Новости финикийский бог 6 букв

в двух неприметных символах, названных "финикийскими буквами": Финикийских букв в надписи нет - это древнеегипетские иероглифы, которые читаются, как ЯХУ, т.е. Яхве. богом плодородия (в поздней - богом считался Ваал). 6 букв. Ответы для кроссворда. Ваалу был главным богом у финикийцев. Они думали, что он восседает на троне, а остальные боги ему подчиняются подобно царю.

25 главных богов и богинь Древнего Египта

Однако, имя данного бога неизвестно из-за недостатка источников и документации. Цветок Еще одним возможным ответом на подсказку "Финикийский бог или цветок 6 букв " может быть название цветка, состоящее из шести букв. Существует множество видов цветов, каждый с уникальной формой, цветом и ароматом. Примеры Примерами финикийских богов, которые могут подойти по количеству букв: Мелкарт, Астарт, Бааль.

Однако решение конкретного сканворда или кроссворда зависит от взаимодействия с другими словами, которые уже заполнены в головоломке.

Риме в явилось одним из источников евангельского мифа о Христе; Адониса представляли в виде прекрасного юноши, возлюбленного Афродиты; 2 перен. Новый словарь иностранных слов. Адонис а, м. Финикийский бог умирающей и воскресающей растительности.

Древние финикийские монеты. Финикия монеты в древности.

Баал Бог. Баал идол. Финикия торговля древний мир. Торговля в древней Финикии. Финикия в древности. Культура Финикии. Посуда древней Финикии.

Финикийская работорговля. Финикийских Купцов была работорговля. Путешествия финикийских мореплавателей работорговля. Древняя Финикия 5 класс история. История древнего мира 5 класс финикийцы. Государства древнего мира 5 класс Финикия. Древний мир 5 класс Финикия.

Морские торговые пути финикийцев на карте. Карта Финикия 5 класс история древнего мира. Финикийские колонии история 5 класс. Финикийские города на карте древнего мира. Боги древней Финикии Ваал Астарта. Древние финикийцы. Жители Финикии.

Финикийский Бог Баал. Финикия занятия. Основные занятия древних финикийцев. Основания занятие финикийцев. Бог Ваал и Астарта. Зачет по истории 5 класс финикийские мореплаватели. Финикийские мореплаватели 5 класс тест.

Финикийский рельеф. Финикийские узоры. Символы Бога Баала. Баал пеор Бог. Шумерский Бог Баал. Древняя Финикия маски. Достижения древних финикийцев.

Стеклянная маска Финикия. Особенности финикийского алфавита. Особенности Финикии. Строительные материалы Финикии. Льняное полотно Финикии. Финикия вино. Финикия история.

Жители древней Финикии. Рассказ про Финикию. Финикия древнего мира город тир. Финикия тир библ Сидон. Финикия, города тир, библ, Сидон. Финикийские мореплаватели 5 класс колонии.

Крылатая богиня Танит, как указывается в книге «Ilu-Tani» была противницей Иеговы. В мистериях «священной проституции» таинство плотской любви осуществлялось не просто символически, но как оперативно-магический ритуал, который способствовал пробуждению и оживлению божественного присутствия. Это была техника достижения связи со сверхъестественным, создающая условия для соединения с иными мирами. Основные сведения о богине Танит взяты из книги Ю. Циркин «Карфаген и его культура». Вирт «Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы», пер. С богиней Танит был тесно связан финикийский бог войны - Баал-Магоним Владыка Щитов , всадник с круглым щитом и тремя копьями в левой руке. Символы обоих божеств соседствуют на карфагенских монетах. Эвола «Метафизика пола», часть IV, 32 «Архетипы деметрические и афродические.

Поиск: Финикийский бог

Бог солнца и бог-творец с головой сокола. Одним из великих финикийских богов был Эшмун, принадлежавший к молодому поколению богов. имя финикийского бога, Тир - название финикийского города). 6 букв Цветок из лютиковых - 6 букв Бог плодородия любимец Афродиты?

Финикийский бог - 6 букв. Ответы для кроссворда

Это слово имеет 6 букв и связано как с финикийской мифологией (Адонис был богом красоты и растений) так и с цветками (например, адонис весенний — вид однолетних растений). Мифология 6 букв сканворд. Кроссворд из 10 слов на тему древний Египет. Кроссворд боги Египта 5 класс. Мифология 6 букв сканворд. Кроссворд из 10 слов на тему древний Египет. Кроссворд боги Египта 5 класс. Ваал (Финикийский бог). Ваал Описание Ваала — финикийского бога. АДОНИС (Ἄδωνις), в греч. мифологии божество финикийско-сирийского происхождения, связанное с ежегодным умиранием и возрождением природы. Это слово имеет 6 букв и связано как с финикийской мифологией (Адонис был богом красоты и растений) так и с цветками (например, адонис весенний — вид однолетних растений).

Имени богов

Ашшурнасирпал II царь Ассирии. Барельеф в Месопотамии. Британский музей.. Правители Финикии. Финикия камень.

Знак Финикии. Религия финикийцев. Боги древних финикийцев. Древние боги финикийцев.

Финикийские барельефы. Шумерский Бог Баал. Баал статуэтка. Решеф Бог.

Бог Ишкур. Баал Хаддад. Баал Хаддад Бог. Шумерская Бог адад.

Угарит город Финикии. Угарит артефакты. Угарит реконструкция. Богиня Иштар и Лилит.

Богиня Иштар арт. Звезда Инанна Иштар. Искусство древней Финикии. Финикийский корабль рельеф.

Финикия живопись. Бог Баал филистимлян. Баал Молох Яхве. Монета из Библа Финикия.

Финикийская античная монета Деметра. Финикия тарс монеты. Древняя финикийская монета. Balawat Gates.

Имдугуд между двумя оленями, медный рельеф 2500 , британский музей.. Салманасар 3 рукопожатие. Ворота из Салавата британский музей. Баал Бог.

Молох Баал. Лувийский язык. Письменность Месопотамии. Хурритские печати.

Хетты и Финикия. Бог Баал статуя. Ваал Бог статуя. Дионис и менады.

Дионис Греция барельеф. Барельеф древней Греции Менада. Дионисийские мистерии Греции. Рельеф ассирийский царь салманарас 3.

Ворота города имгур-Энлиль. Поход царя Салманасара. Финикия древние статуи. Древние финикийцы.

Древняя Финикия личности. Древняя Финикия царь правитель. Финикия Страна пурпура. Финикия конфеты.

Печенье Финикия рецепты. Финикия и финики как связаны.

Яхве 6 букв - 79 фото Пожаловаться Тетраграмматон на арамейском. Люцифер иврит. Денница на иврите.

Тетраграмматон на кресте. Эль и Яхве. Пантеон богов Яхве. Бог Яхве рисунок. Яхве Бог Завета Марвел.

Еврей с монетами. Божество евреев. Еврейская монотеизм. Сатанинский символ Единой России. Единая Россия 666 символ.

Эмблема Единой России расшифровка. Баал демон. Баал Бог. Бог Баал бык. Баал зигвольт.

Бог Яхве. Яхве это история 5 класс. Бог Яхве фото. Кодекс Гигас «Библия дьявола». Кодекс Гигас изображение дьявола.

Книга Гигас Библия дьявола. Манускрипт Библия дьявола. Статуя Бога Яхве. Сехмет богиня Египта. Храм Богини Сехмет в Египте.

Сехмет на египетском иероглифами. Имхотеп Архитектор. Бог земли. Человек и Бог. И создал Бог человека.

Сотворение первых людей. Знак христианства рыба. Рыба символ христианства. Рыбка символ христианства. Символ Православия рыба.

Древние еврейские монеты. Монеты с портретом. Древние монеты с израильской звездой. Шестиконечная звезда на синагоге. Масонская звезда Давида.

Молох мифология демон. Ваал Молох. Ваал Бог Молох. Молох Финикийский Бог. Элифас Леви Бафомет.

Дьявол сатана Бафомет. Демон козел Бафомет. Символ сатаны Бафомет. Сатана Бафомет Люцифер.

Ремесло в древней Финикии. Главное занятие финикийцев. Ремесло финикийцев. Финикия основные занятия. Изобретение стекла финикийцами. Древние Бусины Финикия. Стеклянные бусы финикийцев. Финикийская цивилизация религия. Боги финикийских мореплавателей. Религия финикийцев в древности. Финикийский царь. Вклад финикийцев в мировую культуру. Правители Финикии. Основные занятия финикийцев. Культура финикийцев. Занятия финикийцев 5 класс. Достижения финикийцев. Финикийские мореплаватели реки. Финикия Мореплавание. Финикийские мореплаватели презентация 5. Финикийские мореплаватели занятия население. Баал Египет. Молох, Мелькарт, Астарта. Правители Финикии в древности. Герб Финикии. Кто правил Финикией в древности. Правители Финикии 5 класс. Финикийские мореплаватели. Путешествие финикийских мореплавателей. Финикийские купцы мореплаватели. Презентация на тему Финикия. Древняя Финикия открытия. Открытия финикийцев. Древние открытия финикийцев. Финикийские мореплаватели вокруг Африки. Финикийцы первое путешествие вокруг Африки. Плавание финикийцев вокруг Африки. Картина плавание финикийцев вокруг Африки. Древний мир Финикия ремесло. Занятия древних финикийцев. Богиня Астарта из Финикии. Угарит Финикия. Богиня финикийцев Астарта богиня чего. Финикия презентация. План по Финикии. Финикия занятия населения 5 класс. Финикия 5 класс презентация. Правители древней Финикии. История 5 класс занятия финикийских мореплавателей. Достижения древней Финикии.

Боги Карфагена Во всех колониях Северной Африки, на островах и в землях Средиземноморского бассейна поклонялись тем же богам, что и в Карфагене. Возглавляли пантеон следующие боги. Баал-Амон — великодушный бородатый бог с головой, украшенной бараньими рогами. Бараньи головы также служили завершением ручек высокого трона, на котором он сидел. Поскольку баран — символ солнца, то можно предположить, что этот бог был тесно связан с египетским Амоном; подчеркивалась способность барана, подобно свету, разгонять тьму. Адонис и Эшмун также почитались в этом регионе. Бэс — культ этого божества позже распространился в Египте.

Финикийские боги I тысячелетия до н.э.

Хонсу иногда сопоставлялся с другим божеством — сыном Шу. Хонсу имел сестру — Бастет. Лунный бог, имя которого переводится как «странник», и которого так же называли «путешественником» или «скитальцем», так как он ночью бродил по небу, изображался в виде мумифицированной фигуры младенца, иногда с головой сокола, держащего в руках скипетр и плеть. Для него так же типичен облик в виде мумии с сомкнутыми ногами и локоном сбоку головы, который характеризует его как молодого человека. На голове Хонсу — заплетенный локон юности и убор в виде серпа и полного диска луны. Подобно Тоту, также связанному с луной, Хонсу мог изображаться и в облике павиана. Изначально Хонсу почитался и как божество, связанное с деторождением, сын Амона и Мут. Древнейшие культовые центры бога — Гебелейн и Фивы.

Некоторые скульптуры представляют бога Фив со знаками власти: посохом с крюком и плетью в руках. Как ночное солнце, его иногда изображали с головой сокола. Упоминания Хонсу встречаются уже со времени Древнего царства. В «Текстах пирамид», «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых» о Хонсу говорится как о божестве очень грозном и кровожадном; при этом он является подателем пропитания, вестником высших божеств, помощником правосудия, судьей и даже палачом богов, отрубающим головы и сжигающим сердца, формы и образы которого зависят от прохождения той или иной фазы лунного цикла. Слуги Хонсу, согласно «Текстам пирамид», который был сыном грозной львиноголовой богини Шесемтет, иногда считались такими же яростными и опасными как и несущие смерть посланники Сехмет. Сложная мифология Хонсу рассказывает о его лунном происхождении и родстве с Амоном. В момент рождения Хонсу человечество уже существовало.

Хонсу также тесно связан с предвечным знанием и созидательным словом бога-творца, способствует, как и Атум, удачной навигации, покровительствует писцам, и, наконец, в облике птицы является носителем божественного дыхания жизни. Как божественное дитя Хонсу часто отождествлялся с Ихи и Нефертумом. Хонсу очень почитался в народе, прежде всего, как бог-оракул и защитник от болезней. Так, на некоторых фресках его можно видеть в сопровождении Гора, стоящего на крокодилах. В возвышенном смысле ребенок луны считался одним из образов молодого Гора. Такого рода связи основывались в мышлении древних египтян на более глубоком осознании того, что время не идет строго прямолинейно, что все процессы, в конечном счете, проходят одновременно. Поэтому можно было обращаться в любое время к разным возрастным обликам одного бога, в некоторой степени, как к самостоятельным личностям.

Он изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика и с теми же лунными признаками. Как сын Себека и Хатхор, Хонсу почитался в восхитительном храме в Ком Омбо, как лунный павиан, приносящий весть о разливе Нила — в Эдфу. Так же имел много самых разнообразных ипостасей: «сердце Ра», «сердце Атума, создавший все сущее, повелевающий знанием, принимающий решения, язык Ра, ведущий счет времени», «старшим сыном Ра, поддерживающим свод небесный, устанавливающим связь между берегами реки во время празднества», «правитель божественный, повергающий врагов своих, царственный наследник». Хапи, Повелитель рыб и птиц болотных Хапи — бог Нила и покровитель урожая в египетской мифологии, который олицетворял ежегодный разлив великого Нила, богатого плодородным илом, и позволявшим египтянам выращивать хорошие урожаи зерновых культур по берегам реки. Его имя означает «Единственно текущий», что подразумевает течение Нила. Хапи был также известен как «Повелитель рыб и птиц болотных», «Повелитель реки несущей растения». Его изображали как полноватого мужчину с синей кожей и большим животом, который ходил в набедренной повязке.

У египтян был обычай во время ежегодных разливов говорить об этом как о пришествии Хапи. Во время ежегодных разливов Нил затоплял земли и насыщал их плодородным илом, поэтому Хапи был противоположностью безжизненных пустынь и символизировал плодородные земли. Большой живот, которым обладал Хапи, в представлении египтян символизировали плодородие Нила. Его кожа, которую рисовали на одних фресках синим, а на других — зелёным цветом, символизировала речную воду, которая бывает голубой или позеленевшей в зависимости от сезона года. Из-за его плодородной природы Хапи иногда считали «Отцом богов», также он считался заботливым отцом, который поддерживал космос в равновесии. Разнообразие отличительных черт Хапи менялось в зависимости от региона Египта и наличия изображений этого бога. Например, в Нижнем Египте его украшали изображениями папирусов и лягушек, которые обитали в данном регионе и являлись символами этой земли.

В то же время в Верхнем Египте он был украшен цветами лотоса и крокодилами, которые в большом количестве присутствовали в этой области и являлись символами, связанными с богом Хапи. Хапи часто изображали совершающим подношения пищи или амфор с льющимися из них струями воды, в редких случаях его изображали как гиппопотама. Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана. В большинстве своём культ Хапи был на Элефантине. Жрецы бога Хапи проводили специальные ритуалы, чтобы обеспечить Египет стабильными ежегодными разливами реки.

Африке; растут по сухим открытым местам. Адонис весенний горицвет содержит сердечные гликозиды и используется в медицине. Многие виды ядовиты.

Семь Кабиров - это дети одного из древнейших богов Цидика "праведного" , который вместе со своим братом Мисором "справедливым" олицетворял общественный порядок, верность существующим законам и незыблемость царской власти. Правда, иногда Эшмуна называли сыном Решефа. Кабиры открыли людям действия целебных трав и изобрели корабль мертвых, перевозящий душу умершего через небесный океан. К богам-исцелителям относился и бог Шадрапа. Он тоже был умирающим и воскресающим богом, покровителем виноградорства. Поэтому греки отождествляли его с Дионисием. Шадрапа был еще воинственным богом-охотником. На стеле, найденой неподалеку от Арвада, он изображен стоящим на льве, который в свою очередь стоит на вершине горы. В одной руке бог держит зверя, а в другой - молнию; над головой у него солнечный диск и крылья. К богам-целителям причисляют также Цида, связанного с охотой и рыболовством, и Хорона, который излечивал скот и помогал при укусах змей. Родоначальником многих морских божеств был Бел, сын Эла. Он воспринимался как бог текущей воды. Его внук Йам "море" - бог морской стихии, а сына Йама, тоже бога моря, греки отождествляли с Посейдоном. Его часто изображали в виде всадника, скачущего на гиппокампе. Большой популярностью среди моряков пользовались существа в виде карликов - патеки. Их изображения часто помещали на носу корабля, чтобы отвратить несчастья. В Берите почитали морского бога Йево, сына Эла и Анобрет, о которой мы ничего не знаем. Землю финикийцы почитали как богиню Арц "земля". Днем землю освещала богиня Шепеш "солнце" , а ночью - Йарих "луна". То, что нарицательные существительные используются как собственные имена этих богов, говорит об их глубокой древности. Особыми почестями пользовалась Шепеш. Ее изображали в виде женщины с лучами вокруг головы. Финикийцы считали, что Солнце было первым божеством, которое узнали люди. С землей был связан также брат Эла Дагон. Он был богом земледельцев, познакомил человека с плугом и научил его выпекать хлеб. Пожалуй лишь то, что он считался олицетворением священных камней финикийцев. У Небо был также сын от его наложницы, но эта наложница, будучи беременной, попала в плен и оказалась в доме Дагона, где и родила Демарунта. Так Демарунт стал приемным сыном Дагона, хотя по сути был его сводным братом. О культе этого бога мы не знаем практически ничего. Повзрослев, он сражался с Йамом, но проиграл. Позже Эл все же передал ему власть над Финикией вместе с Астартой и Хададом - богом, связаным с горами, в особенности с Ливаном. У Демарунта и Астарты был сын - Мелькарт. Как и Эшмун он относился к группе молодых богов. Мелькарт был покровителем Тира, а позднее и многочисленных тирских колоний. К новому поколению богов принадлежал также Адонис "господь" , которого особо почитали в Библе. Главной богиней Библа была Баалат-Гебал "владычица Библа". Она была богиней плодородия и любви, покровительствовала мореплаванию и считалась одной из жен Эла. Это позволяет некоторым исследователям рассматривать ее как ипостась Астарты. Часто ее изображали в виде женщины, сидящей на троне в египетских одеждах, с рогами, венчавшими голову, между которыми помещался солнечный диск. В одном из мифов в качестве супруга Баалат-Гебал упоминается не Эл, а бог Хусор. Это бог-ремесленник, покровитель архитектуры, судостроения, кузнечного дела, угаритяне почитали его под именем Котару-ва-Хасису. По некоторым мифам Хусор был старше Эла и присутствовал при создании Вселенной. Греки отждествляли его с Гефестом. Изображали Хусора в виде зрелого мужчины в конической шапочке кузнеца и с клещами в руках. Культ этого бога был распространен во всем финикийском мире. Был в Финикии и специальный бог-воин Баал-Магоним "владыка щитов". Изображали его как всадника в шлеме с круглым щитом и копьем. Он был весьма популярен, особенно в среде военных. Священным животным Баал-Магонима считался конь. Греки отождествляли его с Аресом С большим почтением финикийцы относились к демонам. Кроме упомянутых уже патеков, финикийцы часто брали с собой в дорогу изображения божков с рожками. В могилы обязательно клали маски с гротескными чертами лица - эти демоны должны были отвращать беды от умерших. Большую популярность в Финикии приобрело египесткое божество Бес. Его изображали в виде карлика со змеями в руках. Он призван был помогать людям, защищать их от несчастья, излечивать от различных болезней. В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он являлся жертвенным животным. У древних евреев голубь выступал как вестник небес и символ искупления. Его появление с оливковой ветвью в клюве над Ноевым ковчегом свидетельствовало о том, что вода сошла с поверхности земли; то был знак наступления мира и обновления жизни. В Китае голубь — символ долголетия и сыновней почтительности. На Востоке голубь был символом любви и брака; в частности, изначально голуби олицетворяли плотскую любовь возможно, это представление связано с образом «целующихся» голубей и с их плодовитостью , затем — домашний очаг как птица, легко поддающаяся одомашниванию. В качестве символа брака голубь изображался с кольцом в клюве. Голубя почитали в Египте, где он использовался как почтовая птица; затем голубь проник в Грецию, где выполнял те же функции. Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победителе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Голубь Пикассо, нарисованный для Всемирного конгресса мира, — белый махровый почтовый голубь; таким образом, художник воскресил античную символику. В мифологии греков голубка была послана аргонавтами между плавучими скалами Симплегадами, и ее благополучный перелет был истолкован как доброе предзнаменование. Кроме того, у греков голубь считался птицей богини любви Афродиты. В христианстве голубь стал символом Святого Духа; считается, что Дух Святой сошел на Христа при крещении в облике голубя. Следует заметить, однако, что в оригинале скорее имеется в виду голубица слово «руах» — «дух» — в еврейском языке женского рода. Голубь и нимб — так изображается Святой Дух; голубь и лилия символизируют в иконографии благовещение. Голубь можно считать одним из древних символов, причем значение этого символа весьма неоднозначно. В древности голубь был символом мира и плодородия. Упоминание об этом символе встречается во многих культурах и религиях. У древних греков к голубям было несколько трепетное отношение. Считалось, что голуби употребляли в пищу только целительные травы и в теле этой птицы не содержится желчи, поэтому греки сравнивали мясо голубя с лекарственным средством. Голубей разводили в святилищах богини Афродиты, где они служили одним из атрибутов при предсказании. В Древнем Риме символом мира считались голубки Венеры, которые свили себе гнездо в опрокинутом шлеме Марса. Голубя считали священной птицей и называли вестником богов. Голубь появлялся на плече пророка Мухаммеда, олицетворяя сходящее на него Божественное вдохновение. У евреев голубя называли «Йона» в греческом написании «Ионас». Пророк, посланный Господом в Ниневию, носил имя Иона. В христианстве во время всемирного потопа именно голубка принесла Ною в клюве оливковую ветвь, что стало символом окончания потопа — кары Всевышнего. Во время крещения Христа над его головой парил голубь. В христианстве святой дух изображается в виде этой птицы, а на надгробиях мучеников изображали голубя, считалось, что душа в образе голубки вознесется к небесам. В Китае голубь считается символом мудрости и долголетия, а также за свою преданность потомству, голубя называют символом материнской любви. В Индии голубь является символом души, а также духовной близости и верности супругов. Среди масонов голубь является символом невинности и чистоты. Иногда голубя изображают на скипетрах, что символизирует власть, посланную Богом. После окончания Второй мировой войны в 1949 году проходил Всемирный Конгресс сторонников мира, символом этого конгресса был голубь с оливковой веточкой в клюве. Автором эмблемы конгресса был знаменитый художник Пабло Пикассо. В современном мире, два целующихся голубка являются символом влюбленных. Шумерские боги Шумерские боги Имеют ли что-то общее боги древних шумеров и боги современного человечества? Значительное сходство наблюдается с тюркским богом природы - Тенгир-Тенгри. Природные явления, которые обычный человек не мог объяснить, приписывались богам. Каждый Dinigir имел свое имя. Слово dinigir состоит из трех частей. Первая часть - DI, в переводе с татарского означает "говори". Вторая часть - NIG, переводится как "суть", "основание". Третья часть - IR - это "муж". Все вместе звучит "Говорящее мужское начало" или "Говорящая суть мужа". К какой бы религии мы не обратились, везде описываются моменты, когда божество обращается к избранному человеку. При этом человеку не дано увидеть бога, он может лишь слышать, что бог ему говорит. Божественный пантеон шумеров не ограничивался одним божеством. Повествования, изложенные на глиняных табличках, описывают бога Dimuzi. Бог, который смертен. Каждый год он умирает, а затем рождается снова. Древние шумеры связывали природные циклы пробуждения природы именно с этим божеством. Шумерский народ жил на плодородной земле. Два раза в год собирал урожай. И дважды в год в честь бога Dinuzi проводились процессии. Во время богослужения весь народ благодарил за полученный урожай, а так же просил бога не умирать надолго, а возродиться и дать им новые обильные всходы на полях. Древние шумеры, зная, что этот бог скоро умрет, возлагали большие надежды на его скорейшее рождение. Храмы, возводимые в честь Dinuzi, всегда были наполнены зерном, овощами и фруктами, дабы тем самым привлечь и задобрить бога. Шумерские поселения имели несколько храмов, посвященных разным божествам. Однако тесное соседство не давало повода для раздоров. Каждый храм обслуживали избранные жрецы. Так как шумеры жили общинами, то и божественные культы каждой общины, были самостоятельны. В период слияния родов и общин появились обще-шумерские боги-покровители. Божественная троица - владыка неба Ану, повелитель воды Эа, хозяин земли и ветра Энлиль, почиталась всеми шумерскими общинами. Объединение родов и общин в централизованные поселения повлекло родовое слияние между божественной троицей и божествами общин.

Самыми южными городами Финикии были постоянно враждовавшие между собой Сидон и Тир, находившиеся неподалёку друг от друга. Оба города были защищены скалами от нападения внешних врагов. Наиболее безопасным было расположение Тира, самого южного из финикийских городов. По одним легендам основание города приписывают богине Астарте, по другим — ее сыну морскому богу Мелькарту, которого богиня родила на острове под оливой. Финикийцы пришли сюда на кораблях, строить которые их научил этот бог моря. Все жители Тира перебирались на его островную часть в случае вражеского нашествия, когда невозможно было спасти материковую часть поселения от разрушения. С помощью флота остров мог снабжаться водой. Таким образом, Тир был недоступным для вражеской армии, не располагавшей сильным флотом. Соседний город Сидон был основан в III тыс. При фараонах Сидон был главным городом Финикии, поэтому всех финикийцев часто называли сидонянами. Ни один из финикийских городов-государств не имело силы объединить всю Финикию в рамках единого государства. В течение веков борьба шла лишь за преобладание того или иного финикийского города; так, в середине II тысячелетия до Р. В первой половине XIV века до Р. Угарит утратил своё значение и, в конце концов, он был подчинён хеттским царём и вошёл в состав Хеттской державы. Библ в тоже время был побеждён в непосильной борьбе с объединившимися против него соседними городами-государствами, так как фараон Египта Эхнатон оставил его без своей помощи. С тех пор власть перешла к городу Сидону, хотя Библ и впоследствии продолжал играть значительную роль. Впрочем, торжество Сидона не было длительным, ибо около 1200 г. Буква — знак, соответствующий звуку или простому сочетанию звуков.

Финикийские боги и их мифология

Слово из 6 букв (первая буква а, вторая буква д, третья буква о, четвертая буква н, пятая буква и, последняя буква с), определения в сканвордах: сирийский и финикийский бог умирающей и воскресающей природы. Недостатком финикийского древнейшего алфавита было отсутствие букв для гласных звуков. Бог плодородия, солнечной энергии и преемственности, покровитель Карфагена и других финикийских колоний средиземноморской Африки, супруг Танит.

Финикийский бог плодородия 6

В самом Риме святилище Сатурна, основанное, по преданию, Янусом по др. Геркулесом , находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация. Учредителем культа Сатурна считается Тулл Гостилий; постройка храма на месте древнего святилища относится к первым временам Республики. Под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство aerarium Saturni , состоявшее как бы под охраной бога, при котором человечество знало изобилие и счастье. Изображение Сатурна в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Обряд богослужения в честь Сатурна совершался по древнеримскому чину, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой это называлось lucem facere , вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг. Праздник сатурналииПравить Образ Сатурна, отождествлённого с древнегреческим Кроносом, пожирающим своих детей, изображён на одноимённых картинах Питера Рубенса 1636 года, и Франсиско Гойи 1819—1823 годов. Ливий Андроник, фр.

Под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство aerarium Saturni , состоявшее как бы под охраной бога, при котором человечество знало изобилие и счастье. Изображение Сатурна в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Обряд богослужения в честь Сатурна совершался по древнеримскому чину, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой это называлось lucem facere , вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг. Праздник сатурналииПравить Образ Сатурна, отождествлённого с древнегреческим Кроносом, пожирающим своих детей, изображён на одноимённых картинах Питера Рубенса 1636 года, и Франсиско Гойи 1819—1823 годов. Ливий Андроник, фр. Римские древности I 36, 1; Вергилий. XXII 1, 19.

Книга для учителя, 1985.

Затем с помощью магии богини оживили Осириса. В этих текстах ничего не говорится про расчленение тела Осириса Сетом. Но в других «Текстах пирамид» есть упоминания, что Хор собирал тело отца по частям. Сохранились сюжеты о повторных попытках Сета посягнуть на тело Осириса. Каждый раз злого бога отгонял кто-нибудь из союзников Исиды — Анубис или Тот. Наконец, покровитель бальзамирования Анубис завершил подготовку к погребению тела Осириса. Там произошло погребение.

Осирис не вернулся в мир живых. Он стал повелителем загробного царства и через вестников поддерживал связь с миром. Сет против Хора Общая канва мифа о победе Хора над Сетом выглядит следующим образом. Исида ненадолго воскресила супруга. Этого времени хватило, чтобы Осирис и Исида успели зачать сына. Царём Египта оставался Сет. Поздние источники говорят, что этот бог правил Египтом 29 или 45 лет. Эти годы были временем бедствий для Египта.

Беременная Исида попала в плен к Сету, но вскоре смогла бежать. Она укрылась на плавучем острове в Дельте. Там богиня родила Хора. В миг рождения сына Осириса ложе Сета содрогнулось, известив его о появлении соперника. Младенца Хора охраняли другие боги и богини, а выкармливали небесная корова Хатхор и Нефтида. Сет пытался достать Хора с помощью демонов, хищных зверей и болезней. Наконец, бог повзрослел и заявил о своих правах на трон Египта. Следующая группа сюжетов получила название «Тяжба Хора и Сета».

В течение 80 лет соперники обращались к богу Ра как третейскому судье. Когда Хор заявил о своих правах, часть богов поддержала его, часть — Сета. Сторонником Хора оказались Шу и Тот. Но Исида слишком рано стала праздновать победу сына и оскорбила этим Ра, который ещё не высказал своего мнения. Сначала Ра не хотел отдавать власть неопытному Хору. Затем, смягчившись, предложил обоим соперникам обосновать, почему каждый из них заслуживает власть. Сет говорил, что превосходит всех силой, а также напоминал, что он каждую ночь сражается с Апофисом. Хор упирал на то, что его несправедливо лишили отцовского трона.

В какой-то момент боги удалились для спора на остров посреди Нила. Ра запретил переправлять на остров Исиду и кого-либо похожего на неё. Богиня обманула лодочника Немти, приняв облик старухи. Затем в облике красавицы заговорила с Сетом. Она рассказала богу-царю «свою» историю. Она овдовела, и сын унаследовал хозяйство покойного мужа. Затем в деревню пришёл чужак, который отобрал у них дом. Исида спросила у Сета его мнение.

Бог ответил, что имущество надо отдать сыну крестьянина, а чужака избить палками. После этого Исида приняла истинный облик и сказал, что Сет сам вынес приговор своему поступку. Ра вынужден был признать, что приговор вынесен. Боги признали Хора царём, но Сет вызвал племянника на поединок. Сначала боги превратились в гиппопотамов и состязались, кто дольше продержится под водой. Потом дрались в пустыне. Сет вырвал Хору глаз или даже оба глаза. Богиня Хатхор нашла искалеченного бога и исцелила его.

После этого Ра потребовал от соперников решить спор мирно. Сет пригласил Хора к себе домой. После пира дядя и племянник уснули на одном ложе. Ночью Сет поместил фаллос между бёдер Хора. Хор собрал семя дяди и пришёл с ним к Исиде. Мать отрезала сыну руки, выкинула их в Нил и с помощью магии сотворила новые. После этого богиня добилась у сына эякуляции, собрала его семя и вылила в сад вокруг жилища Сета. А Сет потом съел плоды из своего сада.

Во время очередного спора Сет объявил, что победил, потому что «овладел Хором». Тогда с помощью магии решили вызвать семя Сета. Семя откликнулось откуда-то из болот. Тогда бог Тот воззвал к семени Хора, и оно вылезло из ушей старшего бога в виде солнечного диска. Сет вновь потребовал поединка. Теперь боги сражались на каменных ладьях. Сет взял на основу ладьи верхушку горы, а Хор вырезал корабль из кедра, который обмазал глиной чтобы было похоже на камень. Ладья Сета утонула, но бог продолжил сражаться в обличье гиппопотама.

В конце концов бог Тот предложил спросить мнение Осириса. Тот поддержал права своего сына. В итоге Сет сдался. Хора короновали, а Сета Ра взял в свой дом, где тот стал богом небесного грома. В других версиях мифа были рассказы, как Хор приводил связанного Сета к Осирису. Очень популярен был сюжет о потере и обретении Хором глаза, который символизировал восстановление гармонии. Согласно Плутарху, Осирис ненадолго вернулся в мир живых, чтобы подготовить сына к войне против Сета. Решающая битва продолжалась несколько дней.

В текстах демонстрируется часто грубое отношение Хора к матери Исиде. В одной версии сын отрубил матери голову за то, что она отпустила раненого Сета. Богиня превратилась в статую, но уцелела. Когда Исида после победы выступила против казни Сета сын сорвался с матери царский венец. Хор был царем Египта 300 лет.

Однако было проведено четкое разграничение данной трактовки. В честь Ваала был сформирован культ, который был широко распространен в Финикии и Карфагене. Последователи культа Ваала не гнушались содома и издевательств и часто устраивали кровавые оргии. Само божество было заимствовано у Вавилонии, где он был известен под именем Бэла и являл собой основное божество, властителя других богов и ассоциировался с солнцем, а затем и вовсе был признан творцом земли.

Финикийский бог - 6 букв. Ответы для кроссворда

В могилы обязательно клали маски с гротескными чертами лица - эти демоны должны были отвращать беды от умерших. Большую популярность в Финикии приобрело египесткое божество Бес. Его изображали в виде карлика со змеями в руках. Он призван был помогать людям, защищать их от несчастья, излечивать от различных болезней.

В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он являлся жертвенным животным.

У древних евреев голубь выступал как вестник небес и символ искупления. Его появление с оливковой ветвью в клюве над Ноевым ковчегом свидетельствовало о том, что вода сошла с поверхности земли; то был знак наступления мира и обновления жизни. В Китае голубь — символ долголетия и сыновней почтительности.

На Востоке голубь был символом любви и брака; в частности, изначально голуби олицетворяли плотскую любовь возможно, это представление связано с образом «целующихся» голубей и с их плодовитостью , затем — домашний очаг как птица, легко поддающаяся одомашниванию. В качестве символа брака голубь изображался с кольцом в клюве. Голубя почитали в Египте, где он использовался как почтовая птица; затем голубь проник в Грецию, где выполнял те же функции.

Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победителе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Голубь Пикассо, нарисованный для Всемирного конгресса мира, — белый махровый почтовый голубь; таким образом, художник воскресил античную символику. В мифологии греков голубка была послана аргонавтами между плавучими скалами Симплегадами, и ее благополучный перелет был истолкован как доброе предзнаменование.

Кроме того, у греков голубь считался птицей богини любви Афродиты. В христианстве голубь стал символом Святого Духа; считается, что Дух Святой сошел на Христа при крещении в облике голубя. Следует заметить, однако, что в оригинале скорее имеется в виду голубица слово «руах» — «дух» — в еврейском языке женского рода.

Голубь и нимб — так изображается Святой Дух; голубь и лилия символизируют в иконографии благовещение. Голубь можно считать одним из древних символов, причем значение этого символа весьма неоднозначно. В древности голубь был символом мира и плодородия.

Упоминание об этом символе встречается во многих культурах и религиях. У древних греков к голубям было несколько трепетное отношение. Считалось, что голуби употребляли в пищу только целительные травы и в теле этой птицы не содержится желчи, поэтому греки сравнивали мясо голубя с лекарственным средством.

Голубей разводили в святилищах богини Афродиты, где они служили одним из атрибутов при предсказании. В Древнем Риме символом мира считались голубки Венеры, которые свили себе гнездо в опрокинутом шлеме Марса. Голубя считали священной птицей и называли вестником богов.

Голубь появлялся на плече пророка Мухаммеда, олицетворяя сходящее на него Божественное вдохновение. У евреев голубя называли «Йона» в греческом написании «Ионас». Пророк, посланный Господом в Ниневию, носил имя Иона.

В христианстве во время всемирного потопа именно голубка принесла Ною в клюве оливковую ветвь, что стало символом окончания потопа — кары Всевышнего. Во время крещения Христа над его головой парил голубь. В христианстве святой дух изображается в виде этой птицы, а на надгробиях мучеников изображали голубя, считалось, что душа в образе голубки вознесется к небесам.

В Китае голубь считается символом мудрости и долголетия, а также за свою преданность потомству, голубя называют символом материнской любви. В Индии голубь является символом души, а также духовной близости и верности супругов. Среди масонов голубь является символом невинности и чистоты.

Иногда голубя изображают на скипетрах, что символизирует власть, посланную Богом. После окончания Второй мировой войны в 1949 году проходил Всемирный Конгресс сторонников мира, символом этого конгресса был голубь с оливковой веточкой в клюве. Автором эмблемы конгресса был знаменитый художник Пабло Пикассо.

В современном мире, два целующихся голубка являются символом влюбленных. Шумерские боги Шумерские боги Имеют ли что-то общее боги древних шумеров и боги современного человечества? Значительное сходство наблюдается с тюркским богом природы - Тенгир-Тенгри.

Природные явления, которые обычный человек не мог объяснить, приписывались богам. Каждый Dinigir имел свое имя. Слово dinigir состоит из трех частей.

Первая часть - DI, в переводе с татарского означает "говори". Вторая часть - NIG, переводится как "суть", "основание". Третья часть - IR - это "муж".

Все вместе звучит "Говорящее мужское начало" или "Говорящая суть мужа". К какой бы религии мы не обратились, везде описываются моменты, когда божество обращается к избранному человеку. При этом человеку не дано увидеть бога, он может лишь слышать, что бог ему говорит.

Божественный пантеон шумеров не ограничивался одним божеством. Повествования, изложенные на глиняных табличках, описывают бога Dimuzi. Бог, который смертен.

Каждый год он умирает, а затем рождается снова. Древние шумеры связывали природные циклы пробуждения природы именно с этим божеством. Шумерский народ жил на плодородной земле.

Два раза в год собирал урожай. И дважды в год в честь бога Dinuzi проводились процессии. Во время богослужения весь народ благодарил за полученный урожай, а так же просил бога не умирать надолго, а возродиться и дать им новые обильные всходы на полях.

Древние шумеры, зная, что этот бог скоро умрет, возлагали большие надежды на его скорейшее рождение. Храмы, возводимые в честь Dinuzi, всегда были наполнены зерном, овощами и фруктами, дабы тем самым привлечь и задобрить бога. Шумерские поселения имели несколько храмов, посвященных разным божествам.

Однако тесное соседство не давало повода для раздоров. Каждый храм обслуживали избранные жрецы. Так как шумеры жили общинами, то и божественные культы каждой общины, были самостоятельны.

В период слияния родов и общин появились обще-шумерские боги-покровители. Божественная троица - владыка неба Ану, повелитель воды Эа, хозяин земли и ветра Энлиль, почиталась всеми шумерскими общинами. Объединение родов и общин в централизованные поселения повлекло родовое слияние между божественной троицей и божествами общин.

Жрецы, служившие в храмах, посвященных другим богам, стали говорить о династических связях между Энлилем и богом Ниргису. Второй был назван сыном Энлиля. Пантеон шумерских богов разрастался.

Но единой системы богов не было. Несмотря на объединение, каждая община сохраняла превосходство своего бога-покровителя. Помимо богов мужского пола Месопотамия поклонялась богиням.

Повествования, сохранившиеся до наших дней, описывают богинь Инанну и Иштар. Инанна имеет схожесть с Венерой, наиболее известной современному человеку. Символ Инанны - утренняя планета Венера.

Солнечный свет, отражаемый планетой в утренние часы, не искажался на чистом горизонте земли. Ранние часы считались временем появления богини, одетой в золотистые одежды. Инанна - богиня плодородия, раздоров и плотских страстей.

Затем в течение дня свет, излучаемый Солнцем, затмевал другие планеты. И лишь вечером на горизонте появлялась розовая планета. Дневная жара, опускавшаяся на поверхность земли, придавала Венере грязный оттенок.

В вечернее время на служение заступала богиня Иштар. Иштар в переводе с татарского обозначает "Слышащая". К ней возносились молитвы о семейном счастье, любви и крепости союза между мужчиной и женщиной.

В дни, когда на звездном небе наблюдалось сближение Луны и Венеры, шумеры праздновали праздник будущего плодородия. Заключались браки, потому что считалось, что брак, освященный Венерой и Луной, будет счастливым и крепким. Намного позже, во времена образования тюркского народа символ лунного серпа и звезды, стали размещать на мусульманских храмах.

Эти символы можно увидеть и в современном мире. Желтый цвет сегодня так же как и четыре тысячи лет до нашей эры является символом ревности, страсти. Розовый цвет - символ любви, чистоты, счастья.

Человечество следует принципам, заложенным много тысяч лет назад. И шумерский народ внес свой вклад в религию. Боги древности Боги древности Город Теотиуакан, пожалуй, самое священное для мексиканских индейцев место.

Жители древнего поселения полагали, что человек жил в пяти эпохах. После того, как свет Четвертого Солнца исчез с небес, закончилась предпоследняя эпоха. Боги собрались здесь, в Теотиуакане и начали спорить, кому быть пятым Солнцем.

В результате этого произошло самосожжение двух богов. Первый, Текуксистекатль, был трусливым и надменным, он прыгнул в пепел, в результате чего стал Луной. Другой бог, Нанауацин, сгорел сразу и стал Солнцем.

Именно в этот момент объявился Кецалькоатль - "Пернатый Змей", который принял облик белого бородатого человека. Его храм расположен на восточном краю Цитадели Теотиуакана. Кетцалькоатль был одним из четырех сыновей Омеотля - верховного божества.

Его сын создал справедливый мир и правил им в течение некоторого времени. В Теотиуакане никогда, даже при ацтеках, не приносились человеческие жертвы. Кетцалькоатль затыкал уши, когда к нему обращались по военным вопросам.

Тольтекский бог научил людей пользоваться огнем для приготовления пищи. Он строил дома, учил мужчин и женщин жить как муж и жена. Пернатый Змей создал законы, открыл людям медицину и кукурузу, добыв ее с Горы Обеспечения.

Он дал календарь, по которому установлена точная дата конца Пятого Солнца, 23 декабря 2012 г. Вполне возможно, что Кетцалькоатль был реальным историческим лицом, которого знали и майя, и ацтеки, и народы Южной Америки. Конец веку Кетцалькоатля положил Тецкатлипока, по одной истории он был верховным жрецом, по другой - богом.

Его подручные дали Кетцалькоатлю зеркало, чтобы он посмотрел на свое дряхлеющее тело. Охватившая его печаль использовалась колдунами, которые предложили ему лекарство от старости. Тецкатлипока требовал приносить в жертву людей, что очень нравилось воинственным ацтекам.

По их представлениям обильные кровоизлияния на алтаре богов помогают отдалить конец Пятого Солнца. К тому же боги и люди заключили негласное соглашение о взаимной поддержке. Боги дали жизнь людям.

Брахманы — жрецы, занимали самое высокое положение в обществе, носили белый цвет одежды. Кштарии — воины, обладали властью, носили красный цвет одежды. Вайшьи — земледельцы, носили одежду желтого цвета. Шудры — слуги, обслуживали людей из высших варн, носили одежду черного цвета. Сансара — круговорот перерождений души человека. Карма — перемещение души человека по сумме добрых и злых дел в другое воплощение. Будда просветленный ок. Индуизм — религия Древней Индии. Нирвана «угасание», «потухание» — в буддизме высшая цель всех живых существ, заключающаяся в освобождении от тягот перерождения и от действия закона кармы. Раджа — царь в древней Индии, верховный распорядитель государственного имущества, командующий войском.

Санскрит — древний литературный язык Индии со сложной грамматикой. Рамаяна — древнеиндийский эпос, мудреца Вальмики. Древняя Греция Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова, омывается Средиземным морем. На евразийской части Средиземного моря. Нашли много-много маленьких островков? Пусть будут вашим ориентиром Климатические условия и занятия Вся территория Греции изрезана горами. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием, в основном выращивали оливковые деревья, виноград.

Меньше — пшеницу. Занимались охотой и скотоводством. Добывали полезные ископаемые: железо, серебро, медь, золото, мрамор, темно-синюю глину. Персонажи исторических источников Аполлон бог солнца, крайне музыкальный , Зевс верховный бог, громовержец , Ясон герой , Орфей герой , Одиссей герой поэмы Гомера «Одиссея». Термины Полис — небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого был город, город-государство. Пелопоннес — полуостров в южной части Балканской Греции Нимфа — речное божество в древнегреческой мифологии Парфенон — храм Афины Паллады в Афинах; Кентавр — в греческой мифологии получеловек-полулошадь; Пеплос — женская одежда в Древней Греции; Акрополь — верхняя часть древнегреческого города; Герусия — совет старейшин в Спарте. Гоплит — тяжеловооружённый греческий пехотинец. Центр Аттики — Афины. Солон —архонт-законодатель. Он отменил долговое рабство.

Грек не мог быть рабом. Архонтом мог стать, как богатый, так и бедный грек. Демократия — власть простого народа. Демос — простой народ в Древней Греции. Граждане — свободные афиняне, чьи отец и мать тоже были афинскими гражданами. Илоты — рабы в Древней Спарте. Мильтиад, Фемистокл — стратеги в период греко-персидских войск. Триера — лёгкий, маневренный военный корабль древних греков с тремя рядами вёсел. Оратор — человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей. Древняя Греция серьезно повлияла на развитие права, культуры, науки не только Древнего Рима, но и всей Средневекой Европы.

На труды таких мыслителей, как Платона и Аристотеля до сих пор ссылаются философы, политические деятели. Древний Рим Расположение Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове, который разделяет Средиземное море на западную и восточную часть. Ищем в Средиземном море сапог. Штрихуем смело. Это ныне Италия, а когда-то — главная часть Римской империию Климатические условия и занятия Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат. В Италии было много плодородных земель, люди занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом.

Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот.

Не менее традиционным было ее изображение в виде царицы, сидящей на троне. Священными животными богини считались лев и голубь, а также фантастические существа — керубы.

Они имели львиное тело и человеческую голову, напоминая сфинксов. Астарта считалась одной из жен Эла и родила ему семь дочерей, одной из которых была Тиннит. Во многих городах Финикии Тиннит почиталась вместе с Астартой, но стояла на втором плане. Только в Карфагене в период наибольшего расцвета госудаства она достигла наивысшего положения.

Тиннит — богиня небесная, предстающая в образе Луны. Она повелевала светилами, управляла ветрами и тучами, посылала дождь и обеспечивала земле плодородие. Священной птицей Тиннит, как и Астарты, был голубь, а по небу она перемещалась на льве. Изображали богиню в виде женщины, окутанной голубиными крыльями.

Символами ее был ромб, пальма и гранат. В Карфагене часто встречается «знак Тиннит» — треугольник с попереченой, положенной на вершину, над которым находится круг. Иногда вместо треугольника рисовали трапецию. Скорее всего этот знак был символом соединения женского плодоносящего начала с солнечным мужским божеством.

В карфагенской традиции супругом Тиннит был солнечный бог Баал-Хаммон. Он сын Эла, перенявший некоторые черты отца и олицетворявший высшую справедливость. Существование его культа отмечено во всех финикийских колониях. Баал-Хаммон обеспечивал плодородие земли и мужскую силу человека.

О древности его культ говорит тот факт, что карфагеняне приносили в жертву ему и Тиннит новорожденных младенцев. Изображали бога в виде могучего старца, сидящего на троне, украшенном керубами. На голове у него коническая тиара или корона с перьями. В левой руке бог держал посох, наконечником которого служил либо колос, либо сосновая шишка — символ бессмертия и мужской плодовитости.

Знаком Баал-Хаммона был круг, символизировавший солнечный диск, иногда крылатый, иногда с лучами. Порой диск украшали большими ушами, показывающими, что бог слышит все молитвы. Другим его символом являлся сужающийся кверху столб. Еще одной древнейшей богиней была Анат, дочь Эла.

До возвышения Астарты выполняла часть ее функций — была богиней плодородия, любви, войны и охоты. По мере укрепления культа Астарты ее роль постепенно снижалась. В угаритском пантеоне ее аналог богиня Анату пользовалась гораздо большей популярностью. Третьей дочерью Эла была Шеол, богиня подземного мира.

По одной из версий отец убил ее, когда она была еще совсем юной. Спустившись в подземный мир, она стала его владычецей и супругой бога Мота. Она практически идентично присутствует в угаритском эпосе. Мот «смерть» также был сыном Эла, владыкой подземного мира.

Финикийцы причисляли Мота к создателям Вселенной. Его аналогом в Угарите был Муту.

Обеспечивая само существование человеческого рода а конкретно — данного племени или народа , она становится богиней плодородия. Таковой и выступала Астарта у семитов еще во времена общесемитской общности — недаром и у восточных семитов, аккадцев в Месопотамии, центральное женское божество имело очень похожее имя Иштар. У семитоязычных народов боги часто выступают парами. Парой Астарты на юге Аравии был бог Астар Аштар , о котором нам известно очень немного. В Эбле в III тысячелетии до н. По—видимому, к этому времени Астарта окончательно отделилась от своего мужского соответствия, но зато образовала пару с Анату, вместе с которой обычно упоминалась. Вне Угарита Астарта уже в это время считалась явно самостоятельной фигурой, причем играла довольно значительную роль.

В частности, ее весьма почитали в городах на Евфрате — Мари, а позже в Эмаре. Исследования показали, что в Сирии Астарта все более впитывала в себя образ Астара, в итоге полностью поглотив его. Так, Астар в Аравии имел черты охотника и воина, и эти черты теперь перешли к Астарте. Там ее почитают и под собственным именем, но также отождествляют с богиней Сехмет. Это отождествление очень интересно. Сехмет связана со львом: она имеет голову львицы и свирепа, как лев; известен египетский миф о том, как Сехмет по приказу верховного бога Ра начала столь рьяно уничтожать человеческий род, что своей свирепостью даже испугала Ра, который не мог ее никак остановить, пока не напоил красным пивом, похожим на кровь. Сехмет почиталась преимущественно в Мемфисе и считалась там супругой бога Птаха, создателя вселенной. С Птахом же отождествлялся угаритский Котару—ва—Хасису. Не была ли угаритская Астарта связана с этим богом, как Анату — с Балу?

Надо заметить, что в Египте Астарта приобрела такую популярность, что там распространился миф о спасении ею богов. В этом мифе Астарта является не супругой, а дочерью Птаха. Такой вариант мифа свидетельствует, что египтяне все же не очень твердо знали финикийскую мифологию. Учитывая, что в Угарите Астарта не была столь же популярна, как в Египте, можно говорить, что культ Астарты и связанные с ней мифы египтяне заимствовали не от угаритян, а от других семитов сиро—палестинского региона. Во всяком случае, во II тысячелетии до н. Имя богини передано во множественном числе. Вероятно, здесь подразумеваются все богини аморейско—ханаанского крута. Слова «баалы и астарты», по—видимому, используются библейским автором явно много более поздним, чем описываемые им события для обозначения языческих божеств вообще. И характерно, что женская часть этого божественного мира названа именно «астартами».

Или ко времени самих событий, или, скорее, ко времени написания данного текста именно Астарта стала для евреев главной представительницей нечестивых богинь чужих народов, столь часто соблазняющих сынов Израиля. Культ Астарты оставался очень долго свойствен евреям. Если верить библейскому автору, то незадолго до образования царства судья и пророк Самуил еще призывал соотечественников отказаться от службы «баалам и астартам». Образование царства не привело к отказу от поклонения Астарте. Культ Астарты далеко не был чужд царю Соломону, столь прославляемому за его мудрость и благочестие. После распада единого еврейского царства на северное Израиль и южное Иудею культ Астарты особенно широко распространился в Израиле, более близком к Финикии, более развитом и более активно поддерживавшем торговые и политические, а в итоге и культурные связи со своими соседями. Но и Иудея не осталась полностью в стороне от этого культа. Только внук Манассии, Иосия, с именем которого связана важнейшая религиозная реформа, приведшая к утверждению единобожия, приказал вынести эту статую из храма вместе со всеми приношениями и все это сжечь. Несколько позже пророк Иеремия именно этот акт Манассии объявил главным грехом, отмщением за который явится разрушение Иерусалима.

Тот же Иеремия сообщал, что накануне падения Иерусалима иерусалимские женщины совершали молебствия и делали приношения небесной богине. По мнению многих исследователей, этой богиней была именно Астарта. Другое языческое божество — Баал — обычно не именуется подобным образом; видимо, Баал был менее связан с конкретным народом в отличие от Астарты. В глазах библейских авторов именно Астарта является главным представителем финикийского религиозного мира. Астарта практически вытеснила других богинь из религиозной мысли Финикии. Это, конечно, не значит, что никаких других женских божеств у финикийцев уже не существовало, но одни из них уже ели—лись с Астартой, другие были оттеснены на задний план. Так, в частности, произошло с Анат, которая в это время была далеко не столь популярной, как в предыдущем тысячелетии. Правда, Астарта почиталась тогда уже в разных вариантах, и древние авторы различали несколько Астарт. Но все же это были разные лики одной богини, и в каждом таком проявлении на первый план выдвигалось то или иное качество Астарты.

Несколько иной, как мы увидим дальше, оказалась судьба Астарты в Карфагене, но это объясняется историческими условиями, возникшими именно там. В самой же Финикии культ Астарты пытался сопротивляться даже наступлению христианства. Чрезвычайно почитаемый храм этой богини в Афаке сравнительно недалеко от Библа был разрушен в IV в. Но до сих пор в народных верованиях это место считается священным. С финикийской торговлей и особенно с колонизацией культ Астарты широко распространился по всему Средиземноморью. Нет практически ни одного района финикийской колонизации, где не засвидетельствовано существование этого культа. Святилища Астарты возникали во многих созданных финикийцами городах сразу же после их основания. Порой для этого использовались местные святилища. От финикийцев вероятнее всего, от карфагенян культ Астарты переняли этруски.

Знали об этой богине греки и римляне. Греческий писатель Плутарх во II в. Плутарх явно не понял, что Астарта была не земной царицей, а царствующей богиней. Филон Библский говорит, что голова Астарты была украшена рогами в знак ее царской власти. Лукиан отождествляет Астарту с греческой богиней луны Селеной. Правда, писатель прибавляет, что это — его личное мнение, но едва ли оно могло возникнуть без всяких оснований. В III в. Когда проник ее культ в Грецию, неизвестно. В греческих текстах II тысячелетия до н.

В начале же I тысячелетия до н. Афродита — одна из наиболее почитаемых богинь. И уже в гомеровской «Одиссее» в качестве убежища Афродиты называется Кипр. Может быть, еще на Востоке произошла встреча Афродиты и Астарты, но, скорее всего, это произошло на Кипре, уже после того как на этом острове обосновались и греки и финикийцы. Вероятно, и отождествление Афродиты и Астарты восходит к этому же времени, если не к более раннему. И такое отождествление сохранялось в течение всей древности. Недаром финикиец Абдастарт «раб Астарты» , составляя надпись по—гречески, переводил свое имя как «Афродисий». Филон прямо пишет, что, по словам финикийцев, Астарта и есть Афродита. Знаменитый римский оратор и писатель Цицерон в сочинении «О природе богов» говорил о четырех видах Венеры и о том, что одна из этих Венер происходит из Сирии и с Кипра и ее называют Астартой.

В этих надписях говорится, что Тефарие Велианас, царь Цере, создал в Пирги святилище богини, которая в финикийской надписи именуется Астартой, а в этрусских — Уни—Астартой. Таким образом, перед нами отождествление Астарты с этрусской Уни — одной из трех верховных божеств этрусков. Цере был связан с Карфагеном, так что культ Астарты явно пришел в этрусский город оттуда. Возможно, что в Цере он установился именно в это время, ибо Тефарие Велианас, как сейчас считают, был, скорее всего, узурпатором, и принятие нового культа могло стать одним из средств идеологического обоснования узурпации. В таком случае характерен выбор именно Астарты как покровительницы царской власти и верховной богини. В Риме этрусская Уни слилась с Юноной. И, скорее всего, отсюда идет отождествление Астарты с Юноной, супругой римского верховного бога Юпитера. Впрочем, и грекам отождествление Астарты с Герой, супругой Зевса, по—видимому, не было чуждо. На роль подобного божества больше, чем старые, привычные и к тому времени во многих отношениях уже показавшие свое бессилие римские и греческие божества, подходили божества восточные, меньше известные, загадочные и таинственные.

Это могли быть и мужские например, иранский вечный боец Митра , и женские божества. Но все же богиням, поскольку они теснее связаны с интимными переживаниями человека, отдавалось предпочтение. Такие культы были вытеснены лишь с победой христианства. Финикийцы, познакомившись с ним, узнали в местной богине свою Астарту. Культ Астарты Эрицинской был распространен в Карфагене и карфагенских владениях в Африке и на Сардинии. Африканским центром этого культа был город Сикка, и там в храме Астарты активно практиковалась так называемая священная проституция. Вообще это очень древний восточный обычай, свойственный культам богинь плодородия, когда особые жрицы отдавались посетителям храма, а полученные за это деньги шли на нужды храма. Подобные акты, как считалось, помогают увеличению плодородия земли и плодовитости человека. Этот обычай был свойствен и культу Астарты вообще.

Но в Сикке он особенно подчеркивался. Вполне вероятно, уже во II тысячелетии до н. Если рассматривать Астарту как развитие образа богини—матери, то не исключено, что это связано с финикийским и даже общесемитским представлением о появлении мира из влажной субстанции, позже понятой как море. В дальнейшем такое представление преобразовалось в образ богини, покровительствующей мореплаванию. Когда культ Астарты и миф о ней проник в Египет, богиня и в этой стране оказалась связанной с морем и морским богом, причем это представление было непосредственно перенесено в Египет из семитского мира, ибо в египетском пантеоне собственный бог моря отсутствовал. Вспомним, что и греческая Афродита, согласно мифу, имела тесный контакт с морской стихией, ибо родилась из пены морской. И в течение всей древности подобные фигурки изготовлялись в Сирии и Палестине, а также в финикийских колониях. Голуби же считались священными птицами и греческой Афродиты. Связано ли это с общим происхождением Астарты и Афродиты или с влиянием культа Астарты на образ греческой богини?

Думается, вероятнее все же второе. Голубь голубка как птица, соединяющая земной и небесный мир, долго почиталась в Восточном Средиземноморье. В христианской традиции Дух Святой символизируется голубем, а точнее — голубкой. Иногда полагают, что «женщина в окошке» изображает «священную проститутку» Астарты. Но большое распространение этого художественного мотива в финикийском искусстве позволяет все же думать об изображении самой богини. Возможно, этих двух богинь объединяли также на Мальте. Но есть свидетельства и отдельного почитания Тиннит в Финикии. Однако открытия в Финикии заставили пересмотреть эту точку зрения, и теперь никто не сомневается, что культ Тиннит был принесен в Африку финикийскими колонистами. Как давно этот культ возник в Азии, неизвестно.

Ни в каких текстах II тысячелетия до н. Современное состояние археологических исследований на территории самой Финикии пока не позволяет говорить о степени распространенности и важности культа Тиннит. Думается, что в Карфагене сначала она тоже едва ли была великой богиней, явно уступая Астарте. Положение меняется в середине V — начале IV в. К этому времени произошли большие изменения. Карфаген, ранее не имевший земельных владений в Африке вне своих стен, теперь эти владения приобрел. Это привело к перестройке всей экономической, а вслед за ней и социально—политической структуры Карфагена. Появляется земельная аристократия, которая наряду с торговой утверждается у власти в Карфагенской олигархической республике. Формируется обширная и довольно мощная Карфагенская держава.

Происходит становление полиса как особого типа социально—политического устройства, характерного не для древневосточного, а для античного пути развития древнего общества. Все эти глубокие изменения не могли не повлиять на культурную сферу. Можно говорить, что с этого времени появляется особая карфагенская пуническая, как ее обычно называют ветвь финикийской культуры, в ряде аспектов отличающаяся от общефиникийской. Это отразилось и в области религиозных представлений. В святилище, где раньше почиталась явно Астарта, изменяются тип посвятительных стел, изображения на них. Именно с этого времени здесь появляется большое количество упоминаний Тиннит обычно вместе с Баал—Хаммоном. Вероятно, именно в это время Тиннит и становится главным божеством Карфагена. В договоре Ганнибала с Филиппом V Тиннит не упомянута, что вызывает очень большое удивление. Но в этом же договоре среди великих карфагенских богов называется «божество карфагенян», и это, вероятнее всего, именно Тиннит.

Видимо, в мире греческих божеств не нашлось такого, которого дипломаты македонского царя или греческий историк Полибий, передавший текст этого договора на греческом языке, могли бы отождествить с Тиннит. На крышке же саркофага имеется рельеф с изображением молодой женщины европеоидного типа, и тело этой женщины как бы вписывается в изображение голубя: его голова поднимается над головой женщины, а крылья окутывают бедра и ноги, оставляя открытыми только ступни. Эта скульптура явно не может быть портретом погребенной. Видимо, в этом образе слились и представление о богине, и идеальное изображение ее жрицы. Женщина, сливающаяся со своим атрибутом — голубем, — таков образ божественной Тиннит. Именно в качестве госпожи Карфагена она появляется на карфагенских монетах, которые начали чеканить в IV в. По типу изображение копирует нимфу Аретузу, которую помещали на своих монетах греческие Сиракузы на Сицилии. Но на карфагенских монетах изображена конечно же Тиннит. В некоторых случаях голова богини украшена царской диадемой, что еще больше подчеркивает роль Тиннит как госпожи Карфагенской республики.

И эти отождествления показывают развитие образа Тиннит. Около 400 г. Как сказано выше, в конце III в. Несколько позже ее отождествляют с Юноной, и это свидетельствует о том, что богиня уже поднимается до положения «царицы богов», а встречающаяся порой идентификация с богиней земледелия Церерой и богиней луны Дианой говорит о сохранении в ее образе лунного и аграрного аспектов. С течением времени Тиннит становится все более универсальной богиней. На Востоке отождествление с Артемидой остается, как кажется, более постоянным. Приведенное здесь дано известной французской исследовательницей К. Шарль—Пикар после долгого изучения большого числа карфагенских памятников и кажется наиболее вероятным. Надо отметить, что этот знак появляется несколько раньше того времени, когда культ Тиннит выдвигается на первый план, и, возможно, связан еще с культом Астарты, а затем как бы по наследству переходит к Тиннит.

И исчез он еще до гибели самого Карфагена, должно быть, в результате развития религиозных представлений карфагенян. Но в целом его схема сохранялась. Одни ученые видели в этом знаке символ молитвы, обращенной к Тиннит, другие — соединение бетила с солнечным диском. Было высказано мнение, что «знак Тиннит» — развитие в карфагенской среде египетского знака жизни анха, который очень часто встречается в Египте, особенно при изображениях фараонов. Возможно, что во всех этих предположениях есть доля истины. Но все же предложенное толкование этого знака как символа соединения женского плодоносящего начала, воплощенного в богине плодородия, с солнечным мужским божеством представляется более правдоподобным. Трапецию же можно считать незаконченным треугольником. Это предположение косвенно подтверждается одним из рисунков на стеле, когда вместо крута над трапецией написано слово «баал». Вероятнее всего, это и есть Баал—Хаммон.

Иногда его отождествляют с Зевсом или Юпитером, т. Но все же обычным было сближение Баал—Хаммона с самим Кроном и Сатурном. В надписях на финикийском и греческом языках в греческом тексте появляется Крон, а в финикийском — Баал—Хаммон. Особенно интересна одна грекоязычная надпись, которая составлена целиком по финикийской схеме, но вместе с Тиннит упоминается Крон. После гибели Карфагена в римское время в Африке широко распространен культ Сатурна, который стал прямым продолжением культа Баал—Хаммона. Само имя Баал—Хаммон ученые трактуют различно. Иногда его понимают как «владыка алтарей с благовониями» или «владыка хамманим», т. Иногда под именем «Хаммон» понимают название небольшого городка Хаммон, располагавшегося к югу от Тира и подчинявшегося последнему. Но этот городок был невелик, и, судя по сделанным там находкам, в нем больше почитался бог Милькастарт, в то время как следов почитания Баал—Хаммона до сих пор не обнаружено.

Существует также предположение, что «Хаммон» — это горы Аман в северо—западной части Сирии, которые играли довольно значительную роль в истории этого региона. В таком случае Баал—Хаммон был бы похож на Баал—Цафона. Но такое толкование представляется все же чрезмерно искусственным, тем более что прямых свидетельств обожествления этих гор у нас нет. Правда, во II тысячелетии до н. В Карфагене, где культ Баал—Хаммона был одним из важнейших, в святилище, связанном с этим богом, иногда встречалось упоминание Хаммона вместо Баал—Хаммона, что, думается, доказывает существование такого сокращения. Эти имена только свидетельствуют, что культ Баал—Хаммона довольно древний и восходит, по крайней мере, ко II тысячелетию до н. Гораздо вероятнее перевод имени этого бога как «владыка жара», что говорит о его солнечном характере, подтвержденном памятниками его культа в Карфагене. Если это так, то и в финикийских городах—государствах он мог играть ту же роль. Когда же в Карфагене довольно скоро после его основания царская власть была ликвидирована, Баал—Хаммон превратился в бога Карфагенской республики.

Баал—Хаммон—Сатурн выступал, таким образом, в роли отца. Его изображали очень похожим на Йахве, как можно вывести из библейских описаний. Вполне вероятно, что и роль Баал—Хаммона в Карфагене и некоторых других финикийских колониях была аналогичной разумеется, до утверждения иудейского монотеизма. Баал—Хаммону, а позже ему и Тиннит приносили в жертву новорожденных. Существование этого обычая говорит о древности культа Баал—Хаммона. Хотя возможно, что он возник после перенесения на Баал—Хаммона некоторых черт старого Эла. Скорее всего, поэтому Баал—Хаммон и приобретает черты родителя, ранее свойственные именно Элу как угаритскому Илу. Известна она была и ханаанеям — как финикийцам, так и жившим в Палестине. Об этом свидетельствует и существование в Палестине во время завоевательных походов египетских фараонов, а позже — еврейских племен ханаанских городов Бет—Анат «дом Анат» и Карт—Анат «город Анат» , По Санхунйатону, Анат — дочь Эла, и она помогала своему отцу сражаться за власть с его отцом.

За это, по словам Филона, она позже получила власть над Аттикой, а вероятнее, над Грецией вообще. Думается, что последнее сообщение восходит к более позднему источнику, чем Санхунйатон, ибо такое мнение могло возникнуть уже после появления отождествления Анат и Афины. А отождествление это появилось на Кипре не позже V в. Оно объясняется как сходством имен, так и воинственным характером обеих богинь. К этому времени Анат, как и ее отец Эл, уже далеко не столь популярны, как в предыдущем тысячелетии, сохраняя свое значение только на Кипре. Но в этом договоре она находится не среди тирских божеств, а, скорее, среди тех, кто с ассирийской стороны в случае нарушения договора накажет Тир и его царя. Но, во—первых, возникает сомнение, является ли Анат—Бетел той же богиней, что и Анат, хотя это и вполне возможно. А во—вторых, это вовсе не доказывает, что в то же время ее почитали и финикийцы. Так что пока сферу живого культа Анат надо ограничить Кипром.

Ее культ существовал во II тысячелетии до н. Ее упоминают тексты Угарита. В Угарите она, вероятно, считалась супругой бога смерти Муту. Шеол встречается и в Библии, но там это слово обозначает не богиню, а мир смерти. Древние евреи, цо крайней мере на более раннем этапе своей истории, относились к смерти, с одной стороны, более или менее спокойно, принимая ее как неизбежность и не пытаясь с этой неизбежностью спорить, а с другой — весьма пессимистически, долгое время отрицая всякую возможность не только воскресения, но и посмертного воздаяния и даже, пожалуй, посмертного существования. Поэтому Шеол в то время представлялся им как преисподняя, в которой исчезает все и в которой, похоже, и нет ничего. В Песни Песней с Шеол сравнивается лютость ревности. Финикийцам не был свойствен такой пессимистический взгляд на потусторонний мир. Они верили в существование после смерти, что доказывается их заупокойным культом.

Филон называет Шеол Персефоной. Полагают, что слово «дева» выражает не девственность, а просто молодость богини, или что эта богиня не была собственно рождающей но в одном мифе рассказывается о рождении ею сына от Балу , или что девственность является специфической общественно значимой чертой Анату, которую богиня не утрачивает, несмотря на любовь и рождение детей. Думается, что все объясняется проще. Мифологическим представлениям вообще не свойственна та логика, которая лежит в основе науки и повседневной деятельности человека, ибо миф и наука с ее логикой отражают разные стороны человеческого понимания мира. Поэтому и представление о том, что в мире богов возможно все, что невозможно в мире людей, и что там могут сочетаться логически самые несовместимые качества, вполне вписывается в религиозно—мифологическое мышление угаритян. Видимо, утаритяне как и финикийцы весьма ценили девственность, считая ее одной из высших женских добродетелей. Недаром своих великих богинь они называли девами. Рассматривая этих богинь как дев, матерей и супруг или возлюбленных одновременно, люди подчеркивали свое глубочайшее уважение к ним. Мы видели, что в Угарите аналогичный и, по сути, одноименный бог Муту выступал почти неодолимым противником Балу, и только воинственная и могучая Анату смогла его победить.

Возможно, что и у финикийцев этот бог играл подобную роль, хотя никаких мифов о его борьбе с другими богами не сохранилось. В этом случае Мот оказывается гораздо старше Эла. В Финикии они пользовались не меньшим почтением. То, что они были связаны с миром смерти, несомненно. Сидонский царь Табнит угрожал возможным нарушителям гробницы, что те не будут иметь потомства среди живых под солнцем и не будут покоиться с рефаимами. В довольно поздней двуязычной латинской и финикийской надписи в Африке финикийский термин «рефаимы» полностью соответствует латинскому «боги маны». Таким образом, рефаимы, как и римские маны, — это души умерших, которым препоручаются только что отошедшие в иной мир души. Рефаимы упоминаются в Библии. Так, пророк Исайя провозглашал, что если Бог посетил и истребил, то мертвые не оживут и рефаимы не встанут.

И в одном из псалмов рефаимы снова упоминаются вместе с мертвецами. Это привело некоторых исследователей к мысли, что рапаиты—рефаимы находятся как бы на грани между царствами живых и мертвых, соединяя в определенном смысле эти два столь резко отличных друг от друга мира. Но в любом случае в мире смерти они были душами предков, всех ли людей или только самых главных из них царей, вождей — точно не известно. Тогда же, т. Решефу был посвящен один из древнейших храмов Библа. Найденные в Библе бронзовые статуэтки воинов на некоторых еще сохранились следы позолоты многие ученые считают либо изображениями Решефа, либо посвящениями ему. Финикийские мореплаватели, по—видимому, возили с собой статуэтки Решефа, вероятно, пытаясь таким образом снискать его покровительство и избежать гибели в море или на ближайшем берегу. С колонизацией культ Решефа широко распространился по всему Средиземноморью. Так, храм этого бога в Карфагене был одним из самых богатых.

Не меньше его почитали и на родине. Целый район Сидона назывался «землей Решефа» или «землей Решефов». Греки его отождествляли со своим Аполлоном. Под этим именем он упоминается в договоре Ганнибала с Филиппом V. По Филону, Аполлон был сыном Крона. Ясно, что финикийцы считали Решефа сыном Эла и родным братом Баал—Хаммона. В упомянутом договоре Ганнибала с македонским царем Аполлон—Решеф занимает место среди трех первых богов Карфагена. Находки статуэток Решефа, относящихся к самому началу I тысячелетия до н. Решеф упоминается в некоторых библейских текстах.

С утверждением единобожия он превращается в разрушающую силу на службе Йахве. Как и в финикийском мире, его имя иногда упоминается во множественном числе. Распространение культа Решефа Рашапу вне западносемитского мира не ограничивается Египтом. Под именем Иршаппа его почитают хетты. И еще до обоснования финикийцев на Кипре жители этого острова, поддерживавшие связи с сиро—палестинским побережьем Средиземного моря, в том числе с финикийскими городами, тоже уже знали Решефа. Об этом боге говорит, в передаче Филона, Санхунйатон, так что, надо думать, во II тысячелетии до н. Следующее же тысячелетие показало очень широкую популярность этого бога во всем финикийском мире. Его почитали в Арваде, Сидоне, Тире и во многих других городах самой Финикии, а также в заморских колониях. Распространился культ Эшмуна и в Палестине, Египте, Месопотамии.

Эшмун называется в числе гарантов упоминавшегося выше договора тирского царя Баала с Асархаддоном: вместе с Мелькартом он должен был разрушить страну, выслать из нее народ, отнять у людей еду, одежду и украшения, если тирийцы преступят договор.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий