Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о дополнительных ограничениях допуска к государственной тайне. Понятие «допуск предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне» представляет собой процедуру оформления права юридического лица на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. К сведениям особой важности относятся сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам России в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной сферах.
Как оформить работнику допуск к государственной тайне
Инициатива связана в том числе с угрозами безопасности страны в условиях проведения СВО и санкционным давлением. В закон также вводится понятие "режим секретности" — совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну», — сообщил Выборный. По его словам, в условиях повышенного интереса западных спецслужб к секретным разработкам, в том числе таких организаций как «Росатом» и «Роскосмос», внесённые дополнения позволят не только повысить эффективность защиты, но и минимизируют возможность оказания давления на секретоносителя.
Если допуск по третьей форме, то и за границу можно без особых ограничений и в случае разглашения максимум 4 мес. А вот если по первой - то за границу не пустят и в случае разглашения лет 7 отмерят и то если по неосторожности , а если умышленно - то это будет государственная измена - тогда двадцатку намеряют. Уголовный кодекс РФ: Статья 283.
Разглашение государственной тайны 1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Статья 275. Государственная измена Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.
Изначально в законопроекте предлагалось также установить запрет на допуск к гостайне адвокатам без гражданства, однако в принятой редакции закона данное положение отсутствует. Поправками Правительство РФ наделено полномочиями на установление порядка оформления допуска должностных лиц и граждан РФ, в том числе имеющих иное гражданство, лиц без гражданства, иностранных граждан к гостайне, их доступа к сведениям, составляющим гостайну, порядка обеспечения режима секретности в РФ, на издание актов по вопросам, связанным с выездом из РФ граждан, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне. Разработчики закона в пояснительной записке отметили: анализ правоприменительной практики в сфере защиты гостайны показывает, что все чаще встречаются случаи допуска к гостайне лиц, замещающих руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти и госкорпорациях, у которых органами безопасности выявлены основания для отказа в таком допуске. Данная тенденция оказывает негативное влияние на обеспечение сохранности сведений, составляющих гостайну, и способствует возникновению угроз безопасности РФ, посчитали инициаторы поправок. Изначально в проекте закона предлагалось предусмотреть наделение Межведомственной комиссии по защите гостайны полномочиями принимать решения о допуске заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» к сведениям, составляющим гостайну. Но к принятию поправок данная формулировка была уточнена: указанная комиссия полномочна принимать решения о допуске к гостайне заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, организаций, наделенных законом полномочиями осуществлять от имени РФ государственное управление в установленной сфере деятельности. Данные изменения не коснутся федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Также исключение составит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
В отделе защиты ГТ организации или властного органа оформляют допущение, подробно разъясняют человеку нормы законодательства о защите ГТ, об ответственности за ее разглашение, а также ограничения, связанные с допущением. Перед визированием и постановкой печати на анкету должностные лица сверяют указанную там информацию с документами проверяемого человека. Другая работа по допущению к ГТ выполняется режимно-секретными подразделениями. Решение о допущении относительно военнообязанных лиц мобилизованных или призванных на военные сборы принимает военный комиссар. Соответствующее решение относительно руководителей госорганов и госорганизаций принимают те, кто их назначил на свои должности, руководителям частных организаций доступ дает заказчик работ с применением данных из состава ГТ. В организацию, чей руководитель обладает нужным допущением, направляется письмо, заверенное печатью организации — оформителя допущения, где указаны допускные форма и номер, дата окончания проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, который проверял кандидата, и дата принятия соответствующего решения. Оформление обязанностей граждан, связанных с допущением, происходит через их отображение в контракте, если таковой заключен. В противном случае такие обязанности фиксируются в расписке.
Защита документов
о допуске указанных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, об отказе им в допуске к государственной тайне и о прекращении им допуска к государственной тайне. В целях повышения эффективности защиты государственной тайны и минимизации. Законопроектом конкретизируется сфера действия Закона о гостайне, вводится понятие «режим секретности», уточняется понятие «допуск к государственной тайне», устанавливается процедура его оформления, а также определяются условия прекращения такого допуска. официальный документ. Допуск к работе со сведениями, составляющим государственную тайну, оформляется по первой, второй или третьей форме: Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы.
В России ужесточат допуск к гостайне
официальный документ. Согласно закону №5485-1, можно охарактеризовать сведения, составляющие государственную тайну, как некую секретную информацию, разглашение которой несет угрозу безопасности страны. «Руководителям организаций, территориально обособленных подразделений организаций, осуществляющих работу со сведениями, составляющими государственную тайну, по месту расположения этих подразделений организаций, их заместителям по режиму (безопасности). Оформить допуск к сведениям составляющим государственную тайну, если он замещает должность, которая не отражена в номенклатуре — нельзя. В приведенном приказе МО РФ указано, что. о допуске указанных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, об отказе им в допуске к государственной тайне и о прекращении им допуска к государственной тайне. В целях повышения эффективности защиты государственной тайны и минимизации.
Путин подписал поправки о допуске адвокатов к гостайне
Принимать решения о допуске или отказе в нем к сведениям, составляющим гостайну, в отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций, таких как «Росатом» и «Роскосмос», будет Межведомственная комиссия по остайне. В допуске к государственной тайне может быть отказано при наличии у гражданина или его близких родственников счетов и вкладов в иностранных банках за пределами России, при наличии недвижимости за рубежом, а также если гражданин владеет и пользуется иностранными финансовыми инструментами. Отметим, что законопроект предусматривает выезд за рубеж граждан, имеющих допуск к гостайне, при возникновении обстоятельств гуманитарного характера, к примеру в связи со смертью близких родственников или с необходимостью экстренного лечения за границей.
Большинству компаний «гражданской» направленности для работы достаточно лицензии по третьей форме; значительно реже — по второй. В контексте лицензирования важно также учитывать следующее: Для успешного получения разрешительного документа ФСБ на юридическое лицо, ее руководитель должен быть допущен в сведениям. При этом уровень его допуска не должен быть ниже ст. Карточка допуска руководителя оформляется в результате прохождения проверочных мероприятий ФСБ.
Кроме этого для работников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу тарифной ставке граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и работников структурных подразделений по защите государственной тайны, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18. Факт наличия у конкретного лица оформленного допуска к секретным, совершенно секретным и особой важности сведениям не является основанием для его доступа к информации соответствующей степени секретности. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, Закон Российской Федерации от 21. Санкцию на ознакомление конкретного должностного лица или гражданина с конкретными сведениями, составляющими государственную тайну, может дать только соответствующий руководитель и только в письменном виде. Статья 25 названного Закона Российской Федерации устанавливает сказанное следующим образом: «Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны». Названная статья устанавливает персональную ответственность за организацию доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагая её на руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны, непосредственно реализующие процедуру доступа: «Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных функциональных обязанностей». Сама процедура доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, не описывается в Законе Российской Федерации от 21.
В этом Законе Российской Федерации в статье 25 установлено: «Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации». Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку процедура доступа довольно объемна по содержанию, предполагает инвариантность, связанную со спецификой осуществляемой деятельности, и, кроме того, должна сохранять способность оперативно реагировать на изменения внешних условий, что при закреплении этой процедуры в законе было бы крайне трудно осуществить. Понятие «допуск предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне» представляет собой процедуру оформления права юридического лица на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В последние годы в России было заведено больше десятка громких уголовных дел за разглашение гостайны. Но вряд ли отстранение «Росатома» и «Роскосмоса» от процесса засекречивания сведений как-то повлияет на сотрудников этих организаций в том плане, что они, например, будут лучше понимать, что можно разглашать, а чего нельзя. Да и в целом на ситуацию с уголовными делами о гостайне это вряд ли повлияет. Так считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: Константин Симонов гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности «Станет ли это постановление действительно такой важной вехой, после чего ученые, консалтеры поймут, что все-таки можно, а что нельзя, пока такой оптимистичный вывод я бы не стал делать. И что касается как раз того, что «Роскосмосу» и «Росатому» не дали возможности самостоятельно данные критерии устанавливать, говорит о том, что здесь все равно определенная централизация будет сохраняться.
Главное, чтобы эти критерии были внятно описаны, что такое у нас государственная тайна и что такое передача сведений, содержащих эту тайну. Потому что, еще раз говорю, если людей обвиняют в передаче сведений, которые, они уверяют, что они взяли в открытой прессе, это очень неприятная история. Скоро такими темпами ни консалтингом, ни научной даже деятельностью заниматься будет просто невозможно».
Правила получения допуска к гостайне в 2023 году
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права на выезд из Российской Федерации в случаях и на сроки, которые предусмотрены федеральным законом, при условии осведомленности в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях; права на использование открытий и изобретений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну; права на неприкосновенность частной жизни на период проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.
Проводит инструктаж сотрудников кандидатов , допускаемых к государственной тайне. N 989н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну" зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2011 года, регистрационный N 22016. Анкета сотрудника кандидата , которому оформляется допуск к государственной тайне, подписывается сотрудником кадрового подразделения и заверяется печатью органа внутренних дел или кадрового подразделения.
Данные документы и 2 фотографии сотрудника кандидата размером 4 x 6 направляются в режимно-секретное подразделение. Одновременно кадровое подразделение информирует режимно-секретное подразделение об отсутствии у сотрудника кандидата медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. На основании представленных кадровым подразделением документов режимно-секретным подразделением подготавливается карточка форма 1 , которая регистрируется в журнале учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 и 2 экземпляра учетной карточки на допуск к государственной тайне форма 10. На каждого сотрудника кандидата , которому оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, органом внутренних дел направляются в орган безопасности следующие документы: 26. Письмо с обоснованием необходимости оформления сотруднику кандидату допуска к государственной тайне, в котором указываются: должность, на которую оформляется сотрудник кандидат , ее порядковый номер в номенклатуре должностей, дата и номер согласования номенклатуры должностей, количество сотрудников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне и допущенных к государственной тайне по указанной должности.
Анкета форма 4 , заполненная сотрудником кандидатом не ранее чем за месяц до направления материалов в орган безопасности, в том числе и в электронном виде. Карточка форма 1. Два экземпляра учетной карточки на допуск к государственной тайне форма 10. По согласованию с органом безопасности необходимое количество экземпляров списков на оформляемого сотрудника кандидата и его родственников форма 11. По запросам органов безопасности органы внутренних дел представляют дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.
Одновременное направление в органы безопасности документов для оформления допуска к государственной тайне на нескольких сотрудников кандидатов , рассматриваемых на замещение одной должности, не допускается, кроме случая проведения конкурса на замещение вакантной должности, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Орган внутренних дел, проводящий конкурс, направляет в орган безопасности документы на всех кандидатов, допущенных к участию в конкурсе. О результатах проверочных мероприятий орган безопасности информирует руководителя органа внутренних дел, проводящего конкурс. После проведения конкурса в орган безопасности направляется запрос о предоставлении карточки форма 1 на кандидата, выигравшего конкурс. Заверенная анкета форма 4 , ее электронная версия, экземпляры списков на оформляемого сотрудника кандидата и его родственников форма 11 направляются: 31.
В отношении руководителей начальников образовательных организаций системы МВД России, а также федеральных казенных учреждений, в отношении которых головное кадровое подразделение МВД России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью, - в режимно-секретное подразделение головного кадрового подразделения МВД России. В отношении руководителей начальников окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, медицинских в том числе санаторно-курортных организаций системы МВД России за исключением подчиненных территориальным органам МВД России , а также федеральных казенных учреждений, в отношении которых головное тыловое подразделение МВД России определяет объем, количество и качество выполнения работ, оказания услуг и осуществляет оценку деятельности, - в режимно-секретное подразделение головного тылового подразделения МВД России. Головное режимно-секретное подразделение МВД России, режимно-секретные подразделения головного кадрового подразделения МВД России и головного тылового подразделения МВД России проверяют полученные документы на соответствие требованиям настоящей Инструкции, оформляют в случае необходимости карточку форма 1 , учетную карточку на допуск к государственной тайне форма 10 , письмо с обоснованием необходимости оформления допуска к государственной тайне и направляют указанные документы в органы безопасности по месту расположения соответствующих органов внутренних дел, руководителям которых оформляется допуск к государственной тайне. Решение о допуске к государственной тайне принимается: 34. Министром внутренних дел Российской Федерации в отношении первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителей начальников подразделений центрального аппарата МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.
Начальником головного кадрового подразделения МВД России в отношении руководителей начальников образовательных организаций системы МВД России, а также федеральных казенных учреждений, в отношении которых головное кадровое подразделение МВД России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью. Начальником головного тылового подразделения МВД России в отношении руководителей начальников окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, медицинских в том числе санаторно-курортных организаций системы МВД России за исключением подчиненных территориальным органам МВД России , а также федеральных казенных учреждений, в отношении которых головное тыловое подразделение МВД России определяет объем, количество и качество выполнения работ, оказания услуг и осуществляет оценку деятельности. Начальником органа внутренних дел в отношении своих заместителей, сотрудников органа внутренних дел, начальников подчиненных органов внутренних дел. Начальником органа внутренних дел, являющегося заказчиком работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в отношении руководителей организаций, выполняющих совместно с данным органом внутренних дел или в его интересах работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Решение о допуске сотрудника кандидата к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки форма 1 , которая заверяется: 35.
При допуске к государственной тайне по первой и второй формам, а также по третьей форме с проведением органами безопасности проверочных мероприятий - подписью руководителя начальника органа внутренних дел и печатью органа внутренних дел. При допуске к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий - подписью руководителя начальника органа внутренних дел или уполномоченного им заместителя руководителя органа внутренних дел и печатью органа внутренних дел. Руководителю начальнику органа внутренних дел организации, не входящей в систему МВД России , которому оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью органа внутренних дел, в котором ему оформлен допуск к государственной тайне. В письме указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне. Карточки форма 1 хранятся в режимно-секретном подразделении вместе с копиями трудового договора контракта или расписками, содержащими обязательства граждан по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне форма 2 , в картотеке, составленной в алфавитном порядке.
Такие картотеки ведутся по структурным подразделениям органа внутренних дел. Учет и хранение карточек форма 1 , копий трудовых договоров контрактов или расписок, содержащих обязательства граждан по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне форма 2 , осуществляются: 38. В отношении первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителей начальников подразделений центрального аппарата МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном за исключением подчиненных территориальным органам МВД России и региональном уровнях и их заместителей - головным режимно-секретным подразделением МВД России. В отношении руководителей начальников образовательных организаций системы МВД России, а также федеральных казенных учреждений, в отношении которых головное кадровое подразделение МВД России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью, - режимно-секретным подразделением головного кадрового подразделения МВД России. В отношении руководителей начальников окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, медицинских в том числе санаторно-курортных организаций системы МВД России за исключением подчиненных территориальным органам МВД России , а также федеральных казенных учреждений, в отношении которых головное тыловое подразделение МВД России определяет объем, количество и качество выполнения работ, оказания услуг и осуществляет оценку деятельности, - режимно-секретным подразделением головного тылового подразделения МВД России.
На сотрудника кандидата , которому оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка форма 1. При переходе сотрудника на службу работу в другой орган внутренних дел организацию, не входящую в систему МВД России указанная карточка по письменному запросу режимно-секретного подразделения соответствующего органа внутренних дел организации, не входящей в систему МВД России пересылается по новому месту службы работы. Новая карточка форма 1 заводится в случае, если ранее заведенная карточка была уничтожена в соответствии с пунктом 45 настоящей Инструкции. Карточка форма 1 , оформленная на сотрудника, допущенного к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в организации, не входящие в систему МВД России, не пересылается. При отсутствии в позициях карточки форма 1 места для соответствующих записей заполняется новый бланк карточки форма 1 , который учитывается как дополнительный лист к имеющейся карточке форма 1.
При этом на новом бланке указываются номер листа, графы 1 - 2, фотография, заверяющие ее записи и учетный номер, в остальных графах производятся записи, для которых не хватило места на первом листе, а в графе "Примечание" журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 - количество листов в карточке форма 1. В случае если в течение 6 месяцев после проведения проверочных мероприятий не было принято и оформлено в порядке, определенном пунктом 35 настоящей Инструкции, решение о допуске сотрудника кандидата к государственной тайне, отметка о проведении проверочных мероприятий органами безопасности в карточке форма 1 становится недействительной. В этом случае в орган безопасности, проводивший проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место его рождения, номер и форма допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий. В случае включения в указанный список нескольких граждан их фамилии указываются в алфавитном порядке. Назначать сотрудников кандидатов на должности, предусматривающие допуск к государственной тайне по первой или второй форме, а также по третьей форме с проведением проверочных мероприятий, в случае если отметка о проведении проверочных мероприятий органами безопасности в карточке форма 1 стала недействительной, запрещается.
В отношении сотрудников, чьи должности были исключены из номенклатуры должностей, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, были уволены из органа внутренних дел, в том числе при расторжении трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий, закончили обучение в образовательной организации системы МВД России и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки форма 1 , действие допуска прекращается в соответствии с пунктом 44 Инструкции о порядке допуска. Решение о прекращении допуска сотрудника к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки форма 1 , которая заверяется подписью руководителя органа внутренних дел, уполномоченного принимать решение о допуске к государственной тайне, или уполномоченного им заместителя и печатью органа внутренних дел.
Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска должностных лиц, граждан к государственной тайне, осуществляются органами федеральной службы безопасности по месту расположения воинских частей организаций , их территориально обособленных подразделений. Допуск должностных лиц, граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных должностными лицами, гражданами анкетных данных, командир начальник воинской части организации может направить материалы в орган федеральной службы безопасности для проведения проверочных мероприятий. Командирам начальникам воинских частей организаций , должностным лицам структурных подразделений по защите государственной тайны, а также должностным лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий. Обязательства должностных лиц, граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор контракт , отражаются в трудовом договоре контракте , а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор контракт , оформляются в виде расписки примерное содержание обязательств представлено в форме 21. Решение о допуске к государственной тайне принимается: a директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации - в отношении первых заместителей, заместителей, помощников советников директора, начальников руководителей структурных подразделений центрального аппарата Росгвардии, командиров начальников непосредственно подчиненных директору воинских частей организаций ; б командиром начальником воинской части организации - в отношении должностных лиц воинской части организации , командиров начальников непосредственно подчиненных ему воинских частей организаций ; в командиром начальником воинской части организации - заказчиком работ - в отношении руководителей негосударственных организаций, привлекаемых в интересах войск национальной гвардии к выполнению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Оформление допуска к государственной тайне указанным в пункте 10 настоящей Инструкции командирам начальникам осуществляется должностными лицами воинской части организации , командир начальник которой принимает решение об их допуске к государственной тайне. В воинскую часть организацию , командиру начальнику которой оформлен допуск к государственной тайне, режимно-секретным подразделением воинской части организации , оформлявшей допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью при наличии указанной печати воинской части организации с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации1, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа федеральной службы безопасности, проводившего проверочные мероприятия, дата принятия решения о допуске к государственной тайне и место хранения карточки форма 1.
Допуск должностного лица к государственной тайне может быть прекращен командиром начальником воинской части организации , имеющим право принимать решение о его допуске к государственной тайне, в случаях: a расторжения с должностным лицом трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий; б однократного нарушения должностным лицом обязательств, связанных с защитой государственной тайны; в возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 9 настоящей Инструкции основанием для отказа должностному лицу в допуске к государственной тайне. В случае возникновения обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 12 настоящей Инструкции могут послужить основанием для прекращения должностному лицу допуска к государственной тайне, а также в случае получения из органа федеральной службы безопасности уведомления о возникновении таких обстоятельств командир начальник воинской части организации принимает решение о возможности или невозможности дальнейшей работы должностного лица со сведениями, составляющими государственную тайну, о чем информирует соответствующий орган федеральной службы безопасности. С момента выявления указанных обстоятельств и до принятия такого решения должностное лицо отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Должностное лицо, нарушившее обязательства, связанные с защитой государственной тайны, и в отношении которого командиром начальником воинской части организации принято решение о возможности его дальнейшей работы со сведениями, составляющими государственную тайну, допускается к указанным работам только после повторного изучения норм законодательства Российской Федерации о государственной тайне и проведения инструктажа в режимно-секретном подразделении воинской части организации. Решение командира начальника воинской части организации о невозможности осуществления работ со сведениями, составляющими государственную тайну, должностного лица, нарушившего обязательства, связанные с защитой государственной тайны, объявляется в приказе. Командиры начальники воинских частей организаций несут персональную ответственность за подбор должностных лиц и граждан, допускаемых к государственной тайне. Порядок оформления допуска к государственной тайне 16. Перечень должностей, при назначении на которые должностным лицам и гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне форма 3 1. Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением воинской части организации на основании письменных мотивированных предложений командиров начальников подразделений воинской части организации и подписывается начальником режимно-секретного подразделения воинской части организации. В воинских частях организациях , в которых штатом штатным расписанием в режимно-секретном подразделении не предусмотрена должность его начальника, разработанная номенклатура должностей подписывается начальником штаба заместителем командира начальника воинской части организации.
Номенклатуры должностей территориально обособленных подразделений разрабатываются должностными лицами их режимно-секретных подразделений отдельно от номенклатуры должностей воинских частей организаций , согласовываются с режимно-секретным подразделением вышестоящего органа управления и органами федеральной службы безопасности по месту нахождения территориально обособленного подразделения. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск к государственной тайне действительно необходим для выполнения должностными лицами своих должностных специальных обязанностей. Количество должностных лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в воинских частях организациях должно быть максимально ограничено. Форма допуска к государственной тайне командира начальника воинской части организации , начальника режимно-секретного подразделения или лиц, на которых возложено исполнение функций режимно-секретного подразделения, в номенклатуре должностей должна соответствовать наивысшей степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, или носителей сведений, с которыми они могут быть ознакомлены при исполнении своих должностных специальных обязанностей, в том числе при работе в вышестоящей воинской части организации. В этих целях режимно-секретные подразделения обмениваются уведомлениями о наивысшей степени секретности сведений, к которым при исполнении своих должностных специальных обязанностей будут иметь доступ должностные лица воинской части организации , со ссылкой на пункты развернутых и или отдельных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, определенных в соответствии с требованиями статьи 9 Закона о государственной тайне1. Наименование должности, включаемой в номенклатуру должностей, должно соответствовать наименованию должности в штате штатном расписании воинской части организации. Номенклатура должностей в 2 экземплярах направляется воинской частью организацией , территориально обособленным подразделением на согласование в орган федеральной службы безопасности по месту их расположения. При направлении изменений в номенклатуру должностей в сопроводительном письме дополнительно указываются порядковые номера должностей, подлежащих исключению из номенклатуры должностей, и их количество. Номенклатура должностей утверждается командиром начальником воинской части организации после ее согласования с органом федеральной службы безопасности и возвращается для использования в работе и хранения в режимно-секретное подразделение воинской части организации. При необходимости из номенклатуры должностей делаются выписки снимаются копии , которые регистрируются в режимно-секретном подразделении воинской части организации и направляются в воинские части организации для использования в работе.
После увольнения ему на пять лет ограничили право выезда за пределы России, с чем он под роспись был ознакомлен. Россиянин пренебрёг данной мерой и на машине выехал из страны. Ошибка в тексте?
Ужесточен порядок доступа к гостайне
о допуске указанных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, об отказе им в допуске к государственной тайне и о прекращении им допуска к государственной тайне. В целях повышения эффективности защиты государственной тайны и минимизации. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Комитет Госдумы по безопасности внес проект поправок, уточняющих полномочия властей в определении порядка допуска должностных лиц к государственной тайне, говорится в Telegram-канале комитета. Ограничения при допуске секретности: формы секретности, что означает допуск к гостайне и какие ограничения лежат на лице с лицензией к допуску к государственной тайне ФСБ? добавляют раздел "Особенности оформления допуска к государственной тайне руководителей организаций, имеющих несколько организаций-заказчиков"; форма справки становится единой для всех 3 форм допуска. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.
Госдума ужесточила допуск к гостайне
Коллеги также поддержали его поправку, которая позволит ограничивать право на выезд из РФ российским парламентариям, осведомлённым в сведениях, составляющих гостайну и совершенно секретных сведениях. Решение об этом будет приниматься Председателями палат Федерального Собрания Изменения предлагаются в законы «О государственной тайне» и «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Инициатива связана в том числе с угрозами безопасности страны в условиях проведения СВО и санкционным давлением.
Отказ в предоставлении допуска будет исключать пребывание на должности, связанной с получением секретных сведений. При этом, в соответствии с законом, основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может стать наличие у гражданина и его близких родственников иностранного гражданства, вида на жительство.
Еще одной причиной отказа в допуске к гостайне станет нарушение гражданином требований законодательства РФ о ней. В закон вводится понятие «режим секретности» — совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну. Также уточняются полномочия президента РФ: он сможет менять порядок допуска в периоды мобилизации или военного положения.
При этом устанавливается, что необходимость проведения полномочными органами в отношении них проверочных мероприятий определяется Президентом Российской Федерации. Предусмотренные законопроектом изменения наделяют Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка оформления допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации, в том числе имеющих иное гражданство, лиц без гражданства, иностранных граждан, к государственной тайне, их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, порядка обеспечения режима секретности в Российской Федерации, изданию актов по вопросам, связанным с выездом из Российской Федерации граждан, допущенных ранее допускавшихся к государственной тайне. Одновременно законопроектом расширяются полномочия Президента Российской Федерации в части установления порядка обеспечения режима секретности в Администрации Президента Российской Федерации. Анализ правоприменительной практики в сфере защиты государственной тайны показывает, что всё чаще встречаются случаи допуска к государственной тайне лиц, замещающих руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти и государственных корпорациях, у которых органами безопасности выявлены основания для отказа в допуске к государственной тайне. Данная тенденция оказывает негативное влияние на обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну, и способствует возникновению угроз безопасности Российской Федерации, учитывая высокий статус этих должностных лиц, объём и значимость сведений, к которым они имеют доступ. В связи с этим в целях объективного рассмотрения вопроса о допуске к государственной тайне заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны , Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» законопроектом предусмотрено наделение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны полномочиями принимать решения о допуске указанных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, об отказе им в допуске к государственной тайне и о прекращении им допуска к государственной тайне.
В целях повышения эффективности защиты государственной тайны и минимизации возможностей оказания давления на секретоносителей со стороны недружественных государств законопроектом предлагается дополнить основания для отказа должностному лицу и гражданину в допуске к государственной тайне в случае наличия у него и или у его близких родственников недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации, счетов вкладов и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владения и или пользования ими иностранными финансовыми инструментами, если это не связано с выполнением задач в интересах Российской Федерации. Наряду с этим, законопроектом предлагается наделить органы федеральной службы безопасности правом вынесения по результатам проведения проверочных мероприятий заключения о нецелесообразности доступа лица к сведениям, составляющим государственную тайну, в случае выявления в его действиях угроз безопасности Российской Федерации. Предполагается, что указанные заключения будут носить обязательный характер для руководителей органов государственной власти, предприятий, учреждений или организаций при решении вопроса о допуске прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне".
К сведениям особой важности относятся сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам России в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической оперативно-разыскной сферах. К совершенно секретным сведениям относят сведения, «распространение которых может нанести ущерб интересам государственного органа или отрасли экономики РФ», а к секретным — сведения, распространение которых нанесет ущерб интересам предприятий, учреждений или организаций в военной, внешнеполитической, экономической и других сферах. В целом правила не изменились по сравнению с прошлой редакцией, однако есть и несколько нововведений.
Совершенно секретно. Как изменились правила гостайны в России
После возвращения карточки-допуска с соответствующей отметкой на ее обороте о завершении проверочных мероприятий, руководитель принимает решение о допуске кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну. В обосновании кратко отражаются обязанности сотрудника или характер выполняемых работ со сведениями, составляющими государственную тайну. допуска граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, лиц без гражданства, иностранных граждан к государственной тайне, а также их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. По словам бывшего сотрудника спецслужб, решение о предоставлении допуска к особо секретным сведениям в отношении высших чиновников и раньше принималось межведомственной комиссией, а их самих проверяла ФСБ. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 132 "Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".