Крым был принят в состав России с того самого дня, когда в 1783 году императрица Екатерина II подписала Манифест. Признание Портой присоединения Крыма к России последовало только через восемь с лишним месяцев. 16 марта прошел референдум о присоединении Крыма к России, на котором более 95 процентов проголосовавших (при явке около 85 процентов) сказали «да» вхождению в состав Российской Федерации. Незамедлительное вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации имело целью предотвратить военные действия, направленные против русскоязычных жителей Крыма.
Крым 8 лет снова наш: как за это время изменился полуостров
Собственно, вхождение Крыма в состав Российской Федерации вполне можно назвать возвращением. Парламент Крыма также принял принципиальное решение о вступлении в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации. Президентом в Крыму выбрали Юрия Мешкова, который открыто добивался присоединения к Российской Федерации. «Крымская весна» была бы невозможной без политического, непростого решения, принятого Президентом Российской Федерации. Статья посвящена актуальным вопросам международного и конституционного права, касаю щимся вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации. Президент России Владимир Путин назвал «очень ярким» событием возвращение Крыма и Севастополя «в родную гавань», то есть в состав Российской Федерации.
Крым в составе России: как изменился полуостров после присоединения к РФ
Возможно, всё дело в термине «гарантии». Что это за гарантии видно из полного названия документа — «Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия», который обязывал стороны к следующему: Не применять вооруженные силы и экономическое принуждение против Украины точнее, «воздерживаться» как написано в документе. Не применять ядерное оружие как против Украины, так и против друг друга. Хотя чаще всего гарантии связывают с уважением «существующих границ» Украины. Но «уважать» и «гарантировать» это разные вещи — данный меморандум не является международным договором [12] и не налагает дополнительных юридических обязательств на государства кроме тех, что в нем прописаны , а лишь подтверждает обязательства в соответствии с принципами Пакта СБСЕ 1975 года. Как уже говорилось выше Пакт СБСЕ называет незаконным изменение границ путем внешнего силового вмешательства, SD-право народов Европы не ставилось под сомнение. Нести ответственность за нарушение территориальной целостности Украины должны лица, осуществившие государственный переворот 22 февраля 2014 года и проводившие свою политику в духе бескомпромиссной и оголтелой борьбы против граждан с альтернативным мнением по вопросам евроинтеграции, культа Степана Бандеры, украинского национализма и т. Тут стоит упомянуть, что одновременно с Будапештским меморандумом было принято совместное заявление руководителей РФ, США, Великобритании и Украины — в нем была подтверждена значимость обязательств в рамках ОБСЕ, призванных противодействовать росту ксенофобских форм национализма вплоть до шовинизма. Рост этих тенденций имел место на протяжении всего существования Украины с 1991 года , а затем ускорился многократно после Евромайдана и привёл к отделению Крыма. Хотя национальный вопрос в данной ситуации является не самым главным — ввиду того, что подобная политика не могла служить решением политических и не только противоречий Киева и Крыма, а даже работала в обратном направлении.
Меморандум 1994 года не накладывает на Россию обязательства по принуждению Крыма оставаться в составе Украины и подчинению его незаконным властям в Киеве. На них тоже лежит бремя ответственности за отделение Крыма — за их поддержку Евромайдана и государственного переворота вкупе с их традиционной политикой двойных стандартов. И наконец стоит сказать, что Меморандум не предусматривает следующих ситуаций: Украина сама способствует нарушению своей территориальной целостности. Это выражается не только путем государственного переворота, но и антикрымской политикой Киева на протяжении более 20 лет. Население какой-либо части Украины изъявляет желание выйти из состава Украины. Меморандум не обязывает никого из подписантов препятствовать осуществлению права на самоопределение, то есть ни Россия, ни США, ни Великобритания не обязаны использовать военную силу для помощи Киеву в сохранении контроля на таким регионом. Как и в случае с Будапештским Меморандумом, ответственность за нарушение документа лежит на властях Украины, ибо ими были нарушены обязательства по уважению SD-права и соблюдению прав человека: Статья 3. Высокие Договаривающиеся Стороны строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права. Статья 11.
Высокие Договаривающиеся Стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости. Нарушение этого и ряда других положений Договора властями в Киеве ставит под сомнения их право ссылаться на обязательства России по этому договору. Договор о границе 2003 года 28 января 2003 года был подписан договор о российско-украинской государственной границе. Принято считать, что Россия его нарушила — ведь, признав крымский полуостров территорией Украины, Россия не имела права принимать в свой состав Крым и Севастополь. Первая часть утверждения Первая часть утверждения соответствует действительности — об этом заявил Владимир Путин в своей крымской речи : Сегодня можно открыто говорить, я хочу с вами поделиться деталями переговоров, проходившими в начале 2000-х годов. Тогда Президент Украины Кучма попросил меня ускорить процесс делимитации российско-украинской границы. До тех пор этот процесс практически не двигался. Россия вроде признала Крым частью Украины, но переговоров о делимитации границы не проводилось. Понимая все сложности этого процесса, тем не менее я сразу дал указание российским ведомствам активизировать эту работу — работу по оформлению границы, чтобы было понятно всем: соглашаясь на делимитацию, мы фактически и юридически признавали Крым украинской территорией, тем самым окончательно закрывали этот вопрос.
О том, что Крым не является предметом территориального конфликта межу Россией и Украиной Путин говорил еще в 2008 году, прямо заявляя, что «Крым не является никакой спорной территорией» [17]. Несмотря на то, что договор регулирует лишь сухопутную границу [13] , а урегулирование морской границы перекладывает на другие соглашения [14] , Крымский полуостров, согласно визуальным приложениям по ст. Вторая часть утверждения А вот со второй частью утверждения согласится нельзя — сецессия Крыма и Севастополя в 2014 году произошла по итогам референдума, а договор о государственной границе не наделен запрета права на самоопределение для населения приграничных территорий. Плюс нельзя забывать про иные юридические моменты — например, незаконную передачу Крыма в 1954 году см. Наконец необходимо напомнить почему Россия приняла решение признать крымский полуостров территорией Украины. Об этом рассказал Путин в той же речи: Мы шли навстречу Украине не только по Крыму, но и по такой сложнейшей теме, как разграничение акватории Азовского моря и Керченского пролива. Из чего мы тогда исходили? Исходили из того, что хорошие отношения с Украиной для нас главное, и они не должны быть заложником тупиковых территориальных споров. Но при этом, конечно, рассчитывали, что Украина будет нашим добрым соседом, что русские и русскоязычные граждане на Украине, особенно на её юго-востоке и в Крыму, будут жить в условиях дружественного, демократического, цивилизованного государства, что их законные интересы будут обеспечены в соответствии с нормами международного права.
Крым — это наше общее достояние и важнейший фактор стабильности в регионе. И эта стратегическая территория должна находиться под сильным, устойчивым суверенитетом, который по факту может быть только российским сегодня. Раз за разом предпринимались попытки лишить русских исторической памяти, а подчас и родного языка, сделать объектом принудительной ассимиляции. И конечно, русские, как и другие граждане Украины, страдали от постоянного политического и государственного перманентного кризиса, который сотрясает Украину уже более 20 лет. Первым делом новые так называемые «власти» внесли скандальный законопроект о пересмотре языковой политики, который прямо ущемлял права национальных меньшинств. Правда, зарубежные спонсоры этих сегодняшних «политиков», кураторы сегодняшних «властей» сразу одёрнули инициаторов этой затеи. Законопроект был отложен, отложен в сторону, но явно про запас. О самом факте его существования сейчас умалчивается, видимо, расчёт на короткую человеческую память. Но уже всем стало предельно ясно, что именно намерены в дальнейшем делать украинские идейные наследники Бандеры — приспешника Гитлера во время Второй мировой войны.
Большая часть государств — членов ООН не поддержало плебисцит о статусе Крыма. Провозглашение независимости Крыма 17 марта 2014 года Верховный совет республики принял постановление, согласно которому Крым был признан независимым суверенным государством. Помимо этого, в документе содержалось обращение к России с предложением принять Крым в состав России в качестве нового субъекта со статусом республики. Также в этот день крымский парламент переименовали в Государственный совет Республики Крым, а Севастопольский городской совет — в законодательное собрание. Госсовет Крыма постановил, что с 17 марта в республике «не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады и иных госорганов, принятые после 21 февраля 2014 года». Горсовет Севастополя единогласно принял решение о вхождении города в состав Российской Федерации в качестве отдельного субъекта.
Конституционный суд, в свою очередь, в Постановлении от 19 марта 2014 г. Итогом рассматриваемой нами процедуры стало принятие Федерального закона от 21 марта 2014 г. С марта 2014 года в России стало на 2 субъекта больше, а их общее количество составило 85. Этим же Федеральным конституционным законом до 1 января 2015 г. Стоит отметить, что процесс интеграции начался достаточно интенсивно. Указом Президента России от 21 марта 2014 г. Также в соответствии с Указом Президента России от 31 марта 2014 г. Севастополя в экономическую, фи- нансовую, кредитную и правовую системы» было образовано Министерство Российской Федерации по делам Крыма [14]. Таким образом, рассмотрев процедуру вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополь, можно сделать вывод, что трактовать эти события как аннексию ни с юридической, ни, следовательно, с какой-либо другой точки зрения недопустимо, поскольку в данном процессе были соблюдены основополагающие нормы как международного, так и внутригосударственного права. Все обвинения в адрес Российской Федерации лежат в политической плоскости и разумному легальному объяснению не подлежат. На основании действующего законодательства и принятых подзаконных актов начался активный процесс правовой, экономической и иной интеграции новых субъектов в пространство Российской Федерации. В таблице перечислены нормативные правовые акты за период с марта по начало мая 2014 г. Указ Президента России от 12. Кузнецов А. Основы международного публичного права. Конспект лекций: Учебное пособие. Указ Президента России от 05. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя от 11. Постановление «О независимости Крыма» от 17. Устав Организации Объединенных Наций, статья 2, пункт 4. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24. Указ Президента России от 17. Федеральный конституционный закон от 17. Постановление Конституционного Суда России от 19. Указ Президента России от 31. Решение Севастопольского городского Совета «О статусе города Севастополя» 17. Севастополя» 31.
Главы некоторых государств косвенно поддержали такую позицию, но не делали официальных заявлений. Подавляющее большинство стран и международных организаций считают Крым территорией Украины. Официальных нормативных актов о признании Крыма частью России не утвердило ни одно государство мира.
Крым в составе России: как изменился полуостров после присоединения к РФ
Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Официальных нормативных актов о признании Крыма частью России не утвердило ни одно государство мира. Но представители и главы некоторых стран фактически заявили о таком признании в своих заявлениях. Ряд высказываний и заявлений о признании Крыма российским регионом было сделано сразу в 2014 году, после проведения референдума: в марте 2014 года посол Никарагуа в России официально заявил о признании "волеизъявления населения Крыма", а впоследствии государство открыло свое консульство на территории полуострова в марте 2014 года о признании заявил власти Афганистана, однако дополнительных нормативных актов по этому вопросу не принималось в 2014 году Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил, что "де-факто Крым стал частью России…", но впоследствии также не подтвердил это документами С учетом высказываний глав и представителей государств, на конец 2022 года прямо или косвенно признали Крым частью России: Афганистан.
Этот процесс начался в 1783 году, когда Крым был аннексирован Российской империей по манифесту императрицы Екатерины II. В 2014 году парламент Крыма провозгласил независимость, а затем обратился к России с просьбой о включении в состав Российской Федерации. Однако данное событие не было признано большинством стран мира.
Реферат также рассматривает исторические и политические аспекты этого процесса. Тип: сравнение и анализ Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта История присоединения Крыма к Российской империи Рассмотрение процесса аннексии Крыма Российской империей в 1783 году после манифеста Екатерины II.
Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. Основные показатели результативности опроса 14 марта 2023 г.
Крым – наш. С 1783 года
6 марта 2014 года Верховный совет Крыма обратился к президенту России с просьбой включить республику в состав Российской Федерации в качестве ее субъекта. В этот день в 2014 году Крым и город-герой Севастополь официально вошли в состав РФ по результатам референдума. Но вхождение Крыма в состав России — дорога с двусторонним движением.
Присоединение к России Крыма в 2014 году: как это было?
Таким образом, соотнося эти два принципа, мы можем сделать вывод, что право народов на самоопределение стоит выше принципа территориальной целостности государства, если оно само не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов. В свою очередь, территориальная целостность государства может и должна подлежать защите лишь при условии фактического функционирования данного государства на основе свободного самоопределения народов в его составе и только против агрессивных действий других государств. Именно такой вывод следует из анализа соотношения международно-правовых норм. Тем не менее ряд государств, по нашему мнению, исключительно по политическим, а не юридическим причинам отказались признать легитимность референдума и его результаты - высшее воплощение народной воли. Более того, степень политизированности данной реакции отчетливо видна в сравнении с консультативным заключением Международного суда ООН от 22 июля 2010 г. Несмотря на то что данное решение суда не имеет обязательной юридической силы, признав легитимным одностороннее объявление независимости Косово, оно послужило институциональной, идеологической и политической основой признания самопровозглашенной автономии множеством государств, а также весьма опасным в мировом масштабе прецедентом.
В частности, в заключении содержатся следующие слова: «общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости и Декларация независимости от 17 февраля 2008 г. Сравнивая два примера о провозглашении независимости, отметим, что, в отличие от косовского, где решение было принято «всего лишь» парламентом, решение относительно судьбы Крыма принималось путем референдума, т. Проанализировав действия крымских властей и международный аспект исследуемого нами процесса, обратимся к нормам права России, регулирующим порядок принятия в Федерацию новых субъектов. На основании обращения Государственного Совета Крыма к ООН и международному сообществу о признании Республики суверенным независимым государством Президент России издал Указ от 17 марта 2014 г. Республика Крым в качестве суверенного и независимого государства 17 марта обратилась к России с предложением о принятии в состав Федерации в качестве нового субъекта со статусом республики.
Процедура принятия в состав Российской Федерации и образование в ней нового субъекта регулируется частью 2 статьи 65 Конституции и принятым в ее исполнение Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 данного закона «принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства право или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным межгосударственным договором» [12]. В соответствии с ним в Российской Федерации образовались два новых субъекта: Республика Крым, просуществовавшая в качестве независимого государства всего один день, и город федерального значения Севастополь. После подписания этого документа Президент России на основании пункта 4 статьи 7 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» обратился в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции нового международного договора. Конституционный суд, в свою очередь, в Постановлении от 19 марта 2014 г.
Итогом рассматриваемой нами процедуры стало принятие Федерального закона от 21 марта 2014 г. С марта 2014 года в России стало на 2 субъекта больше, а их общее количество составило 85. Этим же Федеральным конституционным законом до 1 января 2015 г. Стоит отметить, что процесс интеграции начался достаточно интенсивно. Указом Президента России от 21 марта 2014 г.
Также в соответствии с Указом Президента России от 31 марта 2014 г. Севастополя в экономическую, фи- нансовую, кредитную и правовую системы» было образовано Министерство Российской Федерации по делам Крыма [14]. Таким образом, рассмотрев процедуру вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополь, можно сделать вывод, что трактовать эти события как аннексию ни с юридической, ни, следовательно, с какой-либо другой точки зрения недопустимо, поскольку в данном процессе были соблюдены основополагающие нормы как международного, так и внутригосударственного права. Все обвинения в адрес Российской Федерации лежат в политической плоскости и разумному легальному объяснению не подлежат. На основании действующего законодательства и принятых подзаконных актов начался активный процесс правовой, экономической и иной интеграции новых субъектов в пространство Российской Федерации.
В таблице перечислены нормативные правовые акты за период с марта по начало мая 2014 г. Указ Президента России от 12. Кузнецов А.
Однако власти Автономной Республики Крым АРК , где преобладало русскоязычное население, отказались поддерживать оппозицию. Кроме того, в парламенте был зарегистрирован проект постановления о проведении в стране люстрации, внесенный депутатами от националистической партии "Свобода". МИД России выступил с заявлением, в котором выразил озабоченность звучащими в Раде "призывами к чуть ли не полному запрету русского языка, люстрации, ликвидации партий и организаций, закрытию неугодных СМИ, снятию ограничений на пропаганду неонацистской идеологии".
Акции протеста в Крыму 23 февраля 2014 года пророссийски настроенные жители полуострова, не желая признавать новое украинское правительство, начали бессрочную акцию протеста у здания Верховного совета республики. Основным требованием митингующих было отделение Крыма от Украины. В Севастополе также прошел митинг, в ходе которого главой города был избран предприниматель Алексей Чалый. Аналогичные акции прошли в Керчи и других городах Крыма, на полуострове стали формировать отряды самообороны. В результате беспорядков 2 человека погибли и более 30 получили ранения. Работа Верховного совета была блокирована.
На следующий день, после освобождения здания и возобновления работы парламента, депутаты отправили в отставку правительство Анатолия Могилева и назначили новым премьер-министром АРК лидера местного движения "Русское единство" Сергея Аксенова. Подготовка референдума о статусе Крыма 27 февраля 2014 года Верховный совет республики назначил дату проведения референдума по вопросу статуса Крыма - 25 мая того же года. В связи с обострением ситуации в регионе референдум о статусе Крыма решено было перенести на 30 марта. Депутаты горсовета Севастополя проголосовали за неподчинение киевским властям и за поддержку проведения в Крыму референдума о расширении статуса автономии. Декларация о независимости и референдум 6 марта 2014 года Верховный совет Крыма обратился к президенту России с просьбой включить республику в состав Российской Федерации в качестве ее субъекта. В тот же день власти Крыма назначили референдум на 16 марта.
Севастопольский городской совет принял постановление об участии в общекрымском референдуме. На общекрымский референдум 16 марта было вынесено два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ?
В результате беспорядков два человека погибли, более тридцати получили ранения.
Работа Верховного совета была блокирована, но уже на следующий день депутаты отправили в отставку правительство Анатолия Могилева и назначили новым премьер-министром АРК лидера местного движения "Русское единство" Сергея Аксенова. Далее ситуация в регионе обострялась, и референдум о статусе Крыма решили провести 30 марта. В этот же день Севастопольский городской совет принял постановление об участии в общекрымском референдуме.
Уделено внимание соцгарантиям и вопросам воинской обязанности и военной службы. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в ее составе новых субъектов Текст Федерального конституционного закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" www. N 66, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 12 ст. N 11 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Федеральный конституционный закон от 10 июля 2023 г.
N 4-ФКЗ Изменения вступают в силу с 10 июля 2023 г. Федеральный конституционный закон от 14 июля 2022 г. N 4-ФКЗ Изменения вступают в силу с 14 июля 2022 г. N 3-ФКЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г. Федеральный конституционный закон от 1 мая 2022 г. N 2-ФКЗ Изменения вступают в силу с 1 мая 2022 г. Федеральный конституционный закон от 1 июля 2021 г.
N 3-ФКЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г. Федеральный конституционный закон от 11 июня 2021 г.
Присоединение Крыма к России
Манифест о присоединении Крыма к Российской империи издала еще Екатерина Великая. Председатель Президиума ВС УССР енко определил вхождение Крыма в состав Украины как «исключительно замечательный акт братской помощи». Заявления о том, что отделение от Украины и вхождение в состав России Республики Крым произошло вразрез с конституцией Украины, не влияют на правильность вывода о соответствии этого процесса международному праву. Верховный Совет Крыма и Севастопольский городской совет назначают референдум о вхождении в состав России на 16 марта 2014 года. На начало присоединения Крыма к Российской Федерации их контингент, по российским данным, составлял около 16 тысяч человек, ещё 9 тысяч человек были доставлены на полуостров по воздуху во время начавшихся событий[226]. По его словам, вхождение Крыма и Севастополя в состав России стало «результатом укрепления государства изнутри».
Пять лет дома — годовщина возвращения Крыма в состав России
На этом фоне у ряда крымчан имеются затруднения с получением российского гражданства. Плохая сотовая связь. Технологическая блокада. Для того чтобы зарегистрировать свой аккаунт в Гугле, крымчанам приходится обращаться за помощью к друзьям, которые проживают на материковой России. В 2015 году были попытки начать здесь работу у «Крайинвестбанка», но уже в 2017 году он был вынужден уйти с полуострова. В центре улицы чистые, но ситуация с мусором в микрорайонах плачевная. Очень грязно и на пляжах. Не решена проблема крупных крымских долгостроев.
Например, в Керчи уже более 10 лет идет ремонт театра им. Местная труппа вынуждена ютиться в ДК «Корабел». Последний раз капитальный ремонт во Дворце культуры производился в середине восьмидесятых. Примерно та же ситуация наблюдается с городским парком: отреставрирован был только центр. Позже сказалось отсутствие финансирования — создается впечатление, что рабочие просто побросали инструменты и ушли. Путешествовать крымчанам сложнее, чем материковым россиянам. Трудности возникают при попытке получения визы в Европу и США.
Работа в Крыму По сравнению с депрессивными регионами России, в Крыму довольно высокий уровень жизни. Подробнее о зарплатах в Крыму можно узнать пройдя по данной ссылке. В основном, местные жители задействованы в морской и торговой отрасли. Женщины работают в сфере образования и торговли. Мужчины ходят в море, трудятся на заводах. Наиболее востребованные сферы, в которых можно найти работу в Крыму — транспорт, строительство и торговля.
В 1954 году этого сделано не было. А значит, данные акты не имеют юридической силы с момента их принятия. Глава 2. Проблема статуса Крыма после распада СССР Отклоняя январскую 1992 года инициативу Верховного Совета Российской Федерации одновременно с Россией рассмотреть вопрос о конституционности решений 1954 года, Верховный Совет Украины расценил это обращение как дестабилизирующее общественно- 12 политическую ситуацию на Украине и в России. В заявлении имеется ссылка на ст. Но в данном Договоре сторонами являются две республики, входившие в состав одного и того же федеративного государства! В настоящее время положение коренным образом изменилось, поскольку субъекты Договора стали суверенными государствами. Среди основных аргументов, которыми украинская сторона оперирует в обоснование своих прав на территорию Крыма, также следует упомянуть: — ст. Все эти аргументы «не работают», поскольку юридически значимых документов, включивших Крым или Севастополь в состав государственной территории Украины, не существует. Цессия передача суверенитета от одного государства другому по соглашению между ними требует заключения между соответствующими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права. Несостоятельны и другие ссылки, в том числе на Хельсинский Заключительный акт, на который, кстати, в обоснование своей позиции в пользу украинской принадлежности Крыма и Севастополя, ссылался и Министр иностранных дел РФ И. Хельсинский акт специально зафиксировал принцип, согласно которому государства-участники считают, что «их границы могут изменяться в соответствии с международным правом мирным путем и 13 по договоренности». Таким образом, правовая оценка решений высших органов государственной власти СССР и РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году, как изначально ничтожных в силу неконституционности, остается оценкой политически назревшей, исторически справедливой и юридически обоснованной. Административное управление территорией Крымской области, которое осуществляла Украина, и суверенитет России над Крымом, который никому не передавался, — понятия абсолютно не равнозначные. В настоящее время представляется крайне важным вопрос о соответствии актов 1954 года о передаче Крыма в состав Украины Конституции Российской Федерации. Российская Федерация — Россия вправе осуществлять свой суверенитет в границах, существо- 14 вавших до вступления в силу Договора об образовании СССР 1922 года. До настоящего времени это постановление не принято. В пункте 2 признается необходимым урегулировать вопрос о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения. Постановление было принято в период резкого нарастания напряженности в Крыму, обострения конфликта между руководством Крыма и руководством Украины. Незадолго до принятия этого Постановления, 6 мая 1992 года, Верховным Советом Крыма была принята Конституция Республики Крым, некоторые статьи которой находились в явном противоречии с действовавшей тогда Конституцией Украины и Декларацией о государственном суверенитете Украины. В частности, ст. Впоследствии положение Конституции Крыма о договорном характере отношений между Крымом и Украиной было отменено, затем его действие было восстановлено Законом Республики Крым «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым», действие которого в свою очередь было приостановлено соответствующим постановлением Верховного Совета Украины от 20 мая 1994 года. Также в противоречии с Конституцией Украины и Законом «О гражданстве Украины» находилась глава 6 Конституции Крыма, регулировавшая институт гражданства Республики Крым и предусматривавшая, в частности, возможность иметь двойное гражданство по взаимному соглашению Республики Крым с другими государствами ч. В соответствии с Законом «О гражданстве Украины», в Украине существует единое гражданство, а двойное гражданство допускается на основе двухсторонних международных договоров. В этих условиях Постановление Верховного Совета Российской Федерации фактически отрицающее правомерность нахождения Крыма в составе Украины и подтверждающее необходимость реше- 15 ния проблемы его принадлежности на основе волеизъявления народа Крыма, могло бы стать основой для формирования твердой и последовательной позиции России по вопросу о принадлежности Крыма. К сожалению, нараставший в тот период конфликт между законодательной и исполнительной властью в Российской Федерации не позволил предпринять дальнейшие шаги в этом направлении. В тот момент, когда Крым так нуждался в поддержке России, он был в очередной раз «сдан» российской властью. В июне 1992 года Президентом Украины было отдано распоряжение паспортной службе приступить на территории Республики Крым и в городе Севастополе к проставлению в паспортах жителей Крыма штампов с "тризубцами" - «гражданин Украины». Вопрос об украинском гражданстве населения Республики Крым также представляется спорным, поэтому на нем целесообразно остановиться особо. При определении гражданства крымчан власти Украины исходили и продолжают исходить из того, что жители полуострова якобы автоматически приобрели украинское гражданство в момент передачи бывшей Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР в 1954 году. Следовательно, все они столь же автоматически переходят в разряд граждан Украины после объявления ею независимости и ликвидации Союза ССР в результате Беловежских соглашений от 8 декабря 1991 года. Подобный подход представляется неверным, не имеющим под собой достаточных правовых оснований безотносительно конституционности или неконституционности решений 1954 года по Крыму по нижеследующим соображениям. Все они были и оставались гражданами СССР.
Президент страны В. Янукович откладывал подписание договора об ассоциации с Евросоюзом. Это и послужило поводом для выхода людей на улицы. Начавшаяся со студенческого митинга акция переросла в мощное движение. Десятки тысяч людей организовали палаточный городок в центре Киева, начали занимать административные здания, жечь шины. Постепенно мирный митинг превратился в жесткое противостояние между демонстрантами и милицией. Появились первые жертвы с обеих сторон. Одновременно в западных областях Украины начались акции против существующей власти, назначались свои руководители городских и областных советов, рушились памятники Советского режима. Государственный переворот на Украине В феврале 2014 года акция в Киеве, которая стала называться Евромайдан, достигла своего пика. Неизвестными снайперами были убиты десятки протестующих и правоохранителей. Оппозиция и лидеры протестного движения совершили переворот, президент Янукович с семьей бежал из страны. К власти пришли прозападные лидеры, агрессивно настроенные против русских, России, Советского Союза. Незаконные вооруженные формирования начали перемещаться из Киева в регионы. На юго-востоке страны начались ответные массовые акции против нового режима. Крым: от демонстраций к референдуму Кризис украинской власти в феврале 2014 года привел Крым к необходимости определить свою дальнейшую судьбу. Принятие новой власти на Украине означало разрыв исторической, культурной, социальной связи полуострова с Россией. Совершившие переворот в Киеве силы недвусмысленно враждебно и агрессивно высказывались о русских, в том числе проживающих в Крыму. В Севастополе, Симферополе, Керчи и других городах начались протесты против новой власти в Киеве, угнетения русского языка, навязывания своей истории, приезда вооруженных агрессивных сторонников Евромайдана, разрушения памятников советского времени. Надо, однако, сказать, что часть населения Крыма поддерживала пришедших к власти лидеров и в целом акцию в центре столицы Украины. В основном согласие с новой властью выразили крымские татары. Защищая свои ценности, культуру, быт и безопасность жители Крыма объявили о желании провести референдум, на котором определить волю большинства граждан полуострова: остаться под властью Украины или присоединиться к России. Подготовка, реализация и итоги референдума 2014 года Дата проведения референдума о судьбе Крыма была назначена на 25 мая. Пока на полуострове проводилась активная подготовка, на Украине, США и странах Европы обсуждался вопрос незаконности такого референдума, заранее говорили о непризнании его результатов. Позднее на фоне разрастающегося кризиса на Украине дата голосования была перенесена уже на 16 марта. Крымчане осознавали судьбоносность референдума. Это была еще не дата присоединения Крыма к России, но сейчас именно день 16 марта предлагается сделать праздничным днем на полуострове.
Тогда местные жители провели референдум за превращение области в автономию. Эти результаты закрепил указ Верховного Совета СССР, который отменил документ о ликвидации автономии полуострова в 1945 году. Однако еще до выхода этого указа, 12 февраля 1991 года, Верховный совет Украинской ССР принял закон , восстановивший автономию «в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР». Первый памятник В. Ленину на набережной в Ялте, 1939 год А в сентябре 1991 года, когда стало понятно, что до распада СССР осталось недолго, Верховный Совет Крыма принял декларацию о государственном суверенитете автономии. Но уже в марте 1995 года ее упразднили, а Конституцию — отменили. Такое решение в одностороннем порядке приняли Верховная Рада и президент Украины. Спустя еще три года, в декабре 1998-го, была введена в действие новая Конституция Крыма, а также появилось новое название — Автономная Республика Крым, которая входила в состав Украины. В таком статусе регион оставался до событий 2014 года. Вместо этого он хотел провести более углубленную интеграцию с РФ. Однако такое решение вызвало масштабные акции протеста — сперва в Киеве, а затем по всей Украине. Вечером 21 ноября 2013 года недовольные решением своего президента украинцы вышли на Майдан Незалежности в Киеве. Тысячи человек требовали продолжить работу над соглашением с ЕС, а также выступали против вхождения Украины в Таможенный союз РФ, Казахстана и Белоруссии. Так начался крупнейший политический кризис на территории всего постсоветского пространства — Евромайдан Уже к утру 22 ноября, вопреки запрету суда, на площади появились первые палатки. А к 24 ноября бессрочный митинг стал действительно массовым, собрав несколько десятков тысяч протестующих. Однако к 29 ноября у недовольных остались всего несколько сотен человек — стало понятно, что Украина и ЕС не подпишут соглашение. Несмотря на то что число протестующих сократилось, в ночь на 30 ноября спецподразделение «Беркут» МВД Украины ликвидировало палаточный лагерь. Между протестующими и милицией произошли столкновения, в результате 34 человека были задержаны, еще 79 — получили травмы. Эти действия вызвали новый виток возмущений в обществе: на акцию, которая состоялась 1 декабря, вышли порядка 500 тысяч человек. Полиция не смогла сдержать протестующих, и они заняли площадь Независимости, здание городской администрации, а также Дом профсоюзов — последний стал их штабом В то же время другая группа митингующих двинулась на Банковую улицу, именно там находятся все правительственные здания. Как выяснилось позже, в толпе было множество участников националистических группировок. С собой они несли дубинки, цепи и газовые баллончики, а лица прятали под балаклавами. Разогнать протестующих с Банковой улицы смогли только к ночи, когда на помощь правоохранителям пришли отряды «Беркута». Однако митингующие не покинули площадь Независимости, и вскоре там появился палаточный лагерь, окруженный баррикадами со всех сторон. В то же время начали формироваться так называемые сотни самообороны — на пике протестов их членами были 10-12 тысяч человек, в том числе националисты, футбольные фанаты и ветераны Афганистана. Изме нились и требо вания протестующих: их уже не так волновал отказ правительства от сотрудничества с ЕС. Вместо этого главной целью стала отставка Януковича с поста президента, а также уход всей его команды.
Девять лет Крым с Россией: как возвращение в родную гавань изменило жизнь полуострова
Международное право нарушила не Россия, а Украина. Запад, в первую очередь США и НАТО, назвал это аннексией и нарушением международно-правовых норм и начал свою агрессивную политику по отношению к России. Именно этим оправдывают санкции, наращивание вооружений и размещение войсковых соединений на российских границах. Запад утверждает, что конфликт на Украине — как начало новой холодной войны — спровоцировала Россия.
Однако хронология событий доказывает кое-что другое. Было ли присоединение Крыма к России аннексией? Согласно международному праву, аннексией называется насильственное присоединение территории одного государства к другому государству, обычно с применением военных средств.
Таким образом, возникает вопрос, действительно ли можно назвать отделение Крыма, произошедшее без единого выстрела, аннексией с точки зрения международного права. По этой теме юрист и философ права, член немецкого Совета по этике Райнхард Меркель Reinhard Merkel в апреле 2014 года написал подробную статью в газете «Франкфуртер альгемайне» Frankfurter Allgemeine Zeitung. Аннексии нарушают запрет на применение насилия в межгосударственных отношениях — основополагающую норму правового миропорядка.
В таком случае они, в соответствии со статьей 51 Устава ООН, дают право подвергшемуся нападению государству применить военную силу в целях самообороны и запросить помощь третьих государств. Если бы при присоединении Крыма речь шла об аннексии, то Украина была бы вынуждена обороняться от Российской Федерации, а третьи страны, например, США, имели бы право прийти ей на помощь без мандата ООН. Это означало бы открытую войну против России — но этого не произошло.
Потому что аннексии просто не было. Райнхард Меркель в связи с этим предостерегает от слишком вольной трактовки термина «аннексия» и приходит к выводу: «Конечно, это абстрактное определение дает большое пространство для трактовки. И одна из трактовок позволяет Западу обвинять Россию в агрессивных действиях, которыми он оправдывает собственное возмущение.
Он вступил в силу 21 марта — с даты его ратификации Федеральным Собранием. Ещё через 2 недели между Крымом и Украиной была установлена государственная граница РФ. Хотя Правительство Украины не признает этот документ, но в России юридически считается, что два новых субъекта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь — вошли в состав РФ, на их территории действуют российские законодательные акты. В честь этого важного события установлен праздник — День воссоединения Крыма с Россией. Сегодня, 27 апреля в истории: 1908.
Здесь, однако, должен быть полностью соблюден закон, прежде всего наша Конституция, где уже больше 20 лет назад предельно четко прописан порядок вхождения территорий в состав России. Главные условия неизменны — добровольность и соблюдение прав человека на территории того государства или его части, которые стремятся к присоединению. Важно подчеркнуть: на стороне проявляющих свою волю народов находится и международное законодательство, которое гарантирует им право на самоопределение. Было уже не раз сказано, что и правовая система, и исполнительная власть РФ готовы к появлению у нас новых регионов. За которую все эти годы боролись русские люди Донбасса, особенно последние 8 лет — боролись, не щадя своей жизни, своего здоровья, к горькому сожалению, теряя близких и родных. Но они точно знали и знают, за что они борются, а сегодня и Россия борется вместе с ними. За право быть дома, говорить и думать свободно, трудиться для себя и Родины, почитать предков и жить, продолжая их дело. Поздравляю от всего сердца жителей Донецкой и Луганской Народных республик, Запорожской и Херсонской области, всех россиян с этим эпохальным событием! Конечно, нам понадобится еще много сил, энергии, чтобы окончательно освободить территории, чтобы заново наладить и отстроить мирную жизнь. Это будет продолжение тернистого пути, на котором нам будут создавать страшные преграды, но мы их преодолеем. Очень символично, что это происходит в день памяти почитаемых в нашей стране мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Согласно версии «Центра журналистских расследований», Леонид Слуцкий заявил своим собеседникам в Крыму, что Госдума готова подумать о присоединении Крыма к России, и сообщил о начале выдачи российских паспортов по упрощённой процедуре. Утром 25 февраля группой крымской интеллигенции было подписано составленное накануне «Письмо пятнадцати», в котором говорилось о необходимости скорейшего проведения референдума о статусе Крыма. На пост премьер-министра он предложил кандидатуру Сергея Аксёнова, лидера партии «Русское единство». В ночь с 26 на 27 февраля несколькими группами вооружённых людей были заняты здания Верховного Совета и Совета министров АР Крым в Симферополе. Над зданиями были подняты российские флаги, перед зданиями были сооружены баррикады. Также ранним утром 27 февраля были установлены блокпосты на Перекопском перешейке и Чонгарском полуострове, через которые осуществляется сухопутное сообщение между Крымом и материковой Украиной. Этот день ознаменовал начало активных и решительных действий пророссийских сил, закончившихся присоединением Крыма к России. Это решение, требовавшее, согласно Конституции Украины и Конституции АРК, согласования с президентом Украины, не было признано новыми украинскими властями. По официальным заявлениям крымских властей, назначение Аксёнова премьером было согласовано с Виктором Януковичем, которого крымские власти продолжали считать де-юре президентом Украины и через которого им удалось договориться о российской помощи. Верховный совет Автономной Республики Крым объявил о проведении все крымского референдума о статусе автономии и расширении её полномочий. С соответствующим обращением к гражданам Крыма выступил президиум Верховного совета. Согласно принятому крымским парламентом постановлению, на референдум предполагалось вынести вопрос: «Автономная республика Крым обладает государственной самостоятельностью и входит в состав Украины на основе договоров и соглашений да или нет ». Голосование было запланировано на 25 мая 2014 года. В газете Верховного совета АРК «Крымские известия» от 28 февраля заявлялось, что в вопросе референдума нет положений об отделении АРК от Украины, а целью голосования является «усовершенствование статуса АРК, чтобы права автономии были гарантированы при любых изменениях центральной власти или Конституции Украины. Все предпринятые шаги направлены на то, чтобы с автономией считались, разговаривали и согласовывали решения центральных органов власти». С опубликованием документа постановление крымского парламента о проведении референдума 25 мая вступило в силу. В тот же день Путин внёс в Совет Федерации обращение об использовании Вооружённых Сил России на территории Украины «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране». Совет Федерации дал своё согласие на использование российских войск на Украине. В начале марта российскими военнослужащими и крымскими отрядами самообороны были блокированы все военные объекты украинских вооружённых сил в Крыму. Перед украинскими военными был поставлен ультиматум: «или перейти на сторону крымской власти, или сложить оружие, или уехать» с территории полуострова, в противном случае им был обещан штурм воинских частей. В условиях отсутствия четких приказов из Киева, военнослужащие Украины не оказали вооруженного сопротивления российским войскам, что позволило последним захватить без боя украинские военные базы и гарнизоны на полуострове. Тем не менее, российское руководство долгое время отрицало причастность российских военнослужащих к событиям в Крыму, признав своё военное вмешательство лишь после присоединения Крыма к РФ. По словам Сергея Аксёнова, решение было вызвано тем, что «конфликт вышел за пределы разумного». В начале марта, как признал Путин 10 апреля, в Крыму для выяснения настроений людей были проведены тайные социологические опросы, в ходе которых было выяснено, что подавляющее большинство жителей выступают за присоединение к России. После получения результатов тайных опросов Путиным были приняты окончательные решения о присоединении Крыма. На референдум были вынесены два вопроса: присоединение Крыма к России на правах субъекта федерации или восстановление Конституции 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Возможность отрицательно ответить на оба вопроса и сохранить статус-кво Конституцию Автономной Республики Крым 1998 года организаторами референдума не предусматривалась. Вопрос, получивший большинство голосов, считается выражающим прямое волеизъявление населения Крыма. Эту информацию огласила спикер Валентина Матвиенко на встрече с крымской делегацией. В соответствии с декларацией, в случае принятия на референдуме решения о присоединении к России, Крым будет объявлен суверенной республикой и именно в таком статусе обратится к Российской Федерации с предложением о принятии на основе соответствующего межгосударственного договора в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации. Референдум был проведён в назначенный день, несмотря на противодействие властей Украины. С аналогичным обращением выступил и Севастопольский горсовет, предложивший России принять Севастополь в состав РФ как город федерального значения. В тот же день президент Путин подписал указ о признании независимости Республики Крым и одобрил проект договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта, но временно применялся с даты подписания. На срок до 1 января 2015 года в Крыму был введён переходный период, в течение которого, в соответствии с Договором о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию, требовалось урегулировать вопросы интеграции Республики Крым и Севастополя в Россию. Был также принят федеральный конституционный закон о присоединении Крыма к России, предусматривающий, в частности, соответствующие изменения Конституции РФ. В тот же день был образован Крымский федеральный округ КФО. Первые медали были вручены 24 марта 2014 года. Правовая сторона вопроса В рамках законодательства РФ Согласно действующей Конституции РФ статья 65, часть 2 , «принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом», согласно которому принятие в состав РФ в качестве нового субъекта «иностранного государства или его части» осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства. Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории «иностранного государства» должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ. По мнению одного из авторов российской конституции и бывшего депутата Государственной думы Виктора Шейниса, в случае утверждения поправок Миронова принятие Крыма в состав РФ не нарушило бы нормы российского права, однако стало бы серьёзным нарушением международного права, «чего не требуется ни российскому государству, ни российскому обществу». К тому времени, в связи с принятием 11 марта декларации о независимости Крыма, необходимость в принятии поправок отпала. Закон о принятии новых субъектов в состав РФ предусматривает, что в случае принятия территории в состав РФ ей должен быть предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа однако не города федерального значения, как произошло с Севастополем. Конституционный суд России, сославшись на статью 5 Конституции, счёл допустимым принятие Севастополя в состав России как города федерального значения, однако не объявил напрямую, является ли в принципе установленное законом ограничение сохраняющим свою силу или же оно отменено как неконституционное. Российский юрист, член Общественной палаты Российской Федерации Елена Лукьянова, говоря о оценке действий Конституционного суда, предусмотренных законодательством при принятии части иностранного государства в свой состав, — проверку на соответствие не вступившего в силу международного договора Конституции, назвала восемь случаев нарушения судом собственных процедур. В ответ глава Конституционного суда России Валерий Зорькин сослался на то, что «столетиями и даже тысячелетиями Россия была скрепляема высшими духовными скрепами, называвшимися по-разному в разные времена. Будучи скреплена этими скрепами, она могла относиться к скрепам правовым с большим или меньшим пренебрежением». По его мнению, «когда «вооруженный майданный десант» из Киева был готов отправиться в Крым, было уже не до «строгого юридического крючкотворства». В рамках международного права Российское руководство, обосновывая присоединение Крыма, ссылается на Устав ООН и Декларацию 1970 года о принципах международного права, закрепляющие право на самоопределение, в том числе «свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним», которое, по мнению РФ, было реализовано «в экстремальных условиях невозможности реализации населением Крыма права на самоопределение в рамках Украины, усугубившихся приходом к власти незаконных властей, которые не представляют весь украинский народ», а также на прецедент с признанием одностороннего провозглашения независимости Косова. Кроме того, Россия заявляет, что не превышала предельную численность войск в Крыму, установленную в соглашениях по Черноморскому флоту, и «не нарушала» их. Украинское руководство, со своей стороны, рассматривает действия России по присоединению Крыма как прямое нарушение Будапештского меморандума, которым Россия, Великобритания и США подтвердили Украине своё обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве, которым РФ и Украина обязались уважать целостность друг друга и признавали существующие между ними границы, и Договора о российско-украинской государственной границе, согласно которому Крым признаётся неотъемлемой частью Украины. Венецианская комиссия, являющаяся консультативным органом Совета Европы по конституционному праву, признала нелегитимным референдум в Крыму, придя к выводу, что он нарушил кроме Конституции Украины ещё и базовые международные принципы относительно территориальной целостности и суверенитета субъектов международного права. Мнение об отсутствии в уже состоявшемся к тому моменту присоединении Крыма к России признаков аннексии в международно-правовом смысле впоследствии отстаивалось в газете «Frankfurter Allgemeine» доктором юриспруденции профессором Гамбургского университета Райнардом Меркелем, который, тем не менее, квалифицировал действия России в Крыму как военное нападение на Украину. Немецкий профессор права Отто Лухтерхандт полагает, что с точки зрения международного права автономный статус республики Крым с его особыми полномочиями, фактически уже «исчерпывает» право на самоопределение. Также немецкий юрист отметил, Россия не могла включить в свой состав Крым, не нарушив взятых на себя международных обязательств и норм собственного законодательства. Лухтерхандт сослался на пункт 4 статьи 15 Конституции РФ, гласящей что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Президент Института международного права и Школы права Таллинского университета Рейн Мюллерсон назвал главной предпосылкой «украинской трагедии» деградацию системы международного права, происходившую в течение последних лет по вине западных стран и проявившуюся, в частности, в их вмешательстве в украинский политический кризис, а главными ответственными за события на Украине — все украинские власти, начиная с 1991 г. Тем не менее Мюллерсон расценил произошедшее в Крыму как акт агрессии, поскольку действия российских войск в Крыму нарушали российско-украинские соглашения по Черноморскому флоту. По его оценке, референдум 16 марта был противоречащим международному праву именно в силу нарушения Россией принципа неприменения силы или угрозы силой против иностранного государства, а не в силу нарушения Конституции Украины или «меньшей применимости принципа самоопределения народов к Крыму, чем к Шотландии или Квебеку», и даже «искреннее желание крымчан присоединиться к России, выраженное, среди прочего, на референдуме 16 марта, не делает его законным.
Какие страны признали Крым российским на сегодня
Вхождение в состав Российской империи принесло мир на землю, являющуюся объектом непрерывных вооруженных стычек и раздоров. В комментарии РИА Новости он отметил, что детальное изучение вопроса показывает, что Крым никогда не выходил из состава Российский Федерации, границы которой не менялись в 1954 года, а значит и в 2014-м. Но вхождение Крыма в состав России — дорога с двусторонним движением. Парламент Крыма также принял принципиальное решение о вступлении в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации. Вхождение в состав Российской империи отмечали скачками и пушечным салютом. Статья посвящена актуальным вопросам международного и конституционного права, касаю щимся вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации.