Новости что такое нохчи

Значение слова «нохчи» на чеченском языке символизирует идею «чеченца» или «чеченского народа».

Что значит нохчи

Адаты, являясь важной частью жизни каждого чеченца, помогают нам передавать традиции следующим поколениям и охарактеризовать себя одним словом – «Нохчи». Принято считать, что термин «чеченцы» стал употребляться после разгрома нохчами русского контингента у Чечен – аула на реке Аргун в 1732 году. Большинство ученых и историков в Чечне и за ее пределами придерживаются такого мнения, что слово «нохчи» дословно переводится как «народ Ноя». Значение слова «нохчи» на чеченском языке символизирует идею «чеченца» или «чеченского народа». В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе пишется и звучит как нохчий (чеч. нохчий [nwoxtʃʰi:]) — «чеченцы», в единственном числе нохчо (чеч. нохчо [nwoxtʃʰʊo:]) или, иногда, нохчи (чеч. падеж), нохчичо — «чеченец» (эрг. Что такое Нохчи ву? Значение слова нохчи. нохчи 1. самоназвание (эндоэтноним) современных чеченцев Источник.

Нохча: что это значит

Значение слова НОХЧИ. Что такое НОХЧИ? Слово «нохча» на чеченском языке означает «чеченец», и оно имеет глубокие исторические корни.
О термине нохчи Что такое нохчи. " нохчи" значит скорее всего, на самом деле Ноя звали Нох.
Что значит слово Нохча? Называется такое движение мухаджирство.
Чеченцы – потомки создателей древней цивилизации Чеченцы убеждены, что их название «нохчи» буквально переводится как «народ Ноя».
[ Чеченские тейпы ] | Черновик Не исключено, что средневековые нохче на каком-то этапе доминировали над соседними восточно-нахскими этногруппами и, со временем, распространили на окружающих своё племенное название[43][105].

Нохчийчоь (Чечения) — Ичкерия

По другой версии, это обозначение происходит от названия селения Большой Чечень, где в конце XVII века русские впервые столкнулись с чеченцами. Что же касается названия селения, то оно восходит к XIII веку, когда здесь находилась ставка монгольского хана Сечена. Начиная с XVIII века этноним «чеченцы» появился в официальных источниках на русском и грузинском, а впоследствии его позаимствовали и другие народы. В состав России Чечня вошла 21 января 1781 года. Между тем, ряд исследователей, в частности, А. Вагапов, полагают, что данный этноним использовался соседями чеченцев задолго до появления русских на Кавказе. Откуда пошёл чеченский народ? Ранний этап истории формирования чеченского народа остается сокрыт от нас мраком истории. Возможно, предки вайнахов так именуют носителей нахских языков, например, чеченцев и ингушей мигрировали из Закавказья на север Кавказа, но это лишь гипотеза.

В грузинской историографическ ой традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги».

Название месяцев на чеченском. Название месяцев на чеченском языке. Части тела на чеченском языке. Юсуп чеченец. Юсуп Юсупов.

Чеченские мужчины. Чеченские военные парни. Нохч Келой на карте. Дон в чеченском языке. Нохчи карта. Нохчи безам.

Йо1ри чеченки. Нохчи йо1ри. Милана Мамедова ВК. Хава Сатабаева. Хава Сатабаева Ахь соьга еза аьлла. Мохьмад Инуркаев.

Красивые чеченки 2017. Нохчи турпалхой. Нохчийн къоман турпалхой. Нохчи кто это. Аватарки для чеченцев. Чеченцы парни.

Хеда Сагаева. Хеда Битиева. Хеда Газиева. Мадина Газиева. Сабина нохчи. Нохчи девушки фото.

Чеченский костюм мужской. Изображение мужского чеченского национального костюма. Чеченцы мужчины костюм. Чеченские мужчины характер. Анекдоты чеченские смешные. Чеченские анекдоты на чеченском.

Чеченские анекдоты на чеченском языке. Смешные статусы на чеченском языке. Нохчи Тревел. Нохчи телеграмм. Безмах ляц картинк нохчи. Гимн Чеченской Республики текст.

Чеченский гимн текст. Чеченский гимн текст на чеченском. Гимн Чечни текст. Нохчи мемы. Беноевский Хусейн.

Хьо нохчи вуй. Картинки нохчи безам. Нохчи статус. Нохчи статус безам. Нохчи тема.

Красивые чеченцы. Красивые пары ингуши. Красивые Вайнахи. НОХЧО наклейка. Салам нохчи. Нохчи корт. Шарпуди Исмаилов. Исмаилов и Чечня. Чеченская звезда. Раисов чечен.

Борз чеченский. Чеченский къонах. Borz Чечня. Нохчи Borz. Нохчи вуй кричат из зала. Нохчи боршалла. Марж дуьне я1. Маржа дуьне я. Пайд Боц Хум. Цитаты про тонировку.

Цитаты про тонировку авто. Цитаты тонированных машин. Тонировка высказывания. Гелик и Доберман. Супер Чечня. Название месяцев на чеченском. Название месяцев на чеченском языке. Части тела на чеченском языке. Юсуп чеченец. Юсуп Юсупов.

Чеченские мужчины. Чеченские военные парни. Нохч Келой на карте. Дон в чеченском языке. Нохчи карта. Нохчи безам. Йо1ри чеченки. Нохчи йо1ри. Милана Мамедова ВК. Хава Сатабаева.

Хава Сатабаева Ахь соьга еза аьлла.

Культура и традиции нохчен являются важной частью идентичности этого народа. Они отражают богатое наследие и гордость за свою историю, традиции и язык. Нохчены стремятся сохранить свою культуру и передать ее будущим поколениям, чтобы она продолжала жить и процветать на протяжении многих лет. Особенности культуры нохчен Культура нохчен, или чеченцев, обладает рядом уникальных особенностей, которые отличают их от других народов.

Одной из основных черт культуры нохчен является глубокая и богатая история, которая отражается в их обычаях, традициях и религии. Нохчены очень гордятся своим наследием и стараются сохранять и передавать его следующим поколениям. Культура нохчен также пронизана песнями, танцами и эпической поэзией, которые играют важную роль в их жизни и являются средством самовыражения. Важное место в культуре нохчен занимает семья. Семья для нохчен является основой общества и источником поддержки во всех жизненных ситуациях.

Нохчены ценят семейные ценности, такие как верность, уважение к старшим и забота о детях. Брак и рождение детей считаются особенно важными событиями в жизни нохчен, и на этих моментах делается акцент при проведении различных обрядов. В религиозных взглядах нохчен преобладает ислам в суннитской его версии.

От старого к новому: Чеченские свадьбы

Если это дом Ноя, в лице нохчи-чеченца, то понятно, что и он сам является отцом всем народам. С течением времени нохчи начали мигрировать на территорию, которую они сейчас населяют — Чеченскую Республику. Чеченский этнос – один из древнейших народов Кавказа. Он по праву является одним из наиболее ранних обитателей гор Кавказа с учетом их древней истории и бога.

Значение слова "нохчи"

Откуда пошёл чеченский народ? Ранний этап истории формирования чеченского народа остается сокрыт от нас мраком истории. Возможно, предки вайнахов так именуют носителей нахских языков, например, чеченцев и ингушей мигрировали из Закавказья на север Кавказа, но это лишь гипотеза. В грузинской историографическ ой традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги». Есть и альтернативные версии. Одна из них гласит, что вайнахи — потомки ушедших на север хурритских племен, заселивших Грузию и Северный Кавказ. Подтверждением этому является сходство языков и культуры. Не исключено также, что предками вайнахов являлись тигриды — народ, обитавший в Месопотамии в районе реки Тигр. Если верить старинным чеченским хроникам — тептарам, точка исхода вайнахских племен находилась в Шемааре Шемаре , откуда они расселились на Север и Северо-Восток Грузии и на Северный Кавказ.

Но, скорее всего, это относится лишь к части тухкумов чеченских сообществ , так как есть свидетельства о расселении по другим маршрутам.

Чеченские семьи очень крепкие, адат этому способствует. Формат, стиль жизни стабилен и предопределен. Муж никогда не влезает в домашние дела, это — безраздельная сфера женщины. Неуважительно относиться к женщине, тем более — унижать, бить ее — недопустимо, невозможно. Но если жена все же довела своим характером, поведением, муж может очень просто развестись, сказав трижды: «Ты мне больше не жена». Развод неминуем и в том случае, если жена неуважительно относится к родственникам мужа. Чеченкам ничего не оставалось, как освоить тонкое искусство ладить с родней мужа. Любые «прекрасные безумства» адат запрещает чеченцу, но они все же отваживаются, например, красть невест.

В старину, по словам Галины Заурбековой, девушек крали, чаще всего, потому, что семья отказывала жениху, оскорбляя таким образом его личное достоинство. Тогда он сам восстанавливал честь — похищал девушку и делал ее женой. В другом случае причиной краж девушек было отсутствие денег на калым выкуп , который платится родителям. Но случалось, конечно, что просто взыгрывала сердечная страсть. Как бы то ни было, «точка» в таком деле ставилась двумя способами: либо похитителя прощали и играли свадьбу, либо он до конца жизни преследовался кровной местью. Сегодня обычай «умыкание невесты» носит, скорее, романтический оттенок. Как правило, он совершается по обоюдному сговору, являясь частью свадебного ритуала. Свадьба — один из самых больших праздников у чеченцев. Ее процедура почти не претерпела изменений.

Гуляние продолжается три дня и вечерами обязательно заканчивается танцами. Чеченский танец — необыкновенно темпераментен и грациозен. У этого небольшого народа в ХХ веке была счастливая возможность показать красоту своего национального танца всему миру: великому танцору и «чеченскому рыцарю» Махмуду Эсамбаеву рукоплескали во всех странах. В пластику, смысл чеченского танца заложены мотивы главных этических и эстетических ценностей: мужчины — смелы и горды, женщины — скромны и прекрасны.

В современном мире слово «нохча» активно использовалось в связи с глобальными событиями, связанными с Чеченской республикой.

Также оно может использоваться в различных медиа-ресурсах и публикациях, в которых говорится о чеченской культуре, традициях или истории. Существует мнение, что использование слова «нохча» вместо «чеченец» имеет определенную политическую подоплеку. Однако, несмотря на это, слово «нохча» остается в употреблении большинства чеченцев, как на родном языке, так и на русском. На сегодняшний день слово «нохча» активно используется в различных областях жизни, таких как литература, изобразительное искусство, музыка и телевидение. Актуальность использования данного слова на сегодняшний день сохраняется и продолжает расти в связи с растущим интересом к культуре и истории Чеченского народа среди жителей России и других стран. Важность понимания значения слова «нохча» в современном обществе Слово «нохча» на чеченском языке означает «чеченец».

Это слово имеет огромное значение в современном обществе, где особенно важно собственное самосознание и сохранение культурных традиций народа. Понимание значения слова «нохча» позволяет людям чеченского происхождения лучше понимать своих предков, их обычаи, традиции и национальный характер. Это формирует их личность и помогает сохранять культурное наследие.

Читать ria. Они считают себя также потомками древних урартийцев 9-6 вв до н. Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов. Сложилось так, что в течение всей истории у чеченцев не было своего государства. Единственная попытка создать королевство Синсир в XIY веке пришлась не ко времени — эту едва рожденную идею задавила конница Тамерлана. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы — оттуда было удобнее продолжать борьбу… Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына. Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству 30-й век до н. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы — оттуда было удобнее продолжать борьбу. Горы для чеченцев навсегда стали приютом, убежищем, родным, и даже святым, местом. Кроме чужеземных завоевателей, хватало и местных недругов — воинственные отряды других кавказских этносов то и дело нападали друг на друга, таков был способ жизни. Все время приходилось быть при оружии. Чтобы эффективнее охранять свой дом, свое селение горцы объединялись в отряды ополчения, строили оборонительные линии. До сих пор по кавказским вершинам разбросаны сотни древних крепостных башен, выложенных из дробленого камня. Отсюда наблюдали за врагом, и, заметив его, зажигали костры, дым от которых был сигналом об опасности. Постоянное ожидание набегов, необходимость всегда быть в полной боевой готовности, конечно, милитаризировали сознание, но и воспитывали отвагу, презрение к смерти. В битвах даже одна сабля играла большую роль, поэтому каждый мальчик с пеленок воспитывался жестко и сурово, как будущий воин. По словам ученого-этнолога Галины Заурбековой, матери четырех детей, и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам. И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие. Самая высокая вершина Восточного Кавказа — гора Теболус-Мта, поднявшаяся на 4512 метров. Восхождение чеченского народа к этой горе, героические битвы с преследовавшим врагом — тема многих старинных поверий. Горный характер кавказского ландшафта «раздробил» чеченский народ — расселялись автономно, по ущельям, дифференцировались не по территориальному, а по родо-клановому принципу. Так возникли чеченские тейпы, представляющие собой соединенные группы семейств, каждую из которых возглавляет выборный староста.

Значение слова «нохчи»

Чеченец, Чечня Зелимхан Харачоевский Чеченец, Чечня Ислам Грозный Мусульманин, Чечня Нохчи Нохчийчоь Нохчо Грозный Чече, Чечня Свидание Безам Чеченец, Чечня Тайп Тейп Чеченец, Чечня Хайбах Чеченцы Геноцид, Чечня Чеченец Грозный Волк Борз Ичкерия. [17] являются северо-восточной кавказской этнической группой нахских народов, проживающих на Северном Кавказе в Восточной Европе.[18] Они называют себя Нохчий (произносится [noxtʃ'iː]; единственное число Нохчи, Нохчо, Нахчуо или Нахтче).[19]. И, несмотря на то, что в чеченском языке словоформа нохчо или нохчи — это название представителя народа в единственном числе, авторы часто используют его как самоназвание всех чеченцев во множественном числе[5][6]. Древние армяне первыми связали этноним "Нохчи" современное самоназвание чеченцев с именем пророка Ноя, как отмечено выше, буквальный смысл которого означает Ноев-народ.". Токование значения слова Нохчи, подробное объяснение значения слова Нохчи. Узнай, что значит Нохчи на слеге молодежи.

О термине нохчи

Что значит нохча по чеченски Древние армяне первыми связали этноним "Нохчи" современное самоназвание чеченцев с именем пророка Ноя, как отмечено выше, буквальный смысл которого означает Ноев-народ.".
Нохчалла - чеченский характер, чеченские традиции Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына. Чему терские казаки научились у чеченцев —
От старого к новому: Чеченские свадьбы ЧЕЧЕНСКИЕ ТЕЙПЫ И ТУКХУМЫ • Аккинцы (ауховцы, аьккхий, ококи) – потомки бывших жителей горного аула Аух, которые поселились на равнине в 17 в. В настоящее время проживают в Ачхой-Мартановском районе Чечни, Хасавюртовском и Новолакском (бывшем Ауховском).

Нохчийчоь (Чечения) — Ичкерия

Язык «нохча» относится к семейной группе восточно-кавказских языков и имеет свои особенности и грамматику. Сегодня «нохча» используется как официальный язык в Чеченской Республике, однако, на протяжении истории его использование было подавлено в разные периоды, особенно во время ассимиляционной политики Советского Союза. Слово «нохча» является символом чеченской культуры и национального самосознания. Чеченцы гордятся своим наследием и языком, и считают его ключевым элементом своей идентичности. Сегодня, благодаря усилиям чеченского народа и правительства, язык «нохча» находится под защитой и развивается. Что такое Нохча и как он связан с Чеченским наследием Нохча является неотъемлемой частью Чеченского наследия и играет важную роль в сохранении и передаче культурных традиций и идентичности чеченцев. Он используется в повседневной коммуникации, обрядах и церемониях, музыке, поэзии и других сферах жизни чеченского народа. Нохча имеет свою уникальную грамматику и фонетику, которые отличают его от других языков.

Он использует алфавит на основе арабского письма, хотя сейчас также используется алфавит на основе латинского письма. Нохча заимствует слова из предшествующих культур, таких как арабская, персидская и турецкая культуры, а также русский язык.

Таки вернули, притом абсолютно целыми.

Тотальная вырубка лесов вдоль дорог, дабы избежать внезапных нападений и разграблений корованов и обозов с гуманитарной помощью. Проведенные Ермоловым действия частично достигли своей цели: горцы не оценили вклад Роисянской Империи в их культуру и развернули партизанскую войну по всей территории своего проживания. Ермолов, вместо звёздно-ленточного трамплина, был снят с должности по подозрению в порочащих связях с декабристами и отправился писать мемуары.

А война продолжалась ещё лет 40, но уже в том ракурсе, который установил герой войны с Наполеоном. Красивые описания тогдашних событий на Кавказе читай у Пушкина А. Николай I как-то хотел сплавить не в меру гордый народец в соседнюю Оттоманскую империю, но туркам это счастье оказалось не ко двору, увы и ах… Дикая дивизия Николай II же, в предверии Первой Мировой, уловил, что гордые кавказские народы, услышав о какой-то там войне, тут же рванут заниматься своей излюбленной деятельностью.

Дабы избавить себя от этой проблемы, он решил хитрожопо обуздать воинственность горцев, сбив из них конную дивизию и, ЧСХ , командовать ими посадил родного братца. Горцы ход оценили, и всю Первую Мировую весьма годно — после соответствующей дрессировки [3] — ебашили немцев, за что получили кучу Георгиевских Крестов. НТВ про эту дивизию даже сняли какое-то документальное кинцо.

В 1917 г. На подступах к городу эшелоны были остановлены — командование решило двинуть дивизию пешим ходом. Однако дорогу ей преградили революционные отряды, которые направили к горцам своих парламентёров.

Они рассказали бойцам, что воюют за право народа, генералы же их обманывают, когда говорят, что надо воевать против врагов Российской империи: на самом деле враги — такие же бедняки, как и сами воины. В общем, дивизия погрузилась обратно в эшелоны и отправилась домой, на Кавказ, где горцы разошлись по своим аулам. Ибо это были ингуши, что доставляет несравнимый бугурт нохчам, ибо последние считают первых всего лишь выделившимся в отдельную нацию тейпом что в свою очередь доставляет бугурт ингушам.

Ещё больше еды можно получить продемонстрировав сию троллопасту, некогда разлетевшуюся по ультраправым и просто политотным ресурсам: Удельный вес чеченца как воина невелик; по натуре он — разбойник-абрек, и притом не из смелых: жертву себе он всегда намечает слабую и в случае победы над ней становится жесток до садизма. В бою единственным двигателем его является жажда грабежа, а также чувство животного страха перед офицером. Прослужив среди чеченцев и побывав у них в домашней обстановке в аулах, я думаю, что не ошибусь, утверждая, что все красивые и благородные обычаи Кавказа и адаты старины созданы не ими и не для них, а, очевидно, более культурными и одарёнными племенами.

Хазарская гегемония на Северном Кавказе начиналась как уже вполне обычная «смена лидера» в вечно волнующемся кочевом мире и ей предшествовал достаточно длительный период нестабильности, начавшийся почти сразу же после того, как основная масса племен гуннского союза устремилась дальше на запад, к границам гибнущей Западной Римской империи. В конце V — первой половине VI вв. Однако политическая гегемония и тех и других оказалась недолгой — уже в середине VI в. Во избежание недоразумений сразу же стоит оговориться, что авары не имеют никакого отношения ни к арабам, ни к современным аварцам. Основу аварского племенного союза составляли этнические тюрки.

К тому же первое появление арабов на Северном Кавказе произошло спустя сто лет после того, как авары покинули его. Основным союзником аваров на Северном Кавказе выступили аланы, без поддержки которых победа аваров не была бы столь быстрой и впечатляющей. Наверное, стоит обратить внимание на дальнейшую судьбу побежденных. Согласно дошедшим до нас летописям, часть разгромленных савиров переселилась на территорию Кавказской Албании, а другая часть — примкнула к аланам. И, наконец, третья часть савиров осталась в степях Предкавказья и очень быстро оказалась вовлеченной в быстро набиравшее силу хазарское племенное объединение.

Весьма показательно, что хазары считали савиров близкородственными себе, а другие тюркские племена, зная и признавая эту близость, часто называли хазар савирами. Это можно рассматривать как еще одно косвенное свидетельство этнической близости основной массы населения Албании, Алании и Хазарии — т. Вообще, хазары и дружественным им берсилы фиксируются на Северо-Восточном Кавказе не позже второй половины V в. Под их непрерывным натиском булгары начали покидать степи, прилегающие к Северо-Западному Кавказу и перекочевали частью на Дунай где вскоре возникло Болгарское царство , частью на среднюю Волгу Волжская Булгария. К концу VII в.

В целом Хазарский каганат просуществовал около 300 лет — со второй половины VII в. Интересно, что и возвышение хазар стало возможным только благодаря прочному союзу с аланами. И этот же союз долгое время обеспечивал устойчивость созданного хазарами государства. Как видим, племена чеченского нохчи происхождения издревле обитают в степной зоне, позднее вошедшей в состав Хазарского каганата. Да и само возникновение этого государства изначально оказывается как-то связано с этническими нахами нохчи.

Сегодня большинство историков согласно с тем, что хазарская государственность впервые зародилась на Северо-Восточном Кавказе и здесь же долгое время находился политический, экономический и культурный центр Хазарии. Лишь в результате длительного арабо-хазарского противостояния столица Хазарии в конечном итоге переместилась на нижнее течение Волги, однако экономическое и культурное значение Северо-Восточного Кавказа от этого не уменьшилось. Не случайно, что древнерусский князь Святослав, поставивший своей целью уничтожение Хазарии как государства, не ограничился разрушением ее последней столицы города Итиль, расположенного где-то в нижнем течении Волги, но и подверг страшному разгрому Северный Кавказ, пройдя его от берегов Каспийского моря на востоке до Таманского полуострова на западе. Надо признать, что хазаро-чеченские связи до сих пор остаются не исследованными до конца. Для западных, советских и российских историков данная проблематика, по видимому, не представляет большого интереса, но и чеченские авторы лишь время от времени обращались к этой теме, причем, далеко не всегда твердо придерживаясь научных позиций.

Роль Хазарии в исторической судьбе чеченцев нохчи , пожалуй, в наибольшей степени волновала С. Дауева, но и этот автор рассматривал хазаро-чеченские связи только под одним ракурсом, а именно — роль хазар в этногенезе современных чеченцев. Между тем, если мы допускаем, что хазары могли сыграть существенную роль в этногенезе чеченцев, то почему нельзя предположить и обратную связь — чеченцы сыграли какую-то роль в этногенезе самих хазар. Представляется, что подобное допущение не принимается в расчет из-за двух устойчивых стереотипов, утвердившихся не только в массовом сознании в том числе и чеченском , но и в научной среде. Во-первых, это взгляд на чеченцев как автохтонное население гор и в лучшем случае предгорий Кавказа, но никак не северокавказских равнин.

Лишь в последнее время у исследователей историков и лингвистов пробудился интерес к южному направлению древнейших культурно-исторических связей чеченского народа в первую очередь хуррито-урартских. При этом либо почти полностью игнорируются, либо в совершенно недостаточной степени учитываются аналогичные связи, ведущие в северном направлении. А ведь это важная часть историко-культурного пространства, в котором происходил длительный процесс формирования современной чеченской нации. Во-вторых, в мировой историографии прочно утвердилось мнение об изначальной тюркоязычности хазар, а также близких к ним берсилов и савиров. Между тем, как уже говорилось выше, этнические нахи нохчи фиксируются даже среди обитателей скифских равнин.

Еще более заметны нахи среди сарматских племен, а что касается алан, то некоторые чеченские исследователи предпочитают называть их нахо-аланами например, И. Так почему же исключение делается для хазар, чей этноним в раннесредневековых летописях также носит явно собирательный характер? Между тем, «чеченский след» довольно легко обнаруживается не только в топонимике хазарского периода, но и в хазарской ономастике. Начнем с легендарных предков хазар и близких к ним берсилов. Согласно хазарским преданиям хазары и берсилы произошли от двух родных братьев, соответственно Хазарика Хазалиха и Берсола.

Возможен, впрочем, и другой путь образования этнонима хазар. Его корневая основа могла произойти от уже хорошо известного нам арс — азар — хазар. Берс — имя собственное, до сих пор популярное среди чеченцев. Оно же лежит и в основе такой распространенной фамилии как Берсановы. Между прочим, Берс — имя легендарного шейха, распространявшего ислам среди чеченцев.

Кстати говоря, и русские летописи частенько употребляют этот же эпитет по адресу наиболее удачливых и воинственных князей Киевской Руси. В частности, им приписывается способность оборачиваться волком. Что касается чеченцев, то для них и сегодня волк является синонимом храбрости и стойкости перед жизненными невзгодами. Свое, и достаточно простое, объяснение имеет и использование выражения «все князья» в качестве этнонима. История знает немало народов, социальная структура которых не знала резкого различия в правах.

Те же чеченцы до сих пор любят подчеркивать, что среди них не было князей, вернее — все они были князьями. Что касается древних кочевников, создавших Хазарский каганат, то социальная иерархия в их обществе наглядно проявилась уже после того, как Хазария превратилась в степную империю, контролирующую важнейшие торговые пути того времени и подчинившую себе десятки народов и племен. Сирийские раннесредневековые источники приводят свою версию происхождения хазар, весьма интересную для нас. Итак, по сообщению Иоанна Эфесского жил во второй половине VI в. Один из них, именуемый Булгар, обосновался на границах Римской империи, а два других захватили страну алан, называемую Берсилия.

Далее сообщается, что хазарами их стали называть по имени старшего из братьев, имя которого было Хазарик. Более поздние византийские авторы, говоря о хазарах, довольно часто также подчеркивают, что они вышли из Берсилии. Таким образом, мы получаем довольно интересную последовательность событий. Вначале происходит завоевание страны алан, которая почему-то называется Берсилией, что само по себе указывает на принадлежность этой территории берсилам. И уже на этой, якобы, завоеванной территории происходит формирование племени хазар, а, следовательно, хазары неминуемо должны были вобрать в себя алан.

Между тем, из содержания дошедшего до нашего времени письма хазарского кагана Иосифа вытекает, что в тот ранний период своей истории, когда хазары только пытались завоевать земли, которыми они позднее владели — единственными их союзниками выступили аланы. Вооруженный конфликт с аланами происходит гораздо позже, когда Хазария представляла собой могущественную империю. Но и в этом случае речь не идет о завоевании Аланского царства. Наоборот, военная победа хазар приводит к простому возобновлению хазаро-аланского союза. Таким образом, хазары не завоевывали страну алан, но вместе с тем аланы сыграли заметную роль в формировании и берсилов, и собственно хазар.

Теперь, если мы вспомним, что этноним аланы включал в себя нахов нохчи , то легко понять, откуда появился «чеченский след» в истории Хазарского каганата. В научной литературе выдвинуто и отвергнуто немало гипотез о происхождении этнонима хазары. Вообще, когда речь заходит об двух таких близких этнических группах, как хазары и берсилы, — до сих пор нет полной ясности в вопросе о том, можно ли рассматривать их как отдельные племена или это два рода внутри одного этноса. Уже само государственное устройство Хазарского каганата демонстрирует разделение власти между верхушкой хазар и берсилов. В то время как верховный каган всегда представлял хазар, его соправитель, обладавший реальной властью и носящий титул «бек» или «шад» — всегда происходил из берсилов.

Из этого же племени выбиралась и главная жена кагана. Титулы хазарских правителей «бек» или «шад» заслуживают того, чтобы специально остановиться на них. С титулом «бек» все ясно — он явно тюркского происхождения, но откуда в летописях взялось равнозначное ему «шад»? Имеются свидетельства, доказывающие, что титул «шад» появился у хазар очень давно, еще в период существования Западно-тюркского каганата V — первая треть VI вв. Автор средневековой «Истории агван» в одном месте своего довольно обширного труда подчеркивает, что войско кочевников, вторгнувшееся в Закавказье, возглавляет племянник и одновременно наместник кагана, которого в честь его княжеской власти называют Шад.

Как мы знаем, жена кагана всегда принадлежала к племени берсилов, и поэтому соправитель Хазарии вполне мог одновременно являться и его племенником. Для нас в данном сообщении гораздо интереснее та часть сообщения М. Каганкатваци, в которой он прямо связывает титул «шад» с княжеской властью. Уместно будет напомнить, что чеченская традиция рассматривает тейп садой сада-орсой как имеющий княжеское происхождение. Как видим чеченский тейп садой оказывается как раз посередине древнейших исторических связей, идущих в высотном направлении: юг — север.

Благодаря «Истории агван» мы обнаруживаем еще одно значимое совпадение. Племянника кагана, обладающего титулом «шад», зовут Джебу-хакан.

Этот средневековый парламент «заседал» на священной для каждого чеченца горе Кхеташон Корта около селения Центорой в современном Веденском районе. В его полномочиях было объявление войны или мира, принятие особо важных, касающихся всех чеченцев решений. На более низком уровне стояли советы тукхумов, большинство которых состояло из 40 членов. Чеченский тукхум — это своего рода военно-экономический союз определённой группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач: защиты от нападения противника и экономического обмена.

Но есть также тейпы, которые не входят в тукхумы: майистинцы МIайстой , пешхоевцы Пешхой и некоторые другие. Ниже мы приводим семёрку наиболее многочисленных чеченских тейпов. Отметим, что никакого учёта и какой-либо другой статистики в этом плане не ведётся, поэтому наши оценки носят приблизительный характер. Из тукхума Нохч-Махкахой. Самый крупный тейп, насчитывающий около 80 тысяч человек. Центр — село Беной Ножай-Юртовского района.

Живут почти по всей Чечне. К этому тейпу принадлежит семья Кадыровых. Родственен Беной. Их более 50 тысяч. Центр — село Центорой Ножай-Юртовского района. Самый знаменитый представитель тейпа — «маршал лесной войны» Шоип-мулла Центароевский — наиб имама Шамиля.

Живут по всей равнинной Чечне, в основном на востоке. Про них говорят, что они проведут и самого шайтана. Численность — 45 тысяч. Живут в основном на западе — в Малой Чечне. Центр — Шатойский район. Представитель тейпа — наиб Шамиля Дуба Чиннхоевский.

Несмотря на свою неоднородность — они состоят из 7 тейпов, этот тукхум большинство чеченцев воспринимает как тейп. Численность — 40 тысяч. Делятся на Лам-Акхий горные аккинцы, живущие в основном на западе Чечни в Ачхой-Мартановском районе и Ара-Акхий равнинные аккинцы, живущие в Дагестане и на востоке Чечни. Их больше 30 тысяч. Живут в основном на востоке Чечни. Билттой и Белгатой.

Древний тейп Нохч-Махкахой, разделившийся на несколько частей — тейпов: билттой, белгатой и сесаной. Родственны ботлихцам, особенно белгатой. Белгатоевцем является Шамиль Басаев. Около 30 тысяч. Их более 25 тысяч человек. Бывший президент ЧР Доку Завгаев — представитель этого тейпа.

Об истоках нохчи танца

Сами чеченцы называют себя Нохчи. Некоторые переводят это, как народ Ноя. Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии. Одной из важнейших особенностей культуры народа нохчи является их гордость и чувство сопричастности друг к другу. [17] являются северо-восточной кавказской этнической группой нахских народов, проживающих на Северном Кавказе в Восточной Европе.[18] Они называют себя Нохчий (произносится [noxtʃ'iː]; единственное число Нохчи, Нохчо, Нахчуо или Нахтче).[19]. Казалось бы, Чечня и Дагестан — это два соседних субъекта Российской Федерации, а люди, проживающие там, чуть ли не братья. Они исповедуют одну религию. это более позднее современное искаженное произношение более древнего слова -нахча, или нахчой, именно в таком произношении его фиксируют исследователи Кавказа, более того, языки родственные ч.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий