Православные верующие отпразднуют Святки с 7 по 17 января. Зима - 17 января 2024 - Новости Ярославля. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте. Святки длятся с 6 по 19 января. официальный сайт краевого информационного телеканала Катунь 24. Конец Рождественских святок, 19 января — это день, когда люди идут в церковь святить воду.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Рождество, Святки, Крещение – праздники января! Как их принято отмечать?
- Святки: традиции и приметы 12 дней с Рождества до Крещения
- 6 -19 января Рождественские Святки. Что нельзя делать. Народные традиции и приметы. Гадание
- Церковь и мистика
- 6 -19 января Рождественские Святки. Что нельзя делать. Народные традиции и приметы. Гадание
- Традиционные праздники русского народа – Святки и Крещение - 15 Января 2022 - Библиотека Вилючинска
Святки. Записки этнографа
Чем угощают колядующих на Святки 2023 Хозяйки выпекают печенье колядки в форме птиц и животных. Если женщина подарит лакомства гостям в Рождество, то весь год в ее семье будет царить достаток и благополучие. Колядками угощали соседей. В народе считалось, что так можно избежать ссор. Сладости давали детям, играющим во дворе - люди верили, что ребятня будет расти здоровой и сильной.
Ну и, конечно же, крошки печенья насыпали домашним животным и птицам - им не будут страшны недуги. Согласно традициям, праздничное печенье давали колядующим через окно. К тому же их еще угощали конфетами, леденцами и дарили деньги. Вполне хорошие традиции, почему бы сейчас ими не воспользоваться.
Как и в любой праздник у Святок есть свои традиции, одна из них - колядовать Фото: Ольга Григорьева Что обязательно нужно делать в Святки В дни Святок люди ходят в гости, правда, не с пустыми руками. С собой нужно взять подарки, символизирующие дары, которые приносили волхвы младенцу Иисусу Христу. Не забывают в праздничные дни помогать ближним. Можно посетить больницы, приюты, детские дома.
Также в Святки накрывают столы, где традиционные блюда: овсяный кисель, печенье с орехами, кутья, сбитень.
Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» первая и вторая недели после Рождества соответственно. В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».
Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.
Читайте также — Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди Продолжение следует История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея. После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли. После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни. Сейчас народные празднества и гуляния поддерживаются на федеральном уровне.
В прошлом году, например, в святочном веселье принял участие сам президент Российской Федерации. Мы снова осознаем святки как особое время в году, когда хочется сугубо славить пришедшего в мир Богомладенца. Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам.
Также было принято «зажигать солнце» — свечу в центре разукрашенного колеса, гасить старый огонь в печах и разводить новый. Также в это время пекли ритуальные пряники, символизирующие жертвенных животных — коров или ягнят. Кроме того, в святочные дни народ «рядился» в звериные шкуры и страшные маски.
Иногда мужчины одевались в женскую одежду. В таком виде ряженые ходили по улицам, распевая песни и часто вытворяя «озорства». Например, они заливали водой печную трубу соседей, затаскивали сани на крышу дома и устраивали погромы. Логично предположить, что традиция петь колядки как раз пошла от песнопений ряженых. Люди верили, что в период Святок, когда ночи особенно длинные, по Земле ходят существа из потустороннего мира, в том числе и предки. Святки считались временем разгула нечистой силы. Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания. Главное, о чем просили — хороший урожай. Однако в числе пожеланий были также материальное благополучие, удачный брак и вообще все, о чем мечтали люди того времени.
Кстати, обычай купаться в проруби на Руси тоже был известен задолго до принятия христианства. Например, арабский путешественник и купец Ибн-Даста примерно в 30-е годы X века описал этот обряд. Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Как отмечали Святки после принятия христианства Отношение православной церкви к народным святочным гуляниям было негативным. VI Вселенский собор, прошедший в 680—681 годах, постановил запретить гадания, обычаи колядовать и «рядиться». На смену им по примеру Византии полагалось посещать тюрьмы, помогать бедным и вообще принимать у себя любого гостя, так как считалось, что с ним приходит Божья благодать. Отсюда вытекает и традиция петь тропари на Рождество, то есть прославлять Христа, появившегося на свет.
Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы брест. У русских Удмуртии они, кроме того, назывались соответственно Ржаное цветьё и Яровое цветьё, что актуализировало параллелизм с летними Зелёными святками , во время которых происходило колошение и цветение злаков [10]. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная» [5]. Изгнание святок[ править править код ] Обряды «изгнания святок» кутьи, коляды , приуроченные к Крещению, широко распространены у западных и восточных славян. В Нижегородской области в Крещенской сочельник зажигали сноп соломы и возили его на санках по деревне с криками: «Митрофанушка горит! Пословицы и поговорки[ править править код ] На Святки только волки женятся [26]. От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится [27]. Одна кутья на людей, другая на скотину , а третья на урожай полес. Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься воронеж. Мокрые святки — мало урожая пол.
Рождество Христово 7 января 2024: история праздника, святки и гадания, что можно и нельзя делать
В древней Церкви Рождество и Крещение отмечались в один день, и после того, как были разделены в IV-V веках, появилась традиция праздновать приход в мир Спасителя почти две недели подряд. Но празднование это не должно заключаться только в застольях и развлечениях. Святитель Феофан Затворник говорил, что само веселие в течение этих дней должны быть «свято, как они святы». И, чтобы не потерять настоящий дух Рождества, в дни Святок нужно все время славить Христа.
Готовили нечётное количество блюд: кутью, бобы, блины, кисель, хлеб. В хлев для домового ставили блины. Собирали крещенский снег — им белили холсты и умывались.
Считалось, что он исцеляет разные немощи, а снежное умывание прибавляет красоты. День накануне Крещения был главным днём святочных гаданий. Гаданиями обычно занималась молодёжь. Пели подблюдные от слова «блюдо» песни и под них гадали. Парни и девушки собирались вечером в избе, брали блюдо, и на него каждый из присутствующих клал какую-нибудь мелкую вещь — кольцо, серёжку, ленту или пояс, блюдо накрывалось полотенцем. Потом пели подблюдные песни с припевом: «Кому вынется, тому сбудется, не минуется».
Под припев вынималась одна вещица и по содержанию песни определялась судьба её хозяина или хозяйки. Иногда кольца всех участников гадания клали в сосуд с водой — это называлось «кольца закидывать». Именно так гадала на Святках пушкинская Татьяна Ларина: Из блюда, полного водою, Выходят кольцы чередою… Описание святочных гаданий находим во многих фольклорных сказаниях и в произведениях русских классиков: Жуковского, Пушкина, Некрасова. Главным событием Крещения было водосвятие, то есть церковное освящение воды в водоёмах, в особой проруби в виде креста. Она называется «Иорданью» в честь реки Иордан, в которой принял крещение Иисус. Освящение воды в народе называлось «водокрещи».
О зимних забавах в своём рассказе «Ковзель» писал наш земляк, член Союза писателей России, профессиональный журналист, лауреат литературных и журналистских премий, основатель и главный редактор первого в России семейного журнала о природе «Муравейник», Почётный гражданин Суражского района Николай Николаевич Старченко. Он с теплотой и грустью вспоминает своё детство, жизнь в деревне и катание с горок зимой. Никого не оставил равнодушным отрывок из рассказа Н.
Старченко «Ковзель». Вот строчки из этого рассказа: «Деревенские ребята просили -ставьте скорее карусель! Быстрее других отзывался наш сосед, тридцатилетний, улыбчивый охотник Ефимов Иван.
Он бесстрашно проходил по жалобно, предостерегающе трещащему льду до середины копани и в пробитую топором лунку вбивал стоймя старую тележную ось. Через два- три дня ось основательно вмерзала, и тогда на неё Иван насаживал тележное колесо, а к колесу крепилась сухая и прочная жердь - к длинному её концу привязывались маленькие санки, а за короткий нужно было браться руками и ходить по кругу, а ещё лучше бегать- тогда санки птицей неслись… Возле оси, чтобы не скользко было, лёд посыпали песком.
Праздник произвел на детей незабываемое впечатление. Он получился веселым и шумным. Участвуя в подобных мероприятиях, дошкольники приобщаются к русской культуре и традициям. Это является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.
Традиции: богослужения, святки и гадания
- Святки - самое время погадать на...варениках
- Рождественские Святки 2022 начались в России: история, традиции, колядки, приметы
- Православные отмечают Святки
- Святки 2023: Гадания, приметы и обычаи
Пришли святки-запевай колядки
В России начались Святки — двенадцать праздничных дней «от звезды и до воды», то. Святки (зимние святки, коляды) – праздничный период, который начнется в Рождественский сочельник (в ночь на 7 января) и продлится до Крещения (19 января). Святки (святые дни) двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января) Святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки принято ходить в гости, дарить подарки, желать радости, здоровья и благополучия. Святки (зимние святки, коляды) – праздничный период, который начнется в Рождественский сочельник (в ночь на 7 января) и продлится до Крещения (19 января). На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения.
Восемь любовных гаданий на Святки от йошкар-олинского экстрасенса
Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи т. Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках. Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье. Святки на Руси. О традиции празднования святок Хулиганство, освященное традицией Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью ячменную кашу с медом и изюмом , вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.
Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица. В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение.
Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами ». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог. Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа».
А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
Святки завершатся девятнадцатого января, сообщает РИА «Новости». Время начала Святок на Руси называли «от звезды до воды», потому что они начинаются в день прихода Иисуса, а завершаются в день крещения сына Божьего в реке Иордан. Некогда Рождество и Крещение праздновались в один день, но в четвёртом веке они были разделены, а время между важными церковными событиями стало называться Святками.
Позже эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово перенеслось на 7 января, а Богоявление так и продолжает праздноваться 19 января. Но в основном священники сходятся на том, что постится в святки перед Причастием не обязательно.
Их сопровождает много народа, зажиточные горожане угощают вином и кушаньем [23]. В Псковской губернии в Торопце девушки откупали на Святки дом у какой-либо вдовы, ставили скамейки до потолка в виде амфитеатра, посреди вешали огромный фонарь со множеством свечей, сделанный из цветной бумаги и украшенный разноцветными лентами.
По сторонам ставят скамейки для парней. Когда все места в амфитеатре займут девушки, открывают ворота и впускают ребят, при этом каждого гостя встречают песнями с припевом: Дунай, Дунай, многолетствуй! И с твоею полюбовницей! Святочный период[ править править код ] Во многих славянских традициях Святки делились на две половины — до Нового года и после. Первая неделя Святок нередко считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы брест. У русских Удмуртии они, кроме того, назывались соответственно Ржаное цветьё и Яровое цветьё, что актуализировало параллелизм с летними Зелёными святками , во время которых происходило колошение и цветение злаков [10]. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская.
А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная» [5].
Обряды на Святки нужно проводить по особым правилам
в Крещенский Сочельник – в этот период, по церковному уставу, поста нет. Святки (зимние святки, коляды) – праздничный период, который начнется в Рождественский сочельник (в ночь на 7 января) и продлится до Крещения (19 января). Периоды Рождественских Святок Первый день святок 6 января — рождественский Сочельник 6 января называют Святым вечером или Сочельником. 8 января 2023 в гарнизонном храме святителя Николая Чудотворца в Брестской крепости прошел праздничный колядный вечер "Святки в крепости". У православных христиан есть традиция, проводить рождественские Святки с 7 по 17 января.
Святки - самое время погадать на...варениках
Зима - 17 января 2024 - Новости Ярославля. Святки начинаются 6 января накануне Рождества Христова, когда на тёмном небе появляется первая звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду в Вифлееме, где родился Иисус Христос. в Крещенский Сочельник – в этот период, по церковному уставу, поста нет. Святки в 2023 году празднуются с 7 по 17 января. 18 января – день подготовки уже к другому важнейшему церковному празднику – Крещению Господню.
У православных начались Святки
В ходу было и много выпечки. Известно, что в 1663 г. На Святки был также обычай на следующий день после Рождества носить в церковь пироги. В XVII столетии в Москве и по другим городам накануне Рождества славили плуг, а в Васильев вечер — накануне Нового года — заговаривали каши и засевали зерно. Кашу варила обычно старшая женщина в доме, приносившая для неё из амбара крупу.
Воду приносил старший мужчина. Затирание приготовление каши сопровождалось символическим причитанием и потому, какой она получилась, судили об урожае будущего года и вообще о счастье. Красная с запечённой корочкой каша предвещала счастье, белая — беды. Обряд засеивания посеивания зерна совершали обычно мальчишки.
В Малороссии по дому или по улицам с мешками, наполненными зерном, они шли, приговаривая: «На счастье, на здоровье, на новый рок год! Роди, Боже, жито, пшеницу». В Центральной России с лукошками или мешками, полными зёрен, ходили дети, а иногда взрослые парни и девушки. Они пели песни, рассеивал по домам зерно и получали в подарок начинённые кишки, желудки и свиные ноги, специально приготовленные к этому дню.
В костромской губернии поющие исполняли: «свинку да боровка выдай для васильева вечерка». Зёрна, полученные во время святочного обряда, берегли до весны. Славяне верили, что они обладали особой природной силой и станут началом отличного урожая. Святки, хождение по гостям, пирушки, смотрины и девичье веселье В городах и сёлах святочные ночи посвящались разъездам по гостям и пирушкам для поддержания родственных отношений, поиска невест и суженных.
Бояре праздновали Святки особо торжественно. Для празднования «девичьего веселья» выбирали дом побогаче, где была девушка, вступившая в возраст невесты. Хозяйка выбранного дома начинала посещать родных, а потом принимала старых и малых — всех, у кого были просьбы, и старалась их выполнить или как-то иначе отметить приходящих. В первых санях ехала матушка с дочкой и её лучшей подругой, во вторых — нянюшки, подарки и домашний скарб на время прибывания в гостях.
Чем длинней был «поезд», тем большего почёта заслуживали гости. Матушки оставляли своих дочерей в доме, и съехавшиеся девушки и дочка хозяйки сразу признавались подружками. После приезда, на следующий день они спали до обеда, а потом рассказывали всем виденные сны и просили их отгадывать и трактовать. Затем все вместе пили взвар или «изварец» особый горячий напиток, похожий на сбитень.
Чуть позже на завтрак столы накрывались разными яствами. Девушки, согласно правилам, могли еду только пригубить, боясь зорких глаз нянюшек, которые могли разнести сплетни об обжорстве и прожорливости девиц. Днём ворота дома запирались, чтобы никто не мог помешать девичьему веселью: катанию с горок и снежкам. Потом были святочные игры, на которые приглашали братьев.
Святки — это молодежный праздник: женатые мужчины и замужние женщины, а также старики и старухи в нем не участвовали; обычаи его связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. Святки заполнены магическими действиями, обрядами, поверьями, весельем и музыкой. Считалось, что в эти 12 дней, с 7 по 18 января, происходит много чудес. Каких именно? Об этом в своей лекции рассказывает доктор исторических наук, заслуженный деятель искусств РФ, главный научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Изабелла Шангина. Изабелла Иосифовна — автор более 200 публикаций и книг об истории повседневной жизни и быта русского народа второй половины ХIХ — начала ХХ в.
Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей. В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом.
Тамбов, Моршанское шоссе, 18а, 392000 E-mail: info tvtambov. Телефоны: 8 4752 56-46-48 — отдел новостей 8 4752 56-18-85 — авторский отдел Новости Тамбова и области.
Когда Святки в 2023 году?
Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют. Колядование Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки. При этом ходят как правило дети под руководством и присмотром взрослых , поздравляют с Рождеством Христовым, поют песни и рассказывают стихотворения, а хозяева жилищ одаривают символическими угощениями. Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла. В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием. Представления, гуляния Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай. Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ.
Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные.
Как правильно гадать Куда без рождественских гаданий. Наши предки разными способами старались узнать свою судьбу в Святки. По кольцу, на свечах и зеркалах. Об этом написано немало литературных произведений. Как и на что гадали: на свече, зеркале и горячей бумаге гадали на возлюбленного; по кольцу и воде — смотрели пол будущего ребенка; по тени — чтобы разрешить терзающий душу вопрос. Чтобы узнать имя жениха, девушки в блюдце наливали воду, капали туда растопленным воском свечи и искали силуэт или букву.
Главное, попросить вслух свечу показать суженого. В полночь зеркало накрывали чистой белой скатертью, напротив ставили зеркало поменьше. А по бокам жгли свечи, чтобы они отражались в обоих зеркалах и появлялся «зеркальный коридор». Гадающие произносили вслух: «Суженый мой, ряженый, покажись мне», а затем увидев символ или лицом, кричали «Чур, сего места! Если бумага полностью обгорает, то желание исполнится.
Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 точки зрения на продолжительность Святок: I. Часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет. В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г. Однако в такой точке зрения два изъяна: 1 в Святки включается день строгого поста — Крещенский сочельник; 2 почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова — нет. Эта точка зрения отражается на некоторых электронных ресурсах как правило, нерелигиозных. Эта точка зрения — фактически вариация предыдущей, имеет те же недостатки: в период Святок включается Крещенский Сочельник, а из двух Господских праздников один Рождество Христово считается, тогда как другой — нет.
Карл Брюллов А Церковь боролась и с "бесчинными гуляниями", и с гаданиями. Постановление VI Вселенского собора 680 г. Отлучение от Причастия - наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, но, похоже, это мало кого останавливало. В народе придумали поверье: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. И все же Церковь пыталась не запретить, а просто обуздать неуемное желание радоваться, понимая, что безграничное веселье приводит к разнузданности. А от разнузданности один шаг до непотребства. В своем идеале Церковь всегда защищает человека - в том числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут. Ведь она и знает-то об этих страстях и стихиях гораздо больше, чем сам человек - еще бы! При этом, как заметил знаменитый святой XIX века митрополит Московский Филарет, "Дух Христов не враг благозаконных радостей", но именно "благозаконных". Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник - Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше? Церковь не бросает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже очистившись покаянием в пост, он все равно всегда игрушка страстей.