А всего в рамках советской лунной программы с 1959 по 1976 годы было осуществлено 24 запуска станций серии "Луна". Советская программа лунных пилотируемых полётов — это ряд проектов и две параллельно реализовывавшиеся программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом. Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе.
Что нужно для полета на Луну
- Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
- С советской лунной программы снят гриф "секретно"
- Видео: «Роскосмос» рассекретил документы по лунной программе
- Неубедительные оправдания
- Советская Луна
- Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России | РЕН ТВ | Дзен
Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия
Конечно, есть информация, что в пятый раз ракета точно бы полетела, так как многое в ней было доработано к пятому старту, но решение "сверху" поставило крест на всей пилотируемой лунной программе Советского Союза. Кроме ракеты-носителя Н1 в состав пилотируемой программы входила система Л-3. Нужно понимать, что на одной ракете на Луну не прилетишь, тем более, не совершишь посадку на ее поверхность. Поэтому, в систему Л-3, кроме как самой ракеты и верхних ступеней, которые, по своей сути, были разгонными блоками, входили Лунный орбитальный корабль ЛОК и спускаемый аппарат. Теперь, расскажем подробнее про ЛОК. Ракета-носитель "Н1" Сразу пометим, что Лунный орбитальный корабль разработали на базе космического корабля "Союз". Корабль состоял из спускаемого аппарата который возвращался на Землю , бытового отсека и рядом других отсеков и блоков, в которых помещались такие необходимые компоненты, как например двигатели, различные агрегаты и системы электропитания. К слову, бытовой отсек Лунного орбитального корабля служил камерой для перехода на спускаемый аппарат.
Для перехода в посадочный аппарат через открытый космос, создавался лунный скафандр "Кречет". Ну и конечно же, скажем о посадочном аппарате. Без него, пилотируемая миссия была бы бессмысленной.
Окон нет. Вернее, нет настоящих окон, вместо них — "нарисованные". Это вполне понятно: окна — это не только потеря тепла, но и постоянное проникновение внутрь жестокой радиации. А чтобы ни то ни другое не угрожало здоровью людей, вся эта архитектура сверху посыпана метровым слоем грунта.
По "улице" едет тяжёлый космический внедорожник "Муравей". Над ним летит "Цикада" — лунолёт. Для транспорта предусмотрен гараж. И, разумеется, было бы преступлением не воспользоваться шансом понаблюдать всегда идеально чистое и незасвеченное звёздное небо. Обсерватория на Луне — это всенепременно. Макет основного модуля долговременной лунной базы. Но головным проектировщиком города было Конструкторское бюро общего машиностроения — то самое, которое было создано через неделю после начала Великой Отечественной войны для усовершенствования "Катюш".
А поскольку предводителем там был академик Владимир Бармин, то для его команды будущий лунный город мог иметь только одно название — Барминград.
Вернее, нет настоящих окон, вместо них — "нарисованные". Это вполне понятно: окна — это не только потеря тепла, но и постоянное проникновение внутрь жестокой радиации. А чтобы ни то ни другое не угрожало здоровью людей, вся эта архитектура сверху посыпана метровым слоем грунта. По "улице" едет тяжёлый космический внедорожник "Муравей". Над ним летит "Цикада" — лунолёт. Для транспорта предусмотрен гараж.
И, разумеется, было бы преступлением не воспользоваться шансом понаблюдать всегда идеально чистое и незасвеченное звёздное небо. Обсерватория на Луне — это всенепременно. Макет основного модуля долговременной лунной базы. Но головным проектировщиком города было Конструкторское бюро общего машиностроения — то самое, которое было создано через неделю после начала Великой Отечественной войны для усовершенствования "Катюш". А поскольку предводителем там был академик Владимир Бармин, то для его команды будущий лунный город мог иметь только одно название — Барминград. В числе всех прочих проблем, которые надо было решить для его строительства, стояла проблема создать такую микроэлектронику, которая может работать на Луне или на Марсе желательно лет десять.
И мы рассчитываем только на победу!
До конца 1960-х, максимум через 7—8 лет первый человек, астронавт, должен был ступить на поверхность спутника Земли. Это был действительно «далекий путь, опаснейшее и величайшее путешествие в истории человечества», но и выбора у американцев не было. Джон Кеннеди выступает на стадионе Университета Райса Кеннеди стал президентом в январе 1961-го, и доставшееся ему космическое наследство вводило в уныние, причем не только новую администрацию, но и всю нацию. США отставали от Советского Союза, и положение лишь усугубилось тремя месяцами позже, когда 12 апреля 1961 года старший лейтенант Гагарин на полигоне Тюратам в степях Казахстана сказал свое «Поехали! Еще через пять дней американцев ждало фиаско в заливе Свиней на Кубе: попытка свергнуть революционное правительство Фиделя Кастро закончилась полным провалом. Престиж государства, всегда гордившегося своим лидерством среди стран «свободного мира», пошатнулся, и ситуацию необходимо было срочно исправлять. Президент Кеннеди выступает перед Конгрессом 25 мая 1961 года Упомянутое выше выступление на университетском стадионе в Хьюстоне стало своеобразной 18-минутной публичной презентацией этого американского сверхпроекта, и ее задачей было вдохновить американских граждан.
Граждане сперва были не очень впечатлены: их пугала высокая цена, которую им придется заплатить своими налогами за реализацию амбиций. Счет шел на десятки миллиардов долларов, причем еще тех долларов, когда обычный гамбургер стоил всего 15 центов. Как показало дальнейшее развитие событий, такое отношение публики удалось принципиально изменить, и не последнюю роль в этом сыграла полная открытость лунной программы «Аполлон». Систематические отчеты о трате бюджетных средств, демонстрация регулярных успехов проекта, его очевидный поступательный прогресс убедили страну, что все это делается не зря, что американцы действительно вновь штурмуют фронтир, как когда-то на Диком Западе, когда только рождались Штаты и нация. Эмблема программы «Аполлон» Тем временем в далекой-далекой Москве Содержание речи Кеннеди в Конгрессе и новая задача, поставленная перед американцами, оперативно стали известны в Кремле. Вскоре после этого к Сергею Королеву в его ОКБ-1 приехал Мстислав Келдыш — советский ученый, президент Академии наук, курировавший советскую космонавтику. Он рассказал, что Хрущев интересовался, насколько серьезными являются намерения американцев.
Келдыш признал принципиальную реализуемость программы «Аполлон», однако отметил, что она потребует очень больших финансовых затрат. Хрущев, по словам Келдыша, был озабочен и обещал вернуться к вопросу в ближайшее время. Однако то ли заявления американцев не были восприняты всерьез, то ли у руководства страны были сомнения в их возможностях, а быть может, из финансовых соображений, но вопрос с Луной был фактически отложен на три года. Советские мечты о покорении Солнечной системы в представлении художника Соединенные Штаты сразу сделали лунную программу общенациональной. Кеннеди в своих заявлениях открыто признавался, что заплатить за нее из собственного кармана будет обязан каждый американец. Созданное в 1958 году для координации всех космических проектов агентство НАСА получило щедрое финансирование, на пике проекта выделяя на «Аполлон» до трех четвертей своего бюджета. Если перефразировать известный советский лозунг, идея «Все для Луны, все для победы» была абсолютизирована.
Советский Союз изначально находился в совсем иных условиях. После окончания Великой Отечественной войны прошло всего полтора десятка лет, страна, по сути, была еще на пути восстановления. Одновременно в активной стадии находились десятки крайне капиталоемких проектов, порожденных кипучей натурой Никиты Сергеевича: осваивалась целина, строились гидроэлектростанции, гигантские химкомбинаты, по всей стране массово возводилось жилье. Крайне затратной была и космическая отрасль. СССР был вынужден тратить миллиарды рублей не только на «престижную» пилотируемую программу, но и на боевые ракеты. Достижение и поддержание ядерного паритета с США волновало советское руководство больше, чем эфемерная до поры до времени лунная гонка. Советский лунный корабль на пути к цели Тем не менее определенная работа в этом направлении велась.
С 1960 года ОКБ-1 конструкторское бюро Сергея Королева вело разработку новой сверхтяжелой ракеты Н-1, которой в будущем и предстояло стать основой советской лунной программы. Однако полет к спутнику Земли с высадкой на его поверхность космонавта не был ее первоначальной задачей. Даже в конце 1963 года Королев до конца не определился со структурной схемой будущей экспедиции: оригинальная идея предполагала трехпусковой вариант три ракеты Н-1 выводят на монтажную орбиту элементы будущего лунного корабля, который потом собирается в космосе и летит к цели. Подвешенная ситуация в условиях приходящих из США новостей об успехах американцев по «Аполлону» в конечном итоге заставили Королева и Келдыша летом 1964 года обратится с Хрущеву с прямым вопросом: «Летим или не летим на Луну? Сколько надо средств, столько и найдем».
«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе
По одной из версий, на дне могут находится породы нижней коры и даже лунной мантии — уникальный материал для исследований, который многое может рассказать о лунном прошлом. Оуян Цзыюань, научный руководитель китайской лунной программы: «Ближняя сторона Луны предоставила нам достаточно информации о последних 3—4 миллиардах лет своей истории. Но Луне 4,5 миллиарда лет. И именно на ее дальней стороне мы надеемся получить информацию о самом древнем периоде ее истории». Кроме того, обратная сторона Луны — это так называемая зона радиомолчания. Она всегда отвернута от Земли, а значит, помехи туда не доходят. В космосе солнце и другие планеты излучают электромагнитные волны, которые содержат в себе множество информации о Вселенной и Млечном пути. Изучать их на обратной стороне Луны — мечта ученых, ведь электромагнитные волны там находятся в первозданной чистоте. На борту лунохода, помимо дозиметра, спектрометра и прочей сложной техники, находятся семена картофеля и личинки шелкопряда.
Через какое-то время в строй встанет более мощная версия А5В, рассчитываемая на 38 тонн полезного груза на НОО. Получается, без сверхтяжелой ракеты российская лунная программа для высадки космонавтов потребует трех-четырех пусков даже самых мощных имеющихся носителей пока что в планах четыре старта. Решение нельзя назвать оптимальным, но иных пока не предвидится. А как же подготовительный беспилотный этап? Тут можно порадоваться «Луне-25» — она, похоже, действительно случится. Но судьба дальнейших миссий пока совершенно неизвестна. Да и в целом «Луну-25» изначально — « Луну-Глоб » можно смело назвать единственным этапом актуальной российской лунной программы. Последняя отечественная миссия на Луну, беспилотная «Луна-24», стартовала почти 46 лет назад.
После полета «Луны-2» появилась традиция устанавливать вымпелы на автоматические станции. Специалисты утверждают, что алюминий для вымпелов выбран был из-за его малого удельного веса. Каждый грамм бортового груза требовал увеличения веса ракетного топлива, что в свою очередь, могло отразиться на расчетных параметрах вывода спутников на околоземное пространство. Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-9» Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 года, когда в Океане Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9». С космическим аппаратом было проведено семь сеансов радиосвязи, вовремя которых на Землю передавались панорамные изображения поверхности Луны. Полет «Луны-9» имел решающее значение для дальнейших полетов к Луне, включая полеты человека. В 2016 году исполняется 50 лет со дня первой посадки на Луну космического аппарата «Луна-9». В экспозиции нашего музея представлены вымпелы, которые были установлены на аппарат «Луна-9» и доставлены на поверхность Луны. В фонде «Нумизматики и фалеристики» хранятся вымпелы, аналогичные вымпелам, установленным на космическом аппарате. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-12» 22 октября 1966 года был запущен третий искусственный спутник Луны — космический аппарат «Луна-12». Во время работы космический аппарат сфотографировал лунную поверхность и передал крупномасштабные снимки на Землю, выполнил комплекс радиоастрономических наблюдений. Вымпел, установленный на космическом аппарате «Луна-14» Космический аппарат «Луна-14» был выведен на траекторию полета к Луне 7 апреля 1968 года с помощью ракеты-носителя «Молния-М». В результате длительных, систематических траекторных измерений были получены уточненные данные по определению гравитационного поля Луны, а также для построения точной теории движения Луны. В интересах будущих пилотируемых экспедиций на Луну были проведены измерения потоков заряженных частиц, идущих от Солнца и космических лучей. Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-15» «Луна-15» — пятый искусственный спутник Луны, запущенный 13 июля 1969 года, первый космический аппарат третьего поколения.
В ходе этих экспериментов был получен ряд выдающихся научных результатов, в частности, впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли, а также установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля. Несмотря на то, что станция в Луну не попала, АМС «Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца. Таким образом, в целом полёт можно охарактеризовать как частично-успешный, рекордный для своего времени и весьма плодотворный с научной точки зрения.
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну | Какой была лунная программа Советского Союза и какие она принесла результаты. |
За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне? | Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. |
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера | Какой была лунная программа Советского Союза и какие она принесла результаты. |
Лунная программа СССР | Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года. |
Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли | Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. |
Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия
Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием доставки на Землю лунного грунта космической станцией «Луна-16». Сильный удар по проекту советской лунной программы нанесла и смерть многих участников.
Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии
Этот день в истории: 1959 год — начало советской Лунной программы | И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе – 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. |
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны | Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде. |
Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России
Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской. Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья.
В СМИ высказали мнение, почему провалилась советская лунная программа
24 сентября 1970 года советская автоматическая межпланетная станция «Луна-16» («объект е8-5») доставила на Землю 101,5 грамма лунного грунта. Звездный каталог» Космическое оборудование» История лунной программы СССР и создания советских Луноходов. 31 января в 19:00 в Центре «Космонавтика и авиация» пройдет лекция «Советская лунная программа».
«Зонд-5» – первый облет Луны. Из истории советской лунной пилотируемой программы
Да и в целом «Луну-25» изначально — « Луну-Глоб » можно смело назвать единственным этапом актуальной российской лунной программы. Последняя отечественная миссия на Луну, беспилотная «Луна-24», стартовала почти 46 лет назад. Она осуществила забор грунта и доставила его обратно на Землю. Так впервые удалось доказать наличие воды в лунном реголите. А за последние четверть века российская космонавтика не смогла полностью самостоятельно произвести ни одного аппарата, предназначенного для работы дальше околоземной орбиты. Это позволяет предположить, что необходимые для их разработки технологии не развиваются на современном уровне. Фактически весь российский проект пилотируемых полетов на Луну и строительства базы на ней вырос вокруг «Луны-25». История этого проекта насчитывает почти 25 лет, первые наработки появились в начале 2000-х, а текущий облик на чертежах аппарат принял в начале 2010-х.
А за последние четверть века российская космонавтика не смогла полностью самостоятельно произвести ни одного аппарата, предназначенного для работы дальше околоземной орбиты. Это позволяет предположить, что необходимые для их разработки технологии не развиваются на современном уровне. Фактически весь российский проект пилотируемых полетов на Луну и строительства базы на ней вырос вокруг «Луны-25». История этого проекта насчитывает почти 25 лет, первые наработки появились в начале 2000-х, а текущий облик на чертежах аппарат принял в начале 2010-х.
С 2008 года миссия сменила, как минимум, 13 ориентировочных дат запуска, две ракеты-носителя и один космодром. Иными словами, этот долгострой по своей затянутости может смело соревноваться с МЛМ «Наука». Дальнейшие автоматические исследовательские станции по программе имеют все шансы провести в разработке сравнимое время. Теоретически высадку на Луну можно выполнить и без них, но это будет безрассудством.
Эта межпланетная станция была разработана учеными и инженерами СССР с целью исследования Луны и получения новых данных о ее поверхности. Успех миссии стал важным шагом в освоении космического пространства и позволил Советскому Союзу укрепить лидерские позиции в мировой космической гонке. В честь запуска был также назван Лунником выступ ледяного Берега Отса в Восточной Антарктиде, который открыла третья Советская антарктическая экспедиция в 1958 году. Подготовка к запуску Названа новая возможная причина крушения «Луны-25» Предшественницей «Луны-2» была станция «Луна-1», запущенная 2 января 1959 года. Она стала первым в мире космическим аппаратом, который смог достичь второй космической скорости, справиться с земным притяжением и стал в конечном итоге искусственным спутником Солнца.
Однако сесть на Луну и доставить туда советские вымпелы у АМС не вышло. После этого разработчики решили повторить попытку с помощью ракеты-носителя «Восток-Л» и модифицированного аппарата того же типа. Однако, несмотря на внесенные изменения, первый запуск 18 июня 1959 года закончился аварией. На 153-й секунде полета произошел сбой гирогоризонта в системе управления ракеты-носителя, и в итоге ракету пришлось взорвать. Позднее предпринято еще три попытки запустить следующую станцию из этой серии, но каждый раз возникали неполадки.
В результате после третьей неудачной попытки ракету вместе с АМС сняли со старта, и запуск был отменен. Успешная попытка Несмотря ни на что, испытатели не сдались и продолжили работу над космической станцией. Журналисты в Союзе окрестили ее «второй советской космической ракетой».
В нем наконец-то спустя три с лишним года после аналогичной по смыслу речи Кеннеди в Конгрессе! Были поставлены и сроки ее выполнения — 1967—1968 годы, хотя уже тогда главные конструкторы, назначенные ответственными исполнителями, отдавали себе отчет, что такие даты — полная авантюра. Для того чтобы понять, почему Советский Союз при всем желании не смог бы обогнать американцев, надо разобраться в той своеобразной атмосфере, сложившейся в советской космонавтике. У каждого из «главных» были своя специализация и свое видение дальнейшего развития отрасли. В частности, все три бюро разрабатывали собственную сверхтяжелую ракету для полета на Луну, но предпочтение в конечном итоге было отдано Королеву. Для того чтобы этого добиться, отец советской космонавтики был вынужден отказаться от трехпусковой схемы полета на Луну и предварительных испытаний двигателей для своей Н-1, этой ракеты-колосса.
Несмотря на заявления Хрущева в духе «Сколько надо средств, столько и найдем» тем более что Никиту Сергеевича вскоре отправили в отставку , Королеву пришлось экономить: иначе его лунной программе могли предпочесть, к примеру, янгелевскую. Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении. Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей. Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза. Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле. Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе. Композитное фото, склейка кадров архивной съемки.
Автор: Nick Stevens nick-stevens. Была еще четвертая и пятая ступени, предназначенные для разгона к Луне и торможения на ее орбите. На всю эту конструкцию были установлены два корабля: лунный орбитальный ЛОК и лунный посадочный ЛК со своими двигательными установками. Это была колоссальная конструкция, стартовая масса которой доходила до 2750 тонн. И при всем при этом в выбранном однопусковом варианте с околоземной орбиты Советский Союз мог отправить к Луне всего 30 тонн. Аналогичный показатель американского «Сатурна-5» составлял 45 тонн. В целях экономии Королев отказался и от строительства крайне дорогостоящих наземных стендов для испытания двигателей. Американцы же на это денег не жалели. Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми».
Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук. От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков. Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом. Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся. В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата. Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены».
Параллельно работы над Н-1 все же продолжались.
«Роскосмос» рассекретил документы по советской лунной программе
Краткий план Лунной программы изначально был разбит на несколько этапов: 1. Их задача — исследовать поверхность единственного естественного спутника нашей планеты, изучить грунты, а также выбрать оптимальное место для будущей лунной базы в районе Южного полюса. В рамках этих миссий космонавты начнут устанавливать первые элементы инфраструктуры полигона, а также обсерваторию и объекты для мониторинга Земли. Его запуск будет нести, в первую очередь, демонстрационный характер. На нем планируется установить минимум исследовательского оборудования, ведь главная цель — это декларация о намерениях нашей страны вернуться на Луну. Это будет первый элемент будущей постоянной инфраструктуры российской лунной базы. Луна-25 и Луна-26 На космическом аппарате «Луна-27» на естественный спутник Земли будет доставлен бур длиной в несколько метров, который необходим для попыток обнаружить лунный грунт с неким содержанием водяного льда, необходимого для будущего функционирования обитаемой базы. Доставлять необходимое для функционирования поселения количество воды на Луну с Земли невозможно, а потому следует добывать ее на месте. Предполагается, что такой грунт находится на глубине 2 метра.
Цель аппарата «Луна-28», также как и у предшественника, заключается в заборе лунного грунта с предполагаемым наличием водяного льда. Но он, в отличие от предыдущего, не будет исследовать материалы на Луне, а вернется с полученными образцами на Землю. После запуска «Луна-28» на естественный спутник Земли также будет отправлен космический аппарат «Луна-29», который доставит туда луноход.
Потому что, если рассматривать отдельно взятую миссию «Луны-25», то она закончилась провалом. Но если рассматривать лунную программу в целом, то авария «Луны-25» — неприятный, но абсолютно не критичный эпизод. Но не критичный только в том случае, если лунная программа будет продолжаться дальше, а не будет поставлена «на паузу» из-за этой аварии. Покорение космоса всегда было и будет сложным процессом, требующим времени, терпения и, конечно же, стабильного финансирования. Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло.
Не всё гладко шло и у американцев, да и любая другая страна, решившая покорять космос, должна быть готова к долгой и тяжелой работе, в которой будут как успехи, так и аварии с катастрофами. Это может прозвучать странно, но есть во всей этой истории и положительный момент. Прилуненение «Луны-25» хоть и окончилось аварией, но Роскосмос показал, что в состоянии создавать автоматические межпланетные станции после погромных девяностых годов, нашествия «эффективных менеджеров», утраты многих ценных кадров и, как следствие этого, — потери ряда компетенций. Но потери эти, судя по всему, не катастрофические. И как бы не злорадствовали разного рода злопыхатели — в основном, нынешние «не братья», — Россия продолжает оставаться космической державой, хотя и откатилась на третье место по космическим запускам, значительно уступая США и Китаю. Когда писалась эта статья, стало известно, что индийская межпланетная автоматическая станция «Чандраян-3», на борту которой находится луноход, успешно прилунилась в районе Южного полюса, то есть там, где должна была сесть «Луна-25». Это несомненный и бесспорный успех индийской космонавтики, который однозначно поднимет престиж Индии как космической державы. У России есть все шансы повторить некоторые эти достижения, причем не надо изобретать велосипед, а надо лишь воспользоваться советским опытом.
Сделать ставку на кадры, ибо не зря сказано, что они решают всё. Обеспечить надлежащее финансирование и не допускать к космическим программам пресловутых «эффективных менеджеров», которые, как показали последние 30 лет, отличаются лишь отрицательной эффективностью в любом деле, за которое они не брались бы. Понятно, что нельзя требовать невозможного, но отечественная космонавтика только выиграла бы, если во главе её встали бы люди калибра С. Афанасьева или О. Именно при них советская космонавтика достигла своего пика, когда в порядке вещей стал десяток космических запусков в месяц! Так что выбор у России всего один — несмотря на неудачи, идти вперед и только вперед, понимая, что другого варианта не дано.
В ходе полёта «Луна-1» должна был отстрелить третью ступень ракеты, чтобы получить ускорение в сторону Луны, но конструкторы и инженеры забыли, что сигнал от Земли, который даст команду на отделение третьей ступени, идёт не одну секунду — ему нужно время.
Так как это время было упущено, аппарат успел покинуть зону земного притяжения и улетел в другу сторону. Так «Луна-1» стала первой станцией, которая покинула орбиту Земли и оказалась на орбите Солнца, то есть первым искусственным спутником светила. Если со спутниками у землян всё шло неплохо, то с полётом на земной спутник человека дело затянулось на десятилетие — слишком рискованная и сложная задача, ведь кораблю необходимо было ещё и преодолеть лунное притяжение и вернуться домой. Как бы отчаянно ни оспаривали этот факт сторонники теории лунного заговора , 20 июля 1969 года американские астронавты высадились на Луне на корабле «Аполлон-11». Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. Американцы на Луне. Межпланетная станция «Луна-16» мягко прилунилась, пробурила лунную поверхность на 35 см, взяла 101 грамм грунта реголит , снова взлетела с помощью возвратной ракеты и доставила его на Землю.
От взлёта с Земли до возвращения прошло 12 дней 12 — 24 сентября 1970 года. До этого лунный грунт брали только американцы — вручную.
Копии исторических артефактов опубликованы на сайте госкорпорации. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием доставки на Землю лунного грунта космической станцией «Луна-16».
В документе, датированном сентябрем 1970 года, говорится, что в результате космической миссии автоматическая межпланетная станция поставила несколько рекордов. В частности, аппарат совершил забор грунта, самостоятельно взлетел с Луны и вернулся на Землю с ценным грузом.