12 февраля 1990-го года в Душанбе началось политическое противостояние сил правительства и оппозиции, приведшее к гражданской войне. Фото Роберта Нетелева. февраль 1990 Разграбленный магазин Кулинария на ул Ленина Февральские события в Душанбе. ***Для продолжения работы нам очень нужна ваша аться на регулярную поддержку канала можно несколькими способами:Ежемесячная подписка: https:/. Митинг в Душанбе, февраль 1990 года/ © Массовые беспорядки в Душанбе, случившиеся после армянского погрома в Баку, принято считать прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая по самым скромным подсчетам унесла жизни 80 тысяч человек.
Кровавый февраль 1990 года в Душанбе
Февральские события 1990 года в Душанбе вызвали ухудшение отношения к некоренному населению и привели к активизации миграционного оттока. 12, 14 февраля 1990 г. в Душанбе произошли беспорядки приведшие к кровавым столкновениям. ***Для продолжения работы нам очень нужна ваша аться на регулярную поддержку канала можно несколькими способами:Ежемесячная подписка: https:/.
Кровавый февраль 1990 года в Таджикистане
Офицер внутренних войск показывает предметы, которые использовали экстремисты в качестве метательного оружия, Душанбе, февраль 1990 года. 12, 14 февраля 1990 г. в Душанбе произошли беспорядки приведшие к кровавым столкновениям. Беспорядки 1990 года в Душанбе ознаменовали период усиления гражданского неповиновения и межэтнического насилия в столице Таджикской ССР Советского Союза. Фото Роберта Нетелева. февраль 1990 Разграбленный магазин Кулинария на ул Ленина Февральские события в Душанбе. Хронология событий В феврале 1990 года в столице Таджикистана, городе Душанбе, произошли массовые беспорядки, которые стали причиной серьезных политических потрясений в республике.
Горячий февраль 1990 года в Душанбе
К вечеру в ответ на открытие огня милицией холостыми патронами начались поджоги ларьков, погромы магазинов [9]. В этот же день в Душанбе было объявлено чрезвычайное положение. Мирные жители столицы, при полном отсутствии помощи со стороны властей и правоохранительных органов, спасая себя и свои семьи, создавали отряды самообороны. Это был опыт самоорганизации мирного гражданского населения — отряды охраняли от погромщиков входы в подъезды, подходы в свой микрорайон, организовывали самодельную сигнализацию [11].
В Душанбе возникли отряды самообороны. Это был поразительный опыт. В микрорайонах собирались такие отряды, в которые входили таджики, евреи, русские… Они охраняли от погромщиков входы в подъезды, подходы в свой микрорайон, придумывали какую-то самодельную сигнализацию рельс , носили белые повязки… Отряды самообороны просуществовали дней десять, собираясь по вечерам и дежуря по ночам. Ввоздухе висела злоба, звучали антироссийские лозунги. Это был взрыв национализма, как болезнь, как эпидемия. Я до сих пор не понимаю, как такое могло случиться именно в Душанбе… 13 февраля беспорядки охватили весь Душанбе. Митингующие добились отставки правительства, но спокойствия это не принесло. В городе был объявлен комендантский час, жители сами защищали свои дома.
Вечером 13 февраля в город ввели войска, напряжение ослабло. Объявлен траур по погибшим, жизнь потихоньку возвращалась в привычное русло.
В полдень 11 февраля 1990 года несколько сотен человек собрались у здания ЦК Компартии Таджикской ССР и потребовали, чтобы к ним вышел руководитель республики Каххор Махкамов. К руководителю республики у митингующих был один вопрос: почему армянским беженцам, прибывшим из Баку, выделили квартиры без очереди? Квартирный вопрос в Душанбе к тому времени был одним из самых серьезных проблем, потому что местные жители годами стояли в очереди за квартирой. К собравшимся вышел Махкамов и заявил, что слухи о предоставлении квартир армянским беженцам не имеют под собой основу. Его словам не поверили.
Было решено создать комиссию, и на следующий день, ровно через 24 часа, Махкамов и казикалон республики Ходжи Акбар Тураджонзода должны были сообщить митингующим о результатах проверки комиссии. В действительности, с 21 по 24 января 1990 года из города Баку через Красноводск в Душанбе были эвакуированы 49 семей армянских беженцев. В следующие дни 22 семьям армянских беженцев горисполком оказал помощь по 35 рублей, двум - по 80 рублей. Итого им было выдано 930 рублей. На митинге перед членами комиссии поставили задачу проверить все микрорайоны, где по слухам, армянским беженцам были выделены квартиры. Собравшиеся перед тем, как покинуть площадь, обещали вернуться на следующий день, чтобы ознакомиться с результатами проверки. Комиссия была создана с опозданием, поэтому только после полудня 12 февраля проверила дома отдыха, санатории и пансионаты Варзоба, Ходжа Оби Гарма, Харангона, Алмасы, Шахринау, Чептуры, Каратага, Рамита, Орджоникидзеабада, Явана, Шамбары, все общежития и гостиницы городов Душанбе, Турсунзаде, Орджоникидзеабада и Явана.
Оказалось, что армянских беженцев в указанных местах нет. Но через сутки - к полудню 12 февраля митингующие вновь собрались у здания Верховного совета и потребовали отчета у Каххора Махкамова и Тураджонзоды. Руководитель республики в назначенное время к митингующим не вышел. Махкамова не идти на поводу у толпы. Когда же он вышел, было уже поздно. Была пролита кровь, его никто и слушать не хотел, из разъяренной толпы в него полетели галоши. Начались стычки между ними и силами правопорядка, которые в ход пустили дубинки, затем водометы и слезоточивый газ.
Митингующие штурмовали здание ЦК и захватили часть первого этажа. Снайперы и автоматчики открыли огонь на поражение с крыши и окон верхнего этажа здания ЦК. Первые выстрелы из огнестрельного оружия прозвучали в 15:30. Таким образом, до выхода руководства республики к митингующим в 16 часов, от пулевых ранений скончались 5 человек. В 15:40 в доме напротив здания ЦК Компартии был убит самый важный свидетель расстрела митингующих - оператор «Ленфильма» Никита Матросов, снимавший из окна происходящее на площади. Кассеты со съемками оператора бесследно исчезли. Матросов ранее приехал в Душанбе в составе съемочной группы фильма «Афганский излом».
Вслед за ним была убита татарка Наиля Негматуллина, приехавшая навестить свою мать и выглянувшая из окна квартиры 23 по улице Ленина - 91.
Требовали не только улучшения жилищных условий, возмущались качеством жизни, отсутствием продуктов в магазинах, задержками зарплаты. Да, беженцы в Душанбе действительно приезжали — всего в Таджикистан переселилось около двух тысяч человек не одномоментно, а с 1988 по 1990 год. Армянская диаспора им помогала — кого-то приютили родственники, кому-то выделяли деньги. Но власти никакого участия в процессе релокации не принимали. Горисполком лишь выделял денежные средства прибывшим — далеко не всем и лишь по 50 рублей на семью меньше половины среднемесячной зарплаты. Однако народная молва увеличила число беженцев в разы. Говорили о "богатых армянах", которые "скупили все начальство" и пропихивают своих земляков в начало списков на получение жилья. Слухи дошли до того, что утверждалось: мол, в душанбинском аэропорту приземлилось несколько самолетов с армянами из Баку, и те якобы отказались выходить из них, пока им не принесут ордера на новые квартиры.
Но чиновник посчитал требование собравшихся очередным малозначительным всплеском народного гнева — пошумят и разойдутся. И зря. Так как уже на следующий день на площадь вышла толпа раз в пять больше вчерашней. Внимательный наблюдатель мог заметить в ней большое количество молодежи. Не душанбинской, нет. Это были так называемые "кишлачники" — диковатые молодые люди, которые неожиданно появились в городе всего за одну ночь. То, что митинг 12 февраля был хорошо спланирован, не отрицал позже никто. И таджикская оппозиция, и исламисты, и пострадавшие от погромов русские, татары, евреи, армяне — все рассказывали одно. Про черную толпу, которая колыхалась на площади, про грузовики с камнями и одинаковой длины заостренные арматурины.
Выступавшие призывали прекратить раздачу квартир армянам, а заодно выселить их из Душанбе. И другие национальности вместе с ними. Представители власти опять не вышли к собравшимся и распалившаяся толпа двинулась в сторону микрорайона с новостройками, чтобы на месте "восстановить справедливость". По одному из центральных проспектов девятым валом катилась толпа, полностью закрывшая собой улицу. Они крушили все на своем пути.
Сокрушимая «дружба народов». Душанбе-1990
Лидеры новой таджикской оппозиции, среди которых преобладали представители местной интеллигенции, начали активно «пробуждать национальное самосознание народа», при этом, как всегда, слабо себе представляя, что именно проснётся в результате. Зато они надеялись, что разбуженный хаос поможет прийти им к власти — на конец февраля в Таджикистане как раз были намечены выборы в парламент. Участники тогдашних событий вспоминают их очень по-разному. Одни говорят о революционном подъеме таджикского народа, который поднялся на борьбу за демократию против КПСС. Другие же утверждают, что как раз КПСС вместе, конечно, с КГБ и организовала всю эту провокацию, чтобы не допустить демократов до выборов, а наоборот — скомпрометировать их, а потом и репрессировать. Третьи и вовсе стараются те события не вспоминать, говоря о них вскользь и напирая на то, что все самое важное было до или после. А между тем рядовые свидетели, которые не являлись активными участниками, а смотрели на все со стороны, больше вспоминают не о каких-то пылких революционерах, а об исламских радикалах и бандитах из преступных группировок. Которые, как это часто случается, стали основным авангардом протестующих «демократических сил».
В городе не было каких-то обособленных "русских", "еврейских" или "армянских" кварталов — в каждом многоквартирном доме жили представители всех национальностей. Собственно, именно это самое жилье и стало причиной случившегося конфликта. Дело в том, что с ним в Душанбе было особенно тяжело.
Новых домов строилось мало, и в очереди на получение квартиры стояли десятки тысяч жителей. Люди возмущались, а с 1989 года, когда влияние Центра и местной власти существенно ослабло, стали выходить на митинги. Требовали не только улучшения жилищных условий, возмущались качеством жизни, отсутствием продуктов в магазинах, задержками зарплаты. Да, беженцы в Душанбе действительно приезжали — всего в Таджикистан переселилось около двух тысяч человек не одномоментно, а с 1988 по 1990 год. Армянская диаспора им помогала — кого-то приютили родственники, кому-то выделяли деньги. Но власти никакого участия в процессе релокации не принимали. Горисполком лишь выделял денежные средства прибывшим — далеко не всем и лишь по 50 рублей на семью меньше половины среднемесячной зарплаты. Однако народная молва увеличила число беженцев в разы. Говорили о "богатых армянах", которые "скупили все начальство" и пропихивают своих земляков в начало списков на получение жилья. Слухи дошли до того, что утверждалось: мол, в душанбинском аэропорту приземлилось несколько самолетов с армянами из Баку, и те якобы отказались выходить из них, пока им не принесут ордера на новые квартиры.
Но чиновник посчитал требование собравшихся очередным малозначительным всплеском народного гнева — пошумят и разойдутся. И зря. Так как уже на следующий день на площадь вышла толпа раз в пять больше вчерашней. Внимательный наблюдатель мог заметить в ней большое количество молодежи. Не душанбинской, нет. Это были так называемые "кишлачники" — диковатые молодые люди, которые неожиданно появились в городе всего за одну ночь. То, что митинг 12 февраля был хорошо спланирован, не отрицал позже никто. И таджикская оппозиция, и исламисты, и пострадавшие от погромов русские, татары, евреи, армяне — все рассказывали одно. Про черную толпу, которая колыхалась на площади, про грузовики с камнями и одинаковой длины заостренные арматурины.
Я помню, как с пеной у рта на чистом русском языке деятели типа Миррахима Миррахимова, бывшего секретаря парткома в одном из институтов, вмиг перекрасившегося в ультра-националиста, требовали статуса государственного для таджикского языка. И русским, и узбекам, всем другим затыкали рты, угрожали, оскорбляли, не слушали даже своих, таджиков, уже тогда понимавших, что ни к чему хорошему такая горячка не приведет. Зверская расправа над православным священником в Душанбе, поджог храма, бесчинства на кладбищах…» Владимир Кленов, Душанбе. Например, внутритаджикской резне между «вовчиками» и «юрчиками» предшествовали расправы в Душанбе и других городах над русским населением. В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала». Рогозин Д. Узбекистан «Мы с папой узнали, что их папу и маму, бабушку и самого младшего братика Алёшу убили в Узбекистане, где они родились и жили. Убили за то, что не хотели «злым» узбекам отдавать свою большую квартиру. Дети хорошо запомнили иззверённые гневом, лоснящиеся жирные лица, кричащие и на них: «За-арэ-эж-жэм на шишлик, рускай свиньня…», «Вон с нашэй зимля.. Свидетельства очевидцев, 1990 г. Киргизия «Начались одиночные, но регулярные нападения на русских. Не хватало только массовки. Нужна была хорошая искра для хорошего костра. Но и она нашлась. В Ошской области большая группа киргизов пришла на поле, на котором местные узбеки традиционно работали. Узбеки "махаллёй" прогнали захватчиков, но прибывшее подкрепление мародёров устроило настоящую бойню. Вот так начались "события 89-го года". Тут же вспомнилась "вековая вражда". С юга волны ненависти докатились до столицы. Сожжённые дома, изнасилованные девочки, младенцы на вилах, тысячи беженцев. Но были и российские десантники и "расстрельные бригады генерала Кулова", за что им мой поклон. Воспоминания разные. Новые хозяева жизни уже кое-чему научились. Во-первых, они поняли, что Фрунзе, переименованный в Бишкек гораздо интересней, во-вторых, что никакая ельцинская Россия на помощь к русским не придёт». Ермаке сам город переименован в "Аксу" , памятник первоцелинникам на привокзальной площади и мемориал "Покорителям Целины" в Целинограде сам город ныне - "северная столица" "Астана" , бюст Пржевальского в г. Зайсане» «Судебный террор, кроме подавления деятельности русских общественных организаций, особенно охотно применяется при вытеснении русских из предпринимательства: отъем собственности в пользу казахов путем неправосудных решений - норма жизни современного Казахстана». Русский вопрос в Казахстане Туркмения «Сегодня, как сообщает "Немецкая волна", в Ашхабаде у лиц, имеющих двойное гражданство, сотрудниками службы национальной безопасности Туркмении были конфискованы квартиры.
Вот свидетельство душанбинца Вячеслава Зыкова: Нашу семью тоже затронула трагедия. Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков. Казнь была демонстрационной, на площади, чтоб боялись. Вообще, когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений, что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта. Потом лишь следствие и опрос свидетелей установило, что его пронзали заточенными арматуринами. Никто не пытался остановить эту кровавую вакханалию. Милиционеры, по свидетельству очевидцев, разбежались по домам, где скидывали форму и переодевались в гражданскую одежду с непременной тюбетейкой, как знаком принадлежности к народу. А военные так же как и в Баку, не вмешивались, а лишь охраняли здание ЦК и несколько правительственных учреждений. Остановился транспорт, люди не вышли на работу, начались перебои с водой и электричеством. И в этом не было ничего странного — на ключевых инженерных должностях работали русские, а они в этот день охраняли свои семьи. Причем, в Душанбе возник феномен, которого не было в аналогичных событиях, прокатившихся по стране. Люди организовывались в отряды самообороны, чтобы охранять от погромщиков свои дома и целые микрорайоны. В них входили таджики, русские, армяне, узбеки. Те, кто до этого веками жил в мире и не потерял человеческое лицо, когда в город пришла беда. Плечом к плечу взрослые мужчины разных национальностей с белыми повязками на рукавах охраняли входы в подъезды, дежурили на улицах, перекрывали въезды в микрорайоны. Такие отряды просуществовали в столице республики 10 дней, даже несмотря на то, что уже вечером 13 февраля в Душанбе ввели войска. Так это или нет, неизвестно. Но у погромщиков не было единой и направляющей силы, да и национальный окрас погромов на следующий день сместился в сторону просто беспорядочного разбоя. Били и крушили витрины магазинов особенно ювелирных , переворачивали машины, хаотично избивали всех подряд. Обуздать эту толпу не составило особого труда, и уже к 14 февраля 1990 года погромы в Душанбе прекратились. Город, зализывая раны, стал возвращаться к нормальной жизни.
Кровавый февраль 1990 года в Душанбе
О том, что произошло в феврале 1990 года в Душанбе, впервые подробно написала газета «Пульс Тушина», опубликовавшая письмо душанбинца Андрея Мигунова. О том, что произошло в феврале 1990 года в Душанбе, впервые подробно написала газета «Пульс Тушина», опубликовавшая письмо душанбинца Андрея Мигунова. 12, 14 февраля 1990 г. в Душанбе произошли беспорядки приведшие к кровавым столкновениям. 12 февраля 1990-го года в Душанбе началось политическое противостояние сил правительства и оппозиции, приведшее к гражданской войне.
Сокрушимая "дружба народов". Душанбе-1990
12 февраля 1990-го года в Душанбе началось политическое противостояние сил правительства и оппозиции, приведшее к гражданской войне. Новости Центральной Азии. Офицер внутренних войск показывает предметы, которые использовали экстремисты в качестве метательного оружия, Душанбе, февраль 1990 года. Так в январе 1990 года, не без помощи западных спецслужб, ранее разожжённая национальная вражда в Азербайджане стала причиной массовой гибели армян, после чего привела к власти нацистские группировки. Очень отчетливо помню февраль 1990 года, когда в Душанбе из Азербайджана сбежали от погромов несколько армянских семей. В итоге, февраль 1990 года остался в истории Душанбе как период, когда распределение судебных решений было существенно нарушено, что стало одной из главных причин массового оттока русского населения из города и республики в целом.
Сокрушимая «дружба народов». Душанбе-1990
Горячий февраль 1990 года в Душанбе 13 февраля 2012 14:35 Десятые числа февраля — это очередная годовщина событий в Таджикистане. В годы перестройки здесь проходила гражданская война — наверное, эта республика наиболее болезненно пережила развал СССР. У гражданской войны в Таджикистане было много причин. Общая истерия по поводу распада Союза наложилась на экономические проблемы республики. Но главную роль сыграли межнациональные противоречия. Важные государственные должности могли занимать только таджики. Наверняка здесь было и внешнее влияние — говорили о программе "Ислам против коммунизма", которая создавалась в аналитических центрах США, Великобритании и исламских стран.
В ней описаны болевые точки республик Средней Азии и просчитаны варианты дестабилизации ситуации в регионе. Итак, причин войны было много, а поводом стал простой слух. После землетрясения в Спитаке в Таджикистан привезли армян-беженцев.
Наша семья жила не так далеко от университета, и я решилась проехать пару остановок.
Помню, как еще с утра добродушные и веселые пассажиры маршрутки теперь смотрели друг на друга из-под бровей, не понимая, кто теперь друг, а кто враг, и что вообще произошло. Чуть позже пришла с работы мама — полдороги прошагала пешком, потому что автобус, который она ждала, подожгли. Погромы магазинов, поджоги сопровождались массовыми истязаниями и убийствами русских, татар, не успевших скрыться от расправы армян. Когда с улиц исчезли все, кого националисты считали русскими, объектом преследования становились молодые таджички с короткими стрижками, в европейских платьях, потом очередь дошла и до истинных мусульманок в национальных одеяниях...
Рассказывали, как была убита беременная таджичка, которая попыталась призвать толпу к порядку. За неосторожно оброненное слово ее тело полетело с моста в реку Душанбинку. Оголтелая толпа почувствовала вкус крови... В городе перестали работать госучреждения, магазины.
Рассказывали, что была произведена расправа над работниками станции скорой помощи, были вырублены телефонная связь и Первый канал телевидения. К вечеру вещала только «вторая кнопка», по которой Михаил Сергеевич Горбачев почти что с умилением врал всем жителям советского государства: «В настоящее время в Таджикистане побеждает демократия». Ох, сколько русскоязычных, да и не только людей сказали ему тогда «спасибо» и до последних его дней не могли простить такой «победы демократии», а по сути предательства своего, русского народа! Ну да ладно, о покойниках плохо не говорят.
Отец мой вернулся в ту ночь домой синий... Коллеги уговаривали заночевать на заводе, но он беспокоился о нас и спешил домой пешком через пылающий город... Его избивала толпа, человек десять, одного 57-летнего русского мужчину. Возможно, и убили бы, но спас пожилой дедушка-таджик.
Воззвал к чувствам съехавших с катушек юнцов: «Он же вам в отцы годится! А дедушка тот нагнулся над моим лежащим на мосту отцом и говорит: «Вставай, брат, постарайся побыстрей уйти отсюда, они ведь могут вернуться! Больницы не работали. Спасибо соседке-таджичке — врачу от Бога, которая научила его с усилием дышать в кулак, так постепенно восстанавливалось дыхание...
Сегодня эта женщина живет с семьей в России, мы по-прежнему дружим как сестры, хоть и относимся к разным национальностям. Но вернемся к той варфоломеевской ночи, когда нас обещали вырезать в собственных квартирах.
Горящая машина на улицах Душанбе Экономические лозунги сменились националистическими. Выступавшие призывали прекратить раздачу квартир армянам, а заодно выселить их из Душанбе. И другие национальности вместе с ними. Представители власти опять не вышли к собравшимся и распалившаяся толпа двинулась в сторону микрорайона с новостройками, чтобы на месте «восстановить справедливость». По одному из центральных проспектов девятым валом катилась толпа, полностью закрывшая собой улицу. Они крушили все на своем пути. Шли, наклонив головы чуть вперед, руки или в карманах, или держат арматуру. Любые препятствия, которые попадались на пути, сметались бешеным напором.
Они раскачивали и переворачивали машины, роняли на бок автобусы, крушили витрины, избивали и убивали встречных. Погромщики на улицах Душанбе, 12 февраля 1990 года Таджиков в основном не трогали если только это был не «цивилизованный» таджик — в костюме, без обязательной тюбетейки или женщина с крашеными волосами. Под раздачу попадали все, кто отличался от коренной нации. Интернет хранит много воспоминаний очевидцев тех трагических событий. В сети полно рассказов о подожженных автобусах, изнасилованных женщинах, зверски убитых мужчинах. В дома и квартиры, как это происходило месяцем ранее в Баку, они не врывались. Толпе хватало пойманных на улице людей. И смерть их была ужасной. Вот свидетельство душанбинца Вячеслава Зыкова: Нашу семью тоже затронула трагедия. Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса.
Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков. Казнь была демонстрационной, на площади, чтоб боялись. Вообще, когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений, что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта.
Обживались, обзаводились друзьями, семьями. Я вспоминаю детство, проведенное в Душанбе, как счастливейшее время моей жизни! Спокойствие, умиротворение, уверенность в будущем, культурный взаимообмен. Именно взаимообмен, а не как сейчас — обилие культур, которые наглухо изолированы друг от друга. Когда в конце 80-х годов в СССР заговорили о самоопределении республик, мы вместе с нашими советскими друзьями-таджиками только посмеивались: «Бред какой-то!
Нам и так хорошо». Честное слово, когда заполыхали более националистические Прибалтика и Закавказье, мы были на 200 процентов уверены, что нас эта чаша минует: нам нечего было делить. Ведь русские никогда не претендовали на первенство в республике, никогда не поднимались по должности выше замдиректора фабрики или больницы — директорские места заведомо принадлежали только представителям титульной нации. И, по большому счету, всех все устраивало, царило взаимоуважение. И не верьте тому, кто скажет, что русские угнетали «бедные» нацменьшинства. Наоборот: нацменьшинствами там были мы. Сколько труда вложили братские советские республики в Таджикистан! Благодаря труду людей разных национальностей был построен с нуля город Нурек с его прекрасным водохранилищем и ГЭС, множество заводов, фабрик, больниц, сам Душанбе стал одной из красивейших столиц Союза.
Неплохим было и снабжение. Это в Москве или в какой-нибудь Рязани стояли километровые очереди за колбасой — в Душанбе вплоть до гражданской войны 90-х полки магазинов никогда не пустовали, такой была политика: республики не должны были испытывать сильного дефицита ни в чем. Но мы ошибались в своем прекраснодушии — «оранжевая революция» добралась и до нашего цветущего края. Оказалось, что при правильном применении технологии, придуманной Джином Шарпом, «зажечь» удалось даже мегаспокойный и дружелюбный народ! Главное — была проведена умелая пропаганда среди не слишком хорошо образованных слоев населения, и многонациональность из нашей силы превратилась в нашу слабость. Очень отчетливо помню февраль 1990 года, когда в Душанбе из Азербайджана сбежали от погромов несколько армянских семей. Среди таджиков кто-то пустил слух, что тысячам армян раздадут квартиры в новостройках — те самые, которые очень ждали выходцы с окраин. Курок был спущен: в один день как по мановению волшебной палочки в столицу потянулась вереница грузовиков с сельскими жителями.
Кто-то же их организовал в тот день, освободил от работы, заранее приготовил грузовики, снабдил едой, а может, и наркотическим зельем! Их требование было выполнено, но на следующий день митинг возобновился — на этот раз требовали уже отставки первого секретаря ЦК КП Кахара Махкамова.