В Болгарии не прекращается борьба с памятниками советской эпохи. После начала спецоперации на Украине радикальны разрисовала антироссийскими лозунгами монумент русскому солдату Алёше в Бургасе.
Память жива, пока стоит «Алёша». Как создавался знаменитый памятник?
Верховный суд Болгарии постановил, что монумент «Алёша» – это памятник Второй мировой войны и он не может быть разрушен. Зачем «Алёше» хранить такую Болгарию, в которой министр призывает вымарать упоминания о помощи России из учебников истории? Верховный суд Болгарии постановил, что монумент «Алёша» – это памятник Второй мировой войны и он не может быть разрушен. Памятник «Алёша» в Болгарии. История создания памятника "Алеша" 9 сентября 44 года вместе с советскими войсками Алеша вступил в Болгарию. Власти Болгарии демонтировали памятник советскому солдату-освободителю «Алеша» в Пловдиве.
Обманул смерть
- История создания памятника Алеша
- История «Алеши»
- Памятник «Алёша»
- История создания памятника "Алеша" |
- «Стоит над горою Алёша, в Болгарии русский солдат…»
В Болгарии намерены перенести памятник советскому солдату «Алеша»
Местным партизанам он запомнился как русский богатырь, спортсмен и разведчик, из-за ранения переведённый в связисты. Он мог запросто посадить себе на плечи двух местных барышень и пойти с ними танцевать. Болгарские партизаны передали скульптору Василу Радославову фотографию Скурлатова, когда власти города в честь десятилетия освобождения решили поставить памятник. Скурлатов и не знал, что ему посвятили монумент, пока его не пригласили на церемонию открытия. Скромность, негромкость «Алёши» так подкупала, что советский поэт Константин Ваншенкин и композитор Эдуард Колмановский написали песню, ставшую почти гимном города Пловдив: «Белеет ли в поле пороша Иль гулкие ветры шумят, Стоит над горою Алёша — В Болгарии русский солдат». Эту песню мы учили в советских школах.
До этого Болгария считалась одним из главных союзниц Кремля, и негласно носила титул «16-й советской республики». Софийские чиновники утверждают при этом, что все элементы памятника сохранят и отреставрируют, чтобы затем передать в экспозицию Музея социалистического искусства.
Долгие годы этот памятник, как и другие многочисленные памятники Советской армии, установленные в Болгарии, неоднократно становился жертвой вандалов. Фигуры советских солдат часто раскрашивали то в цвета украинского флага, то в алый цвет, символизирующий кровь. Болгарские СМИ пишут, что против сноса монумента власти протестовали и простые граждане и депутаты парламента от пророссийских Социалистической партии БСП и партии «Возрождение». Обе они заявляют, что действия властей незаконны.
Сейчас она почернела. Однажды ездил с женой на курорт в Варну. Чаще вспоминает встречи с фронтовыми друзьями по Белоруссии, Украине.
Теперь не ездит. На что поедет наш герой? На вопрос журналистки, переживал ли он, когда рушили памятник Алеше, Алексей Иванович ответил: «Нет, меня это не касаемо. Никогда не волновало. Сами поставили, сами и снять могут». Встретиться друзьям довелось лишь через много лет после войны. Алексей Иванович вернулся на Алтай, работал трактористом-механизатором.
Слушая по радио песню «Стоит над горою Алеша... Болгарское телевидение создало фильм об Алеше. Алексей Иванович Скурлатов стал получать сотни писем со всех концов России и Болгарии, его приглашали на встречи учащиеся школ и студенты вузов. Если Алеша в годы войны спас Пловдив, то спустя десятилетия уже Пловдив спас памятник освободителю: в конце 80-х годов местные националисты требовали снести каменного Алешу. Вандалы обливали монумент черной краской. Мэр города Пловдива объявил Алешу своим личным врагом и поклялся разобрать этот «символ коммунизма». Когда стало ясно, что снести мраморный памятник будет трудно, мэр и его сподвижники решили переделать его в гигантскую бутылку кока-колы...
Городское собрание депутатов, которое в свое время утверждало песню «Алеша» гимном Пловдива, решило снести памятник как символ оккупационной армии. Пловдивчане же встали на защиту «своего Алеши». Около памятника русскому воину-освободителю были организованы круглосуточные дежурства, на площади города одна за другой проходили демонстрации в его защиту. Русские ветераны, проживающие в Болгарии, пригрозили публично сжечь себя, если памятник Алеше будет уничтожен... Когда над каменным Алешей нависла беда, патриоты решили организовать сбор пожертвований, чтобы выкупить у мэрии землю, где расположен холм Бунарджика с памятником. Пожилые болгарки сплели Алеше гигантскую «мартиницу», традиционный символ здоровья и долголетия, которую по обычаю подносят родственникам и друзьям 1 марта, и повесили ее на груди 17-метрового каменного исполина. А местная пенсионерка Ани Минчева всерьез надумала «усыновить» знаменитого Алешу.
Дабы решить этот юридический казус, одинокая женщина наняла даже адвоката. Старушка хотела завещать Алеше свою квартиру в центре Пловдива. Бабушка Ани полагала, что денег, вырученных от аренды, вполне хватит для поддержания памятника советским воинам-освободителям в пристойном состоянии.
Журналисты в доме Нелли Куйруковой сейчас частые гости. Никому не отказывает, в надежде на то, что с помощью СМИ удастся и в четвертый раз отстоять гранитного Алешу — памятник советскому воину-освободителю. Болгары собирали деньги на памятник, болгары его строили, помогали русские. Все это сделано руками болгар. И вдруг вот так", — возмутилась дочь легендарного фронтовика Алексея Скурлатова. Она много рассказывала о том, с какой любовью народ Болгарии относился к нашим фронтовикам. Алтайского Алешу в Пловдиве встречали очень тепло: рядовые жители к ногам бросали розы, власти города — награждали.
Алёша (памятник
Ведь мы живем в Болгарии, а не в России, нужно, чтобы на этом месте стоял памятник болгарскому национальному герою, а не русскому Алеше".Однако, по словам председателя городского совета Бургаса, заявка не соответствует некоторым требованиям. В конце 1980-х годов в Болгарии появились призывы к сносу памятника «Алёша» в Пловдиве. На сегодняшний момент точку в этой истории поставил Верховный суд Болгарии, присвоивший монументу статус «Памятник Второй Мировой войны». Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал В Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам — «Алеши».
Память жива, пока стоит «Алёша». Как создавался знаменитый памятник?
По его мнению, перемещение «Алеши» с холма Освободителей станет «моральным актом во славу болгарской истории и в память о жертвах тоталитарного коммунистического режима». Он также отметил, что монумент не является частью культуры и истории Пловдива, а его внушительные масштабы напоминают об «оккупации Болгарии СССР» в тоталитарный период. Детальное обсуждение инициативы запланировано на 17 января, заключается в статье.
Это очень человечный монумент. Никакого пафоса — просто стоит усталый пехотинец в плащ-палатке и тяжёлых сапогах на холме над городом и невесело думает, сколько же ещё ему предстоит прошагать по чужим дорогам до конца этой проклятой войны. И хотя официально скульптурная композиция в неё входят ещё и два барельефа, украшающие постамент называется «Памятник Советской армии», все там знают, что это Алёша, рядовой Алексей Скурлатов, что прокладывал телефонную связь.
Местным партизанам он запомнился как русский богатырь, спортсмен и разведчик, из-за ранения переведённый в связисты. Он мог запросто посадить себе на плечи двух местных барышень и пойти с ними танцевать. Болгарские партизаны передали скульптору Василу Радославову фотографию Скурлатова, когда власти города в честь десятилетия освобождения решили поставить памятник.
Инициатива создания этого монумента целиком исходила от болгарского народа, без всякой рекомендации «сверху», то есть «Алёша» истинно народный памятник. Еще в 1948 году у жителей города Пловдив родилась идея соорудить на холме Буранджик он же «Холм Освободителей» мемориал в честь советских воинов и 9 мая этого же года была сделана символическая кладка основания памятника.
Так же был создан Общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам, в состав которого входили общественные деятели, архитекторы, художники, писатели, преподаватели. Возглавлял его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. Комитет организовывал различные мероприятия, связанные с популяризацией идеи, выбором места для памятника, сборы средств среди жителей Пловдива. В 1949 году был объявлен общеболгарский конкурс проектов будущего памятника, в котором приняли участие десять творческих коллективов состоявших из именитых болгарских скульпторов, художников и архитекторов. Так как уровень заявленных работ был высок, комиссия не смогла сразу принять решение о том, что же будет стоять над Пловдивом.
После долгих споров выбрали два варианта: «Красный богатырь» и «Победа».
С комментариями по этому поводу выступала официальный представитель МИД России Мария Захарова: «В связи с происшествием нашим посольством в Софии была направлена нота в МИД Болгарии с требованием обстоятельного расследования инцидента, привлечения к ответственности виновных и принятия надлежащих действий по приведению мемориала в порядок». Польская память К сожалению, непростые времена памятники советским воинам переживают не только в Болгарии.
В некоторых странах бывшего СССР например, в Прибалтике и на Украине борьба с советским прошлым поставлена практически на поток, а сообщения о ликвидации того или иного мемориала приходят едва ли не каждый месяц. Особые «успехи» в ликвидации памяти о тех, кто освобождал их страну от фашизма, демонстрируют правящие круги Польши. Также по теме На выручку памятникам: российские бизнесмены предлагают выкупить у Польши советские монументы Российские бизнесмены готовы выкупить и перевезти в РФ мемориалы советских воинов, расположенные на территории Польши, или взять на...
В июне 2017 года польский Сейм принял поправки в местный закон о декоммунизации, который подразумевает снос около 500 советских монументов. Нынешняя версия закона пока делает исключение для кладбищ, а также объектов, которые не находятся на всеобщем обозрении. Однако инициатор принятия закона — Институт национальной памяти — призывает подумать и над «декоммунизацией» захоронений.
По мнению экспертов, этот закон вписывается в общую концепцию политики нынешнего польского руководства по пересмотру истории.
Демонтаж памятника «Алёша» в Болгарии: почему так получилось?
Почтовая карточка с оригинальной маркой Болгарии, посвящённая 50-летию создания памятника «Алёша», 2007. Историю солдата Алексея Скурлатова, ставшего прототипом памятника, можно услышать в одноименной песне «Алеша». Памятник был открыт в 1957 году, в 90-е предпринимались попытки его сноса, пока монумент не получил официальный защитный статус памятника Второй мировой войны. Самый тёмный след в истории существования «Алёши» (1992-1994 гг.) оставил тогдашний мэр Пловдива. В Болгарии разгорелся скандал из-за желания властей снести памятник «Алеше».
В Болгарии открыт памятник советским воинам-освободителям — знаменитый «Алеша»
Участники форума пришли к выводу, что борьба с фальсификациями военной истории перестала быть задачей только ученых, но сделалась общей задачей всего гражданского общества всех стран. Беспамятным ревизионистам истории и русофобам, увы, многое удалось: в Восточной Европе разрушены или демонтированы уже десятки памятников советским воинам-освободителям. Активизирована кампания по расчеловечиванию образа Советского Союза, России. Так было не всегда. На том же холме находится памятник российскому императору Александру II — Александру-Освободителю, как его часто называют в Болгарии. Как гласит городская легенда, в 1945 г.
И когда возникла идея создания памятника советскому воину-освободителю, у горожан в памяти возник образ атлетичного и жизнерадостного «руснака», запечатлённого на фотоснимках. Символически монумент был заложен в 1948 г. Поскольку инициатива создания памятника исходила от местных жителей, Общественный комитет строительства объявил конкурс проектов. Победил макет монумента «Красный богатырь», который создали скульптор Васил Радославов и его коллектив — Н. Марангозов, А.
Занков, И. Цветанов, И. Топалов, Б. Марков, Г. Алексей Скурлатов 1922—2013 К «Алёше» ведёт гранитная стоступенчатая лестница.
Почти двенадцатиметровая статуя на шестиметровом постаменте, видная из любой точки города, смотрит на восток. В руках советского солдата — опущенный автомат.
Вообще-то, Болгария уже давно не вассал России. И если Лавров завёл тему, то пусть тогда расскажет о 20 тоннах золота, которые похитили Советы у болгар, а также об украденном болгарском историческом архиве — категоричен The sphere. Это памятники страны, которой уже давно не существует. Они должны быть отправлены туда же, куда ушла Красная армия — в небытие! Против памятников русско-турецкой войны я ничего не имею — пусть стоят, они никому не мешают. Но памятники советской оккупации надо убрать.
Взбираются к солдату туристы не спеша. Фракийский город светлый под солнцем разогрет, У древних гор Родопы цветёт здесь много лет. Балканский град прекрасен: красив народ вокруг, Военная дорога возникла здесь не вдруг, Налёт тысячелетий - античная печать... Сдавали город в битвах, чтоб новый век начать.
В дальнейшем такие встречи стали регулярными. Нередко друзья отправлялись на экскурсии по древнему городу. Методи был прекрасным гидом и рассказчиком. И первая достопримечательность, с которой он познакомил русских солдат, был Холм освободителей с венчавшим его памятником русским офицерам и нижним чинам, погибшим за освобождение Болгарии в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. А спустя годы здесь поднялся еще один памятник… Солдат уходит - память остается Скурлатов и его сослуживцы пробыли на территории Болгарии до весны 1945 года. После капитуляции Германии дивизию перебросили на Украину, где Алексей прослужил до демобилизации еще полтора года. Потом вернулся на родину, выучился на тракториста и продолжил работу в коммуне "Комсомолец", откуда в августе 1941-го уходил на фронт. А тем временем в Пловдиве начался сбор средств на сооружение памятника Советской армии-освободительнице. Воздвигнуть его было решено на том же холме над городом, где стоял памятник русским героям войны 1877-1878 годов. Методи Витанов часто бывал на строительной площадке. Однажды, когда памятник уже обретал зримые черты, поднявшись на холм, Методи обнаружил в фигуре солдата поразительное сходство со своим русским другом-богатырем. Так у памятника появилось собственное имя. Сначала скульпторы, архитекторы, строители, услышавшие рассказ об удивительном русском солдате-силаче, стали так называть свое детище, потом это имя подхватил народ. Когда памятник открыли 5 ноября 1957 года , иначе, как "Алешей", его уже никто не называл. Потом имя ушло в не менее замечательную песню Константина Ваншенкина и Эдуарда Колмановского и поплыло над миром: "Белеет ли в поле пороша, Иль гулкие ливни шумят, В Болгарии русский солдат…" Поиск Когда прощались в 1945-м, ни Методи, ни Алексей не записали адресов друг друга. Время было такое, что никому в голову не приходило, что простым людям разных стран позволят переписываться, ездить друг другу в гости. Но пришло другое время.
Памятник Алеше в Болгарии
Участвовал в боях под Калининым, Ржевом, Вышним Волочком, где был ранен так тяжело, что мать получила похоронку, отправленную по ошибке. Позднее, в бою за село Верёвкино снова получил тяжёлое ранение и был отправлен в госпиталь, а мать получила похоронку еще раз. Участвовал в битве на Курской дуге, в боях на Украине. В сентябре 1944 года участвовал в Болгарской операции. В мае 1945 года в Пловдиве празднуя День Победы Алексей Иванович танцевал с двумя болгарами на плечах, поскольку отличался большой физической силой. В 1943 году он, не будучи убитым, все-таки умер бы под завалами земли, если бы одна из медсестер не увидела торчащие из земли сапоги и не пригляделась бы внимательнее — у «убитого» солдата дрожали веки. И «Жди меня, и вернусь, всем смертям назло» - тем более. Он служил в разведке.
В сентябре 1944 года Алексей Скурлатов, переведенный из-за тяжелых ранений из артиллерийской разведки в связисты и отправлен в Болгарию — налаживать связь между Софией и Пловдивом. И там подружился с участником болгарского сопротивления Методи Витановым. В 1948 году у жителей Пловдива появилась идея установить памятник русским воинам-освободителям. Методи Витанов передал фотографию фронтового друга одному из скульпторов — Василу Радовславову. Был объявлен конкурс, победителем которого был признан вариант «Красный богатырь», созданный под руководством Васила Радославова. Методи Витанов, увидев памятник, узнал в нем Алексея Скурлатова и, не долго думая, написал на постаменте «Альоша». Надпись долго не стирали, и скоро все стали называть железобетонного солдата этим именем.
В 60-х годах была написана песня «Алеша», ставшая настолько популярной в Болгарии, что до 1989 года она была гимном Пловдива. Алексей Скурлатов слышал эту песню, но не догадывался, что песня — о нем. Лишь в 1974 году Методи Витанов написал письмо в самый популярный советский журнал «Огонек», рассказал о друге, фотографии и надписи на памятнике и попросил помощи в розыске друга. Ему переслали фотографию Алексея Скурлатова и скоро настоящий Алеша получил письмо: «Я нашел тебя, Алеша!
Это не является частью культурной традиции и коллективной памяти Пловдива. А его масштабы и преобладание над другими памятниками демонстрируют беспрекословную власть СССР над Болгарией в тоталитарный период", - добавил Чепилски. Депутаты предлагают переместить "Алёшу" в "Музей социалистического искусства" в Софии, после чего объявить конкурс идей по обновлению пространства, где сейчас установлен памятник. Мол, пространство "необходимо сделать более привлекательным для жителей Пловдива и гостей города". Славенски и Чепилски назвали снос монумента с вершины Холма Освободителей "моральным актом, который должен быть осуществлён в честь болгарской истории, национального достоинства и в память о жертвах тоталитарного коммунистического режима". Подонки заявляют, что "памятник является знаком оккупации Болгарии в 1944-1947 годах Красной Армией и является признаком подавления национального достоинства, а также неверно отображает историческую реальность". Соответствующая инициатива будет уже 17 января включена в повестку дня сессии муниципального совета Пловдива. Будучи чрезвычайным и полномочным послом Российской Империи в Османской империи и страстным панславистом, Николай Павлович боролся за освобождение православных народов Балкан от турецкого ига, внёс огромный вклад в появление независимого болгарского государства. В 1902-м общинный совет Варны избрал графа почётным гражданином города и принял решение воздвигнуть памятник Игнатьеву. Прижизненный бюст-памятник создан скульптором Жеко Спиридоновым и установлен на гранитном постаменте в 1906-м в центре Варны, в парке у Народного театра. Над надписью "Графу Н. Игнатиеву" закреплён бронзовый герб дворянского рода Игнатьевых, а с обратной стороны постамента начертаны слова: "От Варненского совета и граждан Варны". Утром в среду о происшествии сообщил в мэрию один из жителей Варны. На место выехали директор городского управления культуры и духовного развития Антония Йовчева и начальник муниципальной полиции Георгий Ковачев. Как уточнило Болгарское национальное телевидение, металлические пластины в основании бюста были погнуты ломом, края оторваны, винты вырваны.
Болгарин познакомился с ним в период нахождения в городе советских частей. Руководителю творческой группы В. Радославову понравился атлетический парень с открытым лицом, и он выполнял эскиз памятника с его облика. Об этом стало известно, и скульптуру сразу окрестили Алешей. Памятник установили в 1954 году, а его официальное открытие произошло позже — в 1957 году. Памятник — символ болгаро-советской дружбы Скульптуру советского солдата мог наблюдать одновременно весь Пловдив. Алеша стоит на возвышении, известном как Холм освободителей, и его нетрудно рассмотреть из любого района города. Фигура солдата высотой 11,5 м водружена на 6-метровый постамент.
Будучи раненым, отказался уйти с поля боя, а продолжал еще интенсивнее вести огонь по врагу». После фронта, вернувшись в родные края, он работал бригадиром МТС, комбайнером, слесарем-наладчиком, старшим инженером, мастером моторного участка. В 1983 году вышел на пенсию, но еще долгое время работал слесарем на Овчинниковском ремзаводе. Заслуженная боевая награда — второй орден Красной Звезды — нашла героя в год его юбилея. Торжественное событие произошло в музее Солдата Великой Войны. В числе его участников были не только ветеран и его гости, но и юные жители села — экскурсоводы музея и курсанты военно-патриотического клуба «Ирбис». Следует отметить, что и Губернатор Александр Карлин, и курсанты военно-патриотических клубов Алтайского края открытый хлебосольный дом Алексея Ивановича Скурлатова посещали часто — вспоминали его военное прошлое, советовались о том, что нужно сделать, чтобы жизнь в нашем крае стала комфортнее. В год юбилея к боевым и трудовым наградам Алексея Скурлатова прибавилась и высшая награда нашего края — орден «За заслуги перед Алтайским краем» I степени.
Символ «советской оккупации»: кто в Болгарии борется с памятниками солдатам-освободителям
Верховный суд Болгарии постановил, что монумент «Алеша» — это памятник Второй мировой войны и он не может быть разрушен. Памятник Алеше в Болгарии: какая судьба ждет известный монумент. У нескольких поколений жителей Пловдива и всей Болгарии с памятником Алеше связаны свои воспоминания.