и не пропускайте другие качественные изображения, которые мы предлагаем: Кладка текстура , Минеральная вата текстура в разделе Текстуры.
Пергамент береста - фотоподборка
Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет. На таком пергаменте писали золотой пылью, растертой с водой и клеем. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился. Вначале из пергамента делали такие же свитки, как и из папируса.
Но очень скоро заметили, что его можно складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги. Так и появилась книга, сшитая из отдельных листов Несмотря на то что кожа животных использовалась людьми с незапамятных времн, широкое использование ее как материала для письма - относительно позднее изобретение. Самое раннее упоминание об использовании кожи для письма дошло до нас от Четвертой Египетской Династии фараонов и датируется 2750 годом до н. В те времена эта практика была ограничена для религиозных и сакральных целей например, Книга Мертвых.
Пергамент стал широко использоваться как материал для письма во втором столетии до нашей эры. Евмений был мегаломаном и коллекционером книг. Именно из любви к книгам, как источнику знаний, он основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая уже через какие-то сто лет насчитывала в своих запасниках более 200,000 свитков. Библиотека уже в скором времени после ее основания могла сравниться с гордостью египтян - Александрийской библиотекой.
И тогда, не долго думая, египетский фараон запретил экспорт папируса, который был в ту эпоху основным материалом для письма. Именно для нужд Пергамской библиотеки, пополнение которой было затруднено запретом на экспорт папируса, в 180 г. За короткое время он получил широкое распространение под названием "пергамен" или "пергамент". Много веков пергамент служил основным материалом для письма.
В наше время широкого использования разных сортов бумаги он остатся самым интересным по фактуре материалом и используется как писчий материал для особо ценных каллиграфических работ напр. Пергамент был прочнее, эластичнее и долговечнее папируса. На нем было легко и удобно писать, его можно было покрывать текстом с обеих сторон, а в случае необходимости - старый текст смыть и нанести новый. На Руси пергамент начали изготавливать в ХV веке, после чего он долгое время служил для написания государственных грамот, законов и особо ценных книг не только в России и Европе, но и в Малой Азии, Африке и других странах.
Некоторая таинственность пергамента связана как с редкостью, так и с необычностью производства этого материала. Если производство бумаги исчисляется сотнями фабрик на одном континенте, то производство пергамента - единицами. В России по классической технологии пергамент выпускается лишь одной фабрикой. Технология производства пергамента не сильно изменилась за более чем две тысячи лет его широкого использования.
И по-прежнему это очень трудоемкий и, следовательно, дорогостоящий процесс, который проделывается вручную. Древние книги несут в себе множество самой разнообразной информации. Из них мы можем узнать, каким образом развивалось общество, а также то, какие материалы использовались для изготовления тех или иных предметов. Как смогли эти памятники средневековой культуры сохраниться до наших дней?
Конечно, многое зависело от условий, в которых содержались старинные фолианты. Но главную роль сыграл всё же материал, из которого они были изготовлены. Выделанная кожа для древних книг, название которой до сих пор довольно часто используется человечеством в повседневном обиходе, - это главная тема этой статьи. Характеристики пергамента Итак, что же такое пергамент?
Если говорить совсем кратко, то это тонко выделанная кожа для древних книг. От предшествующего ему папируса пергамент отличала более высокая прочность, что делало книги долговечнее. Кроме того, этот материал обладал высокой пластичностью. Книги и грамоты из пергамента можно было сгибать и вновь распрямлять, они при этом не ломались.
Выделанная кожа для древних книг обладала ещё одним неоспоримым преимуществом перед другими материалами: она не подвергалась намоканию и засаливанию. Всё это позволило пергаменту завоевать главенствующую роль и полностью заменить собой недолговечный и хрупкий папирус. Происхождение слова «пергамент» Впервые выделанная кожа для древних книг упоминается в манускриптах, датированных 2 тысячелетием до н. Именно тогда Птолемей V запрещает экспортировать папирус в соседние страны.
В этот период в Пергаме город в Малой Азии местные власти планировали организовать одну из самых крупных библиотек. В результате острого дефицита папируса, местные мастера взялись за изобретение материала для свитков. В результате недолгих изысканий они остановили свой выбор на тонко выделанной коже телят. Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы».
Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент». Процесс изготовления пергамента Изготовление пергамента - очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего опускали её в чан с зольным щелоком золение шкур. Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру.
Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой. Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали. Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах.
Там тщательно обрабатывали только внутреннюю мясную часть шкуры, в результате чего одна её сторона была покрыта щетинками.
Затем ее отмеряли и нарезали на листы нужного размера и формы. После этого листы сушили и сохраняли до использования.
Для нанесения текста на бересту использовали перо и чернила. При этом письменные символы были нанесены на внутреннюю сторону бересты, чтобы сохранить текст от воздействия окружающей среды и увеличить его долговечность. Берестяные тексты имели свои особенности.
Например, они были гибкими и легкими, что делало их удобными для хранения и транспортировки. Береста также имела некоторые защитные свойства, поэтому тексты, написанные на ней, могли сохраняться в хорошем состоянии в течение длительного времени. Очень часто берестяные тексты сверялись с текстами, написанными на пергаменте или папирусе, чтобы убедиться в их точности.
Несмотря на свою простоту, береста была широко применяемым материалом для письма в России вплоть до XIV века, когда пергамент стал более популярным и уступил бересте свои позиции. Сегодня экспонаты с берестяными текстами можно найти в многих музеях и архивах. Они являются важными источниками информации о древней Руси и помогают исследователям изучить историю и культуру того времени.
Пергамент и береста: монополия церкви в Средневековье В Средневековье пергамент и береста были двумя основными материалами, которые использовались для написания и хранения документов. Однако доступ к этим материалам был сильно ограничен и контролировался церковью, что создало монополию на образование и знание. Пергамент был одним из самых дорогих и престижных материалов в Средневековье.
Он производился из кожи животных, обычно овец или коз, и подвергался сложному процессу обработки, чтобы сделать его гладким и готовым для письма. Это требовало больших затрат на материалы и трудозатрат, поэтому пергамент был доступен только богатым и влиятельным людям. Церковь контролировала процесс производства пергамента и его распределение.
Монастыри были главными производителями пергамента и имели монополию на его производство. Они имели свои собственные скотобойни, где выполнялось убойное производство и отделка кожи животных. Монашеские скриптории занимались переписыванием и иллюстрацией книг, используя пергамент.
Монастыри не только производили пергамент, но и контролировали его распределение. Большинство образованных людей в Средневековье были религиозными чиновниками или священниками, и именно они имели доступ к пергаменту.
Для чего нужна была берёзовая кора и как из неё готовили бересту? Как изготавливался пергамент, и для чего он нужен? Ответы на эти вопросы ученики узнали из нашего путешествия.
На нем переиздают раритетные книги, делают чертежи, выполняют сувенирные эстампы. Греческие и латинские тексты на свитках из папируса изучает историко-филологическая наука — папирология. В 1987 году в Сиракузах создали для туристов Музей папируса. В 1990-х годах он превратился в научное учреждение, где совместно с Каирским музеем исследуют образцы античной письменности. Подаренный долиной Нила материал для письма служил древним египтянам более четырех тысяч лет. Последний старинный документ на папирусе — послание Папы Римского — датирован началом XI века. Не случайно на нее в некоторых европейских языках перешло имя папируса. Это, например, английское paper, немецкое papier, французское papier. Нет худа без добра Легенда гласит, что во II веке до нашей эры поссорились сирийский царь Евмен и правитель Египта Птолемей. Первый решил устроить в своей столице — городе Пергаме на полуострове Малая Азия шикарную библиотеку. Чтобы закупить для нее папирус, Евмен отправил слуг на поклон к египетскому монарху. Тот заподозрил, что культурное учреждение в другой стране затмит размерами и популярностью знаменитое на всю Ойкумену собрание свитков в Александрии, и запретил экспорт дорогого папируса. Ремесленники Пергама принялись искать замену традиционному материалу. Left Расколачивание шкуры Обезжиривание, размачивание и дубление Нужда оказалась мощным двигателем прогресса. Решение нашлось. Пергамцы принялись обрабатывать шкуры скота и добились получения прочного, пластичного и долговечного материала для письма. В его названии — пергамент греч. Справедливости ради скажем, что грубую воловью кожу для письма люди использовали и раньше. Римляне называли новый, превзошедший папирус, материал бело-желтого естественного цвета мембраной. Его отличали высокая прочность, эластичность, способность не ломаться на сгибах, влаго- и термоустойчивость, удобство хранения. Писали на нем с двух сторон и многократно — за счет того, что прежние слои красителя счищали, чтобы нанести другие. От предыдущих надписей не удавалось избавиться полностью. Только в 1761 году появились реактивы, благодаря которым удалось прочесть старый текст перевода Библии на готский язык. С конца XVII века было обнаружено множество «двойных» рукописей. Их именовали палимпсестами. Кормчая книга с текстом «Русской Правды» Чуть ли не единственным изъяном изобретения оказалась его дороговизна. Для изготовления одной книги требовалось стадо телят или ягнят. Одно из самых дорогих изданий на пергаменте хранили в средние века в библиотеке персидского шаха. Стоило оно 250 тысяч золотых рублей. Трудно представить, сколько животных потребовалось для книги «Чарын Гир» из всемирно известной армянской библиотеки Матенадаран в Ереване?! На созданное в XVI веке послание персидского шаха султану Османской империи наверняка истратили стадо молодняка. Манускрипт имеет длину 10 метров, ширину — 7 и хранится в Национальном музее Турции. Недаром пергаментные книги их владельцы приковывали к стенам цепями. Собрания манускриптов переходили по наследству и считались редкостью.
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Пергаментную бумагу как упаковочную бумагу, благодаря таким свойствам, как способность не пропускать влагу и жиры. Пергамент изготавливали из кожи животных, т. е. папирус и пергамент продукт дорогой и недолговечный. Производство бумаги осуществляется на мануфактурах вблизи рек и озер, а в качестве сырья используется древесина и тряпичные отходы. Что общего между спичкой, карандашом, наждачной бумаги, поваренной соли? Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. Недорогая и удобная бумага была изобретена не так давно, в то время как грамоте дети учатся несколько тысячелетий.
История бумаги на Руси.
Ни один писчий материал не распространялся так широко, как бумага. Бумага легка и удобна, её можно производить в любой стране. Главное — она дешёвая. Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина. Но и с приобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Это была очень трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие. В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ естественно не мог пользоваться такими дорогими книгами. Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве книги.
Самарская областная юношеская библиотека предлагает по этой теме книги: Баренбаум, И.
Его собственная компания, по сути основной производитель «перрианских» перьев, довольно долго оставалась в тени, но его состояние росло, и он тоже закончил свои дни весьма состоятельным человеком. А Перри как прирожденный торговец в 1830 году напечатал большим тиражом брошюру с гравюрами своих перьев, которая начиналась так: «Еще полгода назад общественность мало что слышала о ручках со стальными перьями.
А сейчас мало какой другой предмет можно так часто увидеть в руках представителей всех классов нашего общества. Столь быструю метаморфозу можно четко проследить от первых объявлений о патентованных ручках Перри в различных периодических изданиях около шести месяцев назад до нынешнего всеобщего спроса, который возник на перрианские ручки во всех частях империи». Таким образом, в силу описанных выше причин не было патентных войн, которые следовало ожидать при столь плотной концентрации компаний-производителей перьев в одном месте.
Подробно история рождения, юности и зрелости «вечного пера» описана в книге Генри Боура Henry Bore The story of the invention of steel pens 1890 года. Она доступна в интернете на английском языке, и, пожалуй, одна из самых объективных по данному вопросу, во всяком случае каждый тезис в ней подтверждается документами эпохи. Спустя век, когда для пера с чернильницей наступили тяжелые времена, основные производители стальных перьев в 1830-60 годы — компании Перри, Митчелла, а чуть позже Гилло и Мейсона, конкурировавшие на рынке в «золотой век» перьевой ручки, слились под крышей British Pens Co.
Но это была уже агония «вечного пера». В Германии и Франции промышленное производство стальных перьев для письма началось в 1840-е годы, то есть примерно на десять лет позже, чем в Англии. В нашей стране и того позже, хотя, разумеется, импортными перьями начали писать еще в николаевские времена, но массовым явлением это стало только в 1860- годы.
А когда в 1832 году литератор Вадим Пассек подарил жене ручку с железным пером, об это говорил «весь Петербург». И ушла в небытие перьевая ручка с чернильницей у нас позже, чем на Западе. Только в конце 1960-х в стране появились доступные шариковые ручки.
Но еще несколько лет после этого ученикам младших классов запрещалось пользоваться шариковыми ручками, чтобы не испортить почерк. Детям приходилось носить в школу чернильницы-непроливайки в специальном мешочке, но неудобство окупалось с лихвой. Сложив из вырванного из тетради листа стабилизатор и прилепив к нему запасное перо для ручки пластилином или мякишем хлеба можно было сделать дротик, который при удачном броске даже с задней парты вонзался в линолеум классной доски.
Что же касается «вечного пера», то попытки снабдить его собственной чернильницей предпринимались с самого начала. В литературе упоминаются авторучки из драгоценных металлов периода античности и Средних веков, но насколько практичны были они, науке не известно. Еще чаще упоминается патент 1827 года на авторучку с гусиным пером румынского студента в Париже Петраша Поэнару.
Но понятно, что появление пишущей без проблем ручки с вечным пером и вмонтированной в ее корпус чернильницей сдерживало отсутствие подходящих для этого материалов и технологий. Удачную конструкцию авторучки запатентовал в Льюис Уотерман в США в 1884 году, но их массовое производство началось только в эру пластмасс. Постоянно совершенствовался резервуар для чернил, а само перо в авторучке было то же самое, даже более примитивное, образца конца XVIII — начала XIX века, потому что при постоянной подаче чернил насечки, центральное отверстие и прочие ухищрения для забора пером из чернильницы максимально возможного количества чернил, не требовались.
Даже иридиевый шарик на конце пера — инновация 1830-х годов, когда химики научились получать этот недавно открытый им металл в чистом виде в достаточных количествах. Сейчас мы, похоже, стоим на пороге новой технологической революции в письме. Благодаря работам упоминавшегося в первой части Нобелевского лауреата Пьера Жиля де Жена и его коллег появились жидкокристаллические дисплеи, на которых можно писать стилусом.
Не упустите возможность добавить атмосферности и оригинальности вашим творениям с помощью нашего клипарта пергамента. Папирус пергамент Манускрипт.
Вторая бумажная мельница начала работать в начале 17-го века на Украине.
Она была построена при типографии Киево-Печерской лавры и предназначалась для её обслуживания. История бумаги в России насчитывает несколько столетий, в течение которых в Московском государстве появилось в общей сложности 10 бумажных мельниц. Писчебумажное производство в России наладил Пётр I. В 1716 году в Петербургской губернии им была основана бумажная мануфактура, которая сначала называлась Дудергофской фабрикой, а затем была переименована в Красносельскую, в честь села Красного, в котором она располагалась.
Через некоторое время Красносельская бумажная фабрика стала одной из самых крупных в России. Об этом нам рассказывает история бумаги в России в начале 18-го века. Для производства бумаги необходимо было сырьё, поэтому в 1720 году вышел царский указ, согласно которому в армии и морском флоте производился сбор изношенных парусов, несмолёных канатов, верёвок, разного тряпья, а люди, у которых были ненужные полотняные вещи, могли по собственному желанию за денежное вознаграждение отдавать их в полицмейстерскую канцелярию. Позднее был введён налог, который крестьяне платили тряпьём.
Была повышена пошлина на импортную бумагу.