Новости что такое часы в храме перед литургией

Суточный круг завершается утренней службой (на следующий гражданский день), в которую входят 3-й, 6-й, 9-й часы и Божественная литургия. Характерная функция Литургии Часов – это освящение времени: по древней христианской традиции, она освящает все течение дня и ночи (ср. ОНЛЧ, 10). 8.00 Литургия в Храме Святого Николая. Во время совершения проскомидии в храме читаются 3-й и 6-й часы. Часто наблюдаю, как прихожане приходят к Литургии, пропуская чтение часов.

Что такое часы божественной литургии, когда проходит в церкви литургическая служба

Исповедь перед часами литургии – это время покаяния и прощения грехов. В приходских храмах, в обычный день совершаются последовательно: вечерня, утреня, часы и Божественная Литургия. Часто наблюдаю, как прихожане приходят к Литургии, пропуская чтение часов. Расписание Требы и целевые сборы Сертификаты Новости Помочь храму.

Что такое в церкви Часы: зачем совершается эта краткая служба. Можно ли ее пропустить

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром (часы и Литургия) и вечером (вечерня, утреня и первый час) с некоторыми сокращениями. Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время. начинается Литургия часов — освящение времени суток, при котором читают подобранные к нему псалмы, молитвы.

Популярные статьи:

  • Требы онлайн
  • Cлужба в церкви - расписание, сколько идет, когда начинается
  • Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
  • Почему так важно не уходить с помазывания, а оставаться до конца всенощного бдения?

Часы в храме перед литургией: значение и роль

  • Новости по теме
  • Богослужение в церкви: круг, время последование вечерни, час
  • Азы православия: церковное богослужение
  • Время совершения Литургии: ночная Литургия

Время Церкви: Часы

На шестом часе, соответствующем нашему 12 часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа. На девятом часе, соответствующем нашему 3 после полудня, воспоминаем Крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. Когда не совершается по какой-либо причине Божественная литургия, в этот день отправляется особое Последование изобразительных обычно Великим постом по будням. Божественная литургия на престольный праздник в скиту Всех Святых Божественная литургия — самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Евхаристии, установленное Самим Спасителем на Тайной Вечери. Литургия служится обычно утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное. На приходах утреннее богослужение соединяется чаще всего с вечерним, но иногда в некоторых храмах — соединяется с дневным богослужением. Вечернее богослужение в монастырях состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, а на приходе — обычно из девятого часа, вечерни, утрени, первого часа.

Понятие о богослужебных часах Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток. В храме она занимает около пятнадцати минут и призвана оторвать внимание молящегося от повседневных забот. Эта практика ведет свое начало с древности: известно, что апостолы молились в установленные для этого часы. Суточный круг богослужений можно представить так: Слово «стража» употреблялось еще в древнем Израиле — по такому расписанию менялась охрана у населенных пунктов. Время тогда определяли по положению солнца над горизонтом, но в современной практике чаще пользуются обычными часами. Между молитвами, приуроченными ко времени, и совершается то или иное богослужение. Суточные богослужения и их названия Условно все богослужения в церкви можно поделить на: вечерние; утренние; дневные. К первым относятся вечерня и повечерие. Начинается вечерня в 17 часов, то есть за час до начала новых суток. Соответственно, повечерие проводится с 21 часа. Ночными считаются полунощница и утреня, и заканчиваются они молитвой первого часа, совершаемой в 7 утра. Дневная молитва читается в 9, 12 и 15 часов называются они, соответственно, Третий, Шестый и Девятый часы. Литургия изначально проводилась перед вечерней — в раннем христианстве это было распространенной практикой, как и ночные богослужения. В более позднее время ее перенесли на утро, и сейчас она проходит с 9 до обеда. Строго постановления на этот счет нет, поэтому, чтобы узнать, когда служат литургию в конкретном храме, лучше посмотреть расписание богослужений. В зависимости от постов, праздников и особых дат службы могут отличаться. Так, перед Пасхой проходит всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, повечерие и полунощницу. Литургия не проводится в некоторые дни — например, в Страстную пятницу. Вместо этого читаются изобразительные — служба, при которой песнопения повторяют литургические, но таинство Евхаристии не совершается. Содержание и последовательность литургии В отличие от вечерних и ночных служб литургия совершается почти ежедневно, за исключением некоторых дней Великого и Рождественского поста, среды и пятницы Сырной седмицы неделя перед Великим постом и еще ряда дней. Последование таинства Евхаристии В течение этой службы вспоминают всю жизнь Христа, от Рождества до смерти на кресте. Делится она на три части, каждая из которых служится по особому чину: Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. В первой части иерей за закрытыми дверями алтаря подготавливает хлеб и вино для Причащения, читает молитвы за здравие и упокой членов Церкви. Этой молитвой стоит заняться и прихожанам. Когда приготовление заканчивается, идет чтение Третьих и Шестых часов, на который вспоминают Рождество Христа и пророчества об этом. Некоторые ошибочно считают, что первая часть — это некая литургия о здравии. Что это такое, не совсем понятно: во время приготовления Даров читаются молитвы и за здравие, и за упокой, чтится память святых, пророков и апостолов. Литургия оглашенных призвана приготовить молящихся к таинству. Названа она так потому, что в древности на нее ходили люди, не принявшие Крещения, но готовящиеся к нему. Их и называли оглашенными. Начинается она с антифонного пения гимна «Единородный Сыне». Затем идет малый вход с Евангелием, а за ним — пения и чтения. Пение псалмов, называемое прокименом, предваряет чтение Апостола, после которого идет Проповедь. Чередование Аллилуйя со стихами из Псалтири стоит перед чтением Евангелия.

И вообще, вопрос как бы лучше подобрать время для того, чтобы что-то сделать - попахивает колдовством. Вот, может быть, мы сделаем так, и тогда нам будет лучше. Нам не будет ни лучше, ни хуже. Самое главное и самое основное здесь — это искренность нашего обращения к Богу, наше желание помолиться вместе с Церковью и наше переживание о тех людях, которых мы поминаем. И хочу вам сказать: постарайтесь не писать такие огромные простыни с десятками и сотнями имен. Лучше взять за какое-то правило поминать тех, кто вам дорог, кого вы помните на самом деле. Ясно, в такие дни, как родительская суббота, мы стараемся помянуть всех своих сродников, и хорошо, если вы их знаете. Но нужно, чтобы эти имена прошли через ваше сердце, чтобы вы хотя бы приблизительно представляли, кто эти люди, кем они вам приходятся. Еще и еще раз скажу, сейчас это активно ходит по церковному народу сомнение, можно ли и нужно ли поминать тех, кто был человеком нецерковным или невоцерковленным. Господь пришел грешников спасти. Не требуют здравые врача, но больные. И все мы в этом смысле люди, очень далекие от воцерковления. Поэтому, конечно, если вам хочется того или иного человека в силу тех или иных причин помянуть, и вы знаете достоверно, что он был крещеным - поминайте смело. Не затрудняйтесь этим вопросом. Это пустой вопрос. Господь Сам знает, кто какой участи достоин. И вот, видите, мы берем на себя судебную функцию. Мы решаем судьбу человека. Он плохой, он невоцерковленный, я о нем молиться не буду. Ну, не молись — ничего страшного не случится. Кто-нибудь со временем и о тебе не помолится тоже. И суд Бог забирает себе. Мне отмщение и Аз воздам. Поэтому, мне кажется, очень важно, чтобы мы на себя лишнего не брали. Конечно, мы не можем, естественно, поминать литургически самоубийц, мы не можем поминать литургически не членов Церкви, то есть тех, кто не принимал Святого Крещения или людей, которые прямо и ясно объявили о себе как о безбожниках или были Церковью анафематствованы. Но вот этим списком ограничивается круг тех людей, которых нам поминать не следует. Все же остальные, все несчастные, все испытывают сомнения, все очень и очень сложные. Поэтому если мы будем искренне поминать тех людей, которые как-то в сердце нам входят, то это обязательно надо делать смело. Я хотел с вами поделиться радостной, такой пасхальной вестью. Сейчас закончилось на прошлой неделе пасхальное паломничество прихода, где я служу настоятелем, в Грузию. И своими впечатлениями я хотел бы тоже с вами поделиться, потому что мне кажется важным, чтобы вы впечатления слышали от людей, которые не с чужих слов, а будучи очевидцами, приносили эти свидетельства. Вот, поездка в Грузию. Я когда готовился к этой поездке - прочитал официальные тексты и тексты разных комментаторов. И у них написано, например, что Грузия - одна из русофобских стран, которые плохо относятся к России, к русским. Я вам первым делом говорю, что за неделю, что я там находился, а я был в Грузии первый раз, и у меня взгляд в этом смысле был свежим и не замыленным. Мы, группа паломников нашего прихода, нигде не столкнулись с проявлениями плохого отношения к русским. Мы объездили многие регионы страны, побывали у разных святынь: и у равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, в монастыре ее имени в Бодби, и в Тбилиси посетили кафедральные соборы и высокогорные храмы, на вершинах больше двух с половиной тысяч метров. Везде нас принимали очень радушно, везде к нам относились очень по-доброму, везде старались говорить по-русски. Гостеприимство духовенства очень сердечное и очень искреннее. Разные отцы священники, которые меня видели впервые, предлагали вместе послужить в том или ином месте. И общая атмосфера, общее настроение праздничное. Совсем Пасхальное. И очень-очень сердечное. И должен вам сказать, что никакие улицы, например, которые названы именами великих наших писателей, Грибоедова, например, или Пушкина — не переименованы. Все остается на своих местах. Могила Грибоедова находится в прекрасном, в идеальном состоянии. За всем этим ухаживают. У нас служит в Тбилиси священник московского патриархата, который занимается тем, что окормляет и русскоязычную паству. Богослужения совершаются по-грузински, но при необходимости туда добавляются и русскоязычные прошения. Но самое главное, что я вам хотел сказать —не надо брать на веру все то, что на нас вываливается с экранов телевизоров и из радиоприемников. Надо стараться разбираться, слушать свидетельства людей, которые лучше, чем мы, что-то знают и надо стараться составлять собственное мнение. Оно должно быть уравновешенным. Вбирать в себя разные оценки, но в то же время быть своим. Вот так кратко хотел с вами поделиться радостными своими впечатлениями от страны, в которой мы все время видели праздник. Страны праздника, страны гостеприимства, страны дружелюбия, но помимо всего прочего - очень религиозной и очень красивой страны. Ко мне подходили молодые люди на улице в Тбилиси, я шел в подряснике и в кресте, прикладывались ко кресту, просили благословения. Это, конечно, удивительно. Я в Москве не так часто сталкиваюсь с подобным добрым отношением. Муж ушел к другой. Они семья венчаная, жили нормально. Все было хорошо. Помолитесь, пожалуйста. Александр: - Вот коли зашла об этом речь. Многие сейчас приходят в храм и спрашивают: а как можно развенчаться?

В богослужениях периода Великого поста, в современной практике все часы служатся вместе один за другим, с присоединением «изобразительных». Виды Часов в современной богослужебной практике. Общая схема часа представляет собой следующее последование: - Трехпсалмие в каждом часе свои 3 псалма ; - Тропари дня с краткой библейской песней два-три стиха какого-либо псалма ; - Трисвятое по «Отче наш»; Кондак дня и 40 раз «Господи помилуй»; - Молитва «Иже на всякое время... На шестом часе после тропарей часа добавляется ветхозаветная паремия с прокимном отрывок текста Ветхого Завета, как правило, из книги пророка Исайи. Перед заключительной молитвой в конце каждого часа священник произносит молитву Ефрема Сирина с земными поклонами. Великопостные тропари по содержанию указывают на основное смысловые темы каждого Часа: 1-й час — утренняя молитва, — «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Служатся особым образом посреди храма с открытыми царскими вратами, с каждением на каждом часе. В случае, когда Навечерие Рождества или Богоявления попадает на субботу или воскресенье, Царские часы переносятся на день-два назад — на пятницу.

Сколько длится служба в церкви – когда начинается, расписание

О Литургии по старому и новому обряду — Русская вера Потому что, например, в одном храме Литургия совершается в 8, в другом в 10, а в некоторых храмах совершается по две Литургии.
Богослужение часов В разных храмах Литургия может начинаться в разное время, а примерный временной ориентир – 8 часов утра.

О поведении в храме

  • Часы (церковная служба) — Карта знаний
  • Во сколько начинается литургия и другие службы в храме?
  • Время Церкви: Часы. Что такое Богослужебные часы? Б. в.1. чинопоследование часов
  • Азы православия. Часы.

Азы православия. Часы.

Сразу же за грехопадением Он обещал пришествие в мир Спасителя — и это исполнилось в Рождестве Христовом. И теперь в Церкви нам вновь открылось богообщение, мы на пути в Небесное Отечество и обращаем к Богу наше моление. Начинается церковная молитва, состоящая из множества прошений, — ектения. Первая ектения на вечерне, утрене и литургии называется великой, потому что она больше малой, которая является ее сокращенным вариантом, или мирной, потому что она открывается призывом «миром Господу помолимся». Слово «мир» несет в себе разные значения, а в церковнославянском языке имеет и два разных написания.

После грехопадения человека этот мiр перестает быть Божиим, уходит от Бога. Но Бог так любит Свое творение, что Сам приходит в мiр, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И посреди падшего мiра человек может обрести мир Христов, быть с Богом. Мира Христова, с которым мы призваны молиться, мы просим у Бога как дара.

Об этом первое прошение ектении: о «свышнем мире» мире, дарованном свыше и о том, что должно стать его плодом, о самом главном — «о спасении душ наших». Душа в Священном Писании — это не только невидимое начало в человеке, но и весь человек во всей его психофизической полноте. Господь есть Спаситель и души, и тела, и мы «чаем» то есть ждем с надеждой воскресения мертвых, то есть будущего, при Втором Христовом Пришествии, восстановления тел умерших из праха и соединения их с некогда отошедшими к Богу душами. Спасение и есть цель и смысл человеческой жизни: соединиться с Христом Спасителем, Богом Живым, над Которым не властна смерть и в Котором мы обретаем жизнь вечную.

Испросив у Бога важнейшее — спасение, мы молимся о мире, в котором пребываем, а также о Церкви, в которой живем и спасаемся: «О мире всего мира, о благостоянии пребывании в добре святых Божиих Церквей и соединении всех». Соединение всех — это единство людей в Боге. Соединяясь в таинствах и молитвах с Господом, мы оказываемся перед удивительной возможностью быть в духовном единстве со всеми христианами, дальними и ближними, живыми и усопшими — со всеми, кто составляет Единую Христову Церковь. Церковь Христова.

Икона Прошения великой ектении идут от самых главных к более частным: помолившись о всей Церкви, мы молимся о храме, в котором собрались на службу, о своем приходе, обо всех, кто «с верою, благоговением и страхом Божиим» вошел в этот храм. Страх Божий — это духовная категория, высшая форма благоговения перед святостью Божьей, боязнь оскорбить Бога неподобающим чувством или помышлением. Каждый приход — частица Поместной Церкви, поэтому далее мы поминаем в молитве церковную иерархию. Мы молимся о том, кто возглавляет Русскую Православную Церковь, — о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси; о епископе, который управляет нашей церковной областью — епархией; о пресвитерах, диаконах и «всем причте и людях» — обо всех церковных служителях и обо всех людях, которые составляют нашу Церковь.

Вслед за этим мы молимся о «богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». За две тысячи лет, прошедших от Рождества Христова, отношение власти к Церкви менялось не раз, но сама Церковь Христова всегда молится и о стране, в которой пребывает, и, по апостольской заповеди, о власти: как о той, которая ее поддерживает, так и о той, которая ее гонит. Церковь живет в истории, сосуществует с разными формами общественной и государственной жизни; все они «прейдут» — закончатся, а Церковь «пребудет вечно», и от «мира сего» останется лишь то, что будет воцерковлено, освящено и приведено к Богу — станет «миром Божиим». Сотворенный Богом человек был поставлен господствовать над всем творением, но в результате грехопадения первых людей вся земля оказалась отделенной от Бога — проклятой.

Она восстает на человека, и мы молимся, чтобы Господь, посетивший мир и восстановивший связь Творца и творения, благословил нас жить в гармонии с природой. Об этом прошение «о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временех мирных». Церковь исполняет свою миссию среди трудностей и соблазнов земного бытия, поэтому мы молимся о тех, кто особенно нуждается в помощи Божьей: «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных». Мы молимся также «об избавлении от скорби, гнева и нужды», которые всегда возникают там, где теряется упование на Божественную помощь.

К каждому прошению, произносимому диаконом или священником, хор добавляет: «Господи, помилуй». В этой краткой молитве заключена вся глубина, вся красота отношений человека с Богом, Который нас милует и спасает, вся полнота благ земных и Небесных, которые может даровать человеку Бог. Оставаясь неприступным и надмирным по Своей природе, Бог благоволил открывать Себя человеку и посещать людей «Своею благодатью», даром Своей Божественной любви. И так как Бог «Своею благодатью» может обитать и действовать в нас тогда только, когда мы сами открываем Ему свои сердца, то, молитвенно испросив помощи у Богородицы и всех святых, то есть тех, кто составляет Церковь Небесную, мы сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь «весь живот наш» вручаем «предаем» Христу Богу.

Полунощница не совершается, если служится Всенощное бдение , а также в некоторых других случаях, оговоренных Уставом. Утреня — богослужение, получившее свое название от того, что совершалось рано утром. В настоящее время совершается после вечерни, накануне наступления нового дня. Шестопсалмие — шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. На время чтения в храме гасится свет и все свечи. Полиелей греч. Название происходит от повторения в этой части богослужения слов: "Яко в век милость Его" и возжения в это время елея во всех светильниках и лампадах сейчас включается паникадило. Состоит из пения стихов псалмов 134 и 135. Елеопомазание — обряд, совершаемый во время всенощного бдения , когда священник крестообразно помазует елеем чело прихожан, подходящих к нему после поклонения иконе праздника.

Литургия Литургия греч. Установлена Самим Иисусом Христом на Тайной вечери. Центральным моментом литургии является таинство евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. В настоящее время совершается три варианта литургии: литургия Иоанна Златоуста — служится почти круглый год; литургия Василия Великого - совершается десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти святого Василия Великого 14 января, в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие Страстные четверг и субботу; наконец, литургия Преждеосвященных Даров, составленная святителем Григорием Двоесловом — служится только Великим постом. Антиминс греч. Освящается архиереем. Находится на престоле под Евангелием, завернутый в пелену, нaзываемую илитоном. Раскрывается во время литургии для совершения пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Великий вход — важный момент литургии, когда Святые Дары под пение Херувимской песни переносятся с жертвенника на престол через Царские врата.

Дары Святые — хлеб частицы просфор и вино после пресуществления их в Тело и Кровь Христовы в таинстве евхаристии. Запасные Дары — Святые Дары , освященные на литургии и хранящиеся в дарохранительнице для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих. Илитон греч. Обедница — одно из богослужений Православной Церкви, совершаемое вместо литургии в случаях, когда по каким-либо причинам невозможно литургию; иначе называется "последованием изобразительных". Обедня — народное название литургии , происшедшее от слова "обед" литургия совершается до обеда. Освящение Святых Даров — главный момент литургии. Совершается во время евхаристической молитвы, тайно произносимой священником перед престолом в алтаре и завершается словами: "И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым" см.

Отпуст — заключительные слова православного богослужения, произносимые священником, после которых молящиеся "отпускаются" из храма. Отпусты разнообразны по содержанию, которое зависит от дня недели, празднуемого события, названия храма и вида богослужения. Проповедь — церковное наставление священника или архиерея, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисуса Христа. Проскомидия греч. Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии Часы Часы — богослужения, предназначенные изначально для каждой четверти дня и состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв. Каждая из служб первого , третьего , шестого и девятого часов посвящена воспоминанию о тех или иных обстоятельствах страданий Спасителя. Первый час — одно из богослужений суточного круга, совершаемое после окончания утрени. Освящает молитвой наступивший день и напоминает о том утреннем часе, когда Христос был приведен на суд. Третий час — одно из богослужений суточного круга, совершаемое перед началом литургии.

Посвящается воспоминанию о суде над Христом. Шестой час — одно из богослужений суточного круга, совершаемое после третьего часа, перед литургией. Посвящен воспоминанию о распятии Иисуса Христа. Девятый час — одна из служб суточного круга, совершаемая обычно перед вечерней. Посвящена воспоминанию о крестной смерти Иисуса Христа. Молебен Молебен — богослужение, имеющее просительный или благодарственный характер. Агиасма гр. Что нужно знать о святой воде Водоосвящение или водосвятие — древний церковный обряд: троекратным погружением креста при соответствующем молитвословии призывается на воду благословение Божие. Церковь различает водоосвящение великое и малое.

Великое бывает в навечерие праздника Богоявления Крещения Господня и в самый день Богоявления Крещения Господня по окончании литургии. Вода освящается обыкновенно в реке, озере или источнике. Малое водоосвящение совершается 14 августа — на Происхождение изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, и в день Преполовения пятидесятницы, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" Евангелие от Иоанна 4, 14. Малое водоосвящение бывает также перед литургией или после нее в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд может совершаться во всякое время по желанию верующих. Крестный ход — шествие духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и другими святынями. Совершается в особо важных случаях: по уставу, в известные праздники например, на Пасху , или по особым поводам например, на поля во время молений об избавлении от засухи. Заупокойные богослужения Заупокойные богослужения — специальные богослужения, посвященные поминовению усопших и содержащие усиленные молитвы о даровании им милости Божией и Царства небесного: панихиды , литии и отпевания умерших.

Венчик — бумажная лента с напечатанными на ней изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, возлагаемая на чело усопшего.

Есть и другие исключения. Продолжительность литургии в зависимости ото дня или храма может различаться. Но это не значит что каким-то коренным образом меняется состав богослужения. Например, в особо торжественные дни часть молитв, которые в иной раз прочитываются чтецом, на этот раз поются хором. Кроме того, на то, сколько длится литургия, могут оказывать влияние такие, казалось бы, незначительные факторы, как скорость, с которой служат священник и диакон: один ведет службы быстрее, другой медленнее, один читает Евангелие в одном темпе, другой — более размеренно.

И так далее. Но если говорить в общих чертах, то в дни Больших праздников Литургия длится дольше, чем в обычные — иногда до двух часов. В Пасхальную ночь или Рождественскую Литургия длится не дольше обычного, но само ночное богослужение получается многочасовым — поскольку Литургию предваряет продолжительное Всенощное бдение. Ночное богослужение в храме Христа Спасителя, фото: patriarchia. С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия. Другое дело, что в некоторых церквях там, где только один священник исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.

А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.

Везде нас принимали очень радушно, везде к нам относились очень по-доброму, везде старались говорить по-русски. Гостеприимство духовенства очень сердечное и очень искреннее. Разные отцы священники, которые меня видели впервые, предлагали вместе послужить в том или ином месте. И общая атмосфера, общее настроение праздничное. Совсем Пасхальное. И очень-очень сердечное. И должен вам сказать, что никакие улицы, например, которые названы именами великих наших писателей, Грибоедова, например, или Пушкина — не переименованы. Все остается на своих местах.

Могила Грибоедова находится в прекрасном, в идеальном состоянии. За всем этим ухаживают. У нас служит в Тбилиси священник московского патриархата, который занимается тем, что окормляет и русскоязычную паству. Богослужения совершаются по-грузински, но при необходимости туда добавляются и русскоязычные прошения. Но самое главное, что я вам хотел сказать —не надо брать на веру все то, что на нас вываливается с экранов телевизоров и из радиоприемников. Надо стараться разбираться, слушать свидетельства людей, которые лучше, чем мы, что-то знают и надо стараться составлять собственное мнение. Оно должно быть уравновешенным. Вбирать в себя разные оценки, но в то же время быть своим. Вот так кратко хотел с вами поделиться радостными своими впечатлениями от страны, в которой мы все время видели праздник.

Страны праздника, страны гостеприимства, страны дружелюбия, но помимо всего прочего - очень религиозной и очень красивой страны. Ко мне подходили молодые люди на улице в Тбилиси, я шел в подряснике и в кресте, прикладывались ко кресту, просили благословения. Это, конечно, удивительно. Я в Москве не так часто сталкиваюсь с подобным добрым отношением. Муж ушел к другой. Они семья венчаная, жили нормально. Все было хорошо. Помолитесь, пожалуйста. Александр: - Вот коли зашла об этом речь.

Многие сейчас приходят в храм и спрашивают: а как можно развенчаться? Вот такой странный вопрос. Давайте начнем с того: а как можно раскреститься? Ответ, строго говоря — никак. Потому что если человек крещен, и он, например, потом принимает какую-то другую веру, другую религию, то в глазах Церкви он - заблудший человек. И если он возвращается в Церковь, в наших глазах он остается человеком крещеным, потому что это крещение никуда не может уйти. И если он возвращается, то обратно его принимают ни в коем случае не через повторное крещение. Но через покаяние. И это твердая и ясная позиция.

Потому что это его путешествие греховное, завершилось чувством раскаяния. Но крещение он уже принимал, и поэтому больше крестить нельзя. Меня спросила одна молодая девушка: «Меня,- говорит,- крестили в детстве, а сейчас я более требовательно к себе отношусь, и более глубоко изучаю религию, православие, и я хочу перекреститься». Конечно, никакого перекрещивания быть не может. Я ее спрашиваю: «Как это так может быть? И человек восстает от купели прощеным. Это таинство, которое по самому смыслу может совершаться только единожды. Поэтому, говоря и о венчании, никакого развенчания быть не может. Мы с горечью можем лишь засвидетельствовать, что некоторые браки, увы, разваливаются.

И когда брак фактически перестает существовать, Церковь говорит: Да. Этого брака больше нет. И статистика, которую я видел, очень дурная. Я вам скажу так. Я видел статистику, я сейчас приблизительные вам дам цифры, но они для раздумий совсем страшные. В Петербурге и Ленинградской области в течение первого года разваливается больше половины заключенных браков. А из венчаных браков не менее четверти. Поэтому, прежде чем решиться на брак, а подавно - на венчание, все должно быть твердо взвешено. Надо быть совершенно уверенным в том, что вы собираетесь сделать, и насколько важен этот шаг, который, по-хорошему говоря, как сапер ошибается один раз.

И вот здесь точно также. Если вы принимаете решение о браке — это должно быть стремлением оставаться в этом браке на всю свою жизнь. У англичан есть пословица: одна жизнь — одна жена. Александр: - Мы с вами обращаем внимание на хулу на Святаго Духа в связи со словами Спасителя, что всякий грех вам простится, а хула на Святаго Духа не простится. И поэтому надо разбираться с тем, что это такое. Большинство толкований святых отцов состоит в том, что хула на Святого Духа — это отрицание всемогущества Божия и посмеяние лиц Святой Троицы или Божией Матери. То есть всего того, что составляет зеницу нашего исповедания. Ну вот, например, такой резкий пример. Отрицание того, что Она была Приснодевой, является хулой на Святого Духа.

Потому что это отрицание означает отказ верить в то, что Пресвятая Богородица могла родить Спасителя и при этом оставаться Девой. А это основа основ нашего религиозного мировоззрения.

Время Церкви: Часы

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. В дни, когда литургия не предусмотрена уставом, после шестого или девятого часа совершается особый чин изобразительных (в просторечии — обедница). Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. На территории России вечерняя служба в одних храмах начинается в 16 часов, в других – в 18 или 19 часов. По время каждения алтаря иерей читает пасхальный тропарь, который напоминает о том, что Проскомидия и начало Литургии соответствуют концу нашей жизни на земле и вхождению в Царствие Небесное.

Суточный круг богослужений

Богослужебные часы посвящены преимущественно воспоминанию евангельских событий, случившихся в одноименные отрезки времени — тричасия, или стражи, с которыми они совмещены хронологически в рамках дневного цикла. В первый час вспоминается ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него. В третий час вспоминается суд Пилата и истязания Господа, а также тема сошествия Святого Духа на апостолов Деян. В шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле. В девятый час — последние слова Господа и его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мертвых, прободение воином Его ребер. По свидетельству святителя Климента Александрийского, христиане отводят для молитвы часы третий, шестой и девятый. Христиане, по-видимому, совершали в эти часы лишь частную молитву, и каждая из этих молитв состояла только из чтения «Отче наш». В Иерусалимском богослужении конца IV века, по описанию паломницы Сильвии Аквитанки, чинопоследование шестого и девятого часов имеет такой же простой состав, как и утреня. В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века.

Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому. По Уставу Чинопоследование часов совершается: первый — после утрени по окончании вечернего богослужения , третий и шестой — перед Литургией, девятый — перед вечерней. На службе первого часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, третьего — 16, 24 и 50, шестого — 53, 54 и 90, девятого — 83, 84, 85. Различают часы великопостные, великие царские , пасхальные и вседневные. Великопостные часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной недели. На этих часах после трех псалмов читается кафизма, вместо обычного тропаря поется тропарь часа со стихами и земными поклонами.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет: «Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы.

Час был примерно равен нашим трем: утреня около полуночи , хвалины 3 часа пополуночи , час первый 6 часов утра , час третий 9 часов , час шестой полдень , час девятый 15 часов , вечерня 18 часов , навечерие 21 час » Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам Всенощному бдению и Литургии. Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям. Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» М. Скаблланович «Толковый типикон». Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов 5, 89, 100 , нескольких молитв и тропарей.

Читайте также: Что значит по английски had Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб.. Тексты третьего часа примерно 9 утра тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час». Третий час также состоит из трех псалмов 16, 24, 50 , нескольких тропарей и молитв. Шестой час примерно 12 дня посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он».

Все три псалма 53, 54 и 90 описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов. В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией священник в это время совершает в алтаре проскомидию. Довольно часто к ним примыкает и Девятый час примерно 15 часов , который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» Мф. Три псалма 83, 84, 85 посвящены теме разлучения души от тела. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии. Эти четыре часа 1,3,6, и 9 читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета паремии из книги пророка Исаии на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными». Нам осталось рассказать о Великих царских часах, которые совершаются три раза в год — накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд с 1 по 9 , к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари. Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Поэтому утверждать авторитет слова Христова — значит одновременно утверждать его преемственность с откровением, выраженным в Ветхом Завете». Состав вечерней службы Вечернее богослужение в Православной Церкви открывается последованием, именуемым «вечерня». Это благодарение Господа за уходящий день. Будничная вечерня называется вседневной, а праздничная — великой. Последняя служится, как правило, в составе всенощного бдения, о котором будет сказано ниже.

На вечерне совершается каждение, поются псалмы, ектении, стихиры, тропари. Главными песнопениями вечерни являются «Ныне отпущаеши», «Господи воззвах», «Свете тихий», «Сподоби Господи». Это благодарение Всевышнего за пережитую ночь и призывание Его благословения на предстоящий день. Чин утрени включает исполнение псалмов, тропарей, канонов, ектений и каждение храма. Праздничная утреня может дополняться полиелеем — торжественными песнопениями, после которых происходит помазание молящихся освящённым маслом.

Воскресная утреня также включает чтение Евангелия. Наконец, 1-й час — краткое последование, дополняющее вечернюю службу. Оно состоит, в основном, из псалмов и призвано освятить начавшийся церковный день. Всенощное бдение — праздничная вечерняя служба Вечернее богослужение кануна воскресенья и великих церковных праздников именуется всенощным бдением или всенощной. Как и вечерня, утреня в нём более торжественна.

На всенощном бдении они объединяются друг с другом, а также с 1-м часом в единую службу. Совершаемая на всенощном бдении великая вечерня сопровождается литией — благословением елея, хлеба, вина и пшеницы. В монастырях перед всенощным бдением также служится особая малая вечерня, которая является сокращённой версией вседневной. Архиепископ Аверкий Таушев рассказывает о всенощном бдении: «Всенощное бдение бодрствование ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшего Христа» «Литургика». Происхождение вечернего богослужения Вечерняя служба своими корнями уходит в Ветхий и Новый Заветы.

Так, ветхозаветные законы предписывали ежевечерние жертвоприношения животных, хлеба и вина Богу прообраз искупительной Жертвы Христа , а также воскурение фимиама сегодня превратилось в каждение ладана. Также на всю ночь с молитвами зажигались храмовые светильники как символ Божественного света во тьме ночи.

В книге Деяний апостольских приводится случай совершения «преломления хлеба» термин, которым в древности называлась Литургия ночью. Это установление связано с постепенным развитием традиции всячески готовиться ко причащению Святых Тела и Крови Христовых, и в том числе — готовиться постом. Время служения Литургии регулирует 8-я глава Типикона монастырского устава Богослужения и общежития, 1682 г. Согласно этой главе, в воскресные дни и в великие Господние праздники надлежит начинать Литургию в начале 3-го часа дня около 8-00 по нынешнему счислению времени , чтобы трапеза пришлась на начало 4-го часа дня около 9-00 по нынешнему. В субботы же и будни Типикон указывает совершать литургию позже, чтобы и трапеза приходилась на более позднее время.

Особенности великопостного богослужения

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное. На приходах утреннее богослужение соединяется чаще всего с вечерним, но иногда в некоторых храмах — соединяется с дневным богослужением. Вечернее богослужение в монастырях состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, а на приходе — обычно из девятого часа, вечерни, утрени, первого часа. Утреннее богослужение в монастырях состоит из полунощницы, утрени и первого часа, а также к ним присоединяются третий, шестой часы и Литургия. Дневное богослужение на приходах состоит из третьего и шестого часов и Литургии. Начинается Суточный круг богослужения с вечерни, а заканчивается — девятым часом, когда не совершается Последование изобразительных. Если Литургия не отправляется, то заканчивается Суточный круг Последованием изобразительных.

Также надо сказать, что по уставу полагается совершать так называемые междочасия — краткие службы, на подобие часов, которые отправляются между часами. Данные службы почти исчезли из употребления не только на приходах, но и в монастырях.

С первого раза всё будет непонятно, но при желании можно почитать специальную учебную литературу и постепенно изучать богослужебное устроение в православной церкви. Хорошим правилом будет следить за действиями духовенства и мирян, креститься и делать поклоны вместе со всеми. Сидеть во время службы разрешается только тяжелобольным людям. Евангелие слушают с преклонённой головой, с особым благоговением. На Божественной литургии читаются вслух всеми присутствующими молитвы «Символ Веры» и «Отче наш», их нужно выучить наизусть.

Невозможно в рамках одной статьи освятить тему «Как проходит служба в церкви», потому что в течение года проходит много разных богослужений, и все они отличаются друг от друга песнопениями и молитвами. А также есть особые службы в виде молебнов, панихид, которые идут по особому чину. Совет Великопостные богослужения очень проникновенные, продолжительные, со множеством коленопреклоненных молений: в это время много читают и мало поют. Праздничные службы проходят при ярком освещении храма, величественно и пышно прославляются Господь, Божия Матерь, Святые, а человек получает утешение, радость, освящается благодатью. Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. Все верующие люди время от времени посещают храм.

Одни для того, чтобы помолится, поставить свечи, побыть на службе или спросить совета. Бывает такое, что нас мучает какой-либо вопрос и самостоятельно принять решение нам сложно. Поделиться проблемой порой не с кем. А вот послушав проповедь священника и отбыв службу, мы можем найти ответ на наш вопрос и решить сложившуюся ситуацию. Для того, чтобы посетить богослужение необходимо знать время службы в церкви. Читайте также: Окаменевшая зоя: народная версия 128-дневного стояния, чем закончилась история, фильмы о зое Что такое богослужение Основная задача церкви — это возрождение церковной жизни страны, повышение духовности населения. Именно для проведения такой работы и были созданы храмы в которых и проводят церковные службы.

Каждый день в церквях, соборах проводят: Часто верующие задают вопрос о том, во сколько начинается служба в церкви? В каждом приходе может быть установлено свое время проведения данного мероприятия. Но в большинстве случаев за основу могут быть взяты такие временные рамки: вечерняя — с 9 вечера, вечерни и повечерия, утренняя — с полуночи, утрени и 1-го часа, дневное — с 3-го, 6-го часа и Божественной литургии. Из этого следует, что за сутки выполняется 9 служб. Виды служб Все службы, как уже было сказано, делят на 3 вида. Многое в проведении их заимствовано из ветхозаветных времен. Что такое вечерняя служба Во сколько начинается вечерняя служба в церкви?

Началом суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Поэтому первой службой получается вечерняя. Основной тематикой этого богослужения — воспоминания о событиях Священной истории Ветхого Завета: о сотворении мира Господом, первородном грехе предков, о служении пророков и законодательстве Моисея. Также христиане благодарят Господа за прожитый день. После вечерни принято проводить повечерие. Зачастую это общественные молитвы на сон грядущий. В них вспоминается о сошествии Христа в ад и вызволение праведников от власти дьявола.

В полночь служат полунощницу. Во время данной службы напоминают о Втором пришествии Христа и Страшном Суде. Что называют утренней После вечерней службы происходит проведение утренней. Утренней называют самое длительное богослужение. Его принято проводить перед восходом солнца. Во время проведения принято вспоминать о событиях земной жизни Христа. Также читают большое количество как покаянных, так и благодарственных молитв.

О том, во сколько начинается утренняя служба в церкви, желательно уточнить в храме, который Вы посещаете. Начало во времени может отличаться, но незначительно. В районе 7 часов утра проводят богослужение, которое называют 1-й час. Это короткая служба. Во время которой говорят о пребывании Христа на суде первосвященника. Около 9 часов проводят 3-й час. При ее проведении вспоминают о событиях, которые происходили в Сионской горнице, где на апостолов был послан Дух Святой, а Спасителю преторий Пилат вынес смертный приговор.

В полдень служится 6-й час. Это время, когда говорят о распятии Иисуса. В три часа полдня проводят 9-й час. Этот период припадает на вспоминание крестной смерти Христа. Как проходит служба в церкви Основным богослужением служб за сутки отмечают Божественную Литургию. Во время нее вспоминают не только о мирской жизни Христа, но и предлагают соединится с ним при прохождении Таинства Причастия. По времени ее необходимо совершать между 6-м и 9-м часом до полудня.

Ее еще называют обедней. Воскресная служба в церкви в основном проводится однократно и называется Евхаристической. Перед ней проводят утреннюю. Паузы между ними нет, одна следует за другой. Есть определенные изменения, которые произошли в церковной жизни. Основные корректировки произошли в Уставе. Повечерие в приходских храмах проводят только во время Великого поста, а полунощницу проводят только раз в год перед Пасхой.

Очень редко проводят также богослужение, которое именуется 9-й час. Прочие 6 служб объединяют в две группы по три. Обратите внимание Вечером проводят одну за одной сначала вечернюю, затем утреннюю и 1-й час. Накануне праздничных и воскресных дней все эти службы соединяют в одну и служат вместе, которое именуют всенощным бдением. В приходских храмах такие службы проходят от 2 до 4 часов, а в монастырях — 3-6 часов. Утром же поочередно проходит 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. Если в храме большое количество прихожан, то может проводится две литургии: ранняя и поздняя.

Кто же между ними человек двойного сердца мужества? Движущиеся же своим разумом следующие только его внушениям? Итак, каждый пусть старается с большим усердием посещать церковь во все дни, в которые совершаются молитвы. А в какой день в церкви не молятся, возьми Писание и почитай в нем. Пусть солнце утром увидит Писание на коленях твоих. Пусть молятся и в третий час, так как в это время Спаситель добровольно был распят для спасения нашего, чтобы даровать нам свободу. Затем молись в шестой час, так как в этот час вся тварь пришла в смятение из-за ужасного преступления, совершенного иудеями. В час девятый опять пусть молятся, так как в этот час Христос молился и предал дух в руки Отца Своего.

И в час, когда солнце заходит пусть молятся, так как это — завершение дня. А затем и в светильничное вечером пусть молятся, так как Давид говорит: ночью говорю. А затем и в полночь пусть молятся, так как Давид то же делал. Павел и Сила, слуги Христовы, молились в полночь и хвалили Бога. Итак, должны мы воспоминать о Боге каждый час. И когда кто ложится на постель для сна, должен молиться в сердце своем, делая это таким образом выпала молитва, может быть, Господня. Кто же связан супружеством, всякий раз, когда захочет встать от бока жены своей, пусть молится. Ибо супружество не сквернит.

И после возрождения не нужно бани, исключая омовения рук и ничего кроме этого, так как Дух Святой благоухает тело верного и все его очищает. Пусть же старается каждый с большим усердием молиться в полночь, ибо отцы наши говорили, что в этот час вся тварь готова для службы славе Божией, чины Ангелов и души праведных благословляют Бога, как свидетельствует Господь, говоря об этом: «полунощи же вопль бысть: се Жених грядет, исходите во сретение Ему». А затем и в то время, в которое поет петух, должны быть установлены молитвы в церквах, так как Господь сказал; «бдите яко не весте, в кий час Сын человеческий приидет, в петлоглашение или заутра». Египетские Каноны Все верные, мужчины и женщины, вставши утром от сна, прежде чем примутся за какое-либо дело пусть умоют руки и помолятся Богу и тогда только отправляются к своим делам. Но если имеет место поучение в слове Божием, каждый пусть предпочтет идти в то место, приняв в соображение, что Бог услышит, когда он будет говорить с Ним чрез поучающего. Ибо, помолясь в церкви, он будет в состоянии миновать неприятностей дня. Бого боязненный должен помнить, что большая потеря не идти в место, где учат, особенно же если он может читать. Или если пришел учиться, то никто из вас пусть не будет приходить последним в церкви, на месте, где сообщается наставление.

Тогда должно предоставить проповеднику предлагать, что всем полезно, и ты услышишь то, о чем не думал, и получишь пользу от того, что Святой Дух даст чрез поучающего. Таким образом твоя вера утвердится в том, что ты услышишь. Далее же тебе в том месте будет сказано и то, что ты должен делать у себя дома. Посему пусть каждый будет усердным в посещении церкви, места, где цветет Дух Святой. Если же в какой день не бывает поучения, то каждый пусть дома у себя возьмет св. И если ты дома, молись в третий час и хвали Бога. Если же ты в другом месте, и наступит этот час, то молись в сердце твоем к Богу. Ибо в этот час виден был оказался Христос пригвожденным ко Кресту.

Посему и в Ветхом Завете закон повелевал класть на каждый час хлебы созерцания предложения в прообраз Тела и Крови Христовых, и повелевал заклание бессловесного агнца, который есть прообраз совершенного Агнца, ибо пастырь — Христос; Он хлеб, пришедший с небес. Подобным образом молись снова в шестой час. Ибо когда Христос был пригвожден ко кресту, то день этот разделился, и появился великий мрак. Посему в этот час пусть молятся сильной молитвой, подражая голосу Того, который молился, когда вся тварь померкла от иудейского неверия. А далее великую молитву и великую хвалу должно совершать в девятый час, чтобы ты знал, как душа праведных славит Господа истинного Бога, который вспомнил о святых и послал им Сына Своего, Который есть Его Логос, чтобы Он просветил их; ибо в этот час Христос был прободен в ребро копьем, истекла кровь и вода и затем Он просветил еще остаток дня до вечера. Посему должен и ты, идя спать, начать день и сделать его образом воскресения. Молись далее, прежде чем упокоишься на ложе твоего сна. Если имеешь жену, молитесь вместе попеременно.

Если она еще неверующая, отойдя один, помолись и опять возвратись на ложе твое. Ты связан браком не для того, чтобы пропускать молитву; ибо вы не осквернены… Нам же необходимо в этот час молиться, ибо старцы греч. В этот час вся тварь покоится, благословляя Бога. Звезды, деревья и воды как бы стоят; все воинство Ангелов совершает служение с душами праведных; они благословляют Бога всемогущего в этот час; посему кто верит, пусть молится в этот час. Господь же так сказал, свидетельствую об этом: «полунощи вопль бысть: се Жених грядет; исходите в сретение ему». И прибавил: «сего ради бдите, яко не весте дне ни часа, воньже Сын человеческий приидет».

Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году — четверг 5-й седмицы Великого поста день чтения Великого канона и в Великую Пятницу — служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом. Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. Почему именно в такое время?

Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две равные части: день и ночь. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый Деян. Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе — суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый — воспоминание Крестной смерти Спасителя. В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя. Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом.

В помощь прихожанам

все особенности службы просто, коротко, доступно. В Литургии Часов есть 7 часов, или времени для молитвы. К настоящему времени Русская Церковь чаще всего совершает три литургии, создание которых приписывается. Новости храма Расписание богослужений Храм Николая Чудотворца в Дарьино, Еженедельная рассылка Храм Николая Чудотворца в Дарьино, Цитата дня.

Текст Божественной литургии с пояснениями, сколько длится и как проходит служба

Человек, как известно, привыкает ко всему. С одной стороны, это наше спасительное свойство, с другой, привыкая к благу, мы перестаём его замечать и ценить. Так происходит и с евангельской истиной: как бы мы не пытались избежать привыкания, оно неизбежно наступит, как и привыкание к церковной жизни с её богослужениями, молитвами и постами, а вслед за привычкой придут усталость с разочарованием. Можно было бы бичевать себя и думать, что в этом есть нечто греховное, но поступать так не стоит, ведь у нас есть апостольские послания, которые, среди прочего, имеют в себе фрагменты, посвящённые борьбе с привыканием к христианскому благовестию, а это означает, что и древние христиане были такими же, как и мы, но апостолы не ставили им это в вину. Один из таких фрагментов содержится в 12-й и 13-й главах Послания святого апостола Павла к Евреям. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах, давайте послушаем его. Глава 12.

Боковые двери - северную и южную - называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы. Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево - Божией Матери, далее - образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах - киотах, лежат на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой. Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой - полукруглый выступ перед царскими вратами - именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие. По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах. В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения - панихиды. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы. О богослужениях, совершаемых в храме Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы - это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений: - вечернее - из 9-го часа, вечерни и повечерия; - утреннее - из полунощницы, утрени и 1-го часа; - дневное - из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии. Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб. В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день. После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола. В полночь полагается совершать третью службу суточного круга - полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде. Перед восходом солнца служится утреня - одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы. Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней. Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы. Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях. Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов. В те дни, когда литургии не положено например, в пятницу Страстной седмицы , совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы "изображает" ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют. К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению. Помимо ежедневных церковных служб таких как утреня, или вечерня, или часы совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие. Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением. О смысле всенощного бдения и Божественной литургии Всенощное бдение Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения. Пение 103-го псалма предначинательного "Благослови, душе моя, Господа" изображает величественную картину создания мира. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия. Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены закрыты вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных вечерних молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как пред заключенными дверями рая, молят Творца своего о помиловании. Пение псалма "Блажен муж" со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя. Пение "Господи, воззвах" со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам. Отверзание царских врат при пении догматика Богородична означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая. Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона "Премудрость, прости! Песнопение "Свете тихий" содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления. Лития общее исхождение и общее моление содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах, и прежде всего - о прощении согрешений наших Божиим милосердием. Молитва "Ныне отпущаеши" см. Молитва "Богородице Дево, радуйся" см. Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч человек. Шестопсалмие - плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души, пребывающей во грехе. Мерцание лампад изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: "Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом - Господе Иисусе Христе. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом. Пение "Бог Господь и явися нам" напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем. Пение воскресного тропаря изображает славу и величие воскресшего Христа. Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа. Пением стихов "Хвалите имя Господне" Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому. Тропари "Ангельский собор" напоминают благовестие Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя. Во время воскресного всенощного бдения читается Святое Евангелие, благовествующее о явлении воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам. По окончании евангельского чтения диакон восходит с Евангелием на амвон, встает лицом к народу, поднимая Евангелие над головой. Молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого воскресшего Господа, поклоняясь и взывая: "Воскресение Христово видевше... Это пение должно быть общенародным. Затем Евангелие переносится на середину храма для поклонения и лобызания верующими. В канонах утрени прославляются Воскресение Христово или другие священные события из жизни Господа , Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. Между 8-й и 9-й песнями канона поется гимн Богородицы см. Устав назначил этой песне особо благоговейное исполнение. Песнь Богородицы имеет свой припев, одинаковый для всех ее шести стихов: "Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем". В этой песне Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. Песнь Богородицы выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: "Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим", чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. При пении "Честнейшей" церковный Устав предписывает творить поклоны на каждом стихе, призывая этим выразить свое особое почтение Божией Матери. В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части - проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, воспоминается Рождество Спасителя. В это же время воспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великую радость испытывают души усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников, и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: "Помяни, Господи, души усопших раб Твоих имена и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение". На литургии оглашенных песнью "Единородный Сыне" изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа. Во время малого входа с Евангелием, изображающего выход Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу" совершается поясной поклон. При пении "Трисвятого" - три поясных поклона. При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы.

Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия. Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также — всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами. В этот же день происходит и поминовение всех усопших. Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить. Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви в воскресенье? Первое воскресное богослужение начинается в субботу после 18:00, а последнее — заканчивается в воскресенье до 18:00. Воскресные богослужения наполнены темой Воскресения Господнего. Именно поэтому воскресные службы, особенно Божественная Литургия, являются самыми знаковыми в седмичном цикле богослужений. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи. Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Общего расписания для всех храмов не существует! Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» — особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню. Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются. Вместе с тем, каждое праздничное богослужение имеет свойственные исключительно ему одному сопровождающие тексты и обряды, что не может не сказаться на длительности богослужения. Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви? Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя Предпраздничная служба начинается с раннего утра 6 января. Служба 1-го часа. Время — с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии. Служба 3-го часа. Время — с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении. Служба 6-го часа. Время — с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие. Служба 9-го часа.

В праздничные дни поются антифоны изобразительные эти антифоны имеют такое название потому, что входят в Последование изобразительных, или в просторечии обедницы - стихи из 102-го и 145-го псалмов и евангельские Блаженны Мф. Церковь исполняет завет апостола Павла Кол. Этими псалмами молящиеся готовятся к слышанию возвышенного церковного учения о Воплощении Бога Слова, которое изложено в тропаре «Единородный Сыне и Слове Божий». В этом церковном гимне выражена полнота попечения Бога о спасении рода человеческого чрез пришествие в мир Сына Божия, предвозвещенного ветхозаветными пророками, о Воплощении Его от Пресвятой Богородицы, и раскрывается тайна Божиего Домостроительства спасения человека: проповедь Божественного учения, вольные страдания и Крестная смерть Спасителя, которой Он победил грех и смерть. Он же и автор этого тропаря. Во время малой ектении, после пения первого антифона, священник читает тайную молитву о сохранении Святой Церкви и чад ее, об освящении любящих благолепие дома Божия - храма. Во время второй малой ектении он читает: «Иже общая сия и согласныя даровавши нам молитвы... Только во Имя Христа собираясь в любви и единодушии в храме, христиане могут достойно прославлять Бога, принося Ему в Жертву Святые Дары. Третий антифон - «Блаженны... И мы, воспевая это благоразумное исповедание, надеемся быть с Господом. К этому блаженству и ведут девять главных евангельских заповедей, преподанных Спасителем в Его Нагорной проповеди Мф. Истинный ученик Господа, испрашивающий у Него милость для себя, должен быть смирен духом, кроток, праведен, милосерд, терпелив в испытаниях, верен Господу до самопожертвования. Во время пения третьего антифона совершается малый вход. Символика малого входа, когда из северных врат алтаря выходят свещеносец со свечой, диакон с Евангелием и священник, раскрывается в тайной молитве, которую священник произносит в это время: «Владыка Господи, Боже наш, установивший на Небесах чины и воинства Ангелов и Архангелов... Творец Литургии святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ныне ликуют ангелы, ныне радуются архангелы, ныне херувимы и серафимы празднуют с нами настоящий праздник... Хотя получена эта благодать от Владыки нами, но удовольствие общее у них с нами» Святитель Иоанн Златоуст. Диакон возглашает: «Премудрость, прости! Это призыв к верующим в простоте сердца, стоя благоговейно, внимать премудрости Божией, явленной миру проповедью Спасителя. Преподобный Серафим Саровский видел во время Литургии в этот момент шествие Спасителя с сонмом ангелов и святых. После входа следует пение тропарей и кондаков, отражающих священные события праздника. Эта группа песней старается обнять все памяти, соединенные с днем совершения литургии, в показании того, что Бескровная Жертва приносится о всех и за вся. Священник у престола в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого от Херувимов и Серафимов, чтобы Он милостиво принял Трисвятую песнь, простил грехи наши вольные и невольные, чтобы освятил нас и дал силы служить Ему до конца жизни, и возглашает: «Яко Свят ecu Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно... А диакон орарем, как ангельским крылом, наводит от иконы Спасителя к предстоящим верующим, произнося: «И во веки веков». Святая Церковь молится о всех благочестиво живущих, о даровании им спасения, - всех, не только стоящих в данный момент в храме, но и о будущих поколениях людей. В начале V века в Константинополе во время страшного землетрясения совершалось богослужение и крестный ход. В видении одному отроку явились ангелы, поющие эту песнь. Христиане, услышав об этом, присоединили к ангельскому пению слова: «Помилуй нас! Святой пророк Исаия видел Престол Божий, окруженный воинствами святых ангелов, воспевающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», и воскликнул: «Уста мои нечисты, и живу среди людей с нечистыми устами! Тогда Ангел горящим углем коснулся его уст и удалил его беззаконие и грехи его очистил Ис. Воспевая Трисвятую песнь вместе с Бесплотными Силами, мы приносим Господу раскаяние во грехах и просим помощи и милости Божией. Священник восходит к горнему месту - возвышению за престолом. Горнее место знаменует Небесный Престол Божий и «означает превышенебесное пребывание Иисусово», - говорит блаженный Симеон, архиепископ Солунский. Восходя к горнему месту, как Христос на Небо, в лоно Отчее, священник читает молитву: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех... Чтец у горнего места берет у священника благословение на чтение Апостола и идет в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей. С этим Божественным приветствием Он послал их на всемирную проповедь Евангелия. В слове «мир» Господь преподал Своим ученикам, а чрез них всем пастырям Христовой Церкви, силу духовного мира Ин. До пришествия Господа мир между человеком и Богом был нарушен грехом. Грех, овладев человеком, нарушил взаимоотношения и между людьми. Спаситель по Своем Воскресении дарует через Святую Церковь человечеству Божественный мир, воссоединяя людей с Богом, друг с другом и со всем творением Ин. На приветствие священника «Мир всем! Далее следует чтение Апостола. Во время чтения Апостола совершается каждение. Оно установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что чрез проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной 2 Кор. По окончании чтения певцы поют «Аллилуиа», а чтец произносит стихи из псалмов - аллилуиарии - хвалебные гимны, возвещающие о явлении всем людям спасительной благодати Божией. Это пение является подготовительным к чтению Евангелия и подчеркивает его торжественность. Во время пения аллилуиария священник читает тайную молитву, в которой просит Бога даровать ему и молящимся разумение евангельского чтения и страх блаженных заповедей, чтобы попрать плотские похотения и стяжать духовную жизнь. Перед аналоем, на который диакон полагает Евангелие, на амвоне ставится зажженная свеча в знак благоговения к слову Божию и в ознаменование подаваемого Евангелием света богоразумия, просвещающего слушающих познанием спасительных тайн. После прочтения Евангелия в Древней Церкви полагалось произнесение епископом или священником слова назидания. Так слово Божие, прозвучавшее только что в чтении Евангелия, живо и действенно продолжалось, давало духовный всход в епископском слове - воплощенном Предании Церкви. Ныне этот древний обычай возрождается в некоторых приходах. А согласно наиболее распространенной практике сразу за Евангелием следуют ектений сугубая, иногда заупокойная и об оглашенных. Святая Церковь, приобщив молящихся к Божественной мудрости через чтение слова Божия, побуждает их к особому молитвенному прошению, которое на богослужебном языке называется прилежным молением. Ектения начинается прошением: «Рцем вси... Церковь призывает как священнослужителей, так и молящихся всеми силами и способностями души обратиться с ответной любовью, глубочайшей благодарностью и преданностью к Богу и в Нем одном искать себе помощи и заступления. В это время священник читает тайно молитву прилежного моления, в которой просит Господа Бога, чтобы Он милостивно принял усиленное сердечное моление Своих рабов о прощении грехов и ниспослал Свои щедрые благодеяния всем людям Своим. В заупокойной ектении мы молимся о своих почивших родственниках, ближних и всех скончавшихся в вере. Они знали, что от этого много им выгоды и много пользы, когда весь народ и священный лик стоят с воздеянием рук и когда предлежит страшная Жертва, то как не умолить Бога, прося о них». Во время следующей ектении молится священник об оглашенных, «подклонивших свои выи шеи », то есть в смирении и кротости ожидающих даров Божией благодати, отвергающих жестоковыйность - бессердечие и гордость языческого мира. И пророк возвещает слова Господни: «На кого призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» Ис. Призри на рабы Твоя оглашенныя... Баня пакибытия - возрождение, новая жизнь со Христом через Крещение Тит. Но «баней пакибытия» святые отцы называли и покаяние — баню слезную, омывающую нечистую совесть. Смирение, кротость и мытарева молитва могут подать дерзновение быть с верными на Тайной Вечери Господней - Евхаристии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий