Крещение Господне Каждый год 19 января, православные христиане отмечают Великий праздник Крещения Господня.
Крещение Господне - история и традиции христианского праздника
Считается, что купание в иордани очищает душу и укрепляет тело. При этом купания исключительно добровольны. Главное для верующих — это посещение службы в храме, исповедь, причастие и прием крещенской воды. За день до Богоявления, в Крещенский сочельник, у православных принято поститься.
Из крупы готовят специальное постное блюдо — сочиво. Принимать пищу разрешается лишь после того, как утром по завершении литургии вынесут свечу и пройдет первое крещение крещенской водой. Важнейшей традицией праздника является освящение воды.
Оно проходит в церкви и у водоемов. Воду освящают два раза: первый раз — 18 января и второй — 19 января, на Божественной литургии. Крещенскую воду называют агиасмой с греческого — «святыня».
Считается, что она исцеляет тело и душу человека. Пить и пользоваться крещенской водой можно в течение года. Все это время она не портится и остается свежей.
Ею окропляют помещения, вещи, наносят на больные места, ее, в частности, дают пить тому, кого не допускают к причастию. Как говорят служители церкви, в этот праздник вся вода, даже из-под крана, является освященной. Такую воду нельзя применять для бытовых надобностей — стирки белья или уборки.
Святую воду хранят в доме. Хорошо, если она стоит возле икон.
Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше. В старину, накануне Йордана, во льду вырубали большой крест "йордан" и устанавливали его вертикально рядом с лункой.
Ледяной крест украшали барвинком и ветвями сосны или обливали свекольным квасом, от чего он становился красным. Вода освящается в источниках, а там, где такой возможности нет — во дворе храма. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней. Считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Иисус Христос. В день Крещения, после молебна, в проруби купаются больные — чтобы излечиться от болезни, а наряжавшиеся в маски под Новый год — чтобы очиститься от греха.
В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья — в доме будет порядок и покой.
До наших дней сохранилась традиция окунаться на Крещение в проруби — тот, кто отваживался на это, верил, что целебная крещенская вода даст ему здоровья на целый год. И сегодня находятся смельчаки, которые даже в сильный мороз прыгают в ледяную воду. Всем желающим присоединиться к ним следует помнить, что окунаться в крещенской проруби нужно, не стремясь «совершить подвиг», а помня о религиозном смысле этого действия — лучше всего перед этим взять благословение у священника. Также нужно знать, что омовение в крещенской воде не очищает от всех грехов «автоматически».
Вы решили креститься? Это отличное решение, но крещение это настолько что-то большее, чем просто обряд, что нельзя легкомысленно к нему относиться.
Быть может у вас родился ребенок, и вы решили крестить его, потому что вы хотите ему добра и всего самого лучшего. Мы надеемся, что это действие защитит его от всех бед.
И не может быть иначе - где явление Божие, там и преизбыток света, потому что Бог есть Свет. Поэтому Дух нисшел в виде голубя, где примирение с Богом, там и голубь.
Принятие христианства на Руси
Окунувшись в холодную воду 19 января в Крещение, православный праздник, верующий человек, как гласит поверье, избавляется от грехов и всех хворей на целый год. Если на Крещение идёт дождь, дождливо будет до конца января. Если на Крещение видно усыпанное звёздами небо, то летом и осенью можно ожидать большого урожая грибов, гороха и ягод. Связано оно с тем, что при крещении Иисуса было особое явление всех трёх лиц Бога (Отец, Сын и Святой Дух).
Простая традиция или церковный обряд. Зачем окунаться в прорубь на Крещение
Крещение Господне: праздник церковный 19 января – суть, история и традиции полуязыческие | Новости «Живой Кубани». Жизнь. Феномен освященной воды и смысл купания в проруби: объясняем традиции праздника Крещения. |
История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань - МК Черноземье | Крещение Господнее – один их 12-ти главных христианских праздников, завершающий цикл новогодних святок. Отмечают его 19 января в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан. |
Традиции праздника Крещения Господня в России | Праздник Крещения также называется Богоявлением, потому что в этот день миру явилась вся Святая Троица: раздался глас Бога Отца, Бог Сын принял крещение в водах Иордана, Бог Святой Дух сошел в виде голубя. |
19 января – Крещение Господне: как россияне отмечают один из древнейших христианских праздников | «О крещении» (De baptismo; CPL, 8). Вероятно, этот трактат был рассчитан на широкую аудиторию как оглашенных, так и уже крещеных членов Церкви (Norderval. |
Крещение Господне
Если до 988 года князья тесно взаимодействовали лишь с соседями, то после этой даты сфера дипломатических действий Киева заметно расширяется. Это касалось как Византии и Скандинавии, контакты с которыми установились ещё в языческий период, так и со странами Центральной и Западной Европы. Особенно ясно это видно на примере княжения сына Владимира, Ярослава Мудрого , чьи династические связи достигли даже далёкого королевства франков. Помимо политических связей расширились и экономические контакты: если торговцы из Европы справедливо опасались посещать Русь, считая её жителей варварами, из-за чего безопасность жизни и товаров оказывалась под вопросом, то теперь мало что кроме, разве что, долгой дороги могло помешать купцам посещать «Гардарику» и увеличивать вывоз пушнины, воска и других товаров, которыми славились восточные славяне. Благодаря смене конфессии изменилась привычная для племенного строя система управления. Волхвы, занимавшие влиятельное положение при дворе князя, стремительно растеряли былое могущество и были изгнаны из городов, кое-где возглавив сопротивление новым порядкам. Прибывшие на их место церковные клирики довольно скоро сосредоточили в своих руках рычаги управления судебной системой: при участии князя Владимира был разработан церковный устав, по которому регулировались семейные отношения и дела нравственного характера.
Одновременно высшие церковные сановники становились одними из ближайших советников государя — эта традиция целиком оказалась перенята из византийских политических реалий, где фигура патриарха константинопольского считалась второй по значению после императора. Макет Десятинной церкви в Киеве. Идея опоры на языческие культы пусть и реформированные показала свою полную несостоятельность, поэтому Владимир решил действовать более радикальными методами. Тем не менее позитивные последствия этого решения креститель не увидел: наоборот, первые десятилетия после принятия христианства, судя по данным археологии и письменных источников, сопровождались столкновениями властей и сторонников старой веры. Лишь к концу 11-го века можно говорить о том, что раздробленные восточнославянские племена действительно стали едины хотя бы в части религиозных отношений и моральных принципов, насаждавшихся церковью. В дальнейшем, несмотря на начало политической раздробленности, во многом именно обращение к единой вере могло на время остановить войны между князьями в условиях появления внешней опасности.
Более того — в 14-м веке, когда начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы, Калитичи в оправдании своей политики часто ссылались на духовные примеры. Можно согласиться с известным отечественным учёным Львом Гумилёвым , который писал: «Победа православия подарила Руси ее тысячелетнюю историю». Несмотря на огромное историческое значение, власти официально практически не праздновали юбилеи, связанные с крещением. Первое такое мероприятие относится лишь к 1888 году, дату 900-летия, а инициатором празднования стал Константин Победоносцев , один из идеологов политики «русификации», проводившейся в Российской империи в эпоху царствования Александра III и, частично, Николая II. Празднование состоялось летом, государство выделило на него значительные средства и большое количество войск: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: к празднованию события девятисотлетия крещения Русского народа привлечь все воинские части, освободить их в сей день от занятий».
Хотя если не брать во внимание то, что большая часть территорий Киевской Руси уже была под началом христианства, ситуация жизни простых людей не изменилась. Люди по-прежнему продолжали почитать и придерживаться многих языческих традиций. Со временем, эти самые традиции приспособили к христианству. Получилась некая путаница, где русское православие, каким-то образом, стал сочетать в себе нотки христианства и славянского язычества. Многие праздники были в корне связаны с язычеством. Даже сегодня весенние праздники, а некоторые и зимние, мы отмечаем, даже не задумываясь о том, что это помесь христианства и язычества. Конечно принятие христианства Киевской Русью, дало толчок для почитания одного Бога. Изменялась система верований и поклонений. Но суть осталась прежней, люди продолжали во что-то верить, и кому-то молиться. Примерно до середины Х века нашей эры на территории Древней Руси во всю было развито язычество, оно господствовало во всех сферах жизни. Славянская ментальность была основана на вечности добра и зла. Мир на основе попарных основ активно воспринимался славянами. Такая фигура как круг, считался своеобразным оберегом от нечистой силы. Из-за этой традиции к нам дошли такие ювелирные украшения как кольца, цепочки. У древних русичей не было единого бога, у них был целый ряд богов, каждый бог отвечал за опеределяется стихию или силу. Однако, укрепление Киевской Руси обязательно требовало единого бога и единую сильную веру, которая в тягостную минуту может сполотить народ вокруг себя. Это стало одной из причин принятия христианства на Руси. Выбор веры русским Князем Владимиром описал знаменитый Нестор Летописец в своей "Повести временных лет". Сказано, что князя всея Руси поразила пышность и красота византийских святынь и храмов. Именно тогда Владимир Великий принял веру православную и начал по стране христианство распространять. Однако, нужно отметить, что крещение не во всех случаях было добровольным явлением, и этот процесс растянулся на долгие годы. В летописях отмечена всего-лишь часть сведений о насильственном крешении. В народы языческие традиции были актуальны еще много веков. Говорят, что Владимир вводил христианство огнем и мечом, язычники подвергались преследованиям и уничтожениям. Введение новой веры стало обязательным этапом развития нового государства. Крещение Руси для государства значило многое. Русь смогла стать более развитым государством, благодаря внедрения христианства, были наложены дружеские отношения со многими странами. Сплочённость русского общества стала основным положительным последствием крещения Руси. Это знаменательное событие имело огромный вклад в развитие культуры. Это событие стало знаменательным в истории государства русского, помогло укрепить общество, разложенное междоусобными войнами, наладило дружеские и экономические связи со многими государствами того времени, что положительно отразилось на развитии страны. Русь смогла выйти на мировой уровень развития того времени. По всей стране было выстроенно огромное количество величественных церквей и соборов, которые сейчас являются наследием тех времён. Из достоверных источников известны следующие факты. Правителем Византии, Варда Фокой в сентябре 987 года был поднято восстание против императоров Василия и Константина. Те, же, попросили помощи у князя Владимира, который согласился, но взамен пожелал, чтобы они отдали ему в жены их сестру. Но, так как Анна была христианской веры, то императоры начали требовать, чтобы князь покрестился. После разгрома войск Фоки, девушка должна была отбыть в Киев, но она так и не приехала. Тогда в 989 Владимир осадным штурмом захватил Херсонес и сыграл с ней свадьбу. По возвращении русского войска в Киев жители города также приняли крещение. Далее ему нужно было крестить новгородцев. Боясь возмущения населения, он отправляет туда представителей духовенства. Жители упорно сопротивлялись, используя даже военную мощь, и поэтому, Новгород удалось крестить только к сентябрю 990 года. Для принятия христианства остальным племенам, объединившимся вокруг Киева, понадобилось более ста лет. Все эти действия, конечно же, производились насильственным путем. Людей, которые не хотели креститься, убивали, остальные пустились в бега и совершали разбойные нападения на священников. Однако, с введением этой реформы отметились и позитивные моменты в управлении и развитии государства. С возникновением христианства письменность и книжное просвещение стали на славянском языке. Произошли изменения в гражданском и семейном быту, возникли новые этические заповеди и правила поведения в обществе. Церковные порядки помогали укреплению авторитета князей, что способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию. Как доказал Тур Хейердал ранее люди Нил это одна из величайших рек земного шара. Она является самой знаменитой рекой Африки. Она играет важную роль не только в транспорте, но и выполняет много функций эко системы Африки. Вокруг этой реки все не утихают споры, Творчество Бунина, конечно, составляет большую часть всей мировой литературы. Его произведения на данный момент имеют большую популярность не только на родине, но и за ее пределами. Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия. Язычество Древней Руси Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества. Самыми значимыми в Древней Руси были: Перун бог грозы, молнии и грома, позже покровитель воинов ; Волос или Велес бог скота, торговли и богатства ; Даждьбог и Хорс различные ипостаси бога солнца ; Стрибог бог ветров, вихря и вьюги ; Мокошь богиня земли и плодородия ; Симаргл бог семян и посевов. По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос. Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов, так называемый пантеон богов. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь. Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие. Поиск новой религии Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей. Христианство уже давно проникало на Русь. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения. К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем.
Об этом многом другом, связанной с Великой Агиасмой, как именуют святыню, можно прочитать в статье по этой ссылке. Русские традиции: благочестивые и языческие Среди них есть как благочестивые, так и те, что пришли из языческого прошлого. Когда купаются на Крещение Когда купаются на Крещение в проруби Как правило, 19 января, после окончания утренней службы. Сам этот обычай, вероятно, имеет славянское происхождение. Например, служащий при подворье Русской Церкви на Иордане игумен Михей Селяков , говорит: «Погружаться в воду — это больше русская традиция. Я не видел, чтобы иностранцы купались». Русские купаются в реке Иордан. Татьяна Ермакова во время паломничества на Святую Землю: «Мы погружались в реку и вместе с нами из воды выскакивали большие рыбы. На Иордане я была раз 12, и такое увидеть — просто чудо». Но, может быть, именно из за русского происхождения крещенских купаний вокруг них немало полуязыческих суеверий, среди которых, например, такие: купание в проруби совершенно обязательно в действительности церковный Устав не знает такого ритуала ; крещенская вода смывает грехи грубое заблуждение, на самом деле для этого необходимо Таинство Исповеди ; погружение на Крещение дает здоровье на весь год на самом деле стоит вспомнить слова Христа «не искушай Господа Бога твоего»; а врачи не рекомендуют погружаться в прорубь зимой тем, кто, например, страдает от повышенного давления, болезней сердца. Можно ли в результате купания заболеть или даже умереть? Если не приняты разумные меры предосторожности — можно. А на прорубях, которые не оборудованы, где рядом нет сотрудников МЧС для возможной экстренной помощи — бывает, что люди и тонут. Поэтому подходить к соблюдению обычая, пусть и в основе своей благочестивого, стоит с рассуждением и реальной оценкой своих сил. Что делать в Крещенскую ночь в наше время По возможности прийти на богослужение и ночной водосвятный молебен. Дома можно почитать молитвы празднику Богоявления , акафист или канон. В храме и дома: молитвы Крещению Господню Богоявлению — православная подборка для чтения с 18 по 27 января Что нельзя делать перед Крещением Господним Заниматься колдовством и гаданиями: это чисто языческая традиция наших предков, следование которой не только отлучает человека от Бога, но и попросту опасно для душевного и физического здоровья. О традициях православных и гаданиях шокирующих — узнайте из статьи «Рождественские святки» Крещенские морозы и другие приметы дня Действительно, на территории страны в это время очень часты антициклоны, приносящие погоду ясную и морозную. Вот еще некоторые погодные приметы: снегопад на праздник предвещает урожай хлеба; солнце на Крещение — к жаркому лету; мороз без ветра — к хорошему урожаю. Библейская история Крещения Христа Иоанн ожидал Спасителя — но никак не думал, что Грядущий окажется… среди тех людей, что толпами шли на Иордан, чтобы исповедать свои грехи и получить омовение от руки пророка. Но именно так и случилось. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Человек, в котором святой духом узнал Грядущего, твердо отвечает: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Исповеди грехов не было — именно поэтому св. Матфей отмечает, что по омовении Иисус «тотчас вышел из воды» Мф. Именно в этот момент св. Иоанн, во удостоверение, что Мессия уже явлен, увидел небесное видение: как бы отверстые небеса, Святого Духа под видом голубя. Евангелист пишет, что все это «увидел Иоанн»: выходит, пришедший народ лишь удивился, что некий Человек был крещен, не исповедав грехи и быстро вышел из воды… Но не тогда ли Иордан, потрясенный явлением своего Создателя, впервые на несколько минут потек вспять? Лука указывает, что Иоанн вышел на проповедь «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря». Кроме того — что Христос к этому времени «был лет тридцати». Чисто и месяц события исторически определить сложно: древнее предание называет дату 6 января, которая, однако, относится и к Рождеству Спасителя , и к чуду в Кане Галилейской.
Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом. Гадание по башмачку — является наиболее популярным крещенским гаданием. Считалось, что по направлению упавшего на землю носка башмачка можно было узнать, в какую сторону суженый невесту уведет. Для правильного проведения обряда гадания необходимо придерживаться нескольких важных условий. Башмачок нужно обязательно снять с левой ноги. В идеале — выйти для гадания на окраину деревни, а в городских условиях достаточно будет выйти к подъезду. В случае, если брошенный башмачок падает в сторону дома — девушке не стоит ждать замужества в этом году. Также в тройку наиболее популярных крещенских гаданий входят гадания на сон и гадание на хлеб и ленту. Считается, что тот, кого она увидит во сне и станет ее суженым. Для второго гадания потребуется взять кусок хлеба и ленту. Необходимо спрятать эти вещи в пустой и чистый горшок. Затем, завязываются глаза и из горшка берется вещь наугад. Если девушка достает ленту, то ей стоит ожидать сватов, а если хлеб, — то оставаться ей в будущем году девушкой. Также достаточно популярным становится и гадание на Крещение по теням. Девушка мнет лист бумаги, кладет его на блюдце и поджигает. Когда лист сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену.
Традиции и современность — Крещение Господне
По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества. С 990-х гг. В 995—996 гг. Значение крещения Руси Принятие христианства имело значительные политические последствия.
Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Почему принято окунаться в прорубь на Крещение На Крещение верующие окунаются в прорубь, чтобы погрузиться в святую воду РИА «Новости» Читать 360 в Верующие 19 января отмечают Крещение Господне — один из древнейших праздников в христианской культуре. В этот день Иисуса Христа крестили в реке Иордан. Таинство погружения в святую воду проводил Иоанн Предтеча.
После странствий он пришел к реке Иордан, где стал призывать людей к покаянию. Проповедник начал крестить их в водах реки, смывая грехи и очищая от скверны. Когда Иисусу было 30 лет он пришел к Иордану и попросил пророка совершить таинство и с ним. Реклама Во время крещения небеса «отверзлись» и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя.
Праздник Крещения называют еще Богоявлением. Само слово «крещение» переводится с греческого, как «погружение в воду». Считается, что при омовении Христа людям явилась Святая Троица.
Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог! Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня. Вот Иоанн Предотеча, зная, Кого ему предстоит крестить, не смеет подойти к Нему: «Как может сено прикоснуться огню?
Иоанн Креститель исполняет повеление Божие и крестит Того, чьим вестником, предшественником, Предотечей является. Перевод: Светильник, родившийся от неплодной матери, увидев Солнце, родившееся от Девы, Господа, просящего крещения во Иордане, с ужасом и радостью говорит ему: «Ты мя освяти, Владыко, явлением Своим». Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле Тит. II, 11-14; III, 4-7 говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии Мф.
Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое — в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь — «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа.
После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину. Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.
Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи.
Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами.
Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно.
Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение.
Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста.
Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу».
По их мнению, именно в момент Крещения Иисус стал Сыном Божием. Позднее трактовка изменилась, и долгое время Богоявление было тесно связано с Рождеством. Против этого возражал, в частности, Иоанн Златоуст, который писал, что Явлением стоит считать не день, когда Спаситель родился, а день, когда он был крещен. Иисус Христос был крещен в Иордане Иоанном Предтечей. Затем Христос вознес молитву, во время которой народу впервые явилась Святая Троица.
Существует и еще одно название — Просвещение или Праздник Светов, ведь Христос пришел в мир, чтобы осветить светом тех, кто пребывал во тьме. Из-за упомянутой связи Богоявления и Рождества их празднования во многом схожи. В этот день предписан строгий пост. Постящиеся обязательно готовили сочиво — пшеничный напиток с изюмом на меду. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Для этого священнослужитель опускает в иордань распятие и произносит слова молитвы. После этого считается, что вода обретает уникальные целебные свойства. По давней традиции верующие ставили на стол наполненную водой чашу, что позволяло каждому стать свидетелем чуда Крещения.
Рябь на поверхности означала, что Таинство свершилось. Агиасма — крещенская вода — используется верующими весь год. В частности, ее ежедневно с молитвой пьют небольшими порциями натощак. Она придает силы, укрепляет здоровье, исцеляет болезни, «демонов прогоняет и вражеские наветы отваживает». Крещенская вода — уникальна. Она не портится в течение длительного времени. Скептики считают, что одно из объяснений — особые природные процессы, которые снижают количество бактерий в воде именно в это время года.
Крещение Господне, Богоявление
Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. Доклад Крещение Руси сообщение. Примерно до середины Х века нашей эры на территории Древней Руси во всю было развито язычество, оно господствовало во всех сферах жизни. Крещение Руси превратило ее в равноправного партнера средневековых христианских государств и тем самым укрепило ее внешнеполитические позиции в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно.
Самый древний праздник христиан. Почему принято окунаться в прорубь на Крещение
В чем суть крещения человека согласно Библии? | Праздник Крещения также называется Богоявлением, потому что в этот день миру явилась вся Святая Троица: раздался глас Бога Отца, Бог Сын принял крещение в водах Иордана, Бог Святой Дух сошел в виде голубя. |
Крещение Господне — Русская вера | 19 января православные христиане отметят один из величайших праздников – Крещение Господне. Считается, что именно в этот день пророк Иоанн Предтеча окрестил Иисуса Христа в реке Иордан. |
Доклад по истории на тему крещение руси | Другое важное последствие крещения Руси — появление собственной письменности, основанной на кириллице и глаголице, разработанными Кириллом и Мефодием. |
Крещение Господне: история праздника от истоков до современного понимания | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» г. ПовориноРеферат по дисциплине: Отечественная историяна тему: Крещение Руси Выполнил:учитель иторииМКОУ «СОШ №3» г. ПовориноЛюбович С.М. Поворино 2015. |
Крещение Господне. Большая российская энциклопедия | Крещение и омовение восходят к одним и тем же древним принципам очищения души и тела перед знаковыми событиями. Человек погружается в живую воду, чтобы возродиться к новой жизни. |
Крещение: история праздника и традиции
Крещение господне 19 января. В результате появления в мирской жизни Отца, сына и Святого духа Крещение по-другому называют Богоявление. Крещение у католиков не имеет постоянной даты и приходится на первое воскресенье после Богоявления. До крещения необходимо решить стать учеником Христа, как об этом говорится в Библии, а после всю жизнь жить согласно Его учению. с 18 на 19 января или с 19-го на 20-е? В статье обосновывается идея, согласно которой крещение Руси, состоявшееся в 988 году, и последующая за ним христианизация восточного славянства, имели решающее значение для формирования цивилизационных особенностей российского государства. За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода.
История праздника Крещение Господне для детей с традициями и обычаями
Русь переняла византийское летоисчисление теперь новый год начинался 1 марта , а вместе с ним — и христианские праздники, которые удивительным образом переплетались с языческими обычаями. В целом культура Древней Руси, особенно в первые столетия после принятия христианства, характеризовалась своеобразным «двоеверием»: бывшие языческие боги спокойно примеряли на себя образ христианских святых, люди всё ещё верили в леших и других нечистых обитателей потустороннего мира, но теперь обращались за помощью к Иисусу Христу. После крещения бывшие языческие священнослужители и сочувствующие Перуну «ушли в подполье». По всей стране возводились храмы, из Византии прибывали клирики, чтобы обучать священнослужителей из местного населения. Волхвы лишь ждали удобного случая, чтобы показать себя во всей красе — и такие возможности неоднократно предоставлялись им на протяжении всего 11-го века. Первое крупное выступление случилось в Суздале в 1024 году.
В тот год этот регион поразили страшный неурожай и засуха — продовольствия не хватало, и простые люди пытались найти ответственных за ненастья. Рядом с ними вовремя оказались волхвы: они обвинили во всех бедах племенную знать. По языческим традициям, виновные приносились в жертву, чтобы умилостивить богов. Так поступили и восставшие, попутно предавая смерти пожилых людей, дабы «обновить» землю. Ярослав Мудрый никак не отреагировал на выступление жителей Суздаля — восстание затухло само по себе.
Однако самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. На сей раз в 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие к знатным людям. Беднякам казалось, что они утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет.
Фантазия современного художника. Летописец сообщает, что на стороне христианского клирика оставался лишь князь Глеб со своей дружиной — спустя 80 лет после крещения города Добрыней подавляющая часть горожан симпатизировала или хотя бы сочувственно относилась к языческим культам.
Событие 988 года наша православная церковь считает официальным принятием христианства на Руси и недавно отметила тысячелетний юбилей по этому поводу.
Я считаю важным изучение этой темы, чтобы раскрыть словосочетание «крещение Руси», раскрыть весь смысл происходящих в то время событий. В своем реферате я раскрою все тайны крещения Руси, расскажу, с чего всё началось и как происходило. С введением христианства к нам пришли и новые праздники, христианство сливалось с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки русской культуры.
Из поколения в поколение переходили традиции, и я считаю важным донести их до наших времен. Молодое поколение мало интересуется историей Древней Руси, а ведь это самое начало, самое интересное и неизведанное в жизни наших предков. Воссоздание этой истории позволит нам представит полную картину происходящего.
В реферате речь пойдет именно о целой исторической вехе в жизни наших предков и о роли христианизации Руси. Цель моей работы - охарактеризовать деятельность князя Владимира Святославовича. К задачам моей работы относится: - определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, - определять ход, последовательность событий, связанных с крещением Руси, - формирование чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.
С целью наилучшего понимания моей работы я вывела наиболее важные события в приложения: рисунки, хронологическая таблица событий, именной указатель лиц упомянутых в реферате, месяцеслов - календарь примет, праздников, традиций. Для написания реферата мне помогли книги следующих авторов: Платонов С. Русь на пороге "Крещения" Считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 866 году.
Эти события иногда именуют первым Фотиевым, или Аскольдовым крещением Руси. Этот факт не очень популярен в историографии, привыкшей относить христианизацию нашей страны к 988 г. Правда, достоверность самого события не вызывала сомнений и не отрицалась в литературе.
Но его значение для развития Руси слишком преуменьшалось и затушевывалось. Ее смысл заключается в том, что в 60-е годы IX в. Государство же в целом продолжало оставаться языческим, что и определило его идеологический статус.
Силы природы воплощались у них в личные божества. Трудно сказать, почему ему давались различные имена; Дажьбога почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ, Белеса как покровителя стад или «скотьяго бога», «великим Хорсом», по-видимому, называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза со страшным громом и смертоносною молниею.
Ветер имел свое божество - Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, почему Дажьбогу было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать- Земля Сырая; почитая землю как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса как дедов человеческих.
Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы».
Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение. Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом славян. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живущим покровителем своего потомства.
Его звали родом, щуром отсюда наше слово пращур и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и почитались так же, как и род. Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды Русалки.
Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев и вне жилищ - в лесу лешие , в воде водяные. Вся природа казалась им одухотворенною и живою. Они вступали с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами.
Так создался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков. Примерно в 912 году в княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. В дружине самого князя Игоря было много христиан.
Жена князя св. Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях.
Он с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим. Выдающиеся достижения Владимира Святославовича в области внешней политики способствовали укреплению его власти на Руси, росту его политического престижа в глазах жителей страны. В походах и сражениях закалялась и крепла княжеская дружина.
Победоносные войны увеличивали великокняжеские богатства, что позволяло Владимиру Святославовичу приглашать к себе на службу новые контингенты опытных воинов-профессионалов, обеспечивая их всем необходимым за счет собственной казны. Росло военное могущество князя. К концу 80-х гг.
Власть Владимира Святославича на Руси настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке со стороны языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре, и дружинники остро нуждались в это время в христианской религии, которая бы помогла феодальному строю окончательно стабилизироваться на Руси. Выбор веры Можно ли было ожидать, чтобы князь Владимир, причинивший столько зла близким, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа?
Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренно раскаиваются и сожалеют о худых делах своих! Чтобы успокоить совесть свою, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Владимир приносил часто жертвы своим богам и даже сделал нового идола с серебряной головой. Но могли ли утешить его боги бесчувственные, как бы усердно он ни молился им?
Нет, он начинал понимать, как и бабка, его Ольга, что такие боги не могут быть богами истинными, но не знал, какая вера лучше всех. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии - христианской вере, исповедуемой в Византии.
Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, кто лучше всех понимает бога истинного. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «Греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга. Судьбы веры предков предрешены, с этой стороны выбор уже сделан, в государстве будет введена новая религия.
И о каком «выборе» может идти речь, если уже более ста лет на Руси существует именно восточное христианство? Если основной внешнеполитический партнер - христианская Византия, если родственные болгары - тоже уже более ста лет христиане, если, наконец, - это решает все - христианство духом и буквой соответствует развивающимся на Руси общественным отношениям? Соответственно, альтернативы «выбора» - в реальной жизни не было.
Русь следовало крестить. Крещение князя Владимира Владимир мог бы креститься в собственной столице своей, где уже давно находились церкви и священники христианские, но князь хотел блеска и величия при этом важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения, он вздумал, так сказать, завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя.
В 988 г. Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы народов варварских, российский князь еще более возгордился своим величием и через послов объявил императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для его честолюбия.
Империя, по смерти героя Цимиския, была жертвою мятежей и беспорядка: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям и спорили с ними о державе. Эти обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность греков и презрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь с помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем, что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и царство небесное.
Владимир, уже готовый к этому, с радостью изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но политика требовала этой жертвы, и ревность к обращению идолопоклонников служила ей оправданием или предлогом.
Горестная царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками.
Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник. Праздник этот установлен в память Крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан, когда ему было 30 лет. Из Евангелия известно, что Иоанн Креститель, призывая народ к покаянию, крестил людей в водах Иордана. Спаситель, будучи безгрешен изначально, не имел нужды в Иоанновом Крещении покаяния, но по смирению Своему принял Крещение водою, освятив при этом Собою водное естество. Накануне Крещения, 18 января, верующие постятся — ничего не едят до вечера, а вечером отмечают второй Святой Вечер или "Голодную кутю". На ужин подают постные блюда — жареную рыбу, вареники с капустой, гречневые блины на масле, кутю и узвар. Вся семья, как и перед Рождеством собирается за столом, к которому подаются лишь постные кушанья, из риса, меда и изюма готовится кутья сочиво.
В этот вечер, вернувшись из церкви с молебна, люди ставили мелом или копотью свечи кресты над всеми окнами и дверями. После ужина все ложки собирают в одну миску, а сверху кладут хлеб — "чтобы хлеб родился". Этими же ложками девушки гадали: выходили на порог и стучали ими, пока где-то не залает пес — в эту же сторону девушка и замуж пойдет. Главная традиция праздника Крещения Господня — освящение воды. Утром 19 января святят воду — или в церкви, или, где это возможно, возле озера, реки или ручья. Считается, что на Крещение, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше.
В старину, накануне Йордана, во льду вырубали большой крест "йордан" и устанавливали его вертикально рядом с лункой. Ледяной крест украшали барвинком и ветвями сосны или обливали свекольным квасом, от чего он становился красным.
Тем не менее, традиция устоялась, и русская православная церковь рекомендует окунаться в прорубь каждому православному, если позволяет здоровье. Главное правило, без которого купание в проруби теряет всяческий смысл, заключается в том, чтобы заранее исповедоваться и раскаяться у священника. Другими словами, нырять в крещенскую воду нужно уже очищенным и с добрыми мыслями, поскольку обливания ледяной водой сами по себе благодати не принесут. Окунаясь в воду, необходимо трижды перекреститься со словами «Во имя отца, сына и святого Духа». Запреты В Крещение, как и в другие двунадесятые праздники, следует избегать ссор, плохих мыслей и поступков. Запрещается сердиться на близких людей, ругаться, жаловаться и сплетничать, независимо от обстоятельств.
Все гнусное и недоброе, что вы совершите в этот день против другого человека, обернется против вас же, с тройной силой. В то же время, в праздник Крещения у всех будет хорошая возможность простить старые обиды и помириться с дорогими людьми. Другой запрет касается работы — в Крещение, равно как и в остальные великие христианские праздники, воспрещен любой физический труд, помимо легкой уборки. В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому. Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков. Запрет распространяется и на крещенские купания. В последнем случае выпивать не просто неправильно, но и опасно для здоровья, поскольку алкоголь усугубляет риски, связанные с купанием в ледяной воде. Приметы Если небо в Крещение чистое и звездное, то весна наступит рано, а погода летом будет сухая и жаркая.
В то же время, звездное небо на Крещение говорит о том, что год будет спокойный, без особых потрясений. Если Крещение совпадает с фазой новой луны, то морозы будут суровые и долгие, а весна хмурой и дождливой. Много снега в Крещение — хороший знак, ведь любая вода в этот день обладает исцеляющей силой. Так что, если на Крещение за окном валит снег, это к хорошему здоровью. Если на Крещение слышно собачий лай, значит, будет в вашем доме достаток.
Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть
Завтра, 19 января (или 6 января по старому стилю), верующие отмечают Крещение Господне (или Богоявление). Этот праздник, как и Пасху, считают наиболее древним в. 19 января в православных храмах отмечается Великий праздник Богоявления, который в народе чаще называется Крещением. Подготовка по мероприятиям «Крещения» продолжается в рабочем режиме. Сообщение на тему: «Крещение Господне».
Традиции празднования
- Как отмечают Крещение
- Как родился праздник Крещения Господня
- Крещение Господне 2022: дата, история и традиции праздника
- Крещение Господне: история, особенности и главные традиции праздника